Изображения на жалованных золотых русского чекана.

Русское ювелирное искусство XVII века

Русское ювелирное искусство XVII века.
Продолжаем рассказ об изделиях русских златокузнецов, начатую в статье “Русское ювелирное искусство XVI века.

Русское ювелирное искусство XVII века. Витрина 8

Крышка раки царевича Дмитрия сделана из серебра и покрыта высокорельефной чеканкой. Документы донесли нам имя замечательного мастера, который её сделал – его звали Гаврила Овдокимов. Вся поверхность крышки покрыта изумительным травным узором.

Мастер нарочно применил очень трудоёмкую и длительную операцию – на фон орнамента особым инструментом чеканщика набиты ямочки. Такая тех­ника называлась канфарением. Поэтому фон орнамента – матовый, на нём травный рисунок выглядит намного изящнее и ярче.

Интересно заметить, что при создании крышки раки, чеканщик старался, чтобы изображение царевича точно передавало его облик. Вероятно, он пользовался словесными описаниями сына Ивана IV и сохранившимися письменными источниками.

Гаврила Овдокимов добивался портретного сходства, поэтому не забыл о родинке на лице отрока-мученика. На шее святого Димитрия помещена тёмно-красная бархатная полоска с накладками из жемчуга, как символ его насильственной смерти.

На полях крышки изображены святые, соименные членам царской семьи.

Крышка раки св. Кирилла Белозёрского

А крышка раки святого Кирилла Белозёрского была разбита большевиками. Её фрагменты хранилась в разных местах, пока не решили их соединить и отреставрировать. Крышка выполнена из позолочёного серебра.

Экспозиция русского ювелирного искусства XVII века продолжается во втором зале. Перейти к рассказу о предметах следующей витрины можно, упомянув мастера Гаврилу Овдокимова, который  создал не только крышку раки царевича Димитрия, но и оклад на Евангелие, представленный в витрине № 9.

Московское ювелиное искусство первой половины XVII века. ВИТРИНА 9

Евангелие XVII века Михаила Фёдоровича.

Ясно, что этот оклад был сделан по образу оклада Ивана IV 1571 года. Царский указ гласил: сделать такой же оклад. Но мастер Гаврила Овдокимов,  был бы копиистом, а не выдающимся златокузнецом, если бы не использовал свои приёмы и не привнёс бы новые техники, известные в XVII веке.

В этом столетии возникли свои требования к манере украшения ювелирных изделий. Церковное искусство в это время вбирало в себя светские элементы. Колорит этого оклада намного богаче и ярче, чем драгоценное Евангелие Ивана Грозного.

Однако Гаврила Овдокимов, следуя царскому указу, многое взял у своего древнего собрата по ремеслу – размеры, общий вид, детали убранства.

Повторяется и центральный сюжет оклада : Сошествие во ад. Но оклад XVII века отличает необыкновенное буйство красок: белой, зелёной, красной. Яркие камни, зёрна жемчуга делают этот оклад чрезвычайно нарядным. Евангелисты  изображены с подробными деталями интерьеров, что ещё раз напоминает об “обмирщении” церковного искусства.

Жемчуг широко использовался на Руси для украшения разнообразных предметов. Его во множестве добывали в северных русских реках. Но самым красивым и самым ценным считался привозной жемчуг из Персидского залива. Для этого оклада использовали именно восточный жемчуг.

Оклад на икону Троица

Для украшения оклада на икону Троица русские мастера использовали шведские золотые монеты. В окладе более 11 кг чистого золота.

Он выполнен в технике чеканки по золоту. Интересна история его создания.

Московские мастера изготовили оклад по заказу дяди царя Бориса Годунова, Дмитрия Ивановича Годунова.

Дмитрий Годунов внёс это драгоценное украшение в качестве вклада в родовую усыпальницу Костромского Ипатьевского монастыря.

Русская посуда XVII века. ВИТРИНА 10. Русское ювелирное искусство XVII века

Русские мастера делали не только священные сосуды и оклады икон. Весь XVII век существовал большой спрос на светские изделия, в том числе на драгоценную посуду. Царские пиры были долгими, славились многочисленными переменами блюд, изысканностью кушаний и напитков. Посуде царских трапез посвящена отдельная витрина.

Ендова

 Ендова – древнерусская чаша с носиком. Из ендовы во время трапезы разливали напитки: попиво, хмельной мёд, квас. Конечно, ендова с царского стола должна быть как минимум серебряной. На её поверхности нанесён ложчатый орнамент. Чередование гладких и расчеканенных узором ложек делает чашу строгой и изысканной.

Братина

Особый древнерусский сосуд сферической формы именуется братиной. Многие братины украшались чернью. Причём чернью выделен рисунок или фон изделия. Некоторые братины делались с крышкой. На одну нанесена чеканка изумительно тонкой работы.

Кажется, что все братины  почти одинако­вы. Но если внимательно к ним присмотреться, заме­чаешь богатство и  разнообразие украшений.

Одни сплошь покрыты пышным чеканным растительным узором – травами, цветами, треугольниками или мелкими круглыми выпуклостями, они условно на­зывались «яблоками» и «ложками».

Бра­тины также бывают совершенно гладкие и обильно украшенные яркой цветной эмалью, драгоценными камнями и чернью.

На маленьких женских чарках встречаются любопытные нравоучительные надписи, например:  «Невинно вино, проклято пьянство», «По­вторить – сердце увесе­лить, утроить – ум уст­роить, много пить – дурну быть».

 Из них пили не только крепкие напитки, но и мёд, о чём говорит надпись: “Чарка медвяная”.

 Делали чарки из драгоценных металлов и камней: агата, гор­ного хрусталя, оникса, коралла, кости, перламутра и других материалов.

Среди женских братин выделяется очень нарядная маленькая золотая братинка. Она принадлежала второй жене царя Михаила Фёдоровича царице Евдокии Лукъяновне.

Вещь настолько мала и изящна, что больше похожа на игрушку, чем на предмет взрослого обихода. Золотая братина украшена весёлым эмалевым узором, а конусообразная крышечка прекрасно завершает облик удивительной чаши.

По верхней части братины вязью выведена надпись: “Братина государыни-царицы и великой княгини Евдокии Лукъяновны”.

Ковши

Кроме братин и чарок, бытовали на Руси и ковши. Это чаши для пития, причём такая форма сосуда для напитков характерна только для Руси. Ковши в собрании Оружейной палаты золотые, украшенные драгоценными камнями.

В Средние века, да и много позже, не только на Руси, но и по всему миру знать очень боялась, что недруги подсыпят в питиё яд.

Камни же считались оберегами – люди верили, что камень изменит свой цвет, если напиток будет отравлен, и предупредит своего владельца.

Форма ковшей для пития на Руси напоминает лебедя или ладью, плывущих по воде. В витрине с посудой представлены золотые ковши, сделанные для царя Михаила Фёдоровича.

