Ирина константиновна архипова

Ирина Архипова биография актрисы, фото, личная жизнь и ее мужья, слушать песни онлайн

Ирина Архипова родилась в 1925 году в Москве в семье известного инженера Константина Ветошкина. Несмотря на свою техническую профессию, отец Ирины был музыкально одаренным человеком и играл на различных инструментах. Мать, Евдокия Галда, пела в хоре Большого театра.

Поэтому живую музыку Ирина слышала в родительском доме постоянно, и с детства ходила в музыкальную школу. Позже она начала посещать школу имени Гнесиных, где ее педагогом была Ольга Голубева, а затем Ольга Гнесина.

Родители видели музыкальный талант дочери, но решили, что профессия архитектора позволит лучше устроиться в жизни, чем занятия музыкой.

Когда Ирина пошла в выпускной класс, началась война, и семья уехала в Ташкент, где в 1942 году Ирина поступила в Архитектурный институт.

Здесь же через три года она начала учиться в вокальной студии при институте. Педагогом Архиповой была Надежда Малышева. Именно с посещения этой студии и началось настоящее знакомство будущей певицы с оперным искусством. Это стало первой ступенью ее творческой биографии.

Ирина активно занималась в студии, но не меньше усердия проявляла и в подготовке к работе архитектора. Темой для диплома Архипова выбрала проектирование памятника в честь павших в Севастополе солдат. В то время прошло лишь три года с окончания войны, и таких памятников еще не ставили. Поэтому идея казалось новой и необычной.

В 1948 году Архипова защитила дипломный проект на «отлично» и закончила учебу в институте. После окончания учебы Архипова попала по распределению в архитектурную мастерскую , занимавшуюся московскими проектами. Здесь Ирина работала над конструированием жилых домов на Ярославском шоссе, а позже по ее проекту был построен Московский финансовый институт.

Но и любимое занятие Ирина забросить тоже не могла.

Работая архитектором, она поступила на вечернее отделение консерватории. В 1951 году состоялся дебют певицы на радио. А через год она перевелась на дневное отделение консерватории, где прошел последний год ее учебы. Для этого пришлось взять долгосрочный отпуск за свой счет.

Но к прежней работе Архипова все равно уже не вернулась. В 1953 году Она поступила в аспирантуру.

Окончив учебу в консерватории, Архипова пыталась пройти прослушивание в Большом театре, но все попытки были неудачными. В 1954 году Ирина уехала в Свердловск и, отработав год в театре оперы, подала заявку на участие в международном конкурсе вокала.

Тогда к Архиповой и пришла удача, она выиграла конкурс и после него стала давать концерты в городах России В 1956 году Ирина попала с гастрольным выступлением в Ленинград на сцену Малого театра. После этого поступило предложение остаться в Ленинграде. Но неожиданно Архипову перевели в Москву приказом Министерства культуры.

И с первого марта 1956 Ирина Константиновна начала свою работу в Большом театре. Первое выступление – партия Кармен совместно с болгарским певцом Любомиром Бодуровым. В том же году, когда Архипову взяли в Большой театр, она спела партии Амнерис («Аида»), Элен («Война и мир»), Мэг («Фальстаф»).

А в 1958 последовала очень сложная партия в постановке чешского композитора Л. Яначека. После этого певица начала гастроли по странам Европы.

Самым важным выступлением стал вечер русских романсов в Риме, после которого был подписан договор о стажировке в Италии первых русских вокалистов.

Популярность певицы росла, росло количество стран и городов, где она выступала. Архипову называли царицей русской оперы и лучшей в мире Кармен.

За время активной учебы и творческих занятий Ирина Константиновна не забывала и личной жизни. Она вышла замуж за однокурсника Евгения Архипова и в 1947 году родила от него сына Андрея. С первым мужем певица быстро развелась, но до конца жизни оставила его фамилию. Под ней она и стала знаменитой.

Вторым мужем Архиповой стал переводчик Юрий Волков. Они познакомились в Италии во время ее стажировки в «Ла Скала». Но и этот брак был неудачным и вскоре распался. Познакомившись в 1966 году с третьим мужем, Ирина не расставалась с ним до самой смерти. Молодой певец Владислав Пьявко был на шестнадцать лет моложе своей супруги.

Детей у пары не было, но к тому времени Владислав уже был отцом четверых детей, а Ирина матерью единственного и самого любимого сына Андрея. В 1972 году родился внук, которого тоже назвали Андреем.

Андрей Андреевич Архипов, как и его бабушка, получил техническое образование по специальности «электронное машиностроение», а затем окончил консерваторию.

В настоящее время он артист Большого театра. У Андрея есть дочь Ирочка, названная в честь прабабушки. Ира была ее любимицей, и тоже очень любила прабабушку. Сына Андрея Ирина Константиновна похоронила за четыре года до своей смерти. Ему было шестьдесят лет, Андрей не смог справиться с тяжелой болезнью. Сама Ирина скончалась в 2010 году в возрасте 85 лет.

Редакция УзнайВсё.ру

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Главная > Знаменитости > Редакция УзнайВсё.ру

Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-irina-arhipova.html

Фонд Ирины Архиповой — официальный сайт

11 февраля 2010 года, всего чуть более месяца назад отпраздновав свое 85-летие, скончалась великая русская певица Ирина Константиновна Архипова.

В одной из зарубежных статей десятилетней давности, посвященных 75-летнему юбилею певицы, Архипова, наряду с Обуховой и Образцовой, названа в числе трех главных русских меццо-сопрано ХХ века.

Конечно, любые оценки и сравнения весьма субъективны и условны, однако, думается, совершенно очевидно, что Архипова – это явление в мировой музыкальной культуре второй половины ушедшего столетия.

Самая титулованная певица Советского Союза и Российской Федерации, обладательница бесчисленных званий и наград, как отечественных, так и зарубежных, Архипова, несмотря на абсолютную заслуженность оных, запомнится, конечно, не этим. С нами навсегда – в памяти и в записях – останется запечатленным ее волшебный голос красивого, сочного, вечно молодого тембра, всегда скругленный, благородный звук, ее редкая вокальная культура и феноменальная техника.

В голосе Архиповой удивительным образом сочетаются широта русского распева, сердечность интонации, и европейский лоск, отточенная, рафинированная вокализация самой высокой пробы.

