Марина михайловна раскова

Марина Раскова: биография, подвиг, награды :

Герой Советского Союза, майор Красной Армии Марина Михайловна Раскова трагически погибла 4 января 1943 года. Она командовала 587-м бомбардировочным полком и мастерски ориентировалась в воздушном пространстве, но сложные метеоусловия поставили крест на жизни талантливой летчицы.

Биографические сведения

В семье учителя вокала 28 марта 1912 года появилась на свет прелестная малышка Марина. Ее папа Михаил Малинин работал артистом оперы и антрепренером, а мать Анна Спиридонова была учительницей. Девочка радовала учителей и родителей блестящими вокальными талантами, все прочили ей карьеру оперной певицы.

Поэтому кроме средней школы она занималась на детском отделении консерватории. Но мечтам не суждено было сбыться, они разбились о непоправимую трагедию, которая оборвала жизнь главы семейства.

Марина Раскова приняла решение пойти зарабатывать, чтобы помочь матери материально, а также поднять на ноги младшего брата.

Девушка недолго думала, куда попроситься на работу, ведь совсем рядом с домом находился Бутырский химический завод. Именно там для нее нашлось место лаборантки, хотя вначале такая должность не вызвала у нее ничего, кроме разочарования.

На заводе ее внимание привлек молодой инженер Сергей Иванович Расков, и вскоре Марина вышла за него замуж. Произошло знаменательное событие весной 1929 года, спустя год у них родилась дочь Татьяна. Чтобы ухаживать за ребенком, Раскова на год оставила работу.

Ее семейная жизнь дальше не заладилась — брак распался в 1935 году.

Перемена деятельности

Девушка бросает поднадоевшую профессию, чтобы переучиться на чертежницу. С 1932 года она начинает деятельность в аэронавигационной лаборатории.

Перед ней каждый день открывалось все новое и интересное — жизнь обрела смысл среди приборов со сложными названиями: манометрами, секстантами и аэротермометрами.

Вначале Марина опешила перед изобилием сложных технических терминов, но вскоре быстро разобралась в их назначении. Ведь работа обязывала ее находиться среди слушателей академии на лекциях и практических занятиях.

Первая женщина-штурман

В 1930-е годы в СССР многие молодые люди грезили о летном деле. Марина Михайловна тоже заинтересовалась аэронавигацией, но никто даже не мог предположить, что девушка станет отважным военным летчиком.

Марина Раскова упорно шла к цели и прочла массу книг о мастерстве штурманов. Для осуществления мечты понадобилось пополнять пробелы в знаниях по физике, астрономии, высшей математике.

Дополнительно она изучила от корки до корки радиотехнику, метеорологию и сопутствующие науки.

Преподаватель академии Александр Васильевич Беляков заметил рвение сотрудницы, стал помогать осваивать трудные термины.

Раскова Марина без протекции своего учителя, только полагаясь на багаж знаний, безупречно сдала выпускные экзамены в Ленинградском институте Гражданского Воздушного Флота.

В советской авиации она стала первой женщиной-штурманом, а дополнительно проводила и трудную исследовательскую работу.

Дипломная аэрофотосъемка

Для защиты дипломной работы Марине Михайловне нужно было провести аэрофотосъемку для описания авиалинии Одесса-Батуми. Инженеры срочно нуждались в описании условий местности, чтобы составить детальный объем работ. Марина Раскова проводила фотосъемку в трудных условиях: летала по 7 часов ежедневно, даже в штормовую погоду.

Летчица сделала детальное описание крымского и кавказского побережья, а также акватории Азовского моря. Ее дипломную работу посчитали блестящей, поэтому после экзаменов она получила ответственную должность – инструктор аэронавигационной лаборатории. Дополнительно в стенах альма-матер она успешно преподавала штурманское дело.

Преподавательская работа

Марина Михайловна Раскова завсегда строгая и требовательная проводила лекции для старших офицеров. Она учила закаленных военных основам летной грамоты и тактике воздушного боя.

