Летчик алексей петрович маресьев

Алексей Петрович Маресьев: подвиг, биография, память :

Подвиг Маресьева лег в основу сюжета известной книги Бориса Полевого. Своей жизнью реальный герой смог доказать, что книга не была выдумкой советской эпохи. Это реальная история о вере в мечту и силе духа. Кем же был на самом деле Алексей Маресьев из «Повести о настоящем человеке»?

Детские годы

Родился Алексей Петрович Маресьев 20.05.1916 года. Его отца звали Петр Авдеевич, он умер, когда мальчику было три года. Отец принимал участие в Первой мировой, на которой получил множество ранений. Они и послужили причиной ранней смерти. Мать звали Екатерина Никитична. Женщина работала уборщицей на заводе по деревообработке, воспитывала троих сыновей.

Всегда считалось, что местом его рождения был Камышин. Маресьев был зарегистрирован в книге церкви, расположенной в городе Веревкин. Относился населенный пункт к Камышинскому уезду.

После окончания школы он учился на токаря по металлу. Учебное заведение располагалось при лесозаводе, на котором и началась его трудовая деятельность. Но мечтал молодой человек совсем о другом.

Профессия летчика, несмотря на ревматизм

Алексей Петрович Маресьев мечтал об авиации. Он два раза подавал документы в училище, в котором готовили летчиков. Но получал отказ. Связано это было с тем, что еще ребенком Алексей переболел тяжелой формой малярии. Она дала осложнение в виде ревматизма. Но молодой человек не оставлял надежды.

В 1934 году он принимал участие в строительстве Комсомольска-на-Урале. Комсомольская путевка позволила ему заниматься в аэроклубе. Через три года его мечта начала исполняться. Алексея призвали в армию.

Сперва он служил в авиационном погранотряде на Сахалине. После его направили в школу военных пилотов, располагавшуюся в Чите, а затем в Батайске. Алексей окончил обучение в 1940 году, ему присвоили звание младшего лейтенанта. Маресьев был оставлен инструктором при учебном заведении. Когда началась Великая Отечественная, он был в Батайске.

Военное время

С началом войны летчик Маресьев был направлен на фронт. Он служил в двести девяносто шестом истребительном авиационном полку. Первый боевой вылет произошел летом 1941 года. Он совершил его над городом Кривой Рог (территория современной Украины).

В первые месяцы войны советская авиация испытывала серьезные проблемы. Связано это было с тем, что немецкие асы авиации существенно превосходили советских летчиков по опыту. Неравными были силы и в техническом плане.

Несмотря на это, Маресьев показывал отличные результаты. Менее чем за год он смог сбить четыре немецких самолета.

18 дней испытаний

Весной Алексея Петровича перебросили на другой фронт, который располагался в районе «Демянского котла». В апреле того же года Маресьев (подвиг связан с этим временем) участвовал в операции. Она заключалась в том, чтобы прикрывать бомбардировщики, которые атаковали немецкие позиции.

Самолет Алексея Петровича «Як-1» сбили. Ему пришлось совершить посадку в глухом лесу. Он упал с тридцатиметровой высоты. Эту территорию контролировали немцы, а у летчика были многочисленные травмы.

Для Маресьева начались сложнейшие восемнадцать дней. Ему пришлось выбираться самостоятельно, несмотря на травмы. За это время он встретился с медведем-шатуном, с которым пришлось вступить в схватку. Летчик испытывал голод, но по дороге он мог есть лишь ягоды. Только отчаянное желание выжить позволило ему добраться до людей.

Первыми на него наткнулись два жителя деревни Плав, но из-за боязни, что перед ними немец, они обошли его стороной. Спасли Алексея Петровича два мальчика, которые распознали в измученном летчике советского человека. Сережа и Саша позвали взрослых, которые отнесли его в деревню.

В населенном пункте не было врача. Самолет за Маресьевым прилетел только через неделю. Его госпитализировали в Москву. Он был в крайне тяжелом состоянии: гангрена и заражение крови.

Он находился на каталке в коридоре, когда его заметил профессор Теребинский. Он осмотрел безнадежного пациента и принял решение провести немедленную ампутацию ног.

Это должно было поставить точку на его летной карьере.

Он снова смог летать

Подвиг Маресьева заключается не только в том, что он сумел выбраться из густого леса и выжить после заражения крови. Алексей Петрович принял решение о возвращении в авиацию.

В послеоперационный период летчику кололи сильнейшее обезболивающее. Понять, что от него следует отвыкать, помог один из пациентов госпиталя. Летчик Маресьев взял себя в руки и стал бороться за возвращение в небо.

К сентябрю 1942 года он был выписан из госпиталя и отправлен в санаторий для реабилитации. Для возвращения к полетам ему необходимо было доказать, что он на это способен. Он решил доказать свою возможность хорошо управлять своим телом.

Для этого Алексей Петрович решил научиться танцевать на протезах. Его тренировочным партнером по танцам был сосед по палате. Овладев нужными навыками, Маресьев стал танцевать с медсестрами.

Это убедило комиссию, которая признала его годным к службе.

В 1943 году началась его переподготовка в школе для летчиков, расположенной в Чувашии. Летом он смог добиться отправки на фронт. Алексея Петровича зачислили в шестьдесят третий Гвардейский авиационный полк. Первое время ему пришлось коротать время на аэродроме, поскольку командование не решалось отправлять в полет человека без обеих ног.

