Полина денисовна осипенко

Биография Полины Осипенко

Опубликовано: 29.10.2017 — 15:16

Осипенко Полина Денисовна (1907-1939) – легендарная советская лётчица. Она прожила короткую, но очень яркую жизнь, установила пять международных женских рекордов в авиации, одной из первых женщин была удостоена звания Героя Советского Союза.

Детство

Полина появилась на свет 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка Российской империи. Сейчас это село называется в её честь – Осипенко и находится на Украине в Бердянском районе Запорожской области. По национальности Поля была украинкой, её девичья фамилия – Дудник. Родилась она девятым ребёнком в многодетной бедной крестьянской семье.

Детские годы девочки прошли в родном селе на берегу Азовского моря. Когда Полине исполнилось шесть лет, родители отдали её в церковно-приходскую школу, но окончила она всего лишь два класса. У родителей не было денег на одежду, обувь, тетрадки. Отец решил, что писать, читать научилась и хватит, надо по дому помогать.

В восьмилетнем возрасте Полину отдали в няньки (девочка ухаживала за чужими малышами), а позже она начала батрачить в своём и соседнем сёлах – белила хаты, работала на огородах. Будучи подростком, ходила в город Бердянск на заработки, но семья так и не смогла выбраться из тяжкой нужды.

Юность

Когда свершилась Октябрьская революция, в селе организовали колхоз имени Котовского, и родители Полины вступили в него одними из первых. Поля трудилась в колхозе наравне со взрослыми, а после работы училась в вечерней школе. Весёлая и трудолюбивая девушка была всеобщей любимицей.

Вскоре её как активистку послали в Киев на шестимесячные курсы по птицеводству. Она отправилась туда с удовольствием, потому что очень хотела учиться. Но на курсах сельской девушке было непросто.

Мало того, что она не успевала записывать лекции, так ещё и не имела никаких познаний в области химии, биологии, естествознания, да и в арифметике была не сильна.

Но Полина была не из тех, кто сдаётся, с помощью преподавателей и товарищей она преодолела все трудности и окончила курсы с похвальным листом.

Получив специальность «инструктор по птицеводству», в 1930 году она вернулась в родное село, где её назначили на должность заведующей колхозной птицефермой. За порученное дело взялась со свойственным ей трудолюбием.

Вместе с товарками-птичницами наводила на ферме порядок и чистоту, мыла и скребла, разрабатывала рацион для курочек.

Никогда не скупилась на знания, после трудового дня устраивала занятия и делилась с молодыми работницами птицефермы всем, чему её саму научили на курсах.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

С таким упорством девушка многого добилась бы на птицеферме, но произошло событие, полностью изменившее жизнь Полины.

Учёба в авиационной школе

Однажды на луг за околицей села приземлились два спортивных самолёта. Для колхозников это было невиданной и неслыханной диковинкой, все от мала до велика высыпали смотреть на «железных птиц». Одной из первых прибежала и Полина, а когда увидела среди лётчиц женщину, то буквально следовала за ней по пятам и заваливала вопросами.

Вечером самолёты улетели, а Полина три дня не находила себе места. Потом принялась писать письма, пытаясь выяснить, где есть авиационные училища или школы и могут ли туда принять её – дочь бедного крестьянина, но при этом колхозницу и члена ВЛКСМ. Так она узнала, что под Севастополем есть Качинская авиационная школа.

Непреодолимое желание летать стало для молодой женщины прекрасной и высокой мечтой. Она уговорила председателя колхоза отпустить её с птицефермы, попросила в комсомольской ячейке написать характеристику, сложила свои нехитрые пожитки в деревянный чемоданчик, обклеенный изнутри картинками, и отправилась под Севастополь.

Авиационная служба Полины началась с лётной столовой, куда начальник школы назначил её официанткой. Но она не унывала, главное, что рядом был аэродром, а на авиационной стоянке, как по линеечке, выстроены самолёты.

Ежедневно Поля подавала курсантам котлеты и борщ, а потом бежала к начальнику и упрашивала допустить её к учёбе.

И она настояла на своём, да и как было отказать такой настойчивой, пышащей здоровьем девушке с алым, как мак, румянцем на щеках.

Медицинскую комиссию она прошла с ходу. Потом Полине остригли волосы, дали военную форму и комнату в общежитии. Так вчерашняя колхозница стала курсантом авиационной школы. Училась она с особенным старанием и рвением, с утра и до позднего вечера, даже по воскресеньям никогда не отдыхала. Товарищи Полину любили и охотно помогали ей во всём.

Когда начались практические полёты, инструктором Полине назначили опытного методиста майора Абрамычева. Ученицей она оказалась очень способной, всё хватала на лету и упражнения программы выполнила своевременно.

В школе было так заведено, что курсантов не предупреждали заранее о дне самостоятельного вылета. Вернувшись с очередного полёта и совершив при этом не слишком удачную посадку, Полина ожидала головомойку от инструктора. Но вместо этого он спросил, сильно ли она устала? Поля ответила, что совсем не чувствует себя уставшей. Тогда Абрамычев сказал, что теперь она полетит одна.

Свой первый самостоятельный полёт Полина выполнила на «отлично», в небе она не могла сдерживать рвущуюся из груди радость и громко пела.

Служба в авиации

Окончив школу, Полина получила направление на службу в Бобруйскую авиационную бригаду. Во время своего первого отпуска она приехала на родину в Новоспасовку.

Односельчане ходили за ней по пятам и спрашивали, на самом ли деле она умеет летать или только носит военную форму? Даже родная мама усомнилась в том, что Поля поднимается высоко в небо. Чтобы доказать всем, что она действительно лётчица, уезжая из отпуска в часть, Полина взяла с собою маму.

