Покрышкин александр иванович

Покрышкин Александр Иванович. Истребители. Герои неба

Выполнил свыше 550 боевых вылетов, провел более 100 воздушных боев, в которых одержал, согласно архивным документам, 52 победы (по литературным данным – 59 побед) над вражескими самолетами.

Родился 19 марта 1913 г в Новониколаевске (ныне в черте Новосибирска) в семье фабричного рабочего.

В 12 лет увлекся авиацией, а в 15 лет, после окончания семилетней школы, пошёл работать на стройку, затем учился в местном техническом училище, получив квалификацию авиационного механика.

В период службы в Красной Армии окончил Пермскую авиационную школу авиатехников. Два года обучался полетам в Краснодарском аэроклубе, а в 1939 г. окончил Качинскую лётную школу и был направлен в 55-й иап.

Кем был

Принял бой 22 июня 1941 г. на границе с Румынией. В составе 55-го иап выполнил за первые полгода свыше 300 боевых вылетов на МиГ-3, большинство из которых на разведку. 7 марта 1942 г. полк за успехи преобразовали в 16-й гвардейский, а Покрышкин имел на счету семь воздушных побед (лично и в группе), два раза был сбит сам.

В это время он приступил к разработке новой тактики истребительной авиации, которую развивал все последующие годы войны. После переучивания на американский истребитель Р-39 «Аэрокобра», провел на Кубани немало решительных и результативных боев, принесших ему заслуженные почет, славу, боевые награды. Весной 1944 г.

подполковника Покрышкина назначили командиром 9-й гвардейской иад, с летчиками которой он встретил Победу. После войны служил в войсках ПВО страны, командовал различными авиационными соединениями. Окончил в 1948 г. Военную академию им. М.В. Фрунзе, а в 1957 г. – Военную академию Генерального штаба. В 1961-1968 гг.

командовал 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. В 1968-1972 гг. — заместитель Главкома войск ПВО страны, затем почти 10 лет возглавлял ДОСААФ.

Чем знаменит

Первый в Советском Союзе трижды удостоенный высшего знака отличия – «Золотой Звезды» Героя. Летчик-новатор, внесший огромный вклад в развитие тактики советской истребительной авиации, личным примером воспитавший целую плеяду блестящих учеников, ставших результативными асами. Написал пять книг, вышедших большими тиражами.

Места сражений

Районами наиболее ожесточенных боев Покрышкина и всего 16-го гвардейского иап в 1943 г. стали Кубань, реки Миус, Молочная, низовье Днепра.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Поистине звёздной стала для Покрышкина весна 1943 г., когда развернулось воздушное сражение на Кубани.

Здесь он часто и с неизменным успехом водил группы, проявив недюжинные организаторские способности в борьбе с сильным врагом, перешел к использованию рассредоточенного боевого порядка, известного как «кубанская этажерка», отработал вопросы ухода из-под атак противника, управления строем самолетов с земли и др.

Обстоятельства смерти

Скончался 13 ноября 1985 г. в Москве в возрасте 72 лет.

Государственные награды

Трижды Герой Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, четырьмя Красного Знамени, дважды Суворова 2 степени, дважды Красной Звезды, орденами Отечественной войны 1 степени, Октябрьской Революции, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени и иностранными наградами. Улицы Покрышкина есть в Москве, Новосибирске, Новокузнецке, Калининграде, Краснодаре. Его имя носит малая планета № 3348, остров на Дальнем Востоке.

Источник: http://nebo.histrf.ru/pokryishkin.html

Покрышкин Александр Иванович

Покрышкин Александр Иванович — лётчик-истребитель; первый трижды Герой Советского Союза.Родился 6 (19) марта 1913 года* в городе Новониколаевск (ныне — Новосибирск) в семье рабочего. Русский. В 1928 году окончил 7 классов школы. С января 1923 года работал кровельщиком в артелях строителей.

Окончил школу-семилетку в 1928 году и школу ФЗУ при заводе «Сибкомбайн» в 1932 году. Работал слесарем-лекальщиком на заводе. В РККА с июня 1932 года. В 1933 году окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, в 1934 — Ленинградскую военно-теоретическию авиашколу.

С декабря 1934 года служил техником звена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар). Одновременно учился в Краснодарском аэроклубе. Написал 40 рапортов командирам, начальнику ВВС, наркому обороны. В ноябре 1938 года всё-таки добился своего — был направлен в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф.

Мясникова, которую с отличием окончил в 1939 году.С декабря 1939 года — младший лётчик 55-го истребительного авиационного полка ВВС Одесского военного округа. Одним из первых в полку освоил истребитель МиГ-3. Вскоре стал командиром звена. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня.Член КПСС с 1942 года.

В первом боевом вылете по ошибке сбил советский бомбардировщик «Су-2», пилотируемый командиром эскадрильи 211-го бомбардировочного авиационного полка М.И. Гудзенко. Этот случай ему потом долго будут припоминать и начальство, и особисты. 23 июня в воздушном бою с 5-ю «Me-109» в районе реки Прут сбил одного из них, но и сам был подбит.

С большим трудом дотянул до своего аэродрома и совершил посадку. Летом 1941 года в боях на Южном фронте сбил несколько самолётов противника, но из-за уничтожения полковых документов они не были ему засчитаны. В ноябре 1941 года старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи того же полка.

В начале 1942 года полк был переведён в тыл в Заказвказье. В числе других лётчиков освоил самолёт P-39 «Аэрокобра», даже перегонял эти самолёты из Ирана. На фронт попал снова только весной 1943 года.

