Талалихин виктор васильевич

Талалихин Виктор Васильевич

Талалихин Виктор Васильевич — заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант. Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области.

Русский. Учился в средней школе № 1 города Вольска.В 1934 году с семьёй переехал в Москву, окончил фабрично-заводское училище при Московском мясокомбинате имени А.И. Микояна. В 1934-1937 годах работал на этом мясокомбинате шпигорезом, одновременно учился в Московском аэроклубе.

В Красной Армии с декабря 1937 года. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище лётчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939-1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил лично и в группе 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой.

В воздушном бою в ночь на 7 августа 1941 года при отражении очередного налёта немецкой авиации на Москву сбил таранным ударом немецкий бомбардировщик, сам был ранен в руку, но благополучно покинул с парашютом повреждённый истребитель.

За мужество и героизм на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Подвиг Героя широко освещался советской пропагандой и часто ошибочно указывалось, что он первым в истории совершил ночной таран. Но в действительности, ранее такой же подвиг совершали и другие советские лётчики.

Самым первым из известных его совершивших (в ночь на 29 июля 1941 года) является заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка старший лейтенант П.В.

Еремеев, также в одном корпусе с Талалихиным защищавший небо Москвы.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой. К моменту гибели имел на боевом счету сбитыми 5 вражеских самолётов лично и 1 в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5).

Младший лейтенант (1938). Награждён орденами Ленина (1941), Красного Знамени (1941), Красной Звезды (1940).Приказом Министра Вооружённых сил СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которой он сражался с врагом под Москвой.

В Москве и в Подольске установлены памятники Герою.

На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, установлен обелиск. Именем В. Талалихина названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Красноярске, Владивостоке, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ.

Мемориальная доска установлена на памятной стеле напротив здания средней школы № 1 в городе Вольск Саратовской области.

Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=230

Талалихин Виктор Васильевич. Истребители. Герои неба

Совершил 47 боевых вылетов в период «Зимней войны» с Финляндией и около 50 вылетов в Великой Отечественной. Кроме «хейнкеля», уничтоженного таранным ударом в ночь на 7 августа 1941 г., сбил лично два и в паре еще один самолет противника.

Родился 18 сентября 1918 г. в селе Тепловка Саратовской губернии в семье рабочего. После окончания семилетки и школы ФЗУ работал на Московском мясокомбинате, занимался в планерной школе, аэроклубе. В 1938 г.

окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в Воронежской области, получил звание младшего лейтенанта и направлен в 27-й иап ПВО Москвы.

Участвовал в советско-финской войне на биплане И-153 «Чайка», был награжден орденом Красной Звезды.

Кем был

После окончания «Зимней войны» вернулся в Подмосковье, переучился на истребитель И-16, прошел курс ночной тренировки. В бой с врагом вступил летом 1941 г. заместителем командира эскадрильи 177-го иап ПВО. За ночной таран неприятельского самолета «хейнкель-111» 8 августа 1941 г.

«за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» присвоено звание Героя Советского Союза.

В октябре среди первых летчиков полка освоил новый МиГ-3, штурмовал вражеские моторизованные колонны, наступающие на столицу с юга.

Чем знаменит

Тараненный вражеский бомбардировщик упал между деревнями Мансурово и Степыгино, недалеко от Домодедово. Героический подвиг Виктора Талалихина на подступах к Москве в ночь на 7 августа 1941 г. стал широко известен в войсках, об этом сообщали сводки, писали газеты.

Это не был первый ночной таран, и не первый таран в московском небе, но это не умаляет мужества и героизма летчика, продемонстрировавшего беззаветную храбрость, высокую воинскую доблесть.

Младший лейтенант Талалихин покинул истребитель с парашютом, приземлившись в небольшую речку Северку.

Места сражений

Москва, Подмосковье.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

В ночном бою, рискуя собственной жизнью, вплотную сблизился с вражеским самолетом, высвеченном лучами прожекторов.

