Захаров марк анатольевич

Марк Захаров

Марк Захаров – советский и российский режиссер театра и кино, актер, сценарист и литератор. С его именем связана целая театральная эпоха, его спектакли становились притчей во языцех, а киноленты разбирали на цитаты. Но начало карьеры вовсе не обещало столь яркого продолжения.

Детство и юность

Марк Анатольевич Захаров родился в Москве в 1933 году. Национальность режиссера – русский. Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе.

Мужчина поддержал красноармейцев, вступив в ряды армии, и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. После гражданской войны работал в военно-физкультурной сфере. Мать будущего режиссера мечтала о карьере актрисы.

Женщина училась актерскому ремеслу у Юрия Завадского.

Режиссер Марк Захаров

В 1934 году отца семейства арестовывают, вменяя 58 статью. За контрреволюционную деятельность приговаривают к 3 годам в неволе и ссылке.

Мать оставила мечты о театральном будущем, уехав за супругом. Потом отцу запрещали въезд в Москву. Мать, оставшись без мужа, много работала. Марк часто общался с бабушкой по линии матери – Софьей Николаевной.

Женщина в то время работала заведующей детским домом.

В 1943 году, после смерти бабушки, семья вернулась в Москву. Они с трудом получили 2 комнаты в коммунальной квартире. Как пишет сам Марк Захаров: «Началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная».

Марк Захаров в детстве

Отец устроился на службу в охранных частях Московского гарнизона. Но по все той же 58 статье мужчину высылают из Москвы вновь. Мать работала преподавателем в драмкружках для детей. К занятиям женщина приобщила и сына.

Марка Захарова в то время увлек Кукольный театр Образцова. А будучи подростком, посещал драмкружок под предводительством мамы и вместе с Андреем Тарковским занимался в театральном коллективе Дома пионеров.

После школы Марк Захаров не имел четкой цели. В Архитектурный институт юноша не прошел по конкурсу, в Военно-инженерную академию не приняли из-за «подпорченной» отцом биографии. Тогда вмешалась мать. Ей приснился вещий сон, который раскрыл перед ней призвание сына. До этого женщина была против того, чтобы Марк связывал свою судьбу с театром.

Марк Захаров в молодости

Счастливый абитуриент пришел на предварительное прослушивание во МХАТ. Марк громко и с энтузиазмом читал «Вересковый мед» Бернса в переводе Маршака. И провалился. Тогда мать предложила Марку посетить экзамен с «Песней о купце Калашникове». Женщина помогла сыну разучить программу, после чего тот подал документы в ГИТИС и благополучно туда поступил.

Театр

Творческая биография Захарова начиналась в театре. Уже на втором курсе Марк стал выходить на сцену с эпизодическими ролями. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр.

Марк Захаров

3 года, проведенные в Перми, оказались продуктивными в творческом плане.

Марк Анатольевич много пишет, рисует, и карикатурные иллюстрации даже попадают в местную печать, попутно работает на радио, с удовольствием берется за организацию капустников.

В Перми вместе с Чекмаревым был поставлен первый для Захарова спектакль. Марк почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами. У Захарова были идеи, которые охотно слушали.

В 1959 году Марк Анатольевич вновь приезжает в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, и устраивается в театр им. Н. В. Гоголя. В это время его не покидает желание взяться за перо. Захаров получает бесценный литературный навык.

Андрей Миронов, Марк Захаров и Александр Ширвиндт

Умение Марка Анатольевича передать человеческую суть в юмористическом рассказе помогло ему в создании театральных постановок «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Марк Захаров осознал, что достигнут некий рубеж. Актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желание направлены на достижение режиссерского успеха.

Дебютом на сцене в Студенческом театре МГУ стал спектакль «Дракон». Позже Марк Анатольевич вернется к этому материалу по Евгению Шварцу, работая над фильмом «Убить дракона». Студенческий театр МГУ стал отправной точкой в его режиссерской карьере. Захаров ставит там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Владимира Войновича, «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта и другие.

Марк Захаров в театре

В 1965 году он работает на профессиональной сцене Московского Театра сатиры. Поставленный Захаровым спектакль «Доходное место» по Александру Островскому прошел 40 раз с огромным успехом. Потом постановку запретили. Также произошло и со следующей комедией «Банкет». Тем не менее, спектакли Захарова всегда были популярными.

В 1973 году Марк Анатольевич возглавил московский театр «Ленком».

Через год заметным событием в репертуаре театра стала постановка по пьесе Григория Горина «Тиль», в которой были задействованы Инна Чурикова, Николай Караченцов, Елена Шанина.

Еще спустя год была выпущена инсценировка произведения Бориса Васильева «В списках не значился». В 1976 году режиссер и артисты театра представили на суд зрителям новый шедевр – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

Режиссер Марк Захаров

В 1981 году «Ленком» постановкой «Юнона и Авось» буквально «взорвал» театральную Москву. На показы нельзя было достать билеты, а публика со слезами на глазах каждый раз подпевала заключительному хору «Аллилуйя Любви».

В 1983 году театр едет с гастролями в Париж, где выступает в культурном центре Пьера Кардена. Знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» принимают прекрасно. Со спектаклем также знакомится публика в США, Германии, Голландии.

Николай Караченцов и Марк Захаров

Режиссер не раз заявлял, что не приветствует телевизионные версии спектаклей, поскольку современная техника может многое, но не передает ту особую атмосферу и энергетику, которые идут от артистов на сцене. А это иногда и составляет всю «соль» театра. Но все-таки телеверсия легендарной постановки появилась дважды – в 1983 и 2002 годах.

Позднее число работ Марка Захарова пополнилось спектаклями «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше, «Чайка» Антона Чехова, «Женитьба» Николая Гоголя, «Пер Гюнт» Генри Ибсена. Последними на сегодняшний день постановками Захарова являются «Вальпургиева ночь» и «День опричника», которые появились в репертуаре театра в 2015 и 2016 годах.

Источник: https://24smi.org/celebrity/1148-mark-zaharov.html

Марк Захаров — биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Марк Анатольевич Захаров (настоящая фамилия — Ширинкин). Родился 13 октября 1933 года в Москве. Советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, профессор. Народный артист СССР (1991).