Кроме того, она проводила практические занятия, где могла за один вылет сделать около пятидесяти заходов на ориентир на самолете «ТБ-3».

Сам начальник академии вызвал Раскову и задал вопрос, какую награду желает получить за успешную подготовку штурманов. Девушка ответила, что хочет научиться управлять самолетом.

Участие в первомайских парадах

Марина Михайловна Раскова поступила в Центральный аэроклуб в Тушино, а в 1935 году успешно завершила обучение.

Школа пилотов подняла девушку к новым свершениям: теперь она стала заниматься подготовкой первомайских воздушных парадов.

Марина Раскова — летчица, которая не только рассчитывала в точности траекторию полета каждой машины, но и сама летела впереди парадной колонны на флагманском самолете.

Марина Михайловна была известной личностью в Москве: на нее равнялись юные комсомолки, о ней пестрели статьи в газетах. Ее пригласили работать консультантом в НКВД, а немного позже она стала уполномоченным лицом при особом отделе. Раскова принимала участие в дальних перелетах, ставила мировые рекорды. За заслуги была награждена орденом Ленина.

Подвиг летчицы

В сентябре 1938 года население наблюдало за судьбой самолета «Родина», производившего беспосадочный перелет по рейсу Москва – Дальний Восток. В его составе значились: Гризодубова, Раскова, Осипенко.

За некоторое время до полета они составили рапорт для Сталина, где пообещали принести новую победу для Родины. Но перелет с самого начала не задался.

Впоследствии оказалось, что Гризодубова ошиблась при расчете высоты полета.

После старта прошло 9 часов, и связь с летчицами прервалась. В это время девушки боролись за выживание в таежных условиях. Нельзя рассчитывать на благоприятные погодные условия при длительных перелетах, но экипаж «Родины» готов был противостоять циклонам и повышенной облачности.

Перед Уралом крылья самолета покрылись льдом, а машину стало трясти. Чтобы избежать болтанки, летчицы решили вести самолет над облаками. До наступления утра летели на высоте 7500 метров. Передаточная и приемная радиостанции перестали исправно работать, связь с землей была потеряна. Вблизи уже виднелась Маньчжурская граница, но запас бензина стал стремительно заканчиваться.

Гризодубова отдала приказ Расковой прыгать с парашютом. Марине не хотелось совершать прыжок, но ослушаться приказа девушка не могла. Она взяла револьвер, карманный нож, компас, коробочку мятных лепешек, шоколадку и решительно выпрыгнула в пустоту.

Парашют завис на пихтовых ветках, а летчица повисла в пяти метрах над землей. Она перерезала стропы и опустилась на твердую поверхность. Девушка увидела, как над ее головой пролетает самолет.

Моторы уже отказали, только выла сирена, предупреждающая о необходимости выпустить шасси. Наступила тишина, вскоре прерываемая тремя звуками выстрела.

Летчица по компасу засекла направление звуков, но позже оказалось, что она пошла в направления эха.

Пробираться сквозь бурелом было очень сложно: сучья норовили разорвать меховой костюм, поэтому приходилось ползком преодолевать препятствия. Спустя пять суток показалась густая марь, покрытая травой. Марина Михайловна попыталась переходить с кочки на кочку, но провалилась по пояс, а после по горло.

Звать на помощь бессмысленно, пришлось срочно придумывать, как выбраться из ледяной воды. Она вспомнила о фильме, в котором героиня воспользовалась палкой, и попыталась повторить трюк. Она поместила палку промеж кочек и осторожно подтянулась на ней. Неожиданно ей это удалось. Продрогшая и мокрая, но живая.

Она решила передохнуть и обсушиться.

Раскова провела одна в тайге 10 дней, хотя Гризодубову с Осипенко быстро нашли. На исходе сил Марина увидела самолеты и услышала звуки выстрелов. Она, опиралась на палку, самостоятельно вышла к людям.

При розыске женского экипажа разбились два поисковых самолета, но про смерть 16 человек сталинская пресса от публики утаила. Трупы лежали возле разбитых самолетов, их даже не спешили похоронить.

