Город воинской славы — полярный.

История города Полярный | Мурманский Областной Краеведческий Музей

Город Полярный (до 1931 года Александровск) — город в Мурманской области России, расположенный на берегу Екатерининской гавани Кольского залива.

Город входит в состав ЗАТО (Закрытое административно-территориальное образование) Александровск, административным центром которого является город Полярный – Город воинской славы. Почетное звание «Город воинской славы» присвоено городу Полярному Указом Президента Российской Федерации от 05.05.2008 г. № 555. Население города Полярный на 2018 год — 17 650 человек.

Город имеет более чем столетнюю историю, и она неразрывно связана с Военно-Морским флотом. Велика заслуга города в обороне Кольской земли, военно-морском строительстве в Заполярье, создании и развитии Северного флота, становлении подводных сил Севера.

После поражения в Крымской войне Российской империи требовалась новая военно-морская база для выхода в мировой океан. Руководители Морского ведомства предлагали создать военно-морскую базу на Балтике, в Либаве (Лиепая), но император Александр III не разделял их мнения.

Подыскивать нужную гавань для «главной морской базы» русского военного флота в 1894 году на Мурман отправился выдающийся государственный деятель, министр финансов Сергей Юльевич Витте. В поездке на Мурман Витте сопровождали специалисты морского дела И. И. Кази, А. Г. Конкевич, железнодорожный деятель С. И.

Мамонтов, журналист Е. Л. Кочетов, архангельские чиновники и моряки.

Из всех осмотренных бухт Мурманского побережья наилучшей оказалась Екатерининская гавань. «Такой грандиозной гавани, – писал министр, – я никогда в своей жизни не видел; она производит еще более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Владивостокская гавань.»

Проект Витте о сооружении военно-морского порта был отвергнут, но вступивший на престол император Николай II согласился на создание не военного, а «коммерческого порта». При этом Кольский уезд в нынешних переименовывался в Александровский.

24 июня 1899 года состоялось торжественное открытие города Александровска. В новом административном центре края были построены здания полицейского управления, камера мирового судьи, арестный дом.

Шесть домов, построенных казной, предназначались для частных поселенцев.

Сооружены были также общественные бани, аптека при больнице и флигель для медицинского персонала, здание для машин электрического освещения, водопровод, дамба, гостиница.

В годы Первой мировой войны Александровск стал одним из ключевых пунктов обороны Мурмана. С зимы 1914-1915 года в Кольский залив стали заходить суда с военными грузами, не прошедшими в Архангельск из-за ледостава на Белом море. Город не стал главной базой в Кольском заливе, но продолжил играть важную роль в структуре обороны Мурманского порта.

После окончания Гражданской войны на Севере оставшиеся силы флотилии Северного Ледовитого океана были объединены с подразделениями РККФ, образовав Беломорскую флотилию. 24 апреля 1920 года флотилия была преобразована в Морские силы Северного моря, а 31 декабря 1922 года – расформирована.

Вскоре Александровск потерял административное значение, так как фактическим центром управления краем являлся Мурманск.

После этого Александровск недолго сохранял статус города. 15 марта 1926 года он был преобразован в сельское поселение. Спустя пять лет – 11 марта 1931 года Александровск, носивший имя российского императора, был переименован и получил новое название Полярный. Екатерининская гавань оказалась невостребованной.

Возрождение Полярного связано с восстановлением военно-морских сил на Русском Севере. 26 ноября 1926 года Советом Труда и Обороны СССР была утверждена первая советская программа военного кораблестроения. Начало 1930-х гг.

ознаменовалось возрождением морских сил на стратегически важных, но отдаленных от центра театрах. В 1933 году, начинается строительство флота на Севере.7 июня 1934 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О развитии военно-морских баз и аэродромов морских сил Севера».

Основной операционной базой СВФ утверждался посёлок Полярный, тыловой базой – губа Ваенга, судоремонтной – город Мурманск.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах в Полярном находилась главная база Северного флота. 17 июня 1941 года в Полярном была объявлена боевая тревога. В этот день фашистская авиация начала осуществлять первые разведывательные полеты над территорией военно-морской базы.

С 19 июня 1941 года Военный Совет Северного флота ввел повышенную боевую оперативную готовность. На подходах к базам и портам были развернуты корабельные дозоры и выставлены оборонительные минные заграждения. Велась систематическая воздушная разведка. Подводные лодки были рассредоточены по ближайшим бухтам.

В конце 1941 года гитлеровцы были вынуждены усилить свой флот и авиацию для действий на морских коммуникациях.

Одной из важнейших задач по обороне Заполярья стало несение дозорной службы на подходе к главной базе и Мурманскому порту. Другая задача — поддержание сил флота в боевой готовности. С началом войны резко возросли объёмы ремонтных работ.

После войны главную базу Северного флота перевели в Ваенгу (ныне Североморск), но Полярный оставался местом базирования соединений Северного флота.

В 1949–1950 годах большинство судоремонтных мастерских были преобразованы в заводы. В Полярном закладывался фундамент для будущих дальних плаваний могучих подводных атомоходов. Подводные лодки новых проектов стали основой океанского дизельного подводного флота страны.

Судоремонтная мастерская «Красный Горн» стала предшественником крупного судоремонтного предприятия – 10 судоремонтного завода. Фактически вся городская инфраструктура была построена в послевоенные годы силами заводчан.

Именно это предприятие первым осваивало судоремонт атомного подводного флота СССР

В послевоенный период на Северный флот стали поступать новые подводные лодки и для освоения сложной техники подводникам приходилось много и упорно учиться.

В 1951 году бригада подводных лодок, базировавшаяся в Полярном, была переформирована в 33 Краснознаменную дивизию подводных лодок Северного флота, а в 1961 году дивизия была переформирована в 4-ую эскадру.

Это было крупнейшее в мире соединение подводных лодок – около 40 боевых единиц!

Малоизвестная страница в истории подводников – североморцев – участие в Карибском кризисе.

В 1962 году экипажи подводных лодок Б-4, Б-36, Б-9 и Б-130 (базировавшиеся в Полярный), выполняя боевую задачу у берегов Кубы, проявили все лучшие качества русских моряков – высокий профессионализм, взаимовыручку, смелость и решительность, верность долгу и любовь к Родине. Ни сложнейшие условия автономного плавания, ни удаленность от родных берегов не повлияли на качество выполнения служебных обязанностей подводников.

Автономные плавания подводников 4-й эскадры длились 3-18 месяцев, подводные лодки из Полярного ходили в Индийский и Атлантический океан, Средиземное море.