Марк Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве.

Мать — Галина Сергеевна Бардина — окончила театральную студию Юрия Завадского, преподавала в детских драмкружках. Умерла от разрыва сердца в 54 года. Дед по материнской линии был белым офицером, воевал в армии Колчака, затем эмигрировал в Австралию. Его жена Софья Николаевна Бардина решила остаться в России, работала заведующей детского дома.

Отец — Анатолий Ширинкин — обучался в Воронежском кадетском корпусе, с началом революции вступил в Красную армию. Впоследствии перебивался случайными заработками. В 1934 году был арестован по 58-й статье на три года с последующей высылкой.

Участник Великой Отечественной войны, по окончании служил в Московском гарнизоне. В 1949 году был снова выслан как ранее судимый. Умер в преклонном возрасте.

Дед по отцу был русским дворянином, революционером, занимался журналистикой, погиб на фронте во время Первой мировой войны.

Его родители познакомились в 1931 году.

«Отец рассказал, что мой дед был женат на еврейке-караимке, стало быть, заключил я, мой отец наполовину еврей, я — на четверть», — рассказывал Марк Анатольевич. При этом он отмечает, что, будучи на четверть евреем, «всегда считал себя русским, хотя отец потом признался, что в роду изначально, с XIII века, присутствовала ещё и татарская кровь».

С детства Захаров увлекся театром, занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров. Кстати, вместе с ним занимался будущий кинорежиссер Андрей Тарковский.

После школы он подавал документы в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева, однако на экзаменах не набрал необходимое количество баллов.

По настоянию матери, увидевшей, по словам Захарова «вещий сон», он решил поступать в театральный вуз. Летом 1951 года Захаров стал студентом Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС, с 1991 года преобразован в РАТИ — Российскую академию театрального искусства).

В 1955 году окончил актёрский факультет ГИТИСа, где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли).

Еще на втором курсе он начал играть небольшие роли на сцене московских театров имени В.В. Маяковского и имени М.Н. Ермоловой.

С осени 1955 года — актёр Пермского областного драматического театра.

Марк Захаров в молодости

Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета, некоторые из его учеников получили известность. Именно там, по его словам, почувствовал, что студентам с ним интересно, и он продолжительное время может «держать внимание большого коллектива людей» и руководить постановочным процессом.

Перебравшись в Москву, Захаров продолжил заниматься и режиссурой: благодаря жене, актрисе Нине Лапшиновой, он устроился руководителем драмкружка в Станкостроительном институте.

В 1959 году Захаров устроился на работу в Московский театр имени Гоголя, а в 1960 году перешел в Московский театр миниатюр. Коллективом в тот период руководил писатель Владимир Поляков, под чьим непосредственным воздействием Захаров «приобрел очень ценный и необходимый режиссеру литературный навык».

В 1964 году Захаров ушел из Театра миниатюр, где работал вместе с женой. В тот период Лапшинова поддержала его решение начать работать режиссером в Студенческом театре МГУ. Этот театр стал той «стартовой площадкой», с которой Захаров «вошел в профессиональную режиссуру».

В 1965 году Захаров был приглашен в качестве режиссера в Московский театр сатиры. Поставленный им в 1967 году спектакль «Доходное место» по А.Н. Островскому стал первым его режиссерским успехом на профессиональной сцене.

В 1969 году Захаров стал режиссером комедии Аркадия Арканова и Григория Горина «Банкет» (он стал первой совместной работой режиссера с Гориным, в будущем — соавтором многих спектаклей Захарова).

Оба спектакля, несмотря на успех у публики, были запрещены по идеологическим соображениям.

Захаров отмечал, что в то время его режиссерская профессия «повисла на волоске», и лишь помощь Гончарова, который предложил режиссеру поставить на сцене возглавляемого им театра имени Маяковского «Разгром» Александра Фадеева, помогла ему остаться в профессии.

Марк Захаров и Олег Янковский

В 1973 году Захаров был назначен главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1991 года — Московский театр Ленком).

Его постановки на сцене театра: «Автоград XXI» (Юрий Визбор, Захаров, 1973), «Тиль» (Горин, музыка Геннадия Гладкова, 1974), «В списках не значился» (Визбор по мотивам произведения Бориса Васильева, 1975), «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» (Павел Грушко по произведениям Пабло Неруды, музыка Алексея Рыбникова, 1976), «Жестокие игры» (Алексей Арбузов, музыка Гладкова 1979), «Юнона и Авось» (Андрей Вознесенский, музыка Рыбникова, 1981), «Оптимистическая трагедия» (Всеволод Вишневский, 1983), «Три девушки в голубом» (Людмила Петрушевская, 1985), «Диктатура совести» (Михаил Шатров, 1986), – стали событиями в культурной жизни страны. Многие из этих спектаклей называли украшением репертуара Ленкома на долгие годы.

Марк Захаров и Александр Абдулов

Отвечавшая духу времени художественная идеология Захарова окончательно оформилась в конце 1980-х годов.

Среди театральных работ этого времени следует выделить спектакли «Мудрец» (по Островскому, 1989), «Поминальная молитва» (Горин по Шолом-Алейхему, 1989), «Школа для эмигрантов» (Дмитрий Липскеров, 1990) «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Пьер Огюстен Бомарше, 1993), «Чайка» (Антон Чехов, 1994), «Королевские игры» (Горин — Шандор Каллош по мотивам пьесы Максвелла Андерсона, 1995), «Варвар и еретик» (по роману Федора Достоевского, 1997), «Мистификация» (Нина Садур, 1999), «Шут Балакирев» (Г.Горин, 2001), «Плач палача» (на темы Фридриха Дюрренматта и Жана Ануя, 2003), «Ва-банк» (по Николаю Островскому, 2004), «Женитьба» (по Николаю Гоголю, 2007).

Читайте также:  А.и. гончаров. наградные знаки и наградное оружие россии и ссср

Успех постановок Ленкома, по мнению самого Захарова, заключался в том, что театр «стремится следовать великим заветам мхатовских учителей, но больше всего боится скуки, когда все уже все понимают, что происходит и, главное, что должно произойти».

С ним соглашались и критики, отмечавшие, что спектакли Захарова «существуют не по законам драматического театра, а по законам Зрелища: все, что происходит (или просто находится) на сцене, должно быть эффектным — и декорация, и костюмы, и шутки, и песни».

