Ткачев вячеслав матвеевич

Большая биографическая энциклопедия — значение слова Ткачев, Вячеслав Матвеевич

(1885—1965) — генерал-майор авиации. Окончил Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус и Константиновское артиллерийское училище. В 1906 г. был выпущен во 2-ю Кубанскую казачью батарею. В 1910 г. сотник Ткачев стал офицером-воспитателем в Одесском кадетском корпусеи по своей инициативе окончил авиационную школу. В 1912 г.

окончил Севастопольскую военную авиационную школу и получил назначение в 3-ю авиационную роту. На фронт Первой мировой войны подъесаул Ткачев вышел командиром 20-го авиационного отряда, приданного штабу 4-й армии. Первый Георгиевский кавалер в русской авиации — за боевые вылеты в августе 1914. В 1916 г. —подполковник и начальник авиадивизиона, а затем — инспектор авиации Юго-Западного фронта.

Награжден Золотым оружием. В марте 1917 г. — полковник и генерал-инспектор авиации.В декабре 1917 г. бежал из Могилева на Кубань, где в начале 1918 г. участвовал рядовым в боях белого партизанского отряда против войск Северо-Кавказской Советской республики, С приходом Добровольческой армии летом 1918 г. на Кубань создал первый авиаотряд и командовал им в Добровольческой армии.

В ВСЮР — начальник авиации, в Русской армии генерала Врангеля —генерал-майор и начальник авиации. В своих воспоминаниях генерал Врангель неоднократно упоминает генерала Ткачева, называя его «выдающимся летчиком», и пишет, что в боях против конницы Жлобы «наши аэропланы оказали нам неоценимые услуги» [Генерал Врангель П. Н. Там же. 4.2. С. 117.].

Генерал Ткачев — начальник авиации Русской армии — был одним из первых (22 июня 1920 г.) награжден орденом Св. Николая. После оставления Крыма генерал Ткачев эвакуировался в Сербию и некоторое время служил в инспекции авиации Королевства СХС. Затем, меняя профессии, проживал в Нови Саде, где был арестован в декабре 1944 г. СМЕРШем 3-го Украинского фронта.

Был отправлен в Москву, на Лубянку, где по приговору военного трибунала осужден на 10 лет по статье 58. Отсидел в лагерях ГУЛАГа, главным образом в Потьме, до февраля 1955 г., когда был выпущен без права жительства в больших городах. Поселился на Кубани, в Краснодаре, где работал в артели инвалидов-переплетчиков.

Одновременно, несмотря на нищенское существование, написал книгу «Русский сокол», которую он посвятил своему другу капитану Нестерову. В журнале «Кубань» (1962) он опубликовал отрывки из своих воспоминаний. Эти воспоминания — «Крылья России», законченные им в 1960 г., — так и не были опубликованы.

Один из экземпляров рукописи «Крылья России» сохранился в Российской государственной библиотеке [См.: Махалин А. В. М. Ткачев — участник и историк воздушных сражений Великой войны // [Сб.] Первая мировая война и участие в ней России. Ч. П. Москва, 1994. С. 45—63.]. Генерал Ткачев скончался 25 марта 1965 г. в Краснодаре. Похоронен на Славянском кладбище.

В эмиграции генерал Ткачев опубликовал несколько статей, в частности: Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне // Военный сборник. Кн. 1. Белград, 1921. С. 121—136.

Смотреть значение Ткачев, Вячеслав Матвеевич в других словарях

Баландин Иван Матвеевич — (ок. 1881 — ?). Социал-демократ. Член РСДРП. В конце 1921 работал в Управлении НКПС заместителем заведующего ЗНО (?). Местными чекистами характеризовался как «рядовой» и «активный»……..
Политический словарь

Басов Георгий (григорий) Матвеевич — (1891 — ?). Член ПЛСР с 1917. Из рабочих («пролетарий»). Образование «низшее». В конце 1921 жил и работал в Царицынской губернии. Местные чекисты утверждали, что он «в 1917 был выставлен……..
Политический словарь

Гессен Владимир Матвеевич (1868-1920) — — крупный русский правовед. Будучи последовательным сторонником теорий естественного права, Г. считал, что создает новую форму естественного права — органическую. Согласно……..
Политический словарь

Громчевский Вячеслав Борисович — (ок. 1894 — ?). Социал-демократ. Из мещан. Образование среднее. Член РСДРП. В конце 1921 работал электромонтером в Красноярском депо. Местными чекистами характеризовался как……..
Политический словарь

Копытов Иван Матвеевич — (ок. 1896 — ?). Социал-демократ. Служащий. Член РСДРП с 1918. В конце 1921 жил в Уфимской губ. Местными чекистами характеризовался как «неактивный» партийный работник. Дальнейшая……..
Политический словарь

Менжинский Вячеслав Рудольфович — (19 августа 1874, Петербург, – 10 мая 1934, дача «Шестые Горки», Московская область). Из семьи дворянина, преподавателя истории Петербургского кадетского корпуса. Окончив юридический……..
Политический словарь

Молотов Вячеслав Михайлович — (настоящая фамилия Скрябин) (25 февраля 1890, слобода Кукарка Нолинского уезда Вятской губернии, – 8 ноября 1986, Москва). Из семьи приказчика. С 1902 учился в Казанском реальном……..
Политический словарь

Ткачев Петр Никитич (1844-1886) — — политический мыслитель, публицист, член руководимого С.Г. Нечаевым тайного общества «Народная расправа», издатель журнала «Набат», представитель бланкистской ветви……..
Политический словарь

Вячеслав — (Вацлав — Венцеслав) Чешский (ум. 935), князь, страстотерпец,внук мученицы княгини Людмилы. Память в Православной и в Католическойцеркви 28 сентября.
Большой энциклопедический словарь

Ткачев — Петр Никитич (1844-85/86) — один из идеологов народничества,публицист. Участник революционного движения 1860-х гг. Сотрудник журналов»Русское слово» и «Дело». С 1873 в эмиграции………
Большой энциклопедический словарь

Абрамов Петр Матвеевич (дон.) — — войсковой старшина и талантливый писатель. До девятнадцати лет учился в Донской Духовной семинарии и по окончании ее поступил в Новочеркасское казачье училище Произведен……..
Исторический словарь

