Моисеев игорь александрович

Биография Игоря Моисеева

Моисеев Игорь Александрович — величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры. Игорь Моисеев — организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца.

Игорь Моисеев является создателем нового жанра сценического искусства — народно-сценической хореографии, новой модели профессионального коллектива — ансамбля народного танца, нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого — развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства.

Жизнь и судьба Игоря Моисеева — исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности Игорь Моисеев был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления подчинены единственной цели — сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры.

Создав первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, Игорь Моисеев превратил его в уникальный Театр народного танца, где непосредственный задор фольклора, с его неожиданной и всегда желанной импровизацией, легко и естественно вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца.

Сегодня в репертуаре Театра народного танца Игоря Моисеева сотни произведений, щедро наполненных сочными образами, яркими характерами, живописными красками, подсказанными самой жизнью.

Это чудо, которому вот уже семь десятилетий рукоплещет мир, не могло бы родиться, не владей Игорь Моисеев всеми тонкостями национального танца, всеми методам и приемами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, которые легли в основу его уникального художественного метода сценической интерпретации фольклора.

Игорь Моисеев первым в истории хореографии ХХ века сделал народный танец явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов.

Где бы ни выступал коллектив, созданная Моисеевым гибкая, мобильная модель ансамбля народного танца пропагандирует танцевальный фольклор мира и обогащая его приемами профессионального искусства, продолжает жизнь в строгих формах сценического искусства. Грандиозное значение творчества Игоря Моисеева оценить невозможно — его танцы вошли в историю живописной энциклопедией народной жизни, живой летописью, сохранив аромат времени. Социальные коллизии, национальные характеры, судьбы целых народов — творчеству Игоря Моисеева подвластно все.

Облеченные в стройные сценические формы, уникальные по благородству линий и ясности выражения художественной идеи, произведения Игоря Моисеева являются классикой хореографии, понятной зрителям всего мира. Они всегда современны, наполнены сочными народными характерами, проникнуты любовью, радостью, юмором, самой жизнью — всем, что всегда будет дорого каждому человеку.

Великий патриот своей страны, Игорь Моисеев признан человеком мира, посланником добра и справедливости. Страстный энтузиаст и бескорыстный даритель, Моисеев щедро делится с миллионами людей талан- том, знаниями, любовью к танцу.

Чуждый пафоса, бес- конечно одаренный творец, всю жизнь он исповедует великий душевный принцип — отдавать, не задумываясь о благодарности. Благородство и гуманизм миро- вой культурной миссии Игоря Моисеева бесценны и беспримерны.

Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье мелкопоместного дворянина Александра Михайловича Моисеева и модистки Анны Александровны Грэн. Детство провел в Париже, Полтаве, в 1920 году в Москве брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Мосоловой В.И.

, затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который закончил в 1924 году по классу Горского А.А. и в том же году зачислен в труппу Большого театра. В 1924-1939 годы Игорь Моисеев — солист балета Государственного Академического Большого театра.

В ГАБТ Игорь Моисеев исполнял партии:

• Иосиф — «Иосиф Прекрасный», постановка К.Голейзовского на музыку С.Василенко; • Рауль — «Теолинда», постановка К.Голейзовского на музыку Ф. Шуберта; • Раб — «Корсар», постановка А.Горского на музыку французких композиторов; • Мато — «Саламбо», постановка А.Горского на музыку А.Арендса; • Футболист — «Футболист», постановка Л.Лащилина и И.Моисеева на муз.В. Оранского.

Игорь Моисеев поставил на сцене ГАБТ балеты:

• «Футболист» на муз. В. Оранского (1930) (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным); • «Тщетная предосторожность» (1930) (совместно с А. Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ); • «Саламбо» на музыку А. Арендса (1932); • «Три толстяка» на музыку В. Оранского (1935); • «Спартак» на музыку А. Хачатуряна (1958).

Также Игорь Моисеев поставил танцы в операх:

• «Загмуг» (1930); • «Турандот» (1931); • «Демон» (1932); • «Любовь к трем апельсинам» (1933); • «Кармен» (1933).

В Большом театре карьера Игоря Моисеева не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года («Футболист» на музыку В. Оранского (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным, 1930) – случай беспрецедентный в истории Большого театра.

В 1930-е годы Моисеев ставит физкультурные парады на Красной площади, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, дает уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподает в московском хореографическом училище, заведует секцией хореографии в Театре народного творчества (1936). Игорь Моисеев — организатор первого в мире профессионального ансамбля народного танца (10 февраля 1937 года), первой в мире профессиональной школы-студии при ансамбле (сентябрь 1943). В 1966 году Игорь Моисеев организует Государственный хореографический концертный ансамбль «Молодой балет». За уникальный вклад в развитие мировой культуры Игорь Моисеев награжден орденами, медалями и почетными званиями десятков стран. Игорь Моисеев — профессор, лауреат международных премий в области хореографии, почетный член нескольких академий, автор статей по хореографии, автобиографической книги «Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь». 02 ноября 2007 года в Москве, на 102-м году ушел из жизни Игорь Александрович Моисеев.

Источник: http://www.moiseyev.ru/bio.html

Игорь Моисеев

Моисеев Игорь Александрович – величайший балетмейстер и хореограф ХХ века. Ему удалось совершить революцию в танце. Он сделал народный танец достоянием мировой культуры.

Детство и юность

Родился Игорь Моисеев 21 января 1906 года в Киеве в семье обедневшего дворянина. Его отец Александр Михайлович был юристом, вел юридическую практику. В совершенстве владел французским языком и часто посещал Париж, где и познакомился с будущей женой и матерью Игоря – Грэн Анной Александровной. По профессии она была модисткой.

Хореограф Игорь Моисеев

Так как Александр Михайлович работал в Киеве, супруги решили перебраться жить туда. Но вскоре после рождения сына Игоря его отца посадили в тюрьму за крамольные высказывания в сторону властей. В это время мать увезла мальчика в Париж и устроила его в пансион. А сама вернулась в Россию, чтобы вызволить мужа из заключения.

