Темирканов юрий хатуевич

Юрий Темирканов

Ю.Х. Темирканов – народный артист СССР (1981), народный артист РСФСР (1976), народный артист Кабардино-Балкарской АССР (1973), заслуженный артист РСФСР (1971), лауреат Государственных премий СССР (1976, 1985), лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И.

Глинки (1971), лауреат Государственной премии России (1999), Премии Президента РФ (2003), премии «Триумф» (2003).

Награжден орденами Ленина (1983), «За заслуги перед Отечеством» II (2003) и III степени (1998), орденом Кирилла и Мефодия (Болгария, 1998), Орденом Науки и Культуры «Екатерина Великая» (2002).

Родился 10 декабря 1938 года в Нальчике. Его отец, Хату Сагидович, возглавлял Комитет по делам искусств Кабардино-Балкарии. Когда началась Великая Отечественная война, в Нальчик была эвакуирована из Москвы группа мастеров искусств. Среди них находились В.И. Немирович-Данченко, О.Л.

Книппер-Чехова, И.М. Москвин, И.Э. Грабарь, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, Ю.А. Шапорин и многие другие. Хату Сагидович ведал их устройством. Он делал все, чтобы в трудных военных условиях не прерывалась творческая деятельность замечательных художников.

По его инициативе Прокофьев и Мясковский обратились к использованию фольклора кавказских народов и создали произведения, составившие фундамент камерного и симфонического творчества Кабардино-Балкарии.

В одной из статей, написанной много лет спустя, Прокофьев с глубоким уважением вспоминал об этом «замечательном человеке», «человеке широких взглядов».

Поглощенный работой над одним из величайших своих созданий, оперой «Война и мир», Прокофьев несколько раз навещал дом Темирканова и среди членов его семьи выделил ласковым вниманием маленького Юру.

Мог ли Прокофьев тогда предполагать, что этот мальчик станет впоследствии одним из лучших интерпретаторов его оперы, что судьба определит Юрию быть главным дирижером театра имени С.М.

Кирова, того театра, который сам Сергей Сергеевич посещал с детства и где много позже, незадолго перед началом войны, состоялась премьера его балета «Ромео и Джульетта»…

Через несколько месяцев военные действия развернулись и на территории Кабардино-Балкарии. Москвичи были увезены дальше, на восток, а X.С. Темирканов получил партийное задание остаться в тылу врага для подпольной работы. Комиссар партизанского отряда, он мужественно сражался с врагом, но был выдан предателем и казнен фашистами. Ему исполнился тогда лишь 31 год.

Мать Юрия, Блина Питуевна, вырастила четверых детей, сумев дать всем отличное образование.

Неповторимая красота родных мест, благородные и гордые обычаи горцев, преданность друзей – это, по признанию Ю.Х. Темирканова, – то, что всегда с ним, где бы он ни находился, то, что рождает вдохновение и поддерживает веру в свои силы.

Как вышло, что музыка стала делом его жизни? Когда Темирканова спрашивают об этом, он отвечает: «Совершенно случайно. В Нальчике поселился по соседству музыкант, переехавший из Ашхабада. Как-то он встретил нас, мальчишек, гонявших мяч.

Спросил: “Хотите учиться музыке?” Я сказал: “Хочу”, – только потому, что не мог обидеть отказом старшего».

Темирканов стал музыкантом, хотя музыкой не ограничивается его любовь к искусству. Другим объектом притяжения была и остается живопись. «Если бы я не стал музыкантом, – говорит он, – то стал бы, вероятно, художником.

Это было самое первое и, может быть, наиболее серьезное увлечение помимо музыки. Я прилично рисовал в детстве и сейчас иногда не без радости просматриваю некоторые из сохранившихся моих детских рисунков. Я люблю самый запах масляных красок.

Посещение картинных галерей везде, где мне доводится бывать, доставляет мне всегда неизъяснимое удовольствие».

Начав заниматься музыкой, Темирканов не помышлял еще о профессии дирижера. Он имел о ней весьма смутное представление, Правда, первая встреча с небольшим симфоническим оркестром, работавшим в Нальчике, произвола сильное впечатление, а человек, взмахнувший палочкой, показался ему волшебником. Но от испытанного восхищения было еще далеко до реальной мечты о дирижировании.

Первый преподаватель Юрия Темирканова, Валерий Федорович Дашков, обучая мальчика игре на скрипке, прививал ему любовь к музыке.

Развитием слуха, теоретическими предметами с ним занимался Трувор Карлович Шайблер, композитор, ученик А.К. Глазунова, петербургский интеллигент, человек добрейшей и возвышенной души.

Его влияние на ученика было значительным и не только в плане профессионального развития.

Тринадцати лет, по окончании музыкальной школы-семилетки в Нальчике, Темирканов приехал в Ленинград и был принят в специальную музыкальную школу при консерватории.

Нужно ли говорить, какие эмоции у чуткого к красоте мальчика вызвал прекрасный и благородный облик города, как волновало то живое ощущение истории, которое хранят его улицы, с каким трепетом подходил он к расположенным неподалеку от школы храмам музыки – Консерватории и Кировскому театру, о которых некогда рассказывал ему в Нальчике старый учитель. С благодарностью вспоминает он четыре года, проведенные здесь, в скрипичном классе отличного педагога – профессора М.М. Белякова.

В Консерватории, куда Темирканов поступил в 1956 году, он занимается на другом инструменте струнной группы – альте у Григория Исаевича Гинзбурга, играет в студенческом оркестре, квартете (приобретенные при этом навыки очень пригодились в его дирижерском будущем).

По вечерам на хорах Большого зала филармонии он слушает Е.А. Мравинского, воодушевляясь его на редкость глубоким и совершенным искусством, слушает многих других отечественных и зарубежных дирижеров.

И мысль самому взяться за дирижерскую палочку все чаще и настойчивей посещает его.

В ту пору в Ленинградской консерватории выделялись два класса симфонического дирижирования, руководимые профессорами Николаем Семеновичем Рабиновичем и Ильей Александровичем Мусиным.

