Город-герой мурманск

Город-герой Мурманск

Владимир Викторович Шарин, капитан 1 ранга, командир атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Юрий Долгорукий» родился 11 марта 1970 года в Баку, в семье военнослужащих. Вся семья по отцовской линии была связана с морем. Владимир Викторович решил продолжить династию военных

Владимир Ширин

«Практика, которую я проходил в период обучения, утвердила мою идею продолжить службу именно на подводных лодках. Между подводными лодками – атомными и дизельными — есть различия. Необходимо иметь допуск по здоровью к источникам, ионизирующего излучения, к радиоактивным веществам.

Ведь нахождение на корабле чревато своими возможными критическими ситуациями, которые могут возникнуть при обслуживании ядерного реактора, и сопутствующих его систем. Я был распределён на Дальний Восток, посёлок Шкотово-17, в бухту Павловского. Там я начинал службу. Прошёл подготовку по штурманской специальности.

Был назначен помощником командира.

В 1997 году окончил с отличием шестые высшие офицерские классы в Санкт-Петербурге (группа подводных лодок стратегического назначения). И мне предложили перевестись на Северный флот. Это предложение я принял с радостью.

Вот так я оказался в городе Гаджиево в 13-й дивизии подводных лодок стратегического назначения.

Когда началось формирование двух экипажей подводных лодок «Юрий Долгорукий», нужны были старшие помощники, которые уже имели опыт службы в своих должностях, были допущены к различным проектам кораблей, а также имели допуск к самостоятельному управлению. Я подходил по всем показателям. Мне предложили – я согласился.

И вот с 2003 года я руковожу экипажем. На корабль мы попали после полного обучения в учебном центре в городе Сосновый Бор. Там мы знакомились с кораблём, учились обслуживать его, когда он был ещё на стапелях. Только в 2009 году начались заводские ходовые испытания корабля».

  • Владимир Ширин на борту подводной лодки «Юрий Долгорукий»
  • Владимир Ширин (в центре) и члены экипажа подводной лодки «Юрий Долгорукий»
  • Владимир Ширин на борту подлодки
  • Военнослужащий у трапа подводной лодки «Юрий Долгорукий»
  • Владимир Ширин на борту подлодки
  • Военнослужащий на атомной подводной лодке «Юрий Долгорукий»
  • Владимир Ширин на борту подлодки
  • В одном из отсеков атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий»

«Мне повезло, наверное, что я не только ребёнком, а вплоть до 17 лет имел и бабушек, и дедушек с обеих сторон. У меня по материнской линии бабушка была санинструктором в медицинском поезде, который с передовой забирал раненых. Муж её, мой дед, занимался концертной деятельностью в прифронтовых районах. Выступал, был пианистом.

Дед по отцовской линии был моряком. Он доставлял в осаждённый Сталинград топливо на кораблях. Есть родственники, которые погибли на фронте или до сих пор считаются без вести пропавшими. Эта война коснулась всех семей нашей страны.

На корабле, в данном коллективе, каждый человек – продолжатель той славной деятельности, которая проходила в годы войны и в дальнейшем. То есть эти люди своим выбором профессии определили, где они находятся, по какую сторону.

Я преклоняюсь перед подводниками, ставшими первопроходцами в российском подводном флоте, которые начинали не на таких надёжных кораблях, как сейчас, и ничего не боялись. И в кругосветку ходили, и Родину защищали. Только одна гордость за них.

Атомный подводный крейсер стратегического назначения под ракетный комплекс «Булава» – это корабль четвертого поколения. Он построен на северном машинно-строительном предприятии и спущен на воду в 2008 году. В 2009 году начались ходовые испытания корабля, затем – государственные испытания. Приёмный акт был подписан 30 декабря 2012 года. 10 января 2013 года на корабле был поднят флаг.

Корабль «Юрий Долгорукий» построен по классической компоновке наших кораблей. Он двухкорпусный, лёгкий, прочный, с прилегающими к нему цистернами главного балласта. Корабль по надёжности не имеет аналогов. По своему вооружению он превосходит предыдущие проекты кораблей как по торпедному, так и по ракетному вооружению.

Основное преимущество «Юрия Долгорукого» по сравнению с другими подводными лодками предыдущих поколений – это шумность корабля. Она на данный момент в разы меньше. Если ты не шумишь, значит, ты не обнаружен.

Те задачи, которые государство ставило перед строителями, выполнены. Но возможности корабля ещё до конца не изведаны».

  • Военнослужащие проходят подготовку в учебно-тренировочном комплексе подводников в Гаджиево Мурманской области
  • Военнослужащий в скафандре в учебно-тренировочном комплексе подводников
  • Средства защиты органов дыхания в учебно-тренировочном комплексе
  • Командир атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» Владимир Ширин в учебно-тренировочном комплексе подводников
  • Владимир Ширин в учебно-тренировочном комплексе подводников
  • Военнослужащие проходят подготовку в учебно-тренировочном комплексе подводников
  • Военнослужащие проходят подготовку в учебно-тренировочном комплексе подводников
  • Военнослужащие проходят подготовку в учебно-тренировочном комплексе подводников

Через несколько недель предстоит выйти в море на государственное испытание гидроакустического комплекса. Работа очень ответственная. По её окончании можно будет считать, что корабль-новостройка прошёл все испытания.

Известно, что по своей классификации «Юрий Долгорукий» несёт 16 баллистических ракет «Булава» с межконтинентальной дальностью стрельбы.

То есть из района, где корабль выполняет свои задачи, он может поразить любую точку земного шара, и для этого не надо выдвигаться в какие-то районы, которые защищены противолодочной силой противника.

Для самообороны корабль имеет более 40 единиц торпедно-ракетного вооружения и других средств защиты, которые позволят дать должный отпор противнику в случае нападения. Ну а назначение корабля – нанесение ракетно-ядерного удара по наземным объектам противника, думаю, говорит само за себя.

Первый поход был очень трудным и опасным. Это как первый полёт самолёта, первый выход корабля, первое погружение. В нём участвовали как военные специалисты, так и гражданские строители, конструкторы. На первый поход нас благословила Архангельская епархия.

Патриарх подарил иконы. Наверное они нам и помогают выполнять эту сложную работу, с достоинством и честью нести службу. Мне кажется, всё то, что подарено людьми веры, я думаю, это ближе и чище. При моём командовании и последующем, надеюсь, так и будет».

Семья Владимира Викторовича живет в Калуге, это родина супруги. Старший сын решил продолжить династию военнослужащих, учится в Балтийском высшем военно-морском институте. Средний сын и младшая дочь – ещё школьники.

Каждый приезд Владимира ждут с нетерпением. Особенно младшая дочь Лиза, так как папа не только самый добрый и хороший, но и настоящий герой.

Папу Лизы часто приглашают в школу для проведения специальных уроков по патриотическому воспитанию.

Семья Владимира Ширина: сын Илья, супруга Елена, дочь Елизавета

Владимир Ширин

«Мой визит в школу, где учится Лиза, был запланирован ещё в прошлом году. Но, увы, не получилось из-за служебных дел. Поэтому отправился сразу после новогодних каникул. Это был открытый урок, на котором собрались ученики сразу двух параллельных классов.

Я принёс большой макет корабля, показал им видеоматериалы из своего архива, а также те, которые были сняты корреспондентами телеканалов «Россия» и «Звезда», провёл беседу. Спрашивали, конечно, больше о внешних габаритах и жизнедеятельности на борту.