Жить в пансионе мальчику было непросто. Он был на 2 года младше остальных детей, поэтому они постоянно его обижали. Да и воспитатели не учитывали его возраст, предъявляя к нему те же требования, что и к старшим ребятам. Например, наказывали, сажая в темный карцер. Как только в Киеве отца оправдали и он вышел из тюрьмы, мать забрала Игоря и вернулась с ним в Россию, в Москву.

Игорь Моисеев в молодости

Александр Михайлович боялся, что на сына пагубно повлияет улица, поэтому старался его заинтересовать историей, восточной культурой. Мать учила Игоря музыке и рисованию. Когда мальчику исполнилось 14 лет, отец решил отдать его в балетную студию. Так он стал брать уроки балета у Веры Ильиничны Масоловой — бывшей балерины Большого театра.

Уже через 3 месяца преподавательница отвела Игоря в хореографический техникум Большого театра. Женщина была уверена, что мальчик должен учиться именно там, и никакие вступительные экзамены ему не страшны. Так и вышло, его зачислили в класс главного балетмейстера Большого театра – Александра Горского.

Игорь Моисеев

В это время семья Моисеевых жила крайне бедно.

Отец зарабатывал на жизнь тем, что преподавал французский язык, а мать бралась за любую предложенную ей работу – чаще перешивала старые вещи. Денег катастрофически не хватало.

Игорь отощал и на фоне этого стал болеть. По этой причине был вынужден пропустить учебный год, хотя пророчили ему окончание техникума на год раньше положенного.

В итоге, ему было 18, когда его взяли в труппу Большого Театра. Первые роли были малозаметными, танцевал в массовке, и зарплата была соответствующая.

Получив первые заработанные деньги, молодой человек сразу же отправился в магазин и купил новый чайник.

Их старый уже давно исхудал и постоянно тек, им приходилось каждый раз его замазывать оконной затиркой. Эта покупка в семье вызвала гордость и ликование.

Балет

Вскоре в театр пришел новый балетмейстер Касьян Голейзовский. Его постановки в коллективе вызвали бурные дискуссии, возмущались и по поводу оформления спектаклей, и из-за новизны пластики, да и выбранная тема – конфликт между личностью и властью – не устраивала. Многие ведущие артисты просто отказывались от работы с ним. Поэтому в основном в его постановках танцевали молодые артисты.

Игорь Моисеев в балете «Саламбо»

Сначала главная партия в спектакле «Легенда об Иосифе Прекрасном» была отдана Василию Ефремову. Игорю Моисееву была отведена главная роль во втором составе. Но по причине болезни Ефремова основную партию стал танцевать Игорь Александрович. Позже ему досталась партия солиста и в балете «Теодолинда».

Но тут произошло непредвиденное. Ему пришлось пойти против воли руководства театра и заступиться за Голейзовского. По этой причине его сначала уволили, вскоре восстановили, но партий не давали. Целый год он был без работы. «Опала» завершилась случайно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер надорвал спину, ему срочно искали замену. Выбрали Игоря Моисеева.

Постановщик Игорь Моисеев

Однако этот творческий простой заставил артиста задуматься. Если раньше он считал, что весь мир крутится вокруг танцев, то теперь он захотел сам лично поставить спектакли. В 1926 году Игорь Александрович вместе с режиссером Симоновым поставили балет «Красавица с острова Лю-Лю». И это стало ярким событием среди московской публики.

А спустя год ему поступило предложение стать постановщиком балета «Футболист» на сцене Большого Театра. На тот момент ему было 24 года.

Игорь Моисеев на репетиции

В 1937 году организовал первый в стране ансамбль народного танца. В 1943 году при ансамбле открыл школу-студию. Позже по его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за границей.

Еще при жизни Моисееву удалось стать легендой. Он объединил страны и континенты. С каждых гастролей он «привозил» новый танец – югославская дзюрдевка, аргентинское гаучо, венесуэльская хоропа, мексиканская сюита.

Хореограф Игорь Моисеев

Он не побоялся напомнить о забытых корнях не только России, но другим странам. В Голландии ему рукоплескали стоя, а местная газета после концерта написала, что русские танцую как дьяволы. Ансамбль Моисеева ждали во Франции, Китае, Италии – любое их выступление проходило при аншлаге.

У Игоря Александровича целый музей премий и наград. Но это и не удивительно, ведь Моисеева смело можно назвать изобретателем – именно он создал и развил собственный танцевальный жанр – сценический народный танец.

Личная жизнь

Игорь Александрович Моисеев был трижды женат. Первой его супругой стала прима Большого театра Нина Борисовна Подгорецкая. Их отношения продлились недолго и в итоге окончились разводом.

Игорь Моисеев и его вторая жена Тамара Зейферт

Второй женой балетмейстера стала Тамара Алексеевна Зейферт – танцовщица, заслуженная артистка РСФСР. Она была младше Игоря Александровича на 10 лет. В браке у них родилась дочь Ольга.

Девочка решила пойти по стопам родителей и тоже подалась в балет, где добилась больших успехов. Ее сын Владимир – внук Игоря Моисеева – тоже связал свою жизнь с танцем. Он солист Большого театра и создатель Русского национального балетного театра.

Игорь Моисеев и его третья жена Ирина Чагадаева

В 1974 году балетмейстер женился в третий раз. Его избранницей стала Ирина Алексеевна Чагадаева. Разница в возрасте супругов составляла 19 лет. В ансамбле она танцевала с 1943 года.

Смерть

Великий хореограф прожил долгую и значительную жизнь. Умер он 2 ноября 2007 года в Москве. Ему был 101 год. Скончался Игорь Александрович в больнице от сердечной недостаточности. В последние годы мужчина страдал ишемической и гипертонической болезнями.

Читайте также:  Темирканов юрий хатуевич

Памятник на могиле Игоря Моисеева

Панихида и прощание с Игорем Моисеевым состоялись в Концертном зале имени Чайковского – на сцене, где он поставил более 300 постановок. Эта цифра вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Партии

  • Иосиф – «Легенда об Иосифе Прекрасном», постановка К. Голейзовского
  • Рауль – «Теолинда», постановка К. Голейзовского
  • Раб – «Корсар», постановка А. Горского
  • Мато – «Саламбо», постановка А. Горского
  • Футболист – «Футболист», постановка Л. Лащилина и И.Моисеева
  • Узбек – «Светлый ручей», постановка Ф. Лопухова

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5997-igor-moiseev.html

Игорь Александрович Моисеев

Игорь Александрович Моисеев родился в Киеве 8 (21) января 1906 года.

