Вишневская галина павловна

Галина Вишневская

Галина Вишневская – знаменитая советская оперная певица с певчим голосом сопрано, солистка Большого театра Союза ССР и Народная артистка СССР.

Помимо музыкальной сцены, Галина Павловна реализовала собственный потенциал как актриса, театральный режиссер и педагог, а также как руководитель Московского Центра оперного пения.

Талант и кропотливая творческая работа певицы получили и официальное признание.

Величайшая оперная певица России Галина Павловна Вишневская родилась в октябре 1926 года в Ленинграде. Будущая оперная певица появилась на свет с фамилией Иванова. Детство и юность будущей примы Большого театра и певицы, покорившей собственным талантом поклонников оперы всего мира, были невероятно трудными.

Оперная певица Галина Вишневская

Родители Галины Ивановой развелись, когда она была ребенком. Груз воспитания крошечной девочки они переложили на бабушку, маму отца. Как позже призналась Галина Павловна, родители всегда были чужими ей людьми.

Отца репрессировали перед войной. Девочка провела свое детство и юношеские годы в Кронштадте, где и встретила грянувшую войну. Что касается отношений Галины Ивановой с матерью, то после 13-летней разлуки та попросту не узнала свою дочь при встрече.

В 16 лет Галина Иванова осталась совсем одна – бабушка не пережила блокады и умерла. Девушку приняли в часть ПВО. Еще до этого обнаружилось, что у нее замечательный голос.

Поэтому Иванову часто задействовали в концертах для защитников. Она пела на кораблях, в госпиталях и землянках.

Спустя год 17-летнюю девушку приняли на работу в Выборгский дом культуры, где она трудилась помощницей осветителя.

Галина Вишневская в молодости

Под конец войны возобновилась работа музыкальной школы в Выборге. Галина, давно мечтавшая профессионально развивать вокал, сразу же отправилась учиться. После снятия блокады юная певица была принята в хор Ленинградского Театра оперетты. Вскоре ей доверяли сольные партии.

Музыка

Переломным в карьере Галины Вишневской (на тот момент она уже успела побывать замужем за моряком, от которого оставила себе красивую фамилию) оказался 1952 год. Молодая певица услышала о проводимом Большим театром конкурсе. Несмотря на то, что у Вишневской не было классического музыкального образования, она рискнула и была приглашена в качестве стажерки.

Галина Вишневская

Почти сразу молодой исполнительнице предложили одну из главных партий в опере «Фиделио» – Леоноры. Почитатели оперного пения тут же оценили талант и необыкновенные вокальные данные Галины Вишневской. Вскоре она превратилась в приму БТ. Последовали главные партии в «Евгении Онегине», «Аиде», «Войне и мире», «Каменном Госте» и «Лоэнгрине».

В 1950-60 годы творческая биография Галины Вишневской была более чем успешной. Прима БТ побывала с гастрольными турне в Америке, Лондоне и Милане, где советскую оперную звезду слушали посетители «Ковент-Гарден» и «Ла Скала».

В 1966 году Вишневская дебютировала на экране. Она сыграла главную героиню фильма-оперы «Катерина Измайлова», поставленную на музыку Дмитрия Шостаковича. В том же году оперная звезда экстерном получила высшее образование в Московской консерватории.

Галина Вишневская в фильме-опере «Катерина Измайлова»

В конце 1960-х карьера Галины Вишневской стремительно пошла вниз. Этому предшествовала поддержка Галиной Павловной и ее мужем Мстиславом РостроповичемАлександра Солженицына, исключенного из Союза писателей. Имя Вишневской перестали упоминать в газетах, все ее гастроли отменили и не позволяли записывать новые пластинки.

Галина Вишневская уговорила супруга уехать за рубеж, где их любили и восхищались их творчеством. Первым весной 1974 года уехал Ростропович. За ним, оформив отъезд как длительную командировку, уехала Галина Павловна с детьми. Сначала семья остановилась во Франции, потом жила в Америке и Англии. После того как Вишневская и Ростропович приобрели жилье в Париже, в СССР их лишили гражданства.

Оперная певица Галина Вишневская

Во время длительного пребывания за рубежом Галина Вишневская выступала на лучших мировых сценах. Точку в своей карьере она поставила последним выступлением в парижском «Гранд-опера».

После этого певица занималась преподавательской деятельностью, ставила спектакли и писала мемуары. Книга под названием «Галина» вышла в Вашингтоне. Там Вишневская в нелестных тонах поведала читателю о жизни в России.

Ростропович и Вишневская возвратились на родину в 1990-х. Им вернули все награды и регалии, а также гражданство. Но они его не приняли. Вишневская мотивировала это тем, что они не отказывались от российского гражданства и не просили его вернуть.

Галина Вишневская

С 1993 года Галина Павловна служила в Театре имени А. П. Чехова. Она вышла на подмостки в главных ролях нескольких спектаклей.

В 2002 году певица начала руководить Московским Центром оперного пения. На официальном сайте Центра размещено вступительное слово дочери певицы Ольги Ростропович, в котором женщина рассказывает о работе этого центра, называет этот Оперный центр делом всей жизни Вишневской, а также главной мечтой певицы.

Оперная певица Галина Вишневская

Галина Павловна работала в собственном Центре оперного пения пять дней в неделю. Кроме того, оперная дива вела авторские мастер-классы, билеты на которые моментально раскупались.

На экране зрители увидели оперную диву в 2007 году в главной роли картины «Александра» Александра Сокурова.

Личная жизнь

Первый брак Галины Ивановой случился, когда певице исполнилось 17. Георгий Вишневский оказался военным моряком. Этот брак продлился только несколько месяцев 1944 года. От него Галина оставила звучную фамилию.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская

Вторым мужем Вишневской оказался старший на 22 года директор Ленинградского Театра оперы Марк Рубин. В 1945 году у пары родился сын Илья, умерший в младенчестве.

Брак продлился 10 лет, но окончился сразу же после встречи Галины Павловны с Мстиславом Ростроповичем. Это случилось в 1955 году на Пражском фестивале молодежи. Вскоре музыканты женились.

В браке появилось две дочери – Ольга и Елена.

Эта звездная пара прожила вместе 52 года. Личная жизнь Галины Вишневской рядом с ее талантливым и любимым мужем была счастливой и долгой.

Галина Вишневская с дочерьми

В 2009 году на экраны вышел документальный фильм под названием «Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович», который рассказывает историю любви оперной дивы и дирижера.

Фильм снят как диалог между Галиной Вишневской и ее дочерью Ольгой Ростропович. В картине женщины предаются воспоминаниям, ностальгии и лирическим размышлениям.

Кроме того, в картину вошли кадры и пленки, хранившиеся в семейном архиве, а также моменты со съемок концертов музыкантов.