Марк Захаров и Елена Шанина

Захаров не раз говорил, что главное в его жизни достояние и гордость — звездная плеяда актеров Ленкома. На сцене театра в разные годы играли такие талантливые мастера сцены, как Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов, Елена Шанина, Инна Чурикова, Леонид Броневой, Александр Збруев, Дмитрий Певцов, Сергей Чонишвили, Виктор Раков, Сергей Степанченко и другие.

Марк Захаров и Николай Караченцов

Марк Захаров много и успешно работал в кино и на телевидении, в частности, экранизировал ряд пьес Евгения Шварца и Григория Горина в жанре фантастической притчи.

Среди его кинофильмов — любимые кинозрителями «Двенадцать стульев» (1976), «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988).

Выступал Захаров и как сценарист, автор и соавтор сценариев таких фильмов, как «Белое солнце пустыни» (1969; ему принадлежит авторство писем главного героя красноармейца Сухова), «Земля Санникова» (1972), «Звезда пленительного счастья» (1975) и другие.

Марк Захаров на съемках фильма «Двенадцать стульев»

Общественно-политическая позиция Марка Захарова

В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей СССР. Состоял в КПСС. В прямом эфире программы «Взгляд» сжёг свой партийный билет.

В октябре 1996 года он стал членом Совета по культуре и искусству при президенте РФ Борисе Ельцине, однако в ноябре 2001 года, когда новый президент России Владимир Путин издал указ о признании недействительным указа Ельцина о создании Совета по культуре, был создан новый орган с прежним названием, Захаров в его состав включен не был.

В марте 2014 года значился в числе тех, кто подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина по отношению к Украине. Однако позже заявил, что не ставил своей подписи под «фальшивкой провокационного характера» и добавил, что с предложением подписать письмо в поддержку Путина к нему никто не обращался.

Являлся доверенным лицом Всероссийской партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу VII созыва.

Педагогическая деятельность Марка Захарова

Работу в театре Марк Захаров много лет сочетает с преподавательской деятельностью. Ещё в 1983 году художественный руководитель Московского академического театра имени В.В. Маяковского А.А. Гончаров пригласил его в ГИТИС преподавать режиссуру.

Марк Захаров — профессор кафедры режиссуры РИТИ. Он секретарь Союза театральных деятелей РФ, член Союза кинематографистов СССР, академик Академии российского телевидения (1997), академик Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член СП Москвы (1999).

Автор многих статей по вопросам театра и политики, а также книг «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвящённых проблемам современной режиссуры.

Марк Захаров в программе «Сегодня вечером»

Рост Марка Захарова: 175 сантиметров.

Личная жизнь Марка Захарова:

Супруга — Нина Тихоновна Лапшинова (10.05.1932 — 10.09.2014).

Они поженились в 1956 году. В 1962-м у пары родилась дочь Александра. В кино самой известной работой Лапшиновой стала роль жены отца Федора в картине Марка Захарова «12 стульев».

Марк Захаров и Нина Лапшинова

Дочь — Александра Захарова — актриса «Ленкома», Народная артистка Российской Федерации.

Марк Захаров c дочерью Александрой

Фильмография Марка Захарова (режиссер):

1969 — Швейк во Второй мировой войне (телеспектакль, совместно с Алиной Казьминой) 1972 — Стоянка поезда — две минуты (с А. С. Орловым) 1975 — «Пир во время чумы» 1976 — Двенадцать стульев 1978 — Обыкновенное чудо 1979 — Тот самый Мюнхгаузен 1982 — Дом, который построил Свифт 1984 — Формула любви

1988 — Убить дракона

Фильмография Александра Митты (сценарист):

1969 — Белое солнце пустыни (принимал участие — письма красноармейца Сухова) 1972 — Стоянка поезда — две минуты 1973 — Земля Санникова 1975 — Звезда пленительного счастья 1978 — Обыкновенное чудо 1987 — Честь имею 1988 — Убить дракона

1989 — Узник замка Иф

Фильмография Александра Митты (продюсер):

1970 — Умеете ли вы жить? — эпизод

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Zaharov-Mark.php

Захаров Марк Анатольевич: фото, биография, личная жизнь и творчество режиссера :

Мрак Анатольевич. Именно так называют в шутку бессменного худрука «Ленкома» Марка Анатольевича Захарова. Сколько лет ему сейчас? Уже 84.

На его спектакли до сих пор приезжают ценители Мельпомены из разных российских городов. Его работы – результат кропотливого труда. Как режиссер, он дебютировал в Перми.

Он с первого взгляда нашел свою любимую и единственную женщину. А еще он стал легендой…

Корни

Марк Захаров появился на свет в середине осени 1933-го в столице Советского Союза. Один из его дедов был журналистом и приятельствовал с великим Гиляровским. Также он поддерживал революционеров и, в результате, оказался в Петропавловском бастионе. Когда началась Первая мировая, он отправился на фронт. Он погиб смертью храбрых.

Другой дед Марка Захарова был колчаковским офицером. Когда белые неминуемо отступали, он вместе с семьей пытался эмигрировать в Австралию. Но его жена решила остаться в молодом советском государстве.

Отец будущего режиссера учился в Воронежском кадетском корпусе. Но после событий 1917-го перешел на сторону Советской власти и вступил в ряды Красной Армии. Когда гражданская война закончилась, он трудился в военно-физкультурной сфере.

Мама Марка Захарова всегда грезила о сцене. Она даже посещала занятия у самого Завадского.

Когда маленькому Марку было всего лишь один год, папу будущего режиссера арестовали. По 58 статье Уголовного кодекса он получил три года. Его жена отправилась за ним. Поэтому за воспитание будущего режиссера взялась бабушка. В те времена она руководила одним из детских столичных домов.

Когда ее не стало, семейство Захаровых воссоединилось. Но отца в очередной раз выслали, и мать режиссера воспитывала сына только одна. Она устроилась педагогом в детском драмкружке. К этим занятиям она смогла приобщить и своего отпрыска.

Школьные годы

В те времена юный Марк был увлечен Кукольным театром Образцова, и продолжал заниматься в кружке. Немногим позднее он начал учиться в Москворецком доме пионеров. Именно там он познакомился с Андреем Тарковским.

