Валерий павлович чкалов

Валерий Чкалов

Валерий Чкалов — легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс.

Он родился в 1904 году в селе Василёво, расположенном в Нижегородской губернии. Интересно, что сейчас это местечко получило не только статус города, но и новое название в честь великого уроженца. 

Валерий Чкалов

Родители Валеры были простыми людьми. Папа Павел Григорьевич работал котельщиком на судоверфи, а мама Ирина Ивановна занималась домашним хозяйством. К сожалению, она скончалась, когда ее сыну было 6 лет. Вскоре мальчик начал учиться в школе.

К урокам Чкалов не проявлял особого интереса, но буквально с первых дней в нем обнаружился талант к математике, а также великолепная память, позволяющая запоминать большое количество информации, услышанной фактически краем уха. После обязательной семилетки Валерий отправился в Череповецкое техническое училище, но окончить подростку не удалось. Из-за отсутствия финансов училище было ликвидировано.

Валерий Чкалов в кругу товарищей – курсантов Борисоглебской летной школы

Парень возвращается к отцу и начинает работать кочегаром на пароходе. Никто не знает, как сложилась бы судьба будущего Героя Советского Союза, если бы в 1919 году он не увидел своими глазами самолет.

В голове Чкалова словно что-то щелкнуло, и он стал мечтать связать свою жизнь с летательными аппаратами. В 15 лет Валера, благодаря тому что добровольно вступил в ряды Красной Армии, стал учеником слесаря при военном авиационном заводе.

Герой Советского Союза Валерий Чкалов

Позднее молодой человек много учился в заведениях ВВС.

Он прошел Егорьевскую военно-теоретическую школу, затем Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и, в конце концов, окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. За время обучения Чкалов летал на технике различных типов и получил квалификацию летчика-истребителя.

Летчик

Его профессиональная деятельность началась в 1924 году. Он был направлен в авиационную эскадрилью в Ленинград. Нужно отметить, что Чкалов всегда отличался не только отвагой, но и дерзостью. Он часто совершал очень рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства и даже был осужден за воздушное лихачество и приговорен к нескольким месяцам тюремного заключения.

Летчик Валерий Чкалов

Существует легенда, правда, не подтвержденная документально, что Валерий Чкалов на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде. Но главными достижениями летчика были испытания новинок авиационной промышленности. 

Например, пилот был за штурвалом первого отечественного воздушного авианосца и пронес на крыльях и фюзеляже пять самолётов-истребителей. За свою службу он наравне с авиаконструкторами представлялся к получению высших государственных наград, в том числе был награжден орденом Владимира Ленина и Красной Звезды.

Подвиг

В 1935 году Валерий Чкалов вместе с коллегами Георгием Байдуковым и Александром Беляковым задумал осуществить перелет из Советского Союза в Соединенные Штаты через Северный полюс. Но глава государства Иосиф Сталин запретил этот проект, заменив маршрут на «Москва — Петропавловск-Камчатский».

Экипаж самолета отдыхает после посадки на острове Удд

Этот рекордный на тот момент перелет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «Сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров. 

За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2.

Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток

На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением и на этот раз получил добро. 

И 18 июня 1937 года Чкалов с товарищами вылетели из Москвы, и, несмотря на плохие условия видимости, сумел вовремя достичь американского города Ванкувер, штат Вашингтон. Перелет сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду.

Личная жизнь

В возрасте 23 лет, неся службу в Ленинграде, Валерий Чкалов женился на Ольге Ореховой, которая по профессии была школьной учительницей. В этой семье родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. Кстати, и супруга, и сын написали много статей и несколько книг о своем великом родственнике.

Валерий Чкалов с семьей

Также у Чкалова было две дочери – Валерия и Ольга. Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели.

Валерий Павлович был автором нескольких книг, в которых он описывал свои впечатления о перелетах. Наиболее ценными с историко-познавательной точки зрения являются «Высоко над землёй. Рассказы лётчика» и «Наш трансполярный рейс Москва — Северный полюс — Северная Америка».

Смерть

В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали. Были назначены внеплановые и весьма срочные испытания истребителя-новинки «И-180». Тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением практически всех мер безопасности. Буквально накануне рокового испытания в самолете было выявлено около 190 серьезных дефектов.

Валерий Чкалов

Разработчик агрегата писал накладные с протестом спешного запуска летательной машины. Но испытания были назначены на 15 декабря 1938 года, и их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха. 

Вылет прошел неплохо, но при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Легендарный ас всё равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода, а летчик ударился головой о металлическую арматуру.

Место гибели Валерия Чкалова

Валерий Чкалов от полученной травмы скончался через два часа в Боткинской больнице. После его гибели были арестованы и осуждены несколько руководителей авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к смерти пилота. 

Тем не менее, многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели их близкого человека.

Мемориальный камень-глыба на краю Ходынского поля

Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства – всё это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно и лично Иосифа Сталина и Лаврентия Берии. 

Члены правительства могли опасаться, и не без оснований, что для советских граждан великий летчик станет более важной фигурой, чем они сами.

Евгений Дятлов в роли Валерия Чкалова

В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем называют города и улицы. И, конечно, о легенде отечественной авиации снимают кинофильмы. Большинство из них пользуются популярностью у зрителей, но не все были одобрены семьей. 

Например, последний телесериал «Чкалов», где главную роль сыграл актер Евгений Дятлов, был жестко раскритикован дочерьми Героя Советского Союза, которые обвинили создателей картины в значительной подмене биографических фактов.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/2762-valerij-chkalov.html

Биография Валерия Павловича Чкалова

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (ныне город Чкаловск).

Его отец, Павел Григорьевич, работал котельщиком в Василевских казенных мастерских (ныне Чкаловская судоверфь). Здесь строились и ремонтировались суда технического флота.

Мать Валерия, Ирина Ивановна, была домохозяйкой. Умерла она в 1910 году. Валерию в то время было 6 лет. После смерти Ирины Ивановны ее заменила в семье вторая жена Павла Григорьевича — Наталья Георгиевна.

С семи лет Валерий пошел учиться в сельскую Василевскую начальную школу. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учебу в Череповецкое техническое училище. Однако закончить его Валерию не удалось. В 1918 году училище из-за разрухи в стране было временно закрыто.

Валерий вернулся в Василево, стал работать подручным у отца. С наступлением навигации он поступил на работу кочегаром на землечерпательную машину.

Во вторую навигацию, в 1919 году, он работает кочегаром на пароходе «Баян». С палубы парохода он впервые увидел самолет. Тогда-то и появилась мечта стать летчиком. Валерий увольняется с парохода.