Ведь деткам всего по восемь лет.

Очень поразило их, что высота корабля от киля до рубки – девятиэтажный дом, длина – почти два футбольный поля, ширина – «КамАЗ» разворачивается… Очень всё это их удивило.

Много было вопросов типа: откуда воздух, кто нам готовит пищу, сколько мы можем находится в море не всплывая, сколько миль пройдено. Умничали девочки, т.к. их больше интересовал жизненный бытовой уровень. У мальчишек тоже были вопросы.

Вот наш друг (Лиза дружит с мальчиком, они ещё с детского сада знают друг друга) подготовился и записал отдельно вопросы: как часто мы встречаемся с врагами, с противником, каковы результаты наших встреч. На что было отвечено, что результат хороший, вот он я перед тобой.

Но враг тоже знает о нашей силе.

Профессия подводника такая необычная. Вокруг Калуги тоже есть части. Больше внимания нужно уделять военно-патриотическому воспитанию, как раньше. Вычеркнуть хотели это все, говорили, что это милитаризация детей. Нет, это просто воспитание. Я считаю, это правильно».

  • Владимир Ширин в отпуске в Калуге
  • Чаепитие в кругу семьи Шириных
  • Владимир Ширин на прогулке с дочкой Лизой
  • Владимир Ширин дома в Калуге
  • Владимир Ширин в кругу семьи
  • Владимир Ширин дома часто шутит и смеется

«Мы за папу очень переживаем. Когда он приезжает, я рассказываю ему все новости, что у меня были на неделе. Он мне тоже рассказывает о своём походе. Раньше, когда была совсем маленькой, я жила в Северодвинске. В Гаджиево, где сейчас служит папа, не была.

Я хочу, чтобы с папой всё всегда было хорошо, чтобы он не болел и чаще приезжал домой».

Елизавета Ширина, 8 лет

Источник: https://vid1.ria.ru/ig/infografika/o1/heroes/murmansk/murmansk.html

Мурманск Город-герой

Мурманск — город в России, административный центр Мурманской области.

Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Крупнейший в мире город, расположенный за северным полярным кругом. Один из крупнейших портов России.

Мурманский морской порт основан в 1915 году, во время Первой Мировой войны. Его создание было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Черного и Балтийского морей.

Официальной датой основания города считается 4 октября 1916 года. В этот день состоялась торжественная церемония закладки храма в честь «покровителя мореплавателей» Николая Мирликийского. Город стал последним городом основанным в Российской Империи, его назвали Романов-на-Мурмане.

Через полгода, 3 апреля 1917, после февральской революции, он принял своё нынешнее название — Мурманск.

В 1917 году в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе которого встали большевики. Но уже в марте 1918 года с военных судов Антанты, которые ещё до февральской революции отдали якоря в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант: это стало началом интервенции.

В 1919 году власть в городе перешла к белогвардейцам, а Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала Колчака. Осенью 1919 года «союзники» были вынуждены эвакуироваться из Мурманска.

21 февраля 1920 года в городе произошло восстание, организованное большевиками, и власть опять перешла к ним.

https://www.youtube.com/watch?v=lgi8yF28kP4

В 1920-е годы город стал интенсивно развиваться, и за годы первых пятилеток стал одним из индустриальных центров страны. Мурманск обрёл современный для тех лет флот и его береговую базу, стал промышленным городом. Возводились заводские корпуса, создавалась база индустриального рыболовства. Был создан и набирал силу траловый флот.

На месте прежнего военного предприятия по рыбообработке и судоремонту был создан рыбный порт, который также стал быстро развиваться, и уже через несколько лет страна стала получать от мурманчан по два миллиона центнеров рыбы ежегодно. К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей.

В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Немецкие войска стремились захватить город, имеющий стратегическое значение, однако прифронтовой Мурманск более сорока месяцев сдерживал натиск врага с суши и с воздуха.

Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера: захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. По расчетам немецкого командования, Мурманск должен быть взят за несколько суток.

Дважды — в июле и сентябре — немецкие войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились. После того, как город отразил наступления, враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов и сбросив за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершив 792 налета.

В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Германские самолёты сбрасывали кассеты зажигательных бомб, а следом — тяжелые фугасы. Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин города.

7 октября 1944 года советские войска начали в Заполярье Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию. Гитлеровцев не спасли мощные, три года возводившиеся, оборонительные укрепления. В результате наступательной операции крупная немецкая группировка была разгромлена менее чем за месяц, восстановлена государственная граница СССР.

К концу Великой Отечественной войны город был разрушен практически полностью. Сохранились лишь портовые сооружения и три здания в городе. В ноябре 1945 года по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, наряду с Москвой и Ленинградом, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. На развитие города было выделено 100 миллионов рублей. Город был достаточно быстро восстановлен.

6 мая 1985 года за выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне городу Мурманску присвоено звание Город-герой.

Читайте также:  Полярный летчик анатолий ляпидевский

Дополнительные ссылки:
Сайт администрации города Мурманска

Источник: http://pobeda.sh56.ru/home/goroda-geroi/38-murmansk-gorod-geroj

Мурманск

Военная история Мурманска обусловлена наступлением в 1941 году немецко-фашистской армии сразу по нескольким фронтам. Так для захвата земель Заполярья, со стороны Норвегии и Финляндии, был развернут фронт «Норвегия». В планах фашистских захватчиков было нападение на Кольский полуостров.

Оборона полуострова была развернута на Северном фронте, полосе протяженностью в 500 км. Именно эти части прикрывали Мурманское, Кандалакшское и Ухтинское направления. В обороне участвовали корабли Северного флота и сухопутные войска Советской армии, защищая Заполярье от вторжения немецких войск.

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алеша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска.

Сергей Ещенко /МИА «Россия сегодня»

Вражеское наступление началось 29 июня 1941 года, но наши солдаты остановили врага в 20-30 километрах от граничной линии. Ценой ожесточенных боев и безграничного мужества этих героев, линия фронта оставалась неименной до 1944 года, когда наши войска начали наступление.

Мурманск – один из тех городов, которые стали прифронтовыми с первых же дней войны.

Вслед за Сталинградом, Мурманск становится лидером в печальной статистике: количество взрывчатых веществ на квадратный метр территории города превысило все мыслимые пределы: 792 авиационных налета и 185 тысяч сброшенных бомб – однако Мурманск выстоял и продолжал работать как портовый город.

Под регулярными авианалетами простыми жителями-героями проводились разгрузка и погрузка кораблей, строительство бомбоубежищ, производство военной техники. За все военные годы Мурманский порт принял 250 судов, обработал 2 миллиона тонн различных грузов.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Улица города после бомбежки.

Диамент /МИА «Россия сегодня»

Не оставались в стороне и рыбаки-герои Мурманска – за три года им удалось выловить 850 тысяч центнеров рыбы, снабжая провиантом, как жителей города, так и бойцов Советской армии. Горожане, работавшие на верфях, отремонтировали 645 боевых суден и 544 обычных транспортных. Кроме того, в боевые, в Мурманске были переоборудованы еще 55 рыболовецких судна.

В 1942 году основные стратегические действия развивались не на суше, а в суровых водах северных морей. Главной задачей фашистов была изоляция берегов СССР от выхода в море. Однако это им не удалось: в результате неимоверных усилий, героями Северного флота было уничтожено более 200 боевых кораблей и около 400 транспортных.