Отец — Моисеев Александр Михайлович, адвокат, дворянин. Мать — Грэн Анна Александровна, модистка, из французско-румынской семьи. Единственный сын в семье. В детстве несколько лет жил во Франции. Свободно говорил по-французски.

Учился в Москве в частной балетной студии (1920), в Хореографическом техникуме, который окончил в 1924 году (педагоги Иван Смольцов и Александр Горский).

После окончания техникума был принят в труппу Большого театра, где работал до 1939 года. В 1931 стал солистом. Уже в 1930 году начал работать балетмейстером.

Был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади. В 1933 закончил Университет искусств.

В 1937 году, заручившись поддержкой председателя СНК СССР Молотова, создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца (Государственный ансамбль народного танца СССР). Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года.

Моисеев вспоминал, что его 18 раз вызывали в КПСС и требовали вступить в партию. Но он неизменно отказывался по принципиальным соображениям.

Действительный член Международного Леонардо-клуба.

Умер 2 ноября 2007 года в Москве от гипертонической болезни и ишемической болезни сердца. Похоронен 7 ноября 2007 на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

Был женат трижды:

Первая гражданская жена Нина Борисовна Подгорецкая — прима-балерина Большого театра, участвовала в создании ансамбля.

Вторая жена Тамара Алексеевна Зейферт (1918—2005) — народная артистка РСФСР, лауреат Гос.премии. педагог-репетитор

  • Дочь Ольга Игоревна Моисеева 1943 — Заслуженная артистка РСФСР, солистка ансамбля, педагог-репетитор.
  • Внук Владимир Борисович Моисеев 1963 — Заслуженный артист Росcии, солист Большого театра, создатель Русского национального балетного театра, художественный руководитель [КГААТ Сибири им. Годенко].
  • Правнук Игорь Владимирович Моисеев II 1987 
  • Правнучка Ева Владимировна Моисеева 2007

Третья жена Ирина Алексеевна Моисеева (Чагадаева,Конева) — в ансамбле с 1941. Заслуженная артистка РСФСР, солистка ансамбля, лауреат Гос. премии, педагог-репетитор. Вдова Моисеева, после его смерти — председатель творческой коллегии, руководящей ансамблем.

Репертуар в Большом театре

  • «Корсар», хореография Мариуса Петипа, редакция Александра Горского — Раб
  • «Конёк-Горбунок», хореография Мариуса Петипа, редакция Александра Горского — Раб, мазурка
  • «Теолинда», балетмейстер Касьян Голейзовский — Рауль
  • «Иосиф Прекрасный», балетмейстер Касьян Голейзовский — Иосиф
  • «Футболист», собственная постановка — Футболист

Первый исполнитель партий

  • 1932 — «Саламбо», собственная постановка — Мато
  • 1933 — «Дионис», «Шопен», «Чарда», балетмейстер Касьян Голейзовский — Солист
  • 1935 — «Светлый ручей», балетмейстер Фёдор Лопухов — Узбек

Постановки в Большом театре

  • 1930 — «Футболист» Виктора Оранского (совместно с Львом Лащилиным)
  • 1932 — «Саламбо» Андрея Арендса (с добавлением музыки Александра Глазунова, Василия Небольсина и Александра Цфасмана)
  • 1935 — «Три толстяка» Виктора Оранского
  • 1958 — «Спартак» Арама Хачатуряна

  • 1930 — «Загмук» Александра Крейна
  • 1930 — «Турандот» Джакомо Пуччини
  • 1932 — «Демон» Антона Рубинштейна
  • 1933 — «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева
  • 1936 — «Кармен» Жоржа Бизе

Ансамбль народного танца

  • С 1937 года — руководитель созданного им «Ансамбль народного танца СССР»
  • С 1991 — «Государственный Академический Народного Танца под руководством Игоря Моисеева»
  • С 2007 — «Государственный Академический Ордена Дружбы Народов Ансамбль Народного Танца имени Игоря Моисеева».

Поставленные танцы

  • Танцы народов мира:
    • Русские танцы:«Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица (Снегурка)»
    • Белорусские танцы:«Лявониха», «Крыжачок», «Полька „Янка“», «Бульба», «Полька „Мама“», «Юрочка (Деревенский Дон Жуан)»
    • Украинские танцы:«Веснянки. Сюита» («Выход девушек (Девичья печаль)», «Прощание», «Гадание (Сцена с венками)», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак»
    • Молдавские танцы:«Жокул маре (большой жок). Сюита» («Хора (Танец девушек)», «Чокырлия (Жаворонок)», «Жок», «Молдовеняска», «Коаса (Косари)», «Ла спэлат (Прачка)», «Сфределуш (сельскохозяйственный танец)», «Молдаваночка», «Хитрый Мокану. Сюита» («Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба (очень быстрый танец)», «Юла»
    • Киргизские танцы:«Юрта», «Кыз кумай (Догони девушку)», «Танец киргизских девушек»
    • Узбекские танцы:«Пахта (Хлопок)», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец „Сафаили“ (национальный погремушечный инструмент)»
    • Таджикские танцы:«Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой (восточное название бубна)»
    • Казахский танец «Кок-пар»
    • Монгольские танцы:«Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»
    • Башкирский танец «Семь красавиц»
    • Бурятские танцы (сюита «Цам» из десяти танцев)
    • Танец казанских татар
    • Танец крымских татар «Черноморочка»
    • Калмыцкие танцы:«Чичирдык (Парящий орел)», «Ишкымдык (Два всадника)», Торгутский танец
    • Осетинский танец «Симд»(массовый танец)
    • Гуцульские танцы:«Аркан» (мужской пастушеский танец), «Танец девушки и двух парней»
    • Грузинские танцы:«Картули (Лекури)», «Хоруми» (аджарский танец)
    • Азербайджанские танцы:«Чабаны», «Десмолы», «Газахи»
    • Армянская «Майнуки» из четырёх танцев
    • Цыганский танец
    • Латвийские танцы (сюита из трех танцев)
    • Литовские танцы (сюита из пяти танцев)
    • Эстонские танцы:«Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трех танцев»
    • Польские танцы:«Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»
    • Венгерские танцы:«Чардаш», «Понтозоо», «Хлопушки» (танец точками с отбивкой по сапогам), «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове», «Танец со шпорами»
    • Болгарские танцы (сюита из пяти танцев)
    • Румынские танцы:«Бриул», «Мушамауа» (веселый массовый танец), «Оашский танец»
    • Финский танец «Комическая полька»
    • Немецкий танец «Немецкий вальс»
    • Китайские танцы:«Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу» (На перекрестке), «Большая пантомима»
    • Корейский танец
    • Якутский танец «Добрый охотник»
    • Нанайские танцы:«Нанайская народная игра „Фехтование на палках“», «Борьба двух малышей» (сценка)
    • Чувашский танец
    • Марийский танец
    • Вьетнамский танец «Танец с бамбуком»
    • Чешский танец «Чешская полька»
    • Словацкий танец
    • Греческие танцы:«Сиртаки (Мужской танец)» (музыка М.Теодоракиса), «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четверками», «Общий финальный танец»
    • Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»
    • Испанские танцы:«Испанская баллада», «Арагонская хота» (музыка М. И. Глинки)
    • Ирландский танец «Молодость»
    • Югославские танцы:«Сербиянка» (сербский танец), «Кукунешти» (сербский мужской танец), «Македонский женский танец», «Дзюрдевка» (черногорский воинственный танец), «Селянчица» (сербский танец)