Аврамов Вячеслав Яковлевич — Аврамов, Вячеслав Яковлевич, выдающийся народный учитель. Родился в 1845 году, в мелкопоместной дворянской семье Костромской губернии. Прослушав вольнослушателем курс……..
Исторический словарь

Антокольский Марк Матвеевич — Антокольский, Марк Матвеевич (1842 — 1902), известный русский скульптор. Сын бедного трактирщика-еврея; родился в Вильно. Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах………
Исторический словарь

Апраксин Петр Матвеевич — Апраксин Петр Матвеевич — см. в статье Апраксины (П.М., С.Ф., Ф.М.) .
Исторический словарь

Апраксин Федор Матвеевич — — см. в статье Апраксины (П.М., С.Ф., Ф.М.) .
Исторический словарь

Афанасьев Вячеслав Алексеевич — — см. в статье Афанасьевы (врачи) .
Исторический словарь

Байков Лев Матвеевич — — см. в статье Байковы (А.А., Д.А., Л.М.) .
Исторический словарь

Бегичев Иван Матвеевич — — см. в статье Бегичевы .
Исторический словарь

Безобразов Владимир Матвеевич — — см. в статье Безобразовы .
Исторический словарь

Бернард Николай Матвеевич — — см. в статье Бернард (имя русских музыкальных деятелей) .
Исторический словарь

Бобровницкий Иван Матвеевич — Бобровницкий, Иван Матвеевич, — богослов (1813 — 1885). Окончил курс в киевской духовной академии, где занимал кафедру греческого языка. Главнейший его труд — «О происхождении……..
Исторический словарь

Боресков Михаил Матвеевич — Боресков, Михаил Матвеевич, — электротехник и аэронавт (1829 — 1898); учился в главном инженерном училище, курс которого кончил в 1849 г.; в крымскую кампанию 1854 — 1855 годов ему……..
Исторический словарь

Бороздин Константин Матвеевич — Бороздин (Константин Матвеевич) — археолог и историк. Родился 13 мая 1781 г. в Петербурге, умер 10 мая 1848 г., там же. Образование получил домашнее и в молодости числился в Преображенском……..
Исторический словарь

Будищев Иван Матвеевич — Будищев, Иван Матвеевич — гидрограф начала XIX столетия; служил во флоте. Издал «Атлас Черного моря» (СПб., 1807) и «Лоция или морской путеводитель».
Исторический словарь

Бухарев Александр Матвеевич — Бухарев, Александр Матвеевич (архимандрит Феодор, 1822 — 71) — явление исключительное в истории русской церкви. В настоящее время он снова стал привлекать к себе внимание……..
Исторический словарь

Вадбольский Никита Матвеевич — Вадбольский (князь Никита Матвеевич) — строитель оружейного двора в Туле, родился в 1666 году. В 1715 г. главным начальником всего оружейного производства в России назначен……..
Исторический словарь

Введенский Вячеслав Евгеньевич — — публицист. Родился в 1855 г., сын священника; учился в физико-математическом факультете СПб университета. Состоит директором тотемской учительской семинарии. Сотрудничал……..
Исторический словарь

Виноградов Иван Матвеевич — (2/14.09.1891 — 3.03.1983), русский математик и общественный деятель-патриот, директор Математического института АН СССР, родился в семье сельского священника. Создав классический……..
Исторический словарь

Воейков Андрей Матвеевич — Воейков (Андрей Матвеевич), русский воевода, поступил на службу при Феодоре I Ивановиче и был послан в Сибирь, где вскоре получил воеводство в Таре и прославил себя окончательным……..
Исторический словарь

Воейков Федор Матвеевич — Воейков (Федор Матвеевич, 1703 — 1778) — в числе других молодых дворян отправлен был Петром I в чужие края для приобретения научных сведений. Впоследствии он был губернатором……..
Исторический словарь

Тихомиров, Дмитрий Павлович Товия, 1761—65 Г. Тарасов, Николай Михайлович Троиль, Военный Писатель Трефолев, Леонид Николаевич Тверской, Николай Михайлов. Тихон (ii), 1570 Г.

Тисс, Альфред Адольфович Трескот, Джон Третьяков, Михаил Тейльс, Андрей Дмитриевич Де Толоконников, Михаил Иванович Тизенгаузен, Граф Константин Тихон Климентов Тумило-денисовичи Трубецкой, Князь Никита Юрьевич Трахимовский, Николай Алексеевич Тишков, Юрий Михайлович Тихон, 1628 Г. Тинбаев, Рахмангул

Посмотреть в Wikipedia статью для Ткачев, Вячеслав Матвеевич

Источник: http://slovariki.org/bolsaa-biograficeskaa-enciklopedia/122124

Белый авиадарм генерал авиации Вячеслав Матвеевич Ткачев

Белый авиадарм генерал авиации Вячеслав Матвеевич Ткачев

Ранней весной 1965 года в полуподвальной коммуналке на окраине Краснодара умер одинокий старик, которого звали Вячеслав Матвеевич Ткачев. Никто из его соседей не знал, что когда-то этот человек носил золотые генеральские погоны и командовал Военно-воздушными силами России на фронтах Первой мировой войны, а потом возглавлял авиацию Русской армии генерала Врангеля…

В.М.Ткачев родился 25 сентября 1885 года в кубанской станице Келлермесской. Потомственный казак, он мог бы подобно большинству своих односельчан стать лихим наездником-рубакой.

Но тяга к знаниям привела его сначала в Нижегородский имени графа Аракчеева кадетский корпус, а затем — в Константиновское артиллерийское училище, ведь именно артиллеристы считались наиболее образованными представителями офицерского корпуса.

В 1906-м Ткачев начал службу во 2-й Кубанской конной батарее. Потом он решил попробовать себя в педагогике и стал офицером-воспитателем Одесского кадетского корпуса.

В 1911 году Вячеслав Матвеевич впервые увидел летящий над городом аэроплан, и с тех пор на всю жизнь «заболел» авиацией. Он упросил командование разрешить ему пройти курс летной подготовки в Одесском аэроклубе.

Получив диплом гражданского пилота, Ткачев по рекомендации тогдашнего «куратора» российской авиации Великого Князя Алексея Михайловича поступил в Севастопольскую военную авиашколу, которую через год закончил с отличием. В 1913-м В.М.Ткачев служит в Киеве, в 11 -м корпусном авиаотряде. Его сослуживцем и другом был знаменитый летчик П.Н.