Оборонительный огонь стрелка-радиста ранил нашего летчика в руку, но он ударом мотора истребителя по фюзеляжу врага сбил его, повторив подвиг легендарного русского летчика П.Н.

Нестерова, впервые использовавшего подобную форму боя. В.В. Талалихину повезло – он смог покинуть открытую кабину самолета, раскрыть купол парашюта.

Обстоятельства смерти

Погиб в воздушном бою 27 октября 1941 г. – сбит вражеским асом у деревни Каменки, недалеко от Подольска.

Государственные награды

Герой Советского Союза награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

В честь Виктора Талалихина названы улицы в Москве, Аткарске, Батайске, Виннице, Владивостоке, Владикавказе, Вольске, Гомеле, Домодедово, Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Золотоноше, Иркутске, Калининграде, Краснодаре, Мариуполе, Омске, Оренбурге, Подольске, Санкт-Петербурге, Челябинске, Лодейном Поле, Енакиево, Липецке, Тамбове, Подтёсово. Приказом министра обороны навечно зачислен в списки первой эскадрильи 177-го иап, а самому полку, единственному из частей ПВО, присвоено почетное наименование «Московский».

Источник: http://nebo.histrf.ru/talalixin.html

Ночной таран — личный подвиг виктора талалихина

Виктор Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. Мать и отец будущего героя были крестьянами. Виктор закончил 7 классов школы, затем отучился в фабрично-заводском училище, устроился работать на мясокомбинат.

В семье Талалихиных было еще двое сыновей, оба старше Виктора, оба служили в авиации. Это предопределило его юношеские увлечения – он хотел стать летчиком. Первые шаги в авиации Талалихин сделал в аэроклубе.

Его инструктор отмечал, что юноша отлично летает, но для повышения мастерства ему необходима холодная голова.

Стоит сказать, что со временем это качество было приобретено и в последующем не раз сослужило добрую службу.

В 1938 году Талалихина призвали на службу в армию. Параллельно со службой Виктор проходил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов. Его мастерство росло, накапливался опыт.

Многие отмечали, что Виктор Талалихин отличается смелостью и логичностью решений во время полетов.

В составе 3-й эскадрильи полка Талалихин принимал участие в Советско-финской войне. Уже в своем первом воздушном бою на истребителе И-153 Виктор сбил вражеский самолет, заслужив похвалы командования и товарищей. Радость первой победы над врагом запомнилась лётчику навсегда.

Через некоторое время Талалихин вновь отличился в бою.

На этот раз ему пришлось прикрывать самолет своего командира, Михаила Ивановича Королёва, который вёл преследование самолетов врага под огнем зенитных орудий.

Командир оказался в очень тяжелом положении: его самолет сотрясало от множественных взрывов снарядов. На хвосте сидел вражеский «Фоккер», который уже успел нанести повреждения самолету Королева.

Талалихин без раздумий бросился на выручку командиру, однако к нему на хвост также сел «Фоккер». Виктор, заложив крутой вираж, освободился от преследования, а затем длинной очередью из пулемета подбил противника.

После приземления Королев сердечно благодарил Талалихина за оказанную в бою помощь. На расспросы командования, как он решился на столь отважный поступок, Виктор скромно отвечал, что обязан был спасти жизнь командира.

Во время военных действий на Карельском перешейке лучшим товарищем Виктора был Гумар Аюпов – такой же бесстрашный летчик, как и Талалихин, беззаветно влюблённый в свое дело. Гумар был ровесником Виктора.

Они быстро сдружились, спали на соседних кроватях в землянке. Часто их можно было застать вдвоем беседующих о своем детстве, юношестве, о друзьях, оставшихся дома, о родных и близких им людях.

В полку их считали неразлучными друзьями.