А осенью 1944 года флот изгнал противника из этих земель и угроза захвата Мурманска миновала.

Снайперы Советской Армии сидят в засаде в районе Мурманска.

МИА «Россия сегодня»

В 1944 году Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Советского Заполярья». Город Мурманск получил звание «Город-Герой» 6 мая 1985 года.

Самым известным памятником, посвященным событиям Великой Отечественной войны в городе-герое Мурманске, является мемориал «Защитникам Советского Заполярья», который находится в Ленинском округе города. Был открыт в честь 30-летия разгрома немецко-фашистских сил 19 октября 1974 г и посвящен всем павшим героям тех лет.

В народе памятник известен под именем «Алеша». Он выполнен в виде 35 –метровой фигуры солдата-героя в плащ-палатке и автоматом за плечом. Рядом с памятником находятся два зенитных орудия.

Мурманчане наблюдают за воздушным боем. Полярный фронт. Великая Отечественная война. Весна 1943 года.

Олег Кнорринг /МИА «Россия сегодня»

Другим символом города стал памятный знак «Героям североморцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны». Находится он в Ленинском округе города-героя Мурманска, как и «Алеша» был открыт в октябре 1974 г.

Памятный знак выполнен в виде наклоненной вперед стелы из клепаных металлических дисков на гранитном склоне сопки. На лицевой стороне виден свисающий якорь.

Вся композиция ограждена цепями, поддерживаемыми артиллерийскими снарядами.

Великая Отечественная война 1941 — 1945 годов. Дворец культуры имени Кирова, разрушенный в июле 1942 года во время интенсивных бомбардировок Мурманска фашистами.

Е. Лубенец /МИА «Россия сегодня»

Источник: Города-Герои Великой Отечественной войны

Источник: http://www.may9.ru/victory/hero-cities/12

Основан город-герой Мурманск

21 сентября (4 октября) 1916 г. был основан город Романов-на-Мурмане, впоследствии получивший современное название — Мурманск.

Первые проекты прокладки железнодорожного пути на Кольский полуостров появились ещё в последней трети XIX в., однако решающим толчком стала Первая мировая война.

Прекращение работы всех российских балтийских портов, закрытие Турцией черноморских проливов крайне осложнили связь России с союзниками по Антанте, а замерзающий на зиму архангельский порт не удовлетворял резко возросшим потребностям грузоперевозок.

Возникла срочная необходимость в устройстве новой гавани на незамерзающем берегу Кольского полуострова, и в начале 1915 г. началось активное строительство железной дороги от Петрозаводска, в конечной точке которой на берегу Кольского залива выросли несколько посёлков.

Новый транспортный путь был построен в короткие сроки, и уже летом 1916 г. министр путей сообщения А. Ф. Трепов представил всеподданнейший доклад об устройстве нового города.

21 сентября (4 октября) 1916 г. состоялась торжественная закладка бронзовой плиты в основание храма святителя Николая Чудотворца Мирликийского, символизировавшая основание нового города. На церемонии присутствовали морской министр России И. К. Григорович, А. Ф. Трепов, архангельский губернатор С. Д. Бибиков и другие высокопоставленные лица.

Город был назван в честь Николая II — Романов-на-Мурмане — и стал последним городом, основанным в Российской империи. В апреле 1917 г. он получил современное название — Мурманск.<\p>

После Октябрьской революции в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе с большевиками. Но уже в марте 1918 г.

с военных судов Антанты, которые ещё до Февральской революции встали на якорь в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант, что стало началом интервенции. В 1919 г. власть в городе перешла к белогвардейцам; Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала А. В. Колчака. Осенью 1919 г.

войска Антанты эвакуировались из Мурманска, а в феврале 1920 г. в городе утвердилась Советская власть.

Со второй половины 1920-х гг. Мурманск стал быстро развиваться как стратегический крупный порт, транзит через который не зависел от отношений с соседними странами. С 1933 г. город являлся одной из баз снабжения и судоремонта для вновь созданного Северного флота.

В 1920-1930-е гг., в связи с изменением административно-территориального деления, город неоднократно менял свой статус. В 1921 г. Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 г. — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 г. — Мурманской области.

Важнейшей страницей в истории Мурманска стала Великая Отечественная война. Германским командованием захват города и порта, через который шли грузы из стран-союзниц, рассматривался как важнейшая стратегическая цель. По расчётам противника, Мурманск должен был быть взят за несколько суток. 29 июня 1941 г.

началось осуществление операции «Полярная лиса» — наступление германо-финских войск, включавших в себя отборные горнострелковые части, на мурманском направлении. Советские войска к 4 июля отошли на рубеж обороны на р. Западная Лица, где противник был остановлен 52-й стрелковой дивизией и частями морской пехоты. В сентябре 1941 г.

противник предпринял второе генеральное наступление на Мурманск, однако вновь был отброшен. После срыва планов по прямому захвату города, вражеская авиация и артиллерия приступили к его планомерной бомбардировке. В общей сложности за годы войны немцами было совершено 792 налёта на Мурманск и сброшено ок. 185 тыс. бомб.

В результате бомбардировок было уничтожено три четверти городских построек, однако мурманский порт ни на минуту не прекращал свою работу.

Оборона Советского Заполярья продолжалась более трёх лет. 7 октября 1944 г. советские войска начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, и угроза Мурманску была снята.

К концу Великой Отечественной войны город был практически полностью сожжён. В ноябре 1945 г. по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей.

За послевоенные десятилетия город превратился в важнейший на Севере страны транспортный, промышленный и военно-стратегический центр.

Значительное расширение территории и резко возросшая численность населения превратила Мурманск в крупнейший город в мире, расположенный за Полярным кругом.

В 1971 г. город был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1982 г. — орденом Отечественной войны I степени. В 1985 г. за выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне Мурманску было присвоено звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В настоящее время Мурманск по-прежнему остаётся крупнейшим экономическим, культурным и промышленным центром европейского Севера России.

Лит.: Дмитриев Н. А. Мурманская область в послевоенные годы. Мурманск, 1959; Киселев А. А. «Город мой широкоплечий…»: Истор. очерк к 80-летию Мурманска. Мурманск, 1996; Он же.

Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах. Мурманск, 2002; Он же. Мурман в дни революции и гражданской войны. Мурманск, 1977; Смирнов С. А.

Мурманская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Мурманск, 1959.

Источник: https://www.prlib.ru/history/619599

Город-Герой Мурманск

1 слайд

Город-Герой Мурманск Автор — Вехорева Людмила Константиновна, учитель истории МБОУ СКОШИ №1 VІІІ вида г.Кандалакши Мурманской области

2 слайд

Город-Герой Мурманск Город-солдат, город-труженик Мурманск стал неприступной крепостью на Севере. Он парализовал ударные силы врага и стойко и надежно держал государственную границу. Освобождение Заполярья вошло в список 14 наиболее крупных сражений Великой Отечественной войны. 30 воинов Карельского фронта и 25 моряков Северного флота удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

3 слайд

Карельский фронт Гитлер придавал важное значение захвату Мурманска.

Это был незамерзающий порт, связанный железной дорогой с Ленинградом; рядом находились базы военно-морского флота и отсюда начинался Северный морской путь.

Больше всего из природных богатств фашистов интересовал никель, без которого нельзя было выплавлять сталь. Гитлеровцы планировали за трое суток преодолеть расстояние до Мурманска.