В школе же ему было неинтересно и, соответственно, учился очень неважно. Лишь в старших классах он смог исправить ситуацию и получил неплохой аттестат.

После выпускных экзаменов, несмотря на желание стать актером, Марк подал документы в инженерно-строительный вуз. Однако он не набрал баллов. Именно поэтому будущий режиссер решил все-таки поступать в театральный институт.

В стенах гитиса

Марк стал студентом легендарного ГИТИСа. Когда он учился на II курсе, начал играть на профессиональной сцене. Разумеется, режиссеры доверяли ему лишь эпизодические роли. Правда, сам Захаров понимал, что является очень посредственным актером, а его истинное призвание — рядом.

Немногим позднее на занятиях о мастерстве будущий режиссер, наконец-то, окончательно понял, как управлять труппой, коллективом и, в конце концов, глобально мыслить. Одним словом, талант Захарова в полной мере начал раскрываться…

Дебют режиссера

Став дипломированным актером, Захаров начал работать в драматическом театре Перми.

В этом городе он проработал 3 года. Как актер, он талантливо воплощал комические образы. Кроме того, он взялся за художественное творчество. Он рисовал для молодежных изданий, создавал карикатуры, организовывал театральные вечера и пытался работать на радио.

Именно тогда его пригласили руководить студенческим актерским коллективом. Ему удалось поставить спектакль под названием «Аристократы». Эта постановка стала настоящим режиссерским дебютом. Ведь теперь он уже понял, что сможет руководить всем постановочным процессом.

Возвращение в столицу

В конце 50-х Захаров вернулся в столицу. На протяжении непродолжительного времени он проработал в театре им. Н. В. Гоголя. А в 1960-м он стал трудиться в Театре миниатюр.

Честно говоря, он и сам сочинял миниатюры. Он писал юмористические рассказы, диалоги к пьесам и даже сценарии («Белое солнце пустыни», «Земля Санникова», «Звезда пленительного счастья» и пр.)

В 1964-м он стал режиссером Студенческого театра при Московском университете. На этой сцене он поставил спектакли «Дракон» и «Карьера Артура Уи, которой могло и не быть». А на следующий год его пригласили в Театр сатиры. Его постановки «Доходное место», в котором блистали А. Папанов, А. Миронов, Т. Пельтцер, Г.

Менглет, и «Банкет» получили лестные отклики. Но, несмотря на это, эти спектакли были запрещены. По словам Захарова, его профессия буквально «повисла на волоске». Но благодаря учителям и наставникам режиссер остался на сцене. Именно тогда ему предложили поставить в театре Маяковского фадеевский «Разгром». Главную роль исполнил Армен Джигарханян.

Этот спектакль пользовался заслуженным успехом.

Подмостки «Ленкома»

В 1973-м режиссер Захаров Марк Анатольевич был приглашен на работу в театр «Ленком». В этом же году в соавторстве с поэтом и бардом Ю. Визбором он поставил спектакль «Автоград-XXI». А немногим позднее Захаров представил и новую постановку. Она называлась «Тиль» и имела оглушительный успех.

На сцене «Ленкома» Захаров уделял большое внимание музыке. К примеру, после триумфального спектакля о Хоакине Мурьетте режиссер с композитором А. Рыбниковым занялись поисками драматической основы для очередной работы в таком же жанре. С этой идеей они обратились к известному поэту А. Вознесенскому.

Тот вручил им 2 сборника своих стихотворений. Среди них была и поэма под названием «Авось»… Так появился новый спектакль, в котором были задействованы Н. Караченцов, А. Абдулов, Е. Шанина, П. Смеян. А в 1983-м театр отправился на гастроли по европейским странам и в Соединенные Штаты.

Почитатели Мельпомены горячо приняли эту музыкальную постановку.

По большому счету, художественная идеология блистательного режиссера окончательно оформилась именно в эти времена, в 80-х.

В этот период заметными спектаклями были «Женитьба», «Чайка», «Школа для эмигрантов», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Королевские игры», «Поминальная молитва», «Шут Балакирев».

Успех «ленкомовских» работ, по словам Захарова, заключался не только в следовании заветам мхатовских наставников, но и в присутствии на сцене таких актеров, как Е. Леонов, О. Янковский, И. Чурикова, Л. Броневой, А. Збруев, Д. Певцов, С. Чонишвили и многих других.

На съемочной площадке

В 1976-м Марк Анатольевич Захаров, фото которого вы имеете возможность увидеть в статье, дебютировал и в кинорежиссуре. Он приглашал только тех актеров, которых прекрасно знал и сотрудничал с ними на подмостках «Ленкома». Первым фильмом стала картина «Двенадцать стульев». Главную роль исполнил Андрей Миронов.

Вторая киноработа – «Обыкновенное чудо» с участием А. Абдулова и О. Янковского. Затем друг за другом последовали ленты «Формула любви», «Дом, который построил Свифт», «Тот самый Мюнхгаузен». А через пять лет появилась и картина «Убить дракона». На данный момент этот фильм является последней киноработой этого великолепного режиссера.

Новейшая история

Одной из последних успешных постановок художественного руководителя «Ленкома» считается «День опричника». Она создана по мотивам произведений известного прозаика В. Сорокина. Премьера спектакля состоялась в 2016-м.

Читайте также:  Современная настенная живопись в интерьере

В этом же году постановка «Князь» по мотивам романа Ф. Достоевского «Идиот» вызвала серьезный скандал среди театралов. Дело в том, что режиссер решил снять ее с репертуара. Комментируя это, он сообщил, что причина снятия заключается, в первую очередь, в недостаточной посещаемости. Художественный руководитель также добавил, что постановка, быть может, еще вернется в репертуар.

И последнее. В 2017-м Захаров снялся в документальном фильме. Картина называется «Его Величество Актер».

Единственная

Пришло время поговорить о семье Захарова Марка Анатольевича. С единственной супругой Ниной Лапшиновой худрук познакомился очень давно. Они вместе выпускали студенческую стенгазету. Молодой Захаров, в основном, создавал там карикатуры, которые имели большой успех. Впрочем, об этом уже говорилось выше.