Поверил в его возможности Александр Числов, который был командиром эскадрильи. За время войны он сбил двадцать один вражеский самолет.

Командир не ошибся. Маресьев смог не только летать, но и спасать других летчиков, сбивая вражеские самолеты. На его счету оказалось семь машин противника. Его удостоили звания Героя Советского Союза.

Судьба, описанная в книге

Часть Маресьева хорошо показала себя в битве на Курской дуге, поэтому ее стали посещать военные корреспонденты. Одним из них был Борис Полевой. Он смог пообщаться с отважным летчиком, и тот поведал ему свою судьбу.

Так был описан подвиг Маресьева. Полевой понимал, что такой удивительный рассказ должен быть описан отдельной книгой. Так и случилось. После войны вышла книга об Алексее Маресьеве — «Повесть о настоящем человеке».

Художественное произведение предполагает вымысел, поэтому повесть имеет свои отличия от реальной истории:

  • герой повести носил фамилию Мересьев;
  • литературный персонаж ел ежа;
  • в повести летчик без ног стал сразу летать после возвращения на фронт;
  • любовный роман с Олей был выдумкой Полевого.

Повесть до сих пор служит прекрасным образцом для воспитания молодого поколения.

Послевоенная жизнь

Еще во время войны Алексей Петрович согласился стать инспектором. Он перешел в управление вузов ВВС. Последний полет он совершил в 1950 году.

Алексей Маресьев, биография которого стала основой для книги, занялся партийной и общественной деятельностью. Он не любил рассказывать о военных годах, всегда указывая, что все уже написано в книге.

Короткая информация о послевоенных событиях в жизни Маресьева:

  • 1949 год – участвовал в конгрессе приверженцев мира, который проходил в столице Франции;
  • 1952 год – окончил партшколу;
  • 1956 год – стал кандидатом исторических наук;
  • 1960 год – выпустил книгу «На Курской дуге»;
  • 1967 год – принимал участие в зажжении Вечного огня у стен Кремля (Могила Неизвестного Солдата);
  • 1978 год – получил звание полковника запаса;
  • 1989 год – нардеп СССР.

Всю свою жизнь Алексей Петрович поддерживал свое физическое состояние. Он катался на лыжах, ездил на велосипеде, занимался плаваньем. Однажды он переплыл Волгу за пятьдесят пять минут. Для этого ему пришлось преодолеть чуть больше двух километров.

Не попал на свой торжественный концерт

В 2001 году готовился торжественный вечер, посвященный восьмидесятипятилетию Алексея Маресьева. Биография закончилась в день концерта, то есть 18.05.2001 года. Знаменитый летчик собирался в Театр российской армии, когда ему неожиданно стало плохо. В этот вечер он умер от инфаркта. Зрителям, которые собрались в зале, сообщили об утрате. Концерт начался с минуты молчания.

Похоронили его в столице на Новодевичьем кладбище.

В память о легендарном летчике названо множество учебных заведений, улиц. Существует даже планета, которая носит имя Алексея Петровича. Памятники Маресьеву открыты в следующих городах:

  • Камышин.
  • Комсомольск-на-Амуре.
  • Краснодар.

В родном городе героя функционирует музей А. П. Маресьева. Его открыли в сотый юбилей летчика.

Остается загадкой, что случилось с самолетом Алексея Петровича. Были неоднократные попытки отыскать его, но все безуспешные. Самолеты если и обнаруживались, то внутри находились мертвые пилоты.

Трудность поисков состоит в том, что летчик так и не смог вспомнить, где он был. Связано это с многочисленными травмами.

Сам Маресьев не хотел возвращаться в тот лес и будить в себе те жуткие воспоминания.

Жена и дети

История Маресьева была бы не полной без упоминании о семье. С будущей супругой летчик познакомился после войны. Ее звали Галина Викторовна. В свое время она работала в Главном штабе ВВС. Прожили супруги вместе пятьдесят пять лет. Женщина умерла в 2002 году.

В браке у них родилось двое сыновей. Виктор работал инженером-автомобилистом, он неоднократно давал интервью об отце. Алексей был инвалидом с детства и скончался в том же году, что и отец.

Память о летчике и его героическом поступке навсегда запечатлена в искусстве.

Источник: https://www.syl.ru/article/351284/aleksey-petrovich-maresev-podvig-biografiya-pamyat

Алексей Маресьев и его подвиг. Лётчик, который летал и воевал без ног

4 апреля 1942 года в воздушном бою был подбит самолёт Алексея Маресьева.

 Восемнадцать суток лётчик боролся за свою жизнь: через леса и болота он ползком пробирался к советским войскам и несмотря на все трудности — добрался до своих.

 После тяжелого ранения Алексей Петрович лишился обеих ног, но продолжил боевые полеты и бил вражеские самолёты. Об этом удивительном человеке и пойдёт речь.

На краю гибели. Подвиг лётчика Маресьева

С самого детства Алексей мечтал стать лётчиком, но по состоянию здоровья его не приняли в лётное училище.  В 21 год был призван в армию и в 1938 году сбылась мечта — Маресьева направляют в 30-ю Читинскую школу военных пилотов. Позже началась война.

Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. А 5 апреля произошёл роковой случай — во время боевой операции его самолёт подбили.

Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров.