Осенью 1919 года Валерий вступает добровольцем в Красну Армию. Он стал работать слесарем-сборщиком самолетов в Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде. Ему шел тогда шестнадцатый год.

В 1921 году настойчивыми просьбами Чкалов добивается путевки в Егорьевскую авиационную теоретическую школу.

По ее окончании в 1922 году был переведен в Борисоглебскую авиационную школу. Здесь совершил первый самостоятельный полет, а затем быстро совершенствовался в технике вождения самолета.

Как один из лучших курсантов Чкалов был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую школу воздушного боя.

В июне 1924 года военный летчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью им. П.Н. Нестерова.

Служба в эскадрилье — важный, интересный, хотя и беспокойный период в жизни Чкалова. К тому времени он уже зарекомендовал себя как человек бесстрашный, настойчивый. Один за другим Чкалов совершает рискованные, дерзкие полеты.

Эти полеты неуставные. Чкалов получает дисциплинарные взыскания, отстраняется от полетов.

Однако эти полеты молодого Чкалова не были безрассудными и бесцельными. Он искал новых путей в совершенствовании техники пилотирования. Он стремился взять от самолета все, что тот мог дать.

Уже тогда В.П. Чкалов являлся виртуозным мастером высшего пилотажа. В 1927 году он был направлен в Москву как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны К.Е. Ворошилова.

В 1927 году В.П. Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Эразмовне Ореховой.
В марте 1928 года он был переведен на службу в Брянскую авиабригаду. Жена с маленьким сыном Игорем оставались в Ленинграде.

Это было трудное время в жизни Чкалова. Он совершил в Брянске аварию и был уволен из армии.

В начале 1929 года Валерий вернулся в Ленинград к семье. Он поступает на работу в Ленинградский Осоавиахим. Здесь он возглавляет школу планеристов.
В ноябре 1930 года В.П. Чкалов был восстановлен в ВВС как военный летчик.

Он был зачислен на работу летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За два года работы в НИИ Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Здесь, в институте, Чкалов участвовал в испытаниях так называемого авиазвена.

Авиазвено состояло из тяжелого бомбардировщика, несшего на своих крыльях до пяти самолетов истребителей.

В январе 1933 года В.П. Чкалов был назначен на работу летчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Менжинского. Он являлся шеф пилотом замечательного авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. Здесь, на заводе, Чкалов испытывал лучшие самолеты-истребители 30-х годов. Это истребитель бипланной системы И-15 с последующими модификациями и один из первых монопланов истребитель И-16.

При испытании истребителей Чкалов добивался от них высоких летных качеств и в особенности большей скорости.
В.П. Чкалов принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжелых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3».

Творческая деятельность летчика-испытателя В.П. Чкалова принесла свои плоды, позволила значительно улучшить качество советских самолетов.

5 мая 1935 года авиаконструктор Н.Н. Поликарпов и летчик-испытатель В.П. Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина. Наконец творческие устремления летчика Чкалова получили должное признание и оценку.

Осенью 1935 года Г.Ф. Байдуков, товарищ Чкалова по работе в НИИ ВВС, обращается к нему с предложением возглавить экипаж самолета АНТ-25 для перелета через Северный полюс в США. После некоторых колебаний Чкалов соглашается с этим предложением.

Весной 1936 года экипаж в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова обращается в правительство с просьбой о разрешении на перелет. Однако первоначально экипажу было дано разрешение на перелет по маршруту Москва — Петропавловск-на-Камчатке. Началась подготовка экипажа и самолета к полету.

20 июля 1936 года экипаж В.П. Чкалова стартовал в этот легендарный перелет — на Дальний Восток.

22 июля через 56 часов полета в сложнейших метеорологических условиях Чкалов посадил гигантскую машину на узкой песчаной косе острова Удд.

9375 километров пройденного пути — таков итог этого перелета. За этот подвиг Чкалов, Байдуков и Беляков были удостоены звания Героя Советского Союза, награждены орденом Ленина.

В этом же, 1936-м году В.П. Чкалов и его соратники принимали участие во Всемирной Парижской авиавыставке. Там были представлены советские самолеты АНТ-25, ЦКБ-15 и ПС-35.

Мысль о перелете через Северный полюс в США не оставляла чкаловский экипаж. И вот, наконец, в мае 1937 года разрешение было получено. 18 июня 1937 года АНТ-25 взял старт для второго героического перелета.

Полет через Северный полюс был еще более трудным, чем первый. Но воля и мужество летчиков победили. Полет был завершен 20 июля 1937 года в американском городе Ванкувер.

Экипаж пробыл в воздухе без посадки 63 часа 25 минут и покрыл расстояние более 10 тысяч километров.

За осуществление этого перелета В.П. Чкалов и члены его экипажа были награждены орденом Красного Знамени.

12 декабря 1937 года на выборах в Верховный Совет В.П. Чкалов был избран депутатом в Совет Национальностей от трудящихся Горьковской области и Чувашии. С чувством высокой ответственности исполнял он свой депутатский долг.

Поселок Василево был переименован в Чкаловск при жизни Валерия Павловича в августе 1937 года.

В 1938 году комбригу Чкалову предлагали перейти на руководящую государственную работу. Но он не оставлял испытательской деятельности.

Осенью 1938 года В.П. Чкалов находился в кратковременном отпуске у себя на родине.

1 декабря он был вызван в Москву для испытания самолета-истребителя И-180 конструкции Н.Н. Поликарпова. 15 декабря Чкалов впервые поднял самолет в воздух. У самолета отказал мотор, когда летчик шел уже на посадку. Валерий Павлович старался, прежде всего, спасти самолет. Кроме того, он опасался, что самолет упадет на жилые дома. Трагедия на этот раз оказалась неминуемой.

Похоронен Валерий Павлович в Москве, урна с его прахом лежит в Кремлевской стене.

Читайте также:  В а дуров орден отечественной войны

Чкалов погиб, но за свою короткую жизнь он сделал очень многое. Как летчик-истребитель он внедрил в авиации свою чкаловскую наступательную тактику ведения воздушного боя.

Как летчик-испытатель он испытал и дал путевку в жизнь лучшим в мире самолетам-истребителям.

Наконец, два дальних беспосадочных перелета, совершенных под его командованием, навсегда вошли в историю отечественной и мировой авиации.

Самолет-истребитель И-16 доставил и конструктору Поликарпову и летчику Чкалову немало хлопот. Модель была принципиально новой, самолет в воздухе вел себя капризно, был неустойчив на виражах, часто срывался в штопор. Но самолет был все-таки пущен в серийное производство, и в этом прямая заслуга В.П. Чкалова.