А героинь перелета в Москве встречал сам Сталин. О том, что перелет закончился провалом, быстро забыли. Страна рукоплескала Гризодубовой, Осипенко и Расковой, получивших звание Героев Советского Союза.

Марина Раскова, подвиг которой достойный уважения, недолгое время провела в больнице, где успела написать книгу «Записки штурмана». Впереди ее ожидали пылающие военные фронты.

Читайте также:  Маршал тухачевский михаил николаевич

Женская боевая часть

В октябре 1941 года вплотную к Москве наступает фронт. Родина испытывает дефицит в опытных летчиках. Поэтому Марина Раскова, Герой Советского Союза, обращается к руководству ВВС с новшеством – создать женский авиационный полк.

Раскову забросали письмами выпускницы летных училищ и обычные комсомолки с просьбой позволить бить врага под ее командованием. Вскоре полк был создан, хотя командование получила летчица капитан Бершанская. Раскова продолжает работу по формированию еще двух женских полков.

Проводились летные учения по 14 часов, кроме того, использовалась практика регулярных ночных вылетов.

Марина Михайловна Раскова, биография которой достойна внимания каждого, занималась созданием 586-го, 587-го и 588-го полков. Майор непосредственно командовала 587-м бомбардировочным полком.

Сама она исполнила много вылетов и участвовала в опасных заданиях. Марине Михайловне не суждено было встретить победу, она погибла до окончания войны.

Память о ее героизме до сих пор живет в сердцах потомков.

Последний вылет Расковой

Марина Михайловна просила для подопечных новые боевые самолеты, чтобы эффективнее отражать налеты противника. Ее просьбу удовлетворили, что тогда считалось невиданным кредитом доверия. Кабинетная победа стала последней для летчицы. Гибель Марина Расковой произошла 4 января 1942 года. При попытке передислокации на фронт ее самолет попал в пургу и разбился. Весь экипаж погиб.

Марина Раскова: память

В память об отважной летчице ее именем названы:

  • 125-й Гвардейский бомбардировочный полк.
  • Тамбовское высшее военное авиационное училище.
  • Улицы в Казани, Москве, Владивостоке, Тюмени, Саранске и прочих городах нашей страны.
  • Ее имя носили и два судна.

Марина Раскова: награды легендарной летчицы

В ноябре 1938 года штурман Раскова получает звание Героя Советского Союза. Также в ее активе значатся награждение орденом Ленина (дважды) и Отечественной войны 1-й степени, знаком «Заслуженный сотрудник НКВД», медалью «Золотая звезда».

Прах легендарной летчицы покоится на Красной площади возле Кремлевской стены, а ее героические подвиги стали примером для подражания.

Источник: https://www.syl.ru/article/308584/marina-raskova-biografiya-podvig-nagradyi

Марина Раскова. Как она стала великой летчицей?

…В 1941 году мой папа, имевший военную специальность «штурман дальней авиации», был направлен служить преподавателем в Энгельсское авиационное училище летчиков.

Именно там формировались знаменитые женские авиационные полки. Вот мой папа и преподавал этим девчонкам азы тактики воздушного боя и навыки штурманского искусства в боевых условиях.

С раннего детства в моей памяти застряли эти имя и фамилия — Марина Раскова…

Кем же была Марина Раскова, что ее именем — а это редчайший случай — названы только в Москве площадь, улица и переулок. Причем не как в случае с Лениным, где использованы и отчество, и фамилия, и политический псевдоним, нет, у Расковой все проще, все три объекта так и называются — «Марины Расковой».

Родилась Марина в Москве 28 марта 1912 года в семье учителя пения. Она и сама хорошо пела, училась одновременно в средней школе и на детском отделении консерватории, и ей прочили будущее оперной певицы. Но жизнь изменилась, умер отец, и Расковой после окончания девятого класса пришлось пойти работать, чтобы помочь матери поставить на ноги младшего брата.

Неподалеку от их дома находился Бутырский химический завод, куда и пошла работать шестнадцатилетняя девочка. Через год с небольшим место работы переменилось, она устроилась в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии имени Жуковского.