Их личные отношения еще не выходили за рамками работы. Но как-то будущий режиссер увидел Нину с другим молодым человеком. После этого он моментально предложил ей стать его супругой. Лапшинова ответила согласием, и вскоре влюбленные сыграли свадьбу.

Жена Захарова Марка Анатольевич всегда поддерживала все его начинания. Вместе они отправились в Пермь и через три года вернулись в столицу.

Молодожены жили в квартире жены. К этому времени супруга работала в одном из театров, а Захаров – в другом, где играл второстепенных персонажей.

Теща будущего мэтра была удивлена, откуда он брал денежные средства на содержание. Как стало известно, он продолжал подрабатывать карикатуристом в «Огоньке» и в «Советском цирке». Причем, деньги за эти смешные картинки платили очень хорошие.

…Любимой супруги не стало в 2014-м…

Наследница

Есть ли дети у Захарова Марка Анатольевича? Да. Захаров и Лапшина ждали появления в семействе ребенка целых пять лет. И в начале лета 1962-го появилась, наконец-то, наследница. Девочку назвали Александрой. Уже с давних пор она работает вместе с отцом, в театре. Многие называют ее «принцессой «Ленкома»,

В кинематографе она дебютировала довольно ярко, исполнив роль в картине отца «Формула любви». Немногим позднее она приняла участие в съемках таких картин, как «Криминальный талант», «Убить дракона», «Серые волки», «Заложница» и во многих других.

Когда ей было почти тридцать, она вышла замуж за известного актера Владимира Стеклова. По ее словам, она заметила его еще в институте и видела его игру на сцене Театра Станиславского. Она признавалась, что избранник напоминал ей Высоцкого в молодости.

Этот брак просуществовал практически 9 лет. После развода она больше никогда не выходила замуж. Всю жизнь она посвятила и посвящает любимому театру.

Когда у нее появляется свободное время, читает серьезную литературу и гуляет с любимой собакой.

Детей у этой великолепной актрисы нет.

Интересные факты

  1. На протяжении многих лет Марк Захаров занимается преподавательской деятельностью. Ведь еще в 1983-м глава театра Маяковского предложил ему преподавать режиссуру в ГИТИСе.
  2. Художественный руководитель «Ленкома» периодически пишет статьи для некоторых изданий. Как правило, он рассказывает о проблемах театра и даже о политике. Кроме того, Захаров является автором двух книг. Эти произведения посвящены вопросам современной режиссуры.
  3. В свое время режиссер был и главным ведущим популярной телевизионной программы. Она называлась «Киносерпантин».
  4. Марк Захаров очень любит читать. Его любимые книги – произведения Пола Джонсона и Николая Бердяева.
  5. В 1989-м он стал народным избранником Советского Союза. Также он был членом КПСС, но однажды публично сжег свой партбилет.
  6. Много споров есть о национальности Захарова Марка Анатольевича. Его бабушка – еврейка-караимка. Также в его роду были и татары, и, конечно же, русские, к которым он себя причисляет, прежде всего. Настоящая фамилия Захарова Марка Анатольевича – Ширинкин.
  7. Своим назначением в «Ленком» режиссер обязан, в первую очередь, главе столицы В. Гришину. Министр культуры Е. Фурцева категорически была настроена против кандидатуры Захарова. Однако Гришин настоял на своем и единолично смог все-таки назначить его худруком.

Источник: https://www.syl.ru/article/394624/zaharov-mark-anatolevich-foto-biografiya-lichnaya-jizn-i-tvorchestvo-rejissera

ЗАХАРОВ, МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ

ЗАХАРОВ, МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ (р. 1933), русский актер, режиссер, театральный педагог. Народный артист СССР (1991), лауреат Государственных премий СССР (1987) и Российской Федерации (1992). Родился 13 октября 1933 года в Москве. После окончания актерского факультета ГИТИСа им. А.В.

Луначарского в 1955 (курс И.Раевского) работал актером в Пермском областном драматическом театре, Московском театре им. Н.Гоголя, выходил в массовке на сцены театров им. М.Ермоловой, им. Вл.

Маяковского; был актером и режиссером Московского театра миниатюр (1960–1964; среди постановок – Неужели вы не замечали? по В.Полякову, 1964). Режиссурой начал заниматься в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета, затем Московского станкостроительного института.

В студенческом театре МГУ поставил Карьеру Артура Уи Б.Брехта (совм. с С.Юткевичем, 1964), Дракона Е.Шварца (1966), Хочу быть честным по В.Войновичу (1966).

С 1965 – режиссер Московского театра Сатиры, где поставил Видерман и поджигатели М.Фриша (1966), Банкет А.Арканова и Г.Горина (1969; первая совместная работа с Гориным, соавтором многих спектаклей), Проснись и пой М.Дьярфаша (1970, совм. с А.Ширвиндтом), Темп-1929 по Н.Погодину (1972), Чудак-человек В.Азерникова (1973).

Известность Захарову принес поставленный в этом театре спектакль Доходное место А.Островского (1967). Режиссер и художник В.Левенталь поместили Жадова (А.Миронов) «в лабиринт бесконечных дверей, стульев, столов, поставленных на два круга, один внутри другого». Герой петлял в лабиринте вращавшихся кругов в поисках выхода.

«Понять жизнь» здесь означало «освоиться в сценическом пространстве».

В Московском театре им. Вл.Маяковского Захаров по приглашению А.Гончарова поставил Разгром по роману А.Фадеева (1971) – судьбоносный в его творчестве спектакль. Инсценировав повесть совместно с И.

Прутом, роежиссер начал «свою игру с советским мифом». Этой работой, решенной «в стиле революционной саги» о большевике Левинсоне (А.

Джигарханян), Захаров делал то же, что «Таганка» и «Современник»: «защищал устои и очищал принципы».

С 1973 Захаров – главный режиссер Театра имени Ленинского комсомола (с 1991 Московский театр «Ленком»). Первая постановка в этом театре – Автоград XXI Ю.Визбора и Захарова (1973). Режиссер мюзиклов Тиль Горина по мотивам Ш. де Костера (1974), Звезда и смерть Хоакина Мурьеты по произведениям П.Неруды (1976) и первой рок-оперы на советской сцене Юнона и Авось А.