Темирканов поступил к Мусину, но, как вольнослушатель, посещал и занятия Рабиновича, которого также считает своим педагогом.

С 1962 года Темирканов был студентом, а затем до 1968 года аспирантом дирижерского факультета.

В классе Мусина Темирканов обрел профессионализм, виртуозную технику жеста. Свобода и точность дирижерского языка – отличительная особенность школы Мусина. Органически усвоив основы этой школы, Темирканов самостоятельно развил их в своей дирижерской деятельности.

Окончив в 1965 году класс оперно-симфонического дирижирования, он дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета в спектакле «Травиата» Дж. Верди. Среди других наиболее значимых в те годы дирижерских работ – «Любовный напиток» Г. Доницетти (1968), «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1972).

В 1966 году 28-летний Темирканов стал лауреатом первой премии II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве. Сразу после конкурса он отправился на гастроли по Америке с К. Кондрашиным, Д. Ойстрахом и Симфоническим оркестром Московской филармонии.

С 1968 по 1976 год Юрий Темирканов возглавлял Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. С 1976 по 1988 год он был художественным руководителем и главным дирижером Кировского (ныне Мариинского) театра оперы и балета. Под его руководством в театре были осуществлены такие этапные постановки, как «Война и мир» С. Прокофьева (1977), «Мертвые души» Р.

Щедрина (1978), «Петр I» (1975), «Пушкин» (1979) и «Маяковский начинается» А. Петрова (1983), «Евгений Онегин» (1982) и «Пиковая дама» П.И. Чайковского (1984), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1986), ставшие значительными событиями в музыкальной жизни страны и отмеченные высокими наградами.

На эти спектакли мечтали попасть меломаны не только Ленинграда, но и многих других городов!

Художественный руководитель Большого драматического театра Г.А. Товстоногов, послушав «Евгения Онегина» в Кировском, сказал Темирканову: «Как хорошо в финале вы расстреливаете онегинскую судьбу…» (после слов «О, жалкий жребий мой!»).

С коллективом театра Темирканов неоднократно выезжал на гастроли во многие страны Европы, впервые в истории прославленного коллектива – в Англию, а также в Японию и США. Он первым ввел в практику симфонические концерты с оркестром Кировского театра. Ю. Темирканов с успехом дирижировал на многих прославленных оперных сценах.

В 1988 году Юрий Темирканов был избран главным дирижером и художественным руководителем заслуженного коллектива России – Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича.

«Я горжусь тем, что я дирижер “выборный”. Если не ошибаюсь, то в истории музыкальной культуры это первый случай, когда сам коллектив решал, кто его должен возглавить.

До сих пор всех дирижеров назначали “сверху”, – говорил о своем избрании Юрий Темирканов.

Именно тогда Темирканов сформулировал один из своих основополагающих принципов: «Нельзя сделать музыкантов слепыми исполнителями чужой воли.

Только сопричастность, только сознание того, что мы все вместе делаем одно общее дело, может дать желаемый результат». И он не заставил себя долго ждать. Под руководством Ю.Х.

Темирканова авторитет и популярность Санкт-Петербургской филармонии необычайно возросли. В 1996 году она признана лучшей концертной организацией в России.

Юрий Темирканов выступал со многими крупнейшими симфоническими оркестрами мира: Филадельфийским оркестром, «Концертгебау» (Амстердам), Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским, Сан-Францисским, Санта-Чечилия, филармоническими оркестрами: Берлинским, Венским и др.

В 1979 году Ю. Темирканов стал главным приглашенным дирижером Филадельфийского и Лондонского Королевского оркестров, а с 1992 года он возглавил последний.

Затем Юрий Темирканов был главным приглашенным дирижером оркестра Дрезденской филармонии (1992–1997), Симфонического оркестра Датского национального радио (1988).

Отметив двадцатилетие сотрудничества с Лондонским Королевским оркестром, он покинул пост его главного дирижера, оставив за собой титул почетного дирижера этого коллектива.

После военных событий в Афганистане Ю. Темирканов стал первым русским дирижером, выехавшим на гастроли в США по приглашению Нью-Йоркской филармонии, а в 1996 году в Риме он дирижировал юбилейным концертом в честь 50-летия ООН. В январе 2000 года Юрий Темирканов становится главным дирижером и художественным руководителем Балтиморского симфонического оркестра (США).

Юрий Темирканов – один из крупнейших дирижеров XX века. Переступив порог своего 60-летия, маэстро находится в зените славы, известности и мирового признания. Он приводит в восхищение слушателей ярким темпераментом, волевой целеустремленностью, глубиной и масштабностью исполнительских замыслов.

«Это дирижер, скрывающий страстность под суровой внешностью. Его жесты часто неожиданны, но всегда сдержанны, а его манера лепить, придавать форму звуковой массе своими певучими пальцами делают из сотни музыкантов грандиозный оркестр» («Есlain Pirene»).

«Полный обаяния, Темирканов работает с оркестром, с которым слились и его жизнь, и его работа, и его образ…» («La Stampa»).

Творческая манера Темирканова самобытна и отличается яркой экспрессивностью. Движение его рук называют видимой музыкой. Оно может быть гневным, ласковым, игривым, скорбным, вопрошающим, убеждающим – школа эмоциональных, образных оттенков его дирижерской речи бесконечна.

Он чуток к особенностям стилей композиторов разных эпох и тонко, вдохновенно интерпретирует их музыку. Его мастерство отличается виртуозной дирижерской техникой, подчиненной глубокому постижению авторского замысла.

Особенно значительна роль Юрия Темирканова в пропаганде русской классической и современной музыки как в России, так и в других странах мира.

Достойна восхищения способность маэстро легко устанавливать контакт с любым музыкальным коллективом и добиваться решения самых сложных исполнительских задач.

Юрием Темиркановым записано огромное количество компакт-дисков. В 1988 году он заключил эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой ВМG. Обширная дискография включает записи с Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, с оркестром Нью-Йоркской филармонии…

Совместно с «Соlumbia artistst» в 1990 году Темирканов осуществил запись Гала-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения П.И. Чайковского, в котором приняли участие солисты Йо-Йо Ма, И. Перлман, Дж. Норман.

