Табаков олег павлович

Олег Табаков – биография актера, фото, лучшие роли, семья, жена, дети и внуки, причина смерти

Олег Павлович Табаков – советский и российский актер, режиссер и педагог, актер озвучивания, один из основателей театра «Современник», руководитель театра «Табакерка» и МХТ им. Чехова, ректор Школы-студии МХАТ (1986 – 2000).

Большинство фильмов с его участием стали классикой отечественного кинематографа: «Живые и мертвые», «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Несколько дней из жизни Обломова», «Человек с бульвара Капуцинов»…

Этот список можно продолжать еще очень долго, а ведь за его плечами множество не менее выдающихся театральных работ. Олег Павлович Табаков родился 18 августа 1935 года в семье врачей Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской.

Свое детство будущий актер и худрук провел в коммунальной квартире и уже с детства знал, какую цену имеет рубль, заработанный взрослыми, как честность, доброта и трудолюбие близких соседствуют с лицемерием, ханжеством и приспособленчеством общества. Тем не менее, все ранние детские воспоминания Олега Табакова окрашены в светлые оттенки.

Эти годы он ассоциирует со свободой, солнцем, пространством и счастьем. Его окружали только любящие люди: мама и папа, бабушки Оля и Аня, дядя Толя и тетя Шура. Маленький Олег очень много читал и уже тогда увлекался театром – с удовольствием посещал саратовский ТЮЗ, многие постановки смотрел по несколько раз и знал наизусть.

Все изменилось, когда грянула война.

Отец ушел на фронт, работал на санитарном поезде, Олега с мамой эвакуировали на Урал, и в военные годы Мария Андреевна трудилась в военном госпитале у железнодорожной станции Эльтон. Глава семейства вернулся домой, но вскоре после этого они с женой разошлись. Это стало огромным ударом для мальчика, причинило буквально физическую боль.

Оставшись без мужской опеки, мальчик едва не попал в дурную компанию, связавшись с уличной шпаной. Кто-то рассказал об этом маме Олега, и женщина взяла сына за руку и привела его в драмкружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров.

Ему повезло попасть к педагогу Наталье Иосифовне Сухостав, которую Табаков впоследствии называл своей крестной мамой в актерской профессии. Хотя на прослушивании в студию он говорил очень тихо и неразборчиво, женщина приняла его в группу, и уже через несколько месяцев он блистал на сцене в ключевых ролях. В драмкружке он занимался с 1950 по 1953 год.

Окончив саратовскую школу №18, Табаков решил отправиться в Москву, чтобы поступить в театральное училище. Родственники отговаривали его, искренне желая добра – мало кто верил, что юноша из провинции с тремя годами местного драмкружка преодолеет жестокие вступительные испытания.

Но, видимо, саратовская театральная школа всегда была сильной: Олега приняли в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Он отдал предпочтение первому, так как считал этот вуз «вершиной театральной педагогики». В учебных спектаклях Табаков играл преимущественно положительные роли.

Сыграв однажды Хлестакова из «Ревизора», он получил комментарий от одного из педагогов: «Оказывается, в вас дремал прекрасный комедийный актер». Диплом об окончании Школы-студии он получил в 1957 году, после чего его приняли в театр Станиславского.

Еще в 1956 году он с группой единомышленников-выпускников МХАТовской школы (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и др.), основал театр «Современник» (тогда он назывался «Студия молодых актеров»).

В качестве пробы пера выбрали спектакль «Вечно живые»: худруком был Олег Ефремов (он же исполнял роль Бороздина), Табаков (Лёлик, как звали его друзья) играл студента Мишу.

Репетировали 4 месяца, премьера состоялась 8 апреля 1957 года. Критики отмечали, что не увидели в постановке ничего нового – это был просто «классический хороший МХАТ». Эти слова группа молодых актеров восприняла как похвалу, ведь именно возрождение эстетических идеалов театра, свободного от налета «советчины», было их главной целью.

Первое время «Современник» жил под крылом МХАТа, но после третьего спектакля, «Никто» (в котором Табаков исполнил сразу 3 роли), руководство театра обвинило артистов в попрании традиций и выгнало их из помещения. Лишь через 4 года театр выбил собственное здание, располагавшееся на улице Маяковского.

Табаков являлся постоянным артистом «Современника» до 1983 года, был задействован более чем в 30-ти постановках. Еще будучи студентом, Табаков начал сниматься в кино. Вначале это были роли в массовке, но в 1956 году ему досталась главная роль в картине «Тугой узел».

По сюжету у его героя Саши Комлева умирает отец, и парня усыновляет председатель колхоза, который в фильмы был показан отъявленным бюрократом. Это не понравилось цензорам, актера, исполнявшего роль председателя, заменили, а фильм получил другое название – «Саша вступает в жизнь».

Оригинал зрители все же увидели, но лишь 30 лет спустя. На рубеже 50-х и 60-х о талантливых актерах театра «Современник» знала вся Москва. А поистине народную славу Табаков приобрел после выхода в 1960 году на экраны двух картин подряд: драмы «Люди на мосту» и остросюжетной картины «Испытательный срок».

Первых героев Табакова называли «розовскими мальчиками». Школьник по имени Олег Савин, которого сыграл Табаков в ленте «Шумный день» по пьесе «В поисках радости» Виктора Розова – это воплощение лучших черт в людях хрущевского времени: прямота суждений, чистота помыслов, умение отстаивать свою позицию.

Это относится и к Олегу Савину и к Виктору Булыгину из фильма «Люди на мосту», и к Саше Егорову из «Испытательного срока», и к Сереже из «Чистого неба», и ко многим последующим ролям Табакова

От этого амплуа он отошел в фильме «Молодо-зелено» (1963). Многие сомневались, что Табаков с его юношеской внешностью сможет убедительно сыграть бригадира и депутата Бабушкина. Но ему это мастерски удалось, и следом его утвердили на роль лейтенанта Крутикова из «Живых и мертвых» – первая отрицательная роль в фильмографии Табакова.

По воспоминаниям актеров «Современника», в те годы они были столь востребованными, что иногда сотрудники Мосфильма поджидали их прямо на выходе из театра, сажали в машину и везли на съемочную площадку. Безумный рабочий график сказался на здоровье Табакова – в 29 лет у него случился инфаркт.

Прогноз врачей был неутешительным – ему советовали завязать с выступлениями навсегда. Но прошла пара месяцев, и он уже каждый вечер репетировал спектакль «Обыкновенная история», который в 1967 году получил госпремию Советского Союза, а сам Табаков за совокупные заслуги был награжден Знаком Почета.

В 1966 году зрители увидели Табакова в роли Николая Ростова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, в компании Вячеслава Тихонова и Людмилы Савельевой. В 1968 году Олега Табакова пригласили в пражский театр «Чиногерны клуб» сыграть Хлестакова в постановке «Ревизор».

Всего чешским зрителям было продемонстрировано 30 спектаклей, каждый из которых срывал овации,

В 1970 году, после того, как Олег Ефремов ушел во МХАТ, Олег Табаков возглавил «Современник», при этом продолжая выходить на сцену вместе с другими актерами.