У Вишневской с Ростроповичем не возникало проблем внутри семьи, несмотря на стремительный роман и поспешный брак. Но семья столкнулась с внешними проблемами. Вместе музыканты пережили гонения, вместе покинули родные края, отправились в эмиграцию и также вместе вернулись обратно в родную страну.

Галина Вишневская с мужем

Но все же в интервью, которое вышло к 87-летию знаменитой певицы, Галина Павловна заявила, что даже будь у нее возможность, певица не стала бы ничего переигрывать в собственной судьбе.

Смерть

Не стало Галины Вишневской в самом конце 2012 года. На момент смерти ей было 87 лет. Как сообщили врачи, причиной смерти стало «естественное угасание». Галина Павловна на 5 лет пережила своего мужа Мстислава Ростроповича.

Могила Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича

После отпевания тела в Храме Христа Спасителя певицу похоронили на Новодевичьем кладбище.

Партии

  • 1953 — Татьяна в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
  • 1954 — Леонора в опере «Фиделио» Л. ван Бетховена
  • 1955 — Купава в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1957 — Катерина в опере «Укрощение строптивой» В. Шебалина
  • 1957 — Керубино в опере-буфф «Свадьба Фигаро» В. Моцарта
  • 1957 — Баттерфляй в опере «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини
  • 1959 — Лиза в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского
  • 1959 — Наташа Ростова в опере «Война и мир» С. С. Прокофьева
  • 1962 — Донна Анна в опере «Каменный гость» А. С. Даргомыжского
  • 1964 — Виолетта в опере «Травиата» Дж. Верди
  • 1965 — Героиня в опере «Человеческий голос» Ф. Пуленка
  • 1970 — Марфа в опере «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1971 — Флория Тоска в опере «Тоска» Дж. Пуччини
  • 1973 — Франческа в опере «Франческа да Римини» С. Рахманинова
  • 1974 — Полина в опере «Игрок» С. С. Прокофьева

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/2652-galina-vishnevskaya.html

Галина Вишневская биография, фото, ее семья и дети, слушать песни онлайн

Родным городом певицы является Ленинград. Галина была совсем маленькой девочкой, когда её родители развелись. Она оказалась у бабушки (матери отца) в городе Кронштадте, куда её отдали на воспитание.

Война началась, когда ей было всего четырнадцать. Бабушка скончалась, не пережив блокады, и оставшаяся одна Галя была принята в местный отряд ПВО.

В семнадцать лет девушка поступила на работу в дом культуры города Выборга, где трудилась помощником осветителя.

В 1943-ем году начала работать музыкальная школа. Там Галина училась петь. Когда блокаду сняли, девушку приняли в хор Театра оперетты. Очень скоро вокальные данные Вишневской были замечены, и она начала исполнять сольные партии. Чтобы совершенствовать вокал, Галина брала уроки. Ради подработки юная певица выступала в филармонии и на эстраде.

В 1952-ом году Галина отправилась на организованный Большим театром Всесоюзный конкурс. При том что у неё отсутствовало классическое музыкальное образование, её пригласили в Большой в качестве стажёра. Там оперной певице сразу предложили в «Фиделио» исполнить партию Леоноры.

Обладание не только вокальными, но ещё и актёрскими данными сделало её сразу любимицей публики. Вскоре она появилась в «Снегурочке» и в «Евгении Онегине». Прошло ещё немного времени, и Галина начала выходить на сцену в качестве исполнительницы главных партий в «Аиде», «Войне и мире», «Каменном Госте», «Лоэнгрине» и др.

Вишневская в пятидесятых-шестидесятых годах стала примой оперной сцены. С гастрольным турне в 1959-ом году она отправилась в Америку, а в 1962-ом году выступила в Лондоне, где впервые предстала в «Аиде». Отправившись в 1964-ом в Милан, Галина Павловна пела со сцены «Ла Скала».

В 1966-ом году на экраны вышел фильм-опера с участием певицы.

Он назывался «Катерина Измайлова». Музыку же к этому фильму написал Дмитрий Шостакович. Зрители смогли оценить не только голос Вишневской, она смогла раскрыться и как драматическая актриса.

В конце шестидесятых годов семья Галины Павловны поддержала Александра Солженицына, который в тот период был исключён из Союза писателей. Это послужило причиной того, что о Вишневской прекратили писать в журналах и газетах, хотя она и продолжала петь со сцены Большого театра.

Вскоре её гастроли оказались под запретом, не разрешали выезжать за границу, а также записывать пластинки. Всё это стало причиной того, что Галина Павловна уговорила мужа уехать за границу. Это было весной 1974-го года.

Сначала на зарубежные гастроли отправился Мстислав Ростропович, который был мужем певицы, позже Вишневская отправилась вслед за ним вместе с дочерьми. Официально это было оформлено, как длительная заграничная командировка. На самом же деле, возвращаться они не собирались. Семья жила во Франции, в США и в Великобритании.

Когда же в Союзе стало известно, что Вишневская с мужем купила квартиру в Париже, их лишили советского гражданства.

Спустя некоторое время Ростропович был приглашён в США. Национальный симфонический оркестр предложил ему место главного дирижёра. Семья переехала вслед за ним. Галина Павловна всё время выступала на сценах лучших театров.

Только в середине восьмидесятых годов гениальная певица перестала выходить на сцену, закончив карьеру выступлением в «Гранд-опера» в Париже. Она занялась постановкой спектаклей, выступая в качестве режиссёра, преподавала, снималась в кино и писала мемуары.

Её книга вышла в Вашингтоне и была названа «Галина». В ней, в расчете на иностранного читателя, описывалась жизнь в Союзе, благодаря чему читатели, как выразилась Галина Павловна, могли понять, что же такое – Россия.

В девяностых годах Вишневская с мужем вернулась на Родину, где вскоре им вернули все ордена и регалии, а также советское гражданство. Тем не менее супруги отказались от гражданства.

С 1993-го года певица работала в театра имени Чехова. В постановке «За зеркалом» она сыграла Екатерину II. Был у певицы и опыт съёмки в кино.

Так, Галина Павловна снялась в главной роли в кинокартине «Катерина Измайлова» по одноименной опере Д. Д. Шостаковича.

С 2002-го года певица стала руководителем Центра оперного пения. В 2007-м году Вишневская вновь сыграла в кино главную роль. На этот раз это была кинокартина «Александра», которую снял А. Сокуров. Известно, что режиссёр написал сценарий специально для Вишневской.

В декабре 2012-го года знаменитая оперная певица скончалась. Ей было восемьдесят шесть лет. Она умерла, как сказали врачи, по причине «естественного угасания». Георгий Вишневский стал первым мужем семнадцатилетней Галины. Спустя два месяца они расстались, но фамилию девушка не меняла, так и оставшись Вишневской.