Особо отличился во время воздушного сражения на Кубани в апреле — июне 1943 года. Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, манёвр, огонь».

Командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан Покрышкин А.И.

12 апреля в воздушном бою в районе станицы Крымской прямо на глазах командующего 4 ВА генерала К.А.Вершинина сбил 4 Me-109. В этот же день сбил ещё 3 самолёта. Всего к июню 1943 года совершил 354 боевых вылетов, провёл 54 воздушных боя, сбил 13 самолётов врага лично и 6 — в группе.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года гвардии капитану Александру Ивановичу Покрышкину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К августу 1943 года командир эскадрильи полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии майор А.И. Покрышкин совершил 455 боевых вылетов, сбил 30 лично самолётов противника.

За выдающиеся подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками гвардии майору Покрышкину Алекандру Ивановичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

Позже участвовал в боях над Чёрным морем и над Днепром.

Покрышкин был автором многих новых тактических приёмов истребителей. Всегда с собой носил альбом, в котором рисовал схемы воздушных боёв (ныне хранится в Центральном музее Вооружённых Сил).

Одним из первых стал практиковать «свободную охоту». Сам он отлично пилотировал, досконально знал конструкцию самолёта (бывший техник!). Его тактику и боевые приёмы распространили затем на всех фронтах. В феврале 1944 года его вызвал в Москву командующий ВВС А.А.

Новиков и предложил занять должность начальника авиашколы, но Покрышкин отказался и вернулся на фронт.

С марта 1944 года — командир 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (той же дивизии, 7-й истребительный авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт). Гвардии подполковник Покрышкин А.И.

к маю 1944 года совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил лично 53 самолёта противника. С мая 1944 года — командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. На «Аэрокобре» P-39N с бортовым № 100 участвовал в боях над Прутом и Яссами, в Львовско-Сандомирской операции.

«За образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии полковнику Александру Ивановичу Покрышкину присвоено звание трижды Героя Советского Союза с вручением третьей медали «Золотая Звезда».

Он стал первым трижды Героем Советского Союза!

Командуя дивизией, освобождал Польшу, Румынию, участвовал в Берлинской наступательной операции. Войну закончил в Чехословакии (последний бой провёл 9 мая 1945 года над Прагой).

Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 59 (по неофициальным данным 75) и в группе 6 самолётов противника.

Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя 1-го Украинского фронта.

После войны продолжил службу в Вооружённых Силах. В июне 1945 года был направлен на учёбу. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. С января 1949 года — заместитель командира 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО. С июня 1951 года — командир 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО (Ржев). С января 1956 года — вновь на учёбе.

В 1957 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С января 1958 года — начальник истребительной авиации Северо-Кавказской армии ПВО. С августа 1959 года — командующий Киевской (с 1961 — 8-й отдельной) армией Войск ПВО страны, одновременно в 1961-1968 годах — заместитель командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.

С июля 1968 года — заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С августа 1971 года — председатель ЦК ДОСААФ СССР. С ноября 1981 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Кандидат военных наук (1969). Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов (1946-1984).

В 1979-1984 годах — член Президиума Верховного Совета СССР.

Автор книг:

Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=402

Александр Иванович Покрышкин — первый трижды герой СССР. Лично сбил 59 вражеских самолётов

Имя Александра Ивановича Покрышкина наводило страх на немецких лётчиков. «Внимание, внимание! В небе Покрышкин!» — так предупреждали друг друга по радиостанции фашисткие лётчики.

И боялись не зря — 59 вражеских самолётов лично сбил лётчик герой Покрышкин. Для советских людей он олицетворяет беззаветную любовь к Родине, мужество и бесстрашие.

О его подвигах, о непростых взаимоотношениях с начальством и о личной жизни расскажем в данной статье.

Краткая биография Александра Ивановича Покрышкина

Город Николаевск, ныне Новосибирск. 19 марта 1913 года в семье рабочих рождается второй мальчик — Саша. Всего в семье Покрышкиных было семь детей: шесть мальчиков и одна девочка. С детства Саша был смышлёным парнишкой.

Мечту о небе у Саши Покрышкина породил агитсамолет Общества друзей воздушного флота. Это был купленный на пожертвования сибиряков «Юнкерс», который приземлялся на пустыре у военного городка.

Десятилетним мальчиком будущий ас впервые увидел так близко самолет.

«Буду делать все, но стану только летчиком!»

Закончив семилетнюю школу, Александр начинает работать на стройке, а после поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчик покинул отчий кров навсегда.

Через года заветная путевка в авиацию получена – он едет в Пермь.

Но, приехав учиться, Покрышкин узнает, что зачислен на курс авиамехаников, так как авиашкола была перепрофилирована с летного учебного заведения в авиационно-техническое.

Александр Покрышкин в 1940 году

В 1932 году зачислен в Красную Армию добровольцем. И здесь начинается его путь как лётчика. Александр пишет начальству в общей сложности 44 рапорта о том, чтобы его направили на обучение летной профессии, но ответа так и не было.

Тогда он просит разрешения быть лётчиком-наблюдателем в самолете Всеволода Севастьянова «Р-1» (разведчик-1) и ему разрешают. По сути Севастьянов становится учителем у Александра Покрышкина.  Свой первый самостоятельный полет Покрышкин совершил в аэроклубе Краснодара во время своего отпуска.