Он проявил себя достаточно жестким и бескомпромиссным руководителем: без колебания наказывал прогульщиков и разгильдяев, а однажды уволили Олега Даля – тот явился на спектакль пьяным и не смог выйти к зрителям. По мнению Олега Павловича, театр – это большая семья, где все дети должны расти в справедливости.

Олег Павлович стал одним из первых, кто принял участие в телеспектаклях: первым опытом стали работы в постановках «Рисунок карандашом» и «Продолжение легенды».

На ТВ он записывает и два моноспектакля («Василий Теркин» и «Конек-Горбунок»).

После этого с блеском сыграл главные роли в телевизионных спектаклях «Шагреневая кожа», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Эзоп» и «Печники», принимал участие в создании телеверсии постановки Современника «Двенадцатая ночь».

В 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в «17 мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым в главной роли, после чего его начали узнавать и за пределами Советского Союза. В 1976 году он вновь проявил свой комедийный талант в «12 стульях» Марка Захарова.

В эпопее о похождениях героев Андрея Миронова и Анатолия Папанова он сыграл застенчивого завхоза-воришку Альхена. В 1978 году Табаков начал работу над озвучиванием кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино». Шарика озвучил Лев Дуров, а дядю Федора – Мария Виноградова.

Сегодня сложно представить, что будет если любимые с детства герои заговорят другими голосами. Это одна из самых известных работ Табакова как актера дубляжа, но далеко не единственная. Видимо, ему лучше всего удаются голоса героев-котов – он дублировал голос главного героя в фильме «Гарфилд» и его продолжении.

Через год зрители по достоинству оценили его исполнение короля Людовика XIII в мюзикле «Д'Артаньян и три мушкетера», в котором собрался воистину звездный состав: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин, Ирина Алферова, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова. Вокальные партии Табакова исполнял Владимир Чуйкин.

Четыре года спустя Никита Михалков представил результат их сотрудничества – драму «Неоконченная пьеса для механического пианино» по мотивам чеховских рассказов. В том же году ему присудили звание Заслуженного артиста РСФСР.

В 1980 свет увидела другая картина Михалкова с Табаковым в главной роли – «Несколько дней из жизни Обломова», которая получила зрительский успех за пределами страны, собрала премии международных фестивалей и 10 дней демонстрировалась в нью-йоркском кинотеатре «Эмбасси» с непременным аншлагом.

В 1983 году многолетнее сотрудничество с «Современником» закончилось переходом в МХАТ. Первой ролью Олега Павловича, сыгранной на этой сцене, стал Сальери из «Амадея». В 1988 году Табакову было присвоено звание Народного артиста. К началу 90-х он был одним из самых богатых актеров Союза (хотя денежная реформа 1992 года плачевно сказалась на его состоянии).

После развала СССР Олег Павлович продолжал сниматься в кино («Ширли-Мырли» с Верой Алентовой, «Внучка президента» с Надеждой Михалковой, «Сирота Казанская» с Еленой Шевченко и др.), регулярно выходил на сцену, но большую часть времени у него отнимало преподавание актерского искусства молодому поколению.

В 1974 году у Табакова, уверенного, что необходимо «постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения», возникла идея создать свою студию. Желающих заниматься у самого Табакова оказалось более четырех тысяч, но прошли отбор лишь 18 человек. Пятеро из них поступили в ГИТИС, на курс, который взялся учить Табаков.

Программа на курсе Табакова сильно отличалась от того, что преподавали студентам в других театральных. Ученики читали «запрещенку», устраивали встречи с культовыми фигурами в искусстве того времени, вроде Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы. В 1977 году этот курс стал основой для будущего театра «Табакерка».

Среди молодых людей были многие известные сегодня артисты: Игорь Нефедов, Андрей Смоляков, Елена Майорова. В 1986 году Табаков стал ректором Школы-студии МХАТ. Эту должность он занимал до 2000 года, после чего возглавил кафедру мастерства актера. В 1992 году по его инициативе была основана Летняя актерская школа имени Станиславского в Бостоне

В 2000 он стал художественным руководителем МХТ им. Чехова. Первым делом новый худрук взял курс на полное обновление репертуара, для чего пригласил режиссеров со свежим взглядом (Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Сергей Женовач) и актеров (Константин Хабенский, Юрий Чурсин, Ирина Пегова, Максим Матвеев и др.).

В 2009 году артист объявил о создании актерского колледжа при «Табакерке». Каждый год в заведение принимали 24 человека, проживание и все нужды которых финансировались из бюджета Москвы.

При этом, по словам Табакова, педагоги колледжа сами искали молодые талантливых актеров, путешествуя по отдаленным уголкам России.

Театр нуждается в самородках из глубинки, и начинать учиться актерскому мастерству нужно сызмальства.

В августе 2015 года Олег Табаков отметил свое восьмидесятилетие. Свой юбилей он встретил в должности директора и художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова , а также члена Совета по культуре и искусству при Президенте России. Первой женой Олега Табаков стала актриса Людмила Крылова (1938 г.р.

), которая родила супругу двоих детей: Антона (1960) и Александру (1966). Еще школьницей она пришла на спектакль театра «Современник» и без памяти влюбилась в Олега.

После этого она твердо вознамерилась поступать в актерское училище, поступила в «Щепку» и начала работать в Малом театре, регулярно посещая все постановки с труппой «Современника», не теряя надежды познакомиться со своим кумиром.

Однажды ей позвонили со студии и попросили прислать фотографию – один «привередливый актер» никак не мог выбрать партнершу для нового фильма. Как оказалось, этим привередой и был Табаков.

Как сейчас помню — пустая гримерная, спиной стоит женщина в белом халате, в кресле сидит человек, вижу в зеркале его отражение и чуть не падаю! Задрожали коленки, застучали зубы.

Как утверждала Людмила, роман между ними начался в первую же ночь знакомства. Через два месяца после рождения первенца влюбленные расписались и сразу после ЗАГСа вернулись на репетицию в театр. Казалось, их брак выдержит любые невзгоды и перипетии актерской профессии, но в 1981 году на курс Табакова в ГИТИСе поступила 16-летняя Марина Зудина. За годы учебы их отношения вышли далеко за рамки «студент – педагог» (несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте), но долгое время им удавалось скрывать этот факт. В 1995 году, после 10-летнего романа, Олег Табаков и Марина Зудина расписались. Свой уход из семьи Олег Табаков так и прокомментировал: «Как ни банально это звучит, пришла любоф-ф-ф…» Почти 20 лет спустя он поведал в одном из интервью, что отношения между ним и Людмилой испортились, потому что она неоднократно избавлялась от его любимых собак, пока он был на гастролях. Дети от первого брака не простили отцу разрыв с Крыловой. Антон и Александра ушли из актерской профессии. Сын занялся ресторанным бизнесом, воспитал четверых детей: Никиту, Анну, Антонину и Марию. Дочь, порвавшая отношения с Табаковым, какое-то время была радио- и телеведущей, затем вышла замуж за немецкого кинодеятеля Яна Лиферса, от которого в 1988 году родила дочь Полину. После развода Александра с дочерью (которая носит фамилию отца) вернулись в Москву. В 1995 году Марина Зудина подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году дочку Марию. Повзрослев, Павел Табаков продолжил дело отца: окончил школу-студию Олега Табакова, поступив туда честно, без блата, был занят в постановках МХТ им. Чехова, сыграл в ряде нашумевших картин («Звезда», «Орлеан», «Дуэлянт», «Empire V»). В ноябре 2017 года актер попал в реанимацию, что стало шоком для всех поклонников его творчества. Масла в огонь подлили и диаметрально противоположные сообщения в СМИ: одни утверждали, что Табакову диагностировали сепсис, вторые писали, что он проводит плановое обследование. Антон Табаков сообщил, что его отец попал в реанимацию из-за воспаления легких (эта версия впоследствии подтвердилась). Вскоре артисту сделали трахеостомию. 25 декабря врачи сообщили об ухудшении состояния Табакова. Его пришлось ввести в искусственную кому. Очнувшись, актер перестал узнавать жену и сына. В январе 2018 года появилась информация, что артисту стало лучше, но позже в прессе стали появляться новости о неутешительном состоянии Табакова, якобы у него начал отказывать мозг, хотя его близкие эту информацию опровергали. Тем не менее, выяснилось, что организм актера настолько ослаб, что мог функционировать только в состоянии искусственной комы. Наконец, 12 марта родные решили отключить Табакова от системы жизнеобеспечения. 82-летний актер ушел из жизни на больничной койке, в окружении близких. Прощание с актером состоится на сцене МХТ, а похороны – на Новодевичьем кладбище.

