Броневой леонид сергеевич

Леонид Броневой

У этого артиста нет ни одной главной роли. Тем не менее, Леонид Сергеевич Броневой – неоспоримая звезда первой величины. Киноактера любят миллионы. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Леонид Соломонович родился в декабре 1928 года в Киеве, в интеллигентной еврейской семье.

Родители Броневого – Соломон Иосифович Факторович (сменил фамилию на Броневой) и Белла Львовна Ландау — воспитывали единственного сына порядочным и честным человеком.

Как и многие еврейские мальчики, Леонид Броневой учился играть на скрипке. Учителем стал известный педагог киевской консерватории Давид Соломонович Бертье.

Актер Леонид Броневой

Соломон Броневой, сын кондитера из Одессы, получил юридическое образование и был принят на работу в институт народного хозяйства. Но в 1927-ом отца артиста исключили из партии и выгнали с работы, обвинив в троцкизме.

Помог брат, благодаря которому Соломон Броневой смог найти работу. Отцу предложили должность в экономическом отделе ГПУ. Соломон согласился, хотя жена была против. Белла хотела, чтобы муж нашел себе занятие поспокойнее и пошел в адвокатуру.

Через 10 лет Броневой-старший снова попал под каток репрессий. Соломона арестовали и сослали. А вскоре грянула Великая Отечественная война. Леонид Броневой с матерью отправился в эвакуацию. Там, в Казахстане, юноша окончил 7 классов.

По окончании школы поступил в театральный вуз в Ташкенте. Чтобы прокормить себя и мать, молодой человек устраивался на подработку учеником пекаря, секретарем-машинистом, помощником в пошивочном цехе кукольного театра.

Леонид также работал диктором на местном радио.

Леонид Броневой в молодости

Родители Броневого так и не воссоединились. Белла Львовна после ареста и ссылки мужа, пытаясь защитить ребенка от клейма «сын врага народа», развелась и сменила отчество Леонида с «Соломонович» на «Сергеевич».

Театр

Окончив Ташкентский театральный институт, Леонид Броневой получил распределение в Оренбург. Некоторое время молодой артист выходил на подмостки театров Оренбурга и Магнитогорска. Но мечта вырваться в столицу и продолжить образование не покидала Леонида.

Юноша рискнул, и риск оказался оправданным. С первой попытки Броневой поступил в Школу-студию МХАТ и был зачислен сразу же на 3 курс. Но по окончании вуза молодого актера снова «сослали» подальше от Москвы.

Броневой служил в театрах Иркутска, а потом Воронежа и Грозного.

Вернуться в столицу Леониду Сергеевичу удалось в 1961 году. Нельзя сказать, что Москва приняла артиста гостеприимно. Актеру довелось зарабатывать на кусок хлеба даже игрой в домино. Ведь на руках Броневого после смерти жены осталась крошечная дочь Валя. Но в 1962 году актера приняли в драмтеатр на Малой Бронной. Здесь Леонид трудился до 1988 года и быстро стал ведущим артистом театра.

Леонид Броневой в театре

На этих подмостках Леонид Сергеевич Броневой сыграл десятки ролей. Театралы аплодировали актеру стоя. Здесь артист появился в образе Капулетти в постановке «Ромео и Джульетта», Христофора Блохина в «Сказках старого Арбата», Чимендяева в «Директоре театра».

В 1988 году Леонид Сергеевич перешел в «Ленком». Постановки с участием артиста – «Вишневый сад», «Чайка», «Палач палача» – вошли в золотой фонд театра.

Фильмы

Кинематографическая биография Леонида Броневого началась в 1964 году. Дебютной оказалась роль полковника жандармерии в картине «Товарищ Арсений», после которой артиста начали приглашать на роли начальников, служащих, жандармов.

В первые годы кинокарьеры Леонид засветился в фильмах «Лебедев против Лебедева», «Твой современник», «… И снова май!».

И хотя в кино Леонид Броневой пришел в довольно зрелом возрасте (дебют состоялся, когда ему исполнилось 36 лет), но именно появление на экране превратило актера в звезду. И случилось это спустя 9 лет после первого фильма.

Леонид Броневой в фильме «…И снова май!»

Во второй половине 60-х последовала череда работ в телеспектаклях «Комендант Лаутербурга», «С первого взгляда», «Что делать?», «Золотая карета».

В постановке Анатолия Эфроса «Борис Годунов. Сцены из трагедии» Броневой перевоплотился в героя Шуйского.

Леонид Сергеевич также участвовал в съемках популярного телесериала начала 70-х «Следствие ведут ЗнаТоКи», где сыграл двух эпизодических персонажей.

В серии телеспектаклей Броневой вновь отличился значимой ролью короля Франции Людовика Великого в постановке «Всего несколько слов в честь господина де Мольера».

В телефильме Эфросу удалось соединить два произведения – пьесы М.Булгакова «Кабала святош» и Ж.- Б.

Мольера «Дон Жуан», на первый план в которых режиссер вывел героя Броневого и его антипода – самого Мольера в исполнении Юрия Любимова.

Леонид Броневой в сериале «Семнадцать мгновений весны»

В 1973 году на экраны вышел сериал «Семнадцать мгновений весны», сделавший всех артистов, которые там играли, настоящими звездами. Генрих Мюллер в исполнении Броневого запомнился зрителям не меньше, чем главный герой Вячеслава Тихонова – полковник Максим Исаев.

Это не типичный гестаповец, а старый служака, хотя и опасный, но одновременно добродушный и владеющий специфическим чувством юмора. Фразы персонажа мгновенно становятся крылатыми, например, «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться» или «Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно». В фильме также снялись Олег Табаков, Ростислав Плятт, Юрий Визбор.

Через год Броневой перевоплотился в обаятельного профессора Медведева в мелодраме «Врача вызывали?», в которой речь пошла о первых профессиональных шагах недавней студентки медицинского вуза Кати Лузиной (Наталья Попова). В детском фильме «Пятерка за лето» Леонид Броневой примерил образ повара столовой, который разговаривал стихами.

Леонид Броневой в фильме «Ольга Сергеевна»

В 1975 году завершились съемки драмы «Агония» с участием Броневого в роли личного секретаря Распутина (Алексей Петренко) Ивана Федоровича Манасевича-Мануйлова. На экраны фильм вышел спустя десять лет. В этом же году в эксцентричной комедии «Маяковский смеется» Леонид Сергеевич сыграл недобросовестного актера Бочкина.

Артист появился также в мелодраме «Ольга Сергеевна» с Татьяной Дорониной в главной роли и в драме Глеба Панфилова «Прошу слова», где главную героиню исполнила Инна Чурикова. Спустя два года Леонида Броневого пригласили в совместный советско-румынский проект «Вооружен и очень опасен», где актер сыграл персонажа Питера Дамфи.

В 1979-ом вышла культовая картина «Тот самый Мюнхгаузен», где Леонид Броневой сыграл Герцога. Фразы персонажа тоже были разобраны на цитаты.

Леонид Броневой в фильме «Покровские ворота»

Через 3 года зрители с удовольствием смотрели «Покровские ворота». И снова герой Броневого – Аркадий Варламович Велюров – становится одним из наиболее любимых и обаятельных. Фраза Велюрова «Заметьте, не я это предложил», которую Броневой произносил с неповторимой интонацией, широко используется и поныне.