Нестеров, впервые выполнивший на самолете «мертвую петлю» (впоследствии эта фигура высшего пилотажа была названа его именем), а в августе 1914-го — совершивший первый в мире воздушный таран.

К началу Первой мировой войны подъесаул Ткачев назначен командиром 20-го корпусного авиаотряда, расквартированного в городе Лида. Главной и фактически единственной боевой задачей аэропланов в те времена была разведка.

Командир отряда Ткачев не только отправлял своих подчиненных на задания, но и сам нередко совершал наиболее рискованные разведывательные полеты над вражескими тылами. В одном из таких дальних рейдов он обнаружил крупное скопление не-приятельских войск, но на обратном пути осколок зенитного снаряда про¬бил маслобак его самолета.

Масло начало вытекать, а это грозило остановкой двигателя, вынужденной посадкой за линией фронта и пленом. Однако Ткачев, не растерявшись, сумел дотянуться до бака ногой, заткнуть пробоину носком ботинка и привести аэроплан на свою территорию.

За доставленные с риском для жизни ценные разведданные, а также за мужество и находчивость 24 ноября 1914 года он первым среди российских авиаторов был удостоен почетной награды — ордена Святого Георгия 4-й степени.

В дальнейшем Ткачев продолжал участвовать в боевых операциях, действуя умело и самоотверженно, о чем свидетельствуют боевые сводки:
«С 4 по 7 Июня 1915 года, несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, В.М.

Ткачев неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись в немецким аэропланом, вооружённым пулеметом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство.

Читайте также:  Орден октябрьской революции

4 Июля, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки»

Во времена Первой мировой войны Ткачев проявил себя как отважный летчик и умелый организатор, теоретик боевого применения авиации.

Благодаря сочетанию этих качеств он стал командиром авиадивизиона, а в августе 1916-го, уже в звании подполковника, возглавил первую российскую боевую авиагруппу (сокращенно — 1-ю БАГ), состоявшую из трех истребительных авиаотрядов.

Назначением группы было прикрытие наземных войск от налетов вражеской авиации, защита своих разведчиков и бомбардировщиков от воздушного противника, а главное — уничтожение германо-австрийских самолетов в воздухе.

И с этой задачей группа Ткачева справлялась блестяще.

Начиная с сентября 1916 года немцам пришлось прекратить бомбардировки российских войск в районе Луцка, где базировалась 1-я БАГ, а наши разведчики могли беспрепятствен¬но решать свои задачи, не опасаясь перехвата. Летчики авиагруппы за два месяца сбили более десятка вражеских аэропланов, а для остальных надежно «закрыли» небо над фронтом.

Поначалу в группу входили не только истребители, которых еще не хватало, но и вооруженные пулеметами двухместные разведчики.

На одной из таких машин — «Моране-парасоле» Ткачев совместно с летнабом поручиком Хризосколео 14 августа 1916 года одержал воздушную победу, сбив австрийский аэроплан «Авиатик» В.II.

Успех русских летчиков подтвердили наземные войска, зафиксировавшие падение вражеского самолета.

В начале 1917 года тридцатидвухлетний Ткачев стал Инспектором авиации Юго-Западного фронта.

Тогда же вышла из печати его книга «Материал по тактике воздушного боя» — первое в России учебное пособие для фронтового летчика и командира авиаот¬ряда.

В этой книге автор на основе успешного боевого опыта 1-й БАГ сформулировал основы стратегии и тактики истребительной авиации, а также описал важнейшие практичес¬кие приемы воздушного боя.

https://www.youtube.com/watch?v=Sj9VxCuyo4Y

Вершиной служебной карьеры В.М.Ткачева за годы Мировой войны стала должность начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания (ПУАиВ), принятая им 9 июня 1917 года.

Такое название носил главный штаб боевой авиации, которому подчинялись все авиачасти, сосредоточенные на русско-германском фронте, от Черного моря до Балтики. Начальником ПУАиВ Вячеслав Матвеевич стал еще будучи подполковником, но уже в августе ему было присвоено звание полковника.

Должность Ткачева имела еще и другое название — начальник авиации действующей армии, сокращенно — авиадарм.

В тот период, когда Ткачев возглавлял российскую фронтовую авиацию, отмечены ее наивысшие достижения. За несколько месяцев русские летчики сбили больше вражеских самолетов, чем за три пред¬шествующих года войны. Несомненно, в этом есть немалая заслуга их командира.

Подобно большинству офицеров, Ткачев враждебно воспринял октябрьский переворот. Да это и не удивительно, учитывая, что захват власти большевиками повлек за собой разложение армии, катастрофическое падение дисциплины и волну дезертирства. Случаи открытого неподчинения приказам и даже солдатских расправ над своими офицерами стали обычным явлением на фронте.

При этом надо отметить, что авиации гораздо дольше, чем другим родам войск удавалось сохранять боеспособность.

Даже в ноябре 1917-го, когда пехотинцы массово бросали окопы и бежали в тыл, авиаторы продолжали летать на задания и даже сбивать вражеские самолеты.

Однако повальная дезорганизация неизбежно затронула и авиачасти. Ткачеву больно было видеть, как гибнет то, чему он посвятил все свои силы, знания и опыт.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения полковника, стало прибытие в его штаб абсолютно не разбирающегося в авиации большевистского комиссара Крыленко из балтийских матросов, которому Ткачев должен был сдать свои полномочия.

Вячеслав Матвеевич подал заявление об увольнении с должности, покинул Управление авиации и уехал на Кубань, оставив записку, в которой были такие слова:
«Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение.

Передо мной стояла проблема: подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им свое неподчинение.

Впрочем, решение данного вопроса первым способом не могло иметь места, так как, по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчинюсь я самозванцу Крыленко или нет. (…) Молю сохранить для будущей России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего воздушного флота»

Рассказ о том, как Ткачев пробирался «по бурлящей России» с бывшего фронта на Кубань, мог бы стать сюжетом для приключенческого романа. Ему приходилось переодеваться в солдатское обмундирование, его дважды арестовывали, но оба раза он сумел бежать.