Записи музыки С. Прокофьева к фильму «Александр Невский» (1996) и симфонии ? 7 Д. Шостаковича (1998) номинировались на премию Grammy.

Юрий Темирканов щедро делится своим мастерством с молодыми дирижерами. Он – профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.

Читайте также:  Орден трудового красного знамени

Римского-Корсакова, почетный профессор многих зарубежных академий, в том числе почетный член Международной академии наук, промышленности, образования и искусства США (1998), Почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (2003), почетный доктор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (2003). Регулярно проводит мастер-классы в Curtis Institute (Филадельфия), а также в Manhattan School of Music (Нью-Йорк), в Academia Chighana (Сиена, Италия).

Ю.Х. Темирканов – народный артист СССР (1981), народный артист РСФСР (1976), народный артист Кабардино-Балкарской АССР (1973), заслуженный артист РСФСР (1971), лауреат Государственных премий СССР (1976, 1985), лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И.

Глинки (1971), лауреат Государственной премии России (1999), Премии Президента РФ (2003), премии «Триумф» (2003).

Награжден орденами Ленина (1983), «За заслуги перед Отечеством» II (2003) и III степени (1998), орденом Кирилла и Мефодия (Болгария, 1998), Орденом Науки и Культуры «Екатерина Великая» (2002).

В 2004 году Ю.Х. Темирканов учредил Международный фонд культурных инициатив маэстро Темирканова. Возродить, развить и преумножить наследие духовной культуры Санкт-Петербурга, сделать его достоянием мирового сообщества – такова высокая миссия фонда.

По роду своей деятельности Темирканову приходится общаться с самыми удивительными и яркими людьми, выдающимися отечественными и зарубежными деятелями культуры и искусства. Он гордится своей дружбой с И.

Менухиным, Б. Покровским, П. Коганом, А. Шнитке, Г. Кремером, Р. Нуреевым, М. Плисецкой, Р. Щедриным, И. Бродским, В. Третьяковым, М. Ростроповичем, С. Озавой и многими другими музыкантами и артистами.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Источник: http://facecollection.ru/people/uriy-temirkanov

Темирканов, Юрий Хатуевич

Родился 10 декабря 1938 г. в Нальчике Кабардино-Балкарской АССР (ныне – Кабардино-Балкарская Республика; по другим данным, в селе Зарагиж Урванского района Кабардино-Балкарской АССР) в семье Хату Сагидовича и Блины Питуевны Темиркановых. Отец работал начальником управления по делам искусств Совнаркома КБАССР.

В годы Великой Отечественной войны воевал в партизанском отряде, но был выдан немецким оккупантам и расстрелян в конце 1942 г. Имя Хату Темирканова в настоящее носит актовый зал Кабардино-Балкарского государственного университета.

В десятилетнем возрасте Юрий Темирканов стал учиться игре на скрипке у музыканта Валерия Дашкова, переехавшего в Нальчик из Ашхабада (Туркменская ССР, ныне — Туркменистан) после разрушительного землетрясения.

Окончил в Нальчике музыкальную школу.

В 1953-1957 гг. учился в средней специальной музыкальной школе при Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (ныне — Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А.

Римского-Корсакова) по классу скрипки у Михаила Белякова. В 1957-1962 г. обучался на оркестровом факультете Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по классу альта (преподаватель — Григорий Гинзбург).

Параллельно посещал дирижерские классы Ильи Мусина и Николая Рабиновича.

В 1962-1965 гг. был студентом, а в 1965-1968 гг. — аспирантом дирижерского факультета Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

В 1965 г., окончив класс оперно-симфонического дирижирования, дебютировал в Ленинградском академическом Малом театре оперы и балета (ныне — Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр) в спектакле «Травиата» Джузеппе Верди. В 1966 г. в Москве был удостоен первой премии II Всесоюзного конкурса дирижеров. С 1966 по 1972 г.

являлся дирижером Ленинградского академического Малого театра оперы и балета. Среди основных работ Темирканова этого периода — «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти (1968) и «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина (1972). В 1968-1976 гг. возглавлял симфонический оркестр Ленинградской филармонии (ныне — Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича).

Под его руководством оркестр получил признание за рубежом, был расширен репертуар коллектива. В 1976-1988 гг. являлся художественным руководителем и главным дирижером Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне — Государственный академический Мариинский театр).

Под его руководством были осуществлены такие постановки, как «Война и мир» Сергея Прокофьева (1977), «Мертвые души» Родиона Щедрина (1978), «Петр Первый» (1975), «Пушкин. Размышление о поэте» (1979) и «Маяковский начинается» (1983) Андрея Петрова, «Евгений Онегин» (1982) и «Пиковая дама» (1984) Петра Чайковского. В практику были снова введены симфонические концерты оркестра театра, в т.ч.

за рубежом. В 1979-1991 гг. являлся главным приглашенным дирижером лондонского Королевского филармонического оркестра (Великобритания), с 1992 г. работал в нем в качестве главного дирижера. В 1988 г. стал главным дирижером симфонического оркестра Ленинградской (Санкт-Петербургской) филармонии, с 2001 г.

является ее художественным руководителем (был выбран на эту должность решением коллектива). Оркестр выступал в Карнеги-холле (Нью-Йорк, США; открывал его концертный сезон в 2005 г.), Сантори-холле (Токио, Япония), Берлинской филармонии (Германия), Музикферайне (Вена, Австрия) и др. В 2014 г.

американская газета «Вашингтон Пост» писала: «Этот оркестр — национальное достояние России, дирижер Юрий Темирканов — один из лучших в мире». В 1992-1997 гг. был главным приглашенным дирижером Дрезденского филармонического оркестра (Германия), в 1998-2008 гг. — главным приглашенным дирижером симфонического оркестра Датского радио.