Читайте также:  Предистория учреждения ордена святого великомученника и победоносца георгия

Но война внесла свои изменения в дружеские отношения Виктора и Гумара. Во время боевого вылета самолет Аюпова был сбит и упал на замершее озеро Суана-Ярви. Летчик выжил, но был тяжело ранен. Его доставили в медико-санитарный батальон, находящийся под прикрытием леса. Здесь ему сделали операцию. Жизнь его, как казалось, была вне опасности.

Однако война распорядилась по-иному. На следующее утро вражеские самолеты разбомбили батальон, несмотря на то, что отлично могли различить красный медицинский крест с воздуха.

Гумар Аюпов погиб. Смерть друга сильно опечалила Виктора Талалихина, он тяжело переживал эту утрату.

В свой следующий бой Талалихин бросился с еще большим рвением – им двигало желание расквитаться с врагом за смерть фронтового товарища. В тот день он сбил еще один самолет противника, добавив красную звезду на фюзеляж своего истребителя. За время военных действий против Финляндии Талалихин 47 раз совершал боевые вылеты, сбил 4 самолета, за что был награжден Орденом Красной Звезды.

В марте 1940 Советско-финская война завершилась. Талалихин отбыл в отпуск, отправившись домой к родителям.

Весной 1941 года Виктор Талалихин завершил с отличием обучение на курсах командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк. Здесь он встретил своего старого фронтового товарища, Михаила Королева, который командовал полком.

В июне началась Великая Отечественная война. 177-й истребительный авиационный полк принимал участие в обороне Москвы, защищая город с юго-запада. Первый воздушный бой был принят уже 25 июля.

В последних числах июля Талалихин назначен на должность заместителя командира первой эскадрильи. Работы стало значительно больше.

Талалихин лично проводил разбор полетов с каждым из своих подчиненных, не скупился на похвалы в адрес тех, кто ее заслуживал, и беспристрастно критиковал за ошибки, допущенные во время боевого вылета.

ЛИЧНЫЙ ПОДВИГ АМЕТ-ХАНА СУЛТАНА — ВОЗДУШНЫЙ ТАРАН

Удостоверение на медаль «За оборону Москвы» Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина. Источник фото: РИА Новости

Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (слева) беседует со своим боевым товарищем, сидящим в кабине самолёта. Источник фото: РИА Новости

Аудио рассказ Виктора Васильевича Талалихина о сбитом им врожеском бомбардировщике:

Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:

Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный «хейнкель», как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время летчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть.

Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.

В.В.Талалихин около сбитого тараном «хейнкеля».

В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза и ему была вручена медаль «Золота звезда» и Орден Ленина. На тот момент бесстрашному герою было только 22 года.

После этого героического поступка Виктор Талалихин еще ни один раз отличался во время боевых действий в воздухе.

Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры.

В высшей степени ответственно Талалихин подходил к обязанностям командира своей эскадрильи, всегда был очень требователен, не терпел дезорганизации и нарушения дисциплины.

Народная артистка СССР Любовь Орлова и Герой Советского Союза Виктор Талалихин

После этого героического поступка Виктор Талалихин еще ни один раз отличался во время боевых действий в воздухе.

Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры.

В высшей степени ответственно Талалихин подходил к обязанностям командира своей эскадрильи, всегда был очень требователен, не терпел дезорганизации и нарушения дисциплины.

Виктор Талалихин погиб 27 октября 1941 года во время очередного боевого вылета. В тот день 6 истребителей прикрывали наши войска в районе деревни Каменки, что возле Подольска.

Ведомые Талалихиным, истребители вступили в бой самолетами «Мессерами» Ме-109. Виктор, ведомый свойственным ему бесстрашием, сумел сбить один из самолетов, но получил в схватке тяжелое ранение в голову.

Через некоторое время его самолет упал.

Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В его честь названы улицы в ряде городов нашей Родины (Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде). Один из кораблей Морского Флота России носит его имя. В городе Подольске, недалеко от места гибели лётчика, установлен его памятник. Источник.