К отечественным певцам почти никогда не принято применять термин бельканто – всегда мы находим некоторую «русопятость» большинства наших соотечественников, считаем их недотягивающими до высоких европейских стандартов – особенно это касается вокалистов прошлого, чья карьера развивалась преимущественно за железным занавесом, в условиях отрыва от европейских традиций.

Но в отношении искусства Архиповой термин бельканто уместен как никогда – в ее голосе всегда была, с одной стороны, роскошная, пряная итальянскость, а с другой – необыкновенный контроль над собой, никогда не изменявшее ей чувство меры.

Слушая Архипову, вы никогда не услышите пережима, вульгарной эмоции, распахнутых, без тайны, а оттого малоинтересных, слишком прямолинейных страстей.

Именно этим отличалась уже молодая Архипова, именно это выделило ее из числа певиц Большого театра ее поколения с прекрасными голосами (например, Вероника Борисенко, Кира Леонова, Лариса Авдеева, Валентина Левко), но не такими совершенными. Не зря Архипова – архитектор по первой специальности: она сумела выстроить свой голос как гармоничный, прекрасный храм. Он – подобен античному Парфенону: конструкция без изъяна, совершенная в своей классической простоте, при том, что как и в Парфеноне, в нем нет ни одной скучной прямой линии, ни одной – без загадки, без потаенного смысла.

Жизненный и творческий путь Ирины Архиповой, приведший ее к вершинам мировой славы, хорошо известен. Вот его основные вехи.

Московское детство с учебой в Гнесинке, эвакуация во время войны в Узбекистан, Архитектурный институт, работа на проектировании и строительстве ряда объектов в столице, в том числе нового комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах, параллельно – вокальные занятия с Н. М.

Малышевой, а позже – учеба в Московской консерватории, трудная дилемма выбора дальнейшего профессионального пути… И все-таки она выбрала пение. Первые два сезона в Свердловске, потом дебют в Большом и – звездный час молодой Архиповой – «Кармен» с Марио дель Монако в 1959-м.

Великий тенор оценил незаурядный талант своей московской партнерши – через год она споет с ним свою Кармен в Риме и Неаполе, став первой певицей из СССР, выступившей на родине бельканто.

У нее была счастливая творческая судьба, причем не только на родине, в Большом театре, но и за рубежом, что сделать тогда было совсем непросто – Архипова принадлежит к первому поколению советских вокалистов (И. Петров, Г. Вишневская, З. Анджапаридзе, Т. Милашкина и др.

), завоевывавших мир после десятилетий отсутствия практически всяких контактов.

Звездных ролей и звездных спектаклей могло бы быть намного больше, и все же, она пела на всех главных мировых сценах – Марфу в «Хованщине» и Марину в «Борисе Годунове» в «Ла Скала» (1967 и 1973 годы соответственно), Нурис в опере П. Дюка «Ариана и Синяя Борода» в «Гранд-опера» (1975 г.

), Азучену в «Трубадуре» и Ульрику в «Бале-маскараде» в «Ковент-Гардене» (1975 и 1988 гг.), и на излете своего творческого пути – няню Филиппьевну из «Евгения Онегина» в «Метрополитен».

«Архипова – наконец-то!» восторженно приветствовала певицу «Нью-Йорк-таймс», одновременно порицая руководство театра за столь поздний дебют: шел 1996 год и Архиповой было уже за 70 (между тем, впервые в США Ирина Константиновна выступила аж в 1964 году). А еще были аргентинский «Колон», Опера Сан-Франциско, болонский театр «Комунале», античный амфитеатр в Оранже, где она делила триумф с Монсеррат Кабалье…

У нее была феноменально долгая карьера.

Дебютировав достаточно поздно, в тридцать лет, она сумела сохранить молодым тембр своего голоса до восьмидесяти – и это было настоящим чудом! Последний раз мне довелось слушать Архипову в Большом театре в «Пиковой даме» в 2002-м: артистка была почти ровесницей своей героини, но, поразительное дело, голос звучал, летел в зал, его хватало на гигантскую чашу первой московской оперы, и в нем не было и намека на возраст, на какие-то дефекты или немощь. Ее долгая карьера не всем нравилась: известно (достаточно об этом почитать хотя бы у Анатолия Орфенова), что некоторых более молодых ее коллег раздражала прекрасная профессиональная форма певицы, давно перешагнувшей пенсионный возраст. Она не стала настаивать, драться за место, которое занимала по праву: спев в 1986-м свою последнюю премьеру (Любовь в «Мазепе» Чайковского), она вскоре ушла из Большого, чтобы, никому не мешая, еще не раз выходить на его сцену в качестве приглашенной звезды – а театр еще долго в ней нуждался.

Последний раз она вышла на великую и родную для себя сцену весной 2005-го, празднуя свое 80-летие и 50-летие творческой деятельности. В тот вечер она уже не пела – пели для нее: это было последнее значительное событие в старом Большом перед долгими годами реконструкции. Уходила эпоха…

К лучшим ролям Архиповой на московской сцене, бесспорно, принадлежат те, что созданы в русских национальных операх – Мусоргского (Марина и Марфа), Римского-Корсакова (Любаша, Любава, Весна), Чайковского (Полина, Графиня, Любовь, Иоанна).

А еще она была страстной Эболи и неистовой Амнерис, величавой Клитемнестрой и загадочной Фриккой – разнообразный западный репертуар удавался ей ничуть не меньше, чем отечественный. «Нет такой музыки, которую не спела бы Ирина Архипова», — воскликнул как-то Евгений Светланов.

И это правда: широта ее репертуара поражает, а того, что не удалось спеть на оперной сцене, она «добрала» в многочисленных концертах – симфонических и камерных.

Интерпретация ею романсов Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова восхищает лирической тонкостью, проникновенностью исполнения, филигранным кружевом звукописи, и опять же – необыкновенно эстетичным чувством меры: она всегда точно знает, какую краску, какой нюанс дать на той или иной ноте, фразе, какие из них будут в самую пору.

Значение Ирины Архиповой не исчерпывается ее совершенным пением. Она была большим педагогом и большим организатором, воспитавшим и давшим путевку в жизнь многим современным русским певцам.

Почти все из наших соотечественников, кто сегодня блистает на мировых сценах, включая самые громкие имена (Хворостовский, Бородина, Гулегина, Нетребко и пр.

), прошли через руки Архиповой – именно она на конкурсах Глинки или Чайковского, жюри которых возглавляла много лет, отметила, поддержала молодые дарования, выросшие затем в больших артистов.