Там за 17 дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен. Начальник клуба сказал:

Дальше он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Менее, чем за один год оканчивает знаменитую Качу и получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, располагавшийся на западной границе, под Бельцами (Молдавия). Там и застало А.И. Покрышкина начало Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война

Первый вылет произошел в первый день войны 22 июня 1941 года. Тогда Александр Иванович был в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте.

В начале войны его привлекают для выполнения разведовательных полетов с указанием — «не вступать в бой». Но Покрышкин постоянно в них ввязывается, считая зазорным возвращаться на аэродром с полным боекомплектом.

 26 июня 1941 года Александр одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109.

Через некоторое время наш герой понимает, что тактика боя очень устарела и начинает делать заметки на этот счёт. Он завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырезки, схемы стали началом его науки побеждать.

(Тетрадь была сохранена будущей женой Покрышкина – Марией Кузьминичной и передана ею в Центральный музей Вооруженных Сил). В результате его кропотливой творческой работы постепенно вырабатывалась та основная формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации.

Читайте также:  Орден знак почета

 Четыре элемента входили в эту формулу: ВЫСОТА – СКОРОСТЬ – МАНЕВР – ОГОНЬ. Заслугой выдающегося летчика является то, что он одним из первых сумел объединить все необходимые составные элементы наступательного воздушного боя в единое целое.

Позже лётчик-ас Иван Кожедуб говорил, что внимательно изучая теорию Покрышкина применил её в жизнь и усовершенствовал.

Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью. Вспоминая войну, Александр Иванович говорил:

Подвиги Покрышкина

Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. И единственным — в годы войны. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.

За апрель 1943 года А. И. Покрышкин сбил 10 немецких самолётов. Тогда же и получил своё первое звание Героя Советского Союза.

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой…

Послевоенное время

После войны Александр Иванович стал слушателем основного факультета Военной Академии им. М.В. Фрунзе. А в 1948 году он ее окончил с золотой медалью.

Прошел Покрышкин и обучение в Военной Академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которую в 1957 году окончил, защитил кандидатскую диссертацию на степень кандидата военных наук, стал автором многих трудов и книг. Почти четверть века после победы Покрышкин отдал войскам ПВО.

С 1948 по 1969 год Александр Иванович служил в войсках противовоздушной обороны. Он прошел путь от полковника до генерал-полковника, занимал должности командира корпуса и армии ПВО, заместителя командующего войсками ПВО. В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации.

Личная жизнь героя

Свою жену – Мария Кузьминичну Коржук он встретил во время войны, когда навещал в санчасти раненого друга. Как вспоминал потом Покрышкин, это была любовь с первого взгляда. Эту любовь к Марии Кузьминичне он пронес через всю свою жизнь. У  семьи Покрышкиных было два ребёнка: сын и дочь.

После войны Мария Кузьминична сильно заболела и по воспоминаниям сына Александра сказала: «Мужчине труднее быть одному, чем женщине. И мне на том свете покоя не будет, если ты будешь неухоженный. Только не женись на очень молодой. Ей нужен будешь не ты, а твое положение… » «Ну как же я смогу жить без тебя? — обнял отец маму.

 — А наши дети? Да мы сделаем все, что угодно, лишь бы ты выздоровела… Даже если бы какой-то волшебник вернул мне молодость и выстроил передо мной сотню самых распрекрасных красавиц, а в самом конце поставил тебя в гимнастерке и кирзовых сапогах, какой ты была, когда мы познакомились, я выбрал бы тебя… «.

 Мария Покрышкина до конца дней своих считала, что ее исцелила любовь.

В своей жизни Александр Иванович с честью выдержал испытание «медными трубами» и сполна хлебнул горечи их обратной стороны – зависти чиновников к славе народного Героя.

Интересные факты из жизни Покрышкина

  • В  тайне от начальства во время отпуска за 17 дней осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен
  • Первый воздушный бой Полкрышкина закончился бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Хаос того первого дня во многом спас будущего аса, и он отделался лишь очень серьезным нагоняем от начальства.
  • С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключён из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
  • В феврале 1944 года получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.
  • Президент США Франклин Рузвельт восхищенно сказал о нем: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны»
  • Служивший когда-то с Покрышкиным известный летчик Константин Сухов рассказал однажды, как, будучи во время арабо-израильской войны советским военным советником по авиации в Сирии, он предлагал сирийским летчикам провести налет на позиции противника, используя определенную тактику, а они ему: нет, мы так делать не будем, Покрышкин пишет иначе! И показывали ему красиво оформленную книгу на арабском языке. Оказывается, главком сирийских ВВС на собственные деньги перевел и издал тиражом в пять тысяч экземпляров книгу Александра Ивановича «Небо войны»

Документальный фильм «Неизвестный Покрышкин. Уникальные хроники войны

Короткий видеоролик о летчике герое Александре Покрышкине

Книги Александра Ивановича Покрышкина

  • «Познать Себя в бою». А. И. Покрышкин

В книге автор много места уделяет раздумьям о развитии бойцовских качеств у летчика-истребителя – смелости, решительности, мгновенной реакции, высокой боевой выучке, преданности Родине.

Скачать книгу «Познать Себя в бою». АИ. Покрышкин

  • «Небо войны» А. И. Покрышкин

За время Великой Отечественной войны А.И. Покрышкин провел 156 воздушных боев и сбил 59 самолетов противника. Рассказывая о себе, автор старается раскрыть источники героизма летчиков, прослеживает рост их мастерства.