Причем произошло это не потому, что она любила авиацию, просто это оказалось еще ближе к дому, да и работа была полегче. Вскоре ей поручили демонстрировать слушателям аэронавигационные приборы. Марине пришлось усесться за учебники. Неожиданно ей это понравилось, и она всерьез увлеклась аэронавигацией.

Она упорно овладевала новой специальностью и в 1934 году окончила Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота по специальности «штурман».

Ее дипломной работой было проведение аэрофотосъемки для подготовки описания прокладываемой на юге страны новой авиалинии — Одесса-Батуми. Работа была признана выполненной на «отлично», и бывшая студентка стала преподавателем штурманского дела в родной академии. Было ей в то время 22 года.

Любопытная информация имеется в ряде источников. Якобы Раскову вызвал начальник академии и спросил, чем бы она хотела быть награжденной за успехи в учебе? По существующей легенде она попросила, чтобы ей предоставили возможность научиться управлять самолетом. Просьбу удовлетворили, она поступила в Центральный аэроклуб Осоавиахима в Тушине, который успешно закончила в 1935 году.

Последовало ответственное поручение: подготовка Первомайских воздушных полетов в Москве. Раскова не только рассчитывала маршруты для каждого самолета, чтобы стянуть их в одну парадную колонну, но и лично на флагманском самолете вела за собой весь строй самолетов.

Вскоре она стала участвовать в популярных в то время дальних перелетах, ставила мировые рекорды, за что и была награждена орденом Ленина.

В 1938 году она была призвана в армию и стала первой в стране женщиной-штурманом в военной авиации. Этот год стал пиком ее славы: женский экипаж в составе Осипенко, Гризодубовой и Расковой совершил беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина».

Топлива немного не хватило, и «Родина» через 26 с половиной часов полета, пролетев более 6 тысяч километров, совершила вынужденную посадку. Через 5 дней самолет был найден, а Марина Раскова вышла к людям лишь на десятые сутки.

2 ноября 1938 года эти смелые летчицы были удостоены званий Героя Советского Союза.

Наступил октябрь 1941 года. Фронт приближался к Москве. В стране не хватало летчиков. И вот к руководству ВВС страны обратилась майор Раскова с неожиданным предложением — создать отдельный женский авиационный полк:

 — Я уверена, что девушки будут хорошо воевать, — утверждала она.

И вот со всей страны начали поступать заявления от выпускниц аэроклубов и летных школ. Первый полк был сформирован, он был на 100% женским — от летчиц до техников и механиков. Командовать полком поручили опытной летчице капитану Бершанской, а Раскова продолжала заниматься организационными вопросами, и вскоре таким же образом были сформированы еще два женских полка.

Три месяца упорного, напряженного труда, занятия по 12−14 часов; дневные, а затем ночные вылеты… И вот курс обучения, на который в мирное время отводилось 3 года, окончен.

Первое детище майора Расковой — ночной женский полк — был передислоцирован на фронт.

Экипажи еще двух женских полков — бомбардировочного и истребительного — тоже закончили обучение, но… И тут надо вернуться к началу статьи.

Несколько слов о том, каким она была командиром. Известно ее знаменитое изречение:

— Для того, чтобы хорошо командовать, нужно самой хорошо летать и, конечно, в совершенстве знать машины, на которых летают твои подчиненные.

По-видимому, она относилась к тому типу женщин, которых позднее назовут феминистками. Коротко по-мужски стриженная, подтянутая, в летном комбинезоне, она производила скорее впечатление мужчины, нежели женщины.

Да и работу она себе выбрала далеко не женскую, а уж отдельные ее поступки в качестве командира женскими никак не назовешь.

Так, по воспоминаниям моего отца, она лично расстреляла двух техников-мужчин, которые, доставляя горюче-смазочные материалы, выпили немного спирта, что заливался в системы самолетов.

 — Вы не спирт пили, вы кровь наших солдат пили, — завершила она свое выступление перед строем.