Юрий Темирканов неоднократно выступал на престижных международных мероприятиях. Так, в 1996 г. в Риме (Италия) он дирижировал юбилейным концертом в честь 50-летия ООН, а в 2009 г. дирижировал Стокгольмским королевским филармоническим оркестром (Швеция) на концерте-чествовании лауреатов Нобелевской премии. В 1998 г.

заключил эксклюзивный контракт со звукозаписывающей компанией BMG («Би-Эм-Джи»). В том же году учредил именную премию для молодых исполнителей, которая ежегодно вручается лучшим учащимся средней специальной музыкальной школы при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. С 2000 по 2006 г.

руководил Балтиморским симфоническим оркестром (штат Мэриленд, США). В 2004 г. учредил благотворительный Международный фонд культурных инициатив маэстро Темирканова. В 2007-2008 гг. являлся главным приглашенным дирижером Большого театра. В 2005 г.

симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова — впервые среди отечественных музыкальных коллективов — открыл концертный сезон Карнеги-холла (Нью-Йорк, США). В 2008-2013 гг. был музыкальным директором Фестиваля Джузеппе Верди (Италия). В 2009-2013 гг. был музыкальным руководителем Королевского театра Пармы (Италия). В 2015 г.

стал первым в истории пожизненным почетным дирижером оркестра и хора Национальной академии Санта-Чечилия (Рим, Италия). Для дирижерского стиля Темирканова характерны яркая эмоциональность и глубина проникновения в авторский замысел как в симфонических произведениях, так и в операх. По оценкам музыкальных критиков, Юрий Темирканов обладает виртуозной дирижерской техникой.

Не искажая замысла композиторов и учитывая их стиль, он предлагает собственную интерпретацию их музыки. Пропагандирует русскую классическую и современную музыку как в России, так и за рубежом.

В репертуаре дирижера — произведения Иоганнеса Брамса, Густава Малера, Рихарда Штрауса, Гектора Берлиоза, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина и др. На протяжении карьеры выступал со многими крупнейшими оркестрами мира — Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским, Сан-Францисским, Нью-Йоркским филармоническим (США), Берлинским филармоническим (Германия), Венским филармоническим (Австрия), «Консертгебау» (Нидерланды) и др. Выпущено несколько десятков музыкальных дисков с записями выступлений оркестров, которыми дирижировал Юрий Темирканов. Дважды выдвигался на соискание американской музыкальной премии Grammy («Грэмми»): в 1996 г. — за запись музыки Сергея Прокофьева к фильму «Александр Невский», в 1998 г. — за запись симфонии №7 Дмитрия Шостаковича. Профессор. Преподавал в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Проводит мастер-классы в России и за рубежом.

В 2012 г. стал доверенным лицом кандидата в президенты РФ Владимира Путина. Входил в состав Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Председатель Союза концертных деятелей РФ. Учредитель, член правления и попечительского совета образовательного фонда «Талант и успех».

Президент международной общественной организации «Международный центр Рерихов». Президент попечительских советов государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г.

Санкт-Петербурга «Охтинский центр эстетического воспитания» и международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!» (Санкт-Петербург), член попечительских советов международного фестиваля балета DANCE OPEN (Санкт-Петербург) и Санкт-Петербургского общественного благотворительного фонда «БДТ» имени К.Ю. Лаврова.

Инициатор проведения и художественный руководитель Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств»(Санкт-Петербург).

По данным Министерства культуры РФ, доход Темирканова за 2015 г. составил более 74 млн руб.

Народный артист СССР (1981).

Награжден орденами Ленина (1983), «За заслуги перед Отечеством» (полный кавалер; 1998 — III степени, 2003 — II степени, 2008 — I степени, 2013 — IV cтепени), «За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой» (2016), «Святые Кирилл и Мефодий» (1998, Болгария), Звезды Италии (2012) Восходящего солнца III степени (2015, Япония). Лауреат Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки (1971), Государственной премии СССР (1976, 1985), Государственной премии РФ за 1998 и 2017 гг., премии президента РФ в области литературы и искусства за 2002 г., премии правительства Санкт-Петербурга (2007), международной премии за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (2011), премии правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства (2017).

Обладатель Царскосельской художественной премии (2002), премии «Триумф» (2003), премии Франко Аббьяти в номинации «Лучший дирижер года» (2002, 2007, Италия), премии «Una vita nella musica» («Жизнь в музыке»; 2015, Италия) и др. Награжден почетным знаком «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2008). Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2009) и Нальчика (2010).

Почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга (1997), почетный доктор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (2003) и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (2003), почетный академик Национальной академии Санта-Чечилия (2007, Италия).

Супруга Юрия Темирканова актриса Ирина Гусева скончалась в 1997 г. Сын Владимир (род. 1970) — музыкант. Брат Борис (род. 1937) — дирижер, народный артист России.

Источник: https://tass.ru/encyclopedia/person/temirkanov-yuriy-hatuevich

Темирканов Юрий Хатуевич — Российский Дирижёр

Российский дирижёр, педагог, профессор. Художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического

оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии. Народный артист СССР.

Юрий Темирканов родился 10 декабря 1938 года в городе Нальчик, Кабардино-Балкарии. С 1953 по 1957 год учился в музыкальной школе при ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классам скрипки и альта.

Затем окончил оркестровый факультет Ленинградской консерватории.

С 1962 года в течении четырех лет являлся студентом и аспирантом дирижерского факультета консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования И. А. Мусина.

     В 1965 году Юрий Хатуевич дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета с оперой Джузеппе Верди «Травиата». Год спустя Темирканов побеждает на II Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.

 С 1966 по 1972 год являлся  дирижёром Ленинградского академического Малого театра оперы и балета. Основные работы тех лет: «Травиата», «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

C 1968 года по 1976 возглавляет Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

     С 1976 года в течении 12 лет занимал должность художественного руководителя и главного дирижёра театра оперы и балета имени Кирова. Под его руководством в театре были осуществлены такие постановки, как «Война и мир» С. Прокофьева, «Мёртвые души»Р. К.