Рыбникова – А.Вознесенского (1981). Другие спектакли: В списках не значился Ю.Визбора по мотивам Б.Васильева (1975), Иванов (1975) А.П.Чехова, Парень из нашего города К.Симонова (1977), Вор В.Мысливского (1978), Жестокие игры А.Арбузова (1979, первая совместная работа с сценографом О.Шейнцисом), Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского (1983).

После раннего и горького опыта с запрещенным спектаклем Доходное место Захаров словно зарекся ломиться в закрытые двери, но выучился входить в открытые. Не он первым вывел на сцену рок-группу, но событием стало именно появление ВИА «Аракс» в популярнейшем Тиле. Не он первым поставил Л.

Петрушевскую, но в общественном сознании ее имя утвердили ленкомовские Три девушки в голубом (1985). Своего рода эмблемой театральной перестройки и гласности стала Диктатура совести М.Шатрова (1986).

В конце 1980-х годов окончательно оформилась отвечавшая духу времени художественная идеология режиссера.

В 1989 Захаров выпустил Мудреца по пьесе Островского На всякого мудреца довольно простоты – «документ… пестрого, сложного, переходного времени, состояния наших нервов, нашей души и зрения, свидетельство того, какое искусство это время рождало».

В Поминальной молитве Горина по Шолом-Алейхему (1989) Захаров, не отказавшись от зрелищности, театральности, поставил свой самый «простодушный», «незащищенный» спектакль, противостоящий агрессии. В далеком, по сравнению с другими, от политики спектакле Школа для эмигрантов Д.

Липскерова (1990) сюжет был важнее слова, а постановочные находки важнее сюжета. В жанре «взрыва» был поставлен Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше (1993). Вслед за пронзительной Чайкой Чехова (1994) Захаров выпустил оперу для драматического театра Королевские игры Горина – Ш.

Каллоша по мотивам пьесы М.Андерсона 1000 дней Анны Болейн (1995). «Горек, ужасен, смешон и – трогателен, восхитителен, верен коллективный портрет русского человека в европейском интерьере», выведенный им в спектакле Варвар и еретик по роману Ф.Достоевского Игрок (1997). Мистификация Н.

Садур (1999) – один из самых сложных» и «самых свободных», «самых нервных и неровных» спектаклей Захарова последних лет.

Захаров – художественный руководитель постановки Город миллионеров (реж. Р.Самгин, 2000).

Много и успешно работает в кино и на телевидении. Среди снятых им кинофильмов – Двенадцать стульев (1976), Обыкновенное чудо (1978), Тот самый Мюнхгаузен (1979), Дом, который построил Свифт (1983), Формула любви (1984), Убить дракона (1988).

Выступал в качестве автора и соавтора сценариев фильмов Звезда пленительного счастья, Земля Санникова, Белое солнце пустыни (ему принадлежит авторство писем Сухова) и др.

Автор статей по вопросам театра и политики, книг Контакты на разных уровнях и Суперпрофессия, посвященных проблемам современной режиссуры. Профессор кафедры режиссуры РАТИ (ГИТИС).

См. также ТЕАТР «ЛЕНКОМ».

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/ZAHAROV_MARK_ANATOLEVICH.html

Захаров Марк Анатольевич

Народный артист СССР, Марк Анатольевич Захаров — режиссер, сценарист, художественный руководитель театра «Ленком», полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Марк Захаров – москвич, родился в середине октября 1933 года, в интеллигентной семье. Мать несостоявшаяся актриса, а отец — участник первой мировой войны работал учителем физкультуры и начальной военной подготовки, оба были выходцами из состоятельных семей, но революционные события (как писал сам режиссер) «изменили среду обитания».

Когда маленькому Марку было несколько месяцев, отца арестовали и сослали подальше из столицы на три года. Мать отправилась за мужем, оставив сына на попечение бабушки. Через несколько лет мать Марка вернулась в Москву, а отец периодически приезжал домой, эти дни для мальчика были самыми счастливыми.

Мама Марка оставила мечту об артистической карьере и вела драматические кружки, пропадая на работе до позднего вечера. Его не наказывали, если он вел себя неподобающе, мама могла пригрозить пальчиком и строго сказать, что выпишет непослушного ребенка из паспорта.

Через многие годы, вспоминая свое детство, этот незначительный факт будет вызывать улыбку у Марка, и навеивать нежные воспоминания. Маленького мальчика баловали, ему покупались самые лучшие игрушки, книги, водили в театры, музеи.

Война внесла свои коррективы – отец отправился на фронт, семья была в эвакуации, где заболела и умерла всеми любимая бабушка.

С раннего детства Марк Захаров мечтал о профессии актера, он занимался в театральных кружках в Доме пионеров, где судьба свела его с Андреем Тарковским.

Мать, являющаяся большим авторитетом для юноши, была против его выбора.

В 1951 году, по окончанию школы, по ее совету Марк пытался поступить в военно-инженерную академию, в которой рассмотрели его анкету и не допустили к сдаче экзаменов, как сына «антисоветчика».

Матери приснился вещий сон, в котором сыну пророчилось театральное училище, возможно это было ее маленькой хитростью, но Марк, заручившись одобрением матери, отправился на прослушивание в МХАТ, где провалился на экзаменах. Не теряя надежды, он подготовился и поступает на первый курс ГИТИСА, где преподавали Раевский, Лесли, Лобанов. Марк Захаров благодарен своим учителям, которые прививали любовь студентам к древней профессии лицедейства.

В 1956 г. окончив учебу, его распределяют в Пермский драматический театр. М. Захаров отличается невероятными организаторскими способностями руководителя. Жизнь вокруг него кипит: театральные газеты, капустники, вечера, работа на радио.

В 1959 году, его приглашают работать в театре Московский театр имени Гоголя, а затем в труппу Эстрадного театра Миниатюр. По его небольшим интермедиями ставят спектакли, он пишет искрометные диалоги, делает талантливые постановки.

В 1965 году, Марк Захаров — главный режиссер театра миниатюр.

1973 год он переходит в театр Ленком, а после ухода Эфроса становится главным режиссером и приносит театру живое дыхание и большие перемены. Его иронично-сатирические, с большим подтекстом подстановки, с легкой грустью и печалью, заставляют зрителя плакать и смеяться одновременно.