4 слайд

Разрушенный Мурманск 1200 военных дней выпало на долю Мурманска. За это время фашисты сбросили на него 207 тысяч бомб. Город выгорел на три четверти. Часто бывало в городе опаснее, чем на фронте… В одном из американских журналов того времени писали: «Если он когда-нибудь наступит — этот мир, пусть скорее придет он к людям Мурманска. Они заслужили его».

5 слайд

Подвиг мурманчан Мурманск жил и боролся: лечил раненых, формировал резервы, одевал и обувал армию, принимал транспорты союзников, отправлял стране боевую технику, ловил рыбу, возвращал в строй корабли. Войска Карельского фронта и Северного флота получали от трудящиеся Мурманска минометы и тысячи мин к ним, десятки тысяч гранат противопехотных мин, различное военное снаряжение.

6 слайд

Бои в Заполярье Кровопролитные бои шли за каждую сопку, за каждую долину, буквально за каждый метр дороги. Враг был остановлен в 50 километрах от Мурманска. Немцы потеряли здесь около 100 тысяч солдат и офицеров, почти 2000 самолетов, более 800 боевых и транспортных судов.

7 слайд

Подвиг Кислякова И одному из первых воинов Заполярья высокое звание Героя Советского Союза было присвоено Кислякову Василию Павловичу.

Оказавшись на высоте Безымянная, боец морской пехоты Василий Кисляков один прикрывал отход товарищей, семь часов вел непрерывный бой с наседавшими врагами и вышел победителем из беспримерной схватки.

«Один против ста!» — так писала о его подвиге фронтовая газета .

8 слайд

Подвиг партизан На мурманском направлении действовали партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Партизанам Мурмана приходилось воевать в труднейших условиях — безлюдная местность, бездорожье, горные кручи, болота, холодные дожди, свирепые ветры. Народные мстители взрывали мосты, уничтожали линии связи и военные склады, гарнизоны, захватывали пленных и документы.

9 слайд

Подвиг медиков Военные медики внесли неоценимый вклад в победу над врагом. За годы Великой Отечественной войны медицинская помощь была оказана более чем 20 млн. раненым и больным солдатам и офицерам, из них до 80% вернулись в строй! Солдаты и офицеры, лечившиеся мурманских госпиталях после ранения искренне восхищались мужеством докторов и сестер.

10 слайд

Помощь оленеводов Военно – полевые госпитали, медсанбаты возвращали бойцов в строй, делали, казалось бы, невозможное, чтобы спасти жизнь воинов. Большую помощь в вывозе раненых оказали десантникам коренные жители Кольского полуострова — саамы. Оленеводы на нартах, доставляли бойцов в медсанбат. Зимой для вывоза раненых использовались и собачьи упряжки.

11 слайд

Подвиг моряков Только в 1941 году подводные лодки Северного флота потопили у фашистов 32 транспорта и танкера, груженные топливом, никелевой и железной рудой, войсками и военными материалами, и несколько немецких боевых кораблей. Родина высоко оценила подвиги североморцев-подводников.

12 слайд

Подвиг Ивана Сивко 2 августа 1941 г. на подступах к Мурманску совершил подвиг боец морской пехоты краснофлотец Иван Сивко. После выполнения боевой задачи, Сивко стал прикрывать отход товарищей.

Герой сражался до последнего патрона, защищая господствующую над побережьем сопку. Когда же враги пытались взять краснофлотца в плен, он взорвал гранату.

Иван Сивко погиб, уничтожив большую группу фашистов.

13 слайд

Подвиг лётчиков Летчики Карельского фронта прикрывали пехоту, боевые корабли, аэродромы, порт и железнодорожный узел Мурманска. Воевали как настоящие герои, действовали по принципу: сам погибай, но товарища выручай. Когда кончались боеприпасы, летчики не покидали строй, прикрывая товарищей. Героические подвиги совершили многие летчики — истребители.

14 слайд

Читайте также:  Крепость-герой брест

Сафонов Б.Ф. Прославленный летчик Заполярья любимец флота и жителей Мурманска Дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов погиб в воздушном бою над морем 30 мая 1942 г. К этому времени он совершил 224 боевых вылета, сбил 30 самолетов врага лично и 3 — в групповых боях. Такого боевого счета тогда не имел ни один советский летчик.

15 слайд

Курзенков С.Г. С лётчиком Курзенковым в боях за Мурманск произошел небывалый случай. Раненый летчик выбросился из горящего самолёта, но лямки парашюта оборвались. И Сергей камнем полетел к земле.

Он упал на склон сопки и застрял в глубоком сугробе. К счастью, лётчика заметили и доставили в госпиталь. Медики вернули его к жизни. И Герой Советского Союза майор Сергей Курзенков продолжал воевать.

16 слайд

Подвиг Анатолия Бредова В наступательных боях за освобождение Заполярья нашёл своё бессмертие командир пулемётного отделения 155-го стрелкового полка мурманчанин Анатолий Бредов.

Когда кончились боеприпасы и цепи фашистов со всех сторон окружили Анатолия Бредова, намереваясь взять его в плен,отважный пулемётчик достал последнюю гранату, взорвал себя и гитлеровцев.

А было ему в ту пору – 21 год. Памятник А.Ф.Бредову.

17 слайд

Освобождение Заполярья Больше 3 лет-с 29 июня 1941 до 1 ноября 1944 шли бои в Заполярье. Красноармейцы сделали всё, чтобы фашисты больше не помышляли о захвате Мурманска и Кандалакши. За мужество и стойкость города Кандалакша и Мурманск были награждены Орденами Отечественной войны І степени. Городу Мурманску было присвоено почетное звание «Город-герой».

18 слайд

Медаль «За оборону Заполярья» 5 декабря 1944 года была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья», которой были награждены свыше 300 тысяч человек, в том числе 15 тысяч мурманчан.

На лицевой стороне медали — изображение солдата в полушубке и шапке-ушанке, с автоматом; слева от него — очертание боевого корабля.

В верхней части медали — силуэты самолетов, в нижней части -изображения танков.

19 слайд

Памятник защитникам Заполярья Великая Отечественная война унесла жизни 27 миллионов человек, из них 8,5 миллионов – на полях сражений. В сражениях за наше родное Заполярье погибли 135 тысяч человек. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

21 слайд

Список использованной литературы и материалов Интернет-ресурсов: Заполярный плацдарм. Под ред.С.А.Керонен. — СПб.: КиНт-принт, 2005.-103с. Киселев А. А., Тулин М. А. Книга о Мурманске. Мурманск, 1977. – 237с. Киселёв, А. А.  Мурманск – город-герой / А. А. Киселёв. – М. : Воениздат, 1988. – 187с. Киселёв А.А. и др.