В марте 1918-го Ткачев добрался до Майкопа, занятого красными, и там его арестовали в третий раз.

Более четырех месяцев Вячеслав Матвеевич провел в городской тюрьме, пока в августе его и других заключенных не освободили вступившие в город части Добровольческой армии генерала Деникина.

Сразу после освобождения Ткачев без колебаний вступил в белую армию. Летом 1918 года на занятой добровольцами территории юга России начали создаваться первые белогвардейские авиационные отряды.

Один из таких отрядов — 1-й Кубанский возглавил бывший авиадарм.

Поначалу в отряде было всего несколько старых изношенных аэропланов, найденных в ремонтных мастерских, но постепенно численность белой авиации росла за счет трофеев и поставок авиатехники из Англии.

К маю 1919-го в 1-м Кубанском было уже около десятка боеспособных машин. В этом месяце отряд прошел боевое крещение в битве у станицы Великокняжеская. Летчики под руководством Ткачева атаковали бомбами и пулеметным огнем красную конницу Буденного и Думенко, посеяв панику и хаос в рядах противника.

Это позволило белым кавалеристам генерала Улагая легко прорвать фронт и начать стремительное наступление на Царицын. Ткачев, как это бывало и раньше, лично принял участие в боях. В ходе штурмовки он получил ранение пулей, выпущенной с земли, но сумел вернуться на свой аэродром и благополучно посадить машину.

После непродолжительного лечения Вячеслав Матвеевич вернулся в строй.

В июне 1919 года 1-й Кубанский авиаотряд перебросили под Царицын для оказания воздушной поддержки белой армии при штурме города. 30 июня сильно укрепленный город, прозванный «красным Верденом», был взят. Красные отошли на север, к Камышину.

Аэропланы бомбили и обстреливали отступавшего противника, нанеся ему большие потери. В дальнейшим 1-й Кубанский отряд пополнился людьми и самолетами, что позволило преобразовать его в авиадивизион.

Новой авиачастью по-прежнему командовал Вячеслав Ткачев.

Победа под Царицыным не стала переломным моментом в Гражданской войне. Осенью деникинская армия, наступавшая на Москву, была разбита превосходящими силами красных. Белым пришлось отходить все дальше на юг, пока в апреле 1920 года они не оказались запертыми на Крымском полуострове.

В этот момент на военном небосклоне снова взошла звезда авиадарма Ткачева. Генерал Врангель, сменивший ушедшего в отставку Деникина, 14 апреля назначил его главнокомандующим всей белой авиацией. Одновременно 34-летнему летчику было присвоено звание генерал-майора.

Это случилось буквально на следующий день после того как 12 аэропланов под командованием Ткачева рассеяли дивизию красных, пытавшуюся прорваться через Перекоп. В Крыму организационный и военный талант Ткачева раскрылся в полной мере. Под его руководством малочисленные белогвардейские летчики стали грозной силой.

Ткачев уделял много времени боевой подготовке пилотов, обучению их умению летать строем и слаженно действовать в группе, точно следуя приказам командира.

Для лучшей заметности в воздухе командирские машины получили особые цветные обозначения (яркая окраска капотов и широкие полосы вокруг фюзеляжей).

Кроме того, каждый авиаотряд получил собственные, «элементы быстрой идентификации» в виде индивидуальной раскраски рулей поворота (разно¬цветными полосами, черно-белыми квадратами и т.д.).

Ткачев разработал систему взаимодействия авиации и наземных войск с помощью визуальных сигналов, в те времена радиосвязь на самолетах отсутствовала. В частности, была внедрена методика подачи сигналов летчикам с земли при помощи геометрических фигур, выложенных из белых полотнищ, хорошо различимых с большой высоты.

К примеру, буква «Т» выложенная возле штаба полка или дивизии, означала, что командир части требует от летчика немедленной посадки для передачи важного сообщения. Форма фигур периодически менялась, чтобы не дать красным возможности с помощью ложных сигналов ввести летчиков в заблуждение или заманить их в ловушку.

Авиаторы в свою очередь передавали донесения и приказы на землю с помощью сбрасываемых вымпелов или различных комбинаций цветных сигнальных ракет.

А когда в Симферопольском авиапарке местные умельцы установили на двух самолетах радиостанции, эффективность и оперативность воздушных разведок еще более возросла.

Необходимо отметить, что столь четкой и отлаженной системы взаимосвязи «между небом и землей», как та, что организовал Ткачев, не было ни в других белых армиях, ни у красных.

Не меньшее внимание уделялось и укреплению воинской дисциплины, заметно пошатнувшейся после тяжелых поражений белой армии зимой 1919-20 годов. Так, согласно приказу авиадарма, суровым взысканиям (вплоть до разжалования в рядовые и перевода в пехоту) подвергались авиаторы, позволявшие себе появиться на аэродроме в нетрезвом виде.

Организационные мероприятия и обучение белым летчикам приходилось сочетать с почти непрерывным участием в боях. К примеру, за два дня, 7 и 8 июня, они совершили более 150 вылетов на разведку и бомбардировку, поддерживая наступление белой армии.

С учетом того, что под командованием Ткачева находилось всего 35 аэропланов, причем часть из них была неисправна, каждый экипаж выполнял за день не менее трех боевых вылетов.

За эти успешные действия Ткачев одним из первых был награжден орденом Николая Чудотворца, учрежденного Врангелем в 1920 году.

К концу июня накал боев еще более возрос. Красная кавалерия под командованием комкора Жлобы прорвала фронт и устремилась к Перекопу, грозя отрезать от Крыма белогвардейцев, воевавших в Северной Таврии.

У Жлобы было свыше десяти тысяч конников при поддержке артиллерии и бронеавтомобилей. Казалось, что остановить их невозможно, поскольку у белогвардейцев на данном участке фронта не было никаких резервов.

В этой ситуации Врангель обратился к авиации как к своей последней надежде. И авиаторы не подвели.

Ранним утром 29 июня 13 бомбардировщиков «Де-Хэвилленд», ведомых самим Ткачевым, появились над расположившимися на ночлег красными кавалеристами. При первых же врывах бомб кони бросились врассыпную.

Обезумев от грохота, они сбрасывали и топтали седоков, опрокидывали тачанки и артиллерийские повозки. Освободившись от бомбовой нагрузки, летчики поливали противника пулеметным огнем.