 Когда Алексей попытался встать — то почувствовал дикую боль, понял, что обе ноги сломаны. Тогда собрав силы и волю он пополз в сторону своих.

Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, питался корой, шишками и мхом.

Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода… Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.

Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Его обнаружили жители деревни Плав в Валдайском районе. Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом.

Там он провел еще неделю, потом летчика отправили в московский госпиталь.
Перелом конечностей, обморожение. Гипс нельзя наложить, потому что гангрена началась, и обморожение нельзя лечить, потому что кость раздроблена. Пришлось ампутировать.

Он вернулся в «строй» уже через год – в июле 1943-го.

Алексей Маресьев после госпиталя

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет.

Читайте также:  Город воинской славы - архангельск.

После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.

190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту.

В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии, удостоен звания Герой Советского Союза.

В 1944 году А. Маресьев согласился стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три (по другим данным — четыре) до ранения и семь после.

После войны летать Маресьеву не дали. И он занялся своим образованием. Окончил ВПШ, Академию общественных наук. Защитил диссертацию по истории. С войны демобилизовался капитаном, в мирное время дошел до полковника

Правила жизни от героя Маресьева

«Пять качеств, необходимых человеку для того, чтобы вырасти настоящим: сила воли, смелость, упорство, мужество, умение преодолевать трудности. Все они между собой связаны, но ни одно нельзя выделить, ни одно убрать» А.П. Маресьев

Фото Алексея Петровича Маресьева: военное и послевоенное фото, фото с семьёй

Документальный фильм ГТРК «Волгоград-ТРВ» «Алексей Маресьев: Я – не легенда. Я – просто человек!»

Документальный фильм телеканала «История» «Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека»

Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» разрешили опубликовать только после войны. Говорят, наши пропагандисты боялись, что немцы подумают, будто в Советской Армии плохи дела.

Вот, мол, уже и инвалидов воевать посылают. Сам Алексей Петрович о появлении книги узнал, услышав отрывки по радио.

Он позвонил в «Правду», попросил номер телефона Полевого и наконец смог встретиться с автором.

— Полевой действительно не показывал мне книгу до того, как она появилась в магазинах. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то… В принципе Полевой все написал правильно. Придумал, правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится.

Скачать книгу Полевого Бориса «Повесть о настоящем человеке»

Интересные факты о лётчике Маресьеве

  • После крушения самолёта, к обессиленному лётчику подошёл медведь. Любопытствуя над лесным гостем, зверь ударил лапой Маресьева, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, патрон хватило: медведь заревел и рухнул замертво.Чтобы убить косолапого, летчику пришлось израсходовать все патроны, стрелял он практически в упор.
  • В госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»

Читайте также статью «Их называли «ночные ведьмы». Великая Отечественная война и женщины герои» 

Источник: https://pomnisvoih.ru/geroi-i-ih-podvigi/lyotchiki-geroi/aleksej-maresev-i-ego-podvig-lyotchik-kotoryj-letal-i-voeval-bez-nog.html

Маресьев Алексей Петрович

Маресьев Алексей Петрович (1916-2001).

Военный лётчик, Герой Советского Союза (24.08.1943 г.). После тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Является прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от производства Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году призван в Красную Армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалин, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А.Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт.

4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами.

Восемнадцать суток раненый в ноги лётчик ползком пробирался к линии фронта. Первыми обнаружили его, еле живого, мальчишки из деревни Плав-Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа Малин и Саша Вихров.

Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А.Н.Дехтяренко и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени.

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу, которая находилась в п. Ибреси Чувашской АССР.

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт.
В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочуствовал командир эскадрильи А.М.Числов и взял с собой в пару на боевой вылет.

После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу три вражеских истребителя Fw.190. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1944 году, Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление ВУЗов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном По-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

В 1949 году был участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже. В 1952 окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. В 1956 году А.П.Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории. С сентября 1956 был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны. В 1960 издана книга А.П.Маресьева «На Курской дуге».

7 октября 1960 года состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» в Большом театре. 8 мая 1967 года Маресьев участвовал в церемонии зажжения вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата. 3 сентября 1968 года был назван Почётным гражданином города Камышин Волгоградской области. 11 июля 1973 года — Почётный гражданин города Стара-Загора, Болгария.

7 июня 1977 года — Почётный гражданин города Комсомольск-на-Амуре. В 1989 году избран народным депутатом СССР.

25 апреля 1990 года был назван Почётным гражданином города Орёл.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Однако вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины героя выразил Президент России Владимир Путин.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды: -Герой Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года; -2 ордена Ленина (24.08.1943, 19.05.1986 г.

); -орден Октябрьской Революции; -орден Красной Звезды; -орден Красного Знамени; -орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г.); -2 ордена Трудового Красного Знамени; -орден Дружбы народов (19.05.1976 г.); -орден Почёта (26.07.

1991 г.); -российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (16.05.1996 г.);

-медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в числе которых орден Дружбы (Чехословакия, 1986 г.).

20 мая 2006 года, в день 90-летия со дня рождения А.П.

Маресьева, в его родном городе Камышине Волгоградской области открыт бронзовый памятник отважному лётчику Великой Отечественной войны (автор — заслуженный художник России скульптор Сергей Щербаков), а в историко-краеведческом музее открыт зал Маресьева с уникальными экспонатами. По решению ветеранов и городской Думы центральная улица Камышина, где установлен памятник Герою, переименована в бульвар Маресьева. Имя Героя присвоено школе № 13 в городе Орел.