Щедрина, «Пётр I», «Пушкин», «Маяковский начинается» А. Петрова. Выступил одновременно как режиссёр: поставил «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» П. И. Чайковского.

С оркестром этого театра в 1987 году он выступает в Лондоне с постановками этих опер, а также оперы «Борис Годунов»М. П. Мусоргского.

      В 1977 году был музыкальным руководителем постановки оперы «Мёртвые души» Р. К. Щедрина в Большом театре.  С 1979 по 1988 год преподавал в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Регулярно проводит мастер-классы в Институте Кертиса, а также в Манхэттенской школе музыки, в Accademia Chigiana. 

Читайте также:  Орден за заслуги перед отечеством.

     После кончины Евгения Мравинского в 1988 году Юрий Темирканов стал художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. С этим коллективом дирижёр работает и сегодня.

     Часто выступает с зарубежными оркестрами: ещё в 1980 году он получил место приглашённого дирижёра Королевского филармонического оркестра в Лондоне, а с 1992 по 1998 занимал пост главного дирижёра этого оркестра. С 1992 года по 97-й являлся главным приглашенным дирижёром Дрезденского филармонического оркестра. С 1988 года — главный приглашенный дирижёр Симфонического оркестра Датского радио.

     С января 2000 года стал главным дирижёром и художественным руководителем Балтиморского симфонического оркестра.

Выступал со многими крупнейшими оркестрами мира — Филадельфийским, Берлинским филармоническим, Венским филармоническим, Концертгебау, Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским филармоническим, Симфоническим оркестром Сан-Франциско и Оркестром Национальной академии Санта-Чечилия в Риме. В 2015 году стал почётным пожизненным дирижёром академии Санта-Чечилия.

     C 2007 занимает должность главного приглашенного дирижёра Большого театра. С этого же года принимает участие в ежегодном международном фестивале Crescendo. В 2009 году назначен музыкальным директором Королевского театра Пармы.

     Записи Темирканова включают в себя симфонии П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, балеты И. Ф. Стравинского, оперу Р. К. Щедрина «Мёртвые души» и другие сочинения преимущественно русского репертуара.

     В 2014 году в петербургском издательстве «Скифия» вышла книга «Юрий Темирканов. Монолог», которую можно рассматривать как биографию Маэстро.

     Живёт и работает в городе Санкт-Петербург.

12.06.2018

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/temirkanov-yurij-khatuevich

Темирканов Юрий Хатуевич: биография, карьера, личная жизнь

Юрий Темирканов появился на свет в 1938 году в Нальчике. В семье было еще трое ребятишек. Юрий был самым младшим из них. Детство его отца пришлось на тяжелые и суровые времена. Но простой горский парень сумел получить высшее образование в Москве.

Вернувшись на родину, Хату возглавлял образовательные учреждения Кабардино-Балкарии, а перед войной стал руководителем комитета по искусству и культуре. Во время войны отец Юрия Хатуевича руководил партизанским отрядом, попал в плен и был там расстрелян. Мать Юрия одна воспитывала четверых детей. Все они впоследствии выбрали творческие профессии.

После начала войны в Кабардино-Балкарию отправились многие видные деятели культуры. Некоторые из них бывали в гостях у Темиркановых. Так Юрий познакомился с композитором С.С. Прокофьевым. Мог ли великий мастер в те годы знать, что мальчик, которого он не раз брал на колени, станет всемирно известным дирижером?

В музыкальной школе Нальчика, куда поступил Юрий, преподаватели сразу отметили редкий талант подростка. В 1953 году Юрия направили учиться в Ленинград, в музыкальную школу при консерватории. Город на Неве открыл для Темирканова мир восхитительной музыки, уникальной архитектуры и широких возможностей.

В 1965 году Юрий Хатуевич стал студентом Ленинградской консерватории. Здесь он усердно осваивал основы дирижерского мастерства. Его первой творческой работой стала опера «Травиата» в Малом театре оперы и балета. Он дирижировал так успешно, что обратил на себя внимание профессионалов.

С середины 70-х годов Юрий Темирканов стал главным дирижером Мариинского театра. За последующие 12 лет он поставил оперы Щедрина, Прокофьева, Чайковского, Петрова. В 1988 году дирижер возглавил филармонический оркестр города на Неве. В те годы многие импресарио мирового уровня выражали желание сотрудничать с талантливым и харизматичным маэстро.

Жизнь Юрия Темирканова складывалась не очень просто. Он прекрасно знает, сколько усилий нужно приложить таланту из глубинки, чтобы оказаться на вершине большого искусства. С 1998 года Юрий Хатуевич вручает молодым талантливым музыкантам именную премию.

Кабардино-Балкария гордится своим знаменитым земляком. Его вклад в культурное развитие страны отмечен званием народного артиста Кабардино-Балкарии. Юрий Темирканов также является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».

Маэстро неохотно рассказывает о своей личной жизни. Его супруга Ирина стала его единственной любовью. Но она, к сожалению, рано ушла из жизни. У Юрия и Ирины родился сын Владимир, который тоже стал музыкантом.

Юрий Хатуевич сохранил теплые отношения с братом Борисом, известным на его родине дирижером. Темирканов поддерживает тесную связь с родственниками и старается чаще их навещать.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-960907-temirkanov-yuriy-hatuevich-biografiya-karera-lichnaya-zhizn-

10 декабря родился Юрий Темирканов

Юрий Темирканов

У Юрия Темирканова необычная биография, некоторые ее факты имеют почти мистический характер. Хотя, по словам Маэстро, он просто человек, которому однажды очень повезло.

Но, как известно, самое сложное — не стать победителем, а суметь им остаться. И он выполнил эту задачу — почти полвека в мировой дирижерской табели о рангах он один из первых. Как у него это получается?

Его взлет к вершинам славы оказался молниеносным. Именно таким, стремительным, наверное, и должен быть творческий рост неординарной одаренной личности, с юности определившей для себя главный жизненный приоритет — служение музыке.

Уже в 1966 году, окончив Ленинградскую консерваторию, он успешно дебютировал в Малом театре оперы и балета с «Травиатой» Дж. Верди. В этом же году — безоговорочный победитель 2-го Всесоюзного конкурса дирижеров.