  • Танцы Латинской Америки:
    • Аргентинские танцы:«Маламба», «Гаучо» (Танец аргентинских пастухов), «Таверна» (одноактная картина),»В таверне Радригес Пенья».
    • Мексиканская сюита
    • Венесуэльский танец «Хоропо»
  • Танцы США:«Сквер-данс», «Назад к обезьяне» (пародия на рок-н-ролл)
  • Цикл «Картинки прошлого»:«Подмосковная лирика», «Городская фабричная кадриль», «Трепак» (музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»), «Сюита из старинных русских танцев», «По дворам», «Ухажёры», «Полька-красотка с фигурами и комплиментами», «Скоморошьи игрища», «Еврейская сюита „Семейные радости“»
  • Цикл «Советские картинки»:«Колхозная улица», «Русская красноармейская пляска», «Призывники», «Партизаны», «Праздник труда — пятнадцать танцевальных фрагментов», «Флотская сюита „День на корабле“», «Футбол» (хореографическая сценка)
  • Дорога к танцу (класс-концерт):«Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька»
  • На катке (музыка Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса, Андрея Петрова):«Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал»
  • Ночь на лысой горе (в двух картинах):«Ярмарка» (музыка народная), «Ночь на Лысой горе» (музыка М. П. Мусоргского)
  • Половецкие пляски (музыка А. П. Бородина):«Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал»
  • Балет Спартак. Танцы из балета (музыка А. И. Хачатуряна):«Вакханалия», «Выход гладиаторов», «Андобаты (Бой в слепых шлемах)», «Ретиари и мермелон (Рыбак и рыбка)», Адажио, «Битва фракийцев и самнитов»
  • Эстрадный номер «Полька-лабиринт»

И. А. Моисеев и филателия

Филателией Игорь Александрович начал увлекаться в середине 1960-х годов. Основу его коллекции составляли марки Венгрии, подаренные ему вместе с кляссером ещё в середине 1950-х годов во время гастролей по этой стране, марки Испании, а также марки посвящённые танцам и костюмам мира.

Награды и звания

Награды СССР и Российской Федерации:

  • Герой Социалистического Труда (1976)
  • Три ордена Ленина (1958, 1976, 1985)
  • Орден Октябрьской Революции (1981)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1966)
  • Орден «Знак Почёта» (1937)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (21 января 2006) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (12 июня 1999) — за выдающийся вклад в развитие культуры и в связи с 75-летием творческой деятельности
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 декабря 1995) — за заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
  • Орден Дружбы Народов (11 апреля 1994) — за большой личный вклад в развитие хореографического искусства и мировой культуры

Иностранные награды:

  • Орден «Святой Александр» с короной (Болгария, 1945)
  • Офицер ордена культуры I степени (Венгрия, 1954)
  • Офицер ордена культуры II степени (Венгрия, 1960)
  • Офицер ордена культуры (Венгрия, 1989)
  • Командор ордена Заслуг (Венгрия, 1997)
  • Командор ордена «За гражданские заслуги» (Испания, 1996)
  • Орден «Данакер» (Киргизия, 2007)
  • Национальный орден Кедра (Ливан, 1956)
  • Орден Сухэ-Батора (Монголия, 1976)
  • Орден Полярной Звезды (Монголия, 1947)
  • Орден Возрождения Польши (Польша, 1946)
  • Командор ордена Заслуги (Польша, 1996)
  • Офицер ордена культуры (Румыния, 1945)
  • Орден князя Ярослава Мудрого V степени (Украина, 3 марта 2006) — за выдающийся личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, многолетнюю подвижническую художественную деятельность
  • орден «За заслуги» III степени (Украина, 1999)
  • Орден Белого льва (Чехословакия, 1980)
  • Орден «Братство и Единство» (Югославия, 1946)

Премии:

  • Ленинская премия (1967)
  • Сталинская премия (1942 — I степени, 1947 — II степени, 1952 — I степени)
  • Государственная премия СССР (1985)
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (27 мая 1996)

Звания:

  • Народный артист СССР (1953)
  • Народный артист РСФСР (1944)
  • Народный артист Молдавской ССР (1950)
  • Народный артист Киргизской ССР (1976)
  • Заслуженный артист РСФСР (1942)
  • Народный артист Бурятской АССР (1940)

Источник: http://people-archive.ru/character/igor-aleksandrovich-moiseev

Игорь Моисеев

21 января Игорь Александрович Моисеев, патриарх российской хореографии, отметит 100-летие.

В этот день начнется серия концертов его любимого детища — Государственного академического ансамбля народного танца, который постарается представить хореографическую биографию мастера.

Однако, сколь бы разнообразными ни были эти программы, вряд ли в них уместится все, что Игорь Александрович успел сделать в течение своей творческой жизни.