Когда самолеты улетели, чтобы пополнить боезапас, красным командирам кое-как удалось собрать уцелевших солдат в походную колонну, но тут последовал новый налет, а за ним — еще один.

Вот как сам Ткачев описывал в боевом донесении одну из штурмовок:
«Под моим руководством была атакована колонна корпуса Жлобы у деревни Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 метров, пулеметным огнем совершенно разгромили красных, которые бежали на восток и северо-восток.

Все поле было покрыто черными пятнами убитых лошадей и людей. Красными были брошены почти все имевшиеся у них повозки и пулеметные тачанки»

30 июня корпус Жлобы перестал существовать как организованная боевая сила. Мелкие группы всадников, прячась от авиаударов, рассеялись по деревням и хуторам, полностью утратив связь с командованием. Не более двух тысяч из них смогли спастись и выйти к своим. Остальные либо погибли, либо сдались в плен подоспевшим к месту прорыва солдатам врангелевской армии.

Разгром кавалерии Жлобы стал наивысшим достижением белой авиации за всю ее историю.

Даже советская военная наука признавала этот факт, и на его примере курсанты летных училищ РККА изучали тактику действий самолетов против конницы.

Читайте также:  Награждения золотыми в 15 - 16 вв.

По сути дела авиаторы впервые оказали решающее влияние на весь ход войны, ведь если бы Жлобе удалось прорваться в практически не защищенный Крым, красные одержали бы победу уже в июле 1920 года.

Но благодаря летчикам Крым устоял, и война продолжалась. В начале августа красные форсировали Днепр в районе Каховки и, не теряя ни минуты, начали возводить на захваченном плацдарме мощные рубежи обороны.

Когда белые, подтянув резервы, попытались контратаковать, было уже поздно — Каховка покрылась сетью траншей и проволочных заграждений, ощетинилась артбатареями и пулеметными гнездами.

Контратака не удалась, белогвардейцам пришлось отойти с большими потерями.

Врангель снова бросил в бой аэропланы, но тут ткачевцев впервые постигла неудача. Против глубоких окопов, блиндажей и хорош

Источник: https://rutraditions.ru/news/belyi-aviadarm-general-aviatsii-vyacheslav-matveevich-tkachev

«Общество памяти Георгиевских кавалеров имени капитана 1 ранга Петра Ниловича Черкасова»

Вячеслав Матвеевич Ткачёв

 (1885—1965)

Выдающийся русский лётчик, один из основателей отечественной военной авиации. Автор первого пособия по тактике ведения воздушного боя. Первый Георгиевский кавалер в Российской авиации и первый руководитель ВВС России. Генерал-лейтенант. Автор литературных произведений мемуарного жанра.

Кавалер Ордена Святого Георгия 4 степени.

Вячеслав Матвеевич родился  24 Сентября (6 октября с.с.) 1885 года в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области (нынешняя Адыгея) в семье войскового старшины.

Отец, Матвей Васильевич, в Крымскую войну 1853—1856 получил орден Св. Георгия 4 степени, который давал право на потомственное дворянство, и дослужился до звания войскового старшины.

Дед Василий отличился в 1829 году при взятии турецкой крепости Анапа и был удостоен личного дворянства.

Воспитанник Нижегородского Графа Аракчеева кадетского корпуса на одном курсе с Петром Николаевичем Нестеровым.

В 1904 году окончил Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус и Петербургское Константиновское артиллерийское училище. Службу начал в 5-й Кубанской казачьей батарее, затем стал преподавателем Одесского кадетского корпуса. В Одессе окончил частную школу пилотов и продолжил освоение профессии лётчика в Севастопольской военно-авиационной школе.

Мечта Вячеслава Матвеевича осуществилась – он стал военным лётчиком и продолжил службу уже в воздухоплавательной роте в Киеве. Оттуда он совершил нашумевший на Кубани перелёт в Екатеринодар. 10 августа 1913 г. вместе с Петром Николаевичем Нестеровым и лётчиком Михаилом Передковым В.М.Ткачев совершил первый в мире групповой полёт.

Знаменит он также и тем что, в октябре 1913 г. совершил беспримерный перелёт из Киева через Одессу и Тамань к Екатеринодару, где героя земляка чествовал весь город и вся Кубань. Три дня в октябре 1913 года длился праздник екатеринодарцев, которые восторженно наблюдали полёты над городом своего земляка, да ещё и со смелыми пассажирами на борту.

Это было неслыханное чудо!

В период Первой мировой войны В. М. Ткачёв командовал лётными отрядами и крупными соединениями, а в конце войны – всей русской военной авиацией.

Как писал  журнал “Искры”, помещая на обложку большой портрет летчика-кубанца — “Ткачев… рядом отважных боев с неприятельскими самолетами прославился как искусный, смелый пилот-истребитель, и был награжден Георгиевским крестом.

Будучи на посту инспектора авиации, он впервые ввел у нас истребительные отряды и систему эскадренных воздушных боев, давшую в прошлом году на Луцком фронте блестящие результаты.

К нынешнему наступлению Ткачев довел боевую славу нашего воздушного флота до такой высоты, на которой она никогда не стояла. Наш командный состав, офицеры и солдаты, высказывая восхищение действиями летчиков, заявляют, что нынешняя работа их стоит выше всяких похвал…

За два дня боя ни один из неприятельских летчиков не появился над нашим расположением безнаказанно, тогда как мы, благодаря авиаторам, беспрерывно имели самые точные сведения о всех передвижениях в тылу неприятеля”.

“Обладая ровным и приветливым характером, постоянно заботящийся о летчиках, он привлекал к себе все сердца. Несмотря на недостаточность и неудовлетворительность технической части нашей первой авиации, она была щитом фронта против налетов противника и оказала нашей армии огромную помощь своими разведками в тылу противника. Уже к 1917 году наша авиация начала совершенствоваться.”

В декабре 1917 г., опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, В.М. Ткачев бежал из Ставки Верховного главнокомандующего в Могилеве на Кубань. Здесь в 1918 году он вступил в ряды Добровольческой армии — сначала рядовым в казачьем партизанском отряде.

Во время Гражданской войны Вячеслав Матвеевич был начальником Кубанской авиации, членом краевого правительства, командующим ВВС армии генерала Врангеля. В 1920 году Ткачёв эмигрировал в Константинополь, затем обосновался в Югославии.

