Пожалование золотых войску б. хмельницкого в 1654 г.

Энциклопедия нумизмата » золотая чешуя и её назначение

Автор: admin, 08 Июл 2017

ЗОЛОТАЯ ЧЕШУЯ И ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ

Назначение таких монет — воинская награда для казаков Богдана Хмельницкого. Но, как полагает И.Г. Спасский, не исключено, что эти золотые могли жаловаться в общем порядке и сотенным головам или иным начальникам среднего офицерского состава в русском войске.

Согласно информации, приведенной исследователем, средний вес таких золотых в 1/4 угорского составлял 0.83 г. Одной из особенностей подобных монет можно считать то, что большая их часть не имеет отверстий (19 из 60 известных на 1961 г., по Спасскому).

Связано это было с тем, что на Украине не было принято нашивать монеты в качестве знака отличия (так, как это делалось в Московском государстве).
Золотые допетровские монеты можно поделить на наградные и на монеты для обращения.

Для обращения чеканились денги и копейки с именем Василия Ивановича (Шуйского) и копейки с именем Владислава. Денга равнялась 5 серебряным копейкам, копейка — десяти.

Наградные золотые известны с периода Грозного (исключая пару уникальных монет Ивана III). Некоторые чеканены обычными штемпелями, но большая часть специальными.

Наиболее часто попадаются золотые Алексея Михайловича (в частности, аналогичные представленному экземпляру) и золотые времени правления Софьи от имени Ивана и Петра Алексеевичей.

В системе донативных (наградных) знаков допетровского времени золотой в четверть угорского 1654 г. занимает особое место. Появление данного знака связано с одним из наиболее важных событий в истории России XVII в. — вхождением в ее состав Левобережной Украины и западно-русских уездов со Смоленском.

Формально акт о присоединении к России указанных территорий был заключен 8 января 1654 г. После этого московское правительство должно было взять на себя содержание шестидесяти тысячного реестрового казацкого войска, установив для него твердое годовое жалование.

Однако, решение данного вопроса оттягивалось до получения в Москве сведений о местных доходах Украины. Весной 1654 г. на переговорах с С. Богдановым и П. Тетерей, представлявшими войско Б.

Хмельницкого, им было обещано лишь почетное жалование золотыми для всего состава казацкого войска, в связи с чем и был осуществлен выпуск золотых в четверть угорского этого года.

Целевое назначение данного выпуска нашло отражение в оформлении наградных монет. В XVII в. Украина входила в зону обращения монет западно-европейского образца, даты на которых указывались, в основном, арабскими цифрами.

Видимо, поэтому и на золотых в четверть угорского 1654 г.

впервые в истории наградной системы и денежного дела России дата была указана аналогичным образом, а не буквами русского алфавита, как это было принято вплоть до начала XVIII в.

Технологические особенности чеканки рассматриваемых золотых, характерные в целом для денежного дела в допетровской России (отсутствие правильной формы заготовок монет, несоответствие размеров монетной заготовки и рабочей поверхности штемпеля, ручное производство), являются причиной того, что на подавляющем большинстве из них помещались только две из четырех цифр даты — 6 и 5, расположенные между изображениями корон двуглавого орла.

В системе донативных знаков допетровского периода золотой в четверть угорского соответствовал награде, которую получали преимущественно сотенные головы дворянских ополчений и стрелецких полков. По замечанию И.Г.

Спасского, награждение данным знаком простых казаков и вчерашних посполитых с точки зрения Разрядного Приказа и царя производилось с крупнейшим превышением любых возможных в таком случае норм.

В этом, безусловно, нашла отражение исключительная важность происходивших политических событий.

В войске Б. Хмельницкого были недостаточно знакомы со старинным московским обычаем награждения золотыми. В XVII в. в денежном обращении Украины, наряду с медными и серебряными, имели хождение и золотые монеты, в частности, дукаты, фракцией которых, по сути, являлся московский золотой в четверть угорского.