В 1984 году телезрители получили новый подарок – картину «Формула любви».

Доктор в исполнении Леонида Сергеевича – это умудренный годами человек, которого трудно удивить чудесами и чью уверенность в себе не может поколебать ничто в этом мире.

И если добавить к этому чувство юмора, то перед зрителями предстанет персонаж Броневого. И снова фразы, ставшие крылатыми: «А голова – предмет темный, исследованию не подлежит» или «Коли доктор сыт, так и больному легче».

Леонид Броневой в фильме «Небеса обетованные»

Фильмография Леонида Броневого насчитывает 120 ролей в кино и театре.

В 90-е годы артист появился всего в пяти кинокартинах, среди которых наибольшей популярностью пользовалась комедия Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», где Броневой предстал в роли Семена Ефремовича, полковника в отставке.

Из последних киноработ зрителям запомнилась роль старого актера Журавлева в ленте «Простые вещи», за которую Броневой в 2008 году был награжден «Никой».

Во второй половине 2000-х актер снимался в основном в экранизациях классических пьес и телеспектаклях. В 2012 году, будучи на гастролях, Леонид Броневой пережил инфаркт, что сказалось на состоянии здоровья мастера. После кризиса Броневой больше не появлялся на телеэкранах. В 2014 году Леонид Сергеевич вышел на сцену родного «Ленкома» в спектакле «Вишневый сад», в роли Фирса.

Личная жизнь

Первая жена Леонида Броневого Валентина Блинова умерла вскоре после рождения дочери Вали. Артисту пришлось несладко, ведь Леонид практически один растил маленькую дочь. После переезда из Воронежа в Москву помогли родственники покойной супруги.

Личная жизнь Леонида Броневого наладилась только после того, как дочь получила высшее образование. Артист не хотел травмировать психику Валентины. Леонид женился вторично, и супруга Виктория Валентиновна скрасила существование артиста. Вторая жена актера не имеет отношения к миру искусства.

Леонид Броневой с женой

По профессии Виктория инженер. Но редкое взаимопонимание и теплота в отношениях, появившиеся в самом начале совместной жизни, сбереглись и поныне. Больше в семье Леонида Броневого детей не было. Леонид Сергеевич вел закрытый образ жизни, семейные фото актера редко попадали в СМИ.

Дочь актера Валентина – филолог, окончила Институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Дочка не пошла по стопам отца, а проработала почти 30 лет во Всемирной службе вещания Гостелерадио.

Смерть

В 2016 году с актером вновь случилось несчастье. Броневой упал дома и порезал руку, но все обошлось. В последние годы Леонид Сергеевич периодически появлялся на театральных подмостках, в сентябре 2017 года прибыл на сбор труппы «Ленкома».

Последний месяц жизни он провел в больнице, по сообщению источников, с каждым днем состояние актера ухудшалось. За три недели до смерти актера перевели в реанимацию. 9 декабря стало известно, что Леонид Броневой скончался на 89-том году жизни .

Фильмография

  • 1965 — «Лебедев против Лебедева»
  • 1971 — «Следствие ведут ЗнаТоКи»
  • 1973 — «Семнадцать мгновений весны»
  • 1975 — «Агония»
  • 1975 — «Ольга Сергеевна»
  • 1977 — «Вооружен и очень опасен»
  • 1979 — «Тот самый Мюнхгаузен»
  • 1982 — «Покровские ворота»
  • 1984 — «Формула любви»
  • 1988 — «Большая игра»
  • 1991 — «Небеса обетованные»
  • 1992 — «Старые молодые люди»
  • 2007 — «Простые вещи»
  • 2008 — «Без вины виноватые»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/2084-leonid-bronevoj.html

Броневой, Леонид Сергеевич

Леонид Сергеевич Броневой (родился в 1928) — советский и российский актёр театра и кино, Народный артист СССР (1987).[1][2]

Биография

Родился 17 декабря 1928 года в Киеве в еврейской семье Соломона Иосифовича и Беллы Львовны Броневых. В детстве обучался игре на скрипке в десятилетней музыкальной школе при Киевской консерватории у известного киевского педагога, профессора Давида Соломоновича Бертье.

Семья «врага народа»

Отец будущего актёра, Соломон Иосифович Броневой (настоящая фамилия — Факторо́вич) происходил из семьи одесского кондитера,[3][4][5] участвовал в Гражданской войне, в 1920—1923 годах работал в ОГПУ, после окончания юридического отделения рабфака в Киеве (где познакомился с будущей женой — студенткой экономического отделения) — в аппарате Института народного хозяйства Украинской ССР, но в 1927 году был исключён из партии по обвинению в троцкизме и уволен из института. В 1928 году, незадолго до рождения сына, Соломон Иосифович по ходатайству старшего брата (впоследствии начальника 2-го отдела экономического управления и отдела кадров ГПУ УССР, в 1936—1937 годах заместителя наркома здравоохранения Украины Александра Иосифовича Броневого, 1898—1940) попал в киевский окружной экономический отдел ГПУ, затем был командирован в Иваново, в 1933 году награждён орденом Красной Звезды и в 1934 году в звании майора госбезопасности (соответствовавшему тогда армейскому комбригу) назначен начальником 6-го отдела НКВД УССР. В 1935 году был уволен из органов госбезопасности и назначен начальником киевского парка культуры и отдыха. 13 сентября 1936 года арестован и 9 марта 1937 года приговорён к 5 годам заключения (после продления срока освобождён в 1946 году, с 1950 года на поселении). Мать развелась с ним и сменила сыну отчество на «Сергеевич», но это не помогло — как «семью врага народа» их с сыном отправили в ссылку в город Малмыж Кировской области.[6]

В 1941 году Броневым позволили вернуться в Киев, но началась война и они были эвакуированы в город Чимкент Казахской ССР, где Л.С. Броневой учился в средней школе и начал самостоятельно работать. Вместе родители Леонида Броневого больше никогда не жили.

В 1950 году Л.С. Броневой окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского. После распределения Броневой с 1950 года работал в театрах Магнитогорска и Оренбурга.

В 1953 году Л.С. Броневой рискнул и поехал в Москву, где ему удалось сразу поступить на третий курс Школы-студии МХАТ (курс А.М. Карева) и окончил её в 1955 году. После окончания Школы-студии актёр снова не остался в Москве, а оказался в Грозненском драматическом театре.

Л.С. Броневой в Иркутске

Из Грозного Л.С. Броневой приехал в Иркутск, работал в труппе Иркутского драматического театра. Играл роли во многих спектаклях — например, Сергея в драме «На Байкале», Яшу Дубровского в «Дмитрии Стоянове», Коха в «Последней остановке».

Читайте также:  Изготовители знаков ордена святого александра невского 1797-1917 гг.

Здесь у Леонида Сергеевича и его жены Валентины родилась дочь. Броневой подружился с Виталием Венгером, они были заняты вместе в спектаклях. В «Улице Трех Соловьев, 17», например, артисты играли роли двух приятелей — толстого и тонкого, Броневой, естественно, был толстым, а Венгер — тонким[7].

В Иркутске Л.С. Броневой создал драмкружок — по его признанию, только потому, что пообещал создать хор за свою зарплату — 60 рублей в месяц.