Источник: http://www.vchkalov.ru/index.php?id=9&Itemid=28&option=com_content&view=article

Чкалов Валерий Павлович

Чкалов Валерий Павлович (1904-1938).

Летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1936 г.), комбриг. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. В 1936-1937 годах командир самолета АНТ-25 во время беспосадочных перелетов: Москва — о. Удд (Дальний Восток) и Москва — Северный полюс — Ванкувер (США).

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января по ст. ст.) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск), в семье котельщика Василёвских казённых мастерских — Павла Григорьевича Чкалова. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище.

В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище. В 1918 году училище было закрыто и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.

В навигацию 1919 года Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он принял решение и, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году.

В 1923-1924 годах в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он также проходил обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.Н.Нестерова. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик.

Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов.
В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой.

В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

Курсант В.П.Чкалов, крайний справа, у учебного самолета У-1.

В.П.Чкалов с женой и сыном.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины.

Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к 1 году лишению свободы, а также был уволен из Красной Армии.

Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я.И.Алксниса и К.Е.Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.

Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском ОСОАВИАХИМе, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях «Звена» (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39. Он испытывал новейшие самолёты-истребители 30-х годов И-15 и И-16 конструкции Поликарпова.

Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, а также тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова.

Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящий штопор и замедленная бочка.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта.

Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелета Леваневского лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский.

Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд.
Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета АНТ-25 была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте через Северный полюс.

Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала борьбы с культом личности Сталина и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям.

В.П.Чкалов с сыном Игорем. 1936 г.

Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращающийся в Москву самолёт приехал лично встречать на аэродром И.В.Сталин. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

В.П.Чкалов и И.В.Сталин.

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня.

Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т.д.

), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 8504 километра.

А.В.Беляков, Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов после посадки в Северной Америке.

А.В.Беляков, В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков после посадки в Северной Америке.

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой. 1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова.

По воспоминаниям Д.Л.Томашевича, в этот день температура воздуха была «…около минус 25 °C… Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился.» Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился.

Чкалов, как отмечено было в Акте комиссии по расследованию причин аварии, «…до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами.

» Но при посадке самолёт зацепил за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. О причинах катастрофы написано множество статей и выдвинуто много версий, но остановимся на главном — Валерий Чкалов погиб выполняя свою работу, любимую им работу летчика-испытателя.

На месте падения его самолёта на Ходынском поле (в настоящее время это район дома № 52 к.2 по Хорошевскому шоссе) установлен мемориальный камень.

Камень установленный на месте гибели В.П.Чкалова.

Награды: -звание Героя СССР (24.07.1936 г.); -2 ордена Ленина (5.05.1935 г., 24.07.1936 г.); -Орден Красного Знамени (июль 1937 г.);

-Медаль «XX лет РККА» (февраль 1938 г.).

С именем Чкалова связаны:

Населённые пункты: -город Чкаловск в Нижегородской области, -город Чкаловск в Согдийской области Таджикистана. -село Чкалово в Северо-Казахстанской области Казахстана, -посёлок городского типа Чкаловское в Харьковской области, -с 1938 г. по 1957 г. имя «Чкалов» носил г.Оренбург.

-Остров в Сахалинском заливе Охотского моря. На этом острове, ранее называвшемся Удд, приземлился экипаж Чкалова 22 июля 1936 года. -Пик Чкалова (4150 м) — Богосский хребет, Большой Кавказ (Дагестан).

Улицы во многих городах, в частности: -Чкаловский проспект в Санкт-Петербурге, -улица Чкалова в Ишимбае,

а также улицы в ряде других городов:

в России — в Азове, Борисоглебске, Брянске, Владивостоке, Воронеже, Гатчине, Горно-Алтайске, Екатеринбурге, Жуковском, Иркутске, Кемерово, Коломне, Миассе, Канавинском районе Нижнего Новгорода, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Петрозаводске, Перми, Рыбинске, Самаре, Томске, Харькове, Химках, Череповце, Ярославле; за рубежом — в Ванкувере (США)), в Минске (Беларусь), в Николаеве и Херсоне (украина).

-Имя Чкалова ранее носила московская улица Земляной Вал (часть Садового кольца), где стоит дом, в котором жил Чкалов. На этом доме есть мемориальная доска со словами «В этом доме жил великий лётчик нашего времени, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов».

Учебные заведения: -Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П.Чкалова. -Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков в г. Борисоглебске Воронежской обл. (Постановление СНК Союза ССР от 28 декабря 1938 г.). Там же установлен бронзовый бюст героя. -Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации им. В.П.Чкалова.

-Школа № 1397 имени В.П.Чкалова, г. Москва. -Школа № 3 имени В.П.Чкалова, г. Арзамаса Нижегородской области. -Средняя общеобразовательная школа им. Чкалова в рабочем поселке Шугурово (Татарстан). -Средняя общеобразовательная школа им. Чкалова в г. Нарын (Кыргызстан).

-Станции метро «Чкаловская»: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ташкенте и в Екатеринбурге.

-Район города — Чкаловский административный район в Екатеринбурге.

Микрорайоны городов: -Посёлок им. Чкалова в г. Каменске-Уральском Свердловской области; -посёлок Чкаловск в составе Калининграда; -Чкаловский микрорайон в Омске.

-Посёлок Чкаловский в составе города Ростов-на-Дону.

Предприятия: -Аэропорт «Чкаловский». -Авиационный завод в Новосибирске. (НАПО им. В.П.Чкалова). -Авиационный завод в Ташкенте. (Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова). -Мемориальный музей В.П.Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области.

-Дворец культуры имени В.П.Чкалова в Новосибирске.

Во многих населённых пунктах установлены памятники: -В Днепропетровске, Киеве, Кстово, Санкт-Петербурге (два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов), Новосибирске, Химках. -Мемориальная доска в Гатчине, на доме № 4 по Красноармейскому проспекту, в котором Чкалов жил в 1926-1928 годах.

-Памятный камень на месте гибели Чкалова — Москва, пересечение Хорошёвского шоссе и Хорошёвского тупика, метро «Полежаевская». -Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул. Землячки, где жили предки лётчика. -Бюст в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района Казани.

-Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле. -Бронзовая скульптура в шесть метров на семиметровом пьедестале стоит на набережной реки Урал в г. Оренбурге.

-20 мая 1974 года в Ванкувере (штат Вашингтон, США) был создан Чкаловский комитет трансполярного перелета — общественная некоммерческая организация, в которую вошли представители деловых кругов и местной элиты. 20 июня 1975 года в этом городе «в знак уважения к великому русскому народу» был открыт памятник, названный Чкаловским монументом.