Читайте также:  Медаль жукова

Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-oleg-tabakov.html

Олег Табаков

Табаков Олег Павлович родился в Саратове в семье медиков. Первые годы жизни будущий актёр провел в коммунальной квартире. Детские воспоминания Олега Табакова очень светлые. Его окружало множество любящих людей: мама, отец, две бабушки, дядя с тётей, сводные брат и сестра.

Однако эта счастливая, безмятежная жизнь закончилась в июне 1941-го. В первые дни войны отец ушёл добровольцем на фронт. В конце 1942 года мама Олега Табакова заболела брюшным тифом и даже после выздоровления долго не могла встать на ноги.

Весной 1943 года Мария Андреевна, взяв с собой детей, отправилась в городок Эльтон, расположенный на севере Прикаспия. Здесь, вступив в действующую армию, она проработала в госпитале врачом-терапевтом два года. В Эльтоне Олег пошёл в школу. Но потом семья вернулась в Саратов, где Табаков продолжил обучение в мужской средней школе. 

Олег Табаков в молодости

Восьмиклассником Олег Табаков попал в знаменитый на весь Саратов детский театр «Молодая гвардия» под руководством Натальи Иосифовны Сухостав, которую он называет своей крёстной матерью в актёрской профессии. Занятия в детском театре сыграли решающую роль в выборе будущей профессии.

Поступать в театральный институт Олег Табаков решил в столице. Он подал заявления в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко и в ГИТИС. Его приняли сразу в оба института, но Табаков отдал предпочтение МХАТу, который считал «вершиной театральной педагогики».

Олег Табаков в юности

Руководителем курса, на котором учился Олег Табаков, был один из крупнейших театральных педагогов своего времени, народный артист СССР, заведующий кафедрой актёрского мастерства Школы-студии Василий Топорков. Одновременно с Табаковым в Школе-студии МХАТ учились будущие мастера сцены Валентин Гафт, Галина Волчек, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Михаил Казаков и другие.

Театр

После Школы-студии молодой актёр был распределен в Московский драматический театр имени Станиславского. Но судьба привела Табакова в новый, созданный Олегом Ефремовым, театр, который позже получил название «Современник».

После ухода Ефремова во МХАТ «Современник» почти на семь лет возглавил Олег Табаков. В декабре 1986 года вышел приказ о создании в Москве трёх новых театров. Среди них был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Так сбылась его заветная мечта о собственном театре, который вскоре окрестили «Табакеркой».

Легендарная «Табакерка»

Начало пути «Табакерки» не было безоблачным. Некоторые критики не восприняли всерьёз появление новой студии. Зато в зрительном зале театра на улице Чаплыгина всегда был аншлаг. Первой работой Театра-студии под руководством Олега Табакова стал спектакль «Кресло» поставленный Табаковым по повести Юрия Полякова 1 марта 1987 года.

За период правления театром Табакова здесь происходит коренное обновление репертуара и актёрского состава.

В труппу принимается целый ряд молодых и талантливых актёров: Марина Неёлова, Константин Райкин, Юрий Богатырёв и другие. Обновился и репертуар.

Олег Табаков привлекал в театр для новых работ известных режиссёров и писателей, приносивших свежие идеи и новый импульс для творческого развития.

Олег Табаков на сцене театра

Театральная биография Олега Табакова очень богата и разнообразна. Табаков много работал за рубежом в качестве преподавателя и режиссёра-постановщика.

Российский мэтр поставил более четырёх десятков спектаклей советской, русской и зарубежной классики в театрах Чехии, Финляндии, Германии, Дании, США и Австрии. А на базе Гарвардского университета актёр открыл Летнюю школу имени Станиславского, которую сам и возглавил.

С 1986 по 2000 год он – ректор Школы-студии МХАТ, руководитель совместной аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США).

С 2000-го Олег Табаков был руководителем Московского Художественного театра имени Чехова.

Олег Табаков в театре МХАТ имени Чехова

Помимо кино и работы в театре Олег Табаков появлялся и на телевидении. Именно Табаков стал одним из первых актеров, который участвовал в телевизионных спектаклях, которые транслировались в прямом эфире. На его счету два моноспектакля – «Конек-Горбунок» и «Василий Теркин». 

Самыми известными постановками на телевидении с участием Табакова стали «Эзоп», «Шагреневая кожа», «Печники». Также актер и режиссер приложил руку к созданию телевизионный версии спектакля «Современника» под названием «Двенадцатая ночь».

Фильмы

Уже на третьем курсе МХАТа театральная биография Олега Табакова начинает переплетаться с кинематографом. Дебютной была роль Саши Комелева в фильме «Саша вступает в жизнь» Михаила Швейцера. Она помогла актёру познакомиться с «кухней» кино.

Первых героев Табакова называли «розовскими мальчиками». Школьник по имени Олег Савин, которого сыграл Табаков в ленте «Шумный день» по пьесе «В поисках радости» Виктора Розова – это воплощение лучших черт в людях хрущёвского времени.

Прямота суждений, чистота помыслов, умение отстаивать свою позицию – это всё относится и к Олегу Савину, и к Виктору Булыгину из фильма «Люди на мосту», и к Саше Егорову из «Испытательного срока», и к Серёже из «Чистого неба».

Сюда же можно отнести и Николая Ростова из «Войны и мира», и Колю Бабушкина из фильма «Молодо-зелено». Эти картины, безусловно, лучшие роли актёра в начале кинопути.

Олег Табаков в молодости

Экранные роли Олега Табакова начали появляться в период, когда в обществе происходила переоценка системы ценностей. Героев Табакова в молодости объединял гражданский пафос и прямота суждений. Это можно увидеть, к примеру, в «Шумном дне» или «Испытательном сроке».

На счету Табакова участие более чем в 120 фильмах. Не во всех он играл главную роль, но все его роли —  заметные и харизматичные.

На съемочной площадке судьба сводила Табакова с большим количеством признанных и даже великих актеров. В легендарном сериале о Штирлице «Семнадцать мгновений весны» с Табаковым снимались Вячеслав Тихонов и Леонид Броневой.