Во время Второй мировой войны дважды немцы пытались привлечь Ткачёва на свою сторону, но Вячеслав Матвеевич был непреклонен в своей преданности России и на предательство не пошёл.

После освобождения Югославии, Ткачёв стал ходатайствовать о возвращении на Родину, надеясь, что его опыт будет ей полезен. Но вместо разрешения вернуться В. М. Ткачёв был арестован в Югославии и этапирован в СССР. Вместо радушного приёма он был осуждён «по подозрению в шпионаже» на 10 лет тюремного заключения. Однако он не сломался и здесь.

После освобождения из лагерей, Вячеслав Матвеевич поселился в Краснодаре. Последние годы жизни Ткачев посвятил увековечению памяти боевых друзей — летчиков Первой мировой войны.

Ему удалось написать и издать книгу «Русский сокол» о П.Н.Нестерове, но главный труд его жизни — книга «Крылья России: воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг.

» так и не успела выйти в свет при жизни автора.

24 марта 1965 года, в возрасте 80 лет Вячеслав Матвеевич Ткачев — кубанский казак, военный летчик, генерал-майор — скончался в Екатеринодаре и был погребен на Славянском кладбище. Тогда смерть его осталась незамеченной соотечественниками. Сегодня его имя по праву встало в один ряд с другими героями и основоположниками российской авиации.

  Через 30 лет после смерти, решением городской Думы от 10 января 1995 года именем Вячеслава Ткачёва была названа новая улица на северной окраине Краснодара и установлена памятная доска на доме, где жил великий русский летчик.

Справочный материал:

В. Ткачёв (стоит второй слева) среди первых пилотов, руководства и гостей Одесской авиационной школы во главе с командующим войсками ОВО генерал-адъютантом Н. П. Зарубаевым (сидит второй слева) и президентом аэроклуба А. А. Анатрой (сидит второй справа), 1911

В 1911 году окончил авиашколу Одесского аэроклуба. Получив диплом гражданского пилота, Ткачёв добивается в октябре направления на учёбу в апреля 1913 года.

Пилот-авиатор сотник Ткачёв

12 (25) октября 1913 года он совершает рекордный перелёт на «Ньюпоре» по маршруту Киев — Одесса — Керчь — Тамань — Екатеринодар общей протяженностью в 1500 верст. Несмотря на неблагоприятную осеннюю погоду и другие тяжелые условия, Ткачёв блестяще выполнил и эту задачу, за что Киевское общество воздухоплавания присудило ему золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелёт».

Командир XX КАО есаул Ткачёв

В период с 4 по 7 июня 1915 года — несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись с немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство.

4 июля 1915 году, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки.

1 августа 1916 года В. М. Ткачёв сбил австрийский аэроплан «Авиатик», причём аппарат и оба лётчика попали в руки русских воинов.

В 1916 году — войсковой старшина и начальник 11-го авиадивизиона (с 21 апреля 1916), а затем — инспектор авиации Юго-Западного фронта (с 3 сентября 1916). Награждён Золотым оружием «За храбрость» (10 сентября 1916).

11 января 1917 года высочайшим приказом от 20 декабря 1916 года из войскового старшины переименован в подполковники с зачислением по инженерным войскам. После Февральской революции Ткачёв занимает пост начальника Авиаканца (Авиационная Все

Ткачёв среди пилотов организованного им 1-го Кубанского казачьего авиаотряда.

Авиаотряд, под начальством испытанного лётчика полковника Ткачёва работал энергично и точно: ни одно движение противника не оставалось незамеченным. Куда бы ни уехал Командующий, где бы ни остановился, везде разыскивали его воздушные птицы по георгиевскому штандарту. Один за другим спускались пилоты к штабу, докладывали сведения о противнике и, получив новую задачу, снова взвивались на воздух

В. М. Ткачёв был награждён союзниками за воинскую доблесть английским военным орденом DSO (англ. Distinguished Service Order). А 22 июня 1920 года одним из первых представителей Белого движения был награждён орденом Св. Николая Чудотворца 2-й степени.

Ткачёв В. М. (стоит второй слева) среди членов правления Союза Русского Сокольства во главе Р. К. Дрейлингом. Югославия, 1937

Из дневника В. М. Ткачёва: «Немало разочарований пришлось мне пережить в стане белых. Я не нашел того, что ожидал. Но жребий был брошен.

И как впитавший в себя с детства дух дисциплины, я подчинился власти на Юге России и добросовестно исполнял все даваемые мне поручения.

Таким образом, не шкурные соображения, не политические убеждения, а только лишь чувство патриотизма толкнуло меня еще в 1917 году на антисоветский путь. А в результате я 24 года, тоскуя по Родине, прожил эмигрантом в Югославии».

Награды

  • орден Св. Станислава 3-й степени (6 мая 1910)
  • орден Св. Анны 3-й степени (14 февраля 1913) высочайшим приказом пожалован за окончание ОША ОВФ
  • орден Св. Георгия 4-й степени (2 июля 1916) «Высочайшим приказом от 3 февраля 1916 года … Утверждается пожалование 24 ноября 1914 года … Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия Кубанской казачьей батареи Подъесаулу Вячеславу Ткачеву за то, 12-го августа 1914 года произвёл смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин — Бельжице — Ополе, Юзефовка — Аннаполь — Боров — Госцера — Дово — Уржендова — Красник — Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения и, несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную да него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенное важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником».
  • орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом (25 февраля 1915) за отличие в делах против неприятеля с 27 сентября по 27 октября 1914 года
  • орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (1 августа 1915) Приказом войскам 4 армии № 1077 за отличие в делах против неприятеля за период боёв с 1 декабря 1914 года по 1 июня 1915 года
  • орден Св. Анны 2-й степени с мечами (10 декабря 1915) Приказом по 12-й армии 10 дек. № 158 за отличие в делах против неприятеля при штабе Рижского укрепленного района
  • орден Св. Станислава 2-й степени с мечами (24 декабря 1915) Приказом по армиям ЮЗФ от 16 мая 1915 года № 637
  • Золотое Георгиевское оружие «За храбрость»(10 сентября 1916) «За успешные разведки 19, 21 и 27 июня 1916 года, когда сведения полученные им дали возможность взять в плен до 30 тысяч человек под Берестечно…»
  • орден Св. Николая Чудотворца 2-й степени 22 июня 1920 Приказом Главнокомандующего №3294

Иностранные:

Источник: http://xn——7kcahcdarbbe5ac3adu2bad6bom5w.xn--p1ai/tkachev-vyacheslav-matveevich/

Ткачёв Вячеслав Матвеевич — Биография

Вячеслав Матвеевич Ткачёв (1885—1965) — генерал-майор авиации, выдающийся военный лётчик, Георгиевский кавалер.