В настоящее время в Екатерининской гавани базируются корабли и подводные лодки соединений, входящих в состав Краснознаменной Кольской флотилии разнородных сил Северного флота.

Данное соединение было образовано в 1982 году. Говоря о замысле создания и оперативном назначении флотилии, главнокомандующий ВМФ С.Г.

Горшков подчеркивал ее роль и место в системе обороны прилегающих к нашему побережью морей.

Боевая летопись флотилии – это история длительных плаваний, многомесячных боевых служб, безупречного выполнения заданий Родины в различных районах Мирового океана, успешного освоения кораблей новыми поколениями североморцев.

Источник: http://mokm51.ru/sobyitiya/pamyatnyie-datyi/80-let-murmanskoj-oblasti/istoriya-goroda-polyarnyij

ПОЛЯРНЫЙ

Стела «Город Полярный – город воинской славы». Установлена 16 октября 2010 года.

…Три года трудной обороны! Другой бы выдержать не смог. А ты стоял. Ты все невзгоды Ночей полярных испытал, Но на безумства непогоды И на удел свой не роптал. Ты в камни врос, и враг твой тоже Зарылся в камень от свинца; И – бездорожье, бездорожье,

И валуны, им нет конца.

И. Авраменко

Полярный – город в Мурманской области. Расположен у Екатерининской гавани, на западном берегу незамерзающего Кольского залива Баренцева моря. С 1935 года Полярный – главная база Северного флота.

В годы Великой Отечественной войны первые бомбы были сброшены на город 22 июня 1941 года. В середине дня началась мобилизация флота, подводные лодки вышли в море. Гражданское население стали готовить к эвакуации.

На протяжении всех лет войны флагманский командный пункт Северного флота во главе с адмиралом А. Г. Головко располагался в Полярном.

Северный флот сыграл важную роль в отражении наступления противника на Мурманск, осуществил высадку десантов в Петсамо-Киркенесской операции, оказал помощь 14-й Армии в разгроме противника в Заполярье, освобождении Печенги и Северной Норвегии, вел активные действия по нарушению морских перевозок противника и защите своих морских коммуникаций.

Силами флота, частью которых был и город Полярный, за годы Великой Отечественной войны уничтожено 628 и повреждено 237 боевых кораблей и транспортов, сбито 1308 самолетов противника.

Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров. С августа 1941 года Северный флот стал выполнять еще одну задачу: прикрывать конвои союзников (всего их проведено 1548).

Его командованию пришлось разрабатывать и осуществлять весьма масштабные операции, в которых участвовали не только надводные корабли, но и авиация.

Мужество и героизм проявили труженики плавмастерской «Красный Горн», успевавшие в кратчайшие сроки под обстрелом врага осуществлять ремонт надводных и подводных кораблей. За годы Великой Отечественной войны произведен ремонт 248 подводных лодок и 134 надводных кораблей.

Старший помощник капитана подводной лодки Щ-401 лейтенант Н. В. Фирсов у своего корабля в Полярном. Июль 1941 года.

Командир 4-го дивизиона подводных лодок Северного флота капитан 3-го ранга Н. И. Морозов и капитан-лейтенант И. И. Фисанович на мостике подводной лодки М-172 после возвращения из 3-го боевого похода. 15 сентября 1941 года.

Подводная лодка М-172. На палубе корабля командир подлодки И. И. Фисанович.

Подводная лодка М-172 подходит к причалу в Полярном после выполнения боевого задания. Декабрь 1941 года. Фото Е. А. Халдея.

Полярный после налета немецкой авиации. 1942 год.

Разрушенная немецкой авиабомбой средняя школа № 1 Полярного. В годы войны в здании школы располагался военный госпиталь.

Футбольный матч между командами кораблей в часы, свободные от несения боевой службы. 1942 год. Фото Е. А. Халдея.

Погрузка продовольствия на подводную лодку в Полярном. 1942 год. Фото Е. А. Халдея.

Подводная лодка К-21 выходит из Полярного на выполнение боевого задания. 1942 год. Фото Е. А. Халдея.

Главком Северного Флота вице-адмирал А. Г. Головко награждает личный состав подводной лодки К-1 в Полярном. 27 июля 1942 года.

Подводная лодка К-21 подходит к пирсу № 1 в Полярном после шестого боевого похода. 23 августа 1942 года.

Подводная лодка Щ-422 подходит к пирсу в Полярном. Сентябрь 1942 года. Фото Е. А. Халдея.

Подводная лодка С-102 у пирса в Полярном. 1942 год.

Вернувшиеся из боевого похода подводные лодки Северного флота бригады капитана 2-го ранга И. И. Фисановича в акватории базы флота. 1942 год.

Подводные лодки покидают Гвардейскую базу в Полярном. 1942 год. Фото Р. Л. Диамента.

Екатерининская гавань – главная база подводных лодок в Полярном. 1943 год. Фото Р. Л. Диамента.

Получение почты на советской подводной лодке Щ-402 у причала в Полярном. 1943 год.

Торжественная церемония присвоения советской подводной лодке М-107 названия «Новосибирский комсомолец». 24 июня 1943 года.

Футбольный товарищеский матч между советской и американской командами на Летней Спартакиаде в честь 10-летия Северного флота. Июль 1943 года. Фото Р. Л. Диамента.

Торжественное построение экипажа подводной лодки Северного флота С-56 для награждения орденами и медалями. Июль 1943 года.

Командир 6-го дивизиона подводных лодок Герой Советского Союза капитан 2-го ранга И. И. Фисанович и другие офицеры Северного флота на улице Полярного. Сентябрь 1943 года. Фото Р. Л. Диамента.

Митинг личного состава бригады подводных лодок, посвященный 10-летию Северного флота, на горе Ленина (Энгельгардта) в Полярном. 1943 год. Фото Р. Л. Диамента.

Подводные лодки Северного флота С-51, Л-22 и М-201 у причала № 4 в Полярном. Зима 1943–1944 годов.

Футбольный матч с участием команды союзников и футболистов ВВС Северного флота. 11 июня 1944 года. Фото С. Лейтмана.

Моряки с английского корабля болеют за свою футбольную команду Июнь 1944 года. Фото Р. Л. Диамента.

Построение экипажа подводной лодки С-104 после возвращения из четвертого боевого похода. 26 июня 1944 года.

Командир С-104 капитан 3-го ранга В. А. Тураев на мостике своего корабля в Полярном после возвращения из четвертого боевого похода. 26 июня 1944 года.