-Борис Гребенщиков написал песню «Под мостом, как Чкалов». -Известная нижегородская рок-группа носит имя «Чкалов». -Валерий Павлович Чкалов — единственный реальный персонаж мюзикла «Норд-Ост».

Создатели спектакля изобразили великого летчика сильным и отзывчивым человеком, согласившимся помочь главному герою — Сане Григорьеву в осуществлении экспедиции по поиску корабля «Святая Мария». -Банк России выпустил памятные монеты: в 1995 году — «Трансарктический перелёт В.П.Чкалова»; в 2004 году — «100-летие со дня рождения В.П.Чкалова». -Почтой России в 2004 году выпущена марка «Лётчик-испытатель В.П.Чкалов». -Имя Чкалова носит волжский трёхпалубный теплоход.

-Имя «В.Чкалов» носит один из самолётов Ил-96-300 (RA-96005) авиакомпании «Аэрофлот — Российские Авиалинии».

-Именем В.П.Чкалова назван астероид (2692) Чкалов.

Ил-96-300 названный именем Валерия Чкалова.

.

.

Список источников: Чкалов, Валерий Павлович. Cайт «Герои Страны».

М.В.Водопьянов. Летчик Валерий Чкалов.

Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/ch/chkalov-valerij-pavlovich/

Чкалов Валерий Павлович. Биография

 «Если быть, то быть первым» — В.П. Чкалов

Где улица Чкалова? Такой вопрос можно услышать в разных городах. Именем Чкалова названы не только улицы, но и населенные пункты, заводы, пароходы и учебные заведения.

Про Чкалова сняты фильмы, написаны книги, но не многие знают о выдающихся подвигах этого человека.

Валерий Чкалов. Биография

Валерий Павлович Чкалов — летчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый перелет через Северный Полюс в Америку без пересадок.

Летчик Чкалов родился 20 января 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии. Сейчас это город Чкаловск Нижегородской области. По национальности Чкалов – русский, происходил из рабочей семьи. Его отец – Павел Григорьевич работал котельщиком, а мать, Ирина Ивановна, была домохозяйкой, умерла, когда мальчику исполнилось всего 6 лет.

Образование

Валерий Павлович учился в Василевской начальной школе. Имел средние оценки, при этом отличался хорошей памятью и склонностью к точным наукам. Характер будущего летчика был спокойный, уравновешенный.  Чкалов хорошо плавал, переплывал Волгу и нырял под пароходы и плоты.

В 1916 году Валерий Чкалов поступил в Череповецкое техническое училище (сейчас это БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова»).

Через два года учебное заведение было закрыто в связи с недофинансированием, а будущий летчик вернулся к отцу и начал работать молотобойцем в Василевском затоне, а позднее, с началом навигации трудился кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян».

Жизнь Чкалова перевернулась в 1919 году, когда он впервые увидел самолет. Мечты об авиации привели его в Нижний Новгород, где он вступил добровольцем в Красную армию в возрасте 15 лет и начал трудиться учеником слесаря-сборщика самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке.

В 1921 году Чкалов был направлен в Егорьевскую военно-теоретическую школу военно-воздушных сил (ВВС). После ее окончания был переведен в Борисоглебскую авиационную школу, где Валерий Павлович совершил первый самостоятельный полет. Далее в числе лучших курсантов Чкалов был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометании.

Читайте также:  Знак отличия георгиевский крест

Летчик Валерий Чкалов

Служил Чкалов в Ленинградской 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье. За время службы проявил себя как дерзкий и отважный летчик. Совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов. В 1925 году «за поведение, дискредитирующее звание бойца Красной армии», был демобилизован и осужден на полгода.

В 1926 году 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка (Гатчина), где Чкалов, восстановленный в армии, служит с 1926 по 1928 год.

В 1927 году как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи Чкалов направлен в столицу для участия в параде в честь десятилетия Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны Климента Ворошилова.

В марте 1928 года Чкалов был переведен на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью.

Здесь случилась авария, самолет Чкалова врезался в телеграфные провода при перегоне авиации из Гомеля в Брянск на бреющем полете. Чкалов возглавлял группу самолетов, поэтому был осужден на год.

Правда, отсидел он только 16 суток, за него ходатайствовали Я. И. Алкснис и К. Е. Ворошилов. При этом из рядов армии он был уволен.

В запасе Чкалов продолжал трудовую деятельность. Вернувшись в Ленинград, работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был летчиком-инструктором.

Испытатель Валерий Чкалов

В 1930 году Чкалов был восстановлен в ВВС, назначен летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За время работы в НИИ Валерий Павлович совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов, участвовал в испытаниях авиазвена из тяжелого бомбардировщика (авиаматки), несшего на своих крыльях до пяти самолетов истребителей.

В 1932 году был переведен с Ходынского поля в Москве на щелковский аэродром в Московской области. Полет Чкалова при перебазировании превратился в первый воздушный парад с пролетом над Красной площадью. Колонну из 46 крылатых машин, выстроившихся по три в ряду, возглавил самолет ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

В 1933 году Чкалов снова попал в запас и был переведен на работу летчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Менжинского. Здесь он испытывал самолеты-истребители авиаконструктора Николая Поликарпова:

  • истребитель бипланной системы И-15,
  • истребитель И-16 (один из первых монопланов),
  • истребители танков «ВИТ-1», «ВИТ-2»,
  • тяжелые бомбардировщики «ТБ-1», «ТБ-3 и др.

Фигуры высшего пилотажа Чкалова

Валерий Павлович стал автором двух новых фигур высшего пилотажа:

  • восходящий штопор
  • замедленная бочка

В 1935 году авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина за создание лучших самолетов-истребителей.

Герой Чкалов

Перелет на Дальний Восток

20—22 июля 1936 экипаж Валерия Чкалова со вторым пилотом Георгием Филипповичем Байдуковым и штурманом Александром Васильевичем Беляковым совершил беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-Камчатский и далее на дальневосточный остров Удд (ныне остров Чкалов), преодолев расстояние 9374 км за 56 ч 20 минут.

Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохраненная и при следующем перелете — через Северный полюс в Америку. 

24 июля 1936 года всем участникам перелета было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Кроме того, Чкалову был подарен личный самолет У-2. Сейчас этот самолет находится в музее в Чкаловске. 

Перелет через Северный полюс

18—20 июня 1937 с тем же экипажем Чкалов совершил перелет из Москвы до Ванкувера (США) через Северный полюс (8504 км за 63 часа 16 минут). Экипаж был награжден орденами Красного Знамени.