Каждый из 3-х ковшей действительно выкован из цельного куска золота. Они украшены драгоценными камнями и надписями, выполненными в технике черни.

Известны имена мастеров кремлёвской Золотой палаты, сделавших эти ковши: Третьяк Пестриков, Иван Попов да Афанасий Степанов.

Позже, В XVIII веке из ковшей уже не пили, их использовали в качестве наград. Ковшами жаловали купцов или казаков. В Оружейной палате есть несколько таких наградных ковшей с двуглавыми орлами. Они очень тяжёлые, весом около 5 кг, неудобной формы и предназначены совсем не для пития. На фото изображён наградной ковш XVIII века.

Оклад на Евангелие аметистовый

На другой стороне витрины с драгоценной посудой представлен оклад на Евангелие. Он называется аметистовым, потому что украшен аметистами всех цветов, каких только может быть этот камень. Оклад серебряный, медальоны с изображениями Распятия с предстоящими святыми и евангелистов выполнены в технике черни.

Чернёное блюдо. В его украшении заметно европейское, в частности, голландское, влияние – один из элементов узора напоминает тюльпан.

Русское ювелирное искусство второй половины XVII века. ВИТРИНА 14

Третий оклад на  Владимирскую икону в коллекции Оружейной палаты отличается необыкновенной красотой и богатством. Его  надевали на икону поверх старинного оклада митрополита Фотия XV века (витрина 4, статья “Русское ювелирное искусство XII-XV веков”).

Самое удивительное в нём – два больших изумруда.

Их отличает редкое сочетание величины и качества. Природа трудилась над созданием таких камней миллионы лет. Изумруды весят по 100 карат каждый.

Чаша

Интересна чаша, подаренная в знак примирения патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу, об этом говорит надпись на её широком венце. Чаша украшена расписными и поливными эмалями. По поверхности чаши мастер выполнил чеканку ложками и от этого она похожа на яркий, распустившийся тюльпан.

Между отдельными частями надписи вставлены четыре крупных драгоценных камня – два изумруда и два сапфира. Небольшие алмазы и рубины, укреплённые на чаше, ещё больше расцвечивают её.

После Алексея Михайловича чашей владел князь Василий Васильевич Голицын. Об этом говорит надпись на дне чаши, сделанная по повелению двух царей-братьев Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича.

Чашу подарили Голицыну за его службу по заключению мира с королём Польским. Она вернулась в царскую казну, когда князь попал в немилость и его имущество конфисковали.

Поэтому этот предмет, не только произведение искусства, но и очевидец политических событий XVII века.

Потир

Потир XVII века – подарок свояченицы (сестры жены) царя Алексея Михайловича, боярыни  А.И.Морозовой. Анна Ильинична Морозова, в девичестве Милославская, была женой воспитателя и друга Алексея Михайловича, боярина Бориса Ивановича Морозова.

Она сделала вклад в Чудов монастырь Московского Кремля. Потир входил в литургический прибор вместе с тарелью, лжицей и копиём, дискосом и звездицей.

Монастырь так гордился этим прибором, что во всех монастырских описях до XIX века он значился под номером один.

А в XIX веке он вдруг исчез из финансовых документов обители. Нашли его лишь в первой четверти ХХ века, когда взорвали Чудов монастырь. В одной из монастырских стен и обнаружили этот потир.

Видимо, его спрятали в 1812 году, а человек, знавший о кладе или погиб, или не смог вернуться.

Оклад на Евангелие. Русское ювелирное искусство XVII века

Оклад на Евангелие. Золото. Удивительно, как старые мастера украшали эмалью такие изделия. Ведь когда его делали, градусников ещё существовало. У эмальера должно было быть удивительное чувство температуры. Мастера твёрдо знали, в какой момент нужно поставить вещь в печь.

А ведь эмали разного цвета обжигались при разной температуре. И в этом окладе, как и во всех других вещах нет ни одного подтёка, неровности! В центральном клейме – 8 цветов и у каждого цвета своя температура плавления! (Единственный металл, который даёт белый цвет – это свинец).

Об этом окладе европейские эксперты говорят, что по технике украшения это чисто восточная работа и никак не хотят признать работу нашего мастера за европейскую.

Дело в том, что для большей изукрашенности, мастерам выдавали из царской казны турецкие пряжки, броши, запоны, чтобы они применяли их в украшении государевых заказов. Таких пряжек в царской казне хранилось великое множество.

Конечно, без этих восточных элементов оклад ни в коем разе не потерял бы своей ценности и богатства декора, но с царственными заказчиками спорить не полагалось. (На снимке – фрагмент оклада на Евангелие с турецкими запонами и пряжками).

На другой стороне этой витрины находится ещё один оклад на евангелие XVII века. Здесь видно, как менялась мода. Вместо сплошного узора появляется обширная поверхность гладкого, не заполненного узором пространства. Стиль узора именуется  “московским барокко”. (Cнимка пока не нашли)

Русские расписные эмали. ВИТРИНА 12. Русское ювелирное искусство XVII века

В XVII веке помимо московских мастерских активно развивались и провинциальные ювелирные центры, где делали акцент на особенную местную технику. Сольвычегодск славился эмалями.

В старые времена Сольвычегодск назывался Усольем, поэтому изделия, сделанные в сольвычегодских мастерских называются усольскими эмалями. Их очень легко отличить от ростовской эмали. Цветовая гамма усольских эмалей – светлая, не яркая, спокойная, как и сама северная природа. Белый цвет эмали звучный до голубизны. Усольские мастера обводили контур рисунка чёрным.

Предметы производили в основном, утилитарные, бытового назначения – вилки, ложки, чашки, тарели. Необычный предмет на экспозиции – тарелка с аллегорическими изображениями пяти чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

На другой тарелке в центре изображён лев и весь цвет фона изделия – золотой, песочный, как и цвет пустыни, где обитает царь зверей.

Чаша с портретом юноши. Как и у всех Сольвычегодских эмалей, фон чаши залит белой эмалью, а зелёные, жёлтые, лиловые, коричневые, голубые цвета делают роспись не просто нарядной, а даже фантастичной.

Края чаши украшают крупные цветы, похожие на тюльпаны. Более мелкие цветы обрамляют портрет юноши в середине. Интересно заметить, что наряд юноши больше напоминает западно-европейское платье. Скорее всего, за образец мастер-эмальер взял иностранную гравюру или иллюстрацию из книги.

На этом можно закончить рассказ о древнем русском ювелирном искусстве. В XVIII веке в моду вошли другие предметы, появились другие техники, о них будет отдельный рассказ. Предлагаем познакомиться с работами самого знаменитого русского ювелира Карла Фаберже. Первая статья цикла – “История коллекции пасхальных яиц Фаберже”.