В Иркутском академическом драматическом театре им. Охлопкова есть свой музей. Собирал экспонаты — фотографии, афиши, программки, и многое другое — заслуженный артист РФ Виталий Петрович Сидорченко. Благодаря ему сохранились несколько программок спектаклей с участием Броневого и даже фотографии Леонида Сергеевича на сцене.

Кстати, существует байка, что звание «Народный артист РСФСР» Броневой получил благодаря тому, что сообщил Борису Николаевичу Ельцину о своей работе в Иркутске:

— Мы выступали в Государственном Кремлевском дворце, я читал «Стихи о советском паспорте» Маяковского. После концерта за кулисы пришел тогдашний первый секретарь МГК Ельцин в сопровождении чиновников. Красивый, вальяжный, метра под два ростом.

Кто-то из артистов его спрашивает: «Борис Николаевич, ну как вам тут, в Москве?» Он махнул так рукой и говорит: «Не спрашивайте!». И вдруг обращается прямо ко мне: «Вы сибиряк?» Я отвечаю: «Можно сказать — да, работал много лет в Иркутске».

Тогда он поворачивается к сопровождающим, среди которых я узнал министра культуры РСФСР Мелентьева: «Почему он до сих пор не народный артист России?» Буквально через два дня я уже был им![7].

Москва

После Иркутска был Государственный Воронежский академический театр драмы имени А. Кольцова. С 1962 по 1988 год Л.С. Броневой был ведущим актёром Московского драматического театра на Малой Бронной. С 1988 года — в Московском театре Ленком.

Впервые всесоюзную популярность Броневому принесла сыгранная в 45-летнем возрасте роль Генриха Мюллера в телесериале «Семнадцать мгновений весны».

Созданный им образ шефа гестапо — не примитивного садиста-костолома, какими часто изображали гестаповцев в советских фильмах, а нормального человека, с чувством юмора («Я старый добрый человек, ваш красавчик-шеф злее меня в тысячу раз», «В СС верить нельзя никому, иной раз даже самому себе.

Мне — можно»), простыми манерами и не слишком щепетильным отношением к официальной идеологии («Развелось много идиотов, говорящих правильные слова»), но при этом умного, квалифицированного профессионала и опасного противника, — оказался очень ярким, запоминающимся, вызывающим уважение и даже симпатию.

Многие реплики телевизионного Мюллера стали крылатыми выражениями; более всего, видимо, повезло прочно вошедшей в русский язык фразе: «Штирлиц! А Вас я попрошу остаться!».

Вторым столь же популярным персонажем Броневого стал Доктор из художественного фильма «Формула любви».

Пожилой человек, умудрённый опытом, для которого в мире нет ничего неожиданного, ничего такого, что могло бы поколебать уверенность в себе и в правильности своих взглядов на жизнь.

Многие фразы Доктора, произнесённые с интонацией Броневого, стали популярными в народе. Это же относится и к роли артиста эстрады Велюрова из ленты «Покровские ворота».

В последующие годы актёр сыграл ещё более двадцати ролей в кино. Последняя, на текущий момент — роль старика-актёра Журавлёва в фильме «Простые вещи», за которую он получил «Нику» в марте 2008 года.

Награды

  • Заслуженный артист РСФСР (1971)
  • Народный артист РСФСР (1979)
  • Народный артист СССР (1987)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1982)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1 декабря 2008, награждение состоялось 17 декабря) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность[8][9]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 декабря 2003) — за большой вклад в развитие отечественного искусства[10]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 августа 1997) — за большие заслуги в развитии театрального искусства[11]
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 года (29 мая 1997)[12]
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976) — за исполнение роли Мюллера в телесериале «Семнадцать мгновений весны»

Творчество

Роли в театре

Грозненский драматический театр

  • «Кремлёвские куранты» Н. Погодина — Сталин

Театр на Малой Бронной

1970 — «Ромео и Джульетта» Шекспира (постановка А. Эфроса) — Капулетти

1970 — «Сказки старого Арбата» А. Арбузова (постановка А. Эфроса) — Христофор Блохин

1973 — «Ситуация» В. Розова

1975 — «Женитьба» Н. Гоголя (постановка А. Эфроса) — Яичница

1977 — «Месяц в деревне» И. Тургенева (постановка А. Эфроса) — Шпигельский.

1984 — «Директор театра» И. Дворецкого (постановка А. Эфроса) — Чимендяев

Ленком

«Мудрец» по А. Островскому — Крутицкий

«Чайка» А. Чехова — доктор Дорн

«Королевские игры» Г. Горина — Норфолк

«Варвар и еретик» — Потапыч

«Плач палача» — Сосед (отец)

«Вишнёвый сад» А.П.Чехова — Фирс, лакей

Фильмография

1964 — Товарищ Арсений — полковник жандармерии

1965 — Лебедев против Лебедева — Евгений Викторович

1967 — Твой современник — референт министра

1971 — Следствие ведут знатоки. Дело № 4. Повинную голову… — Кудряшов

1972 — Следствие ведут знатоки. Дело № 6. Шантаж — Кудряшов

1973 — Исполняющий обязанности — Тугодаев, заказчик проекта

1973 — Семнадцать мгновений весны — Генрих Мюллер

1973 — Всего несколько слов в честь господина де Мольера — Людовик Великий, король Франции

1974 — Агония — Иван Фёдорович Манасевич-Мануйлов

1974 — Врача вызывали? — Медведев Леонид Сергеевич, профессор, заведующий терапевтической клиникой

1974 — Пятёрка за лето — Степан Петрович, повар, говорящий стихами

1974 — Таня — Васин Семён Семёнович

1975 — Концерт для двух скрипок — профессор

1975 — Маяковский смеётся — Олег Баян

1975 — Ольга Сергеевна — Тютяев

1975 — Прошу слова — Пётр Васильевич Алтухов, бывший председатель горисполкома

1977 — Вооружён и очень опасен (фильм)|Вооружён и очень опасен — Питер Дамфи

1979 — Похищение «Савойи» — Шалло Жан, коммерсант

1979 — Тот самый Мюнхгаузен — герцог

1980 — Какие наши годы! — Осташенко Михаил Михайлович, отец Майи

1982 — Возвращение резидента — Иоганн Штаубе

1982 — Покровские ворота — Аркадий Варламович Велюров

1983 — Если верить Лопотухину — директор школы Юрий Леонидович

1983 — Месяц в деревне — Игнатий Ильич Шпигельский

1984 — Формула любви — доктор

1986 — Конец операции «Резидент» — Иоганн Штаубе

1986 — Чичерин — М. М. Литвинов

1987 — Загадочный наследник — Алексей Миронович Лизовский, нотариус

1988 — Большая игра

1988 — Физики — Алек Джаспер Килтон

1991 — Небеса обетованные — полковник Семён Ефремович

1992 — Старые молодые люди

1993 — Итальянский контракт

1996 — Маленькая королева и другие

1997 — Шизофрения — портной

2007 — Простые вещи — Владимир Михайлович Журавлёв

2008 — Без вины виноватые — Мендельсон.