В 1937 году Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР.

В 1938 году получил звание комбрига. Сталин лично предложил Чкалову занять должность руководителя НКВД, но тот отказался, предпочитая заниматься летной испытательной работой.

Гибель Чкалова

Чкалов погиб очень молодым, в возрасте 34 лет, при испытаниях нового истребителя «И-180» конструкции Поликарпова, 15 декабря 1938. При заходе на посадку у самолета отказал мотор. Уходя от столкновения с жилыми домами, летчик врезался в высоковольтную опору, получил травмы и через 2 часа скончался в Боткинской больнице.

Урна с прахом Валерия Чкалова находится в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Документация о расследовании катастрофы получила гриф «Совершенно секретно». Гибель Чкалова до сих пор окутана завесой тайны. Споры о том, по чьей вине случилась трагедия, ведутся и сейчас. 

Сын Чкалова, Игорь Валерьевич, был убежден, что гибель отца была преднамеренным убийством: «Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина».

Семья Чкалова

В 1920-х годах за Чкаловым закрепилась слава «воздушного хулигана» в небе и отчаянного ловеласа на земле.

Жена Чкалова

Но все изменилось в 1924 году, когда на занятиях драмкружка он встретил свою вторую половинку, Ольгу Орехову. Между воздушным хулиганом и прекрасной учительницей русского языка и литературы сразу вспыхнули нежные чувства.

Ольга долго не могла решиться выйти замуж за Чкалова. Но ухаживания Чкалова, его смелость и мужество сделали свое дело. Поженились молодые люди в 1927 году. Чкалов просил свою супругу никогда не удерживать его от полетов и не беспокоиться за него. Ольга серьезно отнеслась к этому договору и ни разу не нарушила его. Чкалов это очень ценил, был рад тому, что его в семье поддерживают.

Кстати, Валерий и Ольга не просто расписались в ЗАГСе. Несмотря на гонения на Церковь, они венчались — из уважения к чувствам отца Чкалова, Павла Григорьевича, который в родном селе был церковным старостой.

Дети Чкалова

Чкаловы прожили вместе 11 лет, в браке родились дети:

  • Сын – Игорь (1928-2006), пошел по стопам отца, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Полковник. Инженер ВВС.
  • Дочь – Валерия (1935—2013)
  • Дочь — Ольга (р. 1939)

Память

Памятник Чкалову в Нижнем Новгороде

В августе 1937 года, еще при жизни Валерия Чкалова, поселок Василево в Нижегородской области был переименован в Чкаловск.

В 1938 году его именем был назван город Оренбург (историческое название возвращено в 1957 году).

7 июля 1940 года в городе Чкаловске открыт мемориальный музей Валерия Чкалова, объединяющий дом, где родился летчик, и павильон с экспозицией самолетов 1930-х годов.

Именем Чкалова названы улицы во многих городах, суда, школы, высшее военное авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб в Москве, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске, остров на Дальнем Востоке. В Нижнем Новгороде и многих других городах установлены памятники Чкалову, в Москве на месте гибели — памятный знак.

На доме по адресу Земляной вал, 14, где жил Чкалов в Москве, установлена мемориальная доска.

20 июня 1975 года в городе Ванкувер (штат Вашингтон, США) благодаря усилиям Комитета трансарктического перелета Чкалова (Chkalov Transpolar Flight Committee), позже переименованного в Комитет культурного обмена имени Валерия Чкалова (Valery Chkalov Cultural Exchange Committee) в присутствии членов экипажа Байдукова и Белякова, а также сына летчика Игоря Чкалова был установлен памятник Валерию Чкалову, его именем названа новая улица. В городском музее авиации хранится макет самолета АНТ-25.

Фильмы о Чкалове

  • «Валерий Чкалов», 1941 год. Историко-биографический фильм
  • «Рейс сквозь память», 1987 год. Документальный фильм
  • «Сталин. Live», 2007, сериал
  • «Чкалов» («Крылья»), 2012 год, биографический сериал
  • «Люди, сделавшие Землю круглой», 2014 год, четырехсерийный фильм о рекордных перелетах

Фильм «Валерий Чкалов»

Источник: https://helperia.ru/a/chkalov-valerij-pavlovich-biografiya

Чкалов Валерий Павлович

(1904-1938) советский летчик

Сегодня нам трудно представить то, что сделал Чкалов в области авиации. Со времени его полетов изменились не только самолеты, но и само представление о больших расстояниях. Во времена же Чкалова авиация только зарождалась и не только самолеты, но и люди не представляли себе, что их ждет в будущем.

Валерий Чкалов родился в слободе Василево поблизости от Нижнего Новгорода. Там находился небольшой завод по ремонту речных судов, на котором работал его отец.

После окончания приходской школы Валерий отправился в Череповец, где поступил в техническое училище.

Он хотел пойти по стопам своего отца и еще в школе интересовался обработкой металлов и даже прошел курс обучения для работы на токарном станке.

Закончив Череповецкое училище, Валерий несколько лет работал молотобойцем на одном из заводов вместе с отцом, но вскоре понял, что для подростка эта профессия слишком тяжелая. Поэтому через полгода стал работать кочегаром в Волжском пароходстве.

Как раз в это время приятель привел его в расквартированный в Нижнем Новгороде авиационный парк, как тогда называлась авиаэскадрилья. После этого Валерий Чкалов на всю жизнь «заболел» авиацией.

Он вступает в Красную Армию и начинает работать механиком по ремонту поврежденных самолетов.

Через некоторое время руководство парка направило смышленого механика в Егорьевскую авиационную школу. В это время Валерию только что исполнилось семнадцать лет. Он успешно сдал вступительные экзамены и начал учиться наравне с курсантами, прошедшими Гражданскую войну.

Казалось, что ему легко давалась любая наука. Поэтому после годичного теоретического обучения юношу решили направить в специальную школу военных летчиков.

В апреле 1923 года Валерий Павлович Чкалов приехал в город Борисоглебск, где и начал учиться летать на самолете «Авро». Он быстро освоил необходимую программу и одним из первых был допущен к самостоятельным полетам.

Но ограниченные возможности учебного самолета вскоре перестали его удовлетворять, и он стал просить начальство о переводе.

Через год обучения в Борисоглебске в числе десяти лучших учеников школы, Валерий Чкалов был направлен в Московскую школу высшего пилотажа. В ней он прошел полный курс обучения и получил свидетельство военного летчика. В Москве Чкалов освоил несколько типов самолетов и приобрел навыки командования группой курсантов.