По теме:

После этого случая гитлеровцы стали бояться вступать в рукопашный бой с красноармейцами

Великая Отечественная война 1941-1945

(Visited 5 594 times, 1 visits today)

Источник: http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/6050

Виктор Васильевич Талалихин

Виктор Васильевич Талалихин 

Виктор Васильевич Талалихин (18.9.1918 — 27.10.1941), летчик-истребитель, совершивший первый ночной таран, Герой Советского Союза. 

Талалихин Виктор Васильевич — заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка, младший лейтенант.    Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловке Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе.

Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939-40 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).    В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов.

Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.

     Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 347) Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика.

    Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года.   

Подвиг Виктора Талалихина

В ночь на 22 июля 1941 года был первый вражеский налет самолетов  на Москву, а в июле — августе налеты немецкой авиации участились. 25 июля летчики полка открыли счет, капитан Иван Самсонов сбил «юнкерс-88». В последних числах июля 1941 года Виктора Талалихина назначили заместителем командира первой эскадрильи, а потом он стал исполнять обязанности командира.

Первый бомбардировщик Виктор Талалихин сбил в ночь с 5 на 6 августа — это был немецкий бомбардировщик «юнкерс-88».

Под Москвой август 1941 года — это беспокойное, тревожное и грозное военное время. Бесконечные ночные бомбежки немецкими самолетами Москвы и се пригородов.

Мне, пережившему те тяжелые летние и осенние месяцы первого года войны, бывавшему мод бомбежками и обстрелами из пулеметов, запомнилось обостренное чувство опасности, и победа советских летчиков и зенитчиков в московском небе вселяла надежду.

О ночном таране летчиком-истребителем Виктором Талалихиным немецкого  самолета «хейнкель-111» мы узнали 8 августа 1941 года.

С самого раннего утра 6 августа авиационные техники и авиамеханики Сергей Борзов, Филипп Усатюк и Владимир Цветков готовили истребители к полетам.

Читайте также:  Медаль за оборону севастополя

«Ястребок» Талалихина был подготовлен к полету. Борзов доложил инженеру полка A.M. Меньшову о выполнении задания: опробован мотор, заправлены бензобаки, произведен предварительный осмотр самолета.

В. Талалихин должен вылететь на ночное дежурство, он подошел к  самолету. Виктор в кожаном реглане, пилотке и хромовых сапожках, с  планшетом. Он все досконально проверил и попросил переставить педали ножного управления, укоротив их.

Виктор Талалихин сел в кабину самолета и подготовился к боевому дежурству. Ночь с 6 на 7 августа была теплой, тихой, звездной. В московском небе заработали прожектора. Множество ярких лучей пронзали темное небо, ища неприятельские самолеты.

Истребители стояли в  укрытии на опушке небольшого леса, вблизи поселка, ожидая боевого сигнала.

Самолеты Виктора Талалихина, Петра  Фунтова, Александра Печеневского, Ивана  Тяпина, Александра Богданова, Григория Финогенова получили сообщение: «Самолеты противника появились в квадрате 82 на высоте 4 тысяч метров». Командир полка вызвал 1-ю эскадрилью в 22 часа 55 минут. Талалихин услышал команду: «Воздух!».

«Ястребок» Талалихина поднялся в небо и набрал высоту. Внизу железнодорожные станции Львовская, Столбовая. Талалихин заметил блестящую точку, от которой шли зелено-красные вспышки. Это от моторов вражеского самолета.

Талалихин стремительно вел «ястребок» к цели — бомбардировщику «хейнкель-111». Он шел на высоте 4,5 км. Бомбардировщик вооружен семью пулеметами и одной пушкой. Талалихин зашел бомбардировщику в хвост, стал ловить «хейнкеля» в свой прицел, нажал гашетку.

Правый мотор фашистского бомбардировщика задымил, «хейнкель-111» вздрогнул. Талалихин вновь атаковал, целясь в кабину самолета. Немецкий самолет изменил курс, повернув на запад. Талалихин снова и снова атакует, выпускает несколько огненных очередей.