Более того, на Украине, дукаты довольно широко использовались в качестве женского украшения, что делало для казаков почетный характер пожалования 1654 г. еще менее достижимым. Потребовались разъяснения значения данного пожалования, сделанные П.Д. Протасьевым, прибывшим в качестве посланника к Б.

Хмельницкому 10 июля 1654 г.

Тем не менее большинство из привезенных посольством П.Д. Протасьева донативных знаков, по всей видимости, были использованы в качестве платежного средства. Подтверждением этому может служить то, что из 77 золотых в четверть угорского 1654 г., хранящихся в собраниях ГЭ, ГИМ, ГМИИ и ГММК, лишь 22 имеют отверстия.

В 50-х гг. XVII в. золотой в четверть угорского был равноценен половине талера, т.е. 32-м копейкам по ценам московского рынка. На эту сумму в Москве можно было купить одну овцу (30–36 к.), пять поросят (5–6 к.

каждый), трех жирных гусей (9–10 к. за одного) или целый воз огурцов (в августе 1654 г. одну копейку стоили более ста огурцов).

На Украине, выгодно отличающейся от московского региона плодородностью, цены на перечисленные товары, скорее всего, были существенно ниже.

По подсчетам И.Г. Спасского в 1654 г. было отчеканено более 70 000 золотых в четверть угорского, благодаря чему они присутствуют не только в музейных собраниях, но и изредка встречаются в частных коллекциях. Золотой в четверть угорского 1654 г. является самым узнаваемым, самым популярным донативным знаком допетровской России.

Источник: http://allcoins.msk.ru/zolotaja-cheshuja-i-ejo-naznachenie/

Жалованная грамота

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ГЕТМАНУ БОГДАНУ ХМЕЛЬНИЦКОМУ И ВСЕМУ ВОЙСКУ ЗАПОРОЖСКОМУ

О СОХРАНЕНИИ ИХ ПРАВ И ВОЛЬНОСТЕЙ

1654 г. МАРТА 27

Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович веса Великия и Малыя Росии самодержец , пожаловали есмя наших царского величества подданных Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и писаря Ивана Выговского, и судей войсковых, и полковников, и ясаулов, и сотников, и все Войско Запорожское, что в нынешнем во 162-м (1654 г.

) году как по милости божий учинились под нашею государскою высокою рукою он, гетман Богдан Хмельницкий, и все Войско Запорожское и веру нам, великому государю, и нашим государским детем, и наследником на вечное подданство учинили.

<\p>

И мы, великий государь наше царское величество, подданного нашего Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и все наше царского величества Войско Запорожское пожаловали велели им быти под нашею царского величества высокою рукою по прежним их правам и привилиям, каковы им даны от королей польских и великих князей литовских, и тех их прав и вольностей нарушивати ничем не велели, и судитись им велели от своих старших по своим прежним правам, а наши царского величества бояря и воеводы в те их войсковые суды вступатись не будут. А число Войска Запорожского указали семя, по их же челобитью, учинить спискового 60 000, всегда полное. А буде судом божиим смерть случитца гетману, и мы, великий государь, поволили Войску Запорожскому обирати гетмана по прежним их обычаем самим меж себя. А кого гетмана оберут, и о том писати к нам, великому государю, да тому же новообранному гетману на подданство и на верность веру нам, великому государю, учинит, при ком мы, великий государь, укажем, а при булаве гетманской староству Чигиринскому со всеми его приналежностями, которые преж сего при нем были, указали есмя быти попрежнему. Также и именей казатцких и земель, которые они имеют для пожитку, отнимати у них и вдов после казаков осталых у детей не велели, а быти им за ними по-прежнему. А буде ис которых пограничных государств учнут приходить в Войско Запорожское к гетману к Богдану Хмельницкому послы о добрых делех, и мы, великий государь, тех послов гетману принимать и отпускать поволили. А ис которых государств, и о каких делех те послы присланы, и с чем отпущены будут, и гетману о том о всем писати к нам, великому государю, вскоре. А буде которые послы от кого присланы будут с каким противным к нам, великому государю, делом, и тех послов в Войске задерживать и писать об них к нам, великому государю, вскоре ж, а без нашего царского величества указу назад их не отпускать. А с турским салтаном и с польским королем без нашего царского величества указу ссылки не держать. И по нашему царского величества жалованью нашим царского величества подданным Богдану Хмельницкому, гетману Войска Запорожского, и всему нашему царского величества Войску Запорожскому быти под нашею царского величества высокою рукою по своим прежним правам и привилиям и по всем статьям, которые писаны выше сего. И нам, великому государю, и сыну нашему, государю царевичю князю Алексею Алек-сеевичю, и наследником нашим служити, и прямити, и всякого добра хотети, и на наших государских неприятелей, где наше государское повеленье будет, ходит, и с ними бигись, и во всем быти в нашей государской воле и послушанье навеки.<\p>

Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. М. 1953. Т. III. С. 567-570.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до нащих дней. А.С.Орлов, В.А,Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М. 1999.

Читайте также:  Медаль ветеран труда

Далее читайте:

Хмельницкий Богдан (Зиновий) (ок. 1595-6.08.1657), русский государственный деятель, полководец, гетман Малороссии

Письмо Богдана Хмельницкого с просьбой о воссоединении с Россией.

Белоцерковский договор между украинским гетманом Б.Хмельницким и комиссарами польского правительства.

Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией. 1 октября 1653 г.

Лист Богдана Хмельницкого, посланный из Переяслава Царю Алексею Михайловичу, с благодарностью за воссоединение Украины с Россией. 8 января 1654 г.

Запорожская Сечь (справочная статья).

Источник: http://www.hrono.ru/dokum/1600dok/16540327grmt.php

Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого

Большая часть Украины в первой половине XVII в. входила в состав шляхетской Речи Посполитой.

Крестьяне и городское население подвергались не только феодальной эксплуатации, но и являлись объектом национального и религиозного угнетения: официальным языком, на котором велось все делопроизводство, был польский, православная церковь подвергалась гонению, национальная культура — унижению.

Богдан Хмельницкий в начале войны скажет о ее причинах: “Причиной, которая вынудила казаков подняться войной на ляхов, было не то, что ляхи несправедливо отбирали у них села и дома, не то, что лишали их земной родины, не то, что нагружали их работами, все это еще могли бы терпеть казаки, а то, что ляхи, вынуждая казаков отступать от благочестивых догматов и присоединяться к неверному учению, злым юродством уничтожали села и дома нетленных душ”. Так Б.Хмельницкий выражает высший смысл происходящего: денационализация народа, превращение его в “безродных” холопов и “бессловесное быдло”. Раскройте экономическое и правовое положение крестьян и населения городов и местечек на Украине под властью польско-литовских феодалов. Докажите, что господство феодально-крепостнических порядков, социальный и национально-религиозный гнет стали тормозом дальнейшего развития украинского народа.

 К середине XVII в. возникла прямая угроза существования украинского народа как этнического единства в составе Речи Посполитой. В уничтожении этой угрозы заключалась историческая необходимость Освободительной войны украинского народа.

 Особую прослойку населения Украины составляли запорожские казаки. У днепровских порогов еще в начале XVI в. сложился своеобразный уклад жизни, существенно отличавшийся от остального населения Украины. Казаки имели свое самоуправление — выборного гетмана и раду (казачий круг). Днепровские казаки несли сторожевую службу, отражая набеги крымчаков.

Польское правительство, заинтересованное в службе казаков, заносило их в реестр, т.е. список казаков на государственной службе. Каждый значившийся в нем получал вознаграждение. Запорожская Сечь непрерывно пополнялась новыми пришельцами, но реестр оставался неизменным.