Её муж был морским офицером. Марк Рубин стал следующим мужем певицы. Их разница в возрасте составляла двадцать два года. В то время он работал в должности директора Ленинградского театра оперы. В 1945-ом году их двухмесячный ребёнок умер. Вскоре Галина заболела туберкулёзом. Муж настоял, чтобы она поехала в санаторий.

Со временем болезнь удалось победить.

В 1955-ом году Мстислав Ростропович стал третьим мужем Галины Павловны. Они начали встречаться на фестивале молодёжи в Праге, а спустя время поженились. Через год у них появилась дочь Ольга, а ещё через два года певица родила вторую дочку, которой дали имя Елена.

Читайте также:  Город воинской славы малоярославец

Вместе супруги прожили пятьдесят два года. Ростроповича не стало в 2007-ом году.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-galina-vishnevskaya.html

Вишневская галина павловна

Для многих людей на Западе Галина Вишневская – мадам Ростропович. Но в России еще живы тысячи поклонников, которые бегали на ее выступления в Большой театр. В круг ее общения входили Булганин и Фурцева, Шостакович и Бриттен, Солженицын и Бродский, ее принимают в домах Ельцина и Ширака. Так что Вишневская – не только знаменитая певица, но и человек-эпоха.

Будущая оперная примадонна родилась 25 октября 1926 г. в Ленинграде. С 6-недельного возраста маленькая Галя росла в доме у бабушки Дарьи Ивановой, куда ее пристроил отец. Родители забирали к себе ребенка на очень непродолжительное время.

Мать была равнодушна к дочери от нелюбимого человека, а та, признавая, что «была неласковым ребенком», даже не могла выговорить слово «мама». Отца же девочка люто ненавидела: «В моей детской душе разгоралось пламя ярости и ненависти к нему самому, к его словам, даже к его голосу.

У меня бывало непреодолимое желание подойти к нему сзади и ударить по красному затылку».

В 1930 г., когда родители расходились, отец спросил четырехлетнюю дочь, с кем она хочет остаться, и та ответила:

«С тобой», то есть с бабушкой. Так Галя окончательно перебралась в Кронштадт.

Наследственность и окружающая девочку обстановка наложили свой отпечаток на ее характер: «Что и говорить, характерец у меня, конечно, был не сахар… Упрямая я была ужасно и настойчивая.

Уж если чего захочу – подай и кончено. Во что бы то ни стало… Если же ставила перед собой цель – то шла напролом. Хоть кол на голове теши».

В школе училась, как все, уроки дома никогда не делала, запоминая материал прямо в классе. Терпеть не могла точные науки, отдавая предпочтение литературе, истории и пению: «Мне кажется даже, что я научилась говорить позднее, чем петь. Я росла и всегда пела. В школу пошла – пела, и первая кличка в первом классе у меня была «Галька-артистка». Я с детства знала, что буду на сцене».

Когда пришла война, Галя отказалась эвакуироваться из Кронштадта. Это странное решение она объясняла тем, что не видела смысла в отъезде: «Как и все, в блокаду я была истощена от голода.

Бабушка сгорела у меня на глазах в квартире. Меня спасло желание жить и – мечта. Я лежала, умирала с голоду и видела, как пою – в бархатном черном плаще и в большой шляпе.

Если бы мечтала о куске хлеба, то уж точно умерла бы».

Из лап голодной смерти ее вырвали бойцы отряда МПВО. Весной 1942 г.

Галя Иванова была зачислена в отряд, где получала армейский паек и до самого прорыва блокады работала на разборке завалов, тушении пожаров и оказании медицинской помощи жителям города.

С тех пор прошло много времени, и прославленная певица заслужила огромное количество наград, но самой главной она до сих пор считает медаль «За оборону Ленинграда».

В сентябре 1944 г., по прошествии двух месяцев неудачного супружества с военным моряком Георгием Вишневским 17-летняя Галина была принята в Ленинградский областной театр оперетты. У нее не было никакого музыкального образования, но зато был от природы поставленный голос.

Ее консерваторией стала сцена: «Еще шла война, и меня взяли в театр просто так. Я иногда пела в хоре, а все остальное время сидела в кулисах и слушала спектакли». Просидев несколько месяцев в кулисах, она выучила наизусть весь репертуар – и ансамбля, и хора, и солистов.

Однажды артистка, которая играла Поленьку в спектакле «Холопка», сломала ногу: «Никто не знал ее роль, кроме меня. На следующее утро была единственная репетиция, а вечером мы сыграли спектакль».

За 4 последующих года Галина сыграла в театре сотни постановок, научилась танцевать, приобрела сценическую свободу и вместе с тем поняла, что искусство – «не кринолины, не сказочно-счастливые короли и королевы, а тяжелый, изнурительный труд.

И если хочешь быть большой актрисой, надо быть готовой ко многим жертвам».

В 18-летнем возрасте Вишневская стала гражданской женой директора театра Марка Рубина и наконец обрела то, чего у нее никогда не было – дом и семью. Через год Галине довелось пережить очередную трагедию – от отравления умер ее маленький сын, не прожив и 2,5 месяцев. Едва оправившись от горя, она снова окунулась с головой в концертную работу.

В 1952 г. провинциальная певица переступила порог московского Большого театра и сразу же «ворвалась» в список ведущих артисток.

О том времени известный оперный режиссер Борис Покровский писал: «Как будто кто-то свыше для проверки нашего художественного чутья заслал к нам молодую, красивую, умную, энергичную женщину с экстраординарными музыкально-вокальными данными, уже кем-то когда-то отработанными, отшлифованными, натренированными, с актерским обаянием, темпераментом, природным сценическим самочувствием и дерзкой правдой на устах. Совершенно готовую для того, чтобы стать первоклассным исполнителем любой партии, любой роли. В высшей степени профессионал!»

«Я пришла в Большой театр, – вспоминала спустя десятилетия Вишневская, – и сразу стала работать с Мелик-Пашаевым. Какой он был дирижер! Впервые в России он ставил единственную оперу Бетховена «Фиделио».

И на главную роль Леоноры взял меня – бывшую опереточную «певичку». Я стала его любимой певицей. А с замечательным оперным режиссером Покровским я сделала все свои роли в Большом театре – от первой до последней. Вот такие люди встречались на моем пути.

Это моя единственная привилегия, данная Богом».

За 22 года выступлений на главной сцене страны Галина создала множество незабываемых женских образов в русских и западноевропейских оперных шедеврах. Каждый год певица отмечала новой оперной партией.

И что удивительно, у нее ни разу не было неудачной работы! Она была просто рождена для сцены. Вишневская представляла собой певицу, в которой все вокальные и артистические свойства проявлялись чрезвычайно ярко и гармонично.

Это сделало ее карьеру в Большом театре поистине искрометной.

В апреле 1955 г. на одном из приемов в ресторане «Метрополь» Галина познакомилась с виолончелистом Мстиславом Ростроповичем. Вскоре они оказались на фестивале «Пражская весна» в Чехословакии и, пробыв вместе всего 4 дня, решили больше не расставаться.