Начало темы древнерусского ювелирного искусства в статьях:
“Русское ювелирное искусство и XII-XV веков”
“Русское ювелирное искусство XVI”

Читайте также:  Партизанский командир ковпак сидор артемьевич

Источники:

1.Лекторий московского Кремля. Лекция “Искусство русских златокузнецов XII-XVII веков. Старший научный сотрудник Григорьева Наталия Александровна. 2.Методические рекомендации по подготовке обзорной экскурсии по Оружейной палате. Составитель: Филатова Т.В. 3.К.В.Донова, Л.В.

Писарская “Оружейная палата”, М., Московский рабочий, 1960 г. 4. И.Ненарокомова, Е.Сизов “Художественные сокровища Государственных музеев Московского Кремля”, М., Советский художник, 1978 г. 5.И.В.

Фаизова “Методические рекомендации к обзорной экскурсии по Государственной Оружейной Палате Московского Кремля, М., Спутник, 2011 г.

6.Московский Кремль. Путеводитель. М., Московский рабочий, 1990 г.

Источник: https://kraeved1147.ru/zoloto-xvii/

От златника до червонца. Монеты из золота в допетровскую эпоху

В отечественной нумизматике пограничной полосой проходит 1700 год, когда денежная реформа Петра Первого преобразила вид оборотных монетных знаков, задав им начальные стандарты, которые совершенствовались при последующих правителях.

Преобразования коснулись и чеканки золотых монет. В допетровскую эпоху, конечно же, золотые монеты выпускались, но полноценным оборотным средством их вряд ли можно было назвать.

Часто они вручались, как награда, поэтому выполняли функцию не только монеты, но и медали (об этом свидетельствуют дырки на монете, куда продевали шнур, чтобы носить монету на шее).

Сохранилось таких экземпляров немного, из-за этого эксперты сходятся во мнении, что монеты из золота тех времён изначально являлись редкостью. Посмотрим, какие же золотые монеты успели выпустить в России до 1700 года.

Златники князя Владимира

Конец десятого века — именно там прячется начальная точка отсчёта производства российских золотых монет. Это период княжеской власти Владимира Святого, Святополка Первого и Ярослава Первого Владимировича. В оформлении монет чувствуются заимствования из искусства Византии.

Лицевую сторону монеты украшал портрет великого князя, обязательно державшего трезубец (для Киевской Руси он представлял символ верховной власти). С другой стороны взирал лик Иисуса Христа. В руке Сына Божьего находилось Евангелие.

Эта сторона знаменует, что русские земли приняли Крещение.

Выше мы представляем златник X-XI века князя Владимира из коллекции Эрмитажа. Златник считается первой русской монетой. Пока найдено всего одиннадцать подобных монет. Её ещё называли «золотник». Отсюда и растут корни единицы измерения массы русской системы мер, а также известной народной пословицы «Мал золотник, да дорог».

Угорские золотые и корабельники

Долгое время, пока русские земли находились под владычеством Золотой Орды, золотые монеты не выпускались. Образцы для реинкарнации золотых пришли с запада, когда купцы стали привозить венгерские дукаты. Их-то и приспособили для перечеканки в русские деньги. Отсюда и их название «угорские» или «угорки» (вспоминаем немецкое название Венгрии — Ungarn).

Привезённые монеты и послужили стандартом: масса — 3,47 грамма, проба драгоценного металла — 986. При Иване Третьем на монетах изображали Святого Владислава. Василий Третий Иванович чеканил деньги из золота, где с одной стороны находился всадника на коне, а с другой — двуглавого орёл. Иван Четвёртый (Грозный) поместил двуглавого орла и на аверсе, и на реверсе.

Одной из редчайших монет той эпохи является представленный выше Корабельник. Она известна в одном экземпляре (хранится в коллекции Эрмитажа). Это и монета, и медаль.

Так как на монете присутствуют имена Ивана III Васильевича и его сына Ивана Ивановича, специалисты считают, что речь идёт о периоде их совместного правления.

Следовательно, чеканка монеты произведена между 1471 и 1490 годами. Образцом для монеты послужил английский нобель.

Червонец Бориса Годунова

Отдельно рассмотрим угорский червонец Бориса Годунова. Он также является наградной монетой. Царь жаловал подобные монеты за верную службу. Титул правителя был столь длинный, что его располагали на обеих сторонах монеты. На одной отчеканили его начало «Божею милостью великий государь, царь», а окончание «Борис Федорович всея Руси самодержец» надо было искать уже на обороте.

Лжедимитрий оставил свой след в истории и золотыми монетами. Надо заметить, что образцом для них так и остался венгерский дукат. Выше можно увидеть весьма интересный экземпляр «Свадебного» золотого аж в 10 угорских дукатов (иначе эту монету называют «португал»), отчеканенную при правлении Лжедмитрия I. Она также хранится в Эрмитаже.

Последнего из Рюриковичей на русском престоле Василия Шуйского считают одним из первых реформаторов денежной сферы в России. Выплавлять монеты из золота его заставила суровая необходимость.

Всё серебро, пригодное для чеканки, было отдано в качестве уплаты за услуги военным наёмникам — шведам. Даже «новгородки» (копейки) и «московки» (денги) пришлось делать золотыми.

 Монеты, чеканившиеся в его эпоху, называют «золотая чешуя».

Золото Романовых

При Романовых золотые денги и копейки остались, но, как и в былые времена, служили наградами. Во времена правления Михаила Фёдоровича. вес золотой наградной копейки составлял 0,65 грамма, а золотой наградной денги — 0,32 грамма.

Но своё место в ряду золотых монет заняли червонцы, получервонцы и четвертьчервонцы. Известен двойной червонец с поясным изображением Алексея Михайловича. Норма золотых монет рассчитывалась, как и прежде, от дуката.

Поэтому получались монеты в три четверти или в четверть угорского.

Источник: https://www.raritetus.ru/texts/Zolotye-monety-do-1700-goda-cena/

История русских золотых монет

Деньги из желтого драгоценного металла на Руси появились больше тысячи лет назад. Первые монеты «собственного производства», отчеканенные из золота, появились у нас в 10-11 веке, во время князя Владимира, известного нам, как «Красно Солнышко».

На всех монетах этого периода заметно влияние византийского искусства.

На лицевой стороне изображался обычно великий князь с трезубцем (таким был «коронный» символ киевских князей), на оборотной стороне красовалось изображение Христа Спасителя с Евангелием в руке.

Злотник князя Владимира.

В те времена был период расцвета Киевской Руси, и понятно, чтобы поднять престиж среди народа и сопредельных государств, чеканились золотые монеты. Но затем наступил тяжелый период — татарское нашествие, междоусобицы, смута. Все это закономерно привело к тому, что казна даже самых богатых князей опустела. Соответственно, до конца XV века золотая монета на Руси не чеканилась.