Алексей Маресьев в авиаучилище. 1945 г.

Летчик-инструктор Маресьев в кабине У-2.

.

.

Список источников: Маресьев, Алексей Петрович. Cайт «Герои Страны».

М.Ю.Быков. Победы сталинских соколов.

Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/m/maresev-aleksej-petrovich/

Летчик Алексей Петрович Маресьев (1916–2001): биография кратко, годы жизни, деятельность

20 мая (н. ст.) 1916 года родился Алексей Петрович Маресьев, легендарный советский военный летчик, Герой Советского Союза, прототип героя знаменитой «Повести о настоящем человеке».

Сила и упрямство

Алексей Петрович родился в Саратовской губернии, в городе Камышине (ныне – Волгоградская область). Однако из документов, выставленных в 2016 году в Жирновском районном краеведческом музее в рамках выставки, посвященной 100-летию легендарного летчика-истребителя А. П.

Маресьева, следует, что он родился на хуторе Веревкин, Добринской волости, Камышинского уезда. Алексей лишился отца в 3-летнем возрасте – сказались последствия многочисленных ранений, полученных в Первую мировую. В результате воспитанием троих сыновей занималась мама.

Алексей Маресьев в детстве часто болел, крайне тяжело перенес малярию, выжил, но заработал ревматизм. Лишь огромная сила воли и упрямый характер, доставшиеся от отца, позволили выдерживать мучительные боли в суставах.

Маресьев окончил восемь классов в камышинской школе, в местном училище освоил специальность токаря и приступил к трудовой деятельности.

Мечта о небе

Однако Алексея Петровича не покидала мечта о небе. Два раза будущий герой подавал документы в летное училище, два раза ему отказывали в приеме – здоровье неподходящее. В 1934 году Маресьева направили строить Комсомольск-на-Амуре. Там ему посчастливилось осуществить мечту детства – начал заниматься в аэроклубе.

В 1937 году Алексей Петрович был призван в армию, в 1940-м окончил Батайское авиационное училище в звании младшего лейтенанта. В начале Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт, в 296-й истребительный авиаполк. В 1941 году советской авиации приходилось крайне трудно.

Маресьев, в отличие от многих советских летчиков, был уже опытным пилотом – возможно, потому и остался жив. Весной того же года Алексея Петровича направили на Северо-Западный фронт.

Герой

4 апреля 1942 года, в ходе вылета по прикрытию бомбардировщиков в районе так называемого Демянского котла, где Красная Армия окружила почти 100-тысячную группировку немецких войск, самолет Маресьева был подбит. В результате вынужденной посадки на вражеской территории летчик получил серьезные травмы.

Несмотря на это, на сильно поврежденных ногах, затем ползком, затем перекатываясь, он 18 суток по глубокому снегу пробирался к своим. В подробностях порталу «История.РФ» об этом рассказал Александр Морзунов, постоянный участник поисковых экспедиций Российского военно-исторического общества, руководитель НООО «Поисковый отряд “Находка”».

Читайте также:  Готовим в мультиварке

Сам Маресьев не любил вспоминать эту историю. Известно лишь, что питался тем, что можно было съесть, вышел живым из схватки с медведем и все-таки добрался до русской деревни, почти без сознания. В начале мая Маресьева самолетом доставили в московский госпиталь. Находясь в критическом состоянии, он перенес ампутацию стоп обеих ног: из-за обморожения началась гангрена.

Казалось, о небе можно забыть навсегда.

Но Маресьев был все таким же волевым и упрямым, как в детстве, и через шесть месяцев после того, как встал на протезы, уже почти невозможно было по его походке определить отсутствие стоп – невероятный по тем временам случай! Маресьев преодолел все административные и медицинские барьеры и вернулся в строй летчиков-истребителей в июне 1943 года, как раз к Курской битве. За годы Великой Отечественной войны на счету Героя Советского Союза Алексея Маресьева – 86 боевых вылетов, 11 сбитых немецких самолетов, 7 из которых после ранения. После войны Маресьев вел активный образ жизни, в отставку вышел в 1946 году в звании полковника, с 1956 года и до конца дней занимал руководящие должности в Советском (затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы. Умер герой 18 мая 2001 года.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-alieksiei-mariesiev

Маресьев Алексей Петрович — Легендарный Советский летчик

Маресьев Алексей родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. С 1934 года по направлению Камышинского райкома комсомола работал лесорубом на строительстве Комсомольска­-на-­Амуре.

     На срочную военную службу призван в октябре 1937 года. Для прохождения службы был направлен в Сахалинский пограничный отряд.

     «Назначение это я воспринял как высшее доверие… Кто служил на севере острова, тот не забудет свирепых штормов и калёной зимней стужи.

Птицы замерзали на лету, а я по примеру товарищей, вместе с ними готовил самолет к старту — граница требовала! Помню, руки мерзли даже в варежках. Но в них в мотор не заберёшься, тем более не укрепишь какой-нибудь дюрит или шплинт.

Скинешь варежки, работаешь голыми руками, с трудом отдирая от заледенелого металла к нему пальцы», — так о Сахалине вспоминал и рассказывал легендарный летчик Алексей Петрович.

     До конца 1938 года Алексей Маресьев проходил службу на Сахалине авиамотористом в 12-м авиаотряде 2-й Краснознаменной армии, действовавшем в составе Сахалинского пограничного отряда.