В 30 лет — главный дирижер академического оркестра Ленинградской филармонии, в 38 — художественный руководитель Театра оперы и балета имени С. Кирова (ныне Мариинский театр), в 42 — удостоен звания народного артиста СССР — самый молодой тогда обладатель этого звания в Союзе.

В 1988 году, в канун своего 50-летия, возглавил один из лучших оркестров мира — первый филармонический оркестр страны, затем и Санкт-Петербургскую филармонию, где и работает по сегодняшний день.

При этом Темирканов, пожалуй, один из самых активных популяризаторов российской дирижерской школы за рубежом: четыре десятилетия он сотрудничает со знаменитыми оркестрами и оперными театрами мира.

После грандиозного успеха его «Травиаты» на фестивале Верди в Италии, за который Маэстро получил высшую награду национальной ассоциации итальянских критиков — премию «Аббиати», его пригласили возглавить Королевский Пармский театр.

Годы его работы со вторым филармоническим оркестром Санкт- Петербурга — период расцвета коллектива, ставшего за короткое время широко известным и в России, и за рубежом. В бытность его руководства Мариинкой репертуар театра пополнился шедеврами оперного искусства, и за билетами в театр выстраивались огромные очереди.

Именно тогда впервые за многие годы Государственной премией СССР был отмечен спектакль классического репертуара, не имеющий ничего общего с конъюнктурой, — опера «Евгений Онегин», где Темирканов выступил и режиссером, и музыкальным руководителем.

Он первым вывел театральный оркестр на сцену, и этот опыт оказался весьма удачным — выступления оркестра в самых лучших концертных залах проходили с неизменным успехом. Этой традиции в Мариинском театре верны и сейчас.

Он первый дирижер, осуществивший вместе с режиссером Борисом Покровским постановку оперы «Мертвые души» Родиона Щедрина на сцене Большого, а затем и Кировского театра.

Для проведения выступлений и записей ему пришлось совершить больше 40 поездок из Ленинграда в Москву.

Бесспорен и его административный дар.

В самые сложные для современной России и ее культуры перестроечные годы он сохранил коллектив первого филармонического оркестра страны, в то время как многие музыканты России эмигрировали.

Добился, казалось бы, неосуществимого — 10-кратного увеличения зарплаты не только для своего оркестра, но и еще четырех учреждений культуры России через государственные гранты, а также средств для ремонта филармонии.

Маэстро щедро делится своим мастерством с молодыми музыкантами. Он — профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова и многих зарубежных академий, где регулярно проводит мастер-классы.

При этом перфекционист до мозга костей, относится к себе как самый ярый критик, требования предъявляет по самой высокой шкале.

По этой причине редко делает записи, не собирает рецензий и полагает, что познал еще не все тонкости и глубины своей профессии.

Он имеет твердые принципы в искусстве, которые никогда не нарушает. В Лионе отказался участвовать в постановке оперы «Пиковая дама», так как, на его взгляд, режиссер извратил, опошлил идеи великих авторов — Пушкина и Чайковского.

Его не остановили убытки за односторонний разрыв контракта — самоуважение и принципы много дороже.

Традиционно в споре дирижера и режиссера оперной постановки уступает дирижер, и, чтобы позволить себе подобный демарш, надо обладать характером и авторитетом Юрия Темирканова.

Никому не завидует, ни с кем не соревнуется, не гонится за большими деньгами. Это его ищут, просят, и эти мольбы несутся со всех концов света — приглашения на фестивали, всевозможные музыкальные события самого высокого уровня, предложения контрактов. И он, несмотря на безумную занятость, часто соглашается, отчего каждый год его проходит в бешеном ритме.

Помимо всего прочего умудряется, не нарушая насыщенного графика, проводить ежегодно свой любимый международный зимний фестиваль «Площадь искусств» — праздник музыки, который петербуржцы всегда ждут с нетерпением. Он иронически шутит, что его дом — в аэропорту, и снова будто бы сетует:

— но ничего не предпринимает для того, чтобы посвятить свою жизнь и себе тоже. Ведь известно — истинное служение искусству не предполагает личной свободы, ему нужно отдавать себя без остатка. А Маэстро давно сделал свой выбор.

Музыковеды всего мира в один голос заявляют: его дирижерская техника виртуозна, а глубина постижения авторского замысла поражает. Илья Александрович Мусин, консерваторский педагог Темирканова, автор первого в мире учебника по дирижированию, говорил, что искусство Юрия Хатуевича — живая иллюстрация к этому учебнику, что он его символ.

Его воздействие на слушателя поистине гипнотично. Захватывает сдержанный и вместе с тем взрывной темперамент «термоядерного Темирканова», как назвал его Андрей Вознесенский, вкупе с артистизмом и свойственной только ему эстетикой пластики. Какое бы произведение ни исполнял оркестр, когда за пультом Темирканов, музыка неизменно завораживает.

Его друг и ученик Евгений Колобов сказал когда-то: он может даже не дирижировать, а просто стоять перед оркестром, ведь его окружает особая аура, которая сама по себе оказывает магнетическое влияние на зал. Публика после его выступлений неизменно выстраивается в очередь, чтобы выразить свою благодарность и восхищение.

И он никогда не отказывает людям во внимании, каким бы уставшим при этом ни был.

Еще одна его большая любовь — живопись.

— говорит он.

Он наверняка мог бы быть незаурядным актером — настолько увлекательно рассказывает о себе, своих друзьях и знакомых, поразительно достоверно показывая их в лицах и имитируя голоса, заставляя собеседников забыть обо всем на свете и смеяться до упаду. Возможно, если бы не дирижерская стезя, он стал бы режиссером.

Подтверждение тому его «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Он не только разучивал с ведущими солистами музыкальные партии, но и показывал, как вести себя на сцене, как двигаться, обсуждал малейшие детали декораций с художником.

И сейчас, спустя 30 лет, эти легендарные спектакли в его режиссерской постановке — в репертуаре Мариинского театра.