Пожилая женщина смотрела, как её дочь выполняет в небе на самолёте «бочки», «петли Нестерова», «штопоры» и плакала от переполнявшей материнское сердце гордости.

А поводов для гордости за Полину находилось много, она была уже не просто военным лётчиком, а командиром звена в Харьковском гарнизоне. Начальство постоянно отмечало её высокую дисциплину и незаурядное мастерство.

Требования устава она выполняла чётко, все наставления понимала с первого раза, отличалась редкой настойчивостью, трудолюбием и упорством. Увлёкшись высотными полётами, Полина поднималась на пять, шесть, семь и даже восемь тысяч метров в открытом самолёте.

Во время одного из полётов она установила рекорд среди женщин – на высоте 8804 м находилась около 20 минут. Когда она совершила посадку, командир вручил ей букет цветов и сказал, что такого не делала ещё ни одна женщина в мире.

В 1935 году Осипенко была переведена из Харькова в Житомир, оттуда в Киев, а потом в Московский военный округ, где вскоре получила назначение в Генштаб на должность инспектора ВВС. В 1936 году лётчица была представлена руководству Советского Союза и, стоя на Кремлёвской трибуне, заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира!»

Рекорды

Свои обещания Полина привыкла выполнять и в конце весны 1937 года установила сразу три международных рекорда:

  • 22 мая она переплюнула итальянскую лётчицу Контессу Негроне, поднявшуюся в гидросамолёте на высоту 6200 м. Осипенко взяла высоту 9100 м.
  • Утром 25 мая, имея на борту груз 500 кг, Полина покорила высоту 7605 м. Вечером этого же дня с грузом весом 1 тонна отважная лётчица подняла тяжелейший самолёт на высоту 7200 м, совершив потом мастерскую посадку на лазурную гладь Севастопольской бухты.

На таких высотах было минус сорок градусов, приборы замерзали, а мотор отказывался работать в разреженном пространстве. Представитель конструкторского бюро потом сказал Полине, что она смогла выжать из машины всё. На что Осипенко с задором ответила: «Человек может сделать больше!»

Её энергия была неиссякаемой, Полине требовались новые горизонты для преодоления. Высоту она уже покорила, теперь принялась за расстояния. Дальние полёты показались Осипенко заманчивой перспективой.

В 1938 году она со своими авиационными подругами – штурманом-радистом Мариной Расковой и лётчицей Верой Ломако – установили новый мировой рекорд на дальность полёта по замкнутой кривой на гидросамолёте – 1749 км.

2 июля 1938 года в том же составе советские лётчицы совершили перелёт на гидросамолёте через всю страну – от Севастополя до Архангельска.

Тяжёлая гружёная машина еле оторвалась от водной поверхности, так же сложно дался набор высоты, дымка, ограниченная видимость, облачность, грозовой фронт, обледенение самолёта – трудности преследовали до самого Архангельска.

Но никакие снежные заряды и дождевые завесы не помешали трём советским лётчицам перекинуть воздушный мост от Чёрного к Белому морю.

После этого Полина стала любимицей всего Советского Союза. Из разных отдалённых уголков огромной страны ей приходили мешки писем, девушки спрашивали, куда поступить на учёбу и как стать лётчицей, женщины доверяли ей свои тайны и просили советов. Ни одно письмо не оставалось без ответа.

За свои достижения в авиации Осипенко награждена двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Организаторы беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток (в Комсомольск-на-Амуре) на самолёте АНТ-37 «Родина» сомневались, согласится ли Осипенко принять в нём участие. Ведь она привыкла во всём быть первой, а тут командиром машины уже была назначена Валентина Гризодубова. Но Полина моментально дала согласие. Роль штурмана досталась Марине Расковой.

Полёт состоялся в конце сентября 1938 года, но сложные погодные условия помешали лётчицам найти нужный аэродром. Командир Гризодубова отдала приказ Расковой выпрыгивать из самолёта, а сама вместе с Осипенко совершила жёсткую аварийную посадку в лесу. Спустя десять дней все лётчицы были найдены, они установили рекорд по дальности перелёта и удостоились званий Героев Советского Союза.

Личная жизнь

Слова из знаменитой песни: «Первым делом, первым делом самолёты», точно про Полину Осипенко. Для неё существовали только небо и работа. Она дважды выходила замуж, но оба супруга были для Полины, скорее, боевыми товарищами, чем любящими и любимыми мужчинами.

Первый муж – военный лётчик Степан Говяз. Их разлучили, когда Полина начала подготовку к авиационным рекордам, Степана направили на службу в Ростовскую область. В 1937 году он был репрессирован, но из заключения не вернулся, скончался в исправительно-трудовом лагере.

Второй супруг – знаменитый советский лётчик Александр Степанович Осипенко. Именно под этой фамилией и узнал весь мир легендарную советскую лётчицу. Они вместе служили и поженились в 1937 году.

Александр в составе истребительной эскадрильи принимал участие в испанской гражданской войне в 1938 году, прошёл всю Великую Отечественную войну от первого до последнего дня.

После увольнения в запас работал в Московском авиационном институте на должности проректора.

Читайте также:  Разведчик рудольф абель

Гибель

1 мая 1939 года Осипенко приняла участие в воздушном параде над Красной площадью, после чего отправилась в Рязанскую область на сборы тренировать «слепые полёты». В первый день работали с тренажёрами, во второй с инструкторами, а в третий самостоятельно.