Для завершения образования его направили в Серпуховскую школу бомбометания. Там он впервые встретился с другим известным летчиком — М. М. Громовым. Закончив школу, Валерий Павлович Чкалов получил квалификацию летчика-истребителя и был направлен в Ленинград, где тогда формировались истребительные части для Красной Армии.

В учебной эскадрилье, где служил Чкалов, он вскоре доказал, что полностью овладел техникой полета на тренировочных самолетах, и одним из первых начал самостоятельно летать на самом современном по тем временам немецком истребителе «Фокке-Вульф Д-7».

Но повседневная упорядоченная служба всегда угнетала Валерия Чкалова.

Несмотря на существовавшие в те времена запреты, он отрабатывал фигуры высшего пилотажа, совершенствуя методику обучения летчиков, а также придумал специальное приспособление для обучения прицельной стрельбе.

Во время полетов он старался выжать максимум возможного из машины и из себя как летчика и ставил себе невыполнимые, на первый взгляд, задачи.

В 1925 году Чкалов женился. Многие думали, что семья охладит его страсть к экспериментам. Но он оказался неистощимым на выдумки. Однажды он решился на чрезвычайный даже в наше время поступок — пролетел на самолете под пролетом Троицкого моста в Ленинграде. За это Валерий Чкалов был лишен права летать и посажен на гауптвахту.

От более сурового наказания его спас случай: из Москвы пришел приказ направить лучших летчиков для участия в авиационном параде, посвященном годовщине революции. Командованию эскадрильи пришлось срочно отправить Чкалова в Москву.

После блестящего выступления на Центральном аэродроме, Валерий Павлович Чкалов был направлен в Брянск уже в должности командира звена.

Однако и там он продолжал заниматься высшим пилотажем, и однажды это закончилось трагически: осваивая полеты на низких высотах, Чкалов задел колесами за провода и повредил самолет.

В соответствии с законами того времени он был арестован и вскоре осужден на год тюремного заключения.

Но известность пилота уже была так велика, что вскоре он был освобожден из заключения, хотя и уволен из рядов Красной Армии. Вернувшись в Ленинград к семье, Чкалов начал работать в местном отделении Осоавиахима, летая на прогулочном самолете.

Только через полгода благодаря помощи М. Громова, Чкалов был принят летчиком-испытателем в только что организованный в Москве научно-испытательный институт. Здесь ему пришлось заново учиться летать, поскольку в институте испытывались самолеты самых различных марок и типов.

За короткое время Чкалов освоил новую для него технику пилотирования тяжелых самолетов и стал их ведущим летчиком-испытателем. В то же время он, как всегда, продолжал выступать с демонстрацией фигур высшего пилотажа во время майских и октябрьских праздников.

Как штатный заводской летчик-испытатель конструкторского бюро Н. Поликарпова, Валерий Чкалов испытывал новые типы истребителей. Это была интересная работа. Благодаря Чкалову, работавшему в экстремальных условиях, выявлялись скрытые возможности самолетов. Так, он доказал, что истребитель И-16 — это не только грозная боевая машина, но и прекрасный пилотажный самолет.

Но Чкалов хотел еще больше проявить себя в профессиональном плане. После неудачного полета С. Леваневского он был приглашен для оценки самолета АНТ-25 конструктора А. Туполева. Самолет понравился Чкалову, и вскоре после работы на нем летчик обратился к командованию с просьбой разрешить ему полет через Северный полюс по маршруту Леваневского.

Однако руководство решило не рисковать и предложило совершить полет на то же расстояние, но по маршруту, проходившему над территорией СССР от Москвы до Камчатки. Этот полет был осуществлен летом 1936 года.

Валерий Павлович Чкалов выполнил намеченную программу даже с превышением, поскольку, долетев до Камчатки, летчики столкнулись с плохой погодой, развернулись в сторону материка и через несколько часов приземлились на острове Удд поблизости от города Николаевска-на-Амуре. Совершив этот полет, Чкалов доказал, что на самолете конструкции Туполева можно совершать сверхдальние перелеты.

В начале 1937 года было наконец получено разрешение на полет через Северный полюс в США. Подготовка заняла более полугода. Только 16 июня 1937 года самолет с экипажем в составе летчиков Валерий Чкалова, Г. Байдукова и штурмана А. Белякова вылетел с подмосковного аэродрома на север.

Полет продолжался шестьдесят три часа шестнадцать минут. Вечером 20 июня 1937 года Чкалов совершил посадку в Ванкувере.

Читайте также:  Краснов петр николаевич

Появление советского самолета потрясло не только американцев, но и весь мир, поскольку в то время ни одна страна не располагала подобной авиационной техникой.

Кроме того, осмотр самолета, сделанный после полета, показал, что Чкалов мог долететь до Сан-Франциско и даже до Лос-Анджелеса, пробыв в воздухе еще несколько часов.

После приземления летчики совершили небольшое турне по городам США, а 27 июня 1937 года их принимал президент страны Ф. Рузвельт. В Америке же они узнали, что всем им присвоено звание Героя Советского Союза.

По возвращении в СССР, Валерий Павлович Чкалов продолжал свою работу на заводе, но в декабре 1938 года погиб во время испытаний истребителя И-180. После этого возникло множество легенд о том, что авария была специально подстроена.

Но причина гибели Чкалова обуславливалась самим временем.

Стремясь как можно быстрее отчитаться о выполнении правительственного задания, работники завода передали самолет для испытаний с большим количеством дефектов, которые и привели к его крушению и гибели прославленного летчика.

Источник: http://biografiivsem.ru/chkalov-valeriy-pavlovich

Чкалов Валерий Павлович

«Там, где трудное и неизвестное, там я нахожу свое место. Там, где речь идет о счастье моего народа, там я ищу себе работу. Остальное – почести, опасности – над ними я никогда не задумывался.

Лишь в борьбе я чувствую жизнь. Иначе теряю чувство ее величия». В.П.Чкалов

Чкалов Валерий Павлович

Валерий Павлович родился в селе Васильева Слобода на Волге. Интересно происхождение фамилии Чкалов. Валерия Валерьевна Чкалова (дочь В.П. Чкалова) в своей книге «Валерий Чкалов» пишет: «Родился прадед Валерия Павловича в половодье на плавучей льдине – на чке. Отсюда и название роду –Чкаловы».

Отец Валерия, Павел Григорьевич, начал трудовую деятельность с 10 лет, стал мастером, работал котельщиком. Мать, Арина Ивановна, умерла, когда Валерию было 6 лет. Воспитывала мальчика старшая сестра Анна. «Она и приучила его не плакать от обиды, быть самостоятельным и по мере ил трудиться.