Темирканов уверен, что оба вида творческой деятельности — в театре и на филармонической сцене — прекрасно сочетаются и взаимодействуют между собой. Но все же ближе ему симфоническая музыка:

Считает своим долгом заниматься благотворительностью. Уже много лет выплачивает стипендии молодым музыкантам, дает благотворительные концерты для ветеранов Великой Отечественной войны, помогает пострадавшим от стихийных бедствий.

Читайте также:  Медаль героя социалистического труда

После землетрясения в Японии в 2011 году первым перечислил свой гонорар за концерты, проходившие в те дни в США, в фонд Сэндайского оркестра. Его примеру последовали дирижер второго оркестра, все солисты и музыканты филармонии. И таких эпизодов множество.

В 2013-м в знак благодарности Сэндайский оркестр выступил с концертами в Санкт-Петербурге. Необычайно щедрый, Маэстро может отказать только в одном — он жаден до книг и ни за что не отдаст никому непрочитанное издание.

Книги в его доме повсюду — они заполнили все шкафы, лежат на столах, на полу.

Являясь человеком очень эмоциональным, умеет при этом сохранять выдержку, самообладание в любой ситуации. Бывает и строгим, но никогда не опускается до грубости, а наказывает оппонента холодным равнодушием или же только укоризненным прищуром мудрых серых глаз. А это действует сильнее окрика.

Презирает бескультурье, дилетантство, не приемлет национализм, интриги, неверность, неблагодарность. Говорит то, что думает, при любых обстоятельствах верен себе и сохраняет чувство собственного достоинства. Никогда не прогибается, не очень сговорчив, но авторитет его настолько высок, что с его мнением считаются всегда и все.

Кабардинский петербуржец Юрий Темирканов всем сердцем любит и малую родину — место своего рождения Кабардино-Балкарию, — и, по его собственному выражению, сконструировавший его великий Санкт-Петербург.

Приехав в Ленинград подростком, он навсегда сохранил в душе первое изумление величественным городом, обрел «особое чувство Петербурга», которого нет порою у коренных его жителей. Отсюда, возможно, и характер — сочетание европейских манер, настоящей питерской интеллигентности и кавказского темперамента и благородства. Как-то Михаил Швыдкой о нем сказал:

Джамиля Хагарова, автор книги “Юрий Темирканов. Монолог”

Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/yuri-temirkanov-birthday/

Темирканов, Юрий Хатуевич

темирканов юрий хатуевич темирканов
Юрий Хатуевич Темирканов

Дата рождения

10 декабря 1938(1938-12-10) (76 лет)

Место рождения

Нальчик, КБАССР

Страна

СССР СССР → Россия Россия

Профессии

дирижёр, педагог, режиссёр оперы

Инструменты

Скрипка, Альт

Коллективы

Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Мариинский театр

Лейблы

Sony BMG, Мелодия

Награды

Ю́рий Хату́евич Темирка́нов (кабард.-черк. Темыркъан Юрий; род. 10 декабря 1938, Нальчик) — советский и российский дирижёр, педагог, профессор. Художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии с 1988 года.

Народный артист СССР (1981). Лауреат двух Государственных премий СССР (1976, 1985), Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1971) и Государственной премии Российской Федерации (1999).

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Награды и звания
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Биография

Юрий Темирканов и Владимир Путин на гала-концерте, посвящённом 75-летию дирижёра. 14 декабря 2013 г.

Юрий Темирканов родился в г. Нальчике (по другим источникам — в селе Зарагиж Черекского района) в Кабардино-Балкарии.

С 1953 по 1957 год учился в музыкальной школе при ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классам скрипки и альта, затем окончил оркестровый факультет Ленинградской консерватории (1957—1962), с 1962 года по 68-й — студент и аспирант дирижерского факультета консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования И. А. Мусина.

В 1965 году Темирканов дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета с оперой Дж. Верди «Травиата». Год спустя он побеждает на II Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.

С 1966 по 1972 год Темирканов — дирижёр Ленинградского академического Малого театра оперы и балета. Основные работы тех лет: «Травиата» (1966), «Любовный напиток» Г. Доницетти (1968), «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1972). C 1968 года по 1976 возглавляет Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

С 1976 по 1988 годы Темирканов ― художественный руководитель и главный дирижёр театра оперы и балета имени Кирова. Под его руководством в театре были осуществлены такие постановки, как «Война и мир» С. Прокофьева (1977), «Мёртвые души» Р. К.

 Щедрина, «Пётр I» (1975), «Пушкин» (1979), «Маяковский начинается» (1983) А. Петрова. Выступил одновременно как режиссёр: поставил «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» П. И. Чайковского (1983 и 1984, обе — Ленинград).

С оркестром этого театра в 1987 году он выступает в Лондоне с постановками этих опер, а также оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.

После кончины Е. А. Мравинского в 1988 году Темирканов становится художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. С этим коллективом дирижёр работает и сегодня.

Темирканов часто выступает с зарубежными оркестрами: ещё в 1980 году он получил место приглашённого дирижёра Королевского филармонического оркестра в Лондоне, а с 1992 по 1998 занимал пост главного дирижёра этого оркестра.

С 1992 года по 97-й являлся главным приглашенным дирижёром Дрезденского филармонического оркестра. С 1988 года — главный приглашенный дирижёр Симфонического оркестра Датского радио (Копенгаген).

С января 2000 года стал главным дирижёром и художественным руководителем Балтиморского симфонического оркестра (США).

Выступал со многими крупнейшими оркестрами мира — Филадельфийским, Берлинским филармоническим, Венским филармоническим, Концертгебау (Амстердам), Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским филармоническим, Симфоническим оркестром Сан-Франциско и Оркестром Национальной академии Санта-Чечилия в Риме.