Скачать книгу «Небо войны» А. И. Покрышкин

Источник: https://pomnisvoih.ru/geroi-i-ih-podvigi/lyotchiki-geroi/aleksandr-ivanovich-pokryshkin.html

Александр Покрышкин: «небесный ужас» фашистов

С весны 1943 года слова «Внимание, внимание, в небе Покрышкин!», звучавшие с немецких постов оповещения, означали безотлагательную необходимость усилить осмотрительность, выйти из затяжных воздушных боев, «охотникам» — набрать высоту, молодым и неопытным летчикам — возвратиться на аэродромы.

Не будет преувеличением сказать, что эти слова – один из ярчайших знаков признания летного мастерства и храбрости Александра Ивановича Покрышкина, советского летчика-аса, одного из самых результативных пилотов-истребителей среди летчиков стран антигитлеровской коалиции.

Александр Иванович Покрышкин – первый трижды Герой Советского Союза, кавалер  шести орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, четырех орденов Красного Знамени, двух орденов Суворова II степени, ордена Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды, ордена «За службу Родине в вооруженных силах СССР». Кроме того, Покрышкин был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина» и многими другими. Был Покрышкин награжден и орденами и медалями США, ГДР, Болгарии, Вьетнама, Кубы, Монголии и других стран.

За годы Великой Отечественной войны Александр Иванович Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе. Иногда, впрочем, называют другое количество сбитых Покрышкиным самолетов, некоторые авторы уменьшают их количество, другие, напротив, несколько увеличивают.

В настоящее время привести точное число сбитых Покрышкиным самолетов не представляется возможным по ряду причин. Прежде всего, оттого, что не все сбитые самолеты в хаосе войны были должным образом задокументированы, кроме того, Покрышкин иной раз «дарил» сбитые самолеты своим ведомым.

Но, как бы там ни было, Покрышкин остается одним из самых великих летчиков-истребителей.

Началось все еще до войны. Александр Покрышкин родился в 1913 году в Новониколаевске (теперь Новосибирск), в семье рабочего. Авиацией он был увлечен с детства. После окончания школы Александр какое-то время работал на стройке, а в 1932 году пошел служить в армию.

В 1933 году Покрышкин окончил Пермскую авиационную школу, затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, и в Краснодарском аэроклубе.

В ноябре 1938 года он был направлен на учебу в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу, которую с отличием окончил в ноябре 1939 года. В звании лейтенанта А. И.

 Покрышкин был распределён на должность младшего летчика в 55 истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк в 1940-м году был передислоцирован в Молдавию, город Бельцы.

Покрышкин прошел всю войну, с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945, участвовал в оборонительных операциях в Молавии, на Донбассе, в Ростовской области, в воздушных боях на Кубани, в Крыму, воевал в составе 1-го и 2-го Украинских фронтов, участвовал в освобождении Чехословакии, брал Берлин. Кроме того, в 1943 году в составе 16-го гвардейского авиаполка летал в Иран, чтобы поручить новую технику, поставлявшуюся по ленд-лизу, в боевых условиях испытывал американские самолеты и отечественные новые типы истребителей, начиная с ЯК-1.

Впрочем, эта блестящая военная карьера могла завершиться, не начавшись. И вот почему. Свой первый самолет Александр Покрышкин сбил 22 июня 1941 года. Это был … советский самолет 211-го бомбардировочного полка — легкий бомбардировщик СУ-2. Произошла такая беда по чистому недоразумению.

Дело в том, что такие бомбардировщики появились в наших частях перед самой войной и их вид был незнаком истребителям. Вот Покрышкин по недоразумению и принял СУ-2 за вражеский самолет. Будущего аса спас хаос первого дня войны он отделался нагоняем.

К тому же пилот нашего бомбардировщика выжил после падения.

Был и еще один момент, который мог стоить Покрышкину не только карьеры, но свободы и, возможно, жизни.

Это было в 1942 году. Покрышкин тогда уже был известен, как отличный летчик, командовал эскадрильей. У него возник серьезный конфликт с командиром полка Н. В. Исаевым. Покрышкин был не просто блестщим летчиком, он был новатором и теоретиком воздушного боя. Сложившуюся к этому времени тактику он считал устаревшей и много работал над более совершенными и современными подходами.

По воспоминаниям сослуживцев, он «чертил схемы, делал расчеты, применял формулы, законы аэродинамики дозвуковых скоростей. Летчикам был широко известен его знаменитый альбом типовых атак. Его землянку называли «воздушной академией». Исаев критики устаревшей тактики советской авиации не принимал.

Серия конфликтов привела к тому, что Покрышкин был исключен из партии и снят с должности. Более того, однажды имела место стычка в офицерской столовой, на основании которой было сфабриковано целое дело против Покрышкина. Оно было направлено для рассмотрения в военный трибунал.

Бог знает, чем кончилась бы эта история, если бы не заступничество комиссара полка и вышестоящего начальства. Дело было прекращено, Покрышкину вернули партбилет и восстановили в должности.

Новаторство Покрышкина заключалось в том, что он отказался от построения боя в горизонтальной плоскости, как это было до сих пор.

К этому времени появились новые самолеты, двигатели, увеличились горизонтальные и вертикальные скорости, и возникла возможность «полезть на высоту», как говорили летчики.

Формула победы в воздушном бою от Покрышкина имела такой вид: «высота — скорость — маневр — огонь».

Вот лишь один пример применения этой формулы самим Покрышкиным.