Она была неустанна в поиске новых талантов и поддержке молодежи – надежды русской музыкальной культуры, для чего создала собственный фонд, который за почти двадцать лет своего существования дал огромное количество самых разнообразных концертов, представляя публике новые имена.

Архипова объединяла людей – не зря, в конце 1980-х, когда все рушилось в нашей стране, именно она возглавила Международный союз музыкальных деятелей, всемерно сохраняя, укрепляя и развивая творческие контакты на просторах бывшего СССР. Продвижение молодых талантов и просветительство было основным смыслом жизни Архиповой в последние десятилетия, и на этом поприще ей удалось сделать очень много, что говорит о ней не только как о выдающейся артистке, но и как о незаурядной личности и гражданине, патриоте своей страны.

Читайте также:  Город воинской славы - старая русса.

Александр Матусевич

Источник: http://www.arhipova.org/ru/arkhipova/

Мгк им. чайковского — персоналии — архипова ирина константиновна

2 декабря 1925, Москва – 11 февраля 2010, Москва

Выдающаяся оперная певица (меццо-сопрано), педагог, солистка Государственного академического Большого театра СССР. Одна из самых титулованных певиц мира, обладательница множества наград, званий и премий.

Среди них Орден за заслуги перед отечеством II степени (1999), Три ордена Ленина (1971, 1976, 1984), Ленинская премия (1978) и Государственная премия Российской Федерации (1996).

Награждена орденами и медалями иностранных государств.

Первый вице-президент и академик Международной академии творчества (русская секция), почетный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, почетный доктор Национальной академии музыки имени Г. Музыческу (Республика Молдова), Почетный доктор Менделеевского университета. Почетный гражданин с. Ивановка, г. Осташкова (РФ), штата Тенесси (США).

Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (в 1962-1966 годах), народный депутат СССР в 1989-1992 годах. В 1995 году Институт теоретической астрономии Российской Академии наук присвоил имя Архиповой малой планете № 4424.

Видя музыкальный талант, отец, Константин Иванович, решил отдать Ирину учиться музыке. Она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, но из-за внезапной болезни учиться ей там не пришлось.

Позже, Ирина поступила в школу имени Гнесиных. Ее первым педагогом по фортепиано была Ольга Александровна Голубева. Через полтора года Ирина перешла к Ольге Фабиановне Гнесиной.

Параллельно с занятиями на фортепиано пела в хоре музыкальной школы.

В 1941 году из-за войны семья эвакуировалась в Ташкент. В 1942 году, окончив в Ташкенте школу, Ирина поступила в Архитектурный институт (МАРХИ), который находился также в эвакуации в Ташкенте, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой.

После окончания МАРХИ поступила в Московскую консерваторию, в класс Л.Ф. Савранского. С отличием сдав Государственные экзамены, Ирина Архипова поступила в аспирантуру вокального факультета. В 1954 году Ирина Архипова перевелась на заочное отделение аспирантуры  и уехала в Свердловск.

В 1954–1956 годах солистка Свердловского театра оперы и балета. В 1956 – 1988 годах – солистка Большого театра (дебютировала в партии Кармен, которая впоследствии стала одной из лучших в репертуаре певицы и получила мировое признание).

С 1955 года гастролирует за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Болгария, США, Япония, Франция, Канада). В 1967 и в 1971 годах пела в театре Ла Скала (партия Марфы и партия Марины Мнишек). Регулярно выступала в театрах: «Гранд Опера» (Париж), «Колон» (Буэнос-Айрес), «Метрополитен-опера» и «Карнеги-Холл» (Нью-Йорк), «Ирода Аттика» (Афины).

На протяжении многих лет Архипова осуществляла разнострорннюю и огромную по масштабам просветительскую, педагогическую и организационную деятельность.

В 1966 году была приглашена в жюри Конкурса имени П. И. Чайковского, а с 1967 года являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени М. И. Глинки.

С тех пор входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. С 1974 года (за исключением 1994 года) являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение». В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Полада Бюль-Бюль Оглы возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения.

Организатор многочисленных концертов молодых певцов-лауреатов различных конкурсов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны. В течении многих лет на базах российских театрах проводила оперный фестиваль «Ирина Архипова представляет». Основатель Благотворительного фонда Ирины Архиповой (1993).

С 1974 по 2003 год преподавала в Московской консерватории, в 1984 стала профессором.

Ирина Константиновна занесена в российскую книгу рекордов как самая титулованная российская певица.

Источник: http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=130283

Мир оперы — Ирина Архипова

Ирина Константиновна Архипова — советская и российская оперная певица, меццо-сопрано, солистка Большого театра (1956-1988), народная артистка СССР (1966), кавалер ордена Ленина (1971, 1976, 1985), лауреат Ленинской премии (1978), Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Государственной премии России (1996).

Ирина Константиновна Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. Уже в восемь лет поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, но из-за внезапной болезни учиться там не смогла. Позже Ирина поступила в школу имени Гнесиных.

Во время Великой Отечественной Войны с семьей была эвакуирована в Ташкент, где поступила в Московский архитектурный институт, который там же находился в эвакуации. После окончания учебы работа на проектировании и строительстве ряда объектов в столице, в том числе нового комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах, параллельно вокальные занятия с Н.М.

Малышевой, а позже  учеба в Московской консерватории в классе пения Л.Ф.Савранского. В 1953 году окончила консерваторию.

В 1954-1956 годах солистка Свердловского театра оперы и балета.  В 1956-1988 годах — солистка Большого театра. Исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе получило мировое признание. Ей было свойственно глубокое внутреннее раскрытие образа и продуманность интерпретации. Она обладала даром сценического перевоплощения. 

 С 1955 года гастролирует за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия ,  Болгария ,  США ,  Япония ,  Франция ,  Канада ). 

В 1967 и в 1971  годах пела в театре Ла Скала (партия Марфы и партия Марины Мнишек).

С 1975 года преподает в Московской консерватории, с 1984 года  — профессор . 

В 1980-е годы выступила с циклом концертов «Антология русского романса». 

В 1966 году приглашена в жюри Конкурса имени П.И.Чайковского, а с 1967 является неизменным председателем жюри Конкурса имени М.И.Глинки.

С того времени входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе «вердиевской голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурса Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене . С 1974 года (за исключением 1994) была бессменным председателем жюри Конкурса имени П.И.Чайковского в разделе «сольное пение». В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Паллада Бюль-Бюль Оглы Ирина Архипова возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения.