Увеличив скорость, «хейнкель-111» пошел на снижение, но «ястребок» преследовал его.

Продолжался воздушный ночной поединок. Подбитый, но недобитый фашистский бомбардировщик продолжал лететь, снова атака — шестая. Талалихин жмет на гашетку, но пулемет молчит, кончились патроны,

«Хейнкель-111» уходит в темень ночи. Талалихин мгновенно принимает  решение — идти на таран, информирует на землю — кончились боеприпасы.

Талалихин догоняет «хейнкеля-111», приближается к нему, пристраивается мастерски к хвосту самолета, из «хейнкеля-111» сверкнула пулеметная очередь, обожгло правую руку Талалихину — рука прострелена. Но «ястребок» у цели — осталось 10 метров.

Всей своей машиной Талалихин протаранил бомбардировщик, «ястребок» перевернулся в воздухе, летчик покидает самолет и около тысячи метров летит затяжным прыжком, а потом раскрывает парашют.

Фашистский бомбардировщик «хейнкель-111» падает у березовой рощи между селами Добрыниха и Щеглятьево.

Это был первый в истории  войны ночной таран, героический  подвиг Виктора Талалихина.

Таран — это наивысшая степень геройства, когда на весах жизнь летчика, когда впереди неизвестность: можно ли выпрыгнуть из смятого и поврежденного самолета? Таран — это особая смелость летчика. Таран — это на грани самопожертвования.

Советские летчики совершили дневной таpaн в первый день войны под Ленинградом, а за годы войны советские летчики совершили сотни таранов. Были летчики, которые таранили дважды и трижды. Немецкие летчики на таран в войну не шли.

Выбросившись из самолета, Талалихин приземлился на дно  неглубокой речки. Северки у окраины  деревни Мансурово. Выбравшись на берег, Bиктop Талалихин почувствовал боль в ногах, в пояснице, особенно сильно беспокоила рана на руке.

Часы Талалихина остановились в 23 часа 28 минут (именно в этот момент произошел таран). Летчик в полете находился 33 минуты. Обнаружили летчика  на берегу реки Северки мансуровцы. К нему отнеслись осторожно — не знали, кто это. Талалихина первыми увидели и подошли к нему И.М. Буралкин, В.Д. Заелкин и В.Г. Ларионов, колхозники из Мансурова.

Летчик сказал: «Я свой», — и, превозмогая боль, встал. Раненого Виктора Талалихина колхозники осторожно повели к крайнему дому деревни, в котором жил Е.И. Ларионов. Марфа Ивановна Ларинова сразу перевязала Виктору руку, принесла белье, напоила молоком и уложила отдыхать.

Виктор, проснувшись на рассвете, выглянул из окна, невдалеке  виднелась опушка леса. Утром Виктора напоили чаем, и Егор Иванович Ларионов проводил Талалихина к месту падения самолета. Осмотрев остатки самолета, они вернулись в дом. Дома у Ларионовых уже стояла подвода по распоряжению председателя колхоза Н.И. Заелкина. Все мансуровцы. проводили Виктора Талалихина в деревню Степыгино.

В ту августовскую ночь на аэродроме ждали летчика В. Талалихина, а его все не было и не было. Все спрашивали: «Где же Талалихин, что же с ним?» Друг Виктора  летчик Александр Печеневский переживал, время уже третий час, а товарища все нет и нет…

Утро: 9 часов 45 минут… над  Подольском показался самолет У-2, летевший к аэродрому… Из самолета вышел Талалихин с перевязанной рукой. Виктора окружают однополчане.

Командир полка Королев  срочно сообщил в штаб авиасоединения о подвиге Талалихина. Командир авиационного корпуса И.Д.

Климов дал указания майору Королеву лично выехать на место падения фашистского бомбардировщика и представить материалы к присвоению летчику Виктору Талалихину звания Героя Советского Союза. К сбитому самолету «хейнкель-111» майор Королев выехал вместе с Талалихиным.