30 августа 1904 года вступил в службу по окончании Нижегородского кадетского корпуса и зачислен юнкером рядового звания на правах вольноопределяющегося 1-го разряда в Константиновское артиллерийское училище.

30 июня 1906 года по окончании училища был выпущен хорунжим во 2-ю Кубанскую казачью артиллерийскую батарею, а летом 1908 года переведен в 5-ю Кубанскую казачью батарею. 6 мая 1909 года высочайшим приказом за выслугу лет произведен в сотники.

6 сентября 1910 года сотник Ткачёв определен офицером-воспитателем в Одесском кадетском корпусе. Увидев в одесском небе полеты аэроплана увлекается авиацией и с разрешения начальства поступает в частную авиашколу, в которой учится в свободное от службы время.

В 1911 году окончил авиашколу Одесского аэроклуба. Получив диплом гражданского пилота, Ткачёв добивается в октябре направления на учёбу в Севастопольскую офицерскую школу авиационного отдела Воздушного Флота (ОША ОВФ).

Читайте также:  Орден мужества

Военный лётчик

11 декабря 1912 года сдал экзамен на звание летчика в ОША ОВФ и 5 января 1913 года получил назначение в 7-ю воздухоплавательную роту.

После расформирования 7-й воздухоплавательной роты в июне 1913 году принял участие в формировании первой крупной авиационной единицы русской армии — 3-й авиационной роты в Киеве, где затем проходил службу в 11-м корпусном авиаотряде вместе с Петром Нестеровым. 5 октября 1913 года высочайшим приказом произведен в подъесаулы со старшинством с 22 апреля 1913 года.

12 (25) октября 1913 года он совершает рекордный перелёт на «Ньюпоре» по маршруту Киев — Одесса — Керчь — Тамань — Екатеринодар общей протяженностью в 1500 верст. Несмотря на неблагоприятную осеннюю погоду и другие тяжелые условия, Ткачёв блестяще выполнил и эту задачу, за что Киевское общество воздухоплавания присудило ему золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелёт».

10 марта 1914 года откомандирован в 4-ю авиароту по её формировании, и в тот же день подъесаул Ткачёв назначен командиром XX авиационного отряда, приданного штабу 4-й армии.

В начальный период войны Ткачёв совершил несколько очень важных для русского командования разведывательных полётов за что Приказом армии Юго-Западного фронта от 24 Ноября 1914 года за № 290 был награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени (первый среди лётчиков).

В декабре 1914 года на участке Юго-Западного фронта командир авиационного отряда подъесаул В. М. Ткачёв, имея при себе из оружия лишь пистолет «Наган», первым среди русских пилотов, атаковал немецкий аэроплан «Альбатрос» и своими действиями заставил противника ретироваться.

В период с 4 по 7 июня 1915 года — несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись с немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство.

4 июля 1915 году, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки.

1 августа 1916 года В. М. Ткачёв сбил австрийский аэроплан «Авиатик», причём аппарат и оба лётчика попали в руки русских воинов.

В 1916 году — войсковой старшина и начальник 11-го авиадивизиона (с 21 апреля 1916), а затем — инспектор авиации Юго-Западного фронта (с 3 сентября 1916). Награждён Золотым оружием «За храбрость» (10 сентября 1916).

11 января 1917 года высочайшим приказом от 20 декабря 1916 года из войскового старшины переименован в подполковники с зачислением по инженерным войскам. После Февральской революции Ткачёв занимает пост начальника Авиаканца (Авиационная Все материалы).

9 июня 1917 года Ткачёв был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего, сокращенно — авиадарм (авиация действующей армии, с 26 июня 1917), по сути — глава авиации России.

В 1917 году Ткачёв завершил работу над первым в своем роде в истории развития русской авиации пособием — «Материалы по тактике воздушного боя», составленным на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 года. В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.

25 августа 1917 года за боевые заслуги произведен в полковники.

19 ноября 1917 года, узнав о предстоящем занятии Ставки главковерха прибывшими петроградскими солдатами во главе с новым Верховным Главнокомандующим прапорщиком Крыленко, Ткачёв подал рапорт об отставке, а на следующий день, не дожидаясь ответа, самовольно уехал на фронт. В оставленной записке он обратился к Председателю авиасовета с заключительным возванием, которое стало по сути реквиемом русскому Военно-воздушному флоту:

Участие в Белом движении

В декабре 1917 года В. М. Ткачёв, опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, бежал на Кубань, с двумя арестами и побегами по пути.

В начале 1918 года участвовал рядовым в боях белого партизанского отряда полковника Кузнецова против войск Северо-Кавказской Советской республики. Отряд должен был прикрывать переправу через Кубань главных сил под командованием В. Л.

Покровского, но в силу сложившихся обстоятельств был окружен, и Вячеслав Матвеевич оказался в плену у красных. С марта по август 1918 года полковник Ткачёв находился в Майкопской тюрьме, а 7 сентября большевики были выбиты из Майкопа, после чего Ткачёв поступил в распоряжение Краевого правительства.

Поскольку авиации у белых практически не было, то Вячеслава Матвеевича в качестве войскового старшины Кубанской чрезвычайной миссии отправляют на Украину, к гетману Павло Скоропадскому.

История умалчивает, насколько удачной была эта миссия, но, во всяком случае, ему удалось кое-что добыть из авиационного имущества, поскольку после возвращения в Екатеринодар он приступил к формированию 1-го Кубанского авиаотряда, а с 12 декабря его назначают командиром вновь созданного Кубанского авиационного отряда. Отряд к тому времени уже имел 8 самолетов с соответствующим числом летчиков, и около 150 обслуживающего рядового состава. Сражался с Красной Армией, был ранен под Царициным, выздоровел, вновь вернулся в строй.