11 мая напарником Полины в самостоятельном полёте был назначен Анатолий Серов (муж знаменитой артистки Валентины Серовой). Лётчики вылетали по двое. Один в закрытой кабине вёл самолёт, а напарник в открытой корректировал полёт (вместо инструктора).

Первый полёт прошёл благополучно – Полина вела самолёт вслепую, а Серов корректировал. Во втором заходе они поменялись местами, но это оказался последний вылет знаменитых советских лётчиков. С высоты 400 м самолёт сорвался в плоский штопор. Разбившуюся машину обнаружили неподалёку от села Высокое.

Жизнь бесстрашной лётчицы, патриотки Полины Осипенко трагически оборвалась.

В связи с гибелью лётчиков в стране объявили траур. Их похоронили в Москве у Кремлёвской стены. Молотов нёс урну с прахом Полины, а с урну с прахом Серова сам товарищ Сталин.

Во многих городах Советского Союза имеется огромное количество улиц, проспектов, скверов, площадей, названных в честь Полины Осипенко.

Её имя носит родное село, военная авиационная школа в Одессе, областной аэроклуб в Днепропетровске, грузовое судно, кратер на Венере, один из крупнейших виноградных совхозов в Крыму.

Московский селекционер Леонид Колесников вывел сорт сирени и назвал его «Полина Осипенко».

Поэт Александр Твардовский посвятил легендарной женщине свои стихи: «Над великой русскою равниной, над простором нив, лесов и вод лётчица по имени Полина совершила славный перелёт».

Источник: http://stories-of-success.ru/poliny-osipenko

Осипенко Полина Денисовна

Осипенко Полина Денисовна – второй пилот самолёта «Родина», капитан.

Родилась 25 сентября (8 октября) 1907 года (по другим данным – 8 сентября 1907 года) в селе Новоспасовка Мариупольского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Осипенко Бердянского района Запорожской области, Украина).

Украинка, девичья фамилия – Дудник. В 1918 году окончила 3 класса начальной школы. Работала батрачкой в сельском хозяйстве, с 1927 года – в колхозе «Дорога к социализму». В 1930 году окончила курсы птицеводов в городе Бердянск.

Работала заведующей колхозной птицефермой.

С апреля 1931 года работала официанткой в Качинской военной авиационной школе лётчиков. Самостоятельно освоила пилотирование самолёта У-2 (По-2).

В армии с марта 1932 года. В 1933 году окончила Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Служила лётчиком и командиром звена в строевых частях ВВС (в Харьковском, Киевском и Московском военных округах). Установила 4 мировых авиационных рекорда на гидросамолёте МП-1: в мае 1937 года – 3 рекорда высоты и грузоподъёмности, в июле 1938 года – рекорд дальности полёта.

Жена Героя Советского Союза Александра Степановича Осипенко.

24-25 сентября 1938 года в качестве второго пилота на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир экипажа – В.С.Гризодубова, штурман – М.М.Раскова) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (посёлок Керби, Хабаровский край), установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут пройдено расстояние в 6.450 км).

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 2 ноября 1938 года капитану Осипенко Полине Денисовне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

С октября 1938 года – лётчик-инспектор по технике пилотирования Управления ВВС Московского военного округа.

Жила в Москве. Погибла 11 мая 1939 года на самолёте УТИ-4 при выполнении учебно-тренировочного полёта (с Героем Советского Союза А.К.Серовым). Урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади.

Майор (1939). Награждена 2 орденами Ленина (15.07.1938; 2.11.1938), орденом Трудового Красного Знамени (26.12.1936), медалью «ХХ лет РККА». Памятник П.Д.Осипенко установлен в городе Бердянск, бюсты – в Липецке и селе Осипенко, а на месте гибели в деревне Высокое Рыбновского района Рязанской области – обелиск.

В селе Осипенко на доме, в котором она родилась, а также в Комсомольске-на-Амуре на доме, в котором в октябре 1938 года жил экипаж самолёта «Родина», установлены мемориальные доски. Её имя носит Бердянский государственный педагогический институт. Именем П.Д.

Осипенко названы родное село, посёлок и район в Хабаровском крае, улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Астрахани, Брянске, Владимире, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Иркутске, Калининграде, Кирове, Краснодаре, Красноярске, Липецке, Махачкале (Дагестан), Мурманске, Нальчике (Кабардино-Балкария), Новосибирске, Оренбурге, Орле, Пензе, Перми, Петропавловске-Камчатском, Саранске (Республика Марий Эл), Смоленске, Ставрополе, Сыктывкаре (Республика Коми), Тамбове, Твери, Туле, Тюмени, Хабаровске, Черкесске (Карачаево-Черкессия), Элисте (Калмыкия), Минске (Белоруссия) и многих других городах и посёлках. Имя П.Д.Осипенко в 1939-1941 годах носила Одесская военная авиационная школа лётчиков. В 1939-1958 годах город Бердянск назывался Осипенко.

Воинские звания:

Лейтенант Старший лейтенант (29.04.1938) Капитан (20.07.1938)

Майор (02.1939)

Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=654

Осипенко Полина Денисовна

Полина Осипенко родилась 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка, ныне село Осипенко Бердянского района Запорожской области, в семье крестьянина. Окончила начальную школу, курсы птицеводов. Работала заведующей колхозной птицефермой.

С 1930 года в Красной Армии. В 1932 году окончила Качинскую военную авиационную школу. Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации.

В 1936 — 1938 годах установила 5 мировых авиационных рекордов высоты и дальности полёта для женщин.

Капитан П. Д. Осипенко была вторым пилотом самолёта «Родина», на котором 24 — 25 сентября 1938 года вместе с В. С. Гризодубовой и М. М.