Четверо фашистов лежали неподвижно в десятке метров. О героическом подвиге Виктора родители его узнали из сообщения по радио. В тот же день вечером Виктор Талалихин приедет в Москву.

Раннее утро 27 октября, холодное, ясное. К середине дня появились  тучи, задул пронзительный холодный ветер. Фашисты рвутся к Москве, колонны  танков движутся по Варшавскому шоссе, бомбардировщики волнами налетают на пригород.

Эскадрилья «ястребков» под командованием Виктора Талалихина утром 27 октября вылетела в сторону деревни Каменки, шли на бреющем полете. Каменки расположены на 85-м км Варшавского шоссе. Сюда днем и ночью залетают фашистские разведчики. Эскадрилья подлетела к Каменке к 11 часам утра. В сплошных облаках шестерка «ястребков» обнаружила шестерку «мессершмиттов».

— «Мессеры» слева!  Атакуют! Действовать смело и  решительно!» — приказал по радио  Талалихин.

И первым ринулся в  бой. За ним ведомые. От огня В. Талалихин  и А. Богданова рухнул вниз один «мессершмитт». Остальные ушли. Боевым заданием эскадрильи Талалихина было обнаружить полевой аэродром противника, откуда «юнкерсы» и «хейнкели» вылетали бомбить наши боевые позиции.

Но вдруг из облаков вынырнула большая эскадрилья «мессершмиттов» и направила огонь на самолет Талалихина. Сбит один «мессершмитт», но в тот же момент самолет Талалихина стал снижаться. «Товарищ командир!», — взывали ведомые, но Виктор Талалихин молчал. «Ястребок» Талалихина был изрешечен пулями трех «мсссершмиттов».

Командир эскадрильи погиб геройской смертью. Самолет врезался в густой лес, Виктор Талалихин не отклонился от боя, он смело шел на врага в те нависшие над страной тяжелые октябрьские дни 1941 года. Надо было победить, надо было спасать Россию, но погибают и герои. На место гибели вылетел на самолете У-2 начальник штаба полка.

В чаще леса нашли останки самолета и погибшего Героя Советского Союза Виктора Талалихина. Похороны Виктора состоялись в Москве в клубе мясокомбината. Похоронен В.В.Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.

Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой.

    Именем Талалихина были названы улицы в Калининграде, Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В Подольске установлен памятник, в городе-герое Москве — бюст Героя.   

«Воздушный таран, — пишет маршал авиации А.А.Новиков, — это не только молниеносный расчет, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе – это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам».

Слушатель 2-го взвода, младший сержант Тишин Г. А.

Источник: http://stud24.ru/aviation/viktor-vasilevich-talalihin/492574-1905579-page1.html

Персональный сайт — Талалихин Виктор Васильевич

Талалихин Виктор Васильевич

 Родился в 1918 году в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Русский. Кандидат в члены КПСС. Герой Советского Союза (8.8.1941). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

Боевое крещение выпускник Борисоглебской военной авиационной школы Виктор Талалихин получил в советско-финляндской войне 1939–1940 годов.

40 боевых вылетов сделал молодой летчик-истребитель, сбросив десятки бомб на вражеские укрепления, аэродромы, автоколонны, склады с боеприпасами и горючим, сбил несколько самолетов противника.

За доблесть и мужество он был награжден орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года Виктор Талалихин с отличием закончил краткосрочные курсы командиров звеньев и получил назначение во вновь формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, в составе которого и встретил Великую Отечественную войну. А в ночь с 6 на 7 августа 1941 года он совершил ночной воздушный таран. Вот как об этом рассказал сам Виктор:

Читайте также:  Скупка монет

«…Августовская ночь 1941 года. Подмосковье. Небо, усыпанное звездными узорами, казалось сказочным. Тихо, спокойно вокруг. Но это обманчивая тишина. Московское небо в опасности. Озверелые фашисты рвались к Москве.