Читайте также:  Орден победы

12 апреля 1943 года над Кубанью, патрулируя на большой высоте, гвардии капитан Покрышкин увидел две пары «мессершмиттов», которые находились выше его.

Это была излюбленная тактика немецких асов: нанести неожиданный удар в спину, и снова скрыться. Но Покрышкин резко взметнул он свой истребитель вверх.

Набрав высоту, перевалил его и с пикирования устремился в атаку. Меткая очередь — и один «мессер» пошел к земле.

Еще в момент набора высоты Покрышкин увидел, что пару наших истребителей атакует четверка «мессершмиттов». Он не стал атаковать ведомого сбитого им фашиста, а бросился на помощь товарищам.

Ударил снарядами по одному «мессеру», проскочил вниз, развернул самолет и пошел в лобовую на третий вражеский истребитель. Все в этой схватке решили секунды. Покрышки провел три результативные атаки — и каждая своеобразна. Сверху, снизу, лобовая атака — все было.

И в каждом положении он находил единственно правильное решение и мгновенно претворял его в действие.

К числу заслуг Александра Покрышкина следует отнести и тот факт. Что это ему принадлежала мысль использовать в качестве посадочной полосы шоссейные дороги. Это сыграло решающую роль в период боев на территории Германии.

После войны А.И. Покрышкин окончил военную академию им. Фрунзе, получил звание генерал-майора авиации, занимал должности в высшем командовании ПВО страны.

С января 1972 года он был председателем Центрального комитета ДОСААФ,  с ноября 1981 года — военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет.

Источник: http://russian7.ru/post/aleksandr-pokryshkin-nebesnyy-uzhas/

Бессмертный полк Москва

19 марта день рождения легендарного летчика-аса, трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина.

19 марта 1913 г. в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье фабричного рабочего родился Александр Покрышкин – первый гражданин, удостоенный звания Героя Советского Союза трижды. Отец его был выходцем из крестьян Вятской губернии.

Семья жила небогато, но Саша с самого детства много времени уделял учебе, а в 12 лет увлекся авиацией, наблюдая за полетами первых самолетов.

Добровольно вступив в Красную армию в 19 лет, он окончил две авиационные школы – Пермскую авиатехников и Качинскую военную им. Мясникова.

Встретив Великую Отечественную войну лейтенантом на западной границе 22 июня 1941 г. в составе 55-го истребительного авиационного полка, Александр Иванович прошел ее до последнего дня и закончил под Берлином и Прагой.

А 9-я гвардейская дивизия под его командованием получила почетное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам полковник Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 г.

В Параде Победы знаменитый ас и мудрый наставник молодых летчиков участвовал как знаменосец 1-го Украинского фронта.

В начале войны А. И. Покрышкин летал на МиГ-3, затем Як-1, а в марте 1943 г. переучился на американский истребитель «Аэрокобра», освоив новую, весьма сложную в пилотировании машину в совершенстве. Весна 1943 г., когда развернулось воздушное сражение на Кубани, стала поистине звездной для командира эскадрильи капитана Покрышкина.

Здесь он часто и с неизменным успехом водил группы, проявив недюжинные организаторские способности в борьбе с сильным и опытным врагом, перешел к использованию рассредоточенного боевого порядка, известного как «кубанская этажерка», учил подчиненных подходить к полю боя на скоростях, близких к максимальным, отработал вопросы наиболее безопасного ухода из-под атак противника, управления строем самолетов с земли и т. д.

В 55-м истребительном полку, ставшем 16-м гвардейским, под началом Покрышкина или вместе с ним сражались в разные годы такие известные советские асы, как дважды Герои Советского Союза А. Ф. Клубов и Г. А. Речкалов, Герои Советского Союза И. И.

Бабак, В. Е. Бондаренко, Г. Г. Голубов, Н. М. Искрин, В. П. Карпович, С. И. Лукьянов, К. Е. Селиверстов, Н. А. Старчиков, К. В. Сухов, Н. Л. Трофимов, А. И. Труд, В. И. Фадеев, А. В. Федоров, В. А.

Фигичев и многие другие сильные и результативные летчики.

По официальным данным, Александр Иванович одержал в годы войны 59 побед. В постсоветское время разгорелась горячая дискуссия относительно количества реально сбитых им неприятельских самолетов.

Одни исследователи считают, что их больше, другие высказывают противоположное мнение.

Для нас важно другое: с именем Покрышкина связаны новые современные тактические построения, наиболее прогрессивные формы боя, борьба с рутиной и косностью в наших ВВС.

Несмотря на бескомпромиссный, несгибаемый характер народного героя, дальнейшая карьера А. И. Покрышкина сложилась вполне удачно. После войны служил в войсках ПВО страны, командовал различными авиационными соединениями. Окончил в 1948 г. Военную академию им. М. В. Фрунзе, а в 1957 г. – Военную академию Генерального штаба. В 1961–1968 гг.

командовал 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. В 1968–1972 гг. – заместитель главнокомандующего войск ПВО страны, был удостоен знания маршала авиации. Затем А. И.

Покрышкин почти 10 лет возглавлял организацию ДОСААФ, активно занимаясь военно-патриотической работой практически до последних дней жизни.

Д. Б. Хазанов,
Российское военно-историческое общество

Источник: http://www.polkmoskva.ru/articles/peoples/aleksandr-ivanovich-pokryshkin/

Биография Покрышкина Александра Ивановича кратко самое главное

Во время Великой Отечественной войны в среднем пилоты успевали совершить 4 – 5 вылетов.