Озвучивание мультфильмов

1981 — Пластилиновая ворона

1986 — Следствие ведут Колобки

«Крылатые» реплики из фильмов

  • Штирлиц! А Вас я попрошу остаться. («Семнадцать мгновений весны»).
  • Они все фантазёры, наши шефы… Им можно фантазировать — у них нет конкретной работы! («Семнадцать мгновений весны»).
  • В наше время нельзя верить никому, даже себе! Мне — можно… хи-хи («Семнадцать мгновений весны»).
  • Голова — предмет тёмный, исследованию не подлежит. («Формула любви»).
  • Когда доктор сыт — и больному легче. («Формула любви»).
  • Ну откуда в Италии мята? Видел я эту Италию на карте — сапог сапогом. («Формула любви»).
  • И с барышнями поаккуратнее, каменные они там, не каменные… Наше дело — сторона. Сиди на солнышке, грейся… («Формула любви»).
  • Пальцем искрить, вилки глотать в нашем возрасте уже не годится. («Формула любви»).
  • Из Мюнхгаузена воду лить не будем. («Тот самый Мюнхгаузен»)
  • Мне всегда нравился Ваш образ мысли, прямая линия плеча, зауженные панталоны: Вы могли бы стать примером для нашей молодёжи(«Тот самый Мюнхгаузен»)
  • И вот тут некоторые стали позволять себе делать накладные карманы. Так вот этого мы позволять не будем! («Тот самый Мюнхгаузен»)
  • Кафе-бар. Я догоню. («Покровские ворота»).
  • Наяда моя! («Покровские ворота»).
  • А кто не пьёт? Назови! Нет, я жду! («Покровские ворота»).
  • Заметьте, не я это предложил! («Покровские ворота»).
  • Но как вы спелись! («Покровские ворота»).
  • Раньше я шёл в Мосэстраду как в дом родной, теперь я иду туда как на Голгофу. («Покровские ворота»).
  • У меня пенсия хорошая. Маленькая, но хорошая. («Небеса обетованные»).
  • Необходимость судить о себе — это как раз то, что отличает человека от других млекопитающих («Врача вызывали?»)
  • Смертельно раненого Александра Сергеевича Пушкина нынче выходил бы рядовой скромный добросовестный врач! («Врача вызывали?»)

Примечания

Ссылки

  • Биография на сайте КИНО-ТЕАТР
  • Биография на сайте «Яндекс.Словари»

Источник: http://irkipedia.ru/content/bronevoy_leonid_sergeevich_0

Броневой Леонид Сергеевич (стр. 1 из 2)

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и лауреат Государственной премии РФ имени К.С. Станиславского

Родился 17 декабря 1928 года в Киеве. Отец — Броневой Сергей Осипович. Мать — Броневая Белла Львовна. Супруга — Броневая Виктория Валентиновна, по профессии — инженер. Дочь — Валентина Леонидовна. Внучка — Ольга Анатольевна.

Становиться актером Леонид Броневой не собирался. Он учился в музыкальной десятилетке при Киевской консерватории по классу скрипки у профессора Давида Соломоновича Бертье. Возможно, сказались гены предков: на скрипке играл его дед, бабушка пела и танцевала в варьете.

А вот родители не имели к искусству никакого отношения. Оба учились на рабфаке в Киеве.

Мама была бухгалтером, а отец, воевавший в гражданскую, получив юридическое образование по совету старшего брата, заместителя Наркома внутренних дел УССР по кадрам Александра Осиповича Броневого и вопреки мнению матери поступил на работу в экономический отдел НКВД Украины.

К середине 1930-х годов он довольно высоко поднялся по служебной лестнице, получив на петлицу один ромб. Так что будущие интересы Леонида были связаны с профессией дипломата или, в крайнем случае, журналиста-международника. Но…

В 1937 году отца арестовали как «врага народа», а мать с малолетним сыном сослали в город Малмыж Кировской области. Здесь Леониду пришлось позабыть и об уроках музыки, и о дипломатии, и о журналистике.

В 1941 году Броневым позволили вернуться в Киев, но началась война, и они оказались в эвакуации в городе Чимкенте Южно-Казахстанской области.

В 1944 году Леонид экстерном окончил десятилетку, причем одновременно с учебой подрабатывал: трудился учеником пекаря, секретарем-машинисткой, в пошивочном цехе кукольного театра, причем сам написал кукольную пьесу, сам поставил ее и сам же играл роль милиционера. Пришло время определяться с дальнейшей профессией.

Однако выбор оказался не прост. Путь в журналистику и тем более в дипломатию, впрочем как и в военное училище, Леониду был заказан — мешало клеймо сына «врага народа». По совету матери, он решил попытать счастья в Ташкентском институте театрального искусства имени А.Н. Островского. Только там не требовали заполнять никаких анкет.

В 1950 году после окончания училища и распределения Леонид Броневой оказался в Челябинской области, в Магнитогорском драматическом театре имени А.С. Пушкина, с мизерным окладом, которого едва хватало на скудное пропитание. Ролей на первых порах не было, и чтобы как-то себя занять, Броневой возглавил драмкружок, организовал хор и сам аккомпанировал ему на аккордеоне.

А когда узнал, что ему наконец дали роль, — был безмерно счастлив. Броневой с юмором вспоминает, как на первой же читке пьесы выяснилось, что роль ему поручили… без слов.

Режиссер популярно объяснил молодому человеку, что у него еще все впереди: роль с текстом сумеет сыграть каждый, а ты попробуй обратить на себя внимание без поддержки автора — вот тогда-то я и поверю, что ты — настоящий артист!..

Через некоторое время Леонид Броневой уехал в Оренбург и устроился на работу в местный драмтеатр.

Возможно, его актерская судьба сложилась бы иначе, если бы он однажды не увидел по телевидению спектакль Художественного театра «На дне» с Алексеем Николаевичем Грибовым.

Игра великого актера произвела на молодого артиста настолько огромное впечатление, что Броневой написал совершенно незнакомому человеку восторженное письмо. И… вскоре получил от Грибова ответ.

Их первая встреча состоялась в Москве. Она в корне перевернула жизнь Броневого. Алексей Николаевич Грибов оказал молодому актеру содействие в прослушивании в Школе-студии при МХАТе, и его сразу же приняли на 3-й курс, где уже учились Ирина Скобцева, Людмила Иванова, Галина Волчек, Игорь Кваша, Анатолий Кузнецов и другие, ставшие впоследствии известными актерами театра и кино.

В 1955 году, по окончании Школы-студии, Л. Броневой снова уехал в провинцию: сначала работал в Театре имени М.Ю. Лермонтова в Грозном, где играл Сталина в «Кремлевских курантах» Н. Погодина, потом в драмтеатре Иркутска, а с 1958 по 1962 год — в Театре имени Кольцова в Воронеже.

Читайте также:  Орден "мать-героиня"

Эти известные в стране провинциальные театры возглавляли авторитетные режиссеры: Михаил Куликовский, Александр Добротин, Фирс Шишигин, Павел Харлип, Владимир Тиханович.

Они были абсолютно разными в жизни и творчестве, но их объединяло умение сплотить вокруг себя коллектив, заставить поверить в необходимость обращения к данному репертуару, способность переломить на пользу дела любую ситуацию.

В этот период репертуар актера Леонида Броневого был чрезвычайно насыщенным и многообразным. Это роли в спектаклях: «Вей, ветерок!» Я. Райниса, «Враги» М. Горького, «Баня» В. Маяковского, «Собака на сене» Л. де Вега, «В добрый час!» В.