     Вскоре Маресьев оказался в составе 79-го смешанного авиационного полка в селе Кировском.

     С августа 1941 года Маресьев в боях Великой Отечественной войны. Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога на Южном фронте. Боевой счёт лётчик открыл в начале 1942 года, ­сбив Ju­52. К апрелю 1942 года на счету летчика Маресьева было 4 сбитых фашистских самолета.

     В апреле 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом во время операции по прикрытию бомбардировщиков самолёт Маресьева был подбит.

Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт упал в лес на территорию противника.

18 суток Маресьев добирался к своим войскам сначала на искалеченных ногах, а когда не было сил идти — ползком. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать.

     Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в запасной авиационной бригаде города Иваново. В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге. Старший лейтенант гвардии во время боев сбил 3 самолета противника.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

     Позже воевал в Прибалтике. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 ­ до ранения и 7 с ампутированными ногами. В июне 1944 года майор Маресьев назначен инспектором-­лётчиком Управления ВВС высших учебных заведений.

     Легендарной судьбе Маресьева посвящена книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Имя Героя стало известно всему миру.

     В июле 1946 года майор Маресьев уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-­й Московской спецшколе ВВС. В 1983 году ­стал заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня жизни. Жил в Москве.

     Скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, где 23 февраля 2005 года был открыт памятник на могиле Героя.

     Награждён советскими 2 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1­й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Почёта, российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3­й степени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в числе которых орден Дружбы.

     В мае 2006 года, в день 90-летия со дня рождения А.П.Маресьева, в его родном городе Камышине Волгоградской области открыт бронзовый памятник отважному лётчику Великой Отечественной войны.

Центральная улица Камышина, где установлен памятник Герою, переименована в бульвар Маресьева. Именем Маресьева названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы.

В селе Кировском Тымовского района Сахалинской области установлен памятный знак Герою. В городе Южно-Сахалинск, имя героя носила средняя школа №15.

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/maresev-aleksej-petrovich

Маресьев Алексей Петрович

(1916-2001) советский летчик

Большая часть жизни Алексея Петровича Маресьева была связана с авиацией. Он родился в приволжском городе Камышине в рабочей семье и после окончания семилетки стал работать токарем на одном из местных заводов.

Но вскоре вместе с другими комсомольцами отправился на Дальний Восток на строительство города Комсомольска-на-Амуре. Там Алексей Маресьев и стал заниматься в аэроклубе.

В 1937 году по комсомольскому призыву он вступает в Красную Армию и получает направление в Батайскую военно-авиационную школу.

В 1940 году Алексей заканчивает обучение и начинает служить в истребительном полку, где проходит путь от летчика до штурмана полка.

С самого начала Великой Отечественной войны, Алексей Маресьев находится на фронте. Он постоянно совершает боевые вылеты и к концу 1941 года уже имеет на своем личном счету четыре сбитых немецких самолета.

В марте 1942 года во время тяжелых боев в районе Демянского плацдарма, расположенного в Новгородской области, самолет Маресьева был подбит, а летчик получил ранение. Ценой больших усилий ему удалось совершить посадку в тылу противника.

В течение восемнадцати суток Алексей Петрович Маресьев, преодолевая невероятные трудности, пробирался к линии фронта. Наконец ему удалось добраться до прифронтовой полосы, и местные жители помогли летчику укрыться. Они же при первой возможности сообщили о нем командованию.

Друзья-летчики вывезли Маресьева и добились его отправки в Москву в главный военный госпиталь. Отважному пилоту сделали несколько операций, но ноги сохранить не смогли, так как развилась газовая гангрена.

Врачи, естественно, сказали ему, что теперь он уже никогда не сможет летать. Однако Маресьев не смирился с приговором врачей и начал тренировки по собственной системе. Он сумел не только освоить протезы, но и доказать, что может совершенно свободно владеть ими.

В июне 1943 года Маресьев добился разрешения вернуться в строй, и его снова направили в истребительный полк. В том же году ему присваивают звание Героя Советского Союза. Алексей Петрович Маресьев продолжает летать, сбивает еще семь самолетов противника. Всего он совершил 86 боевых вылетов. Учитывая его заслуги, в 1944 году его командируют в Управление высших учебных заведений ВВС.

После войны Маресьев заканчивает Высшую партийную школу и аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Он женился, вскоре у него родился сын Виктор.

Еще в 1943 году с ним встретился военный корреспондент «Правды» Б. Полевой. Записав рассказ Маресьева, он вскоре опубликовал небольшой очерк, где назвал своего героя Алексеем Мересьевым.

В многочисленных откликах читатели просили рассказать более подробно о его жизни и подвиге. Так появилась «Повесть о настоящем человеке». По инициативе писателя Ф.

Панферова она была опубликована в журнале «Октябрь» в 1945 году.

Полевой создал по повести киносценарий, по которому был снят фильм, вышедший на экраны в 1948 году. Главную роль в нем сыграл П. Кадочников.

В 1954 году Полевой пишет и пьесу под тем же названием, которую сразу же поставили на сцене Театра Советской Армии. Она увидела свет не только в театрах Советского Союза, но и во многих странах мира. Образ патриота, преодолевшего невероятные препятствия и все-таки вернувшегося в строй, стал одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне.