В пятидесятые годы 2 мая в сквере перед Большим театром собиралось большое количество женщин с орденами и медалями на платьях.

Это были летчицы из 46-го Гвардейского ночного легкобомбардировочного авиационного полка, знаменитые «ночные ведьмы», которых так боялись гитлеровцы на фронте, а также из 125-го Гвардейского бомбардировочного полка и 586-го истребительного.

Мы с папой долгое время ходили на эти встречи, и я слушал рассказы этих женщин, в которых имя Марины Расковой звучало чаще других.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/67184/

Раскова Марина Михайловна — Герой Советского Союза

Марина Раскова родилась 28 марта 1912 года в городе Москва. Отец — Малинин Михаил Дмитриевич — артист оперы и антрепренёр, вокальный педагог. Мать — Анна Спиридоновна — с 1905 года по 1932 год работала учителем средней школы в городах Торжке, Вязьме и Москве. После выхода на пенсию жила в семье Марины.

Читайте также:  Клепинин григорий захарович

     Воспитывалась с братом Романом, будущим радиоинженером. Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода.

В апреле 1929 года вышла замуж за инженера этого же завода Сергея Ивановича Раскова и прервала работу до октября 1931 года вследствие рождения дочери Татьяны.

С 1932 года — лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

     В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-лётнаба.

     В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

     В 1938 году 24-25 сентября на самолёте АНТ-37 «Родина» совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток протяжённостью 6450 км. При вынужденной посадке по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

     За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

     В Красной Армии с 1938 года. Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 года — феврале 1939 года — штатный консультант, затем уполномоченный Особого отдела ГУГБ НКВД СССР, с февраля до марта 1941 года — в особом отделе 3-го (авиационного) Управления НКО СССР, старший лейтенант госбезопасности. Жила в Москве.

     Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые стремились попасть на фронт, чтобы изгнать захватчиков с территории своей Родины.

     В конце октября 1941 года с одобрения Ставки ВГК и с поддержкой ЦК ВЛКСМ в городе Энгельс на Волге она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного бомбардировочного, которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы». Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бап.

     Во время войны 587-й бап был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк; 588 бап был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк.

     Марина Михайловна Раскова 4 января 1943 года погибла в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования.

     После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Источник: https://ruspekh.ru/events/item/raskova-marina-mikhajlovna

Раскова Марина Михайловна

Имя этой удивительной женщины увековечено в названиях улиц и площадей, теплоходов ,военных училищ. О подвигах советской летчицы написаны книги и созданы кинофильмы. Чем же заслужила такое внимание москвичка Марина Раскова?

Детство и юность Марины не предвещали героического будущего. Отец мечтал увидеть свою дочь на сцене театра, исполняющей оперные арии. Музыкальный талант у девочки действительно был, она училась в детском отделении консерватории. Но судьба Марины сложилась иначе.

После смерти отца Марина, окончив среднюю школу, сначала стала работать на Бутырском химическом заводе, а потом поступила чертёжницей в аэронавигационную лабораторию Военно — Воздушной академии имени Жуковского.

Здесь она впервые непосредственно соприкоснулась с авиацией, работая со сложными приборами. Она засела за книги, прочитала всё, что было написано в ту пору о штурманском деле, и поняла, что штурману нужны разносторонние знания.

Пришлось начать изучение высшей математики, физики, радиотехники, электротехники, топографии, астрономии, метеорологии и других наук.

Александр Васильевич Беляков обратил внимание на любознательную помощницу и начал помогать ей в учёбе.

Марина Михайловна окончила Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота.Марина Раскова стала первой женщиной — штурманом в нашей военной авиации. В 1935 году она окончила школу пилотов Центрального аэроклуба Осоавиахима.

Штурман Раскова участвовала в подготовке нескольких Первомайских воздушных парадов. Это очень сложное дело.

Нужно рассчитать с точностью до сокунды, когда поднять с различных аэродромов множество воздушных кораблей, стянуть их в одну точку, построить в парадную колонну и провести чётким строем над Красной площадью.

Обычно во время парадов она летала на флагманском корабле и шла впереди всей воздушной армады.