Подводная лодка В-4 (ПЛ «Ursula» ВМФ Великобритании, временно переданная СССР) у причала в Полярном. 1944 год.

Крейсер «Мурманск» («Milwaukee») у пирса Полярного. 1944 год. Фото Р. Л. Диамента.

Читайте также:  Копии часов

Памятник Героям-подводникам Северного флота на Главной базе подводных лодок в Полярном, установленный в 1944 году по проекту Л. Е. Кербеля. 1944 год. Фото Р. Л. Диамента.

Полярный // Города России : энциклопедия / [под ред. Г. М. Лаппо]. – [Репр. изд.]. – Москва, 2008. – С. 359–360. – (Золотой фонд).

Арктические конвои 1941–44 // Великая Отечественная война, 1941–1945 : энциклопедия / гл. ред. М. М. Козлов. – Москва, 1985. – С. 59.

Заполярья оборона // Великая Отечественная война, 1941–1945 : энциклопедия / [Н. А. Асташин и др. ; отв. ред. А. О. Чубарьян]. – Москва, 2010. – С. 246–248.

Заполярья оборона 1941–44 // Великая Отечественная война, 1941–1945 : энциклопедия / гл. ред. М. М. Козлов. – Москва, 1985. – С. 279.

Конвои арктические в СССР (1941–1945) // Великая Отечественная война, 1941–1945 : энциклопедия / [Н. А. Асташин и др. ; отв. ред. А. О. Чубарьян]. – Москва, 2010. – С. 302–303.

Конвои союзные в СССР 1941–45 // Военная энциклопедия : в 8 т. – Москва, 1999. – Т. 4 : Квашнин – Марицкая. – С. 140.

Ленд-лиз для СССР // Великая Отечественная война, 1941–1945 : энциклопедия / [Н. А. Асташин и др. ; отв. ред. А. О. Чубарьян]. – Москва, 2010. – С. 332–334.

Оборона Советского Заполярья / Ю. Н. Лубченков // Сто великих сражений Второй мировой / Ю. Н. Лубченков. – Москва, 2008. – С. 92–96. – (Сто великих).

Памятник «Морская душа» в Мемориальном комплексе на площади Победы. Скульптор Л. Е. Кербель. Установлен в 2003 году.

Оборонительная операция в Заполярье и Карелии 1941 / В. Ф. Мозолев // Военная энциклопедия : в 8 т. – Москва, 2001. – Т. 5 : Маркировка – «Огайо». – С. 540–541.

Петсамо-Киркенесская операция // Великая Отечественная война, 1941–1945 : энциклопедия / [Н. А. Асташин и др. ; отв. ред. А. О. Чубарьян]. – Москва, 2010. – С. 451–452.

Петсамо-Киркенесская операция 1944 / Б. П. Фролов // Военная энциклопедия : в 8 т. – Москва, 2002. – Т. 6 : Огарков – «Прогресс». – С. 375–376.

Атакуют подводники / В. И. Дмитриев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Воениздат, 1973. – 368 с. : ил.

Великая Отечественная война в Арктике, 1941–1945 гг. / В. Е. Бородачев, В. И. Шильников // В память о Великой Победе : [сборник] / Союз писателей «Многонац. Санкт-Петербург». – Санкт-Петербург, 2005. – С. 188–195.

Вместе с флотом : [воспоминания] / А. Г. Головко. – 3-е изд. – Москва : Финансы и статистика, 1984. – 287 с. : портр. – (Военные мемуары).

Действия британских подводных лодок с баз Кольского полуострова в 1941–1942 гг. / Д. Браун // Северные конвои : исслед., воспоминания, док. – Москва, 2000. – Вып. 3. – С. 34–39.

<\p>

Ленд-лиз и северные конвои, 1941–1945 гг. / М. Н. Супрун ; Ин-т рос. истории Рос. акад. наук, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва : Андреев. флаг, 1997. – 363 с., [16] л. ил.

 – Библиогр. в конце гл.

От Александровска-на-Мурмане до Полярного / Н. В. Вехов // Моск. журн. История государства Рос. – 2005. – № 11. – С. 12–21.

Поле боя – берег : [воспоминания о создании Север. оборон. р-на в 1942 г. : Полярный, Мурманск] / С. И. Кабанов. – Москва : Воениздат, 1977. – 362, [2] с. : ил. – (Военные мемуары).

Полярный [Электронный ресурс] // Навечно в памяти : Виртуальный музей Победы, посвященный событиям Великой Отечественной войны : [портал] / Центр. музей Великой Отечеств. войны. – Москва, [2014?]. – Режим доступа: http://pobeda.poklonnayagora.ru/city/11.htm.

Полярный : [гл. база Север. флота в годы Великой Отечеств. войны] / И. Христофоров // Воен. знания. – 2010. – № 1. – С. 37–38.

Полярный в В[еликой] О[течественной] в[ойне] [Электронный ресурс] // Союз городов воинской славы : [сайт]. – [Москва?, 2014?]. – Режим доступа: http://srgvs.ru/polyarnyy-v-vov.

«Рожденный на Севере крайнем» : [история Полярного] / Е. Хотько // Живопис. Россия. – 2006. – № 6. – С. 12–13.

Россия против Гитлера. Непокоренный рубеж. Города воинской славы. Полярный [Видеозапись] : [док. фильм] / А. Денисов ; Студия док. ист. кино, Студия Град // Государственный интернет-канал «Россия» [Электронный ресурс] : [офиц. сайт телеканала «Россия 1»]. – Москва, [2010]. – Режим доступа: http://russia.tv/video/show/brand_id/40725/episode_id/91930/video_id/91930/.

Северные конвои : исслед., воспоминания, док. Вып. 3 / Помор. науч. фонд, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; [сост. М. Н. Супрун]. – Москва : Андреев. флаг, 2000. – 362 с. : ил.

Источник: http://hc.east-site.ru/polyarny.html

Город Полярный — Образовательный портал Мурманской области

Герб города Полярный В волнисто скошенном серебряной нитью червленом и лазоревом щите вверху слева — золотой колокол в левую перевязь, внизу справа, обращенный золотой корабль с серебряными парусами и вымпелами.

Обоснование символики: Центральной фигурой герба является золотой корабль, символизирующий Краснознамённую Кольскую флотилию, соединения и части которой, внёсшие большой вклад в победу над фашисткой Германией, имеют славные боевые традиции.