Изготовление собственной монеты путем перечеканки (преимущественно из венгерской) началось при московских великих князьях Михаиле Федоровиче, Иване III Васильевиче. Что интересно, чаще всего эти монеты были не в ходу, а выдавались как награда за воинские заслуги.

Михаил Федорович. Жалованный золотой в три четверти угорского.

Традиция чеканки золотых копеек и червонцев продолжилась при царях. На монетах Ивана IV Васильевича Грозного двуглавый орел помещался на обеих сторонах монеты. Сын Ивана IV, Федор Иванович, на одной стороне монет помещал надпись со своим титулом, на другой — двуглавого орла или всадника.

Федор Алексеевич ( 1676-1682 гг.). Наградной золотой в два угорских. Новодел.

Схожие типы монет чеканили Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович Романов. Алексей Михайлович чеканил двойной червонец со своим поясным изображением.

Дореформенные монеты Петра I, Ивана и Софьи были как с изображениями соправителей, так и просто с двуглавыми орлами на обеих сторонах.

Иван, Петр, Софья. Наградной золотой в один угорский за Крымский поход 1687 г.

При Петре I все изменилось. Золотые монеты вошли в обиход, так как начали чеканиться в промышленных масштабах. Так, чеканились они по строгому образцу, и номинал их при Петре I был непривычным. С 1701 года первый российский император повелел чеканить 1 дукат и 2 дуката.

Дело в том , что первоначально большое количество этих монет делали перечеканом из западных золотых дукатов. Вес 1 дуката колебался, но , как правило, составлял 6-7 граммов.

Отличием их от современных денег было то, что на монете не был указан ее номинал.

Но русские люди нашли более привычное наименование таким «дукатам» и стали называть один дукат червонцем , а два дуката – двойным червонцем.

Дукат Петра I.

С 1718 года Петр I выпускал 2 золотых рубля. Его жена Екатерина I во времена своего правления также выпускала только двухрублевик из золота. Кстати, тираж был ограничен и достигал около 9 тысяч экземпляров. Поэтому сегодня за двухрублевую монету Екатерины I Алексеевны можно выручить от 90 до 900 тысяч рублей.

Два рубля золотом. Екатерина Алексеевна.

Во время правления Петра II золотые монеты чеканились без номинала, но по привычке назывались червонцами. То же самое было при Анне Иоанновне. За денежку с портретом этой самодержицы сегодня можно выручить от 35 тысяч до 2 миллионов рублей (в зависимости от года и изображения на монете).

Червонец Анны Иоанновны. 1730 г.

В краткое царствование младенца Иоанна IV золотых монет не чеканили: просто, наверное, не успели за несколько месяцев.

Далее, когда ко власти пришла Елизавета Петровна, изготовление золотых денег наконец-то оживилось. Кроме стандартного червонца с портретом императрицы, выпускался двойной червонец. Также были полтина, 1 рубль, 2 рубля.

Потом, в 1755 году, к этим монетам добавились империал (10 рублей) и полуимпериал (5 рублей). На новых монетах вместо двуглавого орла на реверсе находится крест из четырех узорных щитов, соединенных пятым.

На первых четырех — гербы и символы городов Российской Империи, а в центральном щите — двуглавый орел со скипетром и державой. Империалы чаще всего использовали для внешнеторговых операций.

Империал Елизаветы Петровны. 1756 г.

Петр III среди этого изобилия оставил лишь привычные червонцы, а также империал и полуимпериал.

После истории со свержением мужа Екатерина II повелела перечеканить все монеты с портретом Петра III в монеты того же номинала, но со своим именем и портретом.

Поэтому монеты времен Петра III очень редки и весьма высоко ценятся. Есть данные, что на аукционах они уходят за суммы, начинающихся от нескольких десятков тысяч долларов.

Павел I, сын Екатерины II, положил начало новой традиции. Деньги теперь чеканились без портрета императора. Он оставил империал, полуимпериал и золотой червонец. Выглядели они непривычно.

Червонец Павла. 1797 г.

При Александре I традиция продолжилась. Среди «золотых» остались лишь империал (10 рублей) и полуимпериал (5 рублей). После победы над Наполеоном в 1813 году Польша вошла в состав России. В связи с этим с 1816 года Александр I начинает чеканку монет (для Польши) на Варшавском монетном дворе. Из золота были 50 и 25 злотых.

50 злотых с портретом Александра I. 1818 г.

Николай I оставил империалы, но прославился тем, что начал чеканить монеты… из платины! Это были первые в мире монеты из платины, выпущенные для повседневного обращения. Выпускались они номиналом 3, 6 и 12 рублей. Тогда, кстати, платина дорогой не считалась и стоила в 2,5 раза дешевле золота.

Ее только-только открыли в 1819 году, добыча ее обходилась очень дешево. В связи с этим, правительство, опасаясь массовых подделок, платиновые монеты из обращения изъяло. И больше денег из платины в России никогда не чеканили. А весь лом монет — 32 тонны — продали в Англию. И эта страна долгое время была монополистом по данному металлу.

Сегодня на аукционах платиновые монеты Николая I можно продать за 3-5 миллионов рублей.

Платиновые 6 рублей Николая I. 1831 г.

Вернемся к золоту. Преемник Николая I – Александр II, самый демократичный царь и освободитель крестьянства, чеканил только полуимпериала и еще ввел 3 рубля золотом. В стране были реформы, особенных денег на чеканку золотых не было предусмотрено. Видимо, поэтому номиналы снизились.

3 рубля золотом. Александр II. 1877 г.

Александр III оставил монеты того же номинала, но вернул империал — 10 рублей. И повелел чеканить на нем свой портрет. Так традиция портретных червонцев возобновилась. Меняются технические характеристики золотой монеты — она становятся толще, но меньшего диаметра. Монеты из золота Александра III продаются на аукционах за суммы 7-20 тысяч долларов.

Империал Александра III. 1894 г.

Далее у нас остаются лишь золотые времен печально известного последнего царя Николая II. Монеты по 5 и 10 рублей все еще несут скупщикам старины старушки, неведомо где их доселе сохранившие. А поисковики мечтают увидеть в только что выкопанной ямке золотой блеск именно этого царского профиля.

Золотой червонец Николая II.

Вес золотой монеты номиналом 10 рублей до Николая 2 составлял 12,9 грамма. После николаевской денежной реформы вес золотой монеты номиналом 10 рублей был уменьшен в полтора раза и составлял 8,6 грамма. Поэтому золотые монеты стали доступнее и тираж их увеличился.

В новом облегченном «николаевском» весе были отчеканены золотые 15 рублей и 7 рублей 50 копеек. При этом стоимость их невелика, как и стоимость «николаевских» червонцев — около 20 тысяч рублей. Зато встречаются они почаще, чем все остальные монеты, вместе взятые, и шанс отыскать их на копе тоже повыше.