Это создавало почву для социальных конфликтов между верхушкой казачества и остальной массой, особенно не включенной в реестр.

 Уже с конца XVI в. на Украине вспыхивают мощные крестьянско-казацкие восстания. Их участники выступают против шляхетского гнета, за сохранение родного языка, обычаев предков, за православную веру. Наибольший размах получили восстания Северина Наливайко, Трясило, Ивана Сулимы, Павлюка, Якова Острянина. В 1638 г.

польский сейм ввел “Ординацию Войска реестрового Запорожского”, согласно которой войско возглавили поставленные поляками комиссар, есаулы, полковники; выборность казацких старшин отменяли, казаков лишили права своего суда.

Устанавливался реестр в 6 тысяч человек, запрещалось поддерживать отношения с запорожцами-сечевиками.

 “Бранным пламенем объялся дрееле мирный славянский дух и завелось казачество — широкая, разгульная замашка русской природы”, — писал Н.В.Гоголь. Где казак, там воля. Лишение казачьей вольницы, национальный гнет вызывали новые волнения.

Реестровые казаки признали Ординацию 1638 года. Нереестровые холопы, мещане не хотели подчиниться, многие уходили в Белгород, Севск, Путивль, другие русские города и уезды. Русские власти принимали их. Места, где они селились, располагались на границе с Диким полем.

Впоследствии они стали именоваться Слободской Украиной.

 С конца 30-х годов до 1648 г. в борьбе запорожцев наступило затишье, которое польская шляхта называла “золотым покоем”. Новый этап борьбы украинского народа против социального, национального и религиозного гнета Речи Посполитой связан с именем Богдана Михайловича Хмельницкого.

Предводитель освободительной борьбы украинского народа сумел сплотить разнородные в социальном отношении силы — казачество, крестьян, горожан, духовенство, мелких украинских феодалов. Всех их объединило одно — борьба за национальное освобождение.

Другое достоинство Хмельницкого состояло в широком политическом кругозоре, позволявшем ему смело лавировать, заключая союзы, если того требовала обстановка, даже с таким ненадежным партнером, как крымский хан. При этом он четко осознавал необходимость тесного союза с Россией. Б.

Хмельницкий был талантливым полководцем, умевшим правильно определить направление главного удара и в нужный момент обеспечить перевес в силах, обладал личным обаянием, отвагой, готовностью настойчиво добиваться поставленной цели.

Что явилось причиной, толкнувшей Хмельницкого на путь политической борьбы? “Я решился мстить ляхам-панам не за свою только обиду, но за попрание всей веры русской и за поругание народа русского, — говорил Б. Хмелъниций на “совещании в роще”. — Я один бессилен, но вы, братья, мне помогите”.

Читайте также:  Орден мужества

 В ком Б.Хмельницкий видел потенциальных союзников — государства, заинтересованных в решении украинско-польского вопроса? В феврале 1648 г. Хмельницкий заключил соглашение с Крымским ханом Ислам-Гиреем III. Какие цели преследовали обе стороны? Как складывались отношения с Россией?

 В конце января 1648 г. в Запорожской Сечи под руководством Б.Хмельницкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитой, положившее начало Освободительной войне украинского народа. Каковы же основные этапы и их основное содержание?

 I этап — 1648 — 1649 г. Это время создания из разрозненных крестьянских и казацких отрядов народно-освободительной армии и первые победы восставших: у урочища Желтые Воды и у Корсуни (май 1648 г.), когда наголову была разгромлена армия коронного гетмана Н. Потоцкого. Летом 1648 г.

восстание переросло в Освободительную войну. В сентябре 1648 г. войско Хмельницкого одержало победу под Пилявцами, осадило Львов, Замостье и в январе 1649 г. казаки во главе с Б.Хмельницким торжественно, под “радостные крики народа и приветствия православного духовенства” вступили в Киев. В августе 1649 г.