У Александра Покрышкина была совсем другая статистика: 650 боевых вылетов, десятки сбитых самолетов и ни одного поражения. Его называли ассом номер 1, первым по результативности.

Но в конные войны прославленному герою запретили подниматься в небо, так как нужен он был живым со своим колоссальным опытом.

В апрель 1943 года в прифронтовой станице Краснодарского края приземляется аэрокобра. Такие самолеты СССР получал по ленд-лизу из США. Из машины выпрыгивает летчик, быстро перебегает к соседней аэрокобре и через несколько секунд взлетает. Это командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного полка Александр Покрышкин.

Техники спешат осмотреть и заправить оставленный им самолет. Комэск вот-вот вернется, чтобы вновь поменять машину, и в бой. Кажется, Покрышкин – двужильный, и для него не существует понятия усталости. Он был феноменальным летчиком, совершая в день до 12 вылетов.

«Против правил», «вопреки обстоятельствам» – именно эти фразы характеризуют жизненный путь Александра Покрышкина.

Детская мечта о небе

Саше было 10 лет, когда он впервые увидел крылатую машину. Прикоснулся к дюралевым крыльям и «заболел» авиацией. Мальчику льстило, что друзья прозвали его Сашка-летчик за одержимость мечтой. Но ее достижение представлялось почти невозможным.

Покрышкины жили небогато. Отец часто пил, так что Саше пришлось после 7-го класса поступать в училище. Спустя 4 года он получил долгожданную путевку в Пермскую авиашколу. Полный надежд он приехал и узнал, что обучение летному делу закрыто, готовят только авиатехников. Это было трагедией для Александра. Он подавал более 40 рапортов о переводе в летное училище. Но получал отказ.

Кто угодно после 40 неудач опустил бы руки, но только не Александр. Осенью 1938 года во время своего отпуска за полмесяца он освоил двухгодичную программу аэроклуба и экстерном сдал экзамен, получив оценку «отлично». Так он завоевал право на мечту.

Летное училище

Один из самых счастливых моментов в жизни Александра Покрышкина случился, когда однажды ночью в его комнату в общежитии ворвались друзья авиатехники. Он сообщили ему новость о том, что он станет истребителем. Командование утвердило его рапорт. Первым же поездом Покрышкин отправился в Качинское летное училище.

Там он поразил наставников, действуя не по правилам: мог резко развернуться и сделать посадку со скольжением, когда положено уходить на второй круг; во время учебной атаки стрелял, когда давно уже нужно было отваливать в сторону.
Но результатов при этом Покрышкин добивался впечатляющих. Закончив учебу, он получил назначение в полк на границе с Румынией.

В небе войны

22 июня 1941 года на рассвете Покрышкина разбудила команда: «В воздух!» К огромному разочарованию летчика, ни одного фашиста в тот день встретить ему не довелось. Зато на второй день они с напарником оказались против пятерых. Покрышкину с трудом удалось выйти из боя. Эта победа воодушевила весь полк.

В первые месяцы войны советские ВВС несли огромные потери. Александр Покрышкин был ранен в очередной схватке с пятью фашистами так, что залил кровью всю приборную панель. Но уцелел, уйдя от врага с помощью вертикального маневра. Мессерам такое было не под силу, и Покрышкин стал настойчиво внедрять идею смелых сражений на вертикали.

Командиром эскадрильи Александр Покрышкин стал в августе 1942 года. Но его карьера едва не оборвалась на взлете. Причиной послужили непростые отношения с руководством. Вновь назначенный командир полка, обладая меньшим летным опытом, придерживался старых инструкций. А советский ас имел неосторожность выступать с критикой.

Личная жизнь

Тучи над головой Покрышкина еще не успели развеяться до конца, как он вновь попал в водоворот неожиданных событий: Александр влюбился в 20-летнюю медсестру Марию Коржок. Товарищи отговаривали Александра регистрировать скоропалительный брак. Однако, Покрышкин никогда не отступал от задуманного.

На свадьбу друзья подарили молодоженам комплект одежды для новорожденного. Сразу после регистрации брака Александру и Марии пришлось расстаться почти на 2 года. Поэтому первый ребенок, дочь Светлана, в семье Покрышкиных появился только в 1945 году.

Признание

Приемы, предложенные Покрышкиным, стали очень популярными среди летчиков. А имя советского пилота просто гремело. Но особое признание Александр Иванович получил у противника.

По официальным данным Александр Покрышкин даже среди советских летчиков не первый, а только второй, после Ивана Кожедуба. Но фашисты впадали в панику, когда в небо поднимался Покрышкин. В конце августа 1943 года гвардии майор Покрышкин был награжден второй медалью Золотая Звезда.

После вручения третьей Звезды Героя Александру Покрышкину запретили летать. Воздушных боев уже стало значительно меньше. Но Покрышкин иногда умудрялся прорваться в небо.

Александр Иванович не раз отказывался от соблазнительных должностей, но всегда думал о том, как прикрыть тех, кто рядом. Даже в беспамятстве перед смертью Покрышкин звал пилотов из своей группы, отдавал приказы и побеждал. Таким и должен быть выдающийся летчик, народный герой, легенда авиации.

Интересные факты и даты из жизни

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/pokryshkin-aleksandr-ivanovich

Александр Иванович Покрышкин

Покрышкин родился в Новониколаевске (сейчас — Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Несмотря на то, что семья имела ограниченный достаток, и район был не самый благополучный, Покрышкин с детства много времени уделял учёбе.

Увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. После этого мечта стать лётчиком никогда не покидала его. В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, несмотря на протесты отца, он покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев.

Затем добровольно ушёл в армию и был направлен в авиационную школу. Его мечта, казалось, вот-вот осуществится. К несчастью, профиль училища был внезапно изменён, и учиться пришлось на авиационных механиков. На официальные запросы о переводе на лётное отделение приходил стандартный ответ «Советская авиация нуждается в техниках».

Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы (ул. Орджоникидзе, дом 12, на пересечении с Комсомольским проспектом), он быстро рос в должности. В декабре 1934 года стал старшим авиационным механиком 74-й пехотной дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938 года.

Во время этого периода стала выявляться его творческая натура: он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

В конце концов, Покрышкин добился своего, обманув начальство: во время отпуска зимой 1938 года он прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу. Даже не упаковав чемодан, он сел на поезд. Выпустился с высшими оценками в 1939 году и в звании старшего лейтенанта был распределён в 55 истребительный полк.

Участие в Великой Отечественной Войне

Он был в Молдавии в июне 1941, близко к границе, и его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась катастрофой: он подбил советский самолёт — лёгкий бомбардировщик Су-2 211-го бомбардировочного полка. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит.

Он одержал свою первую победу над Bf-109, когда он и его ведомый проводили разведку. 3 июля, одержав ещё несколько побед, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть.

Читайте также:  Недорубов константин иосифович

Во время первых недель войны Покрышкин ясно увидел, как устарела советская военная доктрина, и начал понемногу заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ.

Ему приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного отступления. Позже он говорил:

Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью.

Зимой 1941 Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь.

Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой.

После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, он был награждён Орденом Ленина.

Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя «P-39N Аэрокобра».

Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины.

Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.

В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109.

На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109.

Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне.

В 1943 Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

В июле 1943 года Покрышкин присутствовал на Краснодарском процессе.

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить лидера. Как он понял из опыта 1941—1942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943.

В феврале 1944 Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы — управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше.

Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.

В июне 1944 Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе.

Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны. В течение 1941 года Покрышкиным были одержаны еще 15 официальных побед не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении.

Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолеты все равно пойдут в общий счет Победы.

Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) может быть значительно больше, так как в Приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения летного состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:

На совещании в Штабе Воздушной армии, которое проходило после напряженных боев на Кубани, Покрышкин выступил с критикой этого приказа:

На что командующий армией Вершинин, Константин Андреевич ответил:

Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. эти замечания были учтены:

Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счета подчиненных (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространенным явлением.

В полку, под командованием А. И. Покрышкина, служили и другие прославленные лётчики, в том числе Герой Советского Союза Н. М. Искрин.

Бортовой номер первой «Аэрокобры» был 13, на следующем самолете бортовой был трехзначный, но в качестве позывного непроизносимый, поэтому Покрышкин взял позывной ? 100. У его ведомого, Георгия Голубева был номер 55.

Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.

Послевоенная биография

После войны Покрышкина стали обходить при повышении в звании. Только после смерти Сталина он снова оказался в фаворе и был, наконец, произведён в звание генерал-майора.

Однако он никогда не занимал высших постов в авиации. Самым высоким был пост главы ДОСААФ. Покры?шкин снова подвергся остракизму за свою честность и прямоту.

Несмотря на сильное давление, он отказался прославлять Брежнева и его роль в битве за Кубань.

Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 в возрасте 72 лет. Несколькими годами ранее врачи диагностировали у Покрышкина рак. Болезнь прогрессировала медленно, и состояние здоровья было стабильным, но неоправданное сложное обследование в Кремлевской больнице привело к трагическим последствиям — Александр Иванович потерял сознание и через несколько дней умер.

Награды

Источник: http://people-archive.ru/character/aleksandr-ivanovich-pokryshkin

Покрышкин Александр Иванович

(1913-1985) советский летчик, маршал авиации

Знаменитый ас Александр Иванович Покрышкин родился в небольшой деревне под Новосибирском. Но его детство прошло в городе, куда отец перевез семью, когда мальчику исполнилось два года.

Закончив семь классов, Александр поступил в ремесленное училище. Получив рабочую профессию, он приходит работать на машиностроительный завод «Сибсельмаш». К тому времени он остается единственным кормильцем семьи. Но ему не дают покоя мысли о небе.

На заводе Покрышкин посещает планерный кружок и вскоре становится его руководителем. В 1932 году в числе лучших комсомольцев завода Покрышкина направляют на учебу в военно-авиационную школу. Он страстно мечтал о полетах, но ему не повезло: летное отделение в училище было закрыто, и его зачисляют в отряд авиатехников.

Несколько раз Александр Иванович Покрышкин пробовал перевестись в другое училище, на летное отделение, но все попытки заканчивались неудачей. В 1934 году он заканчивает учебу. Молодой авиатехник вместе с дипломом получает и удостоверение пилота-планериста.

Прибыв в воинскую часть, расквартированную неподалеку от Краснодара, Покрышкин возобновил свои хлопоты о поступлении в летную школу. Он пишет письмо народному комиссару обороны и наконец добивается разрешения на поступление в Качинское училище военных летчиков.

В 1939 году Александр Иванович Покрышкин заканчивает его, получает диплом летчика-истребителя. Его направляют в воинскую часть, расквартированную в Западной Украине. Вскоре он, обретя большой опыт, становится летчиком-инструктором. До начала Великой Отечественной войны он занимается обучением молодых летчиков и проявляет себя талантливым наставником.