Расковой совершила рекордный беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре).

За этот полёт 2 ноября 1938 года всем членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждена орденами Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени.

Майор П. Д. Осипенко погибла при исполнении служебных обязанностей 11 мая 1939 года. Похоронена в Москве у Кремлёвской стены. Её именем названы улицы и площади в Москве, Минске, Перми, Владимире, Элисте и других городах, райцентр и район в Хабаровском крае. В селе Осипенко установлен её бюст, в деревне Высокое Рыбновского района Рязанской области — обелиск.

* * *

Полина Денисовна Осипенко до 20 лет никогда не видела самолёта. Она родилась в многодетной семье крестьянина — бедняка, жившего на берегу Азовского моря.

Когда Полина окончила 2 класса церковно-приходской школы, перед родителями встал вопрос: где добыть денег, чтобы купить дочери обувь, одежду, тетради? Затруднение разрешилось просто: девочка в школу больше не пошла, её отдали в няньки.

Подросла она и стала батрачкой. После Октябрьской революции, когда в селе Ново-Спасовка организовался колхоз, Полине поручили уход за птицей. Дни и ночи проводила она на птичнике, но всё-таки находила время для учёбы в вечерней школе.

Однажды на луг около птицеводческой фермы опустились 2 самолёта. Не будь этой вынужденной посадки, возможно, никогда бы в нашей стране не появилась такая замечательная лётчица, как Полина Осипенко.

Все колхозники от мала до велика прибежали к самолётам. Полина увидела среди лётчиков женщину. Это поразило её. С этого дня Осипенко решила научиться летать и сама. Она списалась с односельчанином, курсантом военной авиационной школы, и вскоре поехала к нему.

Свою службу в авиации Полина Осипенко начала в должности… официантки в столовой. Она подавала курсантам борщ и котлеты и каждый день упрашивала начальника школы принять её на учебу. Она убеждала его с таким жаром, с такой настойчивостью, что он в конце концов улыбнулся и сказал: «Что ж, пройдите медицинский осмотр…»

Этого только и надо было Полине. Её здоровью мог позавидовать любой кандидат в лётчики. И вот вчерашней колхознице остригли волосы, выдали военное обмундирование, отвели комнату в общежитии. Она стала курсантом авиашколы…

Осипенко занималась с исключительным старанием. Ей охотно и много помогали товарищи. После окончания школы военного пилота Осипенко направили на службу в авиационную часть.

А когда ей дали отпуск, она приехала па побывку в родную Ново-Спасовку. Приехала, конечно, в лётной форме.

Колхозники ходили за ней по пятам, а некоторые бесцеремонно спрашивали: «Скажи правду, ты в самом деле летаешь или просто ходишь в военной форме?»

Осипенко говорила, что летает, но ей не верили. Даже мать — и та усомнилась. Тогда Полина решила доказать, что она лётчица. Вместе с матерью она уехала в свою часть. Старушка была на аэродроме, когда дочь поднялась в воздух.

Самолёт делал «петли Нестерова», «бочки», «штопоры». Мать стояла на зелёном поле, смотрела в небо и плакала.

Когда дочь подошла к ней после полёта, счастливая мать сказала: «Ну, теперь я верю, что ты летаешь, расскажу всему селу…»

Полипа Осипенко неустанно совершенствовалась как лётчица. Она была на редкость настойчива, упорна, трудолюбива. В одном из полётов достигла рекордной высоты среди женщин в открытой кабине — 8804 метра.

Когда летом 1938 года вместе со своими подругами Верой Ломако и Мариной Расковой готовилась к рекордному полёту на гидросамолёте, неожиданно выяснилось, что Полина, выросшая на берегу Азовского моря, не умеет плавать.

— Летать не боишься, а плавать не умеешь. Какая же ты морячка? А ещё командир летающей лодки! — шутили над ней подруги.

— Хорошо, — сказала Осипенко Расковой, — я поплыву, только ты будешь плыть рядом. Будешь плыть и приговаривать: «Спокойно, спокойно».

И она поплыла, неумело размахивая руками. Через 2 дня, Осипенко уже одна уплыла так далеко в открытое море, что врач, стоявший на берегу, кричал:

— Вернитесь, вернитесь немедленно!…

Выйдя на берег, Осипенко, улыбаясь, сказала Расковой:

— Видишь, страх не так уж трудно побороть. Вот и научилась плавать.

А плавать ей нужно было уметь. Три лётчицы отправлялись в рискованный рейс на летающей лодке и должны были быть готовыми ко всяким неожиданностям…

Экипаж самолёта «Родина»

Они позавтракали в Севастополе, а ужинать им предстояло в Архангельске. Гидросамолёт всё время летел над сушей, вынужденная посадка исключалась. Большую часть пути пробивались сквозь густую облачность, летели «вслепую». Несколько раз самолёт обледеневал. Этим полётом лётчицы за 10 часов 33 минуты соединили воздушной трассой Чёрное и Белое моря и установили новый мировой рекорд.

24 — 25 сентября 1938 года, вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой, Полина Осипенко совершила рекордный беспосадочный перелёт на самолёте «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток (Комсомольск — на — Амуре). А вскоре, в ноябре 1938 года, все члены экипажа были удостоены звания Герой Советского Союза.

Читайте также:  Ссылки на близкие по теме интернет рессурсы.

…В мае 1939 года Майор П. О. Осипенко, работавшая тогда в лётной инспекции, должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в слепых полётах на Курсах усовершенствования начальствующего состава.

В первый день лётчики работали в помещении с тренажером. Они по очереди занимали кабину и выполняли по приборам задание инструктора. На следующий день летали с инструкторами и только на 3-й день перешли к самостоятельным полётам.