в бою под Зборовом польские войска во главе с королем Яном Казимиром понесли большие потери. От полного истребления их спасло предательство крымского хана. Б.Хмельницкий был вынужден заключить 8 августа 1649 г. Зборовский договор.

Согласно его условиям: 1) казацкий реестр увеличивался до 40 тысяч человек; 2) реестровое войско размещалось в Киевском, Черниговском и Брацлавском воеводствах, которые подчинялись гетману Б.

Хмельницкому, польским войскам там пребывать запрещалось; 3) польским магнатам, изгнанным с Украины в ходе Освободительной войны, разрешалось возвратиться в свои владения и требовать от крестьян выполнения повинностей.

 Одновременно борьба развернулась и на территории Белоруссии, но носила менее организованный характер.

Хмельницкий понимал значение Белоруссии как плацдарма для нанесения Речью Посполитой ударов по Украине с фланга и тыла. Поэтому он отправил в помощь повстанцам значительные силы.

Совместные действия белорусских крестьян и горожан с украинскими казаками сковывали силы польской армии и лишали возможности бросить их на Украину.

 Б.Хмельницкий понимал, что собственных ресурсов для завоевания независимости и длительной борьбы с Речью Посполитой недостаточно. Он неоднократно обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. В феврале 1651 г.

на Земском соборе в Москве русское правительство официально заявило о своей готовности принять Украину в русское подданство. С этого времени Русское государство начало активную подготовку к войне против Польши и усилило помощь Украине.

Какое значение имело установление дипломатических отношений Украины и России? В чем выражалась дипломатическая, военная и экономическая поддержка Украины Россией на всем протяжении Освободительной войны?

 II этап — март 1650 — сентябрь 1651 г. — периодические столкновения украинских и польских войск. Главные польские и украинские силы встретились в июне 1651 г. под Берестечком на реке Стырь. В решающий момент боя татары не только покинули поле боя, но и насильно увели с собою Хмельницкого, чем обрекли украинскую армию на поражение.

Польские войска двинулись вглубь Украины и встретились с Хмельницким под Белой Церковью. Положение обеих сторон было довольно трудным (хозяйственная дезорганизация, голод, эпидемии). Радзивилл подавил восстание в Белоруссии, разбил отряды сподвижников Хмельницкого, в начале августа 1651 г. занял Киев. 18 сентября 1651 г.

был подписан Белоцерковский договор, по которому: 1) казачий реестр уменьшен до 20 тысяч человек; 2) польская шляхта возвращалась в принадлежащие ей имения, а крестьяне должны были выполнять повинности; 3) казацкое самоуправление сохранялось только в Киевском воеводстве; 4) сильно ограничены были права гетмана: его лишили права сношений с иностранными государствами, в том числе с крымским ханом, и подчинили власти польского коронного гетмана.

 III этап — май 1652 г. (битва под Батогом, получившая название в польской историографии “Резня под Батогом”, где погиб цвет знатной польской молодежи) — январь 1654 г. (Переяславская рада). Освобождение от поляков Волыни до Дубно, Брацлавщины, Подолии.

 В июне 1653 г. царь Алексей Михайлович в письме Богдану Хмельницкому извещал о своем согласии на переход казацкого войска и населения Украины в русское подданство. На Земском соборе 1 октября 1653 г. было принято решение о принятии Украины в состав Российского государства и начале войны с Речью Посполитой.

 В последние дни 1653 г. русское посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным встретилось с Б.Хмельницким, его полковниками и генеральным штабом Войска Запорожского в Переяславле (близ Киева). 8 января 1654 г. здесь собралась Рада, ставшая ярким проявлением украинского народа к единению.

На ней присутствовали гетман, генеральная и полковая старшина, казаки всех полков, украинская шляхта, представители городских и сельских общин, жители Переяславля и окрестных сел и местечек. Это свидетельствует о всенародном характере принятого на Раде решения.