После молниеносной женитьбы сюрпризом для Вишневской оказалось только то, что ее Слава – не рядовой музыкант, сидящий в оркестровой яме, а виртуозный виолончелист и дирижер, а для Ростроповича – то, что Галина не просто хорошая, а гениальная оперная певица. Зависть к творческим достижениям друг друга в «звездной» семье никогда не возникала: «Я преклоняюсь перед успехами, перед гениальностью мужа. Он чтит меня как певицу. У нас разные жанры, поэтому и речи не может быть о какой-то зависти друг к другу…»

В марте 1956 г. у счастливых молодоженов родилась дочь Ольга, а через год с небольшим – Елена. Сейчас Елена живет в Париже, у нее четверо детей, Ольга с двумя детьми – в Нью-Йорке. У их родителей – поместья в Париже, Англии, Америке.

В США – большое имение, 400 гектаров земли. Есть у них квартиры и в Вашингтоне, и в Нью-Йорке, и в Лозанне, и в Лондоне. Но больше всего Галина любит жить в Париже, на авеню Жорж Мандель, недалеко от Эйфелевой башни и Булонского леса.

Часто она бывает на родине в Петербурге и в Москве.

За границей Вишневская оказалась вместе с семьей в 1974 г. после вынужденного отъезда «в творческую командировку» и последующего за ним лишения советского гражданства.

Когда Галина уезжала из СССР, за ее плечами было тридцать лет оперной карьеры: «На Западе меня знали (я ездила за границу с 1955 г.), приехала туда известной певицей. Для меня ничего нового там не было – просто продолжила свою карьеру до тех пор, пока могла петь.

Могла бы пропеть еще несколько лет. Но считаю, что лучше уйти раньше, чем позже. Я ушла на самом пике карьеры и очень этому рада».

Последний раз Вишневская вышла на сцену в 1982 г. в своих прощальных спектаклях парижского Гранд-Опера – это была Татьяна в опере Чайковского «Евгений Онегин». Позже с мужем они сделали запись оперы Прокофьева «Война и мир», записали 5 дисков с романсами русских композиторов-классиков: Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина и Чайковского.

«Я всегда очень критически относилась к себе, к своему творчеству прежде всего, и, пока не добивалась результата не на сто – на пятьсот процентов, не позволяла себе выходить на сцену, – говорила Галина журналистам. – Но в какой-то момент я почувствовала усталость, знаете, когда пение не приносит счастья, естественного наслаждения от самого присутствия на сцене.

Я пела сорок пять лет – достаточно?»

Потом она ставила оперные спектакли: «Царскую невесту» в Риме, Вашингтоне и Монако, «Иоланту» в Англии, но поняла, что ее это не увлекает: «Я привыкла в искусстве делать только то, что мне безумно нравится.

И потом, я диктатор, а режиссер не должен быть диктатором. У меня как: чтобы за две недели репетиций абсолютно все было сделано, чтобы артисты все это время были на высоте, чтобы… В общем, слишком много требований.

Для актеров это очень трудно, и не у всех получается. Но иначе я не могу».

В последнее время Галина вместе с Ростроповичем готовила к постановкам оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» с русскими певцами и на русском языке. Везде – в Мадриде, в Мюнхене, Буэнос-Айресе и Риме – этим спектаклям сопутствовал огромный успех.

В 1990 г. Вишневской и Ростроповичу было возвращено российское гражданство. Свой 75-летний юбилей прославленная певица отмечала на самой любимой сцене – в Большом театре. Она по-прежнему красива, привлекательна, в великолепной форме.

Сегодня Галина продолжает активно трудиться, проводит мастер-классы, патронирует благотворительные фонды. Она создала в Москве театр-школу, в которой обучаются дети от 7 до 16 лет.

Вдвоем с мужем Галина помогает детским учреждениям в Нижегородской области, они основали фонд помощи Академии педиатрии в Санкт-Петербурге.

Но главным своим делом Вишневская считает Школу оперного искусства для выпускников консерваторий, которую она смогла открыть 1 сентября 2002 г. в Москве. Свою задачу Галина видит в том, чтобы «научить артиста выходить на сцену».

Она считает, что «когда певец приходит в театр, никто с ним не занимается: театр – это организм, который работает на публику, ему не до личностей. Молодой артист где-то сбоку, пробивается, как может. Такой школы, как я задумала, в мире не существует – по замыслу, программе, дисциплинам.

Я же все это знаю на своем опыте. Еще Шаляпин мечтал о такой школе».

В недавнем своем интервью Галина Вишневская сказала: «У меня всю жизнь не было и минуты неудовлетворенности моей судьбой. Я счастлива во всех отношениях. У меня была самая счастливая карьера».

Источник: http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=432536

Вишневская, Галина Павловна

вишневская галина павловна малахова, вишневская галина павловна якубовская
Галина Павловна Иванова

Полное имя

Галина Павловна Вишневская Дата рождения

25 октября 1926(1926-10-25) Место рождения

Ленинград, РСФСР, СССР Дата смерти

11 декабря 2012(2012-12-11) (86 лет) Место смерти

Москва, Россия Страна

СССР СССР →Россия Россия Профессии

певица, оперная певица, актриса, театральный режиссёр, педагог Певческий голос

сопрано Инструменты

фортепиано Жанры

опера Коллективы

Большой театр Награды  Аудио, фото, видео на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с именем Вишневская, Галина. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Иванова.

Гали́на Па́вловна Вишне́вская (урождённая Иванова; 25 октября 1926, Ленинград — 11 декабря 2012, Москва) — советская и российская оперная певица (сопрано), театральный режиссёр, педагог, актриса. Народная артистка СССР (1966). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Память
  • 3 Семья
  • 4 Почётные звания и награды
  • 5 Оперные и концертные премьеры
  • 6 Роли в кино
    • 6.1 Документальные фильмы о Вишневской
  • 7 Примечания
  • 8 Источники
  • 9 Ссылки

Биография

Галина Павловна родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде, ныне — Санкт-Петербург, но почти всё детство провела в Кронштадте. Отец был репрессирован перед войной.

Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. В 1943–44 гг. в течение полугода училась в Ленинградской Музыкальной школе для взрослых им. Н. А.

Римского-Корсакова в классе сольного пения И. С. Дид-Зурабова.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии.

В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором браке (официально незарегистрированном, или, вернее сказать, не до конца оформленном по всем правилам) — за директором Ленинградского театра оперетты Марком Ильичом Рубиным, который после ухода из театра стал её импресарио.

С 1951 по 1952 год, уйдя вместе с мужем из театра оперетты, брала уроки пения у Веры Николаевны Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы.

В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А.

Читайте также:  Серия монет - столицы стран европы, освобождённых красной армией в 1943 – 1945 гг.

 Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий, среди, которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского; Купава в «Снегурочке» Н. А.

 Римского-Корсакова; Донна Анна в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре «Ковент-Гарден», Лондон, выступала в «Метрополитен-Опера», Нью-Йорк); «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, 1965

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого впоследствии виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л.

 Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира.

В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Николай Булганин.

https://www.youtube.com/watch?v=c4v0qowxPio

В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр Михаил Шапиро). Была первой исполнительницей ряда посвященных ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи «Бразильской бахианы» написано стихотворение Анны Ахматовой «Слушая пение» (1961).

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся певцов: С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, И. И. Петрова, И. К.

 Архиповой, за рубежом — Дитриха Фишера-Дискау, Пласидо Доминго, Николая Гедды и др. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 г. театра «Ла Скала», «Турандот», Дж.

Пуччини, где она выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

В сентябре 1969 года Вишневская и Ростропович предложили проживать на своей даче А. И. Солженицыну, в октябре 1970 написали открытое письмо в его поддержку.

В ответ на это власти практически полностью исключили упоминание о Вишневской в СМИ, ввели ограничения творческой деятельности.

Тем не менее, Вишневская продолжала выступления в Большом театре, с успехом гастролировала за рубежом, в 1971 была награждена Орденом Ленина.

В марте 1974 года вместе с мужем обратились к Л. И. Брежневу с просьбой о разрешении выезда за границу, которая была удовлетворена. В том же году выехала с мужем и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР.

Во время пребывания за рубежом, в марте 1978 года, Вишневская и Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград — «за действия, порочащие звание гражданина СССР».

Проживали в США, во Франции, Вишневская выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Прощальное выступление Галины Павловны состоялось в парижской Гранд-Опера в октябре 1982 (в опере «Евгений Онегин», дирижировал Ростропович).

В январе 1990 года, после обращений ряда деятелей искусств, Вишневской и Ростроповичу было возвращено гражданство СССР, указ Президиума Верховного Совета о лишении государственных наград был отменён.

В феврале 1990 вернулась в СССР, стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства они с мужем отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать.

До конца своих дней она прожила со швейцарским паспортом.

Оставив оперную сцену, с 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова (роль Екатерины Второй в пьесе Е. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в кинофильмах «Провинциальный бенефис» (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского, режиссёр А. Белинский) и «Александра» (2007, режиссёр А. Сокуров).

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне отрицательно оценивает общественный строй в СССР.

Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки.

24 октября 2011 года Галина Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.

В 2006 году режиссёр Александр Сокуров, специально в расчёте на Галину Вишневскую, написал сценарий к своему новому фильму «Александра». Вишневская сыграла в нём главную роль и проявила себя в качестве незаурядной драматической актрисы.

Скончалась 11 декабря 2012 года на 87-м году жизни в Москве. Церемония прощания с певицей проходила 13 декабря в Центре оперного пения. 14 декабря состоялось отпевание в Храме Христа Спасителя. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Память

Лайнер Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот»
«Г. Вишневская»

В честь Галины Вишневской названы:

  • Улица Галины Вишневской в московском районе Новокосино. 26 июня 2013 года Правительство Москвы решило присвоить проектируемому проезду № 326, расположенному на территории района Новокосино Восточного административного округа города Москвы между Суздальской и Новокосинской улицами, наименование — улица Галины Вишневской.
  • Лайнер Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот» «Г. Вишневская».
  • Колледж музыкально-театрального искусства №61 имени Галины Вишневской в Москве
  • Детская музыкальная школа №8 в городе Кронштадт названа именем Галины Вишневской
  • Именем Галины Вишневской названа малая планета Солнечной системы № 4919

Семья

Дома с мужем и дочерьми.
1959 год

  • Первый муж — Георгий Вишневский, моряк (брак продлился несколько месяцев в 1944 году).
  • Второй муж — Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского театра оперетты (неофициальный/недооформленный брак с 1944 по 1955).
    • Сын Вишневской и Рубина — Илья, умер в младенчестве в 1945 году.
  • Третий муж — Мстислав Леопольдович Ростропович (1927—2007), дирижёр, виолончелист (брак с 1955 по 2007).
    • Старшая дочь — Ольга Мстиславовна Ростропович (род. 1956), виолончелистка, возглавляет музыкальный фонд Ростроповича, помогающий молодым музыкантам и проводящий ежегодные фестивали, также сейчас она — художественный руководитель Центра оперного пения.
    • Младшая дочь — Елена Мстиславовна Ростропович (род. 1958), пианистка, руководит международным медицинским фондом «Вишневская — Ростропович», который занимается вакцинацией детей по всему миру.
  • Шестеро внуков: Иван, Сергей, Настасья, Олег, Александр, Мстислав.

Почётные звания и награды

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Г. П. Вишневская. Почтовая марка России, 2014 г.  (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1884).

  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1942)
  • Заслуженная артистка РСФСР (1955)
  • Народная артистка РСФСР (1961)
  • Народная артистка СССР (1966)
  • Орден Ленина (1971)
  • Алмазная медаль города Парижа (1977)
  • Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1982)
  • Командор ордена Почётного легиона (Франция, 1983)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (25 октября 1996) — за большой личный вклад в развитие музыкального искусства
  • Почётный гражданин города Кронштадта (1996)
  • Лауреат Царскосельской художественной премии (2000)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (25 октября 2001) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и активную благотворительную деятельность
  • Национальная премия общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2002)
  • Международная премия Джаккомо Пуччини (2002)
  • Орден Святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви (2004)
  • Орден Петра Великого Академии МВД (2004)
  • Знак чести «Серебряный крест» (2004, общественная организация «Георгиевский союз»)
  • Международная награда — орден «За вклад в Победу» (2005)
  • Национальная премия «Россиянин года» — за беззаветное и талантливое служение искусству, гражданское мужество, силу и щедрость человеческого духа (2005)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (25 октября 2006) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность
  • Почётный профессор МГУ им. Ломоносова (21 ноября 2007)
  • Лучшая женская роль 2007 года по версии национальной премии Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон».
  • Премия «Хрустальный симург» лучшему исполнителю на 26-м Международном кинофестивале «Фаджр» в Тегеране (2008).
  • Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за исполнение главной роли в фильме «Александра» (2008)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (18 октября 2011) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю педагогическую и просветительскую деятельность
  • Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа,Нью-Хемпшир, США)
  • Почетная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа.
  • Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США)
  • Почётный гражданин Нижегородской области (2002)
  • Почётный профессор Московской консерватории.
  • Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (2011) — во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения.
  • Премия правительства РФ в области культуры за 2011 год — за создание школы оперного пения
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (1 декабря 2012) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства

Оперные и концертные премьеры

  1. 1953 — Татьяна («Евгений Онегин», Большой театр).
  2. 1954 — Леонора («Фиделио», Большой театр).
  3. 1955 — Купава («Снегурочка», Большой театр).
  4. 1957 — Девятая симфония Бетховена.
  5. 1957 — Катарина («Укрощение строптивой». Большой театр).
  6. 1957 — Керубино («Свадьба Фигаро», Большой театр).