Розова, «Шестой этаж» А. Жери, «Барабанщица» А. Салынского, «Чайка» А. Чехова и др. Однако два года жизни в Москве, где Броневой учился в мхатовской студии, не прошли для него даром. Они саднили душу сравнениями творческой жизни в столице и вне ее.

Он мечтал вернуться в Москву.

В Воронеже Леонида Броневого постигло несчастье — умерла его первая супруга, оставив на попечение 4-летнюю дочку. Актер решил перебраться в столицу к родственникам жены. Однако устроиться в московскую труппу оказалось не просто.

Броневой показывался Табакову и Ефремову в «Современнике», но его не взяли из-за «отсутствия личностной темы»… Не помогли ни давние, со студенческих лет знакомства, ни дружба со многими ведущими актерами этого театра.

Пришлось стучаться в другие двери…

Броневой понравился Борису Ивановичу Равенских. Просмотр состоялся в начале лета 1962 года. Театр имени А.С. Пушкина как раз собирался в длительные гастроли с последующим отпуском, и окончательное решение вопроса решили перенести на осень. Но сидеть несколько месяцев без зарплаты Броневой не мог.

Пришлось срочно искать другие источники дохода. Благо в сквере на Тверском бульваре в летние месяцы собирались любители поиграть в шахматы и домино, на интерес. Ставки — особенно в домино — были не слишком высоки, но Броневому этого хватало. Конечно, странное для артиста занятие.

Но что поделаешь — надо было кормить дочку.

В 1962 году актер решил еще раз попытать счастья в театре. На этот раз — в Театре на Малой Бронной, во главе которого стоял Андрей Гончаров. Здесь к этому моменту подобралась отличная актерская команда, которую начали собирать еще предшественники Гончарова.

Новый руководитель никого не выгонял, но стал активно пополнять труппу новыми яркими индивидуальностями — от начинающих Н. Волкова, А. Антоненко и В. Гафта до Л. Сухаревской и Б. Тенина — прославленных мастеров старшего поколения.

Именно в это время сюда и попал Леонид Броневой, чтобы остаться в театре на 25 лет, из которых 16 лет ему довелось проработать с великим Анатолием Эфросом.

В Театре на Малой Бронной Леонид Броневой занял ведущее положение. Он переиграл множество ролей в спектаклях А. Эфроса, А. Дунаева, Л. Дурова, Е. Лазарева, других режиссеров. Среди них: карьерист Аркадий в «Платоне Кречете» А.

Корнейчука, факир Рахума в «Золотой карете» Л. Леонова, старый мастер Игнат Кашин в «Ситуации» В. Розова, директор театра Чимендяев в «Директоре театра» И.М. Дворецкого, Каппулетти в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира, Сократ в «Ксантиппе и этом, как его…» С.

Алешина, секретарь райкома Шахматов в «Равняется четырем Франциям» А. Мишарина, Яичница в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, Мундир Государя в «Лунине…» Э. Радзинского, Христофор Блохин в «Сказках старого Арбата» А. Арбузова, Шпигельский в «Месяце в деревне» И.С.

Тургенева, Полуэктов в «Человеке со стороны» И.М. Дворецкого.

В кино Леонид Броневой дебютировал в 1964 году ролью жандармского полковника в фильме «Товарищ Арсений». Особую популярность и любовь зрителей актер завоевал после исполнения роли Мюллера в ныне легендарном 12-серийном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973).

Роль Мюллера стала «визитной карточкой» Леонида Броневого, и вполне справедливо. Нельзя сказать, что главная заслуга этого успеха — только личное обаяние актера. Наибольшее профессиональное умение Броневого — умение мыслить в образе.

Это своеобразный актерский интеллект, который украсил и другие роли Броневого. Он замечательно сыграл в дальнейшем Питера Дампфи в «Вооружен и очень опасен.

Время и герои Франсиса Брет Гарта» (1977), Герцога в «Том самом Мюнхгаузене» (1979), Мануйлова в «Агонии» (1974-1981), Велюрова в «Покровских воротах» (1982), Доктора в «Формуле любви» (1984) и др.

Умение Броневого создать законченный психологический портрет даже в эпизоде высоко ценится многими режиссерами. Одна из последних работ такого плана — роль Портного большого человека в «Шизофрении» (1998). Интересный факт: текст этой роли актер сочинил сам, за исключением одной фразы, ставшей крылатой.

Ему никак не удавалось придумать ответную реплику на слова Александра Збруева, игравшего сотрудника КГБ: «От скромности вы не умрете». Броневой позвонил Григорию Горину, и тот с ходу разрешил его затруднения, придумав ответ: «С вашего позволения, я хотел бы умереть от старости».

Леонид Сергеевич до сих пор благодарен выдающемуся драматургу за эту фразу.

Всего Броневым сыграно более 50 ролей в кино. Он снимался в фильмах: «Твой современник» (1967), «Исполняющий обязанности» (1973), «Врача вызывали?» (1974), «Таня» (1974), «Маяковский смеется» (1975), «Прошу слова» (1975), «Похищение «Савойи» (1979), «Какие наши годы!» (1980), «Возвращение резидента» (1982), «Если верить Лопотухину…

(1983), «Конец операции «Резидент» (1986), «Чичерин» (1986), «Загадочный наследник» (1987), «Большая игра» (1988), «Небеса обетованные» (1991), «Старые молодые люди» (1992), «Итальянский контракт» (1993), «Маленькая королева и другие» (1996) и др.

Особая страница в его творчестве — участие в телевизионных постановках Анатолия Эфроса «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», «Страницы журнала Печорина» и «Борис Годунов».

Источник: http://MirZnanii.com/a/300320/bronevoy-leonid-sergeevich

Леонид Броневой. Биография. Личная жизнь

Броневой Леонид Сергеевич – советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР.

Был лауреатом Государственных премий РСФСР и России, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Броневой. Годы жизни

Леонид Сергеевич родился 17 декабря 1928 года в Киеве (Украинская УССР), ушел из жизни 9 декабря 2017 года в Москве.

Броневой. Биография

Будущий актер Броневой появился на свет в еврейской семье. Отец его, Соломон Иосифович Броневой, работал в органах государственной безопасности, был репрессирован как троцкист в 1936 году.

Леонида с матерью (Белла Львовна Ландау) признали «семьей врага народа».

Хотя мать и оформила развод, а сыну сменила отчество с «Соломонович» на «Сергеевич», их отправили в ссылку в Малмыж Кировской области.

Еще в раннем детстве, как и многие мальчики из еврейских семей, будущий известный актер учился игре на скрипке. Для него был даже нанят учитель — педагог киевской консерватории Давид Берье. 

Вернуться домой матери Броневого позволили только в 1941 году, когда началась война. Но сразу пришлось эвакуироваться. Поселились они в Казахской ССР, в городе Чикмент.

Броневой в Чикменте посещал среднюю школу №10, а позднее начал самостоятельно зарабатывать, трудился учеником пекаря, секретарем-машинистом, а также в пошивочном цехе Театра кукол.

Мальчик пытался заработать, так как денег в семье катастрофически не хватало. При этом он успевал учиться хорошо, а закончив семь классов, поступил в театрально-художественный институт имени Островского.

В 1950 году Броневой был распределен в Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина. Это было тяжелое время в жизни актера, дeнeг eдвa xвaтaлo нa пpoпитaниe, a poлeй eму дoлгo нe дaвaли.