Есть еще «подарочные» монеты времен Николая II. Эти монеты были отчеканены для личного подарочного фонда Николая 2. Даты их чеканок позволяют предположить, что 25 рублей 1896 года чеканили специально к коронации, а 25 рублей 1908 года — к 40-летнему юбилею Николая 2. Цена таких золотых монет достигает 120-150 тысяч долларов.

Читайте также:  Ткачев вячеслав матвеевич

Вслед за донативными (подарочными) монетами можно выделить совсем необычную, не имеющую аналогов, золотую монету номиналом 37 рублей 50 копеек – 100 франков 1902 года.

Согласно некоторым предположениям, таким образом, Николай 2 хотел ознаменовать франко-русский союз, однако другая часть нумизматов более склонна считать, что 37 рублей 50 копеек – 100 франков предназначались для использования в системе казино.

По цене такой «золотой» сегодня на аукционах можно найти за 40-120 тысяч долларов.

История последнего золотого царского червонца заслуживает отдельного рассказа.

О нем вы узнаете в следующей статье.

Р. Юзенас

Источник: https://www.mdregion.ru/o-kladoiskatelstve/28-rasskazi-kladoiskatelstvo/2153-istoria-russkih-zolotyh-monet.html

Фрагмент жалованной императрицей Елизаветой Петровной казачьей сабли, 1744 г

С давних пор на Руси хорошее и качественное оружие было желанной наградой для каждого воина, потому что в бою именно от качества оружия часто зависела жизнь его владельца. На Руси оружие, полученное от царя, традиционно имело отличный булатный клинок и украшалось драгоценными камнями.

Весной 1583 года знаменитый завоеватель Сибири Атаман Ермак Тимофеевич отправил в Москву, к царю Ивану Грозному, своего товарища Ивана Кольцо, с известием, что «Бог покорил ему Сибирскую землю».

Царь в награду за воинские подвиги пожаловал Ермаку Тимофеевичу дорогой панцирь, сверкавший золотым царским орлом, и панагию на золотой цепочке.

По преданию, причиной гибели атамана стала именно эта царская награда: «не доплыв до своих стругов, утонул, отягчённый стальной бронёй, данною ему Иоанном».

В марте 1610 года после разгрома сторонников Лжедмитрия I князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский с войсками вступил в освобожденную от осады Москву и был отмечен, наряду с другими пожалованиями, драгоценным палашом.

Данный палаш, «с серебряной с золочением оправою, украшенной жемчугом, бирюзою и другими драгоценными каменьями», хранится в Государственном историческом музее (ГИМ) в Москве.

По мнению специалистов, князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский был награждён этим украшенным палашом за победу над «тушинским вором самозванцем Лжедмитрием II.

Возможно, что другой экспонат собрания Московского Государственного исторического музея — именная сабля князя Дмитрия Михайловича Пожарского, также является наградным оружием.

„Холодей персидский булат сабли Дмитрия Михайловича Пожарского, тоже Зазубренной, с серебряной рукоятью, слегка поврежденной, — оружие прославленного воеводы не пребывало в праздности“. Сабля князя Пожарского отличается изысканными убранством из серебра с золотой чеканкой и украшена драгоценными камнями.

Некоторые исследователи предполагают, что эта прославленная сабля была преподнесена благодарными москвичами князю за освобождение столицы от поляков в 1612 году.

Позднее, но в том же XVII веке, на наградном оружии стали появляться надписи, поясняющие, кем и кому подарено оружие, что, естественно, облегчало идентификацию этого вида оружия. Например, на клинке сабли основателя Московской Оружейной палаты и города Симбирска (ныне Ульяновск) Б. М.

Хитрово из собрания музея-заповедника Царскосельского лицея золотом нанесена надпись: «Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея Руси пожаловал сею саблею Стольника Богдана Матвеевича Хитрово».

К несколько более позднему времени относится булатная полусабля из коллекции ГИМа, подаренная стольнику царя Алексея Михайловича П. П. Жадовскому, на которой также сохранилась, правда не полностью, надпись: «Б. м. В. г. и В. к.

[Божиею милостию Великий государь и Великий князь] Алексей Михайлович всея В. М. и Б. [Великая и Малая и Белая] России самодержец пожаловал Петра Петрова сына Жадовского».

В конце XVII столетия за участие в Крымских походах различными видами холодного оружия были награждены главнокомандующий князь В. В. Голицын, а также воеводы А. С. Шейн, князь В. Д. Долгоруков, К. О. Щербатов, князь Д. А. Барятинский, П. Д.

Скуратов, Л. Р. Неплюев, И. Ю. Леонтьев, думный генерал А. А. Шепелев и гетман Украины Иван Самойлович.

К сожалению, их наградные клинки либо не сохранились, либо, если на них не имелось особых надписей, хранятся как безымянные образцы в российских музеях.

Однако говорить собственно о появлении наградного оружия в России можно лишь в XVIII веке. Данное оружие можно разделить на две группы. К первой относится наградное холодное оружие, дававшееся за боевые отличия офицерам, генералитету регулярной армии и флота.

Вторая группа, просуществовавшая без особых изменений с начала XVIII века до конца первой четверти XIX века, это наградное (жалованное) оружие для военнослужащих иррегулярных войск.

Наградное же оружие для регулярной русской армии выдавалось вплоть до революции 1917 года и имеет длинную историю в несколько этапов.

Источник: https://www.zemlyanka-v.ru/shop/russia/sabli-palashi/fragment-zhalovannojj-imperatritsejj-elizavetojj-kazachejj-sabli-1744/

Золотые монеты — чешуя

  Кому то покажется невероятным, но золотые монеты — чешуя действительно существуют. Пожалуй, каждый ценитель нумизматики хотел бы иметь в своей коллекции подобную монету. На аукционах золотая чешуя довольно редкий экземпляр и оценка для неё соответствующая.  

   

Чеканка золотой чешуи.

 

  В России впервые золотая чешуя началась чеканиться при Василии Ивановиче Шуйском 1610 год.

Монеты номиналом 25 копеек (гривенник) и 5 копеек предназначались для денежного обращения, чтобы усилить значимость Российского государства.

Лицевой штемпель оставался такой же, как и при Фёдоре Ивановиче, а реверс уже был специальный. Так же золотая чешуя чеканилась и при Владиславе Жигимонтовиче.  

  Во время правления Алексея Михайловича золотая чешуя использовалась в качестве награды ратникам. Но, несомненно, и то, что эта же монета применялась и в денежном обращении. Пример этому хранящиеся в музеях известные 77 золотых чешуек 1654 года, большинство из них (55 штук) не имеет отверстия для ношения на шее.

Пулы — медные монеты.   

   

Позолоченные монеты — чешуя.