Танцу будущий хореограф начал учиться почти случайно: отец-юрист отдал его в студию бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой только для того, чтобы отвлечь от улицы. Но подросток стал делать такие успехи, что Мосолова привела его в хореографическую школу при Большом театре и Моисеева взял в свой класс сам Александр Горский, главный балетмейстер театра.

Зачисленный в труппу Большого, Моисеев увлекся новаторскими опытами балетмейстера Касьяна Голейзовского, создавшего непривычный пластический язык и ошеломившего всех конструктивистской постановкой балета «Легенда об Иосифе». Моисеев исполнял в этом спектакле главную роль Иосифа во втором составе.

Верность идеям Голейзовского стоила Моисееву балетной карьеры. После смерти Горского Моисеев фактически возглавил группу молодежи, выступившей против назначения руководителем балета знаменитого танцовщика Василия Тихомирова и требовавшей разделить власть между ним и Голейзовским.

Бунтовщиков сначала уволили из театра, потом восстановили, но о перспективах в Большом уже не могло быть и речи.

Тогда Моисеев принялся осваивать амплуа постановщика, успешно проявил себя в этом качестве в студии известного театрального режиссера Рубена Симонова, и ему начали доверять постановки и в Большом театре. В 1927 году в Большом театре Моисеев поставил балет «Красный мак», в 1932 году — оперу «Саламбо» по роману Флобера, в 1935-м — балет «Три толстяка» по сказке Олеши.

Вместе с тем он искал постоянную работу и увлеченно изучал народные танцы — объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора. В 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца.

Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Первая репетиция дебютной программы ансамбля («Танцы народов СССР») состоялась 10 февраля 1937 года.

Читайте также:  Орден "за личное мужество" российской федерации. 1992 — 1993 гг.

С тех пор на протяжении 65 лет Игорь Александрович является бессменным художественным руководителем Государственного академического ансамбля народного танца.

Была в творческой биографии Моисеева и еще одна яркая глава – постановки физкультурных парадов на Красной площади. Первый опыт состоялся в 1936 году, когда Моисеев поставил семиминутное выступление для спортсменов Малаховского физкультурного техникума имени Антипова.

Участники выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнения. Выступление имело колоссальный успех, и техникум наградили. С тех пор у Моисеева не было отбоя от заказчиков самого высокого уровня.

Его постановки нравились самому Сталину, который на одном из приемов познакомился с Моисеевым и спросил его: «Как дела?» Моисеев не растерялся и пожаловался, что у ансамбля нет помещения.

На другой день Моисееву предложили выбрать любое место в городе, и он указал на разрушенное здание театра имени Мейерхольда (то самое, где ныне находится Концертный зал имени Чайковского). Через три месяца оно было восстановлено.

Во время войны Ансамбль народного танца под руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии.

Моисеев поставил несколько номеров в самодеятельном ансамбле Тихоокеанского флота, а также «Большую флотскую сюиту» и «Русскую сюиту», которые до сих пор держатся в репертуаре ансамбля.

На концертах ансамбль собрал около полутора миллионов рублей. На эти деньги построили танк — «ГАНТ СССР» (Государственный ансамбль народного танца СССР).

В 1943 году по возвращении в Москву Моисееву разрешили создать первую в стране профессиональную школу народного танца. С тех пор ее выпускники пополняют не только труппу самого ансамбля, но и все ведущие коллективы России.

Пик популярности и всемирное признание творчества Ансамбля народного танца пришлись на послевоенные годы.

Танцовщики Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, представлявшими СССР за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), на Ближнем Востоке (Ливан, Египет, Сирия, 1956), в США (1958), странах Южной Америки (1963), Индии (1974).

Сам хореограф шутит, что из его жизни легче составить путеводитель, чем биографию. Ансамбль неоднократно побывал более чем в шестидесяти странах мира.

Сегодня в репертуаре ансамбля несколько сотен народных танцев. Но главное — Моисеев создал не музей танцевального фольклора, а новый зрелищный жанр: театр народного танца.

Его программы – это мини-спектакли, лучшие из которых — «Мир и дружба» (1953), «В гостях и дома» (1983), «Половецкие пляски» на музыку Бородина (1971), «На катке» на музыку Штрауса (1980), «Ночь на Лысой горе» на музыку Мусоргского (1983), «Таверна» (1986), греческая сюита на музыку Теодоракиса (1991) и другие — стали классикой жанра, давая фору многим современным танцевальным шоу.

Награды героя

Игорю Александровичу Моисееву присвоены звания Народного артиста СССР (1953), Народного артиста РСФСР (1944), Народного артиста Молдавской ССР (1950), Народного артиста Киргизской ССР (1976), Народного артиста Бурятской ССР (1940), Заслуженного артиста РСФСР (1942). В 1976 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда.

Он лауреат Ленинской премии (1967), лауреат Государственных премий СССР и России (1942, 1947, 1952, 1985, 1996).

Моисеев награжден тремя орденами Ленина (1958, 1976, 1986), орденом Октябрьской революции (1981), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1966), орденами Дружбы народов и «Знак Почета» (1937), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степени (1996, 2001).

Моисеев — кавалер болгарского ордена «Святого Александра с короной» (1945), румынского ордена «Офицера культуры» (1945), польского ордена «Полония Реститула» (1946), Югославского ордена «Братство и Единство» (1946), Монгольского ордена «Полярной Звезды» (1947), венгерского ордена «Офицера культуры» I степени (1954), ливанского ордена «Золотой Кедр» (1956), венгерского ордена «Офицера культуры» II степени (1960), монгольского ордена Сухэ-Батора (1976), чехословацкого ордена «Белого Льва» (1980), венгерского ордена «Офицера культуры» (1989), Командорского Креста ордена заслуги Республики Польша (1996). Игорь Моисеев — командор венгерского ордена (1997), командор испанского ордена «За гражданские заслуги» (орден вручен королем Испании Хуаном Карлосом II в мае 1997 года).

И.А. Моисеев удостоен американской премии «Оскар» в области танца (1961, 1974), американской премии журнала Dance Magazine в области танца; ему присвоены звания Почетного члена Народного собрания Франции и члена Французской академии музыки и танца (1955), доктора наук Международной академии наук Сан-Марино.

Источник: http://facecollection.ru/people/igor-moiseev

Моисеев Игорь Александрович | Российская академия искусств

Моисеев Игорь Александрович

Моисеев Игорь Александрович 21.01.1906-02.11.2007

Академик Российской Академии Искусств.