С 1986 года И.К.Архипова — председатель Всесоюзного музыкального общества, в конце 1990 преобразованного в Международный Союз музыкальных деятелей. С 1983 года — председатель Фонда Ирины Архиповой.

Почетный доктор Национальной академии музыки имени Музическу Республики Молдова (1998), президент Общества дружбы «Россия — Узбекистан». Была депутатом Верховного Совета СССР 6-го созыва. Народный депутат СССР (1989-1991).

  Автор книг: «Музы мои» (1992), «Музыка жизни» (1997), «Бренд по имени «Я»» (2005). 

Муж певицы — народный артист СССР Владислав Пьявко . Сын — Андрей. Правнучка — Ирина.

19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина. 11 февраля 2010 года певица скончалась. Похоронена 13 февраля 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве.

Источник: http://www.operaworld.ru/opernye-pevitsy/9-irina-arkhipova.html

Архипова Ирина Константиновна

Ирина Константиновна Архипова (1925 — 2010), советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии Российской Федерации (1996). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2005).

Путь Архиповой на большую сцену оказался трудным и долгим. Хотя природа наделила ее великолепным голосом, в течение нескольких десятилетий она не могла стать профессиональной певицей. Музыкальные способности девочки были замечены еще до школы.

Отец будущей певицы был профессором Московского института инженеров транспорта, но настоящим его увлечением было искусство. Поэтому Ирину начали рано учить играть на фортепиано. Потом ее привели на прослушивание к Е. Гнесиной, которая приняла талантливую девочку в свою музыкальную школу.

Учеба одновременно в двух школах оказалась непосильной для подростка. Однако Ирина изо всех сил стремилась сочетать занятия музыкой и учебу в общеобразовательной школе.

Начавшаяся война помешала девочке закончить обучение. Поскольку отца Архиповой не призвали в армию, семья была эвакуирована в Ташкент. Там Ирина окончила школу и поступила в только что открывшийся в городе филиал Московского архитектурного института. Она успешно закончила два курса, а в 1944 году вместе с семьей вернулась в Москву.

Архипова продолжала активно участвовать в институтской самодеятельности, даже не помышляя о карьере певицы. По инициативе знаменитого архитектора И. Жолтовского в институте был организован вокальный кружок. Им руководила Н.

Малышева, известная пианистка, жена академика-филолога В. Виноградова. Она начала профессионально заниматься с Архиповой и вскоре отвела девушку на прослушивание в Московскую консерваторию.

Мнение профессоров было единодушным: Архипова должна поступать на вокальное отделение.

Летом 1946 года после долгих колебаний она подала заявление в консерваторию. Во время экзаменов в первом туре ее услышал известный педагог по вокалу Л. Савранский. Он решил взять абитуриентку в свой класс.

Под его руководством Архипова усовершенствовала певческую технику и уже на втором курсе дебютировала в спектакле Оперной студии. Она исполнила партию Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». За ней последовала роль Весны в опере Н.

Римского-Корсакова «Снегурочка», после которой Архипову пригласили выступить на радио.

Концерт молодой певицы произвел настолько сильное впечатление, что Иновещание включило его в программу, транслируемую в Италии. Однако в то время Архипова еще не рассталась с профессией архитектора.

Только на четвертом курсе она делает окончательный выбор под влиянием профессора Н. Озерова (отца известного спортивного комментатора Николая Озерова и не менее известного кинорежиссера Юрия Озерова).

Архипова переходит на дневное отделение консерватории и начинает работать над дипломной программой. Ее выступление в Малом зале консерватории экзаменационная комиссия оценила высшим баллом. Архиповой рекомендовали поступать в аспирантуру.

Однако в то время педагогическая карьера ее не привлекала. Она хотела быть певицей и по совету Савранского решила поступить в стажерскую группу Большого театра, но ее ожидала неудача.

По-видимому, великолепные вокальные данные вызвали откровенную ревность со стороны примадонн. И здесь в судьбу Архиповой вновь вмешивается Савранский.

Он рекомендовал свою ученицу директору Свердловского оперного театра.

Напуганная неудачей Архипова побоялась ехать в Свердловск, хотя Савранский настаивал на этом и познакомил ее с приехавшей в Москву в командировку режиссером театра Н. Брянцевой. Прослушав Архипову, та сразу же пообещала взять ее в труппу театра. Только после этого Архипова уехала в Свердловск, где была принята в труппу.

Через две недели после приезда состоялся ее дебют. Архипова исполнила роль Любаши в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Ее партнером был известный оперный певец Ю. Гуляев.

Работая в Свердловске, молодая певица расширяла свой оперный репертуар и совершенствовала вокальную и артистическую технику. Уже через год она стала лауреатом Международного конкурса вокалистов в Варшаве. Вернувшись оттуда, Архипова дебютировала в классической партии для меццо-сопрано в опере «Кармен». Именно эта партия стала поворотной точкой в ее биографии.

После исполнения роли Кармен Архипову пригласили в труппу Малого оперного театра в Ленинграде. Однако до Ленинграда она так и не добралась, поскольку получила приказ о переводе в труппу Большого театра. Ее заметил главный дирижер А. Мелик-Пашаев. Он работал над обновленной постановкой оперы «Кармен» и нуждался в новой исполнительнице.

1 мая 1956 года Архипова стала солисткой Большого театра, а всего через месяц дебютировала в новой постановке оперы «Кармен». На сцене Большого театра Архипова проработала сорок лет и выступила практически во всех партиях классического репертуара.

В первые годы работы ее наставником был Мелик-Пашаев, а затем — известный дирижер В. Небольсин. После триумфальной премьеры в Москве Архипову пригласили в Варшавскую оперу, и с этого времени начинается ее известность на мировой оперной сцене.

Читайте также:  Орден белого орла, как высшая награда речи посполитой

В 1959 году Архипова была партнершей известного певца Марио дель Монако, приглашённого в Москву для исполнения роли Хосе. После спектакля артист в свою очередь пригласил Архипову участвовать в постановках этой оперы в Неаполе и Риме. Она стала первой русской певицей, вошедшей в зарубежные оперные труппы.

В то время поведение каждого артиста жестко контролировалось и регламентировалось. Взаимоотношения Архиповой с опекавшими ее органами были достаточно сложными. Кроме того, ей пришлось отдавать 90% своих гонораров государству. У нее не хватало денег даже на нормальное питание.