 

  Не изученной темой являются позолоченные чешуйки. Одна из гипотез это использование чешуи в культовых христианских обрядах, для икон.Но есть мнение, что при Иване IV Грозном позолоченные монеты использовались в качестве наградных для ратников из простых крестьян.  

  В пользу золотой монеты — чешуи в качестве наградной имеется документальное подтверждение в «Разрядной книги» царя Ивана IV Грозного 1577 года. В честь 2-го Ливонского военного похода. В которой написано, что «иные» ратники за службу получили в награду по «золоченой» монете. То есть, получается, экономили на настоящих героях, как всегда было в России.

Что такое монеты чешуя.   

   

Золотая чешуя.

 

  На первом изображение мы видим золотую деньгу (5 копеек) Василия Ивановича Шуйского. Датировка соответствует 1606–1610 годов. Вес монеты 0.34 грамм.  

  На втором изображение монета номиналом в 10 копеек черканувшаяся в 1610–1612 годов, время оккупации Польско-Литовской. Чеканка московская с подписью имени Владислава (Сигизмундовича) Жигимонтовича. Вес монеты 0,59 грамм.  

  Копейка изображение 3, чеканившаяся в Москве в 1645–1676 годов Алексея Михайловича. Вес монеты 0,49 грамм. Есть мнение, что золотая монет- чешуйка выпускавшаяся во время правления Алексея Михайловича применялась, как награда запорожским казакам. А так же золотой чешуёй награждались сотенные чины и офицеры среднего звена русской рати (И.Г. Спасский).  

  На четвёртом изображение мы видим более распространённый вид — 1654 года (четверть угорского). Московская чеканка. Вес монеты 0,86 г. Применялась так же, как и предыдущая монета.  

  На пятом изображение мы видим позолоченную монету — чешую деньга Ивана Грозного.

Счастливый рубль кассира Брута.   

   

Подделки золотой и позолоченной чешуи.

 

  Если говорить о подделках золотых монет — чешуи, то, как считают эксперты это довольно сложно. Так как основные чеканы и их характер известны и трудно копируемы. Подделок позолоченной чешуи встречается предостаточно и на известных аукционах.  

  Настоящая статья написана на основе данных известных поисковых и кладоискательских форумов: «Кубарь», «Подмосковный поиск монет», «Нумизмат. Ru».

     >

                                                страница раздела >>>

Поделиться информацией в социальных сетях:

      Интересные материалы сайта
   

Источник: http://donovedenie.ru/blog/zolotye_monety_cheshuja/2014-01-11-362

Первые русские деньги. Монеты древней Руси

?vitalidrobishev (vitalidrobishev) wrote,
2017-02-26 18:01:00vitalidrobishev
vitalidrobishev
2017-02-26 18:01:00Древняя Русь во многом копировала достижения Византийской империи, не стали исключением и деньги.

В конце X века при Владимире Святославиче начали чеканить первые на Руси монеты — сребреники. По размеру и весу они соответствовали византийским, использовались те же технологии производства, но надписи были русскими, также добавлялся княжеский знак.

В настоящее время известно всего около 400 таких монет, они считаются раритетами и практически все хранятся в музеях.Примерно в то же время появляются и златники, копирующие византийские золотые солиды. Изображения на сребрениках и златниках очень похожи.

При следующих правителях чеканились только сребреники, последние датируются временем Ярослава Мудрого. В дальнейшем по неизвестным причинам чеканка собственных монет прекращается на три столетия.

Свои монеты на Руси были далеко не всегда, и это общеизвестно. Расчеты производились и услугами, и товаром.

Долгое время эквивалентом служили меха. В ходу присутствовал и имперский денарий (Рим), и восточный дирхем, и даже солид Византии. Но эпоха собственных денег неуклонно наступила. Итак….

Серебряники

Первая из отчеканенных на Руси монет была названа серебряником. Она появилась еще во времена кн. Владимира, до Крещения. Недостаток разменной монеты стал ощущаться особенно остро, дирхемов не хватало. Материалом явилось серебро от переплавки последних.Серебряники чеканились в двух видах дизайна.

Сначала это была копия идеи солидов Византии: с одной стороны – престольный кн. Владимир, с обратной – Иисус. Позднее дизайн изменился. Лик Мессии исчез. Его место занял трезубец, родовой герб Рюрика. Портрет князя окружили надписью: «Князь Володимир на престоле, а это – деньги его».

Золотники

Златники присутствовали в ходу, как и серебряники. Их чеканку развернул также кн. Владимир. Только лили монеты, как следует из названия, в золоте. Прототипом златнику послужил византийский солид. Масса была вполне внушительной – 4 г.

Это была довольно редкая и дорогая монета весьма ограниченного тиража. Однако народная молва по сей день хранит ее название в фольклоре. Современные нумизматы могут предъявить публике не больше десятка златников.

Оттого и цена их очень высока, как на официальном, так и на черном рынке.

Гривны

Именно гривна стала действительно самостоятельной официальной денежной единицей Руси. Возникла в 9-10 столетии. Представляла собой увесистый золотой или серебряный слиток. Но являлась, скорее, эталоном массы, чем денежной единицей. При помощи гривны отмерялись веса драгметаллов.Гривны Киева имели 160 г массы и 6-угольную форму соты.

Деньги Новгорода представляли собой длинный брусок массой в 200 г. Однако название от разницы внешнего вида изменений не претерпевало. Татары также использовали гривну, ходившую в Поволжье. Она так и называлась, «татарской», имела форму ладьи.Название денег произошло от совершенно несвязанного с ними предмета – шейного женского обруча, исполнявшегося ювелирами в золоте.

Украшение носилось на «гривке». Отсюда – «гривна».

Векши

Совершенный аналог нынешней копеечки, древнерусская векша! Другие ее названия – белка, веверица. По поводу первой версии существует интересное объяснение.

Оно гласит, что во время хождения мелкой серебряной монетки ее «натуральным» аналогом была выделанная беличья шкура.Летописи упоминают, что древняя дань с некоторых племен составляла «одну белку или монету с единого дома».

К слову, одна гривна была эквивалентна 150 векшам.

Куны

Обращение восточного дихрема – исторический факт. Не менее популярным был денарий. Их обоих русичи называли «кунами». Почему?Существует два объяснения. Первое: эквивалентом обеим монетам служили выделанные и клейменые куньи шкурки. К слову, весьма ценные, даже по тем временам. Второе: англоязычное слово «coin» (звучит: «коин»), в переводе – «монета».

Резаны

Резанами назывались «денежные единицы», призванные вести расчет максимально точно. Например, куньи шкурки делились лоскутами, дабы подогнать их под определенную цену товара. Именно эти лоскуты и именовались «резанами» (ударение на вторую «а»).А поскольку пушная шкурка и арабский дирхем были эквивалентными, то на части делили и монету.