На перекрёстках памяти: О памятниках революционной, трудовой и боевой славы Мурманской области./А.А. Киселёв, А.С. Марченко, М.Г. Орешета. — Мурманск: Кн. изд-во, 1985. — 208 с. http://www.k2000.ru/forum/lofiversion/index.php/t3021.html http://www.puteshest.ru/news/2010-03-23-64 http://www.e-reading.org.ua/bookreader. http://fictionbook.

ru/author/yuriyi_nikolaevich_lubchenkov/100_velikih_srajeniyi_vtoroyi_mirovoyi/read_online.html?page=7 http://fru.livejournal.com/135741.html http://www.mvestnik.ru/shwft.asp?pid=201108053075&fid=2336&offset=0 http://tbrus.ucoz.ru/publ/gorod_geroj_murmansk/1-1-0-98 http://nnm.ru/blogs/girlfriendHudo/gorod-geroy_murmansk/page1/ http://ottomanka.

ru/7/showthread.php?t=29&page=12 http://airaces.narod.ru/all2/safonov1.htm http://photo.peoples.ru/military/hero/aleksandr_kurzenkov/kurzenkov-03202009003016O6T.html http://library.karelia.ru/karelfront/pages/karty/html/s102_b.html http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=993 http://www.roadplanet.ru/home/region/12/page/2/ http://gviap.narod.

ru/anniversary/war.html http://wap.mobilmusic.ru/filetema.html?id=834325

Источник: http://uslide.ru/istoriya/31706-gorodgeroy-murmansk.html

Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск

?

Разведчики морской пехоты Северного флота на хребте Муста-Тунтури.

Наступление немецкого горнострелкового корпуса, начавшееся 08 сентября 1941 на Мурманском направлении, было остановлено контрударом 14‑й армии. 23 сентября противник был отброшен за р. Большая Западная Лица, где фронт стабилизировался до октября 1944.

Большое значение в срыве планов захвата Мурманска имела Полярная дивизия, ставшая необходимым резервом для обескровленных советских войск. Немецкие войска были измотаны, но из‑за стремления Гитлера любой ценой обеспечить безопасность Норвегии от захвата ее Британией не получили необходимых сил для осуществления операции.

Сказались также недооценка немецким командованием противника и особенностей местности. К октябрю 1941 ГК «Норвегия», потеряв убитыми и ранеными 10 290 человек, продвинулся в сторону Мурманска лишь на 24 км.

Оборонительные бои советских войск на мурманском направлении в 1941–1944 гг

Бои на кандалакшском направлении, где было сосредоточено бо́льшее количество войск противника, чем на мурманском, начались 01 июля 1941 и шли с особым ожесточением: боевые действия вели здесь 101‑й погранотряд, 42‑й стрелковый корпус (122‑я, 104-я стрелковые дивизии). С 07 июля советские войска начали отход на вторую линию обороны, которую защищала 104‑я стрелковая дивизия.

17 сентября войсками КА был занят рубеж вдоль реки Верман (в 90 км от Кандалакши), где боевые действия стабилизировались на три года. «Зильберфукс» (наступление на Кандалакшу), по мнению немецких генералов, был всего лишь «экспедицией» (Ф. Гальдер), основные военные действия разворачивались южнее (хотя эта «экспедиция» и стоила одним только финнам 5 тыс.

убитых и раненых солдат к середине сентября 1941).

На южном направлении финны, создав большое превосходство в силах и средствах на направлении главного удара, 05 сентября 1941 овладели г. Олонец, достигли р. Свирь, перерезали Кировскую железную дорогу, 02 октября захватили Петрозаводск, но в наступлении на Медвежьегорском направлении успеха не достигли.

План по соединению германских и финских войск для создания второго кольца блокады вокруг Ленинграда был предотвращен. Активные действия войск Красной армии сковали более 20 дивизий противника, измотав и обескровив их.

Потери советских войск в этой оборонительной операции составили: безвозвратные — свыше 67 тысяч человек, санитарные — около 69 тысяч человек, а также 540 орудий и минометов, 546 танков, 64 самолета, 8 кораблей.

Егеря под защитой сейда. Май 1942 г.

С 1942 основные боевые действия переместилась на море, где ВМФ и ВВС Германии пытались нарушить морские перевозки союзными конвоями. Значение Мурманска возросло после провала блицкрига и начала союзнической помощи по ленд-лизу (командование Вермахта, конечно, и не рассчитывало в своих планах такого развития событий).

Атака советской морской пехоты на Северном фронте. 1942 г.

Противник сосредоточил свои усилия на разгроме Мурманска и его порта с воздуха с целью парализовать работу по переработке и отправке грузов в центр станы.

Город был сожжен практически полностью (при том, что в начале войны СССР имел на Севере самолетов в 4 раза больше, чем Германия), но выполнить поставленную задачу гитлеровцам не удалось — порт продолжал работу даже в тех условиях, которые позволили назвать Мурманск «городом-фронтом».

В Мурманске и области шла напряженная жизнь: добывалась рыба для фронта и тыла страны, все предприятия работали на победу.

Мурманчане наблюдают за воздушным боем над городом. 1943 г.

Люфтваффе совершали в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов, сбросили за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершили 792 налёта.

В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года.

Германские самолёты сбрасывали на преимущественно деревянный город, в основном, зажигательные бомбы; чтобы затруднить борьбу с пожарами, применяли смешанные бомбардировки с использованием осколочных и фугасных бомб.

Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин Мурманска.

Пожар после бомбардировки города, 1942 год

Подвиг добровольцев-строителей, восстанавливавших город в период войны, увековечен в памятнике «В честь строителей, погибших в 1941—1945 годах», открытом в 1974 году.

Памятник «В честь строителей, погибших в 1941—1945 годах»

За первый год войны из Англии и Исландии в порты Белого моря были проведены 7 конвоев (PQ-0 … PQ-6). Прибыли 53 транспорта, включая советские. Из наших портов в Англию отправлено 4 конвоя (QP-1 … QP-4), Всего ушло 47 транспортов.

С весны 1942 года немецкое командование развернуло активные действия на море. В Северной Норвегии немцы сосредоточили крупные силы флота.

С марта 1942 года против каждого союзного конвоя немцы проводили специальную морскую и воздушную операцию.

Однако КВМФ Великобритании при поддержке СФ СССР, а также американских кораблей сорвали планы кригсмарине и люфтваффе изолировать СССР на Севере от Великобритании и США.

Весь 1943 шла упорная борьба за господство в воздухе, которое в конечном итоге было завоевано советской авиацией. СФ сумел обеспечить проводку союзных конвоев в зоне своей ответственности и приступил к операциям по уничтожению вражеских боевых и транспортных судов — особенно отличились при выполнении этих задач экипажи подводных лодок и торпедных катеров.

Торпедный катер ТКА-12, которым в годы Великой Отечественной войны командовал дважды Герой Советского Союза Александр Осипович Шабалин, установлен на постамент на площади Мужества в городе Североморске Мурманской области.

В 1944 в результате успешно проведенной советскими войсками Выборгско‑Петрозаводской операции (10.06–09.08.1944), приведшей к выходу Финляндии из войны (19.09.1944), командование Вермахта приняло решение отвести свои войска, действовавшие на Кандалакшском и Кестеньгском направлениях, и укрепить оборону в Заполярье.

Германское командование 03 сентября1944 утвердило план операции отхода (под кодовым названием Birke — «Береза»): оторваться от советских войск на участках Лоухи и Кандалакша, перебросить освободившиеся войска через Рованиеми на север Кольского полуострова и там закрепиться.

Сентябрьские наступления 19‑й и 26‑й армий на Кандалакшском и Ухтинском направлениях несмотря на хорошо эшелонированную оборону германских войск были успешными: 14 сентября 1944 был взят Алакуртти, в последней декаде сентября дивизии 19‑й армии вышли на государственную границу с Финляндией, освободив 45 населенных пунктов, выведя из строя 7 тысяч немецких солдат и офицеров; 26‑я армия, которой противостоял XVIII‑й немецкий горнострелковый корпус, к концу сентября продвинулась на 35 км в глубь территории Финляндии. Тем не менее по указанию Ставки ВГК войска перешли к обороне, сохраняя силы для первоочередной задачи в Заполярье — освобождения Печенгской области. Таким образом стало возможным успешное проведение сжатой по времени Петсамо‑Киркенесской наступательной операции (07.10–29.10.1944).