С утра 11 мая облака низко нависли над землёй. Но полёты начались в точно указанное в графике время. Каждый самолёт летал в отведённой ему зоне.

По предложению Героя Советского Союза Анатолия Серова, так же проходившего обучение на этих курсах, лётчики разделились на пары: один находился в закрытой кабине, другой — в открытой, вместо инструктора. Потом менялись местами.

Серов вылетел на задание с Полиной Осипенко. Сначала она находилась в закрытой кабине и вела машину вслепую. В это время Серов, сидя в передней открытой кабине, корректировал полёт. После сел в закрытую кабину, место инструктора заняла Полина Осипенко, самолёт легко и красиво пошёл в воздух. Это был последний полёт замечательных лётчиков…

Разбитую машину нашли недалеко от села Высокое. Кабина Серова была открыта. Причины катастрофы так и остались невыясненными…

Самолёт Ил-2 «Полина Осипенко» из состава 108-го ГвШАП. 1944 годНаш народ не забыл своих Героев. Их именами названы улицы и площади во многих городах страны. Имя Героев долгое время носили пионерские дружины во многих средних школах и специальных учебных заведениях.

Во время Великой Отечественной войны одна из боевых машин 108-го Гвардейского штурмового авиационного полка носила имя прославленной лётчицы Героя Советского Союза Полины Денисовны Осипенко.

Источник: http://www.airaces.ru/zhenshhiny-aviatory/osipenko-polina-denisovna.html

Осипенко Полина Денисовна

Многие факты биографии этой удивительной женщины доказывают, что достичь поставленной цели возможно только благодаря силе воли и смелости.

Разве соотечественники Дениса Дудника, простого крестьянина из Бердянского района Запорожской области, могли подумать, что его дочь, девятый ребенок в семье станет Героем Советского Союза?

Ведь Полина окончила только 2 класса церковно-приходской школы. И разве окончание курсов птицеводов в Киеве по специальности » инструктора по организации птицеводческих ферм» могло как-то способствовать овладению летным делом? Или работа заведующей колхозной птицефермой предвещала установление нового мирового рекорда по дальности перелетов среди женщин?

Кажется, что эти факты биографии Полины Осипенко никак не связаны. Но это преждевременный вывод.

Только пройдя путь настоящей труженицы, Полина смогла выработать в себе качества характера, необходимые женщине-летчице.

Путь Полины в авиацию не был прост и легок. Первая попытка поступить в Качинскую школу лётчиков не увенчалась успехом, и она пошла работать в столовую пилотов.

Хоть официанткой, но на аэродроме! Полёты училища происходили на нескольких площадках, куда к 12-и часам на самолёте У-2 привозили стартовый завтрак.

В этих постоянных полётах летчики-инструкторы разрешали Полине подержаться за управление. Так она научилась управлять У-2.

Решительным и смелым характером надо было обладать, чтобы во время визита на Качу К.Е. Ворошилова, обраться к нему с просьбой зачислить её в училище.

После окончания школы военного пилота Осипенко направили на службу в авиационную часть. А когда ей дали отпуск, она приехала па побывку в родную Ново — Спасовку. Приехала, конечно, в лётной форме. Колхозники ходили за ней по пятам, а некоторые бесцеремонно спрашивали: «Скажи правду, ты в самом деле летаешь или просто ходишь в военной форме ?»

Осипенко говорила, что летает, но ей не верили. Даже мать — и та усомнилась. Тогда Полина решила доказать, что она лётчица. Вместе с матерью она уехала в свою часть. Старушка была на аэродроме, когда дочь поднялась в воздух.

Самолёт делал «петли Нестерова», «бочки», «штопоры». Мать стояла на зелёном поле, смотрела в небо и плакала. Когда дочь подошла к ней после полёта, счастливая мать сказала: «Ну, теперь я верю, что ты летаешь, расскажу всему селу…

«

Полипа Осипенко неустанно совершенствовалась как лётчица. Она была на редкость настойчива, упорна, трудолюбива.

В 1936 году летчица Полина Осипенко поднялась на высоту 9 100 метров, на которую до нее не поднималась ни одна женщина в мире. В 1938 году Полина Осипенко совершает беспосадочный перелет Севастополь-Евпатория-Очаков-Севастополь. В этом же году экипаж в составе П. Осипенко, В. Ломако и М.

Расковой совершили перелет от Черного моря до моря Белого по маршруту Севастополь-Киев-Новгород-Архангельск. За 10 часов 33 минуты летчицы преодолели 2 416 километров со средней скоростью 228 километров в час. В 1938 году за беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток П. Осипенко удостоили звания Героя Советского Союза.

Это был перелет мужества и драматизма, блестящего мастерства и трагизма.

В мае 1939 года майор Полина Осипенко погибла в авиакатастрофе вместе с летчиком Анатолием Серовым. Гибель Полины Осипенко и Анатолия Серова странная. Ее подробности неизвестны до сегодняшнего дня. Два Героя Советского Союза, две живые легенды — начальник главной летной инспекции ВВС РККА Анатолий Серов и мировая рекордсменка майор Полина Осипенко садятся в учебный самолет УТИ-4.

Полина и Анатолий в тот день летели по приборам, имитируя полет в отсутствии видимости. Приборы, похоже, наврали, и самолет ушел в штопор. О конструктивных недостатках самолета было известно, но в официальной версии катастрофы им не придали значения.