  7. 1957 — Баттерфляй («Чио-Чио-сан», Большой театр).
  8. 1958 — Аида («Аида», Большой театр).
  9. 1958 — «Реквием» Верди.
  10. 1959 — Лиза («Пиковая дама». Большой театр).
  11. 1959 — Наташа Ростова («Война и мир», Большой театр).
  12. 1961 — «Сатиры» Шостаковича.
  13. 1962 — Алиса Форд («Фальстаф», Большой театр).

  14. 1962 — Маргарита («Фауст», Большой театр).
  15. 1962 — Донна Анна («Каменный гость». Большой театр).
  16. 1962 — Missa Solemnis Бетховена (Эдинбург).
  17. 1962 — «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Шостаковича.
  18. 1962 — Зинка («Судьба человека». Большой театр).
  19. 1963 — «Военный реквием» Бриттена (Лондон).

  20. 1963 — Вторая симфония Малера (Вена).
  21. 1964 — Виолетта («Травиата», Большой театр).
  22. 1964 — Лиу («Турандот», ЛаСкала).
  23. 1964 — Марина («Октябрь», Большой театр).
  24. 1965 — «Человеческий голос» Пуленка (Большой театр).
  25. 1965 — «Эхо поэта» Бриттена.
  26. 1965 — Четвёртая симфония Малера.

  27. 1966 — «Катерина Измайлова» (фильм-опера).
  28. 1967 — Вокальный цикл Шостаковича на стихи Александра Блока.
  29. 1969 — Четырнадцатая симфония Шостаковича.
  30. 1969 — Дездемона («Отелло», Москва).
  31. 1970 — Софья («Семен Котко», Большой театр).
  32. 1970 — Марфа («Царская невеста», Большой театр).

  33. 1971 — Флория Тоска («Тоска», Большой театр).
  34. 1972 — Вокальный цикл Мусоргского «Без солнца» с оркестром.
  35. 1973 — Франческа («Франческа да Римини», Большой театр).
  36. 1974 — Полина («Игрок», Большой театр).
  37. 1976 — Леди Макбет («Макбет», Эдинбург).
  38. 1979 — «Ребенок зовет» Ландовского (Вашингтон).

  39. 1981 — Те Deum Пендерецкого (Вашингтон).
  40. 1981 — Иоланта («Иоланта», Вашингтон).
  41. 1983 — «Тюрьма» Ландовского (Экс-ан-Прованс).
  42. 1983 — «Реквием» Пендерецкого (Вашингтон).

Роли в кино

  1. 1958 — Евгений Онегин — Татьяна Ларина (вокал)
  2. 1961 — Вольный ветер — Стелла (вокал)
  3. 1964 — Укрощение строптивой
  4. 1966 — Катерина Измайлова — Катерина Львовна Измайлова
  5. 1973 — Звезда в ночи — Аделина Патти
  6. 1992 — Леди Макбет из Мценска — вокал
  7. 1993 — Провинциальный бенефис (по мотивам пьес А. Н. Островского), режиссёр А. Белинский — Кручинина
  8. 2007 — Александра (реж. А. Сокуров) — бабушка Александра Николаевна.

Документальные фильмы о Вишневской

  • 2006 — Элегия жизни. Ростропович. Вишневская — режиссёр Александр Сокуров
  • 2009 — Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович.
  • 2011 — Свидетели. Галина Вишневская. Роман со славой. — режиссёр Андрей Гречиха

Примечания

  1. Взгляд: «Умерла оперная певица Галина Вишневская»
  2. BBC: «Умерла оперная певица Галина Вишневская»
  3. Росбалт: «Умерла российская оперная певица Галина Вишневская»
  4. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 5. Вешин — Газли. 1971. 640 стр., илл.; 38 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-93794.html

Вишневская Галина Павловна: биография и личная жизнь

Галина Вишневская родилась в Ленинграде. Родители ее развелись, когда девока была совсем маленькой, и Галину воспитывали бабушка с дедушкой. Мать ее была цыганкой, крайне независимой особой, которая мало времени уделяла семье и бежала за мечтой. Отец не смог вынести столь капризной женщины рядом. Но Галина Павловна на всю жизнь запомнила наставления этой гордой и красивой женщины.

Когда Гале исполнилось 14 лет, началась война. Галина жила в Ленинграде  и пережила тяжелые годы блокады. Все родные ее умерли, но будущая оперная звезда выстояла. Возможно, ей помогли занятия музыкой и любовь к оперному пению.

Галина стала посещать музыкальную школу, как только появилась возможность, но произошло это уже не в столь юном возрасте. А будучи совсем маленькой Галя слушала пластинки с голосами известных оперных певцов и подпевала им.

Вероятно, это повлияло на становление ее певческого голоса.

После блокады Галина поступила работать в Театр оперетты. Молодую певицу заметили, давали ей главные партии, но Галина чувствовала, что пела неправильно, напрягала голос. Поэтому она стала брать частные уроки пения, которые дали ей очень много в плане формирования голоса.

В 1952 году Галина Павловна, не имея классического музыкального образования, отправилась на прослушивание в Большой театр. И ее приняли!

Так началась карьера оперной певицы, которая покорила не только российских слушателей, но и весь мир.

Галина Павловна была замужем трижды. Первый муж ее был морским офицером. Брак этот был недолгим, но Галина на всю жизнь сохранила фамилию первого мужа — Вишневская.

Следующим мужем Галины Павловны был Марк Рубин. Он работал директором Ленинградского театра оперы и был старше Галины более чем на 20 лет. Семейную жизнь подорвала смерть общего ребенка Галины и Марка, а также болезнь Вишневской. Галина перенесла туберкулез.

И лишь третий брак Галины продлился всю оставшуюся жизнь и был счастливым. Ее мужем был Мстислав Ростропович, известный музыкант. В этом браке родились две дочери — Елена и Ольга.

Семья Ростроповичей была дружна с семьей Александра Солженицына. И поэтому когда советские власти обрушились на писателя с критикой, Вишневская и Ростропович поддержали друга.

Волна немилости властей обрушилась также и на музыкантов, поэтому Вишневская с мужем вынуждены были эмигрировать. Галина с мужем долго жили за границей и были в непростых отношениях с Родиной.

Читайте также:  Иван никитович кожедуб трижды герой советского союза

Впрочем, на карьере Галины Павловны это никак не отразилось — она с блеском выступала в оперных театрах мира.