Советские разведчики на склоне хребта Муста-Тунтури. 1943 г.

В ненастную ночь 10 октября 1944 начался штурм немецких укреплений на Муста-Тунтури с нескольких направлений, в том числе в обход. Самая трудная задача выпала на долю 614-й отдельной штрафной роты, по численности равной батальону или полку: 750 человек.

В тяжёлых погодных условиях для отвлечения внимания противника, она должна была снизу, с моря, со стороны полуострова Средний, карабкаясь вверх по отвесной стене сквозь колючую проволоку и пулемётный огонь, штурмовать высоту 260.0, чтобы овладеть вершиной, господствующей над Малым хребтом.

Почти все бойцы роты полегли в ущелье между высотами, но дали возможность другим частям захватить хребет и общими усилиями советских войск очистить западную часть Кольского полуострова от захватчиков.

Отсюда с берегов реки Западная Лица войска Карельского фронта начали изгнание немецко-фашистских войск из Кольского Заполярья и освобождение территории северной Норвегии.

Немецкое воинское захоронение в Петсамо.

7 октября 1944 советские войска перешли в наступление, нанося главный удар из района озера Чапр по правому флангу 19-го немецкого корпуса в направлении на Луостари — Петсамо.

Преследуя отступающие немецкие войска, 14-я армия при поддержке сил флота выбила немцев с советской территории, пересекла финскую границу и начала захват Петсамо, 22 октября советские войска пересекли норвежскую границу и 25 октября освободили норвежский город Киркенес.

К 1 ноября боевые действия в Заполярье закончились, район Петсамо был полностью освобожден советским войсками.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.12.1944 учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья» (удостоено 307 000 чел.).

Армия, флот и труженики промышленных предприятий и сельского хозяйства области в годы войны сумели осуществить важнейшую стратегическую задачу: сорвали планы германского командования по изоляции СССР от союзников, не позволили перерезать Северный морской путь и обеспечили постоянно увеличившиеся поставки снаряжения, боевой техники и продовольствия, поступавшие в страну по программе «ленд-лиз».

Потери советских войск и мирного населения за 1941–44 гг. — ок. 200 тыс. человек (убито, пропали без вести, ранены). За проявленные жителями г. Мурманска мужество и героизм город получил почетное звание «Город-герой» (1985), г. Кандалакша награжден орденом Отечественной войны 1‑й степени (1984).

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска.

Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Памятник относится к одним из высочайших памятников России.

Взгляд воина устремлен на запад, в сторону Долины Славы, где во время Великой Отечественной войны проходили наиболее ожесточённые бои на подступах к Мурманску.

Перед монументом располагается подиум «Вечный огонь», который был выполнен из блоков природного камня чёрного цвета. Чуть выше, рядом с фигурой солдата — покатая трёхгранная пирамида.

По замыслу авторов — это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя. Рядом с ней находится стела из полированного гранита с надписью:

Читайте также:  Ирманов николай сергеевич

Чуть в стороне от монумента находятся два зенитных орудия. Во время боевых действий на этой вершине находились зенитные батареи, прикрывавшие с воздуха город Мурманск. У подножия памятника замурованы две капсулы. Одна с морской водой с места героической гибели легендарного корабля «Туман», другая — с землёй из Долины Славы и из района боёв на рубеже Верман.

Источник: https://paulus-raul.livejournal.com/4194.html

МУРМАНСК

Мурманск – центр Мурманской области. Расположен на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря за Северным полярным кругом. Крупнейший незамерзающий рыболовный и торговый порт в России.

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». Скульптор И. Д. Бродский, архитектор И. А. Покровский. Открыт 19 октября 1974 г.

Во время Великой Отечественной войны Мурманск стал объектом напряженной борьбы. Немецко-фашистские войска, не сумев овладеть городом в начале войны, с 1942 года подвергали его систематическим ударам авиации в целях вывода из строя порта и железнодорожной станции. В городе были разрушены или сгорели почти три четверти жилых домов, две трети предприятий.

До последнего дня войны враг безуспешно пытался нарушить морской путь в Мурманск действиями флота и авиации, заблокировать его подводными лодками. Оборонявшие Мурманск войска и трудящиеся города, проявив высокое мужество и героизм, обеспечили на протяжении всей войны бесперебойную работу порта. Мурманск сыграл важную роль в снабжении страны и армии.

Через Мурманский порт шли грузы из стран-союзниц антигитлеровской коалиции.

5 декабря 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья». В 1945 году Мурманск был включен в число 15 городов, которые по постановлению СНК СССР подлежали первоочередному восстановлению.

В 1982 году за мужество и стойкость, проявленные жителями города в борьбе с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, Мурманск был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Мурманск. 1941 год. Фото Е. А. Халдея.

Молодежь Мурманска на строительстве оборонительных сооружений. 1941 год.

Призыв в действующую армию. 1941 год. Фото К. Моисеева.

Сбитый немецкий истребитель в Мурманске на заднем дворе Дома культуры им. Кирова. 1941 год. Фото Е. А. Халдея.

Выгрузка лендлизовских танков в Мурманске. 1941 год.

Разрушенный жилой дом на проспекте Сталина (пр. Ленина). 1941 год.

Жители города Мурманска у витрин со свежими газетами. 1942 год.

Англо-американские суда в Мурманском порту. 1942 год. Фото О. Б. Кнорринга.

Дружинницы Кировского района Мурманска идут на занятия по стрелковой подготовке. 1942 год.

Горящие после налета немецкой авиации железнодорожные постройки на станции Мурманск. Июль 1942 года.

Пожар в Мурманске на улице Ленина после налета вражеской авиации. 1942 год.

Пожар после налета на Мурманск. 1942 год.

Разрушенные немецкими бомбардировками жилые кварталы Мурманска. 1942 год.

Город Мурманск после немецких бомбардировок. 1942 год. Фото Е. А. Халдея.

Разрушенные при налете вражеской авиации здания в Мурманске. Декабрь 1942 – февраль 1943 года. Фото Р. Л. Диамента.

Аэростат воздушного заграждения на проспекте Сталина в Мурманске. 1943 год. Фото К. Моисеева.

Подразделения народного ополчения Мурманска на военных занятиях. Июль 1943 года.

Сбор урожая картофеля в разрушенных кварталах Мурманска. Угол улиц Профсоюзов и Софьи Перовской. 1943 год. Фото К. Моисеева.

Восстановительные работы на проспекте Сталина (пр. Ленина). 1943 год.

Разгрузка судов в порту Мурманска. 1944 год.

Мурманск // Великая Отечественная война, 1941–1945 : энциклопедия / гл. ред. М. М. Козлов. – Москва, 1985. – С. 474.

Мурманск // Военная энциклопедия : в 8 т. – Москва, 2001. – Т. 5 : Маркировка – «Огайо». – С. 314–315.

Мурманск // Города России : энциклопедия / [под ред. Г. М. Лаппо]. – [Репр. изд.]. – Москва, 2008. – С. 285. – (Золотой фонд).

Памятник портовикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Скульптор Г. Глухих, архитектор А. Антонов. 1967 г.