Анатолий Серов был известен тем, что в ночном бою над Испанией сбил бомбардировщик Франко. Полина Осипенко — известная всей стране летчица-рекордсменка. И вдруг они не справились с обычным учебным самолетом…

Памятник П.Осипенко

Похоронена отважная летчица у Кремлевской стены.

Память о легендарной летчице хранят сегодня названия улиц многих российских городов, села, речные суда. Имя Осипенко в 1939 году присвоено Одесской военной авиационной школе, Днепропетровскому областному аэроклубу.

С 1939 по 1958 годы город Бердянск носил ее имя. В Крыму, под Севастополем, недалеко от устья реки Кача раскинулось село Осипенко — центральная усадьба одноименной агрофирмы.

В 1973 году в селе установили прославленной летчице памятник. Его авторы — скульптор С. Чиж, архитектор И. Белицкий. А на правом берегу Качи раскинулось еще одно село с ласковым названием — Полюшко.

Некоторые связывают его тоже с Полиной Осипенко.

Источник: http://olymp.aviaschool.net/lsra-xml/creator/debug/units/unit38.html

Биографии. О…. Осипенко Полина Денисовна, Герой Советского Союза

  • Полина Денисовна Осипенко (в девичестве — Дудник, по первому мужу — Говяз) родилась 25 сентября (8 октября) 1907 года в селе Новоспасовка (ныне село Осипенко) Бердянского района Запорожской области (Украина). Из крестьян, родилась в семье деревенского ремесленника. Украинка. Была девятым ребенком в семье.
    • Окончила 2 класса церковно-приходской школы.
    • 1929 г. — окончила курсы птицеводов в Киеве по специальности » инструктором по организации птицеводческих ферм».
    • 1929-1930 гг. — заведующая колхозной птицефермой.
    • 1930 г. — первая попытка поступить в Качинскую школу летчиков, не увенчалась успехом. Осипенко пошла работать в столовую пилотов. Полеты училища происходили на нескольких площадках, куда на самолете У-2 привозили завтрак. В этих постоянных полетах летчики-инструкторы разрешали Полине управлять самолетом. Так она научилась летать на У-2. Затем, во время визита нарком по военным и морским делам СССР К. Е. Ворошилова, Осипенко упросила его зачислить ее в Качинскую школу летчиков.
    • 1933 г. — окончила Качинскую школу летчиков.
    • 1933-1935 гг. — Приказом Генерального штаба РККА Осипенко направляют в одну из авиачастей Харьковского гарнизона, где, оценив ее летное мастерство, назначают командиром звена. Дальнейшие места службы — авиачасти Житомира и Киева.
    • Весной 1935-го Осипенко переводят в Московский военный округ, а затем назначают инспектором ВВС при Генштабе.
    • В 1936 году Осипенко участвовала во Всесоюзном совещании жен командного и начальствующего состава РККА в Кремле и была представлена руководству страны. С высокой трибуны она заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира! «.
    • Сначала летчица решила перекрыть достижение итальянки Негрон, гидросамолет которой поднялся на высоту 6200 метров. Свой гидросамолет Осипенко осваивала в районе Севастополя — на крупной летной базе. 22 мая 1937 года Осипенко установила мировой рекорд, поднявшись на высоту 9100 метров. Через два дня — мировой рекорд при полете с грузом: Полина подняла на гидросамолете на высоту 7009 метров груз в одну тонну.
    • После высотных Осипенко решила штурмовать рекорды на дальность: перелететь страну с юга на север. Разрешение на полет и подбор экипажа дал нарком обороны Климент Ворошилов.
    • 2 июля 1938 года экипаж в составе Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (Севастополь — Киев — Великий Новгород — Архангельск), преодолев с грузом в пять с половиной тонн за 10 часов 33 минуты 2372 км
    • Следующим шагом в развитии советского женского воздухоплавания должен был стать беспересадочный перелет на Дальний Восток. Командиром корабля назначили Валентину Гризодубову — она специально и давно готовилась к такому полету. Вторым пилотом назвали Осипенко, хоть уверенности в том, что она согласится на вторую роль, не было. Но от Осипенко пришла телеграмма: «Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелете». Третьим членом экипажа стала штурман Марина Раскова.
    • 24 сентября 1938 года двухмоторный ДБ-2 «Родина», взлетев с подмосковного аэродрома, взял курс на Дальний Восток. Пробираясь сквозь облака, самолет долго шел в слепом полете — штурману Расковой приходилось прокладывать путь по приборам. Вскоре проявился еще один коварный враг — обледенение. Чтобы сбить лед с лопастей пропеллера, летчики до предела увеличили обороты винта. Донимала болтанка. После Урала связь с землей прервалась. Из-за отсутствия связи летчики прошли мимо Комсомольска-на-Амуре. Когда показалось Охотское море, тревожно вспыхнула лампочка, сигнализируя, что бензина осталось на полчаса. Командир корабля Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси. Она приказала Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка опасна в первую очередь для сидящего впереди штурмана. Самолет посадили на болото в верховьях таежной реки Амгуни. Точного места приземления «Родины» никто не знал. Начались поиски. От Байкала до Охотского моря над тайгой, горными хребтами, непроходимыми болотами летали самолеты. Охотники, жители далеких поселков ушли в таежную глушь. 3 октября экипаж был обнаружен с воздуха. Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», который, дойдя до верховьев бурной Амгуни, подобрал в тайге героических женщин. За 26 часов 29 минут беспересадочного полета «Родина» преодолела расстояние в 6450 км. Мировой рекорд дальности полета для женщин оказался перекрыт более чем на полторы тысячи километров. На каждой станции, в каждом городе от Керби до Москвы летчиц встречали восторженные толпы людей. За свой подвиг Гризодубова, Осипенко и Раскова получили звания (первыми из женщин) Героев Советского Союза.
    • Всего Осипенко установила пять международных женских рекордов.
    • С октября 1938 г. — инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей.
    • 1 мая 1939 года Осипенко участвовала в воздушном параде, пролетев в группе скоростных истребителей над Красной площадью.
    • Погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов над Рязанской областью вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым. Похоронена в Москве у Кремлевской стены.