В мирное время флотилия успешно осваивает корабли новых поколений, во время длительных плаваний безупречно выполняет задания Родины в различных районах Мирового океана. Новые поколения полярнинцев с честью продолжают летопись города, вступающего во второе столетие.

Изображение корабля у всех народов приморских стран означает благополучное достижение цели: корабль под парусами символизирует готовность встретить всякого рода неожиданности, встать на защиту национальных интересов страны, и скорого обретения желаемого.

Колокол символизирует храм Николая Мирликийского — святого покровителя моряков, колокольный звон которого возвестил 23 июня 1899 года об открытии на Кольском заливе города и порта Александровска — (ныне город Полярный), названного в честь императора Александра III. Серебряная нить символизирует географическое расположение города Полярного на Кольском заливе.

Лазурь означает, что город Полярный — это город-порт: вся деятельность его жителей связана с морем. Лазурь в геральдике — символ честности, верности, безупречности. Красный цвет в геральдике символизирует мужество, смелость, любовь, великодушие. Золото — это знак земного и небесного величия. Означает христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение, и мирские качества: могущество, знатность, постоянство, богатство.

Серебро означает чистоту, надежду, правдивость, благородство.

Авторская группа: идея герба: Игорь Рожков (Полярный). Петр Абарин (Североморск); геральдическая доработка: Константин Мочёнов (Химки); обоснование символики: Галина туник (Москва);

компьютерный дизайн: Сергей Исаев (Москва).

Утвержден решением Совета депутатов муниципального образования город Полярный (#50) от 26 сентября 2001 года.

Флаг города Полярный Голубое полотнище с соотношением сторон 2:3, несущее изображение желтого с белыми парусами корабля, обращенного от древка; красный верхний угол у свободного полотнища, занимающий ? полотнища несёт изображение желтого колокола, раскачиваемого в сторону древка, и отделён волнистой белой линией, выходящей из нижнего угла свободного края полотнища.

Обоснование символики: Центральной фигурой герба является золотой корабль, символизирующий Краснознамённую Кольскую флотилию, соединения и части которой, внёсшие большой вклад в победу над фашисткой Германией, имеют славные боевые традиции.

В мирное время флотилия успешно осваивает корабли новых поколений, во время длительных плаваний безупречно выполняет задания Родины в различных районах Мирового океана. Новые поколения полярнинцев с честью продолжают летопись города, вступающего во второе столетие.

Изображение корабля у всех народов приморских стран означает благополучное достижение цели: корабль под парусами символизирует готовность встретить всякого рода неожиданности, встать на защиту национальных интересов страны, и скорого обретения желаемого.

Колокол символизирует храм Николая Мирликийского — святого покровителя моряков, колокольный звон которого возвестил 23 июня 1899 года об открытии на Кольском заливе города и порта Александровска — (ныне город Полярный), названного в честь императора Александра III. Белая нить символизирует географическое расположение города Полярного на Кольском заливе.

Голубой цвет полотнища означает, что город Полярный — это город-порт: вся деятельность его жителей связана с морем. Голубой цвет в геральдике — символ честности, верности, безупречности. Красный цвет в геральдике символизирует мужество, смелость, любовь, великодушие. Жёлтый цвет — знак земного и небесного величия. Означает христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение, и мирские качества: могущество, знатность, постоянство, богатство.

Белый цвет означает чистоту, надежду, правдивость, благородство.

Авторская группа: идея флага: Константин Мочёнов (Химки); компьютерный дизайн: Сергей Исаев (Москва);

обоснование символики: Галина Туник (Москва).

Утвержден решением Совета депутатов муниципального образования город Полярный (#52) от 26 сентября 2001 года.

Источник: http://www.edu51.ru/goroda/79-gorod-polyarnyj.html

Полярный – город с уникальной историей, город воинской славы, город-легенда. — презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

Полярный – город с уникальной историей, город воинской славы, город-легенда.

Слайд 2
Описание слайда:

«Ворота Арктики», «Колыбель Северного флота»

Слайд 3
Слайд 4
Описание слайда:

Уездный город Александровск-на-Мурмане (ныне – Полярный) открыт 6 июля 1899 года

Слайд 5
Слайд 6
Описание слайда:

В 1931 году населённый пункт получил наименование Полярное

Слайд 7
Описание слайда:

Памятник основателям города

Слайд 8
Описание слайда:

Полярный -первая главная база Северной военной флотилии

Слайд 9
Описание слайда:

Полярный в годы Великой Отечественной Войны

Слайд 10
Описание слайда:

17 июня 1941 года первая весточка о войне

Слайд 11
Описание слайда:

Североморцы, добровольно перешедшие с кораблей в части морской пехоты, сыграли важную роль в отражении наступления противника и закреплении советских войск на рубежах реки Западная Лица.

Слайд 12
Описание слайда:

Транспорты, шедшие из Великобритании, США и Канады в Мурманск и Архангельск, ждали возможности перехода именно у причалов города Полярный

Слайд 13
Описание слайда:

. 181 транспорт, боевой корабль и вспомогательное судно противника, а также повредили 41 транспорт и боевой корабль.

Слайд 14
Описание слайда:

Полярный-единственный из главных военно-морских баз флотов, который фашистам не удалось захватить

Слайд 15
Описание слайда:

За первый год войны в военно-морской госпиталь поступило 2028 раненых бойцов

Слайд 16
Описание слайда:

18000 раненых и больных, из них более 4000 — североморцев. За самоотверженный труд в годы Великой отечественной войны 81 человек из личного состава военно-морского госпиталя, базировавшегося  в Полярном, награжден орденами и медалями Советского Союза.

Слайд 17
Описание слайда:

На судоремонтных мастерских «Красный Горн» было отремонтировано 248 подводных лодок, 134 надводных корабля

Слайд 18
Описание слайда:

«Именно там, в Полярном, я видел в полных проявлениях два высоких человеческих качества: мужество и дружбу». «Именно там, в Полярном, я видел в полных проявлениях два высоких человеческих качества: мужество и дружбу».

Слайд 19
Описание слайда:

Значение города Полярного в Победе над фашистскими захватчиками в Великой отечественной войне неоспоримо.

Слайд 20
Описание слайда:

Подвиг тех, кто не щадил своей жизни, в городе помнят. Имена многих героев Великой Отечественной войны увековечены в названиях улиц и площадей.

Слайд 21
Описание слайда:

За мужество и героизм 85 североморцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Десятки кораблей удостоились орденов Красного Знамени, Ушакова, Красной Звезды. 9 подводных лодок,2 авиационные части и дивизион «морских охотников» стали гвардейскими бригада подводных лодок СФ стала первым Краснознаменным и единственным дважды орденоносным соединением подплава в Отечественном ВМФ.