Арктические конвои 1941–44 // Великая Отечественная война, 1941–1945 : энциклопедия / гл. ред. М. М. Козлов. – Москва, 1985. – С. 59.

Заполярья оборона // Великая Отечественная война, 1941–1945 : энциклопедия / [Н. А. Асташин и др. ; отв. ред. А. О. Чубарьян]. – Москва, 2010. – С. 246–248.

Заполярья оборона 1941–44 // Великая Отечественная война, 1941–1945 : энциклопедия / гл. ред. М. М. Козлов. – Москва, 1985. – С. 279.

Конвои арктические в СССР (1941–1945) // Великая Отечественная война, 1941–1945 : энциклопедия / [Н. А. Асташин и др. ; отв. ред. А. О. Чубарьян]. – Москва, 2010. – С. 302–303.

Конвои союзные в СССР 1941–45 // Военная энциклопедия : в 8 т. – Москва, 1999. – Т. 4 : Квашнин – Марицкая. – С. 140.

Мурманская область в Великой Отечественной войне (1941–1945) // Кольская энциклопедия. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1 : А–Д. – С. 90–92.

Оборона Советского Заполярья / Ю. Н. Лубченков // Сто великих сражений Второй мировой / Ю. Н. Лубченков. – Москва, 2008. – С. 92–96. – (Сто великих).

Оборонительная операция в Заполярье и Карелии 1941 / В. Ф. Мозолев // Военная энциклопедия : в 8 т. – Москва, 2001. – Т. 5 : Маркировка – «Огайо». – С. 540–541.

Петсамо-Киркенесская операция // Великая Отечественная война, 1941–1945 : энциклопедия / [Н. А. Асташин и др. ; отв. ред. А. О. Чубарьян]. – Москва, 2010. – С. 451–452.

Петсамо-Киркенесская операция 1944 / Б. П. Фролов // Военная энциклопедия : в 8 т. – Москва, 2002. – Т. 6 : Огарков – «Прогресс». – С. 375–376.

Автомат на медали : памяти всех, кто создал «изделие 86» и защищал Заполярье / М. Кураев // Родина. – 2002. – № 6. – С. 58–60.

Арктические конвои / Я. Т. Шварц, А. А. Корякин // Рос. ист. журн. – 2002. – № 1. – С. 45–54.

Арктические конвои : север. мор. сражения во Второй мировой войне / Б. Шофилд ; [пер. с англ. Л. А. Игоревского]. – Москва : Центрполиграф, 2003. – 283 с., [8] л. ил. : ил.

Боевое содружество в Советском Заполярье. 1941 г. : [взаимодействие совет. и англ. моряков в нач. период Великой Отечеств. войны] / В. Н. Копанев // Вопр. истории и культуры север. стран и территорий. – 2011. – № 2 (14). – С. 6–18.

Боевой счет моряков Северного транспортного флота в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. / Л. Б. Красавцев // Защитники Отечества : материалы XVII регион. обществ.-науч. чтений по воен.-ист. тематике / Арханг. обл. краевед. музей [и др.]. – Архангельск, 2005. – С. 141–145.

В небе Севера : [эскадрилья «Комсомолец Заполярья»] / А. И. Бескоровайный. – Москва : Изд-во ДОСААФ, 1986. – 127 с. : ил.

В прифронтовом Мурманске / И. Д. Папанин // Лед и пламень / И. Д. Папанин. – 3-е изд., перераб. – Москва, 1986. – С. 274–294.

Великая Отечественная война (1941–1945 гг.) / А. А. Киселев // Родное Заполярье : очерки истории Мурм. обл. (1917–1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. – Мурманск, 1974. – С. 316–388.

Война в Арктике [1941–1945] / Г. Д. Бурков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Сказоч. дорога, 2014. – 398, [1] с. : ил.

Выполнение партизанской присяги в условиях Заполярья – высшая плата за победу : [партизан. движение в Мурман. обл.] / А. Меньшенин // Отечеств. зап. – 2004. – № 6. – С. 203–222.

Город-герой Мурманск / И. А. Неруш. – Москва : Стройиздат, 1988. – 156, [3] с. : ил. – (Архитектура городов-героев).

Город-герой Мурманск / Ф. Ф. Слипченко // Города-герои : [учеб.-метод. пособие] / Ф. Ф. Слипченко ; Волгогр. муж. пед. лицей. – Волгоград, 2009. – С. 255–278.

Город-герой Мурманск в свете исторического регионоведения : обзор юбилейных публикаций в год его 90-летия / А. А. Киселев // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография : материалы рос.-норвеж. семинара, Мурманск, 19–20 мая 2007 г. – Мурманск, 2008. – С. 45–62.

Действия сил Северного флота по защите внешних морских коммуникаций в годы войны / П. Н. Навойцев // Воен.-ист. журн. – 1986. – № 2. – С. 10–15.

Мемориальный комплекс в Долине Славы (долина р. Западная Лица).

Дни и ночи Мурманска : по следам воен. зап. / А. М. Дунаевский. – Москва : Воениздат, 1985. – 223 с.

Заполярный бастион : [оборона Мурманска] // Гражд. защита. – 2010. – № 5. – С. 16–17.

Заполярный плацдарм (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны) / П. В. Федоров // Заполярный плацдарм : [сб. ст.]. – [Санкт-Петербург], 2005. – С. 13–19.

Значение северных конвоев в организации военно-экономического сотрудничества СССР и союзников в 1941–1945 гг. / М. Н. Супрун // Упр. консультирование. – 2005. – № 2. – С. 10–20.

К истории Мурманского военного госпиталя (75 лет со дня основания) : [в основном о деятельности госпиталя в годы Великой Отечеств. войны] / А. И. Алексеев // Сообщения V Ушаковских чтений, 15–17 мая 2008 г. / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 95–98.

Как началась воздушная война : [подгот. нем. авиации к войне и первые боевые действия нем. воен.-воздуш. сил на севере СССР] / А. Б. Соловьев // Воен.-ист. арх. – 2010. – № 4 (124). – С. 140–162.

Карточная система в годы Великой Отечественной войны: от введения до отмены : [карточ. система в Мурманске] / С. Г. Руденко // Вестн. архивиста. – 2003. – № 5/6. – С. 188–204.

Колокола нашей памяти : [док.-ист. сб. о боевых действиях на Кандалакш. направлении в период совет.-финлянд. и Великой Отечеств. войн / ред. Л. П. Пюнненен]. – Кандалакша : [б. и.], 1999. – 45 с. : ил.

Крушение планов гитлеровской Германии в Заполярье / А. А. Киселев, А. В. Воронин // Заполярный плацдарм : [сб. ст.]. – [Санкт-Петербург], 2005. – С. 21–47.

Куда идти конвоям? / М. Головко // Родина. – 2008. – № 1. – С. 97–104. – Библиогр.: с. 104.

Ленд-лиз и северные конвои / Д. А. Аруева // Защитники Отечества : материалы XVII регион. обществ.-науч. чтений по воен.-ист. тематике / Арханг. обл. краевед. музей [и др.]. – Архангельск, 2005. – С. 146–157. – Библиогр.: с. 156–157.

Международная конференция «Война в Арктике. 1939–1945» / Д. Ю. Лузин // Отечеств. история. – 2002. – № 4. – С. 210–212.

Мурманск [Изоматериал] : фотоальбом / С. А. Майстерман ; ред. Т. Альбова. – Санкт-Петербург : Судостроение, 2001. – 159 с. : фот.