Мирная жизнь Алексея Петровича Маресьева связана с Советским комитетом ветеранов войны, который он возглавлял с 1983 года. Маресьев неоднократно ездил в разные страны мира, где выступал против войны и насилия.

В 2001 году легендарного советского летчика не стало.

Источник: http://biografiivsem.ru/maresev-aleksey-petrovich

Маресьев Алексей Петрович

Летчик, гвардии старший лейтенант, в годы Великой Отечественной войны потерявший ступни обеих ног из-за гангрены, но продолжавший защищать небо Родины. Герой Советского Союза, совершивший 86 боевых вылетов и сбивший одиннадцать самолетов противника.

Детство и юность

20 мая 1916 года в многодетной семье Маресьевых родился третий ребенок – мальчик, названный Алексеем. Из всех детей он был самым слабым, часто болел малярией, отчего его кожа имела желтоватый оттенок.

Это делало его очень похожим на китайца, а не на русского ребенка, и, как позднее вспоминал сам А.

Маресьев, это было очень необычно, ведь семья жила не на Дальнем Востоке, где желтый оттенок кожи был не в диковинку, а в русской глубинке – городе Камышине Саратовской губернии (теперешней Волгоградской области).

Шла Первая мировая война, и отец семейства Петр Маресьев вскоре после рождения младшего сына ушел на фронт. Вернулся он оттуда через полтора года с многочисленными ранениями, сильно сказавшимися на его здоровье.

Недолго радовался солдат подрастающим сыновьям – в 1919 году он умер, оставив жену Екатерину с мальчиками – Петром, Николаем и младшим – Алексеем, которому только исполнилось три года, почти без средств к существованию. Для семьи солдата настали трудные времена.

В недалеком прошлом распалась Российская империя, по стране прокатился угар первых лет рабоче-крестьянской власти. Волна перемен докатилась и до Камышина, где мать мальчиков – Екатерина Никитична работала уборщицей на Камышинском деревообрабатывающем заводе. Ее более чем скромная зарплата не давала возможности семье Маресьевых жить на широкую ногу.

Экономили практически на всем. Но именно благодаря матери Алексей научился с детства трудиться и преодолевать трудности, воспитывая в себе силу воли и твердый характер. Через много лет для А. П. Маресьева главным положительным качеством человека станет добросовестное отношение к своей работе.

Отца Алеша помнил смутно, но по рассказам матери и старших братьев образ трудолюбивого и настойчивого в достижении целей человека, каким был Маресьев-старший, прочно укрепился в сознании мальчика. Упорство Алексей унаследовал от отца.

Поэтому, когда после частых приступов малярии здоровье Алексея, от рождения слабое, еще больше ухудшилось – стали частыми суставные и головные боли, иногда такой силы, что мальчик не мог даже встать с кровати, он, свыкнувшись с болью и стойко преодолевая ее, старался держаться и по мере своих сил помогать матери и братьям.

Окончив восьмилетку, парень поступил в ФЗУ при лесозаводе, выучился, и со специальностью слесаря начал работать на этом же предприятии. С самого детства единственным большим увлечением Алексея было небо. В мечтах он часто рисовал себе, как взмывает ввысь в блестящем на солнце самолете.

Поэтому после получения специальности он решил подать документы в Московский авиационный институт. К сожалению, из-за проблем со здоровьем мечту о небе пришлось отложить на неопределенное время.

Юность Алексея пришлась на трудное, но интересное время – молодое советское государство начало создание крупной, технически развитой промышленности.

Возводились металлургические комбинаты, заводы тяжелого машиностроения, автомобильные, тракторные заводы, новые промышленные районы. В 1930 году правительство приняло решение об освоении Дальневосточного края и строительстве на левом берегу реки Амур судостроительного завода и города.

Читайте также:  Марина михайловна раскова

Уже в 1932 году ударными темпами закипела работа, а в 1934 году по комсомольской путевке в составе группы энтузиастов в таежный край приехал Алексей Маресьев. Новый город Комсомольск-на-Амуре рос очень быстро – молодые, активные и легкие на подъем парни валили лес, возводили бараки, а после – жилые кварталы, школы и спортивные сооружения. В «городе юности», как называли его сами комсомольцы-строители, они создали аэроклуб, в который одним из первых записался Алексей и начал постигать азы авиатехники. Работу мотористом-дизелистом на водном транспорте, куда его перевели со стройки, парень совмещал с учебой в аэроклубе.

В 1937 году Алексея призвали в ряды Красной Армии. Он сам попросился в авиацию, ведь влажный дальневосточный климат и активная работа на свежем таежном воздухе помогли забыть обо всех проблемах со здоровьем – Алексей Маресьев был здоров.

Начинал службу будущий летчик-ас техником в 12-ом авиационном пограничном отряде на Сахалине, благо занятия в аэроклубе в Комсомольске-на-Амуре не прошли даром – парень хорошо знал материальную часть самолета и мог на слух определить малейший сбой в работе механизмов боевой машины. В 1939 году Алексея направили в авиационную школу в г. Батайске Ростовской области, которую он, будучи в числе самых способных учеников, блестяще закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. По предложению руководства Батайской авиационной школы А. П. Маресьев остался работать летчиком-инструктором.

Военные годы

Известие о вероломном нападении фашистской Германии на Страну Советов застало А. Маресьева в Батайске. Парень сразу написал рапорт о направлении его на фронт, но руководство летной школы не сразу отпустило грамотного инструктора – стране нужны были хорошо обученные летчики. Только в конце лета первого военного года А.