Слайд 22
Описание слайда:

Современный г.Полярный — одна из основных баз Северного флота, в которой дислоцируются части и корабли Краснознаменной Кольской флотилии разнородных сил СФ.

Слайд 23
Описание слайда:

В мае 2006 г присвоено звание В мае 2006 г присвоено звание «Город воинской славы»

Источник: https://presentacii.ru/presentation/polyarnyygorodsunikalynoyistorieygorodvoinskoyslavygorodlegenda

Журналисты Первого в преддверии Дня Победы побывали в городе воинской славы Полярном. Новости. Первый канал

К 70-летию Победы Первый канал продолжает рассказ о городах-героях и городах воинской славы. Сегодня – Полярный, в годы войны — главная база Северного флота.

Сотни потопленных кораблей противника. Бои в тяжелейших условиях Заполярья. Героическая оборона полуострова Рыбачий. Это про него — знаменитые строки песни «Прощайте скалистые горы…». Враг так и не смог захватить этот важный стратегический плацдарм.

Небольшая бухта, буквально зажатая со всех сторон отвесными скалами – сегодня место стоянки кораблей Кольской флотилии. Город Полярный – ворота в Арктику, или как его называют — Северный Севастополь. Отсюда до Мурманска около 70 километров, и уже хорошо видно Баренцево море.

В Великую Отечественную Полярный был главной базой Северного флота. И хотя по количеству только подводных лодок он в три раза уступал Черноморскому, именно флоту отводилась роль обороны заполярных границ. Североморцы пустили на дно почти 200 вражеских боевых кораблей, 400 транспортных судов. Больше миллиона тонн груза не досчитались немецкие дивизии.

В начале войны атак на Мурманск и Полярный ждали с моря. Но наступление началось на суше. Тогда из моряков Северного флота сформировали отдельную бригаду и несколько батальонов пехоты – больше 10 тысяч человек.

Уже в июле 1941 года десанты высадились на побережье губы Западная Лица. Из-за угрозы остаться в окружении противник был вынужден перебросить назад основные силы. Эти операции почти на месяц остановили немецкие войска и позволили подтянуть к линии фронта советские дивизии.

Читайте также:  Награды переходного периода 1992 – 1994 гг.

Североморцы поддерживали с моря войска 14-й армии, оборонявшей полуостров.

«Моряки высаживались с подводных лодок, кораблей на немецкой территории и собирали информацию о врагах. Это сообщалось в штаб флота. В то место направлялась авиация, корабли и торпедировали, топили немецкие подводные лодки», — рассказывает краевед Константин Добровольский.

В ряду моряков-разведчиков имя Виктора Леонова выделяют отдельно. Дважды герой Советского союза, он провел десятки успешных операций. Единственный из ныне живущих бойцов отряда Леонова Павел Колосов вспоминает, как вместе двое суток лежали в болотах, наблюдая за немецкими кораблями. Это они, 181-й разведотряд, блокировали вражеские пушки на базе в Линнахамари.

«Мы фактически батарею эту взяли и потом ещё дважды отражали десанты. Вызвали «Илы». И я в первый раз увидел, как реактивные снаряды сжигают всё. Я очухался – палёным пахнет! Вы понимаете, палёным пахнет, что это такое? Потому что немцы шли толпами! Толпами! Им хотелось нас окончательно уничтожить», — рассказывает ветеран.

Но уничтожить не получилось. Напротив, советские войска получили огромный плацдарм для высадки пехоты и наступления на норвежский Киркенес. Моряки Северного флота обороняли полуостров Рыбачий. Враг так и не смог перейти здесь государственную границу.

Рыбачий — точка стратегическая. Его прозвали «гранитным линкором». Если бы гитлеровцы получили контроль над огромным полуостровом, там сразу разместилась бы немецкая артиллерия, а значит, морские пути в Мурманск и Полярный могли быть полностью блокированы.

«Прощайте, скалистые горы» — эти знаменитые строчки написал Николай Букин – поэт служил артиллеристом на полуострове. Музыку чуть позже сочинит другой офицер из Полярного, композитор Евгений Жарковский. И песня надолго станет неофициальным гимном северного флота.

Сам Полярный в войну почти не пострадал. Мощная линия ПВО защищала военно-морскую базу от атак с воздуха. На местном стадионе даже в футбол играли с английскими моряками, сопровождавшими полярные конвои.

Единственное разрушенное здание Первой городской школы быстро восстановят после войны. Здесь училась Людмила Армянинова.

Вспоминает, как отец отправил семью в эвакуацию, а сам ушел на фронт защищать советское Заполярье.

«Говорил — «Знаешь, дочка, что больше всего хотелось? Хотелось спать!» Почему? Да потому что наши солдатики, которые лежали на снегу, не просыпались. Поэтому когда ложились отдыхать, команда была такая – толкать-толкать друг друга, по цепочке», — рассказывает она.

В Полярном сегодня бережно хранят память и о подвигах подводного флота. В годы войны в родную гавань не вернулись 23 субмарины. Вместе с экипажем погибли прославленные командиры – Видяев, Гаджиев – это в их честь названы посёлки в Мурманской области.

Подводников Северного флота за героизм наградили орденом Красной звезды и адмирала Ушакова Первой степени – это единственный случай в истории ВМФ, когда соединение кораблей становилось дважды орденоносным. Семеро североморцев стали Героями Советского Союза.

А всего это звание в боях за Мурманск и Полярный получат 87 человек.

Источник: https://www.1tv.ru/n/20866

В полярном открыли стелу «город воинской славы»

20:0818 октября 2010Просмотров: 1904

В полярном открыли стелу «город воинской славы». Это звание форпост Заполярья  получил совсем недавно, в 2008 году. Говорят, политическая конъюнктура не позволяла по достоинству оценить вклад маленького города в большую Победу. В субботу историческую справедливость полностью восстановили, Полярный к званию получил и обязательный атрибут — стелу «Город воинской славы». 

Памятная стела — 11-метровый обелиск. Он выполнен из монолитного куска гранита, добытого под Выборгом. Над монументом работала группа московских архитекторов. Но и жители Полярного внесли свой вклад в создание комплекса.

Венчает конструкцию двуглавый орел. Так выглядят все памятные стелы в городах воинской славы — Владикавказе, Курске, Великих Луках, теперь вот и в Полярном. Но отличие между монументами, разбросанными по стране, есть.