Лишь в девяностые годы Вишневская с мужем вернулись в Росиию, где и жили до конца своих дней. Галина Павловна умерла в 2012 году, ей было 86 лет.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-953590-vishnevskaya-galina-pavlovna-biografiya-i-lichnaya-zhizn

Вишневская Галина Павловна

(род. в 1926 г. ) русская певица

Вишневская  Галина Павловна родилась в Ленинграде, но детство ее прошло в Кронштадте, где жила бабушка по отцовской линии. Мать бросила Галину, а отцу не было дела до девочки. Несмотря на это, Вишневская страшно обижалась, что ее называют сиротой при живых родителях.

Всю войну она провела в Кронштадте, а после прорыва блокады стала посещать занятия вокалом в Выборгском доме культуры в Ленинграде. В школе на ее вокальные способности не обращали внимания.

В 1944 году она поступила в хор Выборгского театра оперетты, а позже стала там солисткой и сложилась как певица. Поворот в ее судьбе наступил в 1952 году, когда Галину Вишневскую приняли по конкурсу в стажерскую группу Большого театра.

Борис Александрович Покровский позже вспоминал, что Вишневская уже в то время была вполне сложившейся певицей. Поэтому очень быстро, уже в октябре 1953 года, она стала солисткой Большого театра и дебютировала исполнением партии Татьяны в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин».

Скоро она становится ведущей солисткой Большого театра и исполняет все основные партии для сопрано — Лизу в «Пиковой даме» П. Чайковского, Эльзу в опере «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, Аиду и Травиату в одноименных операх Джузеппе Верди, Тоску в опере Джакомо Пуччини. Певица стала первой исполнительницей партии Наташи Ростовой в опере Сергея Прокофьева «Война и мир».

В 1955 году  Галина Вишневская была направлена в Прагу для участия в концертной программе проходившего там фестиваля молодежи и студентов. Там она познакомилась с известным виолончелистом Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем, который участвовал в фестивальном конкурсе виолончелистов.

Летом 1955 года они поженились, и вскоре у них родились две дочери — Ирина и Елена. Позже старшая стала профессором в американской консерватории. А Ростроповичи — счастливыми родственниками пяти внуков и одной внучки.

С лета 1955 года Ростропович стал постоянным аккомпаниатором Галины Вишневской на всех ее сольных концертах, хотя она часто жаловалась на деспотичный характер своего мужа.

Творческая и личная жизнь Галины Павловны Вишневской, казалось, складывалась вполне благополучно. Однако в конце шестидесятых годов ее судьба круто меняется. В те годы они подружились с писателем Александром Солженицыным. Когда Солженицына исключили из Союза писателей и начали преследовать, Ростропович и Вишневская приютили его на своей даче.

С этого времени не стало покоя и Ростроповичу, ему устроили настоящую травлю: не давали выступать, срывали гастрольные концерты, записи на радио, запретили выезжать на зарубежные гастроли. Все это привело к тому, что в мае 1974 года вначале Ростропович, а затем и Галина Вишневская с детьми уезжают за границу.

Налаживать новую жизнь оказалось совсем не просто. Талант Ростроповича позволил ему сразу же заключить несколько контрактов как на исполнительскую, так и на дирижерскую деятельность. Однако вначале он не разбирался в юридических тонкостях и часто попадал впросак при заключении договоров.

Тем не менее вскоре артист выдвинулся в число ведущих дирижеров и исполнителей мира, что принесло семье стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

В 1978 году Ростропович и Вишневская были лишены советского гражданства. Тогда же они купили квартиру в Париже. Но вскоре уехали в Америку, поскольку Ростропович стал главным дирижером Национального симфонического оркестра США. Он вывел этот коллектив в число лучших оркестров мира и объездил с ним многие страны. В последние годы он давал концерты и в Москве на Красной площади.

Галина Вишневская говорит в своих воспоминаниях о том, что жить в разных странах ей было всегда интересно, поскольку это расширяет кругозор, позволяет выступать в разных творческих коллективах с разными партнерами и обогащает репертуар.

Она много пела и вскоре стала одной из ведущих оперных певиц мира. Но в 1982 году, находясь в расцвете своего дарования, покинула оперную сцену после триумфального исполнения партии Татьяны на сцене Гранд-опера в Париже.

Теперь Галина Павловна Вишневская занимается преподавательской деятельностью и начинает выступать как драматическая актриса. Ранее она попробовала сниматься в кинематографе в роли Катерины Измайловой в одноименном фильме по опере Дмитрия Шостаковича.

Следует заметить, что Вишневской везло не только на партнеров по сцене или аккомпаниаторов. Дружба связывала ее с крупнейшими композиторами XX века Д. Шостаковичем и С. Прокофьевым. Она была первой исполнительницей многих произведений Шостаковича, в частности Четырнадцатой симфонии. Композитор посвятил ей музыкальные произведения на сатиру С. Черного.

Сегодня Галина ПавловнаВишневская вернулась на родину, приобрела вместе с мужем дом в Петербурге, где прошла ее юность. Однако она по-прежнему много путешествует. Один из ее последних проектов связан с постановкой оперы «Галина» композитора Мишеля Ландовски, в основе которой лежит автобиографическая книга певицы. Премьера этой оперы уже состоялась в Лионе.

Источник: http://biografiivsem.ru/vishnevskaya-galina-pavlovna

Вишневская Галина Павловна

—————————————————————————————————————

Галина Вишневская – уникальное явление в истории русского искусства и русского театра.

Гениальное сочетание выдающихся природных данных и фанатичное трудолюбие; сочетание европейского, высочайшего уровня вокала и искусства драматической актрисы, столь редкого на оперной сцене.

Нездешняя голливудская внешность (как изысканный экзотический цветок среди скромных полевых ромашек) и дивный голос, покоривший мир – чуть холодноватый, с серебристым отливом, воспетый великой Ахматовой:

Женский голос, как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется —
Все становится сразу иным.

Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.

И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственной лестницы взлет.

Свою судьбу Вишневская сделала сама – сильным, независимым характером, каторжным трудом, обостренным чувством собственного достоинства, бескомпромиссной честностью, твердостью в принятии решений, пусть даже самых рискованных.

«Ни у кого ничего не просила. Никому ничем не обязана. А чтобы сверкать, надо иметь талант, другого пути я не знаю. Еще надо, конечно, выйти и предъявить себя, а дальше – добиваться самого высокого качества.

Работать надо! И я не хотела бы ничего в своей жизни переигрывать».

В ее жизни были и нищее сиротское детство в Кронштадте, и лютый голод в блокадном Ленинграде, и служба 16-летней девочкой в частях ПВО, и бедные провинциальные концерты с эстрадным репертуаром, и туберкулез, побежденный не только плохо очищенным стрептомицином и контрабандным пенициллином с черного рынка, но главное – мечтой петь.

И главная сцена СССР, где Вишневская 20 лет царила в качестве примадонны Большого театра, и с подмостков которого отправилась в изгнание.