В «12 стульях» партнерами «голубого воришки» Табакова стали Андрей Миронов и Анатолий Папанов.

Олег Табаков в роли Николая Ростова

В оскароносном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» (1968) Табаков сыграл Николая Ростова. В картине «Несколько дней из жизни И.И.

Обломова» (1979) Олег Павлович гениально воплотил в жизнь образ Ильи Ильича. В том же году Табаков засветился в еще одном легендарном советском фильме «Москва слезам не верит».

В «Д’Артаньяне» он очень точно преподнес зрителю глуповатого короля Людовика. 

Еще один яркий персонаж был воплощен актером в «Человеке с бульвара Капуцинов», где Табаков буквально слился с образом жадного до денег владельца салуна Гарри Маккью. Его партнерами по фильму стали Андрей Миронов, Николай Караченцов, Лев Дуров, Леонид Ярмольник.

Олег Табаков в роли мисс Эндрю

С его участием вышло на экраны большое количество детских фильмов и киносказок.

В «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) Табаков перевоплотился в мисс Эндрю, в фильме «После дождичка в четверг» актер сыграл самого Кощея Бессмертного.

После озвучки кота Матроскина в уже ставшем культовым для многих поколений мультфильме «Простоквашино» Табаков просто не мог не озвучить и голливудского кота Гарфилда в одноименном мультфильме. 

Личная жизнь

В начале 1990-х личная жизнь Олега Табакова на долгое время стала топ-темой таблоидов. После 35 лет совместной жизни с первой женой — актрисой Людмилой Крыловой — Табаков ушёл из семьи к актрисе Марине Зудиной.

Разница в возрасте между Табаковым и Зудиной, которая годилась актеру в дочери, составляет 30 лет. Дети Табакова, Антон и Александра, поддержали маму и в знак протеста даже ушли из профессии.

Со временем наладились отношения с отцом только у Антона Табакова.

Олег Табаков с первой женой Людмилой Крыловой

Олег Табаков и Марина Зудина расписались в 1995 году после 10-летнего романа. Свой уход из семьи Табаков так и комментирует: «как ни банально это звучит, пришла любофф». Все факты из своей личной жизни и карьеры и, конечно, свою историю любви Табаков описал в автобиографической книге «Моя настоящая жизнь».

Олег Табаков и Марина Зудина

Роман с Мариной Зудиной был не первым в жизни актера, когда он заинтересовался молодой актрисой.

Поговаривают о страстном романе 34-летнего на тот момент Табакова и 16-летней Еленой Прокловой, который завязался на съемках фильма «Гори, гори, моя звезда».

Проклова не скрывает, что Табаков был ее первой настоящей любовью, а разные сплетни вокруг их отношений и несовершеннолетие актрисы только помешали их дальнейшим отношениям.

Олег Табаков с детьми и внуками

Молодая жена в 1995 году подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году — дочь Марию.

Павел Табаков успел вырасти и продолжить дело папы. Окончил школу-студию Олега Табакова (говорят, поступил туда безо всякой протекции) и играет в спектаклях МХТ им. Чехова. На его счету участие в таких известных картинах, как «Звезда», «Дуэлянт», «Орлеан».

У актера есть три внука: Никита, Аня и Полина.

Последние годы

Осенью 2016 года произошло долгожданное событие. На Сухаревской площади состоялось открытие новой сцены театра Олега Табакова. Новоселье «Табакерки» посетил мэр столицы Сергей Собянин.

Он, в частности, поведал, сколь скрупулезен и въедлив был художественный руководитель театра, который не разрешил упростить проект.

Зато театр получился суперсовременным, с продуманным до мелочей оборудованием.

Олег Табаков сейчас

Режиссер добился возможности компьютеризовать всю технику и декорации. Помимо большой сцены был оборудован зал на 400 мест и дополнительный, малый зал. Премьерным в новом здании театра стал спектакль «Матросская тишина» по произведению А.Галича.

В 2017 году «Табакерка» отметила 30-летний юбилей.

В первый день весны на новой сцене на Сухоревской состоялся фестиваль под названием «Бенефис тридцатилетних», который соберет всех тех, кто стоял у истоков театра – Олега Табакова, Марину Зудину, Андрея Смолякова, Сергея Беляева и других. В рамках фестиваля состоялись постановки спектаклей «Чайка», «Лицедей», «Год, когда я не родился», «В ожидании варваров». 

Олег Табаков в «Табакерке»

Кроме того, телеканал «Культура» показал телеверсии лучших спектаклей «Табакерки» разных лет – «Комната смеха», «На дне», «Последние», «Страсти по Бумбарашу», «Сублимация любви», «Рассказ о семи повешенных». Запланированы творческие вечера артистов театра, как опытных, так и начинающих.

Смерть

В ноябре 2017 года Олег Табаков был госпитализирован с подозрением на воспаление легких. У 82-летнего артиста позже обнаружили «синдром глубокого оглушения» и сепсис.

Его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких и провели трахеостомию.

Читайте также:  Орден мужества

В прессе то и дело возникали новости об ухудшении состояния народного артиста, введении его в искусственную кому, но поклонники до последнего надеялись на выздоровление актера. 

Олег Табаков умер 12 марта 2018 года | tabakov.ru

В феврале 2018 года врачи сообщили, что ввиду колоссальных потерь немолодого организма Олег Павлович более не придет в былую форму, потому ждать его возвращения на сцену не стоит.

12 марта 2018 года стало известно, что Олег Табаков умер в Москве на 83-ем году жизни. Он так и не успел выписаться из больницы.

Фильмография

  • Дело «пёстрых»
  • Испытательный срок
  • Случай с Полыниным
  • Семнадцать мгновений весны
  • 12 стульев
  • Неоконченная пьеса для механического пианино
  • Д'Артаньян и три мушкетёра
  • Несколько дней из жизни Обломова
  • Оглянись
  • Человек с бульвара Капуцинов
  • Сирота казанская
  • Президент и его внучка

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/492-oleg-tabakov.html

Олег Табаков

Олег Павлович Табаков — народный артист СССР (1988), советский и российский актер, режиссер и педагог, один из основателей театра «Современник», руководитель театра «Табакерка» и МХТ им. Чехова, ректор Школы-студии МХАТ (1986−2000).

Олег Табаков — лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (1997). Также Олег Павлович являлся Полным кавалером ордена «За заслуги перед отечеством». Олег Табаков был президентом фестиваля «Саратовские страдания», член Совета по культуре и искусству при президенте России.

Знаменитый актер ушел из жизни 12 марта 2018 года после продолжительной болезни.

Детство и образование Олега Табакова

Олег Павлович Табаков родился 18 августа 1935 года в Саратове. Родители талантливого актера были врачами.

Отец Олега Табакова — Павел Кондратьевич Табаков — был врачом. Он ушел на фронт и стал главврачом военно-санитарного поезда № 87. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». После войны был сотрудником НИИ «Микроб».

Мать Олега — Мария Андреевна Березовская (урожденная Пионтковская) — рентгенолог. Во время войны работала врачом-терапевтом в военном госпитале на станции Эльтон Рязано-Уральской железной дороги.

После войны родители расстались, и маленький Олег очень болезненно перенес развод родителей.