Группа боевых самолетов стояла в укрытии на опушке леса и ждала приказа на вылет. Среди других находился и мой «ястребок». Вдруг в небе засверкали лучи прожекторов, словно играя между собой, они стали полосовать небо. В подмосковном небе показались фашистские «хейнкели».

Я получил задание перехватить противника, который шел на Москву.

На высоте четыре тысячи 800 метров я настиг «Хейнкеля-111». Считанные секунды… и передо мной вражеский бомбардировщик. Я молниеносно зашел к нему в хвост. Пальцы легли на гашетку… Ливень пуль обрушился на врага. Вот тебе за Москву, за Родину.

Задымил правый мотор фашистской машины. Бандит не успел сбросить бомбы и пошел удирать. Я, преследуя его, дал несколько очередей из пулемета. «Не уйдешь»,– стиснув зубы, процедил я.

Когда я подошел на 10 метров от хвоста, по мне была дана очередь из крупнокалиберного пулемета – обожгло руку…

Расстреляны все боеприпасы, в баке осталось мало горючего. Я принимаю второе решение – жертвовать собой, но не упустить гада… И я иду на таран. Даю полностью газ и своим самолетом врезаюсь в хвост противника. Самолет фашиста немедленно загорелся…»

Этот ночной бой советского летчика наблюдали колхозники подмосковных деревень Добрынихи, Степагино, Мансурово, Максимихи и других. Они встретили спускавшегося на парашюте Талалихина, перевязали раненую руку и помогли добраться до части. А под обломками вражеского бомбардировщика были обнаружены трупы четырех летчиков и множество зажигательных бомб.

Родина высоко оценила подвиг своего верного сына. 8 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР младшему лейтенанту Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Едва зажила рана, Виктор снова на истребителе, снова громит воздушного врага. За 98 дней, что довелось ему сражаться в рядах защитников неба столицы, он уничтожил пять фашистских самолетов.

Кандидат в члены КПСС Виктор Талалихин пал смертью храбрых в воздушном бою с фашистами близ города Подольска под Москвой 27 октября 1941 года. Похоронен Герой в Москве на Новодевичьем кладбище.

Имя Виктора Талалихина носят одна из улиц столицы, в городе Калининграде (областном), Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, судно Министерства морского флота СССР, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ и пионерских дружин страны. В Подольске Герою установлен памятник.

Литература:

Важин Ф. А. Воздушный таран. М., 1962. С. 32–36.

Дмитриевский Н. Защитники неба столицы. М., 1962. С. 67–69.

Молодые герои Великой Отечественной войны. М., 1970. С. 68–69.

Павловский О. П. Достоин бессмертия… Калининград, 1985. С. 5–11.

Герои огненных лет. М., 1975. Кн. 1. С. 121 – 130.

Источник: http://geroykursk.narod.ru/index/0-1022

Презентация — Талалихин Виктор Васильевич

Слайды и текст этой презентации

Герои Великой Отечественной войны

Талалихин Виктор ВасильевичРодился 18 сентября 1918 года, в селе Тепловка, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, затем поступил в фабрично заводское училище в Москве. Работал на мясокомбинате. Юноше хотелось быть смелым, широким шагом идти по жизни с её неизведанными тропами и непокорёнными вершинами. Когда он учился в ФЗУ при Московском мясокомбинате.

Как — то зашёл в клуб и узнал, что драмкружок готовит новый спектакль по пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет». Всё шло у кружковцев хорошо, только вот с ролью старого врача не ладилось. Виктор долго не решался, но желание в конце концов пересилило. Краснея от смущения, он предложил ребятам взять эту роль себе.

И 16-летний юноша довольно похоже перевоплотился в старого человека, вызвав всеобщее одобрение зрителей.