Хореограф, балетмейстер, артист балета, создатель и художественный руководитель Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

Народный артист СССР, народный артист РСФСР, народный артист Молдавской ССР, народный артист Киргизской ССР, народный артист Бурятской ССР, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и России.

Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов и «Знак Почета», орденом «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени.

Кавалер болгарского ордена «Святого Александра с короной», румынского ордена «Офицера культуры», польского ордена «Полония Реститула», югославского ордена «Братство и единство», монгольского ордена «Полярной звезды», венгерского ордена «Офицера культуры» I, II степени, ливанского ордена «Золотой кедр», монгольского ордена Сухэ-Батора, чехословацкого ордена «Белого Льва», Командорского креста ордена «Заслуги Республики Польша».

Моисеев Игорь Александрович

Хореограф, балетмейстер, признанный гуру народного танца Игорь Александрович Моисеев, основатель и художественный руководитель Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

Однажды он сформулировал три заповеди, которым следовал всю свою сознательную жизнь. «Незаменимых нет» — первая заповедь. «У нас нет кордебалета, все — солисты» — вторая заповедь. И третья: «Ансамбль должен работать, несмотря ни на что».

Последняя заповедь в полной мере относится и лично к самому Игорю Александровичу.

В балетную студию Игоря Моисеева привел отец, посчитавший, что сыну всегда в жизни пригодятся умения танцора — изящество поведения, осанка, манера держаться.

Руководитель студии балерина Вера Ильинична Масолова быстро оценила потенциал юного ученика, отправив его в класс главного балетмейстера Большого театра Александра Горского.

«Так я попал в школу Большого театра, затем в труппу, стал солистом, балетмейстером и понял: я в своей стихии», — вспоминал о том времени Игорь Александрович. Там он встретился с балетмейстером Касьяном Голейзовским, чьи новаторские опыты ошеломили его.

Игорь Моисеев исполнял главную роль Иосифа во втором составе в конструктивистской постановке Голейзовского балета «Легенда об Иосифе». Однако верность балетмейстеру-экспериментатору стоила молодому танцору не просто карьеры в Большом театре, но и заставила его задуматься о поиске своего места в советской хореографии.

Моисеев Игорь Александрович

В перерывах между постановками на сценах московских театров Игорь Моисеев увлеченно изучает народные танцы. География его поездок — Кавказ, Белоруссия, Украина, где он собирает танцевальный фольклор.

В 1936 году Игорь Александрович назначен заведующим хореографической частью Театра народного творчества, буквально через год он репетирует дебютную программу «Танцы народов СССР». С этого дня начинается отсчет восхождения к славе и успеху Государственного академического ансамбля народного танца.

Ансамбль побывал более чем в шестидесяти странах мира. Сам Игорь Моисеев шутил, что из его жизни легче составить путеводитель, чем биографию. «Особенно мне запомнилась поездка в Сараево, — рассказывал он в одном из интервью. — На площади перед театром собрался весь город.

Когда мы вышли из поезда, публика, раздвинувшись в обе стороны, стала бросать нам под ноги розы. Февраль, шел мокрый снег, мы поначалу поднимали цветы с земли, но поднять все было невозможно. И по ковру из роз мы прошли в театр. Как можно такое забыть?!»

Моисеев Игорь Александрович

За кулисами блистательных выступлений оставалась невидимая для зрителей огромная и кропотливая работа постановщика, авторитарного и властного, однако бесконечно уважаемого самими артистами.

Во время репетиций Игорь Александрович внимательно наблюдал, делал замечания, а потом, хлопнув в ладоши, отбирал все самое «вкусное», эффектное, искусно подправлял найденное, оттачивал движения и выстраивал мизансцену так, что она становилась шедевром.

Танцоры старались изо всех сил, отчаянно импровизируя, только чтобы он обратил внимание, вспоминает солистка его балета Лидия Шамина. Ансамблю в его жизни подчинялось все. Он и артистов любил или не любил, подходя с этой меркой — насколько ты ансамблю предан.

За талантливого танцовщика, в котором души не чаял, мог и по высоким инстанциям пойти, случисьутого неприятность. Благодарности не ждал ни от кого никогда, но упрекнуть мог, ничего не забывал.

Исследователи отмечают, что Игорю Александровичу удалось создать новый зрелищный жанр — театр народного танца. Его программы и номера не устаревают со временем, смотрятся так, словно сочинены в наши дни.

Он ничего неупускал из виду. Когда в 1983 году ставил спектакль«Ночь на Лысой горе», вспомнил движение, которое видел на полтавской ярмарке шестилетним мальчишкой, все это время оно хранилось в его творческой копилке, пока не пригодилось. «Учусьу Пушкина, он обрабатывал сказки Арины Родионовны, — отвечал Игорь Моисеев на вопросы о секрете его творчества.

— Я много лет занимаюсь фольклором, конечно, не только потому, что многообразие его проявлений дает возможность постановки различныхтанцевальных спектаклей. Танец, несомненно, будет находить все новые и новые формы, которые неизбежно будут соответствовать развитию человеческого сознания, человеческого опыта, человеческой морали. Народный танец нуждается в тщательном изучении.

Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек, на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце.

Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца».

Народный танец Игорь Моисеев видел как самый праздничный, жизнелюбивый вид искусства, «пластический портрет народа». Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценныхжемчужин.

В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им.

И в этом, замечал Игорь Александрович, его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом.

Источник: http://www.aris-art.ru/person/moiseev-igor-aleksandrovich/

Моисеев Игорь Александрович (стр. 1 из 5)

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий

Родился 21 января 1906 года в Киеве. Отец — Моисеев Александр Михайлович. Мать — Грэн Анна Александровна. Супруга — Моисеева (Чагодаева) Ирина Алексеевна. Дочь — Моисеева Ольга Игоревна (1943 г. рожд.).

Мой отец был юристом. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, а юридическое поприще, можно сказать, досталось ему по наследству от дедушки, который был мировым судьей.

Великолепно владея французским языком, отец часто бывал в Париже, где чувствовал себя в своей стихии. Там он встретил и свою будущую жену, мою мать. Она, полуфранцуженка, полурумынка, по профессии была модисткой.