Он помогал ей ухаживать за садом…» В.В. Чкалова. Семья была большая, Валерий- десятый ребенок в семье. Отчаянный характер Валерия проявлялся с детства. «До безумия смелым был, — вспоминает мачеха Наталья Григорьевна, — ледоход, льдины бурлят. Кто наверху стоит? Чкалов Волька. Невозможно было на него смотреть.

Где напирает льдина на льдину – там наш Волька лезет»

В 1916 году Валерий закончил 4-й класс сельской школы, затем полтора года учился в Череповецком механическом техникуме. Голод и разруха 1918 года не дали возможности закончить техникум. Юноша вернулся в родное село, где стал работать кочегаром.

«В 1919 году Валерьян впервые увидел гидросамолет: «Мои детские мечты совершить что-нибудь необычное приняли новое направление: я стал мечтать о том, как бы самому научиться летать» (из книги В.В.Чкалавой). Свою новую мечту Валерий начал осуществлять в 15 лет, став добровольцем Красной Армии и получив назначение в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

До 1921 года работал там сборщиком самолетов. В августе 1921 года Валерий Павлович стал учеником Егорьевской теоретической авиационной школы. Начальник летной части школы Д.П.Ананьев уже после первого полета В.П.Чкалова «..сделал вывод: курсант Чкалов годится быть летчиком» (из книги В.В.Чкаловой).

Свой первый самостоятельный вылет Валерий Павлович совершил в августе 1923 года на самолете «Авро», уже в Борисоглебской практической школе летчиков.

«Уже в Борисоглебской школе Чкалов овладел посадкой самолета точно в пятачок. Он всегда старался сделать больше, чем требовалось. Скажут сделать петлю- он сделает три. Он по словам соучеников, уже в этот период управлял машиной классически».В.В.Чкалова

Среди 10 лучших учеников, закончивших Борисоглебскую школу, Валерий Павлович был направлен на дальнейшее обучение в Московскую высшую школу красных военных летчиков. Его первым учителем и наставником стал Александр Иванович Жуков.

«В своей инструкторской книжке Жуков записал: «Чкалов простой, общительный, сильный. С неуемной жаждой к полетам и особенно к высшему пилотажу, или воздушной акробатике… Валерий Чкалов – прирожденный летчик. Но подлинным артистом самого сложного, фигурного пилотирования он стал благодаря неустанному труду» ( из книги В.В.Чкаловой)

«Отлично» — такую оценку получил Валерий Павлович, окончив Московскую школу. Затем. Снова учеба в Серпуховской высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания. М.М.

Громов вспоминал «В небе Чкалов чувствовал себя хозяином… в нем жила неукротимая уверенность в победе при любых, даже самых трудных обстоятельствах.

Он не знал, что такое сомнение в своих силах… Самое главное он схватывал на лету… Он был не только храбр – он был дерзок и напорист необычайно… В решительную минуту он умел отбрасывать все, что могло бы ему помешать добиться победы…» ( из книги В.В.Чкаловой)

В 1924-28 годах Валерий Павлович служил в 1-й краснознаменной истребительной эскадрилье в Ленинграде. С этим периодом связано не только совершенствование мастерства (В.П.

совершил свой первый полет вверх колесами, фигуру Иммельмана, двойные бочки на предельно малой высоте), но и дисциплинарные взыскания (отстранение от полетов, тюремное заключение).

Валерий Павлович не был сломлен трудностями.

В ноябре 1930 года В.П.Чкалов был командирован на работу в научно-испытательный институт ВВС в группу истребителей. В начале лета 1931 года в НИИ разрабатывался новый проект-конструкция «самолет-звено».

На крыльях ТБ-1 размещались два истребителя И-4. Питание истребителей присоединялось к топливным бакам ТБ, и во время полета на крыле самолета они не расходовали собственного горючего.

В результате дальность полета истребителей увеличивалась в 2 раза.

Во время испытаний конструкции «самолет-звено» один из летчиков совершил ошибку: открыл замки истребителя, управляемого Чкаловым, раньше, чем тот освободил хвостовой замок. «Самолет взмыл, будучи «привязанным»задним замком к крылу ТБ.

За отпущенные доли секунд Чкалов сумел вывернуть самолет таким образом, что вырвал задний замок из рамы и оторвался от крыла. Затем как ни в чем не бывало , пристроился к «матке»и благополучно совершил полет». В.В.Чкалова.

«Период его жизни с 1924 по 1933 был наиболее творческим… Чкалов обосновал и практически доказал возможность выполнения целого ряда новых фигур высшего пилотажа, не предусмотренных прежними уставами. Им изобретены восходящий штопор , замедленная управляемая бочка…

Ему принадлежит открытие такой боевой фигуры пилотажа, как атака с перевернутого самолета.

Бой на низких высотах был разработан им задолго до Великой Отечественной войны… Все эксперименты, которые проводил Чкалов в воздухе, все его новшества и изобретения подчинялись одной цели: повысить до совершенства боевую подготовку летчика, подготовить его к положительному исходу в предстоящих воздушных боях». В.В.Чкалова

В 1934-35 гг. Валерий Павлович испытывает истребители, созданные Н.Н.Поликарповым – И-16, И-17. 5 мая 1935 года инженера конструктора Н.Н.Поликарпова и летчика-испытателя В.П.Чкалова наградили орденом Ленина.

Общая информация (часть 2)

В январе 1935 года Герой Советского Союза С.А.Леваневский в письме в редакцию газеты «Правда» выдвинул предложение совершить беспосадочный перелет Москва-Сан-Франциско через Северный полюс.

«Цель этого перелета: 1) установление рекорда дальности полета по прямой; 2)беспосадочный полет именно через Северный полюс; 3) установление кратчайшего пути между двумя крупнейшими пунктами мира; 4) обследование и нанесение на карту «белых пятен» Северного полярного бассейна; 5) демонстрация достижений советской авиационной промышленности…» С.А.Леваневский

С.А.Леваневский

Перелет по маршруту Москва-Белозерье-Москва-Купянск-Славянск-Москва 9 июля 1935 года был прерван из-за неполадок в системе маслопроводки.

14 июля 1936 года принимается Постановление Совета труда и обороны «О беспосадочном перелете на самолете РД» по маршруту: Москва-о-в Виктория, Земля Франца Иосифа, Северная Земля – Нордвик, Бухта Тикси, Петропавловск на Камчатке- Александровск на Сахалине -Хабаровск-Чита. Состав экипажа: командир-летчик-испытатель 39 завода Чкалов В.П., 2-й пилот-летчик –испытатель 22-го завода Байдуков Г.Ф. и штурман – военный инженер 1 ранга флаг-штурман Беляков А.В. Старт был дан 20 июля 1936 года в 5 часов 45 мин.