Мурманск в огне войны / А. А. Воронин ; [лит. запись А. И. Краснобаева]. – Мурманск : Кн. изд-во, 1979. – 112 с. : ил.

Мурманск – город-герой / О. Борсук // Живопис. Россия. – 2006. – № 6. – С. 25–27.

Мурманск – город-герой  / С. Н. Дащинский. – Москва : Знание, 1986. – 62, [2] с. – (Новое в жизни, науке, технике. Защита Отечества ; 7/1986).

Мурманск – город-герой / А. А. Киселев. – Москва : Воениздат, 1988. – 187 с. : ил. – (Города-герои).

Мурманская область в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 : сб. док. и материалов / гл. ред. А. Н. Рябов. – Мурманск : Кн. изд-во, 1978. – 333 с. ; ил.

Мурманские конвои: военная драма в Арктике и ее участники / Х. Хенриксен ; пер. с норв. Е. Гончаровой под науч. ред. М. Н. Супруна. – Мурманск ; Архангельск : Север, 2008. – 414, [1] с. : ил. – Библиогр.: с. 405–415.

Мурманский некрополь / П. В. Федоров, А. Н. Синицкий. – Мурманск : Кн. изд-во, 2008. – 204 с. : ил. – Библиогр.: с. 203–205.

На Северном фланге : [бои в Заполярье] / В. В. Абатуров, М. Э. Морозов // Неизвестные трагедии Великой Отечественной : Сражения без побед / В. В. Абатуров, М. Э. Морозов. – Москва, 2008. – С. 349–444. – (Великая Отечественная, Цена Победы).

Незабываемый Рыбачий : [о 135-м стрелковом полке] / В. П. Барболин. – Мурманск : Кн. изд-во, 1980. – 160 с.

О вас, боевые друзья-северяне : [авиация Север. мор. флота, 1941–1945 гг. : воспоминания] / В. И. Минаков. – Мурманск : Кн. изд-во, 1989. – 191 с. : ил.

Партизаны Заполярья : [воспоминания] / А. С. Смирнов. – 2-е изд., перераб. – Мурманск : Кн. изд-во, 1989. – 191 с. : ил.

Петсамо-Киркенесская операция: два взгляда / Р. И. Ларинцев // Защитники Отечества : материалы IX обл. обществ.-науч. чтений по воен.-ист. тематике / Арханг. обл. краевед. музей [и др.]. – Архангельск, 2001. – С. 43–46.

Петсамо-Киркенесская стратегическая наступательная операция 7–29 октября 1944 г. : [состав войск ; ход операции ; потери Совет. Вооруж. Сил ; результаты операции] // Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь : [новейшее справ. изд. / Г. Ф. Кривошеев и др. ; под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева, А. В. Кирилина]. – Москва, [2010]. – С. 156–157.

Петсамо-Киркенесская стратегическая наступательная операция: уроки и выводы : (к 60-летию Победы в Великой Отечеств. войне) : [освобождение совет. Заполярья и части Норвегии] / С. В. Симоненко // Воен. мысль. – 2004. – № 11. – С. 66–75.

Поле боя – берег : [воспоминания о создании Север. оборон. р-на в 1942 г. : Полярный, Мурманск] / С. И. Кабанов. – Москва : Воениздат, 1977. – 362, [2] с. : ил. – (Военные мемуары).

Проблемы ленд-лиза в работах отечественных исследователей через призму жанрового своеобразия / М. А. Константинова // Сообщения V Ушаковских чтений, 15–17 мая 2008 г. / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 89–94.

Продовольственное снабжение населения Мурманска в годы Великой Отечественной войны / М. Г. Дружинина-Зайцева // Рос. история. – 2008. – № 3. – С. 116–122.

Памятник воинам 6-й Героической комсомольской батареи. Архитектор Д. Водолажский. 1959 г.

Противовоздушная оборона Мурманска и Кировской железной дороги / Н. А. Светлишин // Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне: вопросы стратегического применения / Н. А. Светлишин ; АН СССР. – Москва, 1979. – С. 119–123.

Разгром врага в Заполярье (1941–1944 гг.) : воен.-ист. очерк / Н. М. Румянцев. – Москва : Воениздат, 1963. – 288 с. : ил.

Рвется к городу Адольф : (хроника военного Мурманска в записях горожанина) : август 1941 г. – октябрь 1942 г. / В. П. Локтев ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : Мурм. гос. гуманитар. ун-т, 2011. – 35 с. : ил.

Северные конвои : исслед., воспоминания, док. Вып. 2 / Помор. междунар. пед. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва : Наука, 1994. – 256 с.

Северные конвои : исслед., воспоминания, док. Вып. 3 / Помор. науч. фонд, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; [сост. М. Н. Супрун]. – Москва : Андреев. флаг, 2000. – 362 с. : ил.

Союзники в Заполярье в годы Великой Отечественной войны / А. Б. Беляев // Заполярный плацдарм : [сб. ст.]. – [Санкт-Петербург], 2005. – С. 49–61.

Стратегическая оборонительная операция в Заполярье и Карелии 29 июня – 10 октября 1941 г. : [состав войск ; ход операции ; потери Совет. Вооруж. Сил ; результаты операции] // Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь : [новейшее справ. изд. / Г. Ф. Кривошеев и др. ; под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева, А. В. Кирилина]. – Москва, [2010]. – С. 81–83.

Строительство Советских Вооруженных Сил на Кольском Севере в 1940–1941 гг.: уроки и следствия «зимней» войны / Д. Г. Семенов // Сообщения V Ушаковских чтений, 15–17 мая 2008 г. / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 81–88.

«Таких людей… ни за что не сломить» (защита Мурманска от налетов немецко-фашистской авиации) / Л. М. Романов // Заполярный плацдарм : [сб. ст.]. – [Санкт-Петербург], 2005. – С. 73–81.

Участие Северного морского торгового флота в Великой Отечественной войне / Л. Б. Красавцев // Защитники Отечества : материалы IX обл. обществ.-науч. чтений по воен.-ист. тематике / Арханг. обл. краевед. музей [и др.]. – Архангельск, 2001. – С. 18–37. – Библиогр.: с. 36–37.

Была война… : фронтовая поэзия Кольского Заполярья : [сб. стихов / сост. Д. Коржов]. – Мурманск : Добросмысл, 2004. – 158 с. : ил.

Гвоздики на скалах : [о Великой Отечеств. войне в Заполярье : для сред. и ст. шк. возраста] / М. Г. Орешета. – Мурманск : Кн. изд-во, 1989. – 110, [1] с. : ил.

Мурманское направление : [сборник] / К. М. Симонов. – Мурманск : Кн. изд-во, 1972. – 350 с. : ил.

Города-герои : сценарий уст. журн. : [для сред. и ст. кл.] / Е. Г. Тарасова // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 4. – С. 4–16.

Фестиваль городов-героев, посвященный Дню Победы : [сценарий праздника в шк., посвящ. городам-героям] / Е. Д. Мойш // Кл. рук. – 2010. – № 1. – С. 54–68. – Библиогр.: с. 68.

Этих дней не смолкнет слава : вечер памяти, посвящ. 65-летию освобождения Заполярья / Е. Н. Чернушевич // Доп. образование и воспитание. – 2010. – № 4. – С. 55–57.

Источник: http://hc.east-site.ru/murmansk.html

Ссылка на основную публикацию