Она никогда не говорила – «эмиграция», а именно изгнание, ответом на которое было полное достоинства ее письмо генсеку Брежневу: «В ваших силах заставить нас переменить место жительства, но Вы бессильны переменить наши сердца».

Оглушительный успех в США и европейских столицах продлился на десятилетия – Вишневская блистала в самых известных театрах мира, специально для нее создавали музыку самые знаменитые композиторы XX века. Она покинула оперную сцену в 55 лет, в зените своего мастерства и в превосходной вокальной форме.

Чуть почувствовав усталость, решительно завершила свою певческую карьеру – из профессиональной честности и уважения к публике. В 1982 г.

на сцене Парижской оперы Вишневская в последний раз спела Татьяну в «Евгении Онегине» – самую свою любимую оперную партию, с которой началась ее блистательная карьера в Большом театре. Этим пушкинским образом Вишневская пленилась еще в юности, обнаружив в барышне из XIX века черты самой себя.

Это были две родственные русские души, натуры страстные, чувственные, жертвенные, смелые, способные на безоглядную, возвышенную и романтическую любовь (в 1955-м оперная прима Вишневская, бросив свою комфортабельную, устроенную жизнь, вышла замуж за мало кому известного виолончелиста Мстислава Ростроповича – через четыре дня после знакомства, покоренная его немыслимыми ухаживаниями и юмором, мгновенно разглядев в нескладном музыканте своего верного, на 52 года, спутника жизни).

Оставив большую сцену, Галина Вишневская занялась оперной режиссурой и педагогической деятельностью. А потом было триумфальное возвращение в Россию, награды и регалии, масса благотворительных проектов для своей страны, один из самых значительных – Центр оперного пения Галины Вишневской (2002).

От возвращенного ей российского гражданства всемирно известная артистка отказалась – эти игры «отбирать и возвращать» были не про Вишневскую, жившую по принципу «раз и навсегда».

Русская до глубины корней, так много сделавшая для славы Отечества, она до конца своих дней прожила со швейцарским паспортом.

О своей жизни Вишневская рассказала в автобиографической книге «Галина» (1984), обнаружив себя поразительной писательницей. Не поверить ей невозможно – это такой живой, увлекательный рассказ о жизни, об оперном искусстве, о профессии, и такая жестокая правда о своем времени! Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках.

В новой России мемуары «Галина: история жизни» переиздавалась многократно. 24 октября 2011 года Вишневская представила новое издание книги, приуроченное к ее юбилею.
Она ушла 11 декабря 2012 года – за день до мистического «12-12-12». . Церемония прощания проходила 13 декабря в созданном ею Центре оперного пения.

После отпевания в московском Храме Христа Спасителя была похоронена на Новодевичьем кладбище.

В России в честь Галины Вишневской названы: одна из московских улиц, лайнер Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот» «Галина Вишневская», детская музыкальная школа в родном Кронштадте и малая планета Солнечной системы № 4919.

—————————————

Своей причастностью к этой великой биографии гордится новгородский город Боровичи.

Один из петербургских поэтов, побывав в этом старинном городе, рассказывал, что боровичане гордятся тремя событиями: здесь легендарная Ольга основала один из погостов, сюда хотел приехать Сталин и здесь начинала петь Галина Вишневская.

Новгородская область до 1944 г. входила в состав Ленинградской. Во время войны в Боровичи, не тронутые оккупацией и бомбежками, были эвакуированы многие новгородские и ленинградские учреждения культуры и искусства. В 1942 году в здании боровичского гортеатра расположился Ленинградский областной театр оперетты, солисткой которого в 1944-47 гг. была юная Галина Вишневская.

После войны театр уехал в Ленинград, однако Вишневская вместе с мужем вернулась в Боровичи, чтобы поездками по области с самостоятельными концертами заработать деньги на частные уроки оперного пения.

С 1947 по 1952 год будущая оперная знаменитость числилась в одной из концертных бригад при Новгородской областной филармонии (работавшей в Боровичах до 1959 года, пока не восстановили Новгород).

В мемуарах «Галина» мы не найдем упоминания о Боровичах. Этот период обозначен Вишневской как работа в Ленинградской областной филармонии и изнурительные поездки в мерзлых автобусах с концертами по глухим российским провинциям.

Написав свою автобиографическую книгу в начале 1980-х, без всяких перспектив издания на родине, Вишневская, видимо, не стала утомлять зарубежного читателя всей этой «историей с географией», чтобы не объяснять, почему, живя в Ленинграде, она работала в Новгородской филармонии, находившейся в Боровичах.
Документальные же свидетельства «новгородской биографии» великой певицы хранятся в нашем областном архиве, в фонде Новгородской филармонии. Среди них: списки концертных бригад с ее фамилией и официальное рекомендательное письмо, датированное ноябрем 1949 года:

«Новгородская областная филармония по согласованию с Новгородским областным отделом по делам искусств направляет на творческий показ эстрадных исполнителей по разделу исполнителей песен советских композиторов и жанровых песен артистку областной филармонии Вишневскую Галину Павловну.

Артистка Вишневская окончила музыкальный техникум имени Римского-Корсакова в Ленинграде. Возраст 23 года. Работает в Новгородской областной филармонии с 1947 года. Повседневно работает по повышению исполнительской квалификации, обновляя репертуар из произведений советских композиторов.

Просмотровая комиссия считает возможным направить артистку на творческий показ».

Документы сохранили и репертуар солистки Новгородской филармонии Галины Вишневской: песни В. Соловьева-Седого «Баллада о солдатском сне», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», Б. Мокроусова «Хороши весной в саду цветочки», «Одинокая гармонь», «Возвращение». Из классического репертуара преобладали произведения Даргомыжского «Как пришел муж», «Лихорадушка», «Сват», «Песня Ольги».

Последнее упоминание о Галине Вишневской в составе Новгородской областной филармонии относится к 1 ноября 1951 года. Дальнейшая ее судьба известна всему миру…

Литература к статье:

1. Нестьева М.И. Вишневская Галина Павловна // Большая Российская энциклопедия. – Т. 5. – М.: БРЭ, 2006. – С. 417.2. Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. – Т. 5. – М.: Советская энциклопедия, 1971.3. Вишневская Г.П. Галина: история жизни. – М.: Вагриус, 2006.4.

Савинова И. Как молода она была // Новгородские ведомости. – 1995. – 28 нояб.5. Витоль М. Неизвестный факт официальной биографии певицы Галины Вишневской // Новгородские ведомости. – 1996. – 31 янв.6. Коршунов В. Голос, покоривший мир // Царскосельская газета. – 2001. – 16 янв.

(№ 5).

7. Потапова С. Боровичская ария // Новгородские ведомости. – 2004. – 11 дек. – С. 7: фот.

Источник: https://ant53.ru/article/76/

Ссылка на основную публикацию