Вскоре после знакомства мои родители уехали в Россию: у отца была адвокатская практика в Киеве.

В политическом отношении отцу были близки идеи анархизма. Он придерживался принципа, что всякая власть есть насилие. Поэтому и в правоведении у него часто возникали конфликтные ситуации.

В царское время из-за своих крамольных высказываний он просидел под следствием довольно долгое время. В тюрьму он попал вскоре после моего рождения. Когда это случилось, мать увезла меня в Париж и оставила в пансионе.

А сама вернулась в Россию хлопотать за отца.

Жизнь в пансионе оказалась очень трудной. Воспитывались там дети шести-семи лет, я был младше их на два года. Поэтому дети меня всегда обижали. А наши наставники предъявляли ко мне те же требования, что и к остальным.

Я даже сидел один в темном карцере. Отцу удалось оправдаться: как юрист он смог грамотно себя защитить, и его отпустили.

С его освобождением закончились и мои мучения в пансионе — мать тут же забрала меня, и мы уехали в Россию.

Читайте также:  Судоплатов павел анатольевич

Александр Михайлович Моисеев очень повлиял на развитие сына. От него Игорь получил в наследство увлечение восточной культурой, историей. Но творческими способностями — к рисованию и музыке — был скорее обязан матери. В детстве у него был неплохой голос. Но в юношеские годы голос сломался и Игорь Александрович остался непевучим.

Отец очень боялся дурного влияния улицы и старался пристроить 14-летнего Игоря к какому-либо делу. Однажды он узнал от кого-то, что недалеко от дома есть балетная студия, куда как раз в это время проводился набор.

Он предложил сыну поступить в эту студию, полагая, что, кем бы он ни был в дальнейшем, ему пригодятся осанка, манера держаться, изящество поведения — качества, которые дает танец.

Так Игорь Моисеев попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой.

Обучение в студии было платным: десять рублей и два полена дров в месяц. Через два-три месяца Вера Ильинична взяла меня за руку и привела в Хореографический техникум Большого театра.

Нас принял директор техникума, которому она, к моему удивлению, сказала: «Этот мальчик должен учиться у вас». Помню, директор ответил, что мне нужно будет выдержать экзамен.

На это моя учительница без тени сомнения заметила: «Он его выдержит».

В итоге экзаменов приняли только троих, в том числе и Игоря Моисеева. Он попал в класс главного балетмейстера Большого театра Александра Александровича Горского. Домашние тогда решили, что это лишь временное занятие, и позже собирались отдать сына в иное, более серьезное учебное заведение. Тогда никто не мог предположить, что с танцем он свяжет всю жизнь…

Семья Моисеевых жила тогда бедно. Отец, завершивший юридическую карьеру, занимался не слишком прибыльным занятием — преподаванием французского языка. Мать постоянно что-то перешивала из старого, бралась за любую работу. На почве истощения Игорь Моисеев стал часто болеть.

Почти год он не танцевал. Его хотели выпустить из школы на год раньше срока: артистов, и в особенности солистов балета, в Большом театре не хватало, поскольку после революции многие уехали за границу. Однако из-за болезни Игорь Александрович вышел в артисты в положенный срок.

В год выпуска ему исполнилось 18 лет.

Любой артист, кончавший школу Большого театра, автоматически попадал в кордебалет на саму низшую ставку. Когда меня приняли в театр, она составляла 20 рублей. Но вещи тогда стоили очень дешево.

В день первой зарплаты я купил в магазине «Мюр и Мерелиз», напротив Большого театра, чайник. Наш чайник тек, и для того, чтобы вскипятить воду, мы каждый раз замазывали его оконной замазкой.

Когда я принес чайник, дома было ликование! Моя мать хвасталась соседям: вот чайник, который куплен на деньги Игоря.

В 1924 году в театр пришел известный балетмейстер Касьян Голейзовский. Он готовил к постановке «Легенду об Иосифе Прекрасном» на музыку С. Василенко и балет «Теолинда» на музыку Шуберта. В театре его встретили неприязненно.

Приверженцы классики не хотели мириться с тем, что в стенах храма классического искусства появился ниспровергатель исконных традиций.

Многие ведущие артисты, чтобы не портить отношения с дирекцией, отказывались участвовать в его балетах, поэтому в спектаклях была занята только молодежь.

Роль Иосифа репетировал Василий Ефремов, Моисеев же поначалу участвовал в массовке.

Но как-то заметил, что Голейзовский присматривается к нему более внимательно, а потом, уже в ходе репетиций, назначил его исполнителем главной роли во втором составе.

После первых двух спектаклей из-за болезни Ефимова Игорь Моисеев стал вести этот балет. Исполнял он и главную партию — разбойника Рауля — в балете «Теодолинда».

После смерти А.А. Горского руководителем балета собирались назначить Василия Дмитриевича Тихомирова. Для всех было очевидно, что при нем Голейзовскому в театре не выжить.

Молодые солисты балета так увлеклась работой с этим талантливым мастером, что не могли оставаться безучастными к происходящему.

Они написали письмо на имя директора театра, в котором просили не назначать Тихомирова, а дать Гозейзовскому возможность работать с ним на равных правах. Результатом письма стал приказ об отчислении из труппы ряда молодых артистов, в том числе и Моисеева.

Мы были уволены, не прослужив в театре и года. Как быть, куда податься? Кто-то посоветовал обратиться к Луначарскому, который был тогда наркомом просвещения. Мы разыскали номер телефона и позвонили.

Когда мы представились и сказали, что хотели бы встретиться с Анатолием Васильевичем по срочному делу, секретарь попросил нас подождать, а, вернувшись к телефону, ответил, что Анатолий Васильевич может нас принять через пятнадцать минут.

В ту же секунду мы отправились к Луначарскому. Он отнесся к нам очень доброжелательно.

— Ну, расскажите, молодые люди, что привело вас ко мне? За что вы боретесь, против чего протестуете?

Все как-то запнулись, и слово перешло ко мне. Я взволнованно рассказал, почему мы полюбили Голейзовского (Луначарскому Голейзовский тоже очень нравился). Во время моей речи он одобрительно и сочувственно кивал головой, а когда я закончил, спросил:

— И за это вас выгнали из театра?

— Да, за то, что мы написали такое письмо.