Как и другие певицы, Архипова нередко становилась жертвой закулисных интриг. Так, в 1970 году ее пригласили участвовать в постановке оперы Дж. Верди «Трубадур» на сцене оперного театра во французском городе Нанси.

Однако руководство министерства культуры отказалось выпустить Архипову по причине того, что солистке Большого театра якобы не подобает петь во французской провинции. И, кроме того, она никогда не пела эту партию на сцене Большого театра.

Надо отметить, что в те годы «Трубадур» вообще не шел в Большом театре.

Архиповой пришлось отправиться в Ригу и исполнить партию в этой опере на сцене Латвийского оперного театра. Только после этого ей предоставили паспорт и визу для поездки во Францию.

Более того, когда через несколько лет в Большом театре также решили поставить «Трубадура», то Архипову долгое время не допускали к работе над постановкой.

Мотивировка была простой: ее трактовка образа Азучены слишком современна и нетрадиционна.

Иногда певице и просто отказывали в выезде под тем предлогом … что у нее слишком много приглашений из разных стран. Так, однажды, когда на имя Архиповой пришло приглашение из Англии на участие в постановке оперы «Трубадур» на сцене театра Ковент-Гарден, министерство культуры ответило, что Архипова занята, и предложило послать другую певицу.

Не меньше сложностей вызывало и расширение репертуара. В частности, Архипова прославилась своим исполнением европейской духовной музыки. Однако она долго не могла включать в свой репертуар русскую духовную музыку.

Лишь в конце 80-х годов ситуация изменилась.

Следует упомянуть и то, что искусство певицы получило признание государства: ей было присвоено звание Героя Социалистического труда, и Ленинская премия, а также звание народной артистки СССР.

Долгое время Архипова являлась председателем Международного союза музыкальных деятелей, преподавала в Московской консерватории, вела цикл «музыкальных гостиных», вечера под девизом «Ирина Архипова представляет», в которых принимали участие молодые певцы. Она постоянно выступала с сольными концертами. В одном из интервью певица шутливо заметила, что ее жизнь напоминает известную сказку про портного, которого сделали царем, а он не хочет бросать ремесло и продолжает шить по ночам.

Самая титулованная певица Советского Союза и Российской Федерации, обладательница бесчисленных званий и наград, как отечественных, так и зарубежных, Архипова, несмотря на абсолютную заслуженность, запомнится, конечно, не этим. С нами навсегда – в памяти и в записях – останется запечатленным ее волшебный голос красивого, сочного, вечно молодого тембра, всегда скругленный, благородный звук, ее редкая вокальная культура и феноменальная техника.

Последний раз она вышла на великую и родную для себя сцену весной 2005-го, празднуя свое 80-летие и 50-летие творческой деятельности. В тот вечер она уже не пела – пели для нее: это было последнее значительное событие в старом Большом перед долгими годами реконструкции. Уходила эпоха…

Источник: http://music-fantasy.ru/dictionary/arhipova-irina-konstantinovna

Ирина Константиновна Архипова

Солистка ГАБТ СССР. Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии Российской Федерации (1996).

Биография

И. К. Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. В студенческие годы училась в МАРХИ, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института в 1948 году поступила в МГК имени П. И. Чайковского в класс пения Л. Ф. Савранского. В 1953 году окончила консерваторию. В 1954—1956 годах солистка Свердловского театра оперы и балета.

В 1956 — 1988 годах — солистка Большого театра.

Исполнение партии Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе получило мировое признание. Ей было свойственно глубокое внутреннее раскрытие образа и продуманность интерпретации. Она обладала даром сценического перевоплощения.

С 1955 года гастролирует за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Болгария, США, Япония, Франция, Канада).

В 1967 и в 1971 годах пела в театре Ла Скала (партия Марфы и партия Марины Мнишек).

С 1975 года преподавала в МГК имени П. И. Чайковского, с 1984 года — профессор.

В 1980-е годы выступила с циклом концертов «Антология русского романса».

В 1966 году была приглашена в жюри Конкурса имени П. И. Чайковского, а с 1967 года являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени М. И. Глинки.

С тех пор входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. С 1974 года (за исключением 1994 года) являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение». В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Полада Бюль-Бюль Оглы возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения.

С 1986 года — председатель Всесоюзного музыкального общества, в конце 1990 года преобразованного в Международный Союз музыкальных деятелей. С 1983 года — председатель Фонда Ирины Архиповой.

Почётный доктор молдавской Национальной академии музыки имени Музическу (1998), президент Общества дружбы «Россия — Узбекистан».

Член КПСС с 1963 года. Депутат ВС СССР 6-го созыва (1962—1966) и народный депутат СССР (1989—1991).

Автор книг: «Музы мои» (1992), «Музыка жизни» (1997), «Бренд по имени „Я“» (2005).

Супруг певицы — народный артист СССР Владислав Пьявко. Сын — Андрей. Правнучка — Ирина.

19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина. 11 февраля 2010 года певица скончалась. Похоронена 13 февраля 2010 года в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10)..

Репертуар в Большом театре

1956

  • «Кармен» Ж. Бизе — Кармен
  • «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Любаша
  • «Аида» Дж. Верди — Амнерис

1957

  • «Вертер» Ж. Массне — Шарлотта
  • «Мать» Т. H. Хренникова — Ниловна

1958

  • «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Марина Мнишек
  • «Чародейка» П. И. Чайковского — Княгиня
  • «Её падчерица» Л. Яначека — Дьячиха

1959

  • «Хованщина» М. П. Мусоргского — Марфа
  • «Джалиль» Н. Жиганова — Хаят
  • «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Полина
  • «Война и мир» С. С. Прокофьева — Элен

1960

  • Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева — Клавдия

1962

  • «Не только любовь» Р. K. Щедрина — Варвара Васильевна
  • «Фальстаф» Дж. Верди — Мэг Пэдж

1963

  • «Дон Карлос» Дж. Верди — Эболи

1965

  • «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — Весна

1967

  • «Мазепа» П. И. Чайковского — Любовь
  • «Оптимистическая трагедия» А. H. Холминова — Комиссар