На открытии — первые лица области, командование Северным флотом, ветераны, горожане. Торжественность момента не испортил идущий зарядами снег.

Положить красную гвоздику, почтить память героев войны посчитал своим долгом каждый второй житель Полярного. И когда последний долг отдан защитникам Заполярья, основная задача — забота о нынешнем поколении.

Как отметил губернатор Дмитриенко, уже в 2011 военно-морские базы получат дополнительное финансирование.

Проблема, требующая срочного решения — отсутствие жилья для военных. Как заверил нас командующий Северным флотом, ждать квартиры осталось недолго.

Пока же только открытие стелы стало подарком горожанам. Полярный в этом году отмечает свое 111-летие.  Летом день рождения не отметили, праздник перенесли на осень. В 1899 году город был основан как Александровск. Назвали в честь российского императора Александра III.  Но потом переименовали. В краеведческом музее Полярного бережно хранят все городские легенды. 

В 20-е годы прошлого века здесь началось активное строительство. При командующем флотом Константине Душенове в городе появились нетипичные для Севера здания с колоннами — «циркульный» дом, госпиталь, дом, в котором сейчас расположен краеведческий музей.

Город стал первой главной базой Северной военной флотилии. Так решил Сталин. Полярный стал городом, где гостил вождь. 22 июля 1933 года он прибыл в Мурманск, но с вокзала сразу отправился в порт и оттуда на пароходе «Буревестник» вышел в Кольский залив.

В военные и послевоенные годы Полярный вдохновлял уже писателей и режиссеров. В Екатерининскую гавань приезжали  Пришвин, Каверин, Симонов. Здесь снимали фильмы «Первый после бога», «Командир счастливой «Щуки», «72 метра». Героями многих эпизодов стали обычные горожане.

Те, для кого Полярный не просто море, скалы, низкое небо, а самый родной и необыкновенный город страны.

Источник: http://www.tv21.ru/news/2010/10/18/v-polyarnom-otkryli-stelu-gorod-voinskoy-slavy

Полярный – город воинской славы!

В следующем году первая столица Северного флота отметит свое 110-летие

Заполярный Севастополь, Ворота Арктики, Колыбель Северного флота… Как только не называют этот небольшой уютный городок на берегу Екатерининской гавани.

Заложенному как порт в конце XIX века, в XX Полярному суждено было стать военно-морской базой. Городом, который немцы так и не смогли захватить.

Комитет «Победа»

Федеральный закон, позволивший российским городам, которые оказали решающее влияние на исход Великой Отечественной, претендовать на звание «Город воинской славы», появился в 2006 году.

Глава ЗАТО Полярный Владимир Черепов совместно с городским советом депутатов откликнулись на инициативу и подготовили пакет документов. Поддержку оказали губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, общественные организации, депутаты обеих палат российского парламента, высокопоставленные офицеры ВМФ, служившие в этом гарнизоне.

Заявку рассмотрели на заседании оргкомитета «Победа». Его, председателем, к слову, является Владимир Путин. Но заседание, где рассматривался наш город, вел его заместитель, первый вице-премьер Сергей Иванов.

Во внимание брали не только военные успехи города- кандидата.

— Мы учитываем не только исторические заслуги, но и нынешние социальные аспекты, — сказал Сергей Иванов на заседании оргкомитета. — Мы должны знать, каково сочетание исторической правды городов и социальных вопросов, вплоть до того, какова там криминогенная обстановка, освещены ли улицы, есть ли дороги.

— Наша заявка была поддержана сразу, — вспоминает глава ЗАТО Владимир Черепов. — Полярный стал Городом воинской славы.

К слову, такое звание из 102-х городов-претендентов получили лишь 13 российских городов.

Неприступный гарнизон

1941 год. Строка из директивы главнокомандующего Северо-Западным направлением: «При любом положении на сухопутном фронте Северному флоту оставаться в Полярном, защищая этот пункт до последней крайности».

Директива была выполнена. Полярный стал единственной военно-морской базой на Европейской территории СССР, которая не была оккупирована противником.

На протяжении всей войны здесь находился штаб Северного флота. Отсюда велось оперативное управление разнородными силами на огромном Северном морском театре. Город был частью последнего оборонительного рубежа на подходах к Мурманску, игравшему в годы войны стратегическую роль по приёму союзных конвоев.

Здесь же были сосредоточены основные ударные силы флота. Из Екатерининской гавани уходили в боевые походы подводные лодки и эсминцы, сторожевики и тральщики сопровождали конвои.

Силами флота за годы Великой Отечественной уничтожено 628 и повреждено 237 боевых кораблей и транспортов, сбито 1308 самолетов противника.

В названиях улиц города навсегда запечатлены имена героев-подводников, многие из которых так не вернулись из боевых походов — Николая Лунина, Федора Видяева, Магомеда Гаджиева, многих других…

И сегодня Полярный остается важнейшим военно-морским гарнизоном Северного флота. Здесь базируется Кольская флотилия, размещены дизельные подводные лодки.

Город продолжает строиться

Но есть в городе военных моряков и другая — гражданская жизнь. И она весьма благополучна. Как уже было сказано, нынешняя социально-экономическая обстановка также рассматривалась при принятии решения о звании и сыграла свою роль.

Так в сфере образования Полярного не только не сокращено ни одной школы, но и завершено строительство новой. Открыты Центр дополнительного образования и Дом детского творчества. Закупается оборудование, все школы подключены к Интернету.

Уровень подготовки таков, что два образовательных учреждения (школа №2 и гимназия) выиграли миллионные президентские гранты, несколько учителей получили президентскую премию за высокое педагогическое мастерство.

В декабре 2002 года введен в строй больничный комплекс. Заработали диагностический центр, патологоанатомическое отделение, реконструированы детская и взрослая поликлиники, отделение скорой помощи…

В прошлом году на программу социальной поддержки горожан потрачено более 4,5 миллионов рублей. Для города с 20-тысячным населением — сумма внушительная.

Город помогает малообеспеченным покупать дорогие лекарства, оплачивает операции, ветеранам войны устанавливает телефоны, водосчетчики и ремонтирует квартиры. Дети из трудных семей получают портфели со школьными принадлежностями. В перспективе открытие центра пожилых людей и нового детского сада.

С 2004 года в Полярном идет самое масштабное за всю историю города строительство — возводится крупный спортивно-оздоровительный комплекс с двумя бассейнами, тренажерным и теннисным залами, залом для аэробики и сухого плавания и прочим. Планируется возведение крытого хоккейного корта, расширение и реконструкция горнолыжного комплекса.