Семья жила в коммунальной квартире. Олег учился в мужской средней школе города Саратова. На выбор будущей профессии повлияло то, что мальчик посещал театральный кружок «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников, говорится в биографии Олега Павловича Табакова в Википедии.

В 1953 году Олег Табаков поступил на курс Василия Топоркова Школы-студии МХАТ.

Олег Табаков и театр «Современник»

В 1957 году Олег Ефремов создал Студию молодых актеров, которая потом преобразовалась в театр «Современник». Олег Павлович Табаков стал самым молодым из шести основателей театра «Современник». Первой в списке серьёзных театральных работ Олега Табакова стал знаменитый спектакль Ефремова «Вечно живые» (1956).

Олег Табаков играл в театре «Современник» с 1957 по 1983 год. «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» — незабываемые талантливые работы молодого актера, которые имели исключительный успех.

В 1968 году Табакова пригласил на роль Хлестакова пражский театр «Чиногерны клуб». Конечно, актер блестяще сыграл эту роль. С этого момента имя Олега Табакова получило звездный статус и за границей.

Олег Табаков в своей биографии рассказывал, что много работал в Канаде, где учил и ставил спектакли в университете «Йорк» города Торонто.

«Начиная с шеффилдского „Ревизора“ (1976) меня приглашали читать лекции и ставить спектакли за границей очень часто, что стало и источником неплохого заработка, и слагаемым большей моей автономности от театра», — написал Олег Павлович в своей книге.

В театрах Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии, США Олег Табаков, как сообщает Википедия, поставил более 40 спектаклей.

Карьера Олега Табакова в кино

В кино Олег Павлович Табаков стал сниматься в кино еще в студенческие годы — сначала в массовке, а в 1956 году он сыграл главную роль в фильме «Тугой узел». Далее Олег Табаков активно совмещал работу в кино с театральной карьерой.

«За первые три года работы в «Современнике» я сыграл шестнадцать или восемнадцать ролей: ни в каком другом театре Москвы это было бы невозможно. А параллельно еще и успевал сниматься в кино: «Дело пестрых», «Накануне», «Испытательный срок», «Люди на мосту», «Чистое небо».

Затем был «Шумный день». Мне кажется, не было бы в моей жизни «Современника» — стал бы киноактером, сыграл бы гораздо более важные роли в кино.

Однажды, например, я был так загружен в театре, что не смог сняться в «Балладе о солдате», — вспоминал Олег Табаков в своей автобиографии.

Кино принесло Олегу Табакову большую популярность. Зрители помнят все роли, мастерски исполненные актером. Табаков был одним из наиболее востребованных актеров, что отразилось на его состоянии здоровья. В связи с невероятной нагрузкой Олег Павлович в возрасте 29 лет (1964) перенес инфаркт.

Но трудоголик Олег Табаков, несмотря на проблемы с сердцем, продолжал блистать в театре и кино.

Он сыграл Николая Ростова в «Войне и мире», далее были прекрасные роли в фильмах: «Достояние республики» (1971), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976), «12 стульев» (1976), «Д`Артаньян и три мушкетера» (1979), «Москва слезам не верит» (1979), «Мэри Поппинс, до свидания» (1983), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987) и многие другие.

В 1978 году вышел знаменитый мультфильм «Трое из Простоквашино», после чего голос Олега Табакова навеки слился с котом Матроскиным.

Впрочем, Олег Павлович блестяще реализовывал свой талант в любой роли, от миссис Эндрю в «Мэри Поппинс» до короля в «Трех мушкетерах» и небольшой роли пьяницы в «Ширли-Мырли».

Олег Табаков активно снимался и после развала СССР, хотя качество российских фильмов, в которых играл мэтр, конечно, уступает советскому кино.

В биографии Олега Табакова в Википедии сообщается, что он снялся более чем в 120 фильмах.

Карьера педагога, театр «Табакерка»

Играя в театре и кино, Олег Павлович Табаков с 1973 года стал преподавать. В 1976 году на базе ГИТИСа Олег Табаков набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего «драмкружка».

1986−2000 годы Олег Павлович Табаков был ректором школы-студии МХАТ, а также руководил аспирантской программой Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США). В Бостоне Табаков организовал летнюю школу им. К.С. Станиславского (1992).

В 1977 году Олег Табаков снова проявил свои недюжинные организаторские способности. Ему удалось получить бывший угольный склад на улице Чаплыгина, 1а. Ребята вместе со своим руководителем своими руками расчистили и отремонтировали брошенное помещение. Так возник всем известный подвал «Табакерка». Но официальный статус театр получил только в 1986 году.

1 марта 1987 года была закончена реконструкция театра «Табакерка», и Табаков ставил там спектакли, играл сам и воспитывал актеров.

Олег Табаков активно и с легкостью совмещал работу и руководителя театра с работой актера, педагогическую деятельность и режиссуру в России и за границей, съемки в кино.

«Его „табакерка“ на Чаплыгина — реплика и рифма к его „Современнику“. Он тоже поначалу поиграл в демократию и студийность — без этого театры не начинаются. Но быстро понял, что в искусстве театра демократии не бывает.

Он ведет театр абсолютно авторитарно, жестко, сочетая, как сказал бы Владимир Ильич, русский революционный размах с американской деловитостью», — писал Анатолий Смелянский в предисловии к биографии Олега Табакова «Моя настоящая жизнь».

МХТ имени А.П. Чехова

Когда Олег Ефремов в 1970 году ушел из «Современника» в МХАТ, Олег Табаков стал директором. Главным режиссером «Современника» стала Галина Волчек, а Табаков был директором 6 лет и, как сообщает Википедия, это «принесло театру немало пользы».

Тем не мене, в 80-е годы Олег Табаков последовал примеру Ефремова.

«С 76-го до 83-го года я оставался в „Современнике“ на так называемых „разовых“ ролях, а затем перешел во МХАТ к Ефремову.

Случилось это после определенной акции театра по отношению ко мне», — вспоминал об этом Олег Табаков в книге, поясняя, что в «Современнике» не очень хорошо отнеслись к его болезни.

У Олега Табакова были воспаление легких, а потом астма. Когда же Олег Павлович поправился, в театре его «успокоили», что ввели других актеров на его роли.

«Я похолодел. Страшнее этого — когда узнаешь, что что-то сделано за твоей спиной, — для актера не может быть ничего. Сделано не потому, что ты отказываешься работать, а потому, что, в общем-то, люди могут обойтись и без тебя. Прямо по сталинской формуле, что незаменимых у нас нет. Тогда я и решил перейти во МХАТ», — рассказывал Олег Табаков.

В 80-е годы Олег Табаков играл в мхатовских спектаклях Олега Ефремова: «Чайка», «Иванов», «Горе от ума» (роль Фамусова).

В 2000 году Олег Табаков стал руководителем Московского Художественного театра им. А.П. Чехова.

Как отмечает Википедия, Олег Табаков обновил репертуар театра, привлек молодых передовых отечественных режиссеров — Сергея Женовача, Юрия Бутусова, Евгения Писарева, Константина Богомолова. Олег Табаков вдохнул новую жизнь в великий театр, на этот раз как его руководитель.

В 2008 году при театре Табакова открылся театральный колледж. В этой уникальной школе-пансионе учатся дети со всей страны.