Маресьев попал на Юго-Западный фронт, где 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога и получил боевое крещение. Счет сбитым немецким самолетам Алексей Маресьев открыл в начале 1942 года. Первым оказался военно-транспортный «Юнкерс-52». Вскоре список сбитых самолетов противника пополнился еще тремя машинами.

В марте 1942 года боевого летчика перевели на Северо-Западный фронт в 580-й истребительный авиаполк.

С января 1942 года Красная Армия вела ожесточенные бои в районе поселка Демянск (теперешняя Новгородская область), постепенно сжимая кольцо вокруг частей и соединений группы армий «Север».

В феврале шесть дивизий вермахта численностью более чем 100 000 солдат оказались в «котле». Снабжение окруженных войск противника велось по воздуху. На два немецких аэродрома, расположенных в Демянске и небольшом селе Пески, ежедневно самолетами доставлялось продовольствие, боеприпасы и живая сила.

С целью ликвидации воздушного коридора в небо поднимались советские истребители.

4 апреля 1942 года во время очередного вылета на боевое задание над Демянским плацдармом самолет Алексея Маресьева был подбит. Опытный летчик попытался дотянуть машину до замерзшего лесного озерца, но ее мощности оказалось недостаточно и самолет упал на деревья. Тяжелораненый, с простреленными ногами, Алексей Петрович начал свой долгий путь к линии фронта по оккупированной немцами территории. 18 дней и ночей отважный летчик боролся за жизнь, один, в лесу, практически без надежды на спасение. Но непреодолимое желание жить оказалось сильнее мучительной боли, голода, холода и усталости. Сильная воля не позволила ему расслабиться и запаниковать. А упорство, унаследованное от отца, умение переносить любую боль, опыт выживания в тайге (пригодились способности, приобретенные при строительстве Комсомольска-на Амуре) оказались теми составляющими, благодаря которым Алексей Маресьев выжил. Ползком, питаясь замерзшими лесными ягодами, шишками и корой деревьев, пробирался он в расположение советских частей. Перебитые ноги непрерывно болели, расцарапанные руки отказывались слушаться, от голода и начинающейся лихорадки отключалось сознание, но летчик, сцепив зубы, полз и полз.

На 19-е сутки противостояния со смертью Алексей добрался до деревни Плав Кисловского сельского совета Валдайского района, где его вначале заметили местные жители – отец с сыном.

Но когда летчик от ранения и усталости не смог объяснить, что он русский, они побоялись оказать ему помощь и вернулись домой. Слухи о странном человеке в лесу быстро распространились среди мальчишек.

Два друга – Сережа Малин и Саша Вихров решили сами посмотреть на него и отправились на поиски. Именно этим мальчишкам Алексей Маресьев обязан жизнью.

Это случилось 22 апреля 1942 года. Отец Саши Вихрова на подводе привез летчика в свой дом и деревенские жители стали ухаживать за раненым. Дочь хозяина дома – Ольга Вихрова накануне войны окончила школу медсестер и немного разбиралась в медицине.

Поэтому она отпаивала раненого молоком и, зная, что после продолжительного воздержания от пищи нельзя обильно кормить больного, следила за его рационом, втирала в ноги летчика жир. Ни врача, ни медикаментов в деревне не было, а простреленные и обмороженные ноги поразила гангрена. Через два дня за А.

Маресьевым прибыл самолет У-2, пилотируемый старшим лейтенантом А. Н. Дехтяренко, который и вывез Алексея Петровича с оккупированной немцами территории.

Летчика отправили в московский госпиталь. Его общее состояние было критическим – заражение крови и гангрена прогрессировали.

Опытный хирург Николай Наумович Теребинский, обследовав больного и не обращая внимания на плохие прогнозы, решил прооперировать его, ампутировав ноги в области голеней. Придя в сознание после операции, Алексей Маресьев услышал приговор врачей – «Жить будешь, летать — нет!».

Это так потрясло и расстроило боевого летчика, что он решил для себя – «Вернусь в строй». Тем более, что один такой прецедент в России уже был – боевой летчик А. Н. Прокофьев-Северский, потеряв в Первую мировую войну правую ногу, смог вернуться в строй, принимал участие в воздушных схватках и одержал 13 побед.

Больше года Алексей Маресьев проходил сначала лечение, затем реабилитацию в санаториях, участь заново ходить… на протезах. Зажившие культи ног саднили и кровоточили, каждый шаг доставлял невыносимую боль, но А.

Маресьев упорно продолжал тренироваться, готовясь управлять самолетом с протезами вместо ног. Железная сила воли, помноженная на желание снова подняться в небо и защищать Родину, сделали чудеса.

Члены медицинской комиссии, собравшиеся оформлять летчику инвалидность и списывать его из рядов действующей армии, были шокированы, увидев, с какой непринужденностью и легкостью он ходит.

Алексею Маресьеву удалось полностью убедить медиков в своей физической пригодности и в начале 1943 года его направили в засекреченную летную военную школу в Чувашии, где проходили дополнительное обучение вышедшие из госпиталей летчики.

Уже в феврале 1943 года он совершил первый после ранения вылет и вскоре его рапорт о направлении на фронт был подписан командованием. В июне 1943 года А. Маресьев вернулся в строй и в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка принимал участие в одном из самых крупных сражений Великой Отечественной и Второй мировой войны – битве на Курской дуге.