Полет проходил в очень сложных метеорологических условиях. Из-за обледенения самолета экипаж вынужден был произвести посадку на острове Удд. В этом беспосадочном перелете экипажем было пройдено 9374 км за 56 ч 20 мин, причем более 10 часов слепого полета.

В.П. Чкалов оценил результаты перелета в статье газеты «Правда» от 14 августа 1936 года: «…Мотор и все части самолета проработали без всякого ремонта ( и без всяких нареканий) почти 160 часов. Уже одно это достаточно красноречиво свидетельствует о выдающихся качествах конструкции в целом и винтомоторной группы в частности.

Экипаж «АНТ-25» приносит горячую благодарность А.Н.Туполеву, инженеру-конструктору П.О.Сухому, инженеру Е.К.Стоману, инженеру-конструктору А.А.Микулину,….,всем товарищам, создавшим прекрасную машину, на которой нам удалось осуществить «Сталинский маршрут».

За мужество, отвагу, выдержку, хладнокровие, настойчивость и мастерство, проявленные в полете, членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза. 10 августа героев с искренней радостью и гордостью за победу встречали восторженные москвичи.

На аэродром приехали Сталин, Орджоникидзе, Ворошилов, Каганович. «Перелет экипажа затмил мировой рекорд дальности беспосадочного перелета французских летчиков Кодоса и Росси, которые в 1933 г.

покрыли расстояние в 9104 км от Нью-Йорка до Райяка (Сирия) за 70 часов…

Значение этого перелета для Советского Союза было очень велико. Руководство страны приравняло его значение к действию двух полевых армий. Советские летчики продемонстрировали силу и мощь нашей авиации восточным соседям, особенно Японии, с которой в этот период отношения были достаточно напряженными». В.В.Чкалова

Впереди были новые цели и новые победы. 18-20 июня 1937 года был осуществлен первый в истории беспосадочный трансполярный перелет через Северный полюс в Америку.

«О перелетах через Северный полюс мечтали все летчики мира, а осуществить этот перелет, пролететь над «крышей мира», покорить неприступную Арктику, проявив мужество, отвагу и смелость, впервые удалось только Героям Советского Союза Валерию Павловичу Чкалову, Георгию Филипповичу Байдукову и Александру Васильевичу Белякову». В.В.Чкалова

За этой скромной оценкой действий советских летчиков кроется 63 часа работы профессионалов в неимоверно сложных условиях. Действие нескольких циклонов требовало вести самолет «вслепую», бороться с обледенением. «Стало совсем темно.

Влево от нас сплошная черная стена…Все скрылось из поля зрения. Самолет, со всех сторон закрытый облаками, стал мгновенно покрываться прозрачным льдом…» В. П.Чкалов «Наш полярный рейс» Успешная посадка произошла в Ванкувере в 16.20. 20 июня.

Был преодолен путь в 8582 км.

Американские газеты писали: «Нынешний полет Чкалова, Байдукова и Белякова следует расценивать более глубоко, чем простую попытку побить мировой рекорд безостановочного перелета. Этот полет рассматривается как подготовка к установлению регулярной транспортной воздушной линии между США и СССР…» «Нью-Йорк Таймс» 20.06.1937 г.

Валерий Павлович был не только профессионалом высокого класса, он обладал замечательными организаторскими способностями, горячо любил свою родину, был настоящим патриотом. 18 декабря 1937 года В.П.Чкалова избрали депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

В этот период Валерий Павлович часто бывает в разных городах и селах страны, отвечает на письма избирателей, выполняет их просьбы. Валерия Валерьевна Чкалова в своей книге пишет: «За год депутатской деятельности отец получил более трехсот писем избирателей. Каждая просьба выполнена, на каждое письмо дан ответ».

Авторитет и популярность Валерия Павловича среди простого народа был огромен. «Отец не мог жить без друзей. Его широкая натура, необыкновенные душевные качества, правдивость с обращение с людьми и доброжелательность привлекали к нему внимание, располагали к общению и оставляли в кругу его друзей» В.В.

Чкалова

Валерия Павловича не стало 15 декабря 1938 года. Официальная версия, опубликованная в прессе в 1938 году, гласила: «…погиб при испытании нового самолета». Документация о расследовании катастрофы тогда получила гриф «Совершенно секретно».

В 1955 году появляется новое заключение Комиссии по расследованию гибели самолета И-80. Вина возложена на главного конструктора Н.Н.Поликарпова и В.П.Чкалова, т.к. им было известно о дефектах и недоделках самолета, но полет не был отложен.

Валерия Валерьевна Чкалова подробно исследовала документы дела, хранящиеся в архивах и в своей документальной публицистической повести поминутно восстановила события тех трагических дней. Эти материалы дают возможность сделать вывод, что все высокопоставленные чиновники, включая Сталина, Молотова, Ворошилова знали о дефектах самолета и все – таки первый полет был произведен.

«Из всех технических подробностей следует только один вывод — самолет к полету не должен был выпускаться.

Об этом был хорошо осведомлен Берия… Мотор М-88, поставленный на самолет, не имел никаких «опознавательных знаков».

Что это был за мотор, откуда он взялся? … Почему заглох мотор? Вряд ли от переохлаждения, так как Чкалов летал 6-7 минут. На все эти вопросы сейчас однозначно ответить не возможно.

Ни Сталин, ни Молотов, ни Ворошилов не запретили испытание этого самолета. В результате своего молчаливого единодушного решения они не оставили Чкалову шансов на жизнь.

Почему так поступил Сталин с человеком, которого, как утверждают многие, он любил? Может быть потому, что этот человек перерос планку, высота которой была ему определена, стал излишне популярен и любим в народе, стал «известным всему миру человеком.

А может быть потому, что изменились его взгляды на жизнь, что он уже не мог жить и мыслить так, как требовали вожди?» В.В.Чкалова

Больно и тяжело осознавать, что жизнь человека, наделенного такими качествами, как железная воля, целеустремленность, скромность, доброта, патриотическая любовь к Родине, оборвалась из бесчеловечных условий тоталитарного режима. «В.П. Чкалов прожил всего 34 года, но этих лет хватило на весь XX век, и сейчас в XXI веке его помнят не только в нашей стране, но далеко за рубежом». В.В.Чкалова

Источник: http://olymp.aviaschool.net/lsra-xml/creator/debug/units/unit44.html

Ссылка на основную публикацию