В мае 1919 года авиаотряд Ткачёва поддерживал Кавказскую Добровольческую армию Врангеля в боях с 10-й армией РККА.

Командующий Кавказской армии высоко оценил способности Ткачёва и 8 мая 1919 года он назначается начальником авиаотряда Кавказской армии, к тому же ему фактически подчинили 4-й Добровольческий авиаотряд, 4-й Донской самолетный и даже 47-й авиадивизион, состоявший из английских добровольцев, а 19 мая произвели в генерал-майоры, хотя официально это звание было подтверждено лишь в начале 1920 года. В 1920 году Ткачёв командует авиаотрядом Кубанской армии, одновременно являясь (с 1919 года) членом Кубанского краевого правительства по внутренним делам.

В апреле 1920 года В. М. Ткачёв назначается начальником авиации Вооруженных Сил Юга России, а после отставки командующего Добровольческой армии Деникина 28 апреля 1920 года — начальником авиации Русской армии генерал-лейтенанта Врангеля.

Есть версия, подтвержденная со стороны белых полетным донесением, а со стороны красных устными рассказами участников событий, что во время одного из боёв этой компании В. М. Ткачёв встретился в воздухе с командиром 213-го Казанского отряда 13-й Армии Петром Межераупом.

Это произошло неподалеку от Мелитополя. Ткачёв, возглавлявший группу из 6 DH-9 (de Havilland), был атакован парой «Ньюпоров», один из которых пилотировал Межерауп.

После воздушного боя, продолжавшегося в течение 45 минут (самолёт Ткачёва был повреждён в 5 местах), обе стороны вышли из боя и направились на свои базы.

В. М. Ткачёв был награждён союзниками за воинскую доблесть английским военным орденом DSO (англ. Distinguished Service Order). А 22 июня 1920 года одним из первых представителей Белого движения был награждён орденом Св. Николая Чудотворца 2-й степени.

В эмиграции

После краха Белого движения генерал Ткачёв, наставляя своих учеников, говорил: «Авиатор без дела не останется, но имейте в виду: мы должны поступить в авиацию такого государства, которое никогда не будет воевать с нашей Родиной».

Вячеслав Матвеевич вынужден был эмигрировать сначала в Турцию, откуда он перебрался в Сербию и некоторое время служил в инспекции авиации Королевства СХС.

Поскольку формально Русская армия не распускалась, карьера Ткачёва продолжалась: в 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации.

В Югославии В. М. Ткачёв проявляет большую заботу по устройству русских летчиков, являясь с 1924 по 1934 год председателем общества воздушного флота 4-го отдела Русского общевоинского союза (РОВС).

Работает в Русской Сокольской организации (ставящей целью физическое и духовное совершенствование русского народа как части единого славянского мира), других эмигрантских организациях, служит в Штабе инспекции югославской авиации.

После отставки в 1934 году Вячеслав Матвеевич поселился в Нови Саде, преподает в русской мужской гимназии. Здесь он становится основателем и первым старостой Сокольского общества. В 1937 году Ткачёв официально получает гражданство Югославии. С 1938 по 1941-й год он является редактором журнала «Пути Русского Сокольства» — органа Краевого Союза Русского Сокола в Югославии.

В 1941 году он стал походным атаманом Кубанского казачьего Войска, участвует в формировании казачьих подразделений Русского корпуса.

На параде 29 октября 1941 года, посвященном прибытию в Белград Гвардейского дивизиона, он обратился к казакам со следующими словами: «Прибывший Гвардейский Дивизион свершил небывалый в истории народов подвиг, сохранив себя в течение 20 лет эмигрантского безвременья.

Обостренное чувство долга, преданность и верность своим штандартам, как символу утерянной Родины, вписали в историю Русской Армии и Казачества бессмертную страницу».

В начале Второй мировой войны Вячеслав Матвеевич перебирался в Белград, где стал преподавать тактику воздушных сил на организованных в Белграде Высших военно-научных курсах генерала Н. Н. Головина, на которых проходили обучение офицерские кадры Русского Корпуса. По отзывам современников, читаемый им курс лекций имел «особую солидность и ценность».

Позднее он отстранился от антисоветской деятельности, отошёл от участия в многочисленных эмигрантских организациях, проявил демонстративное несотрудничество с оккупировавшими страну фашистами и работал преподавателем в школах. Из дневника В. М. Ткачёва: «Немало разочарований пришлось мне пережить в стане белых. Я не нашел того, что ожидал. Но жребий был брошен.

И как впитавший в себя с детства дух дисциплины, я подчинился власти на Юге России и добросовестно исполнял все даваемые мне поручения. Таким образом, не шкурные соображения, не политические убеждения, а только лишь чувство патриотизма толкнуло меня ещё в 1917 году на антисоветский путь. А в результате я 24 года, тоскуя по Родине, прожил эмигрантом в Югославии».

Возвращение на родину

Когда в октябре 1944 года к Белграду подходили советские войска, В.М. Ткачёв отказался эвакуироваться.

20 октября 1944 года Вячеслав Матвеевич был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта. Был отправлен в Москву, на Лубянку, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет по статье 58. Жену его в СССР депортировать не стали и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых.

Отсидев в лагерях ГУЛАГа 10 лет, 11 февраля 1955 года был выпущен без права жительства в больших городах. Получив гражданство СССР, поселился на Кубани, в Краснодаре, где работал в артели инвалидов-переплетчиков им. Чапаева за 27 рублей 60 копеек.

Подрабатывал — писал заметки в газеты, книгу «Русский сокол» о своем друге — Нестерове. В 1956 году его разыскала жена, звала его к себе, и вроде даже была возможность уехать, но он написал ей: «Мне слишком дорого далась родина, лучше ты ко мне переезжай».

Так они и не встретились больше.

Умер В. М. Ткачёв 25 марта 1965 году в нищете в Краснодаре. Похоронен на Славянском кладбище.

В Российской Федерации посмертно изданы мемуары генерала В. М. Ткачева, однако некоторые историки указывают на то, что эти мемуары были в значительной степени сфальсифицированы советскими цензорами.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage8147/biography

Ссылка на основную публикацию