— С вами неправильно поступили. Завтра приходите в театр, вы будете восстановлены.

Авторитет Луначарского помог, и нас приняли обратно. Но, как и следовало ожидать, к мнению нашему прислушиваться не стали, и, придя в театр, мы узнали, что Тихомиров все-таки назначен руководителем балета.

До истории с письмом он ко мне относился замечательно и поэтому страшно обиделся, узнав, что я оказался в группе, боровшейся, как он считал, против него.

Его не интересовали детали, и он категорически отказался занимать меня в репертуаре.

Мой творческий простой длился более года. Даже коробка с гримом, которую выдают артисту в начале сезона, оказалась у меня нераспечатанной. Для молодого артиста, уже ставшего солистом театра, положение было невыносимым.

Я ежедневно приходил в театр, выполнял со всеми класс и после этого оказывался свободным. Наверное, у другого опустились бы руки. Но я продолжал заниматься в классе, а в свободное время читал книги по искусству.

Потребность в этом возникла у меня после общения с Луначарским.

Опала завершилась во многом неожиданно для Игоря Моисеева. Прима-балерина Большого театра Екатерина Гельцер осталась без партнера: ее партнер Иван Смольцов надорвал себе спину.

(Гельцер была уже в возрасте и имела довольно плотное телосложение, поэтому поднимать ее становилось затруднительно.) Нужно было срочно искать замену.

Ее выбор пал на Игоря Моисеева, и Тихомирову пришлось «амнистировать» опального артиста.

История с отлучением от сцены изменила сознание Игоря Моисеева. Раньше ему казалось, что весь мир заключен в танце, но теперь ему хотелось проявить себя не только как танцовщика.

В 1926 году в качестве балетмейстера в студии известного театрального режиссера Рубена Николаевича Симонова он успешно поставил комедию «Красавица с острова Лю-Лю» С. Заяицкого.

Его работы на драматической сцене в сотрудничестве с вахтанговцами стали событиями театральной Москвы, и год спустя ему предложили принять участие в постановке балета «Футболист» В. Оранского на сцене Большого театра.

В 1927 году в Большом театре поставили балет «Красный мак» на музыку Рейнгольда Глиэра. Шел он с огромным успехом; зрителей поражало, что всего через десять лет после революции на сцене бывшего императорского театра действовали их современники. Успех «Красного мака» подвигнул Большой театр продолжить советскую тему в балете.

Был написан сценарий «Футболист», где главными героями выступали Футболист и Метельщица, а противостояли им Нэпман и Нэпманша. Тема современная, но сюжет строился очень нелепо. Ставили балет Леонид Жуков и Лев Лащилин. Но насколько удачно шла работа над «Красным маком», настолько тяжело она складывалась над «Футболистом».

В Большом театре существовал тогда художественный совет из рабочих заводов, фабрик, общественных деятелей. Любой спектакль в театре должен был получить его одобрение. Трижды собирался совет на генеральную репетицию «Футболиста» и не принимал балета.

Источник: http://MirZnanii.com/a/300676/moiseev-igor-aleksandrovich

Моисеев Игорь Александрович — Биография

И́горь Алекса́ндрович Моисе́ев (8 (21) января 1906, г. Киев, Российская империя — 2 ноября 2007, г. Москва, Россия) — советский и российский хореограф, балетмейстер, артист балета, танцовщик, балетный педагог. Народный артист СССР (1953). Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат Ленинской (1967), трёх Сталинских (1942, 1947, 1957) и Государственной премии СССР (1985).

Игорь Александрович Моисеев родился 8 (21) января 1906 года в Киеве, ныне в Украине.

Отец — Моисеев Александр Михайлович, адвокат, дворянин. Мать — Грэн Анна Александровна, модистка. Единственный сын в семье. В детстве несколько лет жил во Франции. Свободно говорил по-французски.

Учился в Москве в частной балетной студии (1920), в Хореографическом техникуме, который окончил в 1924 году (педагоги И. В. Смольцов и А. А. Горский).

После окончания техникума был принят в труппу Большого театра, где работал до 1939 года. В 1931 году стал солистом. Уже в 1930 году начал работать балетмейстером.

Был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади. В 1933 году закончил Университет искусств.

В 1936 году заведовал хореографической частью Театра народного творчества.

В 1937 году, заручившись поддержкой председателя СНК СССР В. М. Молотова, создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца (Государственный ансамбль народного танца СССР). Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года.

В 1943 году создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца), а в 1966 году — организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне Государственный театр балета под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Васильева), которым руководил до 1970 года.

Ставил торжественные концерты и культурные программы, посвященные выдающимся событиям общественной жизни страны. Возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.

Моисеев вспоминал, что от него 18 раз требовали вступить в КПСС. Но он неизменно отказывался по принципиальным соображениям.

Член колегии Большого театра (с 1985), член призидиума Российской Академии искусств (с 1996), член комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства, член Совета деятелей культуры, науки и образования при МИД России.

Умер 2 ноября 2007 года в Москве от осложнений гипертонической болезни и ИБС. Похоронен 7 ноября 2007 на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Семья

Был женат трижды:

Первая гражданская жена Нина Борисовна Подгорецкая — прима-балерина Большого театра, участвовала в создании ансамбля.

Вторая жена Тамара Алексеевна Зейферт (1918—2005) — народная артистка РСФСР, лауреат Гос. премии, педагог-репетитор.

  • Дочь Ольга Игоревна Моисеева (р. 1943) — заслуженная артистка РСФСР, кавалер ордена Дружбы народов, солистка ансамбля и педагог-репетитор.
  • Внук Владимир Борисович Моисеев (р. 1963) — заслуженный артист Росcии, солист Большого театра, создатель Русского национального балетного театра, художественный руководитель Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М. С. Годенко.
  • Правнук Игорь Владимирович Моисеев II (р. 1987).
  • Правнучка Ева Владимировна Моисеева (р. 2007)

Третья жена Ирина Алексеевна Моисеева (Чагадаева, Конева) — в ансамбле с 1941. Заслуженная артистка РСФСР, солистка ансамбля, лауреат Гос. премии, педагог-репетитор. Вдова Моисеева, после его смерти — председатель творческой коллегии, руководящей ансамблем.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage22460/biography

Ссылка на основную публикацию