1974

  • «Трубадур» Дж. Верди — Азучена

1976

  • «Садко» Н. А. Римского-Корсакова — Любава

1977

  • «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Графиня

1979

  • «Золото Рейна» Р. Вагнера — Фрикка

1983

  • «Ифигения в Авлиде» К. Глюка — Клитемнестра

Признание

Награды

  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1984, орден Ленина и медаль «Серп и Молот»)
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного (2 января 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры, многолетнюю творческую и общественную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (30 декабря 1999) — за выдающиеся заслуги в области культуры и большой вклад в развитие народного песенного творчества
  • Три ордена Ленина (1971, 1976, 1984)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1971)
  • Медаль Пушкина (4 июня 1999) — в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Орден Святой равноапостольной княгини Ольги II степени (РПЦ, 2000)
  • Орден Республики (Молдова) (2000)
  • Крест святого Михаила Тверского (Тверская область) (2000),
  • Почётный знак «За милосердие и благотворительность» (2000)
  • Почётный знак «За заслуги перед культурой Польши»
  • Почётный знак Святого Луки за поддержку культуры Ярославской области.
  • Памятный знак «Золотой Аполлон» (1998)
  • Ордена и медали иностранных государств

Поощрения Президента и Правительства Российской Федерации

  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (2 января 2010 года) — за большие заслуги в музыкально-просветительской деятельности
  • Благодарность Президента Российской Федерации (18 ноября 1997 года) — за активное участие в подготовке и проведении празднования 850-летия основания Москвы

Премии

  • Ленинская премия (1978) — за исполнение партий Азучены и Любавы в оперных спектаклях «Трубадур» Дж. Верди и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, а также концертные программы последних лет
  • Государственная премия России (1996)
  • Российская оперная премия «Casta diva» (1999)
  • Премия мэрии Москвы (2000)
  • Премии и медали имени С. В. Рахманинова
  • Премия Фонда Святого апостола Андрея Первозванного «За веру и верность» (2000)
  • Всемирный приз искусств (учрежденный корпорацией «Маришен арт менеджмент интернешнл») — «Бриллиантовая лира» и титул «Богиня искусств» (1996)

Почётные звания

  • Заслуженная артистка РСФСР (1959)
  • Народная артистка РСФСР (1961)
  • Народная артистка СССР (1966)
  • Народная артистка Кыргызской Республики (1993)
  • Народная артистка Республики Башкортостан (1994)
  • Заслуженная артистка Удмуртии.
  • Титул «Человек года» (Русский биографический институт) (1993).
  • Титул «Человек столетия» (Международный Биографический Центр Кэмбриджа, 1993)
  • Титул «Маэстра ДельАрте» (Молдова).
  • Действительный член и вице-президент Международной Академии творчества и русской секции Международной Академии наук
  • Президент Международного Союза музыкальных деятелей (1986) и Фонда Ирины Архиповой (1993),
  • Почётный доктор молдавской Национальной академии музыки имени Музическу (1998)
  • Почётный доктор РХТУ (2001)
  • Профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (с 1984)

Прочее

  • Занесена в российскую книгу рекордов как самая титулованная российская певица
  • Имя «Архипова» получила малая планета № 4424 (1995)

Фильмография

  • 2010 — «Ирина Архипова. Архитектура гармонии» — документальный фильм, 2010, сценарий Ольга Агамирова-Сац, режиссер Никита Тихонов

Источник: http://people-archive.ru/character/irina-konstantinovna-arhipova

Ирина Архипова (Irina Arkhipova)

Родилась в Москве. Отец — Ветошкин Константин Иванович. Мать — Галда Евдокия Ефимовна. Супруг — Пьявко Владислав Иванович, Народный артист СССР. Сын — Андрей. Правнучка — Ирина.

https://www.youtube.com/watch?v=tcpIKoynk-k

Отец Ирины Архиповой родом из Белоруссии. Он был из семьи потомственных железнодорожных рабочих, владевших своим ремеслом глубоко и серьезно. Трудовые традиции семьи Ветошкиных, стремление к знаниям привели отца в 1920-х годах в Москву, в Институт инженеров железнодорожного транспорта.

Впоследствии Константин Иванович стал крупным специалистом в области строительства. В Москве участвовал в возведении зданий Библиотеки имени Ленина и разработке проекта Дворца Советов.

Был очень музыкальным человеком, играл на нескольких инструментах, но, в отличие от своей супруги, Евдокии Ефимовны, в семье которой петь умели все, был лишен певческого голоса.

Дед по матери, Ефим Иванович, обладал недюжинным музыкальным талантом и прекрасным голосом (бас-баритон), всю жизнь пел на сельских праздниках, в церкви. Одно время руководил колхозным хором. По приезде в Москву Евдокия Ефимовна прошла прослушивание в хор Большого театра, но ее муж, Константин Иванович, не позволил ей работать там.

Видя музыкальный талант дочери, Константин Иванович решил отдать Ирину учиться музыке по классу фортепиано. Она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, но из-за внезапной болезни учиться ей там не пришлось.

Позже, чтобы наверстать упущенное, Ирина поступила в школу имени Гнесиных. Ее первым педагогом по фортепиано была Ольга Александровна Голубева. Через полтора года Ирина перешла к Ольге Фабиановне Гнесиной.

Параллельно с занятиями на фортепиано пела в хоре музыкальной школы.

Однако в семье не было сомнений: будущее Ирины — архитектура. В 1941 году она окончила 9-й класс, но началась война, которая во многом повлияла на выбор профессии. Осенью семья эвакуировалась в Ташкент.

В 1942 году, окончив в Ташкенте школу, Ирина поступила в Архитектурный институт (МАРХИ), который находился также в эвакуации в Ташкенте. Экзамен по рисунку и черчению Ирина сдала с оценкой «отлично №1».

В Ташкенте Ирина Архипова возобновила занятия музыкой, и там же, в Архитектурном институте, состоялось ее первое публичное выступление. Ирина исполнила романс Полины.

Читайте также:  Судоплатов павел анатольевич

Выступление оказалось не слишком удачным — подвело сильное волнение. В 1944 году, когда институт вернулся из эвакуации в Москву, она решилась выступить еще раз.

Со временем эти концерты стали неотъемлемой частью ее студенческой жизни.

Часто, отвечая на вопрос, как она стала певицей, Ирина Константиновна говорит: «Окончила Архитектурный институт».

Нелогичность такого ответа чисто внешняя, так как Архитектурный институт, помимо широкого образования, эрудиции, кругозора, представления и ощущения пространства, чувства стиля, формы, композиции, давал и довольно серьезное музыкальное воспитание. В стенах института музыка пользовалась большим уважением. И педагоги, и студенты были заядлыми театралами.