Раскова Марина Михайловна

Уже в 1937 году в качестве штурмана Марина Михайловна участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12.

24 — 25 Сентября 1938 года штурман Капитан М. М. Раскова вместе с В. Гризодубовой и П. Осипенко совершила беспосадочный перелёт на самолёте «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток ( Комсомольск — на — Амуре ). И снова в сложней трагической ситуации Марина Михайловна проявила удивительную силу воли, смелость, решительность и терпение.

Однако, из- за сложных метеорологических условий самолет пришлось посадить в тайге, а Марине Михайловне покинуть самолет перед посадкой. Парашют отнесло за несколько километров от места посадки. 10 дней одна в тайге. 2 плитки шоколада и найденные грибы и ягоды не дали умереть с голоду, а хозяева тайги медведи на счастье не тронули летчицу.

2 Ноября 1938 года Марина Михайловна Раскова удостоена звания Героя Советского Союза.

Раскова Марина Михайловна

«Родина» находилась в воздухе 26 часов 29 минут. Как позднее было определено, самолёт прошёл по прямой 5908,61 километра. Женский международный рекорд на дальность полёта по прямой, принадлежавший француженке Дюпейрон, был побит более чем на 1500 километров. Одновременно был завоеван и другой женский рекорд на дальность полёта без посадки по ломаной линии.

Полина Осипенко Валентина Гризодубова и Марина Раскова (слева направо) у самолета «Родина»

Самые сложные испытания были впереди. Наступил грозный 1941 год. В Октябре 1941 года, когда фронт приближался к Москве, в коридоре управлении Военно — Воздушиых Сил появилась Герой Советского Союза Майор Раскова. Она решила сформировать для фронта отдельную женскую авиационную часть.

Марина Раскова и Полина Оспиенко

Раскова разыскивала по всей стране воспитанниц аэроклубов и лётных школ Гражданской авиации. Когда узнали, что создается женская лётная часть, Раскову стали осаждать девушки — комсомолки из вузов, старших классов средних школ, с фабрик, заводов, из различных учреждений.

У многих из них не было никакой авиационной специальности, но было горячее желанно защищать родную страну. И в некоторых случаях этого было достаточно. Из них стали готовить техников и вооруженцев. Наконец первый в мире женский лётный полк был сформирован.

В составе его были только женщины — от командира до обслуживающего персонала.

В маленьком городке на Волге за 3 месяца упорного, напряжённого труда, тревог, бессонных ночей был пройден курс учёбы, на который в мирное время полагалось 3 года. Ночной лёгкобомбардировочный полк был готов к отправке на фронт.

Марине Расковой не суждено было повести в первый бой своих питомцев. Ей было поручено формировать новый женский полк, на этот раз скоростных бомбардировщиков. И она отбыла на завод, где должны были получить самолёты Пе-2. Каждый день, рискуя собой, она поднималась в воздух на новых бомбардировщиках.

Читайте также:  Мебель для руководителя компании

«Для того чтобы хорошо командовать, — говорила Раскова, — нужно самой хорошо летать и, конечно, в совершенстве знать машины, на которых летают твои подчинённые». А вскоре вся страна узнала печальную весть: вылетев во главе нового полка к месту дислокации, самолёт Расковой в сложных метеоусловиях потерпел аварию и весь экипаж погиб…

Кроме её первенца, ставшего к концу войны 46-м Гвардейским Краснознамённым Таманским ордена Суворова 3-й степени ночным лёгкобомбардировочным авиационным полком, на фронтах успешно сражались ещё две женские авиационные части: 125-й Гвардейский бомбардировочный полк и 586-й истребительный. Дело, начатое Мариной Михайловной, успешно продолжили ее соратницы и ученицы.

Источник: http://olymp.aviaschool.net/lsra-xml/creator/debug/units/unit36.html

Марина Михайловна Раскова

28 марта 1912 года родилась Марина Михайловна Раскова — советская лётчица-штурман, майор; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза (1938).