    Истинная причина гибели Осипенко и Серова до сих пор неясна.

    В официальном сообщении, обнародованном «Правдой», никаких подробностей трагедии не сообщалось. Существует версия, что самолет упал из-за несогласованности действий летчиков: полет выполнялся на спаренном самолете, автономное управление было в передней и задней кабинах. Возможно, что, пилоты спорили, кому управлять…

    Писатель Владимир Сиренко высказывает такое предположение: «Жена Серова, известная красавица — актриса, была «легальной» любовницей писателя Константина Симонова, приближенного к сталинскому двору.

    А Полина Осипенко, став известной всему миру, могла заинтересоваться, куда делся ее первый муж, столько для нее сделавший, может, даже пыталась что-то сделать для его освобождения.

    Разве не могли, посадив их в один самолет, что-то «не докрутить» или «перекрутить»? Трудно поверить, что два таких аса не смогли найти выход из катастрофической ситуации. В конце концов, своевременно покинуть кабину самолета и приземлиться на парашютах».

    историк Константин Константинов: «Относительно отношений В. Серовой и К. Симонова я слышал версию совершенно не согласующуюся с версией В. Сиренко. Не только при жизни А. Серова, Валентина не была любовницей Симонова, но и после смерти мужа К.

    Симонов довольно долго её добивался, прежде чем она вышла за него замуж без любви. Результат — её пристрастие к алкоголю. А вот еще версия: Осипенко П.Д. домогалась любви Серова А.К., который на её домогательства не реагировал. «Так не доставайся ты никому», — решила П. Д.

    Осипенко, направив самолёт к земле.»

    Считается первой украинской женщиной-летчицей.

    С 1932 г. — член ВКП(б).

    Делегат XVIII съезда ВКП(б).

    Первый муж (1926 г.) — односельчанин Степан Говяз, военный летчик. (Он сыграл решающую роль в том, что супруга тоже выбрала авиацию. В апреле 31-го Полина Говяз уехала из Новоспасовки к своему мужу в Качу, где тот служил. Степан и подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов.

    Когда Полину Говяз стали готовить к установлению авиационных рекордов, супругов-летчиков специально разлучили, отправив Степана на службу в Ростовскую область. Талантливый пилот почему-то не вписался в биографию будущей героини. Но Степан продолжал поддерживать связь с женой. Тогда его репрессировали.

    Осенью 1938-го Степан Говяз из заключения писал родственникам: «Отдельные лица разбивали нас своими переводами и разделами в разные стороны, что и привело к окончательному разрыву… В марте 1939 г. я выйду на волю, и не приеду до тех пор, пока обратно не восстановлюсь в авиацию и не получу звание.

    Не подумайте, что я преступник в полном смысле слова, что я враг народа. Нет! «. Но его так и не освободили.

    Второй муж (1935 г.) — Александр Осипенко (1910 — 1991), однополчанин, которого Осипенко знала еще по летной школе, командир истребительного авиаотряда, в последствии — Герой Советского Союза, участник гражданской войны в Испании, участник Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант.

    В 1930-х гг. жила в Замоскворечье: Садовническая улица, д. 51.

    Майор (1939).

    Герой Советского Союза (2 ноября 1938) — «за выполнение беспосадочного перелета Москва-Дальний Восток (Керби) и проявленные при этом мужество и героизм».

    Государственные награды:

    • орден Трудового Красного Знамени

    Именем Осипенко названы улицы (переулки и другие объекты) в огромном количестве городов:

    • в России (Апшеронск, Армавир, Архангельск, Великий Устюг, Владимир (ул. П. Осипенко), Волгоград, Волковыск, Воронеж, Воскресенск. Дмитров Донской Ейск Жуковский, Златоуст Иркутск, Йошкар-Ола, Калининград, Киров, Коломна, Красногорск Краснодар, Кузнецк, Лесозаводск, Липецк, Мариинск, Мелекесс (Димитровград), Мурманск, Наро-Фоминск, Нижний Новгород, Нижний Тагил Новороссийск, Оренбург (сквер им. Полины Осипенко) Орехово-Зуево Орск, Павловский Посад Пермь (ул. Полины Осипенко), Петропавловск-Камчатский, Рубцовск, Рязань (переулок), Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Сергиев Посад Ставрополь (ул. Полины Осипенко), Ступино, Тверь, Томск, Тула Тюмень, Хабаровск, Химки, Челябинск, Чита, Элиста и др.),
    • в Белоруссии (Борисов, Брест, Минск, Молодечно (переулок)),
    • в Казахстане (Алма-Ата, Атырау, Караганда),
    • в Киргизии (Бишкек),
    • в Молдавии (Бендеры).
    • на Украине (Винница, Енакиево, Луганск, Мелитополь, Одесса, Полтава, Старый Крым),

    Есть улицы Осипенко также и в большом количестве более мелких населенных пунктах (пос. Березовский Нижегородской обл., пос. Комарово Ленинградской обл., пос. Снегири Московской обл., пос. Фирсановка Московской обл. и др.).

    Существуют поселок Осипенко в Алтайском крае, село Имени Полины Осипенко и район Имени Полины Осипенко в Хабаровском крае, село Осипенко (бывшее Новоспасовка, родина Осипенко) в Бердянском районе Запорожской обл. (Украина), село Осипенко в Крыму (Украина).