В вокальном кружке началось серьезное знакомство будущей певицы с романсовой и оперной литературой. Интересно, что во время занятий над Хабанерой из оперы «Кармен» Ж.Бизе Н.М.

Малышева предложила свою трактовку образа Кармен — чистой, свободной, дикой, — которая нашла отклик в душе Ирины и впоследствии стала краеугольным камнем в исполнении всей партии.

Через несколько месяцев после начала занятий состоялись ее первые вокальные вечера в архитектурном.

Занимаясь пением, делая успехи в концертах вокального кружка и его вечерах, И.К. Архипова тем не менее продолжала готовиться к работе архитектора и настойчиво работала над дипломным проектом под руководством профессора М.О. Барщ, преподавателей Г.Д. Константиновского, Н.П. Сукоянца и архитектора Л.С. Залесской.

Защитив на «отлично» диплом и успешно окончив институт, в 1948 году Ирина Архипова получила назначение на работу в архитектурно-проектную мастерскую «Военпроекта», где она занималась проектированием жилых домов на Ярославском шоссе. В это время в мастерской Дворца Советов группа архитекторов под руководством Л.В.

Руднева вела проектирование комплекса Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова на Воробьевых горах. Проектирование служебных построек комплекса было передано Л.В. Рудневым «Военпроекту», из которых гараж, типография и химическая лаборатория были поручены Ирине Архиповой, и эта работа была успешно выполнена ею.

Архитектор Ирина Архипова — автор проекта здания Московского финансового института на проспекте Мира.

В том же 1948 году, узнав, что в Московской консерватории открылось вечернее отделение, Ирина, продолжая работать архитектором, поступила на первый курс в класс Народного артиста РСФСР Леонида Филипповича Савранского.

В марте 1951 года студентка 3-го курса Московской консерватории и архитектор «Военпроекта» Министерства обороны Ирина Архипова дебютировала на московском радио для Италии. Она рассказала слушателям о своей семье, исполнила гимн Молинелли и русскую народную песню «Ох, долга ты, ночь».

К 5-му курсу стало очевидно, что нужно окончательно определяться с профессией. К занятиям в консерватории прибавились спектакли в оперной студии, работа над камерным репертуаром, участие в концертах.

Ирина Архипова решила взять годичный отпуск за свой счет, перейти на дневное отделение, окончить консерваторию и там посмотреть, что получится.

Вышло так, что в архитектуру Ирина Архипова так больше и не вернулась.

Во время работы над дипломной программой, в которую была включена ария из «Мессы» И.С. Баха, Ирина Архипова репетировала в Большом зале консерватории с Гарри Гродбергом, игравшим на знаменитом органе. С той поры в биографии профессиональной певицы появилась линия органной музыки. Она пела впоследствии с органистом М.

Ройзманом, И. Браудо, П. Сиполниексом, О. Цинтынем, О. Янченко. Выступала в органных залах филармоний Минска, Москвы, Ленинграда, Киева, Кишинева, Свердловска и многих других городов нашей страны. Записала пластинку органной музыки в знаменитом Домском соборе в Риге, Кафедральном Ссборе Вильнюса, польском костеле в Киеве и т.

д.

Блестяще выступив на дипломном концерте и с отличием сдав Государственные экзамены, Ирина Архипова поступила в аспирантуру, но на пробе в труппу Большого театра она не понравилась, и ее не взяли. В аспирантуре она занималась сначала в классе Ф.С. Петровой, потом по камерному пению — у А.В. Доливо, и все эти годы она не порывала с Н.М. Малышевой.

Еще во время занятий в консерватории все были убеждены, что Ирине Архиповой суждено стать в первую очередь оперной певицей. В ее репертуаре уже тогда стояли сложные оперные партии. Ее нередко приглашали принять участие в самых престижных концертах с участием признанных мастеров-вокалистов.

1 марта 1954 года Ирина Архипова приняла участие в концерте в Краснознаменном зале ЦДСА, где она выступала вместе с И.С. Козловским, А.П. Огнивцевым, Л.А. Руслановой, А.П. Зуевой, В.А. Поповым. В апреле 1954 года Ирину Архипову пригласили принять участие в комедии «Мещанин во дворянстве», которую привез в СССР парижский театр «Комеди франсез».

Она с успехом спела все спектакли в Москве и Ленинграде на французском языке и вновь пробовалась в Большой театр, но ее опять не взяли.

В 1954 году Ирина Архипова перевелась на заочное отделение аспирантуры вокального факультета и уехала в Свердловск, где проработала всю зиму в театре оперы и балета.

В 1955 году она одержала победу на международном конкурсе вокалистов на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве, который закончился концертом победителей в Кремле и на котором кто-то из членов правительства спросил: «Почему Архипова не в Большом?». После фестиваля началась текущая жизнь солистки свердловской оперы.

Ирина Архипова приняла участие в заключительном гастрольном концерте театра, который проходил в Ростове-на-Дону, а затем выехала вместе с ним в Кисловодск и начала готовить партию Кармен, в которой вскоре с успехом и выступила.

Одновременно у И.Архиповой началась и «ленинградская линия».

28 января 1956 года состоялось ее первое гастрольное концертное выступление — концерт из произведений Р. Шумана в Малом зале филармонии в Ленинграде.

Через два дня певица с успехом дебютировала в «Царской невесте» в Малом оперном театре.

После этих концертов Ирине Архиповой предлагали остаться в Ленинграде, но ее неожиданно для нее самой приказом Министерства культуры СССР перевели в Большой театр.

1 марта 1956 года Ирина Архипова приступила к работе в Большом, а ровно через месяц, 1 апреля, состоялся ее дебют — с огромным успехом она исполнила партию Кармен. Ее партнером в первой «Кармен» был болгарский певец Любомир Бодуров. Партию Микаэлы пела Е.В. Шумская, дирижировал В.В. Небольсин.

В декабре 1956 года на сцене Большого театра Ирина Архипова спела Амнерис («Аида» Дж.Верди). Затем последовали «Война и мир» (Элен), «Фальстаф» (Мэг) в постановке Б.А. Покровского. Огромной честью и удовольствием считала Ирина Архипова петь в концертах, где дирижировал А.Ш. Мелик-Пашаев.

С его смертью закончился большой и важный этап артистической жизни певицы. Она получила огромный творческий багаж от вдохновенного мастера. Он во многом определил ее творческую судьбу, ибо уже на первых порах заложил в ней прочный фундамент, основанный на требовательности, вкусе, музыкальности.