Награды Олега Павловича Табакова

Олег Табаков имеет множество государственных наград.

В приведенном Википедией перечне званий Табакова: заслуженный артист РСФСР (1969), Народный артист РСФСР (1977), Народный артист СССР (1988), Государственная премия СССР (1967) — за спектакль «Обыкновенная история», Государственная премия РФ (1997), Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (17 августа 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.

В 2015 году народный артист СССР Олег Табаков отметил 80-летие. Президент РФ Владимир Путин направил юбиляру поздравительную телеграмму.

В ней, в частности, говорится, что Табаков — человек необычайно талантливый и энергичный, который состоялся и на актерском, и на режиссерском, и на педагогическом поприще, и завоевал всенародную любовь.

«Но как настоящий мастер, вы никогда „не почиваете на лаврах“, не останавливаетесь на достигнутом, а много и плодотворно работаете, объединяете вокруг своих интересных идей и замыслов творческих единомышленников. И всегда добиваетесь успеха», — цитировали СМИ слова президента России.

В 2017 году Олег Табаков вошел в число лауреатов «Золотой маски» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».

Общественная позиция Олега Табакова

В 2012 году Олег Павлович Табаков был доверенным лицом кандидата в Президенты России Владимира Путина. В этом же году Олег Табаков был одним из представителей творческой интеллигенции, кто обратился к президенту Российской Федерации о назначении директором Большого театра Николая Цискаридзе.

11 марта 2014 года Олег Павлович подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина по Украине и Крыму.

Супруга Олега Табакова Марина Зудина назвала «подставой» записанную телефонную беседу, в которой знаменитый актер назвал «в каком-то смысле убогими» украинцев. Жена артиста сообщила сайту «Комсомольской правды», что «эта история с РЕН ТВ была подставой» и телефонный разговор записали без ведома Табакова.

«Мне жаль, если мои вырванные из контекста слова невольно кого-то обидели. Пусть это останется на совести тех, кто использует ситуацию, чтобы стравливать людей, разжигать ненависть и устраивать подобные провокации.

При этом я, как и все нормальные люди, хотел бы, чтобы это кровопролитие закончилось, чтобы мы прекратили, наконец, составлять списки врагов с двух сторон.

Люди искусства не могут быть опасными для национальной безопасности ни в Украине, ни в России», — написал Олег Табаков на сайте МХТ.

Также актер отметил, что у него есть «твердая позиция по поводу происходящих в наших отношениях с братским народом событий», что он считает единым целым русскую и украинскую культуры и последняя «была, есть и будет частью нашего общего достояния, иначе — растворится и сгинет».

Болезнь и смерть Олега Табакова

В ноябре 2017 года Олег Табаков попал в реанимацию, что стало шоком для всех влюбленных в его творчество. С тех пор поклонники с тревогой читают новости о состоянии здоровья Олега Табакова, переживая за любимого актера, а коллеги по артистическому цеху записывают видеообращения, в которых высказывают поддержку народному артисту.

27 ноября народный артист СССР Олег Табаков был доставлен в реанимацию Первой градской больницы. Врачи диагностировали у 82-летнего актера воспаление легких. В новостях сообщалось, что состояние артиста стабильно тяжелое, он находится на аппарате искусственной вентиляции легких.

Позже появилась информация, что артист перенес экстренную операцию.

19 декабря в МХТ имени Чехова поделились с журналистами новостями о состоянии здоровья Олега Табакова. Представитель театра рассказал, что «Олег Павлович продолжает лечение в больнице, но чувствует себя уже лучше».

Но 25 декабря врачи сообщили об ухудшении состояния Табакова. Стало известно, что оно оценивается как тяжелое, врачи диагностировали у Олега Павловича сепсис, он был помещен в реанимацию. Позже появилась новость о том, что актера ввели в искусственную кому.

За состоянием здоровья Народного артиста СССР Олега Табакова по-прежнему пристально наблюдают медики Первой градской больницы. К выписке актера пока не готовят. Об этом в январе 2018 года рассказал журналистам заммэра Москвы Леонид Печатников. «Состояние здоровья Олега Табакова под контролем врачей», — цитировали чиновника РИА Новости.

12 марта 2018 года пришла печальная новость о том, что Олег Табаков ушел из жизни в больнице, где проходил лечение последние несколько месяцев.

Личная жизнь Олега Табакова

Олега Табаков был женат дважды, и обе супруги, что естественно, актрисы.

Впервые Олег Табаков женился на актрисе Людмиле Крыловой в 1959 году. Первая жена Олега Табакова — советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР (1982). Людмила Крылова служит в театре «Современник» с 1960 года.

Они расстались в 1994 году. В этом браке родились дети: сын Антон (1960) и дочь Александра (1966).

Олег Табаков рассказал о причинах расставания с первой женой в передаче Андрея Малахова «Сегодня вечером». По его словам, ему не понравилось, что жена отдавала его собак, не спросив мнения Олега Павловича.

В 1995 году Олег Павлович женился на актрисе Марине Зудиной. Вторая жена мэтра родилась 3 сентября 1965 года. Народная артистка Российской Федерации (2006). В 1981 году 16-летняя Марина пришла в ГИТИС на конкурс к Олегу Табакову и попала уже не на основные туры прослушивания, а в дополнительны набор, сразу прошла собеседование и поступила, говорится в Википедии.

Марина Зудина в 1986 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (курс Олега Табакова и Авангарда Леонтьева) и была принята в труппу Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. Между ним и Мариной начался роман, который спустя десять лет превратился в официальный брак.

От второй жены у Олега Табакова также двое детей: сын Павел (1995) и дочь Мария (2006).

Старший сын Табакова Антон окончил ГИТИС, служил в театрах «Современник» и «Табакерка», много снимался в кино с детства, но затем предпочел ресторанный бизнес театру и кино.

В биографии Антона Табакова на Википедии говорится, что в настоящее время он — создатель и совладелец ряда ресторанов «Обломов», «Мао», «Кафк», «Антонио» и кофейни «Илья Ильич», позднее занялся ресторанами «Лонж Шу», «Штольц».

У Антона Табакова четверо детей — внуков Олега Павловича: Никита, Анна, Антонина и Мария, они получают образование в Англии и Франции.

Александра Табакова окончила в 1987 году Школу-студию МХАТ. Работала в театре под руководством отца, играла в кино, но бросила сниматься в фильмах.

Читайте также:  Чилингаров артур николаевич

В Википедии говорится, что Табакова не общается с отцом, как и ее мать Людмила Крылова, упоминается версия, что Антон и Александра не смогли простить Олега Павловича за то, что он бросил их мать, и оставили актерскую профессию. Дочь Олега Табакова работала на московской радиостанции «Серебряный дождь», на телевидении.

Александра Табакова побывала гражданской женой актера Андрея Ильина, была замужем за немецким актером Яном Йозефом Лиферсом, в браке родилась дочь Полина. Внучка Олега Табакова окончила Школу-студию МХАТ, по профессии театральный художник.

Павел Табаков также пошел по стопам родственников. Окончив девять классов, Павел на общих основаниях поступил в Московскую театральную школу, созданную его отцом, говорится в биографии внука Табакова. «Участие старшего Табакова в поступлении сына закончилось вопросом: „Попробуешь поступить?“, предупредив, что попасть в колледж „по блату“ не получится».