Читайте также:  Город-герой керчь

1974 год, Марк Захаров представил свою первую работу — премьеру спектакля «Тиль».

Невероятный, успех сатирически-комедийного, красочного зрелища, наполненного музыкой и весельем, окрылило молодого режиссера на создание новых театральных постановок.

Следующими были рок-оперы «Юнона и Авось», « Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Филумена Мартурано», «Ва-банк» и много — много других спектаклей, которых зрители с нетерпением ждали и принимали «на ура».

Особенной любовью пользуются телевизионные фильмы Марка Захарова: «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхаузен», «12 стульев», «Убить дракона» и другие.

Больше всего в жизни гордится режиссер своим бесценным достоянием – это великолепными актерами театра Ленком. Он создал коллектив талантливых людей, как сказал Александр Абдулов — это наш дом, где мы живем, здесь наши братья, сестры и отец, он имел в виду Марка Захарова.

На сцене Ленкома работают и работали самые известные, самые любимые, молодые и убеленные сединами звезды театра и кино: Олег Янковский, И. Чурикова, А. Абдулов, Л. Броневой, А. Джигарханян, А. Збруев, Н. Караченцов, А. Лазарев, А. Захарова, А. Певцов, Т. Кравченко, В. Раков.

Народный артист СССР Марк Захаров награжден за свой труд как режиссер, сценарист и педагог различными наградами. Он оценен государством и награжден орденами «За заслугу перед Отечеством».

2008 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» I с.— за огромный, многолетний вклад в развитие и популяризацию отечественного театрального искусства.

2003 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» II с. — за огромный вклад в театральную и культурную жизнь страны.

1997 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» III с. — за личные заслуги перед государством в развитии театрального искусства.

2013 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV с. — за многие годы трудовой деятельности на благо государства в области театрального искусства и кинематографа.

Его семья – дочь Александра, прекрасная актриса, которая играет на сцене Ленкома. Единственная на всю жизнь любовь М. Захарова была его жена актриса – Нина Тихонова-Лапшинова, которая умерла в 2013 году.

 Кавалеры ордена За заслуги перед Отечеством 1 степени.

Источник: http://ordenrf.ru/geroi-rossii/geroi-rossiyskoy-federatsii/zakharov-mark-anatolevich.php

Захаров Марк Анатольевич (стр. 1 из 3)

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, художественный руководитель Московского театра «Ленком»

Родился 13 октября 1933 года в Москве, в семье педагогов. Супруга — Лапшинова Нина Тихоновна (1932 г. рожд.), актриса. Дочь — Захарова Александра Марковна (1962 г. рожд.), актриса Московского театра «Ленком», Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ.

В своей книге «Суперпрофессия» один из ведущих театральных и кинорежиссеров страны Марк Анатольевич Захаров пишет: «Чтобы стать профессиональным поэтом, балетмейстером, художником, режиссером и вообще творцом новых идей, необходимо иметь ярко выраженную генетическую склонность, а потом дополнить ее прохождением хорошей школы, при наличии обязательной и редкой работоспособности». Эти слова прекрасно характеризуют и его собственный путь к вершинам творчества.

Детство и юность М.А. Захарова прошли на Красной Пресне, в коммунальной квартире на тихой улице Заморенова. Его дед по отцовской линии занимался журналистикой, частым гостем у него в доме бывал Гиляровский. За свои революционные идеи сидел в Петропавловской крепости. В 1914 году ушел на фронт, где погиб вместе со своими старшими сыновьями.

Революция застала отца М.А. Захарова в Воронежском кадетском корпусе. Вступив в Красную Армию, он прошел дорогами гражданской войны от Воронежа до Варшавы. После демобилизации работал в военно-физкультурной сфере. Мать Марка с детства мечтала стать актрисой, училась в театральной студии Ю.А. Завадского.

Через год после рождения сына, в 1934 году, отец был арестован, судим ОГПУ по 58-й статье и приговорен к трем годам заключения с последующей высылкой. Мать, оставив театральную студию, поехала за ним. Впоследствии отцу долго не разрешали жить в Москве, матери приходилось работать с утра до ночи.

Поэтому были периоды, когда Марк подолгу не видел своих родителей. Основную заботу о нем брала на себя бабушка по материнской линии — Софья Николаевна Бардина.

Работая в системе просвещения заведующей образцовым детским домом, благодаря своему энергичному характеру и высокому авторитету она сумела обеспечить достойный жизненный уровень семьи.

«Ее усилиями с 1933 по 1941 год моя жизнь в довоенной стране до сих пор представляется мне сплошным раем, — вспоминает Марк Анатольевич. — У меня было несметное количество игрушек, веселых книг с картинками, подростковый велосипед, узкопленочный кинопроектор, высококалорийное, витаминизированное питание…» Но началась война…

Позднее в своих мемуарах М.А. Захаров напишет: «После начала войны и смерти моей всемогущей бабушки для нас, вернувшихся из эвакуации в 1943 году в холодную и голодную Москву, в полученные с огромным трудом обратно две комнаты в коммунальной квартире, началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная».

Отец, прошедший всю войну, служил после фронта в охранных частях Московского гарнизона, однако его довольно скоро снова выслали из Москвы как судимого по 58-й статье. Мать в одиночестве тащила семейную ношу, работая преподавателем в детских драмкружках.

Впоследствии она много лет отдала детской художественной самодеятельности.

Вскоре после возвращения в Москву М.А. Захаров увлекся кукольным Театром Образцова, спектакли которого приводили его в восторг.

А его первое знакомство с настоящим театром состоялось еще до войны, когда в 7-летнем возрасте его привели во МХАТ на «Синюю птицу» — спектакль, который, по его собственным словам, «мощным образом стимулировал в человеке фантазию вовсе не сказочным сюжетом, а какой-то особой энергетикой пробуждая в детском сознании стимулы для эмоционального, интеллектуального и духовного развития».

Будучи подростком, Марк, как и многие его сверстники — будущие актеры и режиссеры, прошел через различные драмкружки. Сначала посещал драмкружок своей матери, потом вместе с Андреем Тарковским занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров на Большой Полянке.