Юрий Темирканов в 1979—1988 гг. преподавал в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (с 1986 профессор). Регулярно проводит мастер-классы в Институте Кертиса (Curtis Institute) (Филадельфия), а также в Манхэттенской школе музыки (Manhattan School of Music) (Нью-Йорк), в Aссademia Chigiana (Сиена, Италия)

C 2007 Темирканов — главный приглашенный дирижёр Большого театра. В 1977 году был музыкальным руководителем постановки оперы «Мёртвые души» Р. К. Щедрина в Большом театре (Мировая премьера).

С 2007 года принимает участие в ежегодном международном фестивале Crescendo.

С 2009 года Юрий Темирканов назначен музыкальным директором Королевского театра Пармы (Италия).

Дирижёрский стиль Темирканова отмечен яркой эмоциональностью, глубиной проникновения в авторский замысел как в симфонических произведениях, так и в операх. Записи Темирканова включают в себя симфонии П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, балеты И. Ф. Стравинского, оперу Р. К. Щедрина «Мёртвые души» и другие сочинения преимущественно русского репертуара.

В 2014 году в петербургском издательстве «Скифия» вышла книга «Юрий Темирканов. Монолог», которую можно рассматривать как биографию Маэстро.

По роду своей деятельности Темирканову приходится общаться с самыми удивительными и яркими людьми, выдающимися отечественными и зарубежными деятелями культуры и искусства. Он гордится своей дружбой с И.

Менухиным, Б. Покровским, П. Коганом, А. Шнитке, Г. Кремером, Р. Нуреевым, М. Плисецкой, Р. Щедриным, И. Бродским, В. Третьяковым, М. Ростроповичем, С. Озавой и многими другими музыкантами и артистами.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Награды и звания

Юрий Темирканов на церемонии вручения ему ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.

  • II Всесоюзный конкурс дирижёров в Москве (I-я премия, 1966)
  • Заслуженный артист РСФСР (1971)
  • Народный артист Кабардино-Балкарской АССР (1973)
  • Народный артист РСФСР (1976)
  • Народный артист СССР (1981)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (9 декабря 2008) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 декабря 2003) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1 декабря 1998) — за выдающиеся заслуги в развитии музыкального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 декабря 2013) — за особо выдающиеся заслуги в развитии музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Ленина (1983)
  • Орден «Святые Кирилл и Мефодий» (Болгария, 1998)
  • Командор ордена Звезды Италии (Италия, 2 мая 2012 года)
  • Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2015)
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1971) — за концертные программы 1968—1970 годов
  • Государственная премия СССР (1976) — за дирижирование оперным спектаклем «Пётр Первый» А. П. Петрова
  • Государственная премия СССР 1985) — за дирижирование и постановку оперного спектакля «Евгений Онегин» П. И. Чайковского на сцене ЛАТОБ имени С. М. Кирова
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (4 июня 1999) — за концертные программы 1995—1998 годов академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года (13 февраля 2003)
  • Премия «Триумф» (2003)
  • Царскосельская художественная премия (2002)
  • Премия Франко Аббьяти «Лучший дирижёр года» (2002, 2007)
  • Премия Правительства Санкт-Петербурга (2007)
  • Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2011)
  • Почётный знак (c 2013 орден) «За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой» (2008)
  • Орден науки и культуры «Екатерина Великая» (2002)
  • Знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2008)
  • Почётный знак и диплом международной Черкесской ассоциации
  • Почётный член Филармонического общества Санкт-Петербурга (1997)
  • Почётный член Международной академии наук, промышленности, образования и искусства (США, 1998)
  • Почётный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (2003)
  • Почётный доктор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2003)
  • Почётный академик Национальной академии Санта-Чечилия (Рим, Италия, 2007)
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2009).

Примечания

  1. Журнал «Мужской характер». Проверено 18 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
  2. Большой театр пригласил Юрия Темирканова
  3. Муравьёва И.[Большой театр пригласил на работу Юрия Темирканова // Новая газета. 2007. 7 февраля. № 4288.

  4. Официальный отчёт Министерству культуры Российской Федерации о фестивале «Crescendo»
  5. Фонд «Петербургское наследие и перспектива» | Юрий Хатуевич Темирканов. Проверено 18 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
  6. Юрий Темирканов. Проверено 18 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.

  7. Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 2008 года № 1750 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ I степени Темирканова Ю. Х.»
  8. Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 1460 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени Темирканова Ю. Х.

    »

  9. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 1998 года № 1435 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Темирканова Ю. Х.»
  10. Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 2013 года № 905 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ IV степени Темирканова Ю. Х.

    »

  11. Commendatore dell’Ordine della Stella d’Italia Maestro Yurij Chatuevich Temirkanov  (итал.)
  12. Пятеро россиян удостоены японского ордена Восходящего солнца
  13. Указ Президента РФ от 4.06.1999 № 707
  14. Указ Президента РФ от 13 февраля 2003 г.

    № 148

  15. Георг Отс удостоен ордена Балтийской Звезды | BUSINESS -M — Информационно-деловой Портал
  16. Почётные члены и Почётные директора Санкт-Петербургского Филармонического общества с 1992 года

Литература

  • В. Козлов. «Ю. Темирканов. Творческий портрет». — Москва, 1988.
  • Д. Хагарова. «Юрий Темирканов. Монолог». — Санкт-Петербург: ИТД «Скифия», 2014.

Ссылки

  • Книга Джамили Хагаровой «Юрий Темирканов. Монолог»
  • Биография на www.biograph.ru
  • Информация на сайте Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича
  • Информация на сайте Большого театра
  • Борис Тарасов.

    Юрий Темирканов: Из любой музыки можно сделать китч. Утро.ru (24 апреля 2008). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.

  • Борис Тарасов. Темирканов против Паунтни. Профиль № 18 (573) (12 мая 2008). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.

темирканов юрий хатуевич темирканов

Темирканов, Юрий Хатуевич Информацию О

Темирканов, Юрий Хатуевич

Темирканов, Юрий Хатуевич
Темирканов, Юрий Хатуевич Вы просматриваете субъект
Темирканов, Юрий Хатуевич что, Темирканов, Юрий Хатуевич кто, Темирканов, Юрий Хатуевич описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-14407.html

Ссылка на основную публикацию