По сей день в древнерусских кладах находят половинки и даже четвертинки дирхемов, ведь арабская монета была слишком крупной для мелких торговых сделок..Сегодня в древних кладах археологи часто находят половинки и четвертинки этих монет. Арабские деньги имели довольно крупное достоинство, чтобы оперировать ими в целом виде при мелких сделках.

Ногаты

Ногата, небольшая разменная монетка, 1/20 гривны. Ее название, как предполагают филологи и историки, пошло от эстонского «nahat» («мех»). Не исключено, что ногаты изначально были «привязаны» к пушнине.

При всем разнообразии монет на Руси довольно примечателен тот факт, что любая торговая вещь «привязывалась» к собственной денежке. Свидетельство тому имеет в своем тексте «Слово о полку Игореве».

Там сказано, что будь на престоле Всеволод, невольница ценилась бы в ногату, а раб продавался бы по резане.

©

Источник: https://vitalidrobishev.livejournal.com/6392493.html

Золотые монеты России до 1700 года

Первые монеты, чеканенные из золота, появились в России в период Х-ХI вв. во время княжения Владимира Святого, Святополка I и Ярослава I Владимировича. На всех монетах этого периода заметно влияние византийского искусства. На лицевой стороне изображался великий князь с трезубцем (символ киевских князей), на оборотной — нагрудное изображение Христа Спасителя с Евангелием в руке.

В период от татарского нашествия и до конца XV века золотая монета на Руси не чеканилась. Изготовление собственной монеты путем перечеканки (преимущественно из венгерской) началось при московских великих князьях. Монеты весовой нормы западно-европейского дуката называли «червонец».

Михаил Федорович (1613-1645 гг.). Наградная денга. Золото. Вес 0,32 г.
Михаил Федорович. Московский денежный двор, наградная копейка, золото. Вес 0,65 г.
Михаил Федорович. Жалованный золотой в три четверти угорского. Золото. Вес 2,74 г.

Иван III Васильевич чеканил монету с изображением Святого Владислава, Василий III Иванович — с изображением всадника на коне с одной стороны и двуглавого орла с другой. На монетах Ивана IV Васильевича Грозного двуглавый орел помещался на обеих сторонах монеты. Сын Ивана IV, Федор Иванович, на одной стороне монет помещал надпись со своим титулом, на другой — двуглавого орла или всадника.

Алексей Михайлович (1645-1676 гг.). Золотой в четверть угорского 1654 г., золото 0,74 гр.
Федор Алексеевич ( 1676-1682 гг.). Наградной золотой в один угорский. Новодел, золото, 5,43 г.
Федор Алексеевич ( 1676-1682 гг.). Наградной золотой в два угорских. Новодел, золото, 6,74 г.

Схожие типы монет чеканили Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович Романов. Алексей Михайлович чеканил двойной червонец со своим поясным изображением. Дореформенные монеты Петра I, Ивана и Софьи были как с изображениями соправителей, так и просто с двуглавыми орлами на обеих сторонах.

Иван, Петр, Софья. Наградной золотой в один угорский за Крымский поход 1687 г. Золото, вес- 3,46 г.
Совместное правление Петра I и Ивана V при регентстве Софьи (1682-1696 гг.). Жалованный золотой в четыре угорских за крымские походы 1688-1689 гг. Новодел, золото, 12,74 г.

Другие статьи В.Е. Семенова:

Источник: http://moneta-russia.ru/library/zolotye-monety-do-1700-goda.php

Тайная история Золотой Орды. (часть первая)

Оригинал взят у rubuz в Тайная история Золотой Орды. (часть первая)

Тайная история Золотой Орды.(часть первая)

Интересные факты из истории символов.

В истории Великого Монгольского нашествия очень много загадок и тайн.

Возникшая в принципе на пустом месте (с точки зрения общепризнанной науки) чудовищная военно-политическая сила постепенно переломила хребет мощнейшим странам континента уничтожая на своем пути огромные города и армии не уступавшие, а иногда и превосходившие монгольские.

У официальной истории конечно есть ответы и на этот вопрос, мол расслабились «великие», долго не воевали, или наоборот слишком много воевали – устали и потрепались в боях. Ну дык оставим официальную историю в покое и обратимся к «деталям» на которые внимания ни кто не обращает:

Вот перед вами Золотоордынская медная монета чеканенная в городе Булгар после его завоевания монголами:

На монете изображена пентаграмма, повернутая двумя лучами наверх, в центре пентаграммы человекообразная тамга родового дома Бату, происходящая от тамги Чингиз-хана. В этой монете нас интересует положение пентаграммы.

Впервые этот тип монет был опубликован в каталоге известнейшего русского (немецкого) востоковеда Х.М.Френа, он идет пятой в его каталоге, но первый — несущий на себе изображение помимо текста, никакого толкования данному изображению Френ не дает, впрочем как и последующие исследователи. На предыдущих монетах из нетекстовых изображений присутствует только «тамга Мунке» изводная из древней руны известной нашим славянским предкам под названием «Велесица», и она тоже развернута.Монеты с пентаграммами будут чеканиться в орде и после, но на последующих монетах происходят странные трансформации. Следующая монета с пентаграммой чеканится одним лучом наверх.В чем же дело? Не стану пускаться в пространные объяснения, а лучше для наглядности приведу аналогичный пример «Звездоворота» из новейшей истории:

Перед вами первый орден Советской власти – орден Красного Знамени.
Обратите внимание на звезду, спрятавшуюся за Знаменем, она развернута 2 лучами кверху, и это считалось нормальным среди революционеров, (кстати, среди первых награжденных Нестор Иванович Махно, лично убивший священника – он был отмечен этой перевернутой звездой)

А на этой фотографии – образчик типичной революционной пропаганды, кто знает – сразу заметит, это уже не просто перевернутая звезда, это уже точный профиль сатанинского символа с неправильным соотношением лучей — стилизованный контур головы козла.

Но вскоре наступил «Звездоворот» и вместе с ним «Сталинские чистки» — чистили страну от поклонников «революционной звезды».

И Сталинская Инквизиция справилась на славу, звезда твердо встала на обе ноги!Бывший семинарист знал толк в символах и сам стал утверждать эскизы государственных орденов, под четким оком тирана уже ни одной звезде не удалось «вывернуться».

Если кто не знает – вождь, уже будучи вождем признавался, что верит в Христа. В этом вопросе он расходился во мнении с официальной советской наукой.

Когда враг подошел к Москве, вождем было принято решение о совершении тайного крестного хода вокруг столицы, самолет с церковными работниками и иконами совершил троекратный облет вокруг Москвы. Тайные крестные ходы вокруг столицы (и кремля в частности) совершались так же гражданами в частном порядке, противодействия со стороны властей не отмечено.

Сталинская звезда – Золотая звезда героя СССР одним лучом кверху.