Павел Табаков уже хорошо знаком зрителям по фильмам «Звезда», «Орлеан», «Дуэлянт», он играет довольно заметные роли, кроме того, о нем часто пишут в новостях желтой прессы, как и о других селебрити.

Личная жизнь Павла Табакова весьма интересует СМИ, фото его с подругами печатают таблоиды. Молодой актер встречался с Таисией Вилковой (звезда сериала «Деффчонки»), актрисой Марией Фоминой.

В настоящее время, сообщается, что его подруга Софья Синицына из сериала «Фальшивая нота».

«С тревогой отношусь к появлению Павла в рекламе, — отмечал Олег Табаков. — Сам я старался этого избегать. Правда, сын считает иначе, но он уже взрослый человек, бог ему судья», — сообщалось в СМИ.

Источник: https://svpressa.ru/persons/oleg-tabakov/

ТАБАКОВ, ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ

ТАБАКОВ, ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ (р. 1935), российский режиссер, актер, педагог, продюсер. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР и РФ.

Дважды лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», премии имени К.С.Станиславского и премии «Хрустальная Турандот». Художественный руководитель МХТ им.

Чехова и московского Театра-студии, который называют «Табакеркой».

Родился 17 августа 1935 в Саратове, в семье врачей. Довоенное детство прошло в большой семье, где любили литературу и театр, так что впервые в театр он попал еще маленьким мальчиком. В 1950 начал заниматься в детском драматическом театре «Молодая гвардия», руководителем которого была Н.И.Сухостав.

Уникальный педагог, Сухостав считала, что обучение профессии актера должно начинаться как можно раньше. Такая система давала серьезные результаты: из саратовской «Молодой гвардии» вышли около 160 профессиональных актеров.

Позже, формируя свою систему театрального обучения, Табаков сохранил принцип ранней востребованности актера.

В 1953 поступил в Москве в Школу-студию МХАТ. На курсе педагога В.О.Топоркова Табаков стал одним из лучших студентов. Первым его успехом стала роль Хлестакова, сыгранная в отрывке из Ревизора на втором курсе. За студенческую роль Пети Трофимова в Вишневом саде он получил свою первую творческую награду – на фестивале «Московская театральная весна».

В это время проявилась такие принципиальные для Табакова черты, как высокая работоспособность, стремление овладеть разнообразными творческими приемами и методами. Параллельно с учебой Табаков посещал занятия в т.н. «ночной студии» П.М.Ершова, театрального педагога и режиссера, методика преподавания которого сильно отличалась от принятой в Школе-студии МХАТ.

На 3 курсе он был приглашен М.Швейцером на главную роль в фильме Саша вступает в жизнь. Фильм, снятый в 1956, был положен на полку и вышел в прокат в 1988. Запрет фильма не оказал негативного влияния на кинематографическую жизнь актера – на сегодняшний день им сыграно более 90 ролей в кино.

Среди них – такие работы, как Искремас (Гори, гори, моя звезда), Шелленберг (Семнадцать мгновений весны), Щербук (Неоконченная пьеса для механического пианино), Обломов (Несколько дней из жизни И.И.

Обломова), Мисс Эндрю (Мэри Поппинс, до свиданья!), Бармен (Человек с бульвара Капуцинов), Суходрищев (Ширли-мырли) и др.

В училище началась еще одна важная линия его творческой жизни: по приглашению главного режиссера детской редакции Всесоюзного радио Н.В.Литвинова Табаков дебютировал на радио в композиции спектакля Вечно живые (1957).

Позднее он записал на радио множество работ.

Высокий профессионализм работы с микрофоном обусловил его многочисленные работы в озвучании фильмов: закадровый голос Табакова звучит во множестве документальных, художественных и мультипликационных фильмах.

После окончания Школы-студии МХАТ в 1957 он получил распределение в Московский драматический театр им. К.С.Станиславского, но в этот момент произошло событие, имеющее важнейшее значение для всего российского театра и ставшее определяющим в театральной судьбе актера: О.

Ефремов получил разрешение на создание Студии молодых актеров (под эгидой Школы-студии МХАТ). Впоследствии студия была преобразована в театр «Современник», и Табаков наряду с Ефремовым, Г.Волчек, Е.Евстигнеевым, И.Квашой, Л.Толмачевой и В.Сергачевым, стал основателем этого театра.

«Современник» практически сразу завоевал огромную зрительскую популярность в Москве. В этом была заслуга и Табакова, широко занятого в репертуаре – за первые три года он сыграл около 15 ролей в произведениях самой разноплановой драматургии – от Вечно живых В.Розова и Пяти вечеров А.Володина до Никто Э.

де Филиппо и Голого короля Е.Шварца. По признанию Табакова, Ефремов стал его главным учителем, окончательно сформировавшим творческую индивидуальность актера.

Одной из лучших ролей в «Современнике» стала работа Табакова в спектакле Обыкновенная история (пьеса В.Розова по роману И.Гончарова, постановка Г.Волчек, 1966). В роли Александра Адуева он блистательно проходил путь от юного наивного романтика до циничного чиновника. Спектакль стал театральной легендой, был удостоен Государственной премии СССР и в 1970 экранизирован.

В 1968 произошли еще два этапных события в творческой жизниТабакова.

Он сыграл свою первую роль за рубежом – Хлестаков в Ревизоре (пражский театр «Чиногерны клуб») и дебютировал как режиссер – Женитьба Н.

Гоголя (студенческий дипломный спектакль студии театра «Современник»). Этим было положено начало еще трем (включая театральную педагогику) важнейшим направлениям творческой жизни Табакова.

Однако актерская и режиссерская работа в театре, съемки в кино и на телевидении не исчерпывают всего круга деятельности Табакова. В 1970 Ефремов покидает «Современник», и на шесть с половиной лет Табаков стал директором театра. При этом произошел редкий случай совмещения одинаково успешной творческой и административной деятельности.

Он пригласил в театр талантливых актеров – М.Неелову, К.Райкина, Ю.Богатырева, В.Поглазова, Б.Сморчкова, режиссеров – В.Фокина, И.Райхельгауза, разовые постановки в театре осуществляли такие мастера, как А.Алов и В.Наумов (Тоот, другие и майор), Г.Товстоногов (Балалайкин и Ко), И.Унгуряну (Доктор Штокман), А.Вайда (Как брат брату).

Табаков-директор способствовал утверждению на должность главного режиссера «Современника» Г.Волчек, в это время поставившей первые знаменитые спектакли – Свой остров и Восхождение на Фудзияму.

К этому периоду относятся и такие блистательные актерские работы Табакова, как Балалайкин и Майор, а также ряд телевизионных ролей – в том числе в моноспектакле Конек-Горбунок и др.

В 1974 вместе со своими единомышленниками Фокиным, А.Дрозниным, Райкиным, А.Леонтьевым, Райхельгаузом, Поглазовым, С.Сазонтьевым Табаков проводит набор старшеклассников в театральную студию при Дворце пионеров им. Крупской.

Из 3500 претендентов было отобрано 49 человек, обучение которых проводилось по вузовской программе, включавшей историю русского и зарубежного театра, сценическое движение, речь, мастерство актера. Здесь Табаков воплотил принцип раннего профессионального обучения, воспринятый у Н.Сухостав.