В 1951 году, оканчивая десятилетку, М.А. Захаров не мог определиться с выбором профессии между Военно-инженерной академией, Архитектурным институтом и МИСИ имени Куйбышева. Однако судьба распорядилась иначе. В Военно-инженерной академии сразу обратили внимание на анкету с отцовской 58-й статьей и не посоветовали даже сдавать экзамены.

В МИСИ не прошел по конкурсу на выбранный им факультет… И тогда в жизнь вмешалось провидение. Мать Марка Анатольевича, Галина Сергеевна Захарова, которая сначала была категорически против того, чтобы сын пошел по актерской стезе, после этих неудач поведала ему, что видела вещий сон. «От судьбы не уйдешь, и путь у тебя один — в актеры», — сообщила она.

Обрадованный материнским решением, М.А. Захаров сразу же отправился на предварительное прослушивание в Школу-студию МХАТ. На консультации для абитуриентов он громким голосом начал читать свое любимое произведение — «Вересковый мед» Р. Бернса в переводе Маршака. Однако экзаменатор решительно посоветовал ему подумать о другой профессии.

Узнав об этом, мать велела не падать духом и выучить наизусть «Песню о купце Калашникове», которую они стали разучивать вдвоем, будто по нотам, с ее голоса. Она также научила сына читать прозаический отрывок из Гоголя.

После этого Марк Анатольевич подал документы в ГИТИС, где сразу же был допущен к экзаменам, успешно сдал их и был зачислен на 1-й курс актерского факультета. Его однокурсниками стали Л. Овчинникова, Ю. Горобец, В. Васильев, Ф. Мокеев, В. Бескова…

М.А. Захаров по сей день хранит светлую память о своих учителях — преподавателях актерского мастерства ГИТИСа И.М. Раевском, Г.Г. Конском, П.В. Лесли… Огромное влияние на начинающего актера оказал А.М. Лобанов, художественный руководитель Театра имени Ермоловой — одного из лучших московских театров той поры.

Об этом человеке Марк Анатольевич позднее скажет так: «Этот педагог, преподававший нам актерское мастерство всего один семестр на 2-м курсе, потряс, перевернул во мне все вверх дном…

Лобанов на всю жизнь подарил мне уверенность в себе, на его репетициях я впервые и как бы изнутри, всеми клетками мозга, внутренним слухом, кожей ощутил, что такое театр и что такое наша древняя лицедейская профессия…

Он создал на нашем курсе никогда прежде и никогда после не встречавшуюся атмосферу глубинного режиссерского исследования, терпкую питательную среду для наших молодых мозгов, зону всеобщей и повышенной творческой интенсивности».

Уже со 2-го курса Марк Анатольевич начал играть небольшие роли на сцене московских театров имени Маяковского и имени Ермоловой, а осенью 1955 года он получил распределение в Пермский областной драматический театр. Три года, проведенные в Перми, по мнению самого Марка Анатольевича, были крайне необходимым, стимулирующим фактором.

Помимо актерской работы, он стал писать детские стихи для местного издательства, рисовать и печатать карикатуры для молодежной и областной газет, сотрудничать на радио, организовывать в театре «капустники» и выпуски юмористической стенной газеты. Вскоре ведущий актер Пермского театра В.А. Чекмарев, руководивший университетским театральным коллективом, пригласил М.А.

Захарова своим помощником. Спектакль «Аристократы» по пьесе Погодина стал его режиссерским дебютом.

«Именно здесь, в Пермском самодеятельном драмколлективе, — вспоминал впоследствии Марк Анатольевич, — я почувствовал, помимо режиссерских склонностей, неожиданные резервы нервного, волевого характера, почувствовал, что ребятам со мной интересно и я продолжительное время могу держать внимание большого коллектива людей и могу руководить постановочным процессом».

В 1959 году, возвратившись вместе с супругой актрисой Ниной Лапшиновой из Перми в Москву, М.А. Захаров устраивается в Московский театр имени Гоголя. Вскоре он переходит в Эстрадный театр миниатюр, которым в то время руководил писатель В. Поляков и где играла Н. Лапшинова.

Самым главным импульсом, полученным от В. Полякова, по мнению Марка Анатольевича, было упрямое желание взяться за перо. Под его непосредственным воздействием он приобрел очень ценный и необходимый режиссеру литературный навык.

В Театре миниатюр долгое время шла написанная им миниатюра «Кто виноват» и поставленный им самим спектакль «Неужели вы не замечали?» по В. Полякову. Его увлечение юмористическими рассказами, которые он начал сочинять, работая в театре Полякова, очень помогло в дальнейшем.

Для некоторых своих театральных постановок, таких, как «Варвар и еретик» по Достоевскому, «Мистификация» по пьесе Н. Садур, М.А. Захаров написал ряд сцен и диалогов.

В Театре миниатюр Марк Анатольевич проработал до 1964 года. К этому времени он пережил определенный режиссерский успех в Студенческом театре МГУ и почувствовал, что не может больше существовать в качестве актера. Его режиссерским дебютом на сцене этого театра стал спектакль по пьесе Е.

Шварца «Дракон» (1966). Затем в 1964 году совместно с главным режиссером Студенческого театра МГУ С.И. Юткевичем он поставил спектакль «Карьера Артура Уи, которой могло и не быть» Б. Брехта. Спектакль долго шел на сцене театра, с успехом выезжал за рубеж.

По признанию самого Марка Анатольевича, после А.М. Лобанова С.И. Юткевич стал вторым человеком, оказавшим на него серьезное личное воздействие. Юткевич необычайно расширил его представление об эстетической стороне режиссерского дела.

В 1966 году на сцене Студенческого театра МГУ состоялась премьера его спектакля «Хочу быть честным» В. Войновича.

Студенческий театр МГУ стал той стартовой площадкой, с которой М.А. Захаров вошел в профессиональную режиссуру. «Режиссером я все-таки стал не случайно, — признается он.

— Просто никогда не мечтал о режиссерской профессии, но когда соприкоснулся с ней, понял и ощутил себя человеком, имеющим к этой профессии некоторую генетическую и психическую предрасположенность».

В последующие годы это ощущение окрепло.

Источник: http://MirZnanii.com/a/300629/zakharov-mark-anatolevich

Ссылка на основную публикацию