В 1958 году в Большом театре осуществлялась постановка труднейшей оперы чешского композитора Л. Яначека «Ее падчерица» («Енуфа»). Музыкальным руководителем и дирижером постановки был главный дирижер Пражской оперы Зденек Халабала. Режиссером-постановщиком был режиссер из оперного театра города Брно (Чехословакия) Лингарт. Ирина Архипова исполнила архитруднейшую партию Дьячихи (Костелнички).

Другим ярким примером того, как надо работать на сцене, стал для Архиповой С.Я. Лемешев. Под его руководством она участвовала в постановке «Вертера». Спектакли шли с огромным успехом, не говоря уже о том, какой триумф был на спектаклях самого С.Я. Лемешева — Вертера. Именно у него научилась певица отдавать все силы и все помыслы работе над образом, над оперой.

В мае 1959 года Ирина Архипова впервые исполнила одну из самых своих любимых ролей — партию Марфы в «Хованщине» М.П. Мусоргского.

Кульминацией первого этапа артистической жизни И.К. Архиповой стал июнь 1959 года, когда в Советском Союзе состоялись гастроли знаменитого итальянского тенора Марио дель Монако. Он был первым итальянским оперным певцом на советской сцене. Его приезд стал огромным событием, а успех «Кармен» с его участием был невероятным.

Грандиозный успех «Кармен» в Москве открыл перед Ириной Архиповой двери на мировую оперную сцену и принес певице мировой успех. Благодаря теле- и радиотрансляции этого спектакля на всю Европу она получила многочисленные приглашения из-за рубежа. Во время гастролей в Будапеште она впервые исполнила Кармен по-итальянски.

Ее партнером, в роли Хозе, был талантливый певец и актер Йожеф Шиманди. А впереди предстояло петь с Марио дель Монако в Италии! В декабре 1960 года «Кармен» шла в Неаполе, а в январе 1961 года — в Риме.

Здесь ей сопутствовал не просто успех — триумф! Он стал свидетельством того, что талант Ирины Архиповой получил признание на родине лучшей в мире вокальной школы, а дель Монако признал Ирину Архипову лучшей из современных Кармен.

Так обращается к Кармен влюбленный Хозе в своей знаменитой арии из второго акта, или, как ее еще называют, «арии с цветком».

Гастроли в Италии имели огромное значение для всего отечественного искусства. Это были первые в истории советского оперного искусства выступления русской певицы и ее участие в постановках на итальянской оперной сцене. Кроме того, Ирина Архипова выступила в Риме с вечером русских романсов.

Результатом этих гастролей стало подписание директором «Ла Скала», доктором Антонио Гирингелли и послом СССР в Италии С.П. Козыревым документа-контракта о первой стажировке молодых советских певцов в Италии. Вскоре туда поехали Т. Милашкина, Л. Никитина, А. Ведерников, Н. Андгуладзе, Е. Кибкало.

Росла популярность Ирины Архиповой и на родине. В ноябре 1961 года состоялся ее первый сольный концерт в Колонном зале Дома союзов. В его программе — классическая музыка. И. Архипова решила исполнять испанский романс Шапорина «Прохладой ночь дохнула» и почувствовала, что произведение советского композитора заняло равноправное место рядом с прославленной классикой.

Осенью 1963 года проходила работа над первой оперой, которая предназначалась для сцены только что открытого Кремлевского Дворца съездов — «Дон Карлос» Дж. Верди. Ирине Архиповой была поручена партия Эболи.

Для постановки был приглашен болгарский дирижер Асен Найденов, который сказал потом: «Ирина Архипова обладает не только большим самообладанием, чувством меры и актерским мастерством, но и огромной музыкальностью, отличной памятью и ярким артистизмом.

Я знаю двух певиц, которые справились блестяще с этой труднейшей партией, — Елена Николаи и Ирина Архипова».

В мае-июне 1963 года состоялась поездка Ирины Архиповой в Японию, где она провела 14 сольных концертов по всей стране, а в 1964 году на гастролях Большого театра в Милане, в «Ла Скала», Ирина Архипова блестяще выступила в партиях: Марина Мнишек («Борис Годунов»), Полина («Пиковая дама») и Элен Безухова («Война и мир»). В том же году И. Архипова осуществила свою первую поездку в США. В Нью-Йорке она познакомилась с пианистом Джоном Вустманом, с которым она до сих пор остается в настоящей творческой дружбе. С ним певица неоднократно гастролировала в США, Европе, в частности, пела вместе с ним один из концертов в зале «Плейель» в Париже. В 1970 году во время третьего тура конкурса имени П.И. Чайковского Ирина Архипова и Джон Вустман записали на фирме «Мелодия» пластинку из произведений С. Рахманинова и цикл М.П. Мусоргского «Песни и пляски смерти». Эта пластинка получила Гран-при «Золотой Орфей» в Париже.

В 1967 году Ирина Архипова приняла предложение принять участие в постановке «Хованщины» М.П. Мусоргского в знаменитом «Ла Скала», став первой русской певицей, получившей приглашение участвовать в постановке спектакля за рубежом. Партию Марфы в премьерных спектаклях Ирина Архипова исполняла по-итальянски. Партию Ивана Хованского исполнил знаменитый болгарский бас Николай Гяуров.

В 1969 году — снова гастроли в США, опять «Карнеги-Холл» в Нью-Йорке. Здесь Ирина Архипова пела на французском языке сцены из «Кармен». В 1970 году певица получила приглашение в оперу Сан-Франциско на «Аиду». На одном из спектаклей присутствовал Лучано Паваротти, который пригласил певицу на «Фаворитку» Доницетти в Болонье.

В августе 1970 года Ирина Архипова, спев на гастролях Большого театра СССР в Канаде на «Экспо-70» Марину Мнишек, Полину в «Пиковой даме» и несколько концертов, улетела в Ригу, где дебютировала в партии Азучены в опере «Трубадур».

В октябре того же года Архипова участвовала постановке «Трубадура» в Нанси во Франции, после чего была занесена в «Золотую книгу» театра и получила контракт на «Аиду» в Руане и Бордо и на постановку «Трубадура» в Оранже.

Эта постановка состоялась летом 1972 года в рамках Международного оперного фестиваля.

Источник: http://www.classic-music.ru/arkhipova.html

Ссылка на основную публикацию