Раскова (до 1929 года — Малинина) Марина Михайловна — советская лётчица-штурман, капитан; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза.

Родилась 15 (28) марта 1912 года в Москве. Русская. Из семьи педагогов.

Окончила школу-девятилетку в Москве в 1928 году. Училась в Московской консерватории. С 1928 года работала практиканткой, затем химик-лаборант-аналитик в лаборатории анилинокрасочного завода “Анилтрест”. 

С октября 1931 года – лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, одновременно в 1931-1932 годах училась на заочном факультете Ленинградского авиационного учебного комбината по специальности “аэронавигация”.

В 1933 году — штурман Черноморской аэрографической экспедиции. С января 1934 года работала в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом.

В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе в Тушино. 

В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году – в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир – В.С.

Гризодубова, второй пилот – П.Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва–Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой – 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток.

В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль “Золотая Звезда” № 106.

С февраля 1937 года проходила службу в органах НКВД СССР: – штатный консультант, с февраля 1939 года — уполномоченный особого отдела НКВД, позже – в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР. Имела специальное звание “старший лейтенант госбезопасности”. Член ВКП(б) с 1940 года. Жила в городе-герое Москве.

С началом Великой Отечественной войны приступила к организации женских авиационных полков, в октябре 1941 года добилась издания соответствующего постановления Государственного Комитета обороны СССР. С 1942 года — командир 587-го женского бомбардировочного авиационного полка на самолётах Пе-2. Отправила две эскадрильи на фронт под Сталинград.

Майор Раскова М.М. погибла в авиакатастрофе 4 января 1943 года при перелёте в сложных метеоусловиях на фронт во главе третьей эскадрильи полка. Прах захоронен в Москве, на Красной площади в Кремлёвской стене.

Майор (1942). Награждена двумя орденами Ленина (оба в 1938), орденом Отечественной войны 1-й степени (30.09.1944, посмертно), знаком “Заслуженный работник НКВД” (1940).

Имя М.М. Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, где установлен бюст Героини.

Её именем названы улица, площадь и переулок в Москве (в Северном округе), улицы во многих городах бывшего СССР. Имя “Марина Раскова” носили два судна.

Первый — бывший американский «Ironclad» погиб в 1944 году в Карском море. Второй — речной теплоход, построеный в Венгрии в 1964 году, ходил по Волге, списан в 1998 году.

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=32941

Раскова, Марина Михайловна

Марина Михайловна Раскова

Марина Михайловна Раскова (в девичестве Малинина) (28 марта 1912, Москва — 4 января 1943, Саратовская область) — советская лётчица-штурман, майор; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза (1938).

Биография

Родилась 28 марта 1912 года в Москве.

Отец — Малинин Михаил Дмитриевич, артист оперы (баритон) и антрепренёр, вокальный педагог, умер в Москве в октябре 1919 года вследствие несчастного случая в возрасте 67 лет (был сбит мотоциклом).

Мать — Анна Спиридоновна (в девичестве Любатович[1]) — с 1905 года по 1932 год работала учителем средней школы в городах Торжке, Вязьме и Москве. После выхода на пенсию жила в семье Марины.

Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. В апреле 1929 года вышла замуж за инженера этого же завода Сергея Ивановича Раскова и прервала работу до октября 1931 года вследствие рождения дочери Татьяны (с мужем развелась в октябре 1935 года).

С 1932 года — лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е.

Жуковского в должности инструктора-летнаба.

В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова, второй пилот — П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км).

При вынужденной посадке по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток.

В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

В Красной Армии с 1938 года. Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 года — феврале 1939 года — штатный консультант, затем уполномоченный особого отдела НКВД, позже — в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности. Жила в Москве.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые стремились попасть на фронт, чтобы изгнать захватчиков с территории своей Родины.

В конце октября 1941 года с одобрения Ставки ВГК (Приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41) и с поддержкой ЦК ВЛКСМ в г.

Энгельс на Волге она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы». Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бап.

Источник: http://vv-travel.ru/warticle/raskova-marina-mihaylovna

Ссылка на основную публикацию