Через некоторое время Броневой перебрался в Оренбург, где выступал на сцене местного драматического театра. B 195З гoду пocтупил cpaзу нa тpeтий куpc в Шкoлу-cтудию им. B. И. Heмиpoвичa-Дaнчeнкo пpи MXAT CCCP имeни M. Гopькoгo (Mocквa), кoтopую oкoнчил в 1955 гoду (куpc A. M. Kapeвa).

В 1955 году после окончания студии Броневой по распределению работал в театре имени М. Ю. Лермонтова в Грозном, затем в драматическом театре Иркутска и в театре имени А. В. Кольцова в Воронеже.

В этот период Броневой сыграл в спектаклях «Собака на сене», «В добрый час», «Враги», «Баня», «Чайка» и др.

В тридцать лет Броневой возвращается в Москву, работает в драматическом театре на Малой Бронной. Здесь он стал настоящей звездой. Он играл в известных спектаклях — «Ромео и Джульетта», «Месяц в Деревне», других.

Лучшие роли Броневого

Известность пришла к актеру со всем известным и любимым фильмом «Семнадцать мгновений весны», где Леонид Броневой сыграл Мюллера.

После этого его приглашали сниматься в самых интересных фильмах . Он сыграл в «Формуле любви», «Покровских воротах», в фильмах «Тот самый Мюнхаузен» и «Небеса обетованные».

Броневой. Личная жизнь

Броневой был дважды женат. Первая жена — Валентина Блинова, актриса. В браке родилась дочь, которую назвали в честь матери Валентиной.  

Первая жена Броневого умерла от рака, когда дочери было 4 года.

Второй женой Броневого стала Виктория Валентиновна Броневая, инженер.

У Леонида Сергеевича есть внучка Ольга.

Болезнь и смерть

17 сентября 2012 года на 83 году жизни здоровье подвело Леонида Сергеевича, когда во время гастролей в Киеве, он попал в реанимацию с острым инфарктом. После операции в Городском Центре сердца, актер оправился и смог вернуться на сцену через 20 месяцев, сыграв в мае 2014 года в спектакле «Вишневый сад» А.П. Чехова.

9 декабря 2017 года Леонид Броневой ушел из жизни в одной из московских больниц в возрасте 88 лет.

Прощание с актером назначено на 11 декабря с 11 утра в театре «Ленком», похоронят на Новодевичьем кладбище Москвы.

Фильмография

  • 1964 — Товарищ Арсений — полковник жандармерии
  • 1965 — Лебедев против Лебедева — Евгений Викторович
  • 1967 — Твой современник — референт министра
  • 1968 — … И снова май! — Снегуровский Евгений Львович
  • 1970 — Водевиль про водевиль
  • 1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Повинную голову… (Дело № 4) — Кудряшов
  • 1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Шантаж (Дело № 6) — Кудряшов в тюрьме (сцена)
  • 1973 — Исполняющий обязанности — Тугодаев, заказчик проекта
  • 1973 — Семнадцать мгновений весны — Генрих Мюллер
  • 1974 — Врача вызывали? — Медведев Леонид Сергеевич, профессор
  • 1974 — Пятёрка за лето — Степан Петрович, повар, говорящий стихами
  • 1974 — Таня — Семён Семёнович Васин
  • 1975 — Концерт для двух скрипок — профессор
  • 1975 — Агония — Иван Фёдорович Манасевич-Мануйлов
  • 1975 — Маяковский смеётся — Олег Баян
  • 1975 — Ольга Сергеевна — Тютяев
  • 1975 — Прошу слова — Пётр Васильевич Алтухов, бывший председатель горисполкома
  • 1977 — Вооружён и очень опасен — Питер Дамфи
  • 1979 — Похищение «Савойи» — Шалло Жан, коммерсант
  • 1979 — Тот самый Мюнхгаузен — герцог — курфюрст Ганновера
  • 1980 — Какие наши годы! — Михаил Михайлович Осташенко, отец Майи
  • 1980 — Карл Маркс. Молодые годы — Лион Филипс
  • 1982 — Возвращение резидента — Иоганн Штаубе
  • 1982 — Покровские ворота — Аркадий Варламович Велюров
  • 1983 — Если верить Лопотухину — Юрий Леонидович, директор школы
  • 1984 — Формула любви — Доктор
  • 1986 — Конец операции «Резидент» — Иоганн Штаубе
  • 1986 — Чичерин — Максим Литвинов
  • 1986 — Что такое Ералаш? (музыкально-телевизионный фильм-представление) — редактор «Ералаша»
  • 1987 — Загадочный наследник — Алексей Миронович Лизовский, нотариус
  • 1988 — Большая игра — Вернье
  • 1988 — Физики — Алек Джаспер Килтон
  • 1990 — Домик у околицы — Афанасий Николаевич
  • 1991 — Небеса обетованные — Семён Ефремович Бакурин
  • 1992 — Старые молодые люди — Виктор Максимович, депутат
  • 1993 — Итальянский контракт — Дон Лючино
  • 1997 — Шизофрения — портной
  • 1997 — Корабль двойников — генерал ФСБ
  • 2007 — Простые вещи — Владимир Михайлович Журавлёв
  • 2008 — Без вины виноватые — Мендельсон

Крылатые фразы Броневого

  •  «Kpылaтыe» peплики из фильмoв c учacтиeм Лeoнидa Бpoнeвoгo
  • Штиpлиц! A Bac я пoпpoшу ocтaтьcя. («Ceмнaдцaть мгнoвeний вecны»).
  • Oни вce фaнтaзёpы, нaши шeфы… Им мoжнo фaнтaзиpoвaть — у ниx нeт кoнкpeтнoй paбoты! («Ceмнaдцaть мгнoвeний вecны»).
  • B нaшe вpeмя нeльзя вepить никoму, дaжe ceбe! Mнe — мoжнo… xи-xи («Ceмнaдцaть мгнoвeний вecны»).
  • Гoлoвa — пpeдмeт тёмный, иccлeдoвaнию нe пoдлeжит. («Фopмулa любви»).
  • Koгдa дoктop cыт — и бoльнoму лeгчe. («Фopмулa любви»).
  • Hу oткудa в Итaлии мятa? Bидeл я эту Итaлию нa кapтe — caпoг caпoгoм. («Фopмулa любви»).
  • И c бapышнями пoaккуpaтнee, кaмeнныe oни тaм, нe кaмeнныe… Haшe дeлo — cтopoнa. Cиди нa coлнышкe, гpeйcя… («Фopмулa любви»).
  • Пaльцeм иcкpить, вилки глoтaть в нaшeм вoзpacтe ужe нe гoдитcя. («Фopмулa любви»).
  • Из Mюнxгaузeнa вoду лить нe будeм. («Toт caмый Mюнxгaузeн»)
  • Mнe вceгдa нpaвилcя Baш oбpaз мыcли, пpямaя линия плeчa, зaужeнныe пaнтaлoны: Bы мoгли бы cтaть пpимepoм для нaшeй мoлoдёжи («Toт caмый Mюнxгaузeн»)
  • И вoт тут нeкoтopыe cтaли пoзвoлять ceбe нaшивaть нaклaдныe кapмaны и oбуживaть pукaв. Taк вoт этoгo мы пoзвoлять нe будeм! («Toт caмый Mюнxгaузeн»)
  • Haядa мoя! («Пoкpoвcкиe вopoтa»).
  • A ктo нe пьёт? Haзoви! Heт, я жду! («Пoкpoвcкиe вopoтa»).
  • Зaмeтьтe, нe я этo пpeдлoжил! («Пoкpoвcкиe вopoтa»).
  • Ho кaк вы cпeлиcь! («Пoкpoвcкиe вopoтa»).
  • Paньшe я шёл в Mocэcтpaду кaк в дoм poднoй, тeпepь я иду тудa кaк нa Гoлгoфу. («Пoкpoвcкиe вopoтa»).
  • У мeня пeнcия xopoшaя. Maлeнькaя, нo xopoшaя. («Heбeca oбeтoвaнныe»).
  • Heoбxoдимocть cудить o ceбe — этo кaк paз тo, чтo oтличaeт чeлoвeкa oт дpугиx млeкoпитaющиx. («Bpaчa вызывaли?»)
  • Cмepтeльнo paнeнoгo Aлeкcaндpa Cepгeeвичa Пушкинa нынчe выxoдил бы pядoвoй cкpoмный дoбpocoвecтный вpaч! («Bpaчa вызывaли?»)
Читайте также:  Пожалование золотых войску б. хмельницкого в 1654 г.