    На Украине г. Бердянск в 1939-58 гг. назывался Осипенко.

    В с. Осипенко Бердянского района создан Музей Полины Осипенко.

    В Замоскворечье в 1939-1993 гг. улицей Осипенко называлась Садовническая в Замоскворечье.

    В настоящее время в Москве существуют две улицы имени Осипенко: Осипенко (р-н Южное Бутово) и Полины Осипенко (Хорошёвский район).

    Наличие такого количества одноименных улиц в разных городах вызывает сомнения у многих. Вот выдержка из статьи краеведа из г.

    Борисов (Белоруссия): «Есть и много других наименований, которые ничего, кроме недоумения, не вызывают, в том числе… улица Осипенко — никто уже никогда вразумительно не объяснит мотивы появления на карте города этих и подобных фамилий, не имеющих к Борисову ни малейшего отношения.

    Возможно, это было результатом скудомыслия каких-то большевистских функционеров и их сиюминутного настроения. Или, что тоже вероятно, существовали какие-то официальные святцы, за пределы которых выходить запрещалось.»

    Именем Осипенко называется Одесская военная авиационная школа, Днепропетровский областной аэроклуб, Бердянский учительский институт.

    Памятники Осипенко установлены в г. Бердянске, в селе Осипенко, в деревне Высокое Рыбновского района Рязанской области.

    В Самаре в 2002 г. Осипенко открыта мемориальная доска (на улице Полины Осипенко).

    Во время Великой Отечественной войны один из самолетов 108-го Гвардейского штурмового авиационного полка имел собственное наименование «Герой Советского Союза Полина Денисовна Осипенко».

    Фото 2. Памятник Осипенко в г. Бердянск, автор фото — Андрей Востриков («Вестник Замоскворечья»), 2008 г.

    Дом № 51 по Садовнической улице. Известные личности — zamos.ru/dossier/company/24782

    Ответить Подписаться

Источник: https://zamos.ru/dossier/o/4248/

Полина Денисовна Осипенко

Родилась 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка (ныне носит её имя) Бердянского района Запорожской области (Украина), в семье крестьянина. Была девятым ребёнком в семье. Украинка по национальности.

Окончила начальную школу, курсы птицеводов. Работала заведующей колхозной птицефермой.

В 1930 году решила научиться летать. Первая попытка поступить в Качинскую школу лётчиков не увенчалась успехом. Училища размещались на нескольких площадках, куда к 12-ти часам на самолёте У-2 привозили стартовый завтрак.

В этих постоянных полётах лётчики-инструкторы разрешали Полине подержаться за управление. Так она научилась управлять У-2. Затем, во время визита на «Качу» К. Е. Ворошилова, она упросила его зачислить её в училище, которое окончила в 1933 году.

Член ВКП(б) с 1932 года.

Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации. Летом 1937 года П. Д. Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелёт Севастополь — Архангельск; её экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой.

Жена лётчика-истребителя Осипенко А. С., воевавшего в Испании.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова, штурман — М. М. Раскова) совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Полине Денисовне Осипенко присвоено звание Героя Советского Союза.

После перелёта Москва — Дальний Восток П. Д. Осипенко — инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей. Избиралась делегатом XVIII съезда ВКП(б).

Майор Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым.

Прах Серова и Осипенко помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Награды

Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

Память

  • С 1939 по 1958 её именем назывался город Бердянск.
  • Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 июня 1939 года Кербинский район Нижнеамурской области Хабаровского края переименован в район имени Полины Осипенко. В настоящее время, как и в год образования, район имеет шесть сельских поселений: Херпучинское. Бриаканское, «село им. Полины Осипенко», «село Владимировка», «поселок Октябрьский», «село Удинск».
  • Этим же указом село Керби — административный центр района тоже был переименован в село имени Полины Осипенко
  • В честь неё названо её родное село.
  • Именем П. Д. Осипенко была названа улица в ЦАО г. Москвы района Замоскворечье. Прежнее название улицы восстановлено, а имя П. Д. Осипенко присвоено новой улице в САО г. Москвы Хорошевского района.
  • Её именем названы улицы и площади в Архангельске, Виннице, Харькове, Владимире, Волгограде, Воронеже, Дальнегорске, Екатеринбурге, Иркутске, Калининграде, Коломне, Краснодаре, Мариуполе, Минске, Мурманске, Никополе, Орле, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Синельниково, Смоленске, Ставрополе, Ступине, Томске, Тюмени, Чите, Элисте, Рязани, Керчи и других городах, микрорайоны в Запорожье, Барнауле, райцентр и район в Хабаровском крае.
  • Имя Осипенко в 1939 году присвоено Одесской военной авиационной школе, Днепропетровскому областному аэроклубу, Бердянскому учительскому институту.
  • В селе Осипенко (Бердянский район) установлен её бюст.
  • В городе Бердянске — памятник.
  • В деревне Высокое Рыбновского района Рязанской области (на месте гибели) — обелиск.
  • сорт сирени «Полина Осипенко» выведен московским селекционером Л. А. Колесниковым
  • В 1940 году в Крыму основан совхоз-завод «Полина Осипенко», одно из крупнейших виноградных хозяйств Крыма.
  • В городе Комсомольск-на-Амуре — памятная табличка на доме по ул. Кирова, в котором временно проживал экипаж самолета «Родина» после своего спасения.
  • В г. Барнауле — квартал в Железнодорожном районе.

Источник: http://people-archive.ru/character/polina-denisovna-osipenko

Ссылка на основную публикацию