Вначале командир летного полка опасался пускать в небо недавно прибывшего после серьезного ранения летчика, да и боевые способности инвалида на протезах в небе накануне величайшего сражения были под знаком вопроса. Алексей Петрович тяжело переживал по этому поводу. Шанс проявить себя как профессионала в военной авиации дал Алексею Маресьеву командир эскадрильи А. М. Числов.

В середине лета 1943 года старший лейтенант А. Маресьев совершил уже несколько успешных боевых вылетов. За один только день – 20 июля 1943 года А. Маресьев дважды поднимал свой истребитель в небо и оба вылета оказались успешными – он спас жизнь двум своим однополчанам, сбив преследовавшие их FW-190. В тот день в авиаполк прибыл корреспондент «Красной звезды» Борис Полевой.

Был самый разгар боя, уделить внимание репортеру командир полка не мог, поэтому, увидев приземлившийся самолет А. Маресьева, отправил Б. Полевого для записи интервью к нему. Летчик, пошутив, что, поскольку за каждый сбитый вражеский самолет пилоту положены 500 граммов спирта, а он сбил сразу два и целый литр спирта сам просто не осилит, пригласил Б. Полевого к себе в землянку.

Запись интервью продолжалась до позднего вечера. Уже укладываясь спать, корреспондент услышал странный гремящий звук, который, как оказалось, произвели протезы Алексея Маресьева, брошенные им на ночь под кровать. Военный хроникер был настолько ошарашен увиденным, что не смог удержаться от расспросов. И после целую ночь лихорадочно записывал рассказ А.

Маресьева о его 18-ти суточной борьбе со смертью в холодном лесу в районе Демянского котла. Так А. П. Маресьев стал прототипом главного героя летчика Мересьева в опубликованной в 1946 году «Повести о настоящем человеке».

24 августа 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных схватках, спасение жизней двух летчиков и личное летное мастерство Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза старшему лейтенанту А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

За всю войну отважный летчик сбил 11 вражеских самолетов – 4 до ранения и 7 после ампутации ступней ног. В 1944 году А. П. Маресьева перевели из боевого полка в управление высших учебных заведений ВВС, где он работал летчиком-инструктором.

Послевоенные годы

В 1946 году здоровье А. Маресьева не позволило ему продолжать службу в ВВС, он был уволен в запас и последующие четыре года учил курсантов специализированной авиационной школы в Москве. Попрощался с небом Алексей Петрович в начале 1950-х годов, совершив свой последний вылет на учебном У-2.

Со всей неукротимой энергией Алексей Петрович взялся за учебу. В 1952 году он стал выпускником Высшей партийной школы при Центральном Комитете КПСС. В 1956 году, успешно окончив аспирантуру Академии общественных наук и защитив диссертацию, получил ученую степень кандидата исторических наук. А. П.

Маресьев много времени уделял общественной жизни. В 1956 году его назначили ответственным секретарем Комитета ветеранов войны, а с апреля 1983 года и до последних дней жизни Алексей Петрович работал заместителем председателя этого комитета. О событиях военных лет А.

Маресьев написал книгу «На Курской дуге», которая была издана в 1960 году. В 1978 году ему присвоено звание полковника. В 1989 году он стал народным депутатом Верховного Совета СССР. Последние годы своей жизни легендарный летчик руководил Общероссийским фондом инвалидов ВОВ.

Он был частым гостем в школах и техникумах и его встречи с детьми и молодежью всегда проходили в теплой, душевной обстановке.

Заслуги А. П. Маресьева перед Родиной были отмечены многочисленными орденами и медалями.

Он – почетный гражданин нескольких городов России – Камышина, Комсомольска-на-Амуре, Орла и болгарского города Стара-Загора. Его имя носят молодежные патриотические клубы, общественный фонд, московские школы № 760 и № 89, улицы и площади многих российских городов.

18 мая 2001 года, накануне 85-летия со дня рождения легендарного летчика Театр российской армии готовился к торжествам. Специально для этого из музея авиации в Монино привезли и установили на сцене настоящий самолет американского производства «Кобра», летать на котором мечтал в конце войны Алексей Петрович.

И специально для встречи с ним в Москву приехала та самая девушка Оля Вихрова, которая много лет назад отпаивала молоком раненого летчика в далекой валдайской деревне Плав. Но Ольге Михайловне, как и всем собравшимся в зале, не удалось повидаться с ним.

Так случилось, что именно в тот день сердце героя не выдержало – незадолго до начала торжеств он скончался от инфаркта в московской больнице. А юбилейный вечер, начавшийся с минуты молчания, все-таки состоялся.

Похоронен А. П. Маресьев на Новодевичьем кладбище в Москве. 23 февраля 2005 года на его могиле был установлен памятник. А 20 мая 2006 года в 90-й день рождения легендарного аса военных лет на его родине – в городе Камышине в торжественной обстановке был открыт бронзовый памятник.

Автором памятника стал заслуженный художник России, скульптор С. Щербаков.

Подвиг мужества, героизма, необыкновенная сила воли и упорство, проявленные в годы войны простым парнем из обыкновенной рабочей семьи служат неоспоримым доказательством возможности преодоления самых тяжелых трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/famous-person/maresev-aleksei-petrovich

Ссылка на основную публикацию