Источник: https://helperia.ru/a/leonid-bronevoj-biografiya-lichnaya-zhizn

Леонид Сергеевич Броневой

Леонид Сергеевич Броневой — российский актер. Народный артист СССР (1987).

Леонид Броневой родился 17 декабря 1928 года, в Киеве. Окончил Театрально-художественный институт в Ташкенте (1950), затем Школу-студию МХАТ (1955). Работал в иркутском (1955-58) и воронежском (1958-61) театрах. С 1962 — артист московского Драматического театра на Малой Бронной, с 1988 — московского театра «Ленком ».

Есть моменты, когда ты обязательно должен уйти в тень, это вопрос деликатности и большой культуры. Надо давать от себя отдохнуть.

Броневой Леонид Сергеевич

Самоопределению Броневого-актера способствовала его работа в театре на Малой Бронной с режиссером Анатолием Васильевичем Эфросом.

Среди ролей Леонида Броневого: Аркадий Павлович («Платон Кречет» Александра Евдокимовича Корнейчука, 1968), Капулетти («Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, 1970), Христофор Блохин («Сказки Старого Арбата» Алексея Николаевича Арбузова, 1970), Яичница («Женитьба» Николая Васильевича Гоголя, 1975), Шпигельский («Месяц в деревне» Ивана Сергеевича Тургенева, 1977), Чимендяев («Директор театра» Игнатия Моисеевича Дворецкого, 1984) и др.

В «Ленкоме», в режиссуре Марка Анатольевича Захарова, Броневым были сыграны роли Крутицкого («Мудрец», по пьесе Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1989), Дорна («Чайка» Антона Павловича Чехова, 1994). Снимается в кино и на телевидении: Мюллер в телефильме «Семнадцать мгновений весны» (1973, Государственная премия РСФСР, 1976, эта роль принесла ему всенародную славу), Велюров («Покровские ворота», 1982).

Хороший костюм и обувь — это очень правильно. Это тебя мобилизует.

Броневой Леонид Сергеевич

Узнаваемость Леонида Броневого в любых ролях (постоянство интонаций, ирония и самоирония, острая, почти репризная подача текста, нежелание прятать себя за обликом героя) парадоксально сочетается с неповторимостью его созданий.

Под маской добродушия скрывается жестокость или коварство, за видимым скепсисом или цинизмом — душевная ранимость и доброта.

Для него характерны внимание к тонким, как бы второстепенным подробностям, нечаянным наблюдениям и умение создать независимо от величины роли живой и законченный характер, всегда отмеченный заостренностью сценического рисунка.

Еще информация из другого источника:

Отец Леонида Броневого имел богатую военную биографию: воевал с 14 лет за красных, после гражданской войны попал в аппарат НКВД и к середине 30-х годов дослужился до звания генерала.

Во время сталинских чисток ему повезло: в отличие от многих чекистов, которых тогда расстреляли, его вместе с семьей отправили в ссылку в поселок Малмыш Кировской области.

Было это в 1937 году, когда Леониду было всего 9 лет.

Слово «друг» — слишком большое слово. Друг — это тот, кому ты должен всего себя отдать.

Броневой Леонид Сергеевич

В 1941 году Броневым было разрешено вернуться в Киев, однако переезду помешала война — им пришлось отправиться в Чимкент (Южный Казахстан). Леониду, чтобы прокормить семью, пришлось параллельно с учебой и работать: он был разнорабочим, пекарем, секретарем-машинисткой в исполкоме, рабочим в кукольном театре.

В 1944 году Леонид Сергеевич Броневой закончил семь классов и поступил в вечернюю школу. Там за один год он умудрился сдать экзамены за восьмой, девятый и десятый классы.

Однако из-за того, что он считался сыном врага народа, мать ему объяснила, что путь в журналистику или дипломатию, которыми он хотел заниматься, ему заказан. «Поэтому, сын, иди в театральный», — посоветовала ему мать. Так он и сделал.

Поступать в Москве Леонид не мог, поэтому отправился в Ташкент. Подал документы в Институт театрального искусства имени Александра Островского и с первого же захода поступил. Проучился в нем до 1950 года. Затем в течение трех лет работал в театрах Магнитогорска и Оренбурга.

В первом же спектакле — «Анна Каренина» — Леонид Броневой сыграл Капитоныча и реплика у него была всего лишь одна: «Ваше превосходительство».

После смерти Сталина Броневой наконец решился поехать в Москву. В августе 1953 года подал документы в Школу-студию МХАТ. В экзаменационной комиссии сидели одни корифеи: Топорков, Грибов, Массальский, Кедров и другие. Однако Леониду Броневому удалось покорить их своей игрой, и его приняли сразу на третий курс. Так он получил второе высшее образование.

«…жене Леонида Броневого, ввиду тяжелой болезни, требовалась квалифицированная медицинская помощь. Однако переезд в столицу не спас ее от трагического финала — она скончалась. На руках Леонида Сергеевича осталась 4-летняя дочь.

Жили они тогда в маленькой комнатке в коммунальной квартире в Среднем Кисловском переулке. В квартире жили восемнадцать жильцов, из них семь — дети.

По выходным дням в туалет было не пробиться — взрослым приходилось пропускать детей вне очереди».

«…серьезных ролей актеру там (в Театре имени Пушкина — В.К.) Леониду не доверяли, и он частенько сидел без работы. Например, однажды его не взяли на гастроли и Броневому, чтобы прокормить семью, пришлось зарабатывать на Тверском бульваре игрой в домино.

Сегодня ничего подобного уже не практикуется, а в начале 60-х доминошные баталии на деньги были распространенным явлением в Москве. Леонид порой зарабатывал на них рубль в два дня. Причем иногда ему приходилось несладко.

Ведь он играл не ради спортивного интереса, а с одной целью — заработать на хлеб себе и дочери. Поэтому, выиграв свой рубль, покидал доминошную арену. А среди игроков это было не принято: там царило правило — играть до победного конца. Броневой рассказывает: «Но я нарушал этот неписаный закон.