Но жизнь брала своё: вскоре Виктор твёрдо решил пойти по стопам своих старших братьев  ( Александр служил в авиации бортмехаником, а Николай был морским лётчиком ). Однажды, придя домой, он сообщил родителям, что записался в аэроклуб…

Смелый и беспокойный, Виктор жаждал совершить что — то из ряда вон выходящее. Часто ему приходилось краснеть на комсомольских собраниях после очередных лихачеств. «Юноша прекрасно летает, но с жаром в голове» — так отзывался о нём инструктор аэроклуба. Со временем Виктор стал умнее, он всё увереннее шагал в гору, постигая лётное мастерство.

В 1938 году был призван в ряды Красной Армии и вскоре окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил в составе 27-го истребительного авиаполка Московского военного округа.

Зимой 1939 — 1940 годов лётчики 3-й эскадрильи полка, под командованием капитана Михаила Ивановича Королёва, участвовали в Советско — Финляндской войне. По словам однополчан, уже тогда Виктор никогда не терял самообладания в бою, принимал всё более смелые и логичные решения.

Механики и мотористы отбросили маскировочные ёлочки. Подъезжает, круто тормозит стартёр. Мгновенно загудели моторы. От винтов в глубь леса стремится вихрь, нарушая покой высоких сосен и елей. Михаил Королёв с ведомыми Владимиром Ченским и Тимофеем Коханом вылетели на выполнение боевого задания. Вслед за ними поднялись Сергей Костенко и Виктор Талалихин.

И вот встреча… В воздухе появились вражеские самолёты, летевшие бомбить наши передовые позиции. Их было много. Комэск приказал своим лётчикам набрать высоту для атаки. «Чайки» стали занимать исходные позиции. Противник не сразу заметил советские истребители. Не успел он перестроиться, как сверху, сзади и сбоку на него обрушился мощный огневой удар.

Атака советских истребителей была молниеносной. Вражеские самолёты в панике бросились в разные стороны. Но не тут-то было !   Советские «ястребки» преследовали их по пятам. Начались схватки. Сердце Виктора билось учащённо. Ещё бы!   Первая встреча с врагом в воздухе !Первый воздушный бой !   Первая победа над противником в бою.

Кто из лётчиков не запомнил такое событие на всю жизнь !   Навсегда осталось оно в памяти и у Виктора Талалихина.Машины Талалихина и Костенко искусно настигли вражеский самолёт. Меткие выстрелы. Самолёт врага загорелся, стремительно падает, разваливается на части. Но это один. Другие вражеские самолёты упрямо кружатся над нашими огневыми позициями.

Талалихин быстро наметил цель. Снова небо прочерчивается трассами пуль и снарядов. Бурный прилив радости овладел Виктором, когда он увидел второй горящий в воздухе самолёт противника. Это он сразил его из пулемётов.

Новое боевое задание. Талалихин вылетел вместе с командиром эскадрильи на перехват вражеских бомбардировщиков.

Неожиданно машина Королёва попала под ожесточённый огонь замаскированной финской зенитной батареи. Снаряды разрывались рядом с самолётом командира. Но Королёв неустанно преследовал вражеский бомбардировщик и, изловчившись, дал по нему длинную очередь. Самолёт задымил и свалился в штопор. Однако сзади на машину командира уже наседал другой самолёт противника.

Он успел повредить машину Королёва, которая заколыхалась, словно щепка в реке. Невзирая на смертельную опасность, Виктор ринулся на помощь.

В тот момент им владела только одна мысль: во что бы то ни стало спасти своего командира, отвести от него вражеский огонь, принять атаку противника на себя !   Помнил солдатскую мудрость: «Береги командира в бою, как голову свою». Талалихин начал маневрировать. «Только бы с хвоста не подобрался враг ! — мелькнула мысль. — Надо быть внимательным».

Мы обязаны помнить имя Виктора Талалихина!

Источник: http://lusana.ru/presentation/4137

Ссылка на основную публикацию