Один из самых вручаемых орденов СССР – Орден ОВ, звезда как надо.

Источник: https://vg147.livejournal.com/254233.html

История золотых монет

На протяжении всей истории человечества золото не давало людям покоя. Очень часто именно желание обладать этим металлом приводило людей на тропу войны. Этот драгметалл часто становился причиной немыслимых побед и сокрушительных поражений, заставляя меняться ход истории. Страны, в которых находили золотые месторождения, всегда были в центре внимания.  

На протяжении всей истории человечества золото не давало людям покоя. Очень часто именно желание обладать этим металлом приводило людей на тропу войны. Этот драгметалл часто становился причиной немыслимых побед и сокрушительных поражений, расставляя меняться ход истории. Страны, в которых находили золотые месторождения, всегда были в центре внимания.

Золото как твердая валюта

С течением времени золото начали использовать не только для изготовления драгоценностей и украшений, но и в качестве средства натурального обмена. С этого момента начался новый виток в развитии истории, когда золото становилось мерилом материального достатка его обладателей. Однако этот процесс протекал не так уж и быстро.  

Золото в виде небольших слитков использовали в торговле еще во времена древнеегипетской и шумерской цивилизаций.

На тот момент золото составляло основу всей торговли на территории Средиземноморья.

Как правило, его использовали для оплаты налогов, а также определения ценности товаров, но не в качестве основной валюты. Ведь большая часть населения жила в бедности.

Заглянув на страницы истории, мы видим, что чеканка золотых монет берет начало еще в 6 веке до нашей эры, в эпоху лидийского царя Креза. Уже в то время монеты отливались из сплавов, а не из чистого золота.

Наиболее популярным материалом для изготовления монет  был так называемый электр, сплав серебра и золота. Как правило, на одной стороне помещалось изображение быка и льва, а на другой было клеймо. Вес такой монеты составлял от 0,2 до 17,2 грамм.

Однако в таком виде монеты просуществовали короткий промежуток времени, в скором времени начали чеканить отдельно золотые и серебряные монеты.  

Наибольшее развитие чеканка золотых монет получила в районе греческих городов-государств, особенно во времена объединенной греческой империи.  Именно тогда пошла мода на изображение на одной из сторон монет головы правителя. До этого на монеты предпочитали наносить изображения животных.

Во времена Римской Империи золотые монеты заняли важной место в качестве средства оплаты легионам.

Основным изображением на золотых монетах, именуемых ауреусами, становится голова действующего императора. Средний вес такой монеты составлял около 7,3 граммов.

Интересно, что один римский фунт составлял не 100, а 45 таких монет — ауреусов. Как правило, эти монеты использовались лишь для административных расходов, простому народу они были недоступны.

Один ауреус обладал очень высокой ценностью. К примеру, на него можно было обменять  91 килограмм муки или несколько сотен литров недорогого вина.

Такая ситуация сохранялась до тех пор, пока не перестали приходить грузы с золотом из Восточной Европы и Испании. Это случилось в 300-м году нашей эры.

После этого вес монеты сократился до 4,4 граммов.  

Именно тогда чеканка монет достигла невиданного размаха. Они распространялись по всей территории Римской Империи огромными тиражами. И по сей день эти монеты можно встретить во многих уголках мира.

После развала Великой Римской Империи чеканка золотых монет такого масштаба возобновилась только спустя тысячу лет.

Однако так называемый солид все еще использовался как главный весовой стандарт в странах Средиземноморья, а также встречался в Византии под названием бизантин.

Бизантин долгое время считали идеальным творением производителей монет, однако недостаток золотого запаса вынудил начать изготавливать монеты более низкого качества.

Дошло до того, что проба золотых монет составила всего 0,250.  Тогда был введен новый вид монет, гиперпион, вес которого составлял уже 5,5 грамма.

Однако он так и не получил особой популярности.  

Любопытно, что бизантия является прототипом создания очень редких на сегодняшний день древнерусских монет.

 Второй всплеск чеканки золотых монет

Развитие чеканки золотых монет не обошло стороной и Азию. Основная масса золота, вывезенного из Африки после 700-го года н. э.

, пошла на производство монет для Исламской империи, которая охватывала территорию Ближнего востока и северного побережья Африки.

Золотые монеты исламского мира назывались динарами и чеканились в Триполи, Дамаске и Багдаде.

Торговля между Исламским миром и Европой способствовала активному использованию золотых монет, которые раньше находились в обороте лишь на территории Сахары.

 Чуть позже золотые монеты начали активно чеканить в таких городах, как Генуя, Флоренция, а также на Сицилии.

Вскоре Венеция получила статус главного рынка золота Европы, произведя новые золотые дукаты весом в 3,55 граммов, которые были основным платежным средством на протяжении последующих 500 лет.  

Начиная с 14 века, чеканка золотых монет достигла размаха эпохи Римской Империи. Их начали производить в Брюгге, Франции и  Лондоне. Разнообразие золотых монет на тот момент не знало границ.

В 16 веке с момента открытия Америки чеканка монет получила новое развитие, поскольку в Европу стали поступать большие партии золота, добытого из порабощенных индейских земель.  Тогда начали появляться новые португальские монеты крузадо. Популярные на тот момент испанские монеты часто становились платежным средством в  других странах.

Чеканка португальских и английских золотых монет, именуемых гинеями,  увеличилась с открытием бразильских золотых копий.

Вес английской гинеи составлял уже 8,4 граммов, которая стала новым золотым стандартом. Поскольку в отдельные годы выпуск гиней достигал 4 миллионов, на их чеканку уходили огромные массы золота.

Однако в начале 19 века ее сменила другая монета, северен, ставшая новым платежным средством.  

В заключении

 

19 век считается заключительным этапом в развитии чеканки золотых монет. На тот момент добыча золота выросла в 5 раз, что привело к практически полной потере ценности серебряных монет.

Большинство государств стали использовать золотой стандарт благодаря еще более увеличившемуся производству золотых монет.  За этот период было добыто чуть более 13 000 тонн золота, и практически все они пошли на чеканку монет.

Однако с началом Первой мировой войны чеканку монет пришлось резко сократить, а во многих случаях даже изъять из оборота. Это привело к изготовлению платежных средств из более экономичных материалов.

Великая Депрессия 1933 года поставила окончательную точку в чеканке золотых монет, изъяв их всех из обращения.

На сегодняшний день золотые монеты уже не являются платежным средством, они используются лишь как разновидность инвестиций и в качестве коллекционных экспонатов. Однако чеканка золотых юбилейных монет продолжается и по сей день, так что еще рано ставить точку в ее истории. 

2013-12-04

Источник: http://siqnalrp.ru/stati-o-dragocennyh-metallah/224-istoriya-zolotyh-monet.html

Ссылка на основную публикацию