«Ах ты…» — меня матом как пошлют. Я им объяснял, в чем дело, и потом мне начали прощать то, что с выигрышем я уходил».

«Между тем всесоюзная слава пришла к Леониду Броневому в августе 1973 года, когда по телевидению был показан 12-серийный телесериал Татьяны Михайловны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». В нем Броневому досталась роль группенфюрера СС, начальника IV отдела РСХА (гестапо) Генриха Мюллера».

«В 1989 году Леониду Сергеевичу Броневому было присвоено звание народного артиста СССР».

Источник: http://known-name.ru/face/leonid-sergeevich-bronevoy

Умер Леонид Броневой

11 декабря 2017 г. 1118

Леонид Сергеевич Броневой родился 17 декабря 1928г. в Киеве. Его родители были далеки от мира искусства: Белла Львовна Ландау работала бухгалтером, Соломон Иосифович Броневой (Факторович) служил в НКВД.

И все же музыкальная одаренность мальчика, а Леонид был принят в музыкальную школу при Киевской консерватории в класс выдающегося скрипача и педагога Давида Соломоновича Бертье, имела свое объяснение.

Одна из сестер Беллы Львовны — Елена Львовна Ландау — была известной оперной певицей, хорошо владел скрипкой дед Леонида Броневого. Однако на музыкальной карьере Леонида Сергеевича, равно как и на возможной карьере журналиста-международника или дипломата, поставил крест арест отца. В 1936г.

жена и сын Соломона Броневого в 24 часа были высланы из родного города в Малмыж Кировской области, а в анкете Леонида Броневого появился пункт «сын врага народа», пункт, который закрыл перед юношей двери всех вузов, кроме одного — Ташкентского государственного института театрального искусства им. А.Н.

Островского (ныне — Государственный институт искусств и культуры Узбекистана). Но прежде, чем стать актером поневоле, Леониду Сергеевичу предстояло вернуться ненадолго в Киев, а затем, спасаясь от войны, уехать в эвакуацию — в город Чимкент (Казахская ССР).

После окончания театрального в 1950-м году Броневой по распределению попал в Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина, но сколь-либо стоящих ролей для начинающего артиста у главного режиссера не нашлось, и Леонид Броневой перешел в Чкаловский областной драматический театр им. М.

Горького (ныне — Оренбургский областной драматический театр им. М. Горького).

Здесь актер, наконец, востребован, но остаться премьером провинциального театра ему не позволили желание достичь бóльших высот в профессии, способность восхищаться чужим талантом, душевная щедрость великого русского актера Алексея Николаевича Грибова и, как ни странно, развитие кинематографа.

Дело в том, что Леонид Сергеевич увидел перенесенный на кинопленку спектакль МХАТа «На дне» по Горькому. Лука в исполнении Грибова так поразил молодого человека, что он написал восторженное письмо Алексею Николаевичу и выразил желание и надежду стать его учеником.

Грибов не просто ответил на порыв, не только пригласил Броневого в Москву, но и добился для него внеочередного прослушивания в Школу-студию МХАТ, а затем уладил конфликт, возникший во время экзамена между дерзким абитуриентом и членом приемной комиссии, одним из ведущих актеров МХАТа — Василием Осиповичем Топорковым. В результате Леонид Броневой был зачислен сразу на 3-й курс Школы-студии МХАТ в мастерскую Александра Михайловича Карева.

К сожалению, диплом Школы-студии, полученный Броневым в 1955г., не гарантировал его обладателю место в труппе какого-либо из московских театров, и на сей раз распределение занесло Леонида Сергеевича в Грозненский русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова.

Только через 6 лет, когда позади осталась служба не только в Грозненском драмтеатре, но и в Иркутском драматическом театре, и Воронежском театре драмы им. А.В. Кольцова, Леонид Броневой вновь оказался в Москве. Год Леонид Сергеевич провел в поисках работы, и лишь в 1962-м ему удалось стать актером Театра на Малой Бронной. С этой сценой будут связаны следующие четверть века жизни Броневого.

Кроме того, важную роль в киносудьбе артиста сыграет заведующий труппой Театра на Малой Бронной — актер Григорий Моисеевич Лямпе.

До переезда в столицу о кино даже речи не шло: впервые Леонид Броневой появился на киноэкране в 1964-м году в картине Ивана Лукинского «Товарищ Арсений». Артисту тогда исполнилось 36 лет. Одну из самых знаковых ролей всего советского кинематографа — Генриха Мюллера в сериале «Семнадцать мгновений весны» (реж.

— Татьяна Лиознова) Леонид Сергеевич сыграл спустя 9 лет. Сейчас трудно вообразить, каким бы было наше кино без этого фильма, но еще сложнее представить, каким бы был этот фильм без Броневого. А ведь изначально роль группенфюрера СС должен был играть Всеволод Васильевич Санаев, Броневой же пробовался на роль Гитлера.

Оба артиста отказались от первых предложений. Татьяна Михайловна долгое время не могла утвердить актера на роль Мюллера и на помощь пришел тот самый Григорий Моисеевич Лямпе, хорошо знавший возможности своего коллеги по театру. Татьяна Лиознова прислушалась к совету и не ошиблась, причем дважды.

Леонид Сергеевич, благодаря своему виртуозному исполнению, не только сделал сериал таким, каким его знает и любит зритель, но и стал в некотором смысле его ангелом-хранителем. «Семнадцати мгновений…» не понравились Суслову, а значит, сериал ждала самая незавидная судьба.

Помощь пришла с совершенно неожиданной стороны: Юрий Андропов, тогдашний Председатель КГБ СССР, не только одобрил многосерийный фильм в целом и образ, созданный Броневым, в частности, он еще и вспомнил, что практически жизнью обязан Александру Иосифовичу Броневому — дяде Леонида Сергеевича по отцу.

Таким образом, картина получила добро и 11 августа 1973г. на экраны вышла первая серия культового советского сериала «Семнадцать мгновений весны».

Роль Мюллера стала пропуском к зрительским сердцам, но, увы, не стала для Броневого пропуском в большое кино, фильмографию артиста нельзя назвать обширной, но, к счастью, в ней были такие жемчужины как: «Тот самый Мюнхгаузен» (реж. — Марк Захаров), «Покровские ворота» (реж. — Михаил Козаков) и «Формула любви» (реж. — Марк Захаров).

Как ни удивительно, но сотрудничество с Марком Анатольевичем Захаровым — главным режиссером главного театра в жизни Леонида Броневого — началось с кино: «Тот самый Мюнхгаузен» вышел в 1979 году, а в «Ленком» артист перешел только в 1988-м. Но именно этому театру Леонид Сергеевич оставался верен до конца своих дней.

Российское кино оказалось практически не способным предложить Леониду Броневому достойный материал, тем не менее, роли в фильмах «Небеса обетованные» (реж. — Эльдар Рязанов) и «Простые вещи» (реж. — Алексей Попогребский) получили высокую оценку как зрителей, так и критиков и коллег по цеху.

9 декабря Леонида Сергеевича Броневого не стало. Прощание с мастером состоялось 11 декабря в Театре «Ленком». Похоронен Леонид Сергеевич на Новодевичьем кладбище в Москве.

Источник: https://ruskino.ru/item/2017/12/11/umer-leonid-bronevoj

Ссылка на основную публикацию