В последние годы в ЗАТО создана единая теплосеть. В жилых домах коммунальщики поменяли более 50 километров старых водопроводных труб на новые, пластиковые, отремонтировали свыше 20 тысяч кв. м. кровли. За 2 года установлено 35 современных и ярких детских площадок.

— Что особенно отрадно, в последние годы в нашем городе улучшилась ситуация с рождаемостью, — говорит глава ЗАТО Владимир Черепов. — Количество появившихся на свет малышей постоянно увеличивается.

Статистика подтверждает такие данные. Если в 2004-м году в Полярном родилось 177 малышей, в 2005-м — 199, в 2006-м — 200, то в прошлом зарегистрировано уже 228 новорожденных.

— Люди в Полярном живут достойно, — подчеркнул глава города. — И мы бережно храним память о тех, благодаря кому такая жизнь стала возможной. Присвоение почетного звания городу станет отличным подарком всем горожанам к 110-летию Полярного, которое будет отмечаться в следующем году.

Уже скоро в гарнизоне установят стелу с текстом указа Президента о присвоении Полярному почетного звания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Читайте также:  Город воинской славы - феодосия.

Несколько невоенных фактов из истории Полярного

Первые сведения об этой местности относятся к 16 веку. В 1574 году царский писец Василий Агалин, составляя податную книгу, среди оброчных угодий Печенгского монастыря отметил сенокосные угодья — «в Кольской губе… за Оленьим островом поженки».

Первое поселение здесь возникло в конце правления Петра Великого. 8 ноября 1723 года царь подписал указ о создании казенного Кольского китоловства. Промысловой базой для него была избрана Екатерининская гавань.

В конце 19 века император Александр III решил «устроить порт в месте, где была бы гавань, незамерзающая круглый год, и из нее можно было бы прямо выходить в море».

Подыскать такое место отправился министр финансов Сергей Витте. Позже он напишет: «Такой грандиозной гавани я никогда в жизни не видел; она производит еще более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт …».

Открытие города Александровска состоялось 24 июня 1899 года. В мероприятии принял участие дядя императора Николая II великий князь Владимир Александрович.

В июле 1933 года в Екатерининскую гавань вошел буксир «Буревестник» с правительственной комиссией на борту. Возглавлял комиссию Сталин.

Источник: https://B-port.com/smi/3/4069/75619.html

Россия против Гитлера. Непокоренный рубеж. Города воинской славы. Полярный

Город Полярный стал единственной базой Северного флота, которую к середине 1942 года не захватили немцы. Таллинн, Лиепая, Одесса и Севастополь к этому времени уже были в руках фашистов.

К середине 1942 года почти все основные военно-морские базы СССР — Таллин, Лиепая, Одесса и Севастополь — оказались в руках немцев. Выстояла только главная база Северного флота — город Полярный.

За всю войну гитлеровцы так и не смогли преодолеть те 30 километров, которые отделяли их от Екатерининской гавани. Благодаря этому удалось сохранить главную ударную силу Северного флота — его подводные лодки. Их дерзкие и неожиданные атаки иногда приводили к срыву целых стратегических операций германского командования на северном театре войны.

В условиях Заполярья любой выход подводной лодки в море уже был настоящим подвигом. Помимо вражеских кораблей, самолетов и минных полей морякам-североморцам приходилось бороться с невероятно суровым климатом. В марте температура воздуха в Баренцевом море — минус 29 градусов, температура воды даже летом — плюс 8-9 градусов.

Гитлер приказал захватить все крупные северные порты России в самые короткие сроки. Так он хотел лишить Советский Союз любой возможности получать помощь от западных союзников кратчайшим морским путем.

Задача по взятию Полярного и Мурманска была возложена на элитный горно-стрелковый корпус генерала Дитля. Но выполнить приказ фюрера он так и не смог.

Встретив ожесточенное сопротивление, Дитль был вынужден остановить свои войска в 30 километрах от главной базы Северного флота на реке Западная Лица.

В июле 1941 года в Полярном была развернута британская военно-морская миссия.

С этого момента одной из главных задач Северного флота стало прикрытие союзных конвоев, доставлявших в Мурманск и Архангельск военные грузы по ленд-лизу.

Уже в конце 1941 года благодаря доставленным из Англии самолетам, танкам и боеприпасам советскому командованию удалось вооружить несколько армий, которые отстояли Москву.

Вместе с вооружением, продуктами и медикаментами союзники поставляли в СССР новейшие технологии. Например, советская промышленность не выпускала радиолокационные станции.

В 1942 году англичане поставили нам 118 таких станций для ПВО Москвы, Ленинграда и Мурманска. Огромную роль в повышении мобильности советской армии сыграли 775 000 американских грузовиков и более 50 000 джипов.

Кроме этого, были миллионы посылок из США и Великобритании, которые распределялись на предприятиях.

За все время войны нога вражеского оккупанта так и не ступила в Полярный. Североморцы сумели отстоять не только свой родной город. Они сражались у стен Мурманска, Москвы, а в самые тяжелые дни 1942 года отряды морской пехоты Северного флота были брошены на защиту Сталинграда.

Источник: http://russia.tv/video/show/brand_id/40725/episode_id/91930

Полярный – город с уникальной историей, город воинской славы, город-легенда. — презентация

1 Полярный – город с уникальной историей, город воинской славы, город-легенда.<\p>

2 «Ворота Арктики», «Колыбель Северного флота»<\p>

3<\p>

4 Уездный город Александровск-на-Мурмане (ныне – Полярный) открыт 6 июля 1899 года<\p>

5<\p>

6 В 1931 году населённый пункт получил наименование Полярное<\p>

7 Памятник основателям города Памятник-символ города<\p>

8 Полярный -первая главная база Северной военной флотилии<\p>

9 Полярный в годы Великой Отечественной Войны<\p>

10 17 июня 1941 года первая весточка о войне<\p>

11 Североморцы, добровольно перешедшие с кораблей в части морской пехоты, сыграли важную роль в отражении наступления противника и закреплении советских войск на рубежах реки Западная Лица.<\p>

12 Транспорты, шедшие из Великобритании, США и Канады в Мурманск и Архангельск, ждали возможности перехода именно у причалов города Полярный<\p>

13 . 181 транспорт, боевой корабль и вспомогательное судно противника, а также повредили 41 транспорт и боевой корабль 181 транспорт, боевой корабль и вспомогательное судно противника, а также повредили 41 транспорт и боевой корабль.<\p>