Старшины, обходя круг, спрашивали у присутствующих: “Все ли тако соизволяете?'” — В ответ: “Все единодушно, чтоб если вовеки все едино было!” Центральной в церемонии проведения акта объединения Украины с Россией стала речь Б.Хмельницкого. После того, как Рада высказалась за вхождение Украины в состав России, В.

Бутурлин, Б.Хмельницкий и казацкая старшина в местной церкви скрепили решение общей присягой.

 В царской грамоте, врученной Бутурлиным Хмельницкому, говорилось о решении Москвы принять в подданство “все Войска Запорожское з городами и з землями”, держать Украину “в оборони и в защищенье”.

 Все участники рады приняли присягу: “Быти им з землями, и з городами под государевою высокого рукою навеки неотступным”.

Чем было Переяславское соглашение: личной унией, реальной унией, формой вассальной зависимости, военным союзом? Переяславское соглашение стало кульминационным моментом в вековом стремлении украинцев и русских к воссоединению (двух народов, своими корнями восходящих к древнерусской народности), т.е.

здесь подчеркивается этническая общность. Украинский народ спас себя от угрозы полного исчезновения как этнического единства, получил возможность для своего дальнейшего политического, экономического и культурного развития.

 Условия вхождения были определены в “Статьях Богдана Хмельницкого”, подписанных в Москве в марте 1654 г.

, согласно которым: 1) устанавливался реестр в 60 тысяч человек; 2) на Украине предусматривалось сохранение местных особенностей в области административного устройства, организации военных сил, в политической и правовой, при этом все управление Украиной подчинялось верховной власти царя; 4) гетман имел право внешнеполитических отношений со всеми государствами, кроме Турции и Речи Посполитой.

Источник: https://students-library.com/library/read/16930-osvoboditelnaa-vojna-1648-1654-gg-pod-rukovodstvom-bogdana-hmelnickogo

«Волим под царя восточного, православного!»

«Волим под царя восточного, православного!»

На нынешней Украине события Переяславской рады последние четверть века трактуют весьма вольно и считают всего лишь «соглашением о сотрудничестве», а никак не решением о присоединении украинских казаков и их земель к России.

Читайте также:  Медаль за освобождение варшавы

Но факты — упрямая штука: даже если просто прочитать внимательно речь, с которой запорожский гетман Богдан Хмельницкий обратился к запорожцам, то становится ясно, что разговор шел именно о присоединении. В отличие от сегодняшних украинских политиков, гетман говорил, образно выражаясь, «мало, но смачно».

И его речь — в современном изложении — стоит того, чтобы прочитать ее полностью, прежде чем говорить о событиях, предшествовавших историческому решению и последовавшему за ним.

Вот с какими словами обратился к своим землякам и подчиненным гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий 18 января 1654 года:

«Паны полковники, есаулы, все Войско Запорожское и все православные христиане! Ведомо вам всем, как Бог освободил нас от рук врагов, гонящих церковь божью и озлобляющих все христианство нашего восточного православия.

Вот уже 6 лет живем мы без государя, в беспрестанных бронях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам без царя.

Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь — турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый — есть Православный Великой России государь, царь Великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже 6 лет беспрестанными молениями себе просим. Тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий — басурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных утеснений; крымский хан — тоже басурман, которого мы, по нужде в дружбу приняли, какие нестерпимые беды испытывали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: вы сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианин великий государь — восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа. Это великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной Церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений не презревши, теперь милостивое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царской милостию своею прислать изволил. Если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его великой царской руки, благотишайшего пристанища не обрящем. Если же кто с нами не согласен, то куда хочет — вольная дорога».

В ответ на эти вдохновенные слова собравшиеся ответили однозначно: «Волим под царя восточного православного! Лучше в своей благочестивой вере умереть, нежели ненавистнику Христову, поганцу достаться!». После этих слов решение о воссоединении освобожденной запорожцами Украины с Россией стало реальностью, которую требовалось лишь зафиксировать документально.