Через два года из 49 студийцев осталось 8 – Н.Лебедева, И.Нефедов, Л.Кузнецова, М.Овчинникова, В.Никитин, А.Якубов, О.Топилина, К.Панченко.

Они стали основой актерского курса, набранного Табаковым в ГИТИСе в 1976, когда он, оставив директорский пост в «Современнике» и оставаясь в театре актером на разовых ролях, переключился в основном на преподавательскую работу.

Через два года курс был преобразован в Студию молодых актеров. В 1977 Табаков получил для студии помещение бывшего угольного склада на улице Чаплыгина, которое было приведено в порядок руками студентов и их мастера, со временем преобразовалось в театр, называемый «Табакеркой».

Первая премьера студии на Чаплыгина состоялась в ноябре 1978 – спектакль С весной я вернусь к тебе А.Казанцева (постановка В.Фокина). Расширив репертуар спектаклями Две стрелы, Прощай, Маугли!, Белоснежка и семь гномов, Страсти по Варваре, Прищучил, студия проводит успешные гастроли в Венгрии.

О театре заговорили, появились рецензии ведущих театральных критиков, но в официальном статусе новому театру было отказано. А «Современник», которому Табаков предложил принять в свой состав сложившийся театральный коллектив с идущим репертуаром, это предложение отверг. В 1980 студия была расформирована, актеры разошлись по разным театрам.

В 1981 Табакову запретили преподавать.

Однако в 1980— 1982 бывшие актеры «Табакерки» собирались в подвале по ночам, репетировали и выпускали премьеры. Так вышли Записки сумасшедшего, Жак-фаталист, Случай в зоопарке.

Табаков читал лекции в Хельсинкской театральной академии. С финскими студентами он подготовил дипломный спектакль Две стрелы. В 1982 новое руководство ГИТИСа предложило ему набрать актерский курс. Так родилась вторая студия Табакова.

Упрочился и официальный актерский статус Табакова: в 1983 по приглашению Ефремова он поступил во МХАТ. В начале 1980-х сыграл во МХАТе роли Сальери в Амадее Шеффера, Бутона в Кабале святош Булгакова, Фамусова в Горе от ума Грибоедова и др.

В декабре 1986 в Москве были созданы нескольких новых театров, среди которых был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Основу его репертуара составили студенческие спектакли его курса – Крыша, Полоумный Журден, Две стрелы, Прищучил, Жаворонок, а официальной премьерой стал спектакль Кресло по повести Ю.Полякова в постановке Табакова.

«Табакерка» не сразу завоевала признание критики; но признание и любовь зрительного зала сопутствуют театру на протяжении всего срока его существования. В «Табакерку» вернулись его первые ученики, на сцене театра играли и признанные мастера – М.Миронова, А.Леонтьев. Здесь сформировались и раскрылись творческие индивидуальности многих известных актеров – В.Машкова, С.Безрукова, Е.Миронова и др.

Кроме постановок Табакова, в театре ставили спектакли режиссеры А.Шапиро, А.Житинкин, В.Фокин, Е.Каменькович, К.Гинкас, неоднократно выходили и режиссерские работы Машкова.

В репертуаре «Табакерки» – разноплановые спектакли, от Билокси-блюз до Дяди Вани, от Затоваренной бочкотары до На всякого мудреца довольно простоты, от Идиота до Любовных писем, и др.

В 1985 Табаков стал ректором Школы-студии МХАТ, которой руководил до 2000. За этот период он выпустил четыре актерских курса. Параллельно руководил совместной аспирантской программой Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США).

В 1990 в Бостонском университете (США) основал «Russian-American Performing Arts Center» — «Школу Станиславского», как называют её американцы, где преподают многие педагоги Школы-студии (сам Табаков занимается с американскими студентами во время отпуска).

В 1994 он выступил в новой для себя роли продюсера спектакля Ужин по пьесе Ж.-К.Брисвиля (постановка А.Смирнова, в главных ролях – А.Джигарханян и Табаков). Дальнейшими продюсерскими проектами Табакова стали спектакли Сублимация любви А.Бенедетти, Отец А.Стриндберга, Любовные письма А.Гурнея, Дядя Ваня А.Чехова.

С 1976 (постановка Ревизора в театре Шеффилда, Великобритания) поставил около 40 спектаклей за рубежом – в театрах Венгрии, Германии, Финляндии, Дании, Австрии, США.

С 2000 – художественный руководитель и директор МХТ им.Чехова. Совмещает руководство двумя театрами с актерской, режиссерской и продюсерской деятельностью.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Тугой узел (Саша вступает в жизнь, 1957), Дело «Пестрых» (1958), Я не могла сказать (1958), Люди на мосту (1959), Накануне (1959), Испытательный срок (1960), Шумный день (1960), Чистое небо (1961), Молодо-зелено (1962), Живые и мертвые (1963), Дорога к морю (1965), Строится мост (1965), Война и мир (1965-1967), Выстрел (1966), Штрихи к портрету (1967), Гори, гори, моя звезда (1969), Король-олень (1969), Пес, сметана и труба (1970), Сердце России (1970),

Случай с Полыниным (1970), Тайна железной двери (1970), Достояние республики (1971), Ехали в трамвае Ильф и Петров (1971), Дача (1973), Семнадцать мгновений весны (1973), Лев Гурыч Синичкин (1974), Каштанка (1975), Меняю собаку на паровоз (1975), Розыгрыш (1976), Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976), 12 стульев (1977), Бирюк (1977), Неоконченная пьеса для механического пианино(1977), Транссибирский экспресс (1977), Открытая книга (1977-1979), Д'Артаньян и три мущкетера (1978), Красавец-мужчина (1978), Накануне премьеры (1978), Хористка (1978), Ах, водевиль, водевиль…(1979), Москва слезам не верит (1979), Несколько дней из жизни И.И.Обломова (1979), Из записок Лопахина (1979), Вакансия (1981), Все наоборот (1981), Незваный друг (1981), Печники (1982), Полеты во сне и наяву (1982), Али-Баба и сорок разбойников (1983), Где-то в губернском саду (1983), Мэри Поппинс, до свиданья! (1983), Оглянись!.. (1983), Поцелуй (1983), Аплодисменты, аплодисменты… (1984), Время и семья Конвей (1984), Если можешь, прости… (1984), Чужая жена и муж под кроватью (1984), Город невест (1985), Корабль пришельцев (1985), После дождичка в четверг… (1985), Путь к себе (1986), Очи черные (1987), Человек с бульвара Капуцинов (1987), Дорогое удовольствие (1988), Раз, два – горе не беда!.. (1988), Шаг (1988), Искусство жить в Одессе (1989), Любовь с привилегиями (1989), Оно (1989), Сердце не камень (1989), Царская охота (1990), Шапка (1990), Ближний круг (1992), Хочу в Америку (1993), Московские каникулы (1995), Ширли-мырли (1995), Двадцать минут с ангелом (1996), Три истории (1997), Сирота казанская (1997), Кадриль(1998), Что сказал покойник (1999), Президент и его внучка (2000), Мнения сторон (2001), Леди на день (2002), Статский советник (2005).

Татьяна Шабалина

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TABAKOV_OLEG_PAVLOVICH.html

Ссылка на основную публикацию