Впоследствии ему неоднократно будут предлагать перейти на инструкторскую работу. Но Покрышкин, считая, что профессиональный летчик должен летать, будет неизменно отказываться.

С первых же дней войны он находится на фронте, видит, какие потери несет советская авиация. По мнению Александра Ивановича Покрышкина, причина крылась в неправильном и неумелом использовании возможностей техники, слепом следовании устаревшим инструкциям.

Начиная с зимы 1941 года, он работает над созданием новой тактики воздушного боя, проверяя теорию на практике. Покрышкин первым среди летчиков-истребителей отказался от полетов в групповом строю.

Теперь он летает в паре с ведомым. Принципы ведения боя Покрышкин выразил в краткой формуле: «Высота — скорость — маневр — огонь».

Он на деле доказал, что действия пары истребителей не менее результативны, чем действия большой группы.

Но его тактика не находила поддержки у высокого начальства, которое не принимало отступления от летного устава. Несмотря на то, что летчик прекрасно выполнял все боевые задания, а его эскадрилья несла минимальные потери, его неоднократно подвергали взысканиям за нарушение режима полетов, называли его тактику самодеятельностью.

Начальство постоянно задерживало представления Покрышкина к наградам и к следующим воинским званиям. Дело дошло до того, что в 1942 году его даже исключили из списков полка. Но летчик не собирался отступать. «Я воюю за Родину, а не за ордена», — повторял он.

Но в мае 1943 года ситуация изменилась. Александру Ивановичу Покрышкину присваивают звание Героя Советского Союза и, по распоряжению Сталина, внеочередное звание полковника. Он вновь командует эскадрильей.

Теперь у него есть возможность на деле проверять свои тактические находки, не спрашивая на то разрешения. Результаты не замедлили сказаться: сократились потери личного состава, техники. Возросло число сбитых самолетов противника. И уже через три месяца Покрышкин был удостоен второй Золотой звезды.

К тому времени его уже хорошо знали фашистские летчики. Одно его имя приводило их в ужас. Когда самолет Покрышкина появлялся в небе, наземные немецкие службы посылали своим асам предупреждение: «Внимание, внимание, в воздухе Покрышкин!»

Лишь после войны выяснилось, что лично фельдмаршалу Герингу поступали доклады о тактике ведения боя русским летчиком. Немецкое командование искало средства, чтобы ей противодействовать, потому что действия Александра Ивановича Покрышкина в воздухе наносили ощутимый урон.

А вот непосредственное начальство продолжало донимать летчика запретами. Однажды ему даже пригрозили за вводимые новации расстрелом.

Но слава Александра Ивановича Покрышкина росла. Он считался лучшим летчиком Южного фронта. В народе о его подвигах ходили легенды.

С особой симпатией относились к нему союзники. В 1944 году он получил в качестве подарка от американского президента Рузвельта истребитель последней модели, изготовленный лично для него. Но Покрышкин предпочитал громить врагов на самолете конструктора С. Лавочкина.

На фронте летчик встретил и свою любовь. Пролетев над госпиталем, где его избранница работала медсестрой, он сбросил сумку, где было письмо с признанием в любви. Конечно, это произвело впечатление на девушку.

Знаменитая формула Покрышкина сработала и здесь. Молодые люди поженились, но оставались вместе до тех пор, пока не оказалось, что Мария ждет ребенка. Перед его рождением она демобилизовалась и отправилась на родину мужа, в Новосибирск.

Местные власти семье своего знаменитого земляка подарили дом.

Рождение дочери почти совпало с получением высокой награды. В августе 1944 года Александру Ивановичу Покрышкину первому из советских летчиков было в третий раз присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени он уже командовал гвардейской истребительной авиационной дивизией.

После окончания войны он хотел продолжать летать, но его направили учиться в Военную академию имени М. Фрунзе. Он досрочно закончил курс и в числе лучших выпускников был принят на летный факультет Академии Генерального штаба.

Затянувшаяся учеба сослужила Александру Ивановичу Покрышкину добрую службу; можно сказать, спасла ему жизнь. Ведь завистников у легендарного летчика было немало. Среди них был и сын Сталина Василий.

Не будь Покрышкин слушателем Академии, трудно сказать, как бы в ту пору сложилась его жизнь. Путь в ГУЛАГ был никому не заказан.

Тем не менее после окончания Академии Генерального штаба, Покрышкин был вынужден покинуть военно-воздушные силы и перейти в только что организованные войска ПВО страны.

В течение трех лет Покрышкин являлся заместителем главнокомандующего ПВО. В числе других военачальников он создавал противовоздушный щит СССР.

Отслужив в любимой авиации все мыслимые сроки, став маршалом авиации, Александр Иванович Покрышкин переходит в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) СССР и становится его председателем. Но и здесь он продолжает летать, передает свой опыт молодым летчикам, одновременно он входит в группу генеральных инспекторов Министерства обороны.

Окончательный уход Покрышкина с летной работы состоялся в 1980 году. Но он продолжал руководить ДОСААФом. После его смерти жена осталась верной его памяти. Она сохранила все его личные вещи, отказываясь их продавать коллекционерам за любые деньги. Мария Кузьминична Покрышкина верит, что «летчики не умирают, они просто уходят в небо».

Источник: http://biografiivsem.ru/pokryshkin-aleksandr-ivanovich

Ссылка на основную публикацию