Богдан Хмельницкий сообщил народу о подписании Переяславского договора. Художник М. Дерегус

Но путь к этому решению и его воплощению был весьма долгим и трудным и для запорожцев, и для России.

Первым документально известным обращением за поддержкой и протекцией к Москве была просьба о помощи в борьбе с поляками гетмана реестровых казаков Криштофа Косинского, возглавлявшего восстание против польской шляхты в 1591-1593 годах.

В 1620 году в Москву отправилось посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом, которое предложило «служить царю московскому, как прежде служили его предшественникам». В 1622 принять в российское подданство православное население Украины предложил русскому царю епископ Исаия Копинский, а два года спустя о том же просил митрополит Иов Борецкий.

Все эти обращения и укреплявшиеся контакты между населением тех украинских земель, которые входили в состав Речи Посполитой, не могли не обеспокоить Варшаву.

Положение украинцев становилось все более тяжелым, и даже запорожские казаки, исправно воевавшие на стороне поляков в многочисленных войнах XVI-XVII веков, чувствовали, что их притесняют все сильнее и сильнее.

Пружина сжималась, пока не дошла до предела — и распрямилась с небывалой прежде силой.

Это «распрямление» возглавил один из виднейших казачьих военачальников того времени — полковник реестровых казаков Богдан Хмельницкий.

Потерявший после чудовищной выходки поляков почти всю свою семью, он в 1648 году добился избрания гетманом Войска Запорожского — и в этом качестве начал восстание против Речи Посполитой.

Понимая, что надолго собственных сил запорожцев не хватит, он почти сразу после начала войны обратился к Москве с предложением принять Украину в русское подданство.

Понимая, что принятие такого решения неизбежно ввергнет Россию в войну с Речью Посполитой, русский царь Алексей Михайлович и его Земский собор долго взвешивали все «за» и «против». Наконец в октябре 1653 года было принято решение поддержать просьбу запорожцев, и в Сечу отправилось русское посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным.

Послы прибыли в город Переяслав, который выбрали местом для сбора Рады, 10 января 1654 года. Через шесть дней туда же вместе с генеральным старшиной Войска Запорожского прибыл и сам Хмельницкий, а два дня спустя было принято историческое решение о воссоединении.

В течение трех месяцев после этого казаки подготовили и привезли в Москве «Мартовские статьи» — список из 11 условий их присоединения к Московскому царству. За это же время посольство Бутурлина, чтобы легитимировать решение Рады, проехало по 177 городам и селам Запорожского войска, получив согласие на присоединение от 127 328 казаков, мещан и войсковых селян.

И хотя за присоединение высказались не все жители области Запорожского войска, согласных было подавляющее большинство.

На этом основании 27 марта 1654 года царь Алексей Михайлович выдал две грамоты: одну — гетману Хмельницкому и всему войску запорожскому о принятии Малороссии в состав Русского государства, о подтверждении прав и вольностей ее населения, а вторую — гетману Богдану Хмельницкому и всему войску запорожскому о сохранении их прав и вольностей.

Вскоре после этого Россия начала активные боевые действия в рамках войны за освобождение Украины и Белоруссии, которую объявила еще в ноябре 1653 года, сразу после решения о принятии в подданство запорожцев, которая и закончилась убедительной победой в 1657 году. И в той победе немалую роль сыграли новые русские подданные — запорожские казаки во главе с Богданом Хмельницким, сумевшим добиться воссоединения двух братских народов.

Далее в рубрике «Есть рукопожатие!»16 января 1969 года советские космонавты провели первую в мире стыковку пилотируемых космических кораблей на околоземной орбите

Источник: http://rusplt.ru/wins/volim-pod-tsarya-vostochnogo-pravoslavnogo-20779.html

Ссылка на основную публикацию