14 Полярный-единственный из главных военно-морских баз флотов, который фашистам не удалось захватить<\p>

15 За первый год войны в военно- морской госпиталь поступило 2028 раненых бойцов<\p>

16 18000 раненых и больных, из них более североморцев. За самоотверженный труд в годы Великой отечественной войны 81 человек из личного состава военно-морского госпиталя, базировавшегося в Полярном, награжден орденами и медалями Советского Союза.<\p>

17 На судоремонтных мастерских «Красный Горн» было отремонтировано 248 подводных лодок, 134 надводных корабля символ мужества, героизма, отваги, стойкости и славы моряков-североморцев. Памятник «Морская душа» символ мужества, героизма, отваги, стойкости и славы моряков-североморцев.<\p>

18 «Именно там, в Полярном, я видел в полных проявлениях два высоких человеческих качества: мужество и дружбу».<\p>

19 Значение города Полярного в Победе над фашистскими захватчиками в Великой отечественной войне неоспоримо.<\p>

20 Подвиг тех, кто не щадил своей жизни, в городе помнят. Имена многих героев Великой Отечественной войны увековечены в названиях улиц и площадей. Лунина, Красный Горн, Старикова, Котельникова, Героев «Тумана», Героев Североморцев. Площади города носят названия: Двух капитанов, Победы, Памяти<\p>

21 За мужество и героизм 85 североморцев были удостоены звания Героя Советского Союза.85 североморцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Десятки кораблей удостоились орденов Красного Знамени, Ушакова, Красной Звезды.Десятки кораблей удостоились орденов Красного Знамени, Ушакова, Красной Звезды. 9 подводных лодок,2 авиационные части и дивизион «морских охотников» стали гвардейскими9 подводных лодок,2 авиационные части и дивизион «морских охотников» стали гвардейскими бригада подводных лодок СФ стала первым Краснознаменным и единственным дважды орденоносным соединением подплава в Отечественном ВМФ.бригада подводных лодок СФ стала первым Краснознаменным и единственным дважды орденоносным соединением подплава в Отечественном ВМФ.<\p>

22 Современный г.Полярный — одна из основных баз Северного флота, в которой дислоцируются части и корабли Краснознаменной Кольской флотилии разнородных сил СФ.<\p>

23 В мае 2006 г присвоено звание «Город воинской славы»<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/57705/

О городах воинской славы

Звание города воинской славы:

В 2008 году городу Полярный  было присвоено почётное звание «Город воинской славы» (указ Президента Российской Федерации от  5 мая 2008 № 555).

Стела воинской славы:

Стела «Город Полярный-город воинской славы»  установлена в 2010 году на площади Победы.

День города:

Численность населения составляет 17 568 человек.

Историческая справка:

Город Полярный, основан в 1899 году, как северный торговый порт. Расположен в 30 км севернее Мурманска, на берегу Кольского залива Баренцева моря.

В 1894 году Сергей Юльевич Витте посетил Екатерининскую гавань, после чего предложил императору Николаю II устроить здесь коммерческий порт. В мемуарах Витте писал: «Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел».

Коммерческий порт Александровск был заложен летом 1896 года, а через 3 года, 24 июня 1899 года, поселение получило статус города.

Тогда же стал центром Александровского (ранее Кольского) уезда Архангельской губернии, центр был перенесен из Колы. Назван в честь императора Александра III. Город насчитывал 500 жителей.

На начало XX века в городе была построена православная церковь, школа и порт; город был хорошо обустроен, освещён электричеством.

В 1926 году преобразован в сельское поселение, а через год стал центром Александровского района, который в 1930-е годы имел статус финского национального района. В 1931 году село Александровское было переименовано в Полярное, а в 1939 году село стало городом Полярный.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Полярном находилась главная база Северного флота. После войны главную базу Северного флота перевели в Ваенгу (Североморск). В 1952 году в городе открыли памятник И. В.

Сталину; этот монумент просуществовал в Полярном до 1961 года.

Сейчас в Полярном находится пункт базирования дивизиона тральщиков Северного флота ВМФ России Полярный.

Полярный в годы Великой Отечественной войны:

В годы Великой Отечественной войны первые бомбы были сброшены на город 22 июня 1941 года. В середине дня началась мобилизация флота, подводные лодки вышли в море. Гражданское население стали готовить к эвакуации.

На протяжении всех лет войны флагманский командный пункт Северного флота во главе с адмиралом А. Г. Головко располагался в Полярном.

Северный флот сыграл важную роль в отражении наступления противника на Мурманск, осуществил высадку десантов в Петсамо-Киркенесской операции, оказал помощь 14-й Армии в разгроме противника в Заполярье, освобождении Печенги и Северной Норвегии, вел активные действия по нарушению морских перевозок противника и защите своих морских коммуникаций.

Силами флота, частью которых был и город Полярный, за годы Великой Отечественной войны уничтожено 628 и повреждено 237 боевых кораблей и транспортов, сбито 1308 самолетов противника.

Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров. С августа 1941 года Северный флот стал выполнять еще одну задачу: прикрывать конвои союзников (всего их проведено 1548).

Его командованию пришлось разрабатывать и осуществлять весьма масштабные операции, в которых участвовали не только надводные корабли, но и авиация.

Мужество и героизм проявили труженики плавмастерской «Красный Горн», успевавшие в кратчайшие сроки под обстрелом врага осуществлять ремонт надводных и подводных кораблей. За годы Великой Отечественной войны произведен ремонт 248 подводных лодок и 134 надводных кораблей.

Использованные источники:

Город воинской славы — Полярный [Электронный ресурс] // Награды России [Сайт]. — Режим доступа : http://ordenrf.ru/geroirossii/gorodavoinskoyslavy/polyarnyy.php

(12.07.2017).

Полярный [Электронный ресурс] // Союз городов воинской славы [Сайт]. — Режим доступа : http://srgvs.ru/city/polyarnyy (12.07.2017).

Полярный  [Электронный ресурс] // Википедия [Сайт]. — Режим доступа :  https://ru.wikipedia.org/wiki/Полярный (12.07.2017).

Полярный [Электронный ресурс] // Вписаны особою строкою в историю [Сайт]. — Режим доступа : http://hc.east-site.ru/polyarny.html  (12.07.2017).

Источник: http://biblsl.lipetsk.ru/goroda-geroi/o_gorodax_voinskoj_slavy